Движимое имущество с 2019

Летние поправки в законодательстве 2018 года привели к изменению взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Были внесены ряд изменений, которые затронули как камеральную, так и выездную проверку. В этих изменениях есть полезные нюансы для налогоплательщиков, которые помогут грамотно отвечать на вопросы налоговой.

Основные новшества

Налог на имущество — это региональный налог: помимо гл. 30 НК он устанавливается еще и региональными органами власти. С 1 января 2018 года прекратила действие федеральная льгота, которая частично или полностью освобождала от налога движимое имущество компаний, принятое на учет как основные средства с 1 января 2013 года (п. 25 ст. 381 НК). Право устанавливать самостоятельно такую льготу предоставили регионам. Именно они решают, будут ли льготировать или нет эти объекты основных средств. И часть субъектов приняли соответствующие нормативные акты на 2018 год. Такое решение, в частности, было принято Владимирской областью (Закон от 27.12.2017 № 135‑ОЗ), Ивановской областью (Закон от 11.12.2017 № 94‑ОЗ), Московской областью (Закон от 03.10.2017 № 159/2017‑ОЗ) и др. Получить актуальную информацию о ставках и льготах по имущественным налогам можно на сайте ФНС с помощью специального сервиса.

Минфин и налоговая не раз напоминали о том, что, если субъект не принимал никаких решений, то тогда нужно ориентироваться на нормы федерального закона, согласно которому льгота отсутствует и поэтому объекты основных средств следует включать в расчет налогооблагаемой базы. Если региональные нормы приняты не были, то ставка налога в 2018 году была 1,1 %.

Когда организация заявляет льготу, налоговые органы, согласно п. 6 ст. 88 НК, могут проводить углубленную камеральную проверку налоговой декларации. То есть в субъектах, в которых предоставлена льгота, нужно пояснять, что нормой воспользовались правильно.

На 2019 год действует Федеральный закон от 3.08.2018 № 302-ФЗ. Но в силу п. 6 ст. 88 НК по годовой декларации за 2018 год придется давать пояснения по льготируемому движимому имуществу. А начиная с отчетности за первый квартал 2019 года у таких компаний уже не будет оснований обосновывать при камеральной проверке, какое имущество они включили в расчет налоговой базы.

Существенные поправки внес Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ, согласно которому при изменении характеристик объекта налог на имущество считают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Субъекты своими законодательными актами устанавливают, у кого какое имущество будет облагаться по кадастровой стоимости. По-прежнему налог на имущество не платится, но если недвижимость попала по кадастровой стоимости в перечень субъекта, то налог на недвижимость возникает и при спецрежиме.

На 2019 год установлено, что налог можно пересчитывать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году изменилась кадастровая стоимость. Это связано с поправками, внесенными в ст. 52 и ч. 2 НК РФ. Изменения кадастровой стоимости могут быть связаны с исправлением технической ошибки в величине кадастровой стоимости или уменьшением налога в результате корректировки ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Также могут быть изменения из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости.

В 2019 году с 1,9 до 2,2 % повышаются предельные налоговые ставки по законам субъектов РФ — в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов (пп. 1, 3 ст. 380 НК РФ).

К 70 субъектам РФ, в которых в соответствии с региональными законами действует порядок налогообложения объектов недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости, присоединились еще четыре региона: Иркутская, Курская, Смоленская области и Чувашия. Поэтому нужно обращать внимание на то, какие законодательные особенности предусмотрены субъектами. Как правило, субъекты принимают законодательные акты с учетом того, что они должны быть опубликованы не позднее чем за месяц до начала налогового периода.

Поскольку налоговый период на налог по имуществу — год, то все законодательные акты должны были быть приняты к 1 декабря 2018 года. Однако есть исключение с Законом г. Москвы от 20.02.2019 № 7, который был принят в феврале, но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Для расчета налога на имущество организаций помимо Налогового кодекса используется бухгалтерский учет, но в нем существенных изменений не произошло. Поэтому основными документами для ведения учета и расчета налога на имущество остаются:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (утвержден Приказом Минфина от 30.03.2001 № 26Н);
  • Методические рекомендации по учету основных средств (утверждены Приказом Минфина от 12.10.2003 № 91Н);
  • Федеральный закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34Н);
  • Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета (утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н);
  • Приказ Минфина РФ от 17.02.97 № 15;
  • Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено Письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160);
  • Учет по аренде (утвержден Приказом Минфина РФ от 16.10.2018 № 208Н – документ, принятый относительно недавно, в котором рассматриваются ситуации лизинга и аренды. В обязательном порядке он будет применяться только с 2022 года. По арендным отношениям по нему можно начинать работать с 2019 года, и это намерение нужно отразить в учетной политике.

Движимое и недвижимое имущество: как разграничить?

В прошлом году вышли сразу два письма налоговой – Письмо ФНС от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@ и Письмо ФНС РФ от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@. В этих документах приводятся критерии разграничения видов имущества.

Так, недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации, о чем свидетельствует запись в ЕГРН. Если такой записи нет, то дальше смотрим: если в соответствии со ст. 130 ГК РФ есть прочная связь объекта с землей и невозможно перемещение либо если при перемещении будет несоразмерный ущерб для эксплуатации основного средства, то тогда это будет считаться недвижимым имуществом.

Для объекта капитального строительства нужны документы: технический учет или техническая инвентаризация объекта в качестве недвижимости, разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.

В Письме ФНС от 18.10.2018 № БС-4-21/20327@ анализируется судебная практика по налогу на имущество, когда возникают вопросы о квалификации объектов в качестве движимых или недвижимых. В частности, в нем приводится постановление Арбитражного суда Московского округа, в котором разбираются объекты типа «технологические трубопроводы» и «газоходы». У компании был вывод апелляционной инстанции о том, что эти объекты движимые. В качестве аргументов указывалось то, что такие объекты являются сборно-разборными конструкциями, имеющими в своем составе отводы, тройники, клапаны, опоры и т.д., что делает возможным их перемещение на новое место при сохранении эксплуатационных качеств. Но суд все же вынес окончательное решение о том, что такое имущество — недвижимое.

Другая спорная ситуация приводится в Постановлении Арбитражного суда СЗО от 18.05.2018 № Ф07-5328/2018 по делу № А05-1595/2017. В данном случае поднимается вопрос об отнесении комплекта трансформаторов к недвижимому имуществу и, как следствие, значительному занижению налоговой базы по налогу на имущество организаций. Суды рассматривают трансформаторную подстанцию с находящимися в ней трансформаторами как единую сложную вещь и считают, что она является объектом недвижимого имущества, поскольку вынужденное деление единого комплекса «приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии».

Новая налоговая декларация

Приказ ФНС от 4.10.2018 № ММВ-7-21/575@ утвердил новую форму декларации и расчета по налогу на имущество и изменил порядок ее заполнения. Ее нужно применять, начиная с отчетности за 2019 год.

На что нужно обратить внимание:

  • исчезло поле Раздела 2 «в том числе недвижимое имущество» (код строки 141) и «Остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12 (в рублях)» (код строки 270);
  • удалены поля для указания местонахождения обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс;
  • добавлены положения, позволяющие учитывать изменение кадастровой стоимости при исчислении налога (в Разделе 3 появилась строка с кодом 095 «Коэффициент Ки»);
  • появились новые положения — чтобы можно было исчислить налог в случае изменения кадастровой стоимости в результате изменения в течение налогового периода качественных или количественных характеристик объекта, при возникновении или, наоборот, прекращении у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности;
  • внесено поле «Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации» (код строки 030 Раздела 2.1). Его нужно заполнять, если у объекта недвижимого имущества отсутствует кадастровый номер и условный номер, которые указаны в ЕГРН, и имеется инвентарный номер, а также присвоенный адрес на территории РФ;
  • В Порядке заполнения декларации появилось приложение № 7 «Коды субъектов Российской Федерации»;
  • в п. 1.6 Порядка исчезли положения о процедуре представления одной налоговой декларации в отношении подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ суммы налога, по согласованию с налоговым органом по субъекту РФ.

Еще стоит обратить внимание на Письмо ФНС от 05.12.2018 № БС-4-21/23605. Перед тем как сдать налоговую декларацию, вы можете благодаря этому письму посмотреть, какие должны быть соотношения показателей декларации по налогу на имущество.

В 2019 году начинает действовать новшество: если у налогоплательщика в нескольких инспекциях одного субъекта есть объекты недвижимости, то у него есть возможность предоставлять единую отчетность и единую декларацию в любой из налоговых органов (Письмо ФНС от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@). Поскольку налог на недвижимость — региональный, всё будет идти в один субъект. В отчетность нужно будет включать все объекты недвижимости, которые находятся в этом регионе и облагаются налогом по среднегодовой стоимости.

Налоговый орган следует поставить в известность о выборе конкретной инспекции и о том, что вы намерены сдавать отчеты в эту инспекцию: это нужно успеть сделать до 1 апреля 2019 года.

В Письме ФНС от 03.12.2018 № БС-4-21/23363 уточняется, в каких случаях в единой налоговой отчетности могут отказать:

  • если уведомление подано после 30 апреля 2019 года;
  • если в уведомлении указаны ошибочные реквизиты;
  • если налогоплательщик не стоит на учете в том налоговом органе, который он выбрал для представления единой налоговой декларации;
  • если уведомление представлено в случае, когда у налогоплательщика имеются исключительно объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость;
  • если в субъекте принят закон, устанавливающий в налоговом периоде нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

В случае если вы неправильно рассчитали налог, то обратите внимание на Письмо Минфина от 23.08.2017 № 03-03-06/2/53941. В нем говорится о том, что если сумма налога или авансового платежа завышена по ошибке, то тогда можно подать уточненную декларацию. Хотя абз. 2 п.1 ст. 81 НК РФ не обязует, а дает в таком случае право вносить уточнения.

Сроки представления декларации

За 2018 год декларацию нужно успеть представить до 1 апреля 2019 года. Отчетность подается по форме, утвержденной Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

Обновленные формы для отчетности по налогу на имущество следует использовать с первого отчетного периода 2019 года — с учетом поправок, внесенных Приказом ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@.

Большинство организаций платят налог на имущество. Налог региональный, поэтому ставки зависят от места регистрации компании. Ниже рассмотрим основные моменты, на которые важно обратить внимание при расчете и уплате.

Все нюансы, касающиеся анализируемого налога, закреплены в гл. 30 НК РФ.

Кто платит налог на имущество

Организациям России вменяется обязанность по уплате налога, если одновременно выполняются три условия:

  • на балансе есть недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление или полученное по договору концессии);
  • данное имущество учитывается на счетах 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;
  • имеющееся имущество признается объектом налогообложения по основаниям, указанным в ст. 374 НК РФ.

Обратите внимание, что с 2019 года налог на движимое имущество отменен!

Предприятиям не придется платить налог по земельным участкам, водным и культурным объектам, а также по другим видам имущества, поименованным в п. 4 ст. 374 НК РФ.

С ряда организаций в зависимости от рода деятельности налог не взимается (ст. 381 НК РФ).

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном. Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Налоговая база и формула расчета платежей

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2019 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Годовой налог = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе регистрации фирмы установлены отчетные периоды для имущественного налога, нужно рассчитывать авансовые платежи. Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

Согласно ст. 382 НК РФ авансовый платеж равен ¼ средней стоимости за отчетный период, умноженной на ставку.

Авансовый платеж за I квартал = 92 500 х ¼ х 2,2 % = 509 руб.

Аналогичным образом делается расчет платежа за полугодие.

Средняя стоимость за полугодие = (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 + 70) / 7 х 1 000 = 85 000 руб.

Аванс за полугодие = 85 000 х ¼ х 2,2 % = 468 руб.

Средняя стоимость за 9 месяцев = (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 + 70 + 234 + 207 +191) / 10 х 1 000 = 122 700 руб.

Аванс за 9 месяцев = 122 700 х ¼ х 2,2 % = 675 руб.

Годовой налог платится за вычетом всех авансовых платежей.

Налог за 2019 к уплате в бюджет = 2 818 – (509 + 468 + 675) = 1 166 руб.

Налоговая база для определенной части объектов недвижимости соответствует кадастровой стоимости по состоянию на 1 января (ст. 375 НК РФ). Сюда попадает недвижимость из п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

В 2020 году в список добавился новый пункт — «Иные объекты недвижимости, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с гл. 32 НК РФ». Из-за этой формулировки многие компании решили, что перечень объектов стал открытым. Минфин выпустил разъяснение, что речь идет только о том имуществе, которое может находиться в собственности физлиц.

То есть в качестве иных объектов выступают жилые помещения, дачи, жилые строения, гаражи и машиноместа, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках, то есть ограниченный перечень имущества.

Если компания платит налог по кадастровой стоимости, то нужно сначала узнать ее в региональном отделении Росреестра. Если стоимость на ваше имущество не назначена до 1 января, платите налог по среднегодовой стоимости.

Формула расчета по кадастровой стоимости:

Сумма налога за год = Кадастровая стоимость × 2,2 %.

Пример расчета. ООО «ПлюсМинус» имеет в собственности офис в бизнес-центре. Кадастровая стоимость помещения не определена, но известно, что оно занимает 1/16 площади здания. По данным Росреестра, кадастровая стоимость бизнес-центра — 184 млн рублей.

Кадастровая стоимость офиса = 184 млн рублей / 16 = 11,5 млн рублей.

Сумма налога за год = 11,5 млн рублей × 2,2 % = 253 000 рублей.

Авансовые платежи составят = 253 000 / 4 = 63 250 рублей в квартал.

Ставка налога на имущество в 2020 году

На общих основаниях юридические лица рассчитывают налог на имущество исходя из ставки 2,2 % (ст. 380 НК РФ).

Регионы вправе утверждать свои налоговые ставки при условии, что они не будут превышать 2,2 %. Также субъекты РФ могут вводить в действие дифференцированные ставки, которые зависят от категории плательщика.

Прежде чем приступить к расчету налога на имущество, нужно уточнить ставку, действующую в регионе.

Порядок и сроки уплаты налога

Налоговый период — календарный год (ст. 379 НК РФ).

Отчетный период с 2020 года — тоже 1 год. Раньше приходилось каждый квартал сдавать расчеты по авансовым платежам. Теперь их включили в декларацию, поэтому отдельно отчитываться не придется. Последний отчет по авансам сдали за 9 месяцев 2019 года.

По итогам года платится налог на имущество, по итогам отчетных периодов — авансовые платежи. Региональные власти могут принять решение не устанавливать отчетные периоды, тогда платить налог придется только раз в год.

Сроки для уплаты также устанавливают субъекты РФ (ст. 383 НК РФ).

Декларация по налогу на имущество

Обращаем внимание, что Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ утверждена новая форма декларации по налогу на имущество с 2020 года. Приказ вступает в силу 01.01.2020. По итогам 2019 года (до 1 апреля 2020) уже нужно отчитаться по новой форме.

Правила заполнения декларации с построчными комментариями из приложения к Приказу ФНС РФ от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@.

Начиная с 2020 года бухгалтерам больше не придется отчитываться по авансам ежеквартально. В ФНС сдают только годовую декларацию, форма которой изменилась с 2020 года.

В первый раздел добавили строки для расчета налога к уплате и авансовых платежей. А во втором и третьем разделе убрали место для авансовых платежей.

Организации и предприятия, имеющие в собственности объекты движимого имущества и недвижимость, признаются плательщиками имущественного налога. В ряде случаев юрлицо может быть освобождено от налоговых обязательств. В статье расскажем, какое имущество не облагается налогом на имущество, рассмотрим список льгот.

Кто признается плательщиком имущественного налога

Обязательства по уплате налога на имущество могут присваиваться как организациям – собственникам недвижимости (зданий, сооружений, помещений), так и компаниям, владеющим объектами движимого имущества (основные средства, оборудование, техника, т.п.). Таким образом, в общем случае плательщиком имущественного налога признается юрлицо, владеющее имуществом (как движимым, так и недвижимым).

Имущество как объект налогообложения

Одним из основных критериев для признания имущества объектом налогообложения является то, что собственность учитывается на балансе предприятия на счетах 01 Основные средства и 03 Доходные вложения в матценности. Читайте также статью: → «Счет 01. Бухучет основных средств, пример, проводки».

В общем порядке налогом на имущество облагается недвижимость, которой компания владеет на правах собственности, о чем существует соответствующая отметка в Росреестре.

При этом земельные участки, которые также относятся к объектам основных средств, имущественным налогом не облагаются. Кадастровая стоимость земли является базой для расчета земельного налога. Что касается незавершенного строительства, то подобные объекты также не облагаются имущественным налогом. Обоснование данной позиции следующее – до введения объекта в эксплуатацию задние (сооружение, помещение) не признается основным средством (на счете 01 не учитывается), и, следовательно, платить налог на имущество с такого объекта не нужно.

Отдельно стоит остановиться на налогообложении движимых объектов, таких как оборудование, техника, транспорт и прочее имущество, относящееся к категории основных средств, но не имеющих признаков недвижимости. Движимые объекты ОС подлежат налогообложению лишь в ряде случае, а именно:

  • объекты находятся в распоряжении плательщика на основании договора концесии;
  • оборудование, техника и т.п., которыми владеет российская организация, приобретены и фактически используются за границей;
  • движимое имущество приобретено (получено) в целях передачи во временной владение, пользование, доверительное управление.

В последнем случае объектом налогообложения также признается движимое имущество, переданное во временное распоряжение за пределы таможенной территории РФ. Читайте также статью: → «Кто освобождается от уплаты налога на имущество?».

Какое имущество не облагается налогом

В ряде случае имущественные объекты не облагаются налогом, а именно при исключении такого имущества из перечня объектов налогообложения, а также при предоставлении собственнику имущества права на налоговую льготу. Рассмотрим каждый из вышеперечисленных случаев более подробно.

Имущество исключено из перечня объектов налогообложения

На основании положений НК (ст. 374, п. 4) из перечня объектов имущества, подлежащего обложению налога на имущество, исключены:

  • участки земли, объекты водо- и природоресурсов;
  • имущество (как движимое, так и недвижимое), находящееся на балансе структур органов МВД, уголовно-исправительной системы, прокуратуры и прочих силовых органов;
  • имущество, включенное в государственный перечень культурного наследия;
  • все основные средства І и ІІ амортизационной группы;
  • водные суда атомного обслуживания (ледоколы, атомоходы), а также суда, зарегистрированные в РМРС (Российский международный реестр судов);
  • космические объекты и ядерные установки.

Льготируемое имущество

Положениями НК и прочими действующими законодательными актами предусмотрен порядок предоставления льгот на оплату имущественного налога. Согласно документам, льготы носят отраслевой и социальный характер, в связи с чем 100% скидки на оплату налога предоставляются организациям медицинской, научной, религиозной сферы, а также организациям инвалидов.

№ п/п Кому предоставляется льгота Описание
1 Протезные и ортопедические предприятия Не является объектом налогообложения имущество, находящееся в собственности предприятий – изготовителей ортопедической и протезной продукции, а именно:

· средств, используемых для компенсации стойких ограничений жизнедеятельности (протезы верхних и нижних конечностей);

· реабилитационных приборов (бандажи, корсеты, туторы, реклинаторы);

· ортопедической обуви и стелек.

2 Научные центры В случае если научный центр имеет статус государственного (на основании Постановления Правительства РФ), его имущество не облагается налогом. Аналогичное правило действует для ВУЗов при условии, что учебное заведение имеет опытное оборудование, а результаты исследований учреждения признаны на мировом уровне.
3 Адвокатские конторы и юридические организации Все организации, имеющие статус адвокатских образований, могут использовать 100% льготу по оплате налога на имущество. Исключение – адвокатские палаты, относящиеся к категории некоммерческих организаций.
4 Учреждения уголовно-исправительной системы Льгота распространяется на имущество уголовно-исправительных органов только в том случае, если собственность используется для осуществления основных функций такого учреждения.
5 Организации инвалидов Не подлежит налогообложению имущество организаций инвалидов, в случае, если:

· организация создана инвалидами:

· не менее 80% членов организации является инвалидами (членами их семей);

· основная цель организации – представление и защита интересов инвалидов.

Также не облагается налогом имущество юрлиц, 100% уставного капитала которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. При этом льгота не действует на имущество:

· используемое для изготовления и/или реализации подакцизных товаров;

· брокерских компаний и посреднических организаций.

6 Религиозные организации Не облагается налогом имущество организаций, зарегистрированных в качестве юрлица и в виде религиозного объединения граждан на добровольной основе.
7 Фармацевтические компании В случае если основной деятельности организации является изготовление и реализация фармацевтической продукции, имущество такой компании не облагается налогом. При этом важно выполнение следующих условий:

· компания имеет лицензию на осуществляемую деятельность;

· в случае наличия иной деятельности (кроме фармацевтической), компания ведет раздельный учет.

Недвижимость организаций – «спецрежимников»

Право на освобождение от уплаты имущественного налога также зависит от налогового режима, используемого юрлицом. В частности, в рамках положений НК, плательщиками налога не признаются организации ИП на УСН, ЕНВД, ЕСХН и патенте. Читайте также статью: → «Льготы по налогу на имущество организации в 2020».

В случае с предпринимателями, освобождение можно получить лишь при условии подтверждения использования объектов в предпринимательской деятельности.

Что касается компаний и организаций, то для того чтобы получить льготу, юрлицо обязано:

  • оформить право собственности на объект;
  • учитывать имущество на балансе в установленном порядке.

ИП и организации, использующие ОСНО, признаются плательщиками имущественного налога в общем порядке.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Имущественные налоги, уплачиваемые юридическими лицами

налоговый бремя фискальный

Введение

1. Особенности налогообложения юридических лиц

1.1 Понятие юридического лица

1.2 Система налогообложения, применяемая в РФ для юридических лиц

2. Налоги бюджетов субъектов федерации, взимаемые с предприятий и организаций

2.1 Налог на имущество организаций

2.2 Транспортный налог

3. Местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами

3.1 Земельный налог

Заключение

Список литературы

Введение

Формирование правильной законодательной базы налогообложения юридических лиц — основополагающая задача фискальных органов. Так как основным потоком средств для пополнения федерального бюджета как раз и являются взимаемые налоги с юридических лиц. Объективно обусловлено, что российское налоговое законодательство является самой активно изменяющейся отраслью права. Во-первых, за счет налоговых поступлений формируется большая часть средств, обеспечивающих финансирование деятельности Российской Федерации. Во-вторых, сложившийся на настоящий момент паритет власти позволяет практически беспрепятственно в короткий срок возводить в ранг закона все законотворческие инициативы.

Доказательством пристального внимания государства, уделяемого регулированию правоотношений в сфере налогообложения юридических лиц, является внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Государство ведет политику, направленную на снижение налогового бремени. Отменены налоги на рекламу, на операции с ценными бумагами, сборы за использование наименований «Россия», «Российская Федерация». Кроме того, для снижения налоговой нагрузки на предприятии в НК РФ введены специальные налоговые режимы.

В отношении юридических лиц применяют такие налоги как налог на прибыль, НДС, акцизы, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, гос. пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Снижение ставки НДС направлено на сокращение общего уровня налоговой нагрузки.

Существуют особенности налогообложения юридических лиц, которые заключаются в следующем:

1. постановка на учет в налоговых органах предполагает обязанность по уплате налогов и сборов;

2. предприятие самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги;

Предпринимательская деятельность юридических лиц, определение которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств (и иных материальных благ). К последнему (оттоку), с экономической точки зрения, относятся фискальные платежи. Таким образом, стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности юридических лиц включает, в том числе задачу оптимизации или планирования размера налоговых платежей государству.

1. Особенности налогообложения юридических лиц

1.1 Понятие юридического лица

Юридическое лицо — это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Рассматривая вышеприведенное определение юридического лица, можно сказать следующее: основой структуры и хозяйствования юридического лица является — имущественная обособленность. Под «обособленным имуществом» подразумевается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идет об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, от имущества ее членов. В том, что юридическое лицо, в зависимости от его вида, должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо самостоятельную смету (некоммерческая организация) находит конкретное выражение имущественная обособленность. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников) если иное не предусмотрено в законе или в учредительных документах. Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Организационное единство. Из него следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделенные весьма определенной компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Перечисленные и многие другие связанные с юридическим лицом вопросы закрепляются в учредительных документах юридического лица ст. 52, ст. 54 ГК РФ. Следовательно, каждое юридическое лицо должно создаваться и действовать на основе определенных, составленных в соответствии с законом учредительных документов. Юридическим лицом является только такое образование, которое удовлетворяет всем указанным выше требованиям. Для того чтобы облегчить положение участников гражданского оборота, и, прежде всего тех из них, кто решает для себя вопрос о заключении договора с соответствующим образованием, установлена обязательная государственная регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования в единый реестр юридических лиц ст.51 ГК РФ служит необходимым, достаточным и вместе с тем бесспорным доказательством того, что данное образование признано в установленном порядке юридическим лицом.

1.2 Система налогообложения, применяемая в РФ для юридических лиц

Юридические лица могут избрать общую или упрощенную систему налогообложения.

Общая система налогообложения.

Общая система налогообложения — это система налогообложения, при которой налогоплательщик платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты.

На данной системе находятся все юридические лица, которые не избрали другую систему налогообложения, или для которых установлены ограничения относительно выбора той или другой системы налогообложение.

Юридические лица, которые находятся на общей системе, платят такие основные налоги, сборы и другие обязательные платежи:

— налог на прибыль предприятий (ставка 25 % от базы налогообложения);

— налог на добавленную стоимость;

— налог из собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

— акцизный сбор;

— сбор на обязательное государственное пенсионное страхование (32,3 % от общего фонда заработной платы);

— взносы на общеобязательное государственное социальное страхование;

— плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.

— таможенная пошлина;

— плата (налог) за землю;

— и прочего, в соответствия с законодательством;

Также юридическое лицо есть налоговым агентом относительно нанимаемых работников и обязано удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы с физических лиц.

Упрощенная система налогообложения.

Налоговым кодексом РФ (ст. 18) предусмотрена возможность ведения специальных налоговых режимов. Они применяются только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

2. Налоги бюджетов субъектов федерации, взимаемые с предприятий и организаций

Региональными признаются налоги, устанавливаемые Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

порядок и сроки уплаты налога;

Другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам и сборам относятся:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог;

2.1 Налог на имущество организаций

Налогоплательщиками налога признаются:

— российские организации;

— иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Объектом налогообложения для российских организаций и для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства РФ, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Не облагаются налогом земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), а также имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена венная служба.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Освобождаются от налогообложения организации и учреждения, перечисленные в ст. 381 гл. 30 НК РФ.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней даты с окончания соответствующего отчетного периода и налоговую декларацию по налогу не позднее 30 марта года, следующего за стекшим налоговым периодом.

2.2 Транспортный налог

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не признаются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в законном порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации, которая осуществляет пассажирские и грузовые перевозки;

5) специальные автомашины, тракторы, самоходные комбайны всех марок, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная или приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона;

8) самолеты, и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству в зависимости от вида транспортного средства.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств. А также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, самостоятельно исчисляют сумму налога и предоставляют налоговую декларацию в налоговый орган в срок, который установлен законами субъектов РФ.

3. Местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами

Местные налоги — это налоги и сборы, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

В 2005 году земельный налог по нормам новой главы будут уплачивать налогоплательщики тех местностей, муниципальные власти которых примут соответствующий закон. Для прочих регионов налогообложение земельным налгом по-прежнему регламентируется Законом Российской Федерации от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю».

3.1 Земельный налог

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Организации и физические лица не признаются налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, то налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного пользования.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земли.

По всем землям предельная ставка предусматривается в размере 1,5 %. По сельхозземлям, землям, занятым под жилые строения, а также по землям, используемым подсобными хозяйствами для целей садоводства и огородничества, предельная ставка — 0,3 % от кадастровой стоимости земли.

Повышенные размеры налоговых ставок предусмотрены в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства.

Ставки земельного налога (кроме сельскохозяйственных земель), действовавшие в 2004 году, в 2005 году должны применяться с коэффициентом 1,1. Кроме того, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации не смогут устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ.

Налоговыми льготами обладают организации народных художественных промыслов, общероссийские общественные организации инвалидов, а также ряд других организаций.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. п. 1 ст. 397 НК РФ.

Налогоплательщики предоставляют налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу предоставляются в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом п. 3 ст. 398 НК РФ.

На основании выше перечисленного можно сделать вывод. В РФ предприятиям и организациям дана возможность выбора наиболее оптимального применения систем налогового учета и отчетности при применении систем налогообложения. Выбор системы остается за предприятием. На основании этого выбора формируется система налогов, взимаемых с предприятия. Таким образом, взимание налогов с организации в большей степени зависит от политики, применяемой на предприятии. Организациям дано так же право на применение льгот при налогообложении. Качественная и правомерная работа, как руководителя предприятия, так и главного бухгалтера оказывает огромное влияние на сумму взимаемых с предприятия налогов и других платежей в бюджет.

Заключение

Если юридическое лицо в рамках увеличения эффективности своей деятельности сокращает свои налоговые выплаты, то сэкономленные им налоговые платежи недополучает государство. Поэтому в сфере налогообложения юридических лиц интересы налогоплательщиков и государства относительно источников своего существования и развития будут не совпадать. При этом государство устанавливает основные принципы налогообложения, среди которых можно выделить следующие ст. 3 НК РФ:

— каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

— налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

— ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

— акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

— все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Иными словами, государством продекларированы объективность установления налогового бремени, прозрачность реализации прав и обязанностей налогообложения юридических лиц и беспристрастность при разрешении возникающих в сфере налогообложения споров.

Должен ли налогоплательщик при реализации своего права учитывать, не затронул ли он при этом интересов бюджета? Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый, публично-правовой, а не частноправовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти; с публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. При этом налог представляет собой для хозяйствующего субъекта изъятие части его имущества. Поскольку конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков, то на них распространяются и конституционные принципы и гарантии. Соответственно, каждый должен платить только законно установленные налоги. В свою очередь, законная форма налога предполагает высокую степень формальной определенности обязанностей налогоплательщика. Каждый точно должен знать, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. — М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Гражданский кодекс РФ: Официальный текст. — М., 2005.

3. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1.

4. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования / Е.Н. Евстигнеев. — СПб.: Питер, 2008.

5. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение / А.В. Рыманов. — М.: Инфра-М, 2008.

6. Грунина Д.К., Ивченов Л.С. Основы деятельности налоговых органов. — М, Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.

7. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов на Дону: Феникс, 2000.

8. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Свободные экономические зоны. — М.: Ось-89, 2001.

10. Налоговая система России. Учебное пособие. / Под ред. Д.Г. Черника, А.З. Дадашева. — М.: АКДИ, 2002.

11. Черник Д.Г. Налоги и налогооблажение / Д.Г. Черник. — М.: МЦФЭР, 2006.

Размещено на Allbest.ru

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *