Дружеская беседа риторика

Известный французский философ Мишель Монтень назвал беседу «самым плодотворным и естественным упражнением нашего ума». Беседа основана на взаимном влиянии коммуникантов, намерения и стремления которых могут совпадать или противоречить друг другу. Замысел беседы не принадлежит исключительно какой-либо стороне, хотя у каждого из коммуникантов могут быть заранее намеченные цели: во время диалога общая стратегия беседы может постоянно корректироваться в связи с меняющимся содержанием общения.

В процессе беседы оба се участника постоянно активны: пока один говорит, другой следит за речью собеседника, а результаты этого слушания отражаются в последующем высказывании, которое требует внимания и последующей реплики другого коммуниканта. Главный принцип общения в беседе — равноправие, которое связано с тем, что главенство в разговоре постоянно переходит от одного участника диалога к другому.

Если этот принцип не соблюдается, перед нами типичная непродуктивная беседа, которая ориентирована не на взаимный обмен информацией или эмоциями и даже не на оказание влияния, а на высказывание мнения только одного собеседника, на передачу информации, важной и интересной лишь для него. Такая беседа в коммуникативном плане малоэффективна.

Чрезвычайно важно заранее настроиться на продуктивную беседу, ориентированную на то, чтобы учитывать не только свои интересы и желания, но и интересы и желания другого. Этот настрой должен определять все — от первых слов до заключительной реплики.

Способы начала беседы (установления контакта) в принципе универсальны: следует выделить потенциального собеседника взглядом, посмотреть на него внимательно, но не навязчиво. Следующий позитивный шаг — улыбка, которая является важным контактообразующим средством. Далее рекомендуется нейтральное замечание, при этом высказывание не должно быть негативным. Фразы с началом «Терпеть не мог}’…», «Противно смотреть на…» и т.п. мало подходят для завязывания беседы, зато вполне уместны высказывания о ситуации, в которой находятся оба собеседника, о занятиях, интересах собеседника. Традиционные замечания о погоде издавна служили и служат поводом для начала беседы; могут вызвать взаимный интерес реплики о пейзаже, окружающих зданиях, предметах интерьерах.

Так называемая истинная беседа — это беседа, в которой используется так называемая ты-стратегия, направленная на собеседника, ставящая наравне с мыслями и чувствами говорящего мысли и эмоции того, с кем ведется разговор. При использовании подобной стратегии, во-первых, говорится о том, что интересно собеседнику, а слушание занимает не менее важное место, чем говорение; во-вторых, высказываемое мнение выражается не категорично, обязательно используются высказывания, приятные для собеседника и выражающие согласие с ним; в-третьих, местоимение «вы» или «ты» (в зависимости от отношений между коммуникантами) употребляется не реже, а желательно даже чаще, чем местоимения «я» или «мы», имя собеседника часто повторяется. Ориентируясь на эти три главные установки, говорящий произведет впечатление приятного собеседника, даже если он будет ограничиваться минимальными репликами.

Стандартная продуктивная модель истинной беседы с человеком, не относящимся к числу близких друзей или родственников, — разговор на отвлеченные темы, не предполагающие вторжение в сугубо личную сферу общающихся. Необходимое условие для этого — нахождение с помощью нескольких «разведывательных» вопросов такой темы (или таких тем). Важна также осознанная словесно-интонационная поддержка (интонация доброжелательности, заинтересованности и искренности).

Беседа может быть гармоничной, ориентированной на общение «в унисон» (такой диалог и называют диалог-унисон) и конфронтационной (диалог-диссонанс). К первой разновидности относятся дружеская и «светская» беседы, а также «застольная» беседа, которая, в сущности, является объединением дружеской и «светской» с преобладанием того или другого варианта. Ко второй — значительная часть деловых бесед, где в более или менее скрытом виде сталкиваются интересы различных участников, и частная конфронтационная беседа. Очень важно в деловой коммуникации стремиться к созданию атмосферы доброжелательства, для которой характерна гармоничная беседа.

Конфронтационная беседа может сближаться со спором (см. гл. 10), поскольку в ней происходит столкновение мнений или позиций. Однако в ней, в отличие от спора, обычно отсутствует ведущий тезис, за и против которого выступают говорящие, и совершенно не обязательны логические аргументы.

Не всегда можно уклониться от беседы-диссонанса. Такая беседа — своеобразная дуэль, в которой, если один собеседник «выронит оружие», этим обязательно воспользуется противник. Поэтому следует знать, какие средства можно использовать, чтобы получить некоторое преимущество или, по крайней мере, лишить преимущества собеседника.

В качестве ответа на некорректное поведение собеседника в конфронтационной беседе может быть использовано прямое указание на нарушение позитивных установок. Например, в телеинтервью с художником А. Шиловым ведущий регулярно перебивал его ироническими репликами, задавал саркастические вопросы. Долго терпеть такое поведение собеседника известный живописец не стал и прервал его прямой конфронтационной репликой: «Вы меня перебиваете. Я вас не перебивал. Вы ведь спрашиваете мое мнение, и зрителям интересно мое мнение, а не ваше». Возразить было нечего, и тележурналист перестал мешать интервьюируемому высказаться.

В ситуации, когда задаются неприятные вопросы, на которые не хочется отвечать, можно дипломатично уйти от ответа. Пример подобного ухода — ответ генерального секретаря НАТО Хооп Схеффера обозревателю газеты «Аргументы и факты»:

  • — В начале нашего разговора вы сказали: «Двери НАТО открыты для всех». Означает ли это, что они открыты также и для России?
  • — О, еще одни популярный вопрос. По, скажем так, вам лучше задать его президенту Путину и российскому народу: видят ли они Россию в НАТО?
  • — А можно все-таки узнать именно ваше мнение?
  • — Мой ответ таков: я пока не знаю о каких-либо намерениях России вступить в НАТО.

Возможно использование вопроса в качестве ухода от ответа (в том же интервью).

  • — В последнее время резко ухудшились отношения России и балтийских государств, возникли территориальные претензии. Многие считают, что это происходит потому, что они вступили в НАТО. Что вы обо всем этом думаете?
  • — И почему это мы так много внимания уделяем нашим балтийским друзьям?

Еще один способ перехватить инициативу — просьба-контрудар, чаще всего начинающаяся со слов «хотелось бы знать (увидеть, услышать)»:

  • — Еще одно мнение: угроза современному миру — международный терроризм — идет все-таки из Азии, но НАТО продолжает расширяться в Европе. Логично ли это?
  • — Слушайте, вы мне столько раз сказали — вот у людей есть такое мнение, вот они так считают… Хотел бы я лично встретиться с этими людьми!

В реплике-возражении важно не только содержание, но и форма. Остроумный, решительный, сбивающий противника с мысли ответ человека, у которого «хорошо подвешен язык», может оказаться решающим. Например, очень важно правильно ответить на вопрос, использованный в качестве ответа. Вот реплика-ответ на такой вопрос в уже приведенном примере:

— Потому что ваши балтийские друзья сделали все, чтобы его привлечь.

Не менее важно «удовлетворить желание» собеседника (или хотя бы пообещать сделать это), когда он использовал в качестве реплики просьбу-контрудар:

  • — Еще одно мнение: угроза современному миру — международный терроризм — идет все-таки из Азии, но НАТО продолжает расширяться в Европе. Логично ли это?
  • — Слушайте, вы мне столько раз сказали — вот у людей есть такое мнение, вот они так считают… Хотел бы я лично встретиться с этими людьми!
  • — О, я в Москве их вам сколько угодно покажу.

«Непродуктивная» беседа — это беседа «в кавычках», не доставляющая удовольствия и не приносящая пользы, своеобразный суррогат общения, заменяющий настоящий диалог. Простейший вариант «непродуктивной» беседы беседа мнимая, представляющая собой обмен не связанными по смыслу репликами. Подобная «беседа» возникает в результате сознательного нежелания одного из собеседников вступать в общение, его увлеченности своими мыслями или по причине низкого культурного уровня коммуниканта, не позволяющего адекватно и внятно ответить ему или даже просто понять обращенные к нему слова. Ярким примером мнимой беседы может послужить разговор двух персонажей в повести С. Довлатова «Заповедник»:

Дом-то маткин. На мать записан. А матка во Пскове. У ей ноги распухши…

Естественно, такую беседу можно вести только при крайней необходимости (в приведенном примере рассказчику было совершенно необходимо жилье). В подобном случае, действительно, следует использовать ту тактику, которую и избрал герой, повторять одно и то же, упорно добиваясь хотя бы какого-то конструктивного ответа.

Другой, более распространенный вариант «непродуктивной» беседы — это единство высказываний, взаимосвязанных, но не представляющих интереса, по крайней мере, для одного из коммуникантов (а часто — и для обоих).

Можно выделить несколько типичных моделей, характерных для подобной беседы. Две главные разновидности ее связаны либо с так называемой стратегией близости, подразумевающей максимальное сближение с собеседником, либо, наоборот, со стратегией отстранения, которая ориентирована на создание психологической дистанции между собой и коммуникантом при видимости обмена мнениями и информацией. Рассмотрим некоторые модели.

При этом отвечающий вынужден все время говорить о себе, что многим, действительно, приятно, однако не в ситуации, напоминающей допрос. Инициативу перехватить не удается, и «следователь» в конце концов начинает раздражать.

  • 2. Череда максимально сходных реплик говорящих, заключающих в себе различные жалобы — на супругов и детей, зарплату и начальство, погоду и жилье. Близка к описанной модель, состоящая из поочередного осуждения всего и всех или из передачи сплетен.
  • 3. Использование набора следующих друг за другом рассказов или анекдотов, с помощью которых достигается отстранение от собеседника. Естественно, хороший, вовремя и умело рассказанный анекдот или история могут стать украшением беседы, но, если весь разговор превращается в цепь подобных воспроизводимых текстов, он перестает быть настоящей беседой, какое бы удовольствие ни испытывал рассказчик и, возможно, на первых порах его слушатели.
  • 4. «Судорожная говорливость», также являющаяся средством отстранения. Говорящий боится пустить собеседника в свой внутренний мир и для заполнения пауз использует любую информацию обо всем, что попадается на глаза или всплывает в памяти, причем в подобной «беседе» сосуществует множество сменяющихся тем и ни с чем не связанных реплик. Никакого равноправного общения и взаимной корректировки в такой ситуации быть не может.

Чтобы превратить мнимую беседу в истинную, необходимо скорректировать поведение собеседника. Для этого можно использовать два основных способа. Первый как можно тактичнее и мягче попросить изменить способ общения. Второй — предложить собеседнику собственную модель беседы: можно не ответить на очередной вопрос из целой серии, а после небольшой паузы задать свой, который бы хотелось бы обсудить, можно подать диссонирующую реплику в ответ на жалобу или осуждение («Наверное, не все так уж плохо…»; «Зато теперь у тебя будет больше свободного времени» и т.п.).

Умелый собеседник может регулировать чужую речь, «управлять» ходом беседы: он может поощрять высказывания одного содержания и эмоционального настроя и игнорировать другие; поддержка собеседника может выражаться в поддакивании, совмещающемся со средствами невербальной поддержки. Важно иметь в виду, что теплый, сочувственный тон ориентирует на психологическое сближение с собеседником и развитие темы. Поддержка говорящего может выражаться также в репликах удивления («вот как»; «вот оно что»; «надо же»; «что вы говорите») и согласия («правильно», «прекрасно», «точно», «очевидно», «несомненно», «трудно возразить»).

Для сближения с собеседником и поддержки развиваемой им темы следует выразить словами положительные эмоции. Очень важен для управления беседой речевой подхват — завершение или дополнение незаконченной собеседником реплики. Вот типичный речевой подхват, использованный одним из беседующих друзей, персонажей романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого», дополняющий и конкретизирующий высказывание другого:

  • — Да, — вздохнул Бритоголовый. — Мне торопиться нечего. Особенно теперь, когда она здесь… Все невероятно.
  • — И непредсказуемо? — с некоторым ехидством отозвался собеседник.
  • — Да, пожалуй что…

Хорошее слово, помогающее направить беседу в нужное русло — слово «кстати». Оно может быть употреблено в очень многих случаях: давая возможность развить тему, интересную собеседнику, оно как бы «переводит стрелки» разговора на другой путь.

  • — Можно задать один вопрос? Какие экспонаты музея — подлинные?
  • — Разве это важно?
  • — Мне кажется — да. Ведь музей — не театр.
  • — Здесь все подлинное. Река, холмы, деревья — сверстники Пушкина. 1£го собеседники и друзья. Вся удивительная природа здешних мест…
  • — Речь об экспонатах музея, — перебил я…

Конечно, различные способы ведения беседы требуют некоторого умения и практической отработки, однако они довольно просты и позволяют с минимальными усилиями ввести беседу в то русло, которое предпочтительнее для адресанта.

Так называемая светская беседа — разговор из вежливости или по необходимости с малознакомым человеком. Она в некоторых случаях является частью и делового общения или предваряет его. В «светской» беседе особенно важно соблюдение правил речевого этикета (см. гл. 15). Начинать подобную беседу следует с представления. От ситуации и собеседника зависит, как называть свое имя. Следует учитывать, что людям старшего возраста привычнее разговаривать, называя собеседника по имени-отчеству. Чем образованнее человек, тем чаще он предпочитает употреблять не только имя, но и отчество в разговоре с малознакомыми людьми. В современной деловой и политической речи, по аналогии с западноевропейской традицией, отчество стали употреблять реже, поэтому назвать себя по имени и употреблять только имя собеседника в такой ситуации возможно, однако, если другой участник разговора спрашивает отчество, необходимо также осведомиться о его отчестве.

Важный начальный этап — создание психологического настроя, т.е. любая похвала собеседнику, в том числе комплимент (см. гл. 7). Побуждение собеседника к рассказу о себе — важный этап «светской» беседы. Однако оно не должно напоминать «пулеметные вопросы» личного характера, которые задаются в «непродуктивной» беседе: тактичные вопросы или замечания должны лишь побудить собеседника поделиться той информацией, которую он хочет сообщить, стимулировать его к общению в той форме, которую он выбирает сам. Следует обязательно вставлять в разговор поддерживающие реплики, высказывать свое мнение, добавлять какие-либо вопросы, чтобы собеседник имел возможность высказаться.

Залог успешности «светской» беседы — так называемое активное слушание, в котором проявляются искренний, а не внешний, формальный интерес и позитивный настрой па беседу. Активное слушание предполагает также уместные вопросы и реплики, вставляемые в речь собеседника и уточняющие его слова, помогающие выяснить, что он имел в виду, выражающие эмоциональное отношение к нему и его словам, однако советы при этом далеко не всегда уместны.

Лучше всего запечатлевается в памяти окончание разговора. Можно привести пример, который помнят тысячи зрителей, смотревших сериал «Семнадцать мгновений весны» по роману Юлиана Семенова:

Уже открыв дверь, Штирлиц хлопнул себя по лбу и засмеялся: — Я стал склеротическим идиотом… Я ведь шел к тебе за снотворным. Я именно за этим к тебе шел: все знают, что у тебя хорошее шведское снотворное…

Запоминается последняя фраза — это Штирлиц вывел для себя, словно математическое доказательство. Важно, как войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхода из разговора. Теперь, думал Штирлиц, если Рольфа спросят -кто к нему заходил и зачем — он наверняка ответит, что заходил к нему Штирлиц и просил шведского снотворного. Рольф снабжал половину управления снотворным — его дядя был аптекарем.

Очень важно закончить светскую беседу словами, которые произведут благоприятное впечатление, подведут итог общению, заставят запомнить говорящего как человека тактичного, приятного, искренне интересующегося тем, что значимо для его собеседника. Безусловно, это важно и для деловой беседы, несмотря на ее специфику.

Герхард Шрёдер, Конрад Адэнауэр и Генрих фон Брентано беседуют на государственном приеме

Светская беседа (также светский разговор) — один из речевых жанров, являющихся неотъемлемой частью светского этикета и культуры общения в образованных слоях общества большинства стран мира. Подразделяется на несколько субжанров, имеет определённые правила в зависимости от стиля и степени формальности. Значимой частью светской беседы, её своеобразным компасом, является языковая интуиция. Светская беседа носит разный тематический и интонационный окрас в зависимости от пола и класса коммуникантов. По стилю различаются формальные, полуформальные и неформальный типы. Типичные темы светской беседы: в женских и смешанных группах погода, дети, семья, культура, литература; в мужских или преимущественно мужских — бизнес, геополитика, спорт.

История

Жанр светской беседы оформился при дворах европейской (в первую очередь французской) знати во времена Просвещения и вместе с французским языком проник в другие страны Европы, например, в Великобританию где получил дальнейшее развитие, в том числе в её североамериканских колониях. В Россию жанр светской беседы проник во времена Петра Великого из стран Западной Европы, и к началу XVIII века почти официально закрепился повсеместно как при столичном дворе, так и в знатной среде поместного дворянства провинции. В Российской империи светская беседа получила необычайно широкое распространение в дворянской среде XIX века, в особенности на балах, где могла вестись на нескольких языках (обычно на русском и французском). Русская светская беседа обыкновенно пестрила галлицизмами, к концу века появились германизмы и англицизмы. После октябрьской революции 1917 года, как и другие проявления бывшей буржуазной жизни, светская беседа в России игнорировалась по причине массовой эмиграции белогвардейцев и членов высших сословий, в среде которых она культивировалась. На место светской беседы пришли — лозунги, призывы, и другие ярко демонстративные жанры направленные на общение с пролетариатом и крестьянством. Бессознательное возрождение жанра в среде новой советской меритократии началось уже во времена оттепели и приобрело осознанный характер после 1990-х годов.

Характеристика жанра

  • Фразы, открывающие беседу.
  • Фразы для поддержания беседы.
  • Переходные фразы.
  • Закрывающие фразы.

См. также

  • Языковая интуиция

Ссылки

  • Логика светской беседы

Литература

  • Арутюнова Н. Д. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992.
  • Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. в семи томах. Т. 5. М., 1996.
  • Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.
  • Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 2001.
  • Дементьев В. В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // ВЯ. 1997. No 1.
  • Дементьев В. В. Фатические речевые жанры // ВЯ. 1999. No 1.
  • Дементьев В. В. Светская беседа: жанровые доминанты и современность // Жанры речи. Саратов, 1999.
  • Левонтина И. Б. Время для частных бесед // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М., 1994.
  • Матвеева Т. В. К лингвистической теории жанра // Collegium. Киев, 1995. No 1-2.
  • Рытникова Я. Т. Семейная беседа как жанр повседневного речевого общения // Жанры речи. Саратов, 1997.
  • Седов К. Ф. Анатомия жанров бытового общения // Вопросы стилистики. Саратов, 1998. Вып. 27.
  • Сиротинина О. Б. Некоторые размышления по поводу терминов «речевой жанр» и «риторический жанр» // Жанры речи. Саратов, 1999.
  • Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
  • Федосюк М. Ю. Нерешённые вопросы теории речевых жанров // ВЯ. 1997. No 5.
  • Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М., 2001.
  • Шмелёва Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997.

Беседа — один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, установок, отношения к среде, к коллективу и т. п.). Беседа сочетается с другими методами психолого-педагогического исследования: с наблюдением, анкетированием, экспериментом и пр.

Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана, как правило, не включающего конкретных вопросов (в отличие от анкет и опросников), с выделением основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата. Подготовка беседы включает в себя подбор целевых и поддерживающих вопросов, которые экспериментатор намерен задавать во время беседы. Поддерживающие вопросы помогают вести беседу, поддерживать разговор, а целевые необходимы, чтобы выяснить задачу исследования. Вопросы, подобранные для беседы, образуют список, который называется вопросником.

Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя (педагога, экспериментатора), степени его педагогической и психологической подготовки, уровня его теоретических знаний, от искусства ведения беседы. При организации беседы от психолога требуется умение вступить в контакт с клиентом, умение поддерживать нужное направление разговора. Нельзя не принимать во внимание личные качества и способности человека, вовлекаемого в беседу. Скрытен он или откровенен, доверчив или подозрителен, возбужден или подавлен — все это влияет и на ход, и на результативность беседы.

Формулировки отдельных моментов беседы строятся таким образом, чтобы об искомых признаках можно было судить не только по прямым суждениям (высказываниям) исследуемого (не всегда искренним и объективным), но и по косвенным показателям (использование примеров и деталей, комментарии, мимика, эмоциональные реакции и пр.). Ход и содержание беседы фиксируются (например, с помощью диктофона, магнитофона, видеосъемки).

Для использования метода беседы исследователь, экспериментатор должен обладать достаточным опытом и тактом, чтобы свести к минимуму ошибки, обусловленные собственными установками, а также учитывать влияние на ход беседы ряда косвенных факторов: эмоциональное и физическое состояние исследуемого, его отношение к исследователю и непосредственно к беседе, влияния факторов обстановки, времени и пр.

Результаты, полученные методом беседы, не поддаются формализации и статистической обработке. По ним можно лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака. Результаты беседы в комплексном исследовании носят предварительный характер и должны быть сопоставлены с результатами других методов, таких как наблюдение, эксперимент и др.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1) Терапевтическая беседа

2) Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

3) Автобиографическая беседа

4) Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

5) Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

Виды бесед (по другой классификации):

1) непринужденная беседа,

2) интервью,

3) вопросники,

4) психологические анкеты.

Различают управляемую и неуправляемую форму беседы. Управляемая беседа проводится по инициативе психолога, он определяет и поддерживает основную тему разговора. Неуправляемая беседа чаще возникает по инициативе респондента, а психолог лишь использует полученную информацию в исследовательских целях.

В управляемой беседе, служащей для сбора информации, отчетливо проявляется неравенство позиций собеседников. Психологу принадлежит инициатива в проведении беседы, он определяет тематику и задает первые вопросы. Респондент обычно отвечает на них. Асимметричность общения в этой ситуации может снизить доверительность беседы. Респондент начинает «закрываться», намеренно искажать сообщаемые им сведения, упрощать и схематизировать ответы вплоть до односложных высказываний типа «да-нет».

Управляемая беседа не всегда эффективна. Иногда более продуктивна неуправляемая форма беседы. Здесь инициатива переходит к респонденту, а беседа может принимать характер исповеди. Такой вариант беседы типичен для психотерапевтической и консультативной практики, когда клиенту необходимо «выговориться». В этом случае особое значение приобретает такая специфическая способность психолога, как умение слушать.

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

1) Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

А) Выяснение (использование уточняющих вопросов)

Б) Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)

В) Словесное отражение психологом чувств респондента

Г) Резюмирование

2) Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Метод беседы. Виды и формы беседы

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Метод беседы. Виды и формы беседы

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Метод беседы. Виды и формы беседы

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *