Эго состояние

Трансактный анализ Берна помогает понять причины наших проблем, возникающих и проявляющихся на уровне общения. Основа трансакционного анализа – три эго-состояния (Я-состояния. Лат. ego — «я»), взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество нашей жизни, общения и здоровья.

Трансактный анализ

Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции». Отсюда и название метода – трансактный анализ.

Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения :

  1. Что есть наши эго-состояния?
  2. Какие эго-состояния мы несём с собой в течение всей жизни?
  3. Как убрать «мусор» из нашей головы, на что определить внимание в общении?
  4. Как проявляют себя наши состояния в различных ситуациях и моделях поведения?
  5. Как «сбалансировать» наши эго-состояния так, чтобы они работали на созидание?

Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств, проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения. Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний. Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики. Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.

Эго-состояния

Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу. Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте». В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».

В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру, – мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».

Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто. Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома. Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».

Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».

В каждый момент жизни наши чувства, мысли, слова, реакции и действия определяются одним из трех возможных эго-состояний:

  • Я-Родитель
  • Я-Взрослый
  • Я-Ребёнок

Трансактный анализ Эрика Берна – это готовый набор инструментов для анализа состояний нашего Я. Каждый из нас может научиться использовать их, не погружаясь в дебри бессознательного.

Внимательно понаблюдайте за мамой/папой минут 10. Заметите, как проявятся как минимум два эго-состояния. Только что она поучала дочь с позиции «Родителя», через доли секунды отреагировала на замечание мужа с позиции «Ребёнка». А спустя несколько минут, задумавшись, заговорила с ним как «Взрослый».

Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто, а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно.

Я-Родитель

В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов. Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.

Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка. Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей. Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители. Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей. Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.

«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах. Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».

Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?

Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.

Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями. Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет. Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.

Контролирующий и Заботливый Родитель

Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек. Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства. Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения. Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.

  • Я-Родитель
    Контролирующий

Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином». Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости, подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок. Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет. В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной. Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.

Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?

Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений – обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.

Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний. Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».

Свободный и адаптивный Ребёнок

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям. Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями. Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица. Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу. Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Примеры, когда баланс трех начал нарушен

Педант

Если поле «Взрослого» замусорено хламом предписаний «Родителя», а «Ребёнок» блокирован, без возможности повлиять на «Взрослого» – перед нами классический педант, человек, лишенный умения и желания играть. Сухарь, напоминающий ходячую механическую схему. И тогда хронический дефицит ярких положительных эмоций может спровоцировать взрыв аморального поведения, карать за которое вплоть до психосоматических расстройств будет строгий внутренний «Родитель».

Бессовестный лицемер

Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего «Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.

Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести. Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения. Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.

Неуправляемый

Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу».

В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.

Расставим акценты

Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции «Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными. Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию «Я-Взрослый».

Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.

Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или «Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:

  • Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
  • Избавиться от родительских программ.
  • Узнать и переписать сценарий своей жизни.

В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое. Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица социального действия.

Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.

Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть. Овладеть этим редким умением, необходимым в сбалансированной и счастливой жизни поможет трансактный анализ Эрика Берна.

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» – книги американского психотерапевта Эрика Берна , ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов. Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.

Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я».

Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.

К сожалению, в реальности эго-состояния часто функционируют совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным. Чаще всего это касается состояний «родитель» или «ребенок».

Находясь в таком дисбалансе, состояния еще и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – например, отвлекаться во время рабочего совещания (ребенок) или поучать мужа, когда он не в настроении (родитель).

Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.

Типичные признаки дисбаланса состояний личности:

  • Родитель: критичность, чрезмерная забота о других в ущерб себе, гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться;
  • Ребенок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.

Рассмотрим их подробнее.

Многие знают, что такое строгий внутренний критик. К примеру, вы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышите» в голове: «С ума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Дура», «Неудачница» и прочие грубости.

Или другой вариант: девушка начала применять практику, развивающую женственность, разрешила себе что-то, купила красивое платье, а критик внутри нее комментирует: «куда ты так вырядилась, что люди скажут, это же неприлично!».

Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.

Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.

Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.

Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание.

Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме самооценки и ее стабильности.

Качели «Родитель-ребенок»

В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.

Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным.

***

Если вам интересна эта тема, рекомендую вам книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Она легко читается и содержит подробное объяснение трансакционного анализа и множество примеров взаимодействия людей в различных состояниях психики.

А в следующей статье я расскажу вам о том, как можно гармонизировать свои эго-состояния.
Вадим Куркин

Для анализа взаимодействия важное значение имеет понимание позиции в общении. Позиция задает характер взаимодействия и часто определяет его исход. Выбор соответствующей позиции в общении – важный компонент коммуникативной компетентности личности.

Для анализа позиций в общении используют модель трансактного анализа Э. Берна. Согласно данной модели основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение и регулирование своей или чужой позиции в общении.

Как отмечалось в параграфе 4.2, Э. Берн выделил три основные позиции в общении: Родитель, Взрослый и Ребенок.

Каждая позиция в общении соответствует определенному состоянию Эго. Состояния Эго – относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения, которые дискретны и могут появляться в поведении по отдельности.

Соответственно выделяются три состояния Эго.

Родитель – такое состояние Эго, чувства, установки и привычное поведение которого относятся к роли родителя: ощущение власти, морализаторство, поучение, позиция «сверху».

Ребенок – актуализация комплекса установок и поведения, выработанного в детстве, позиция «снизу».

Взрослый – состояние Эго, обращенное к реальной действительности. Это состояние вырабатывается в партнерском, равном общении со сверстниками, и у многих людей в силу особенностей воспитания является наиболее слабым. Это позиция партнерства, «на равных».

Конкретное состояние Эго, от которого ведется разговор, определяет позицию и статус человека в общении.

Состояние Эго определяет не только позицию в общении, но и многие параметры коммуникации (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка

Родитель

Взрослый

Ребенок

Общая характеристика

Тот, кто воспитывает, наказывает и т.д.

Реальное видение мира

Эмоциональность, беззащитность, безответственность

Характерные слова и выражения

Надо.

Все знают, что… Ты не должен никогда… Ты всегда должен… Я не понимаю, как это допускают…

Могу.

Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно…

Хочу.

Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!

(Естественное выражение чувств)

Интонации

Категоричные, самоуверенные, обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие

Спокойные, связанные с реальной ситуацией

Неуверенные,

капризные.

Очень эмоциональные

Состояние

Надменное, сверхправильное, очень приличное

Внимательность, поиск информации

Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное

Выражение

лица

Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное

Открытые глаза, максимум внимания

Угнетенность, удивление

Позы

Руки в боки, указующий перст, руки сложены на груди

Наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним

Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу)

Эмоции и чувства

Гнев, злость, презрение, ненависть

Спокойствие, удовлетворение, уравновешенность

Беспокойство, тревожность, страх, огорчение

Поведение

Агрессивное

Уверенное

Неуверенное

Действия в трансактном анализе рассматриваются как взаимодействие позиций – трансакций. Трансакция – это действия, которые отражают понимание человеком ситуации общения.

Виды трансакций:

1) дополнительные – когда партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером.

Дополнительные трансакции бывают:

  • а) равные дополнительные – общение с полным взаимопониманием;
  • б) неравные дополнительные – партнеры также правильно понимают и позицию партнера, и позицию, с которой они «должны» отвечать в этой ситуации. Однако смысл действий другой: не передача информации, а оценка партнера.

С позиции предубежденного Родителя – осуждение, возмущение, доказательство долженствования, тенденции перевоспитать партнера, высказать свое мнение о недостатках.

С позиции естественного Ребенка – оценки, связанные с выполнением его желаний, требования их выполнения, защита себя и т.п.;

2) пересекающиеся – «неправильные»: партнеры не понимают или не хотят замечать того, с какой позиции общается партнер, отвечают с другой позиции.

Обнаруживают:

  • а) неадекватность понимания позиций и действий партнера;
  • б) ярко проявляют свои намерения и действия.

Этот тип взаимодействия потенциально конфликтен;

3) скрытые трансакции. Кроме явных трансакций могут быть скрытые – выраженные не словесно, а невербально. При этом на явном уровне трансакция может быть одна, а на скрытом – совсем другая. Партнер в такой ситуации реагирует именно на скрытую трансакцию, так как именно она содержит основной смысл действия.

Скрытые трансакции имеют два уровня:

  • – явный, выраженный словесно;
  • – скрытый, подразумеваемый (проявляется на невербальном уровне).

Часто пересекающееся взаимодействие возникает из-за того, что один из партнеров явно реагирует па существующее или кажущееся скрытое действие.

Это также повод для конфликта.

В теории трансактного анализа выделяются также позиции Преследователя, Жертвы и Помощника.

  • 1. Преследователь устанавливает ограничения в поведении других людей и жестко требует выполнения правил.
  • 2. Жертва создает видимость жертвы: я мог бы это сделать, но мне не позволяют…
  • 3. Помощник – человек, помогающий другому действовать более адекватно.

Если эти роли используются в общении только как некие маски, с целью управлять другими, когда партнер общается «в образе» Преследователя или Жертвы, тогда надо анализировать их влияние в общении. В этом случае Преследователь – тот, кто устанавливает не обязательные, но необходимые ограничения в поведении других и наблюдает за выполнением правил, причем делает это жестко и явно (позиция «сверху»), а Жертва – тот, кто создает видимость того, что он жертва, чтобы избежать ответственности (позиция «снизу»). Помощник – тот, кто старается помогать, но с целью установления зависимости от себя партнера, которому он «помогает».

В трансактном анализе предполагается, что практически все взаимодействия в общении состоят в использовании и динамике этих межличностных позиций.

Пример 4.3

Пересекающаяся трансакция.

Рис. 4.4. Распределение позиций во взаимодействии (транзактный анализ):

Рд – позиция Родителя; В – позиция Взрослого; Рб – позиция Ребенка

Пример 4.4

Параллельные (дополняющие) трансакции

1. Петр: Что стало с молодыми людьми? Они совсем распустились.

Павел: Да, в их годы мы были скромнее.

В этом примере коммуникативный стимул посылается с позиции Родителя, он адресован «родительской» позиции партнера, который соответственно ей реагирует.

2. Петр: Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина?

Павел: Простите, пожалуйста, я просто не заметил. Задумался, знаете ли.

Это пример трансакции Родителя и Ребенка.

3. Петр: А не сбежать ли нам в кино с последней лекции?

Павел: Давай. Только скорее, а то можем опоздать на сеанс.

Это пример трансакции двух Детей.

В качестве следующего показателя эффективности взаимодействия стоит рассмотреть адекватное понимание ситуации (в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. Существует много классификаций ситуаций взаимодействия в социальной психологии. Основные типы ситуаций общения будут рассмотрены в следующем параграфе.

Характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение данных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чувства и даже желания.

ЭГО- СОСТОЯНИЯ или наши личностные роли

14.02.2017 by Anna Статьи 0 comments

Основатель теории трансактного анализа Эрик Берн считал, что у каждого из нас есть 3 состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок, , которые он назвал Эго-состояниями .
Каждый из нас в определенный момент своей жизни находится в одном из этих состояний.
Эго-состояние – это согласованная модель мыслей и чувств, проявляющихся в соответствующем поведении.
Например, эго-состояние Родителя – это неосознанно скопированное нами в детстве воспроизведение поведения наших родителей. Оно содержит установки , нормы и правила поведения, усвоенные в семье или же в ближайшем окружении.

Одним словом, если наше поведение в данный момент времени очень напоминает своими фразами, жестами и действиями поведение наших родителей, то мы в находимся в ЭГО-состоянии Родителя.

Наш Родитель может быть Контролирующим и Заботливым:

Контролирующий Родитель – это наш внутренний родитель, наша часть личности, в которой живут запреты и предписания, а также указания о том, как нужно делать, и как ни в коем случае нельзя.
Когда мы произносим слова: «Ты должен», «Надо непременно», «Нельзя ни в коем случае», «Прекрати немедленно», а тон у нас при этом назидательный, командный, безапелляционный – это означает, что сейчас мы находимся в Эго- состоянии Контролирующего или Критического Родителя.
Заботливый РОДИТЕЛЬ – это мягкий, опекающий , ненавязчивый Родитель.
Когда мы произносим слова: » Давай, я тебе помогу», » Чего ты хочешь сейчас?», » Что я могу для тебя сделать?», а тон голоса у нас мягкий, участливый, то есть мы искренне беспокоимся о других людях, то мы находимся в ЭГО – состоянии Заботливого Родителя.

Эго-состояние Взрослого (В) – это логическое мышление, анализ и объективное восприятие реальности.
Если мы произносим слова, как : » Если подумать», » Логично будет предположить», а при этом размышляем, анализируем, пытаемся мыслить рационально и прийти к какому- либо решению, а тон голоса у нас ровный, спокойный, уверенный, то мы находимся в ЭГО-состоянии Взрослого.
Если же в данный момент времени мы эмоциональны и непосредственны: радуемся, смеемся, плачем, злимся или негодуем , свободно и открыто выражаем свои чувства , то мы находимся в ЭГО-состоянии Ребенка.
Наш внутренний Свободный Ребенок –живой, непосредственный, искренний, творческий – лучшая часть нашей личности.
Но одновременно в нашем Ребенке живут комплексы , страхи и обиды, заложенные , как правило, в детстве, и основанные на ранних детских воспоминаниях и решениях.
Наш внутренний Ребенок в свою очередь делится на Адаптивного и Бунтующего Ребенка.
Адаптивный Ребенок- это смирившийся, подневольный ребенок, который подчинился обстоятельствам, адаптировался к ним, и его поведение зависит от реакции родителя. Это послушный, безынициативный ребенок. Он не умеет отказывать, не смеет сказать слово : «Нет». Он говорит: Конечно, я понимаю» » Хорошо», «Ладно», » Так и быть»
Поза его выражает смирение, тон голоса плаксивый, в глаза он не смотрит.
Бунтующий Ребенок- это наоборот ребенок в постоянном состоянии борьбы. Его слова «Не хочу» » Не буду», » А чего я должен?» . Он бунтует назло людям и обстоятельствам, и делает это иной раз даже против собственной воли. Как говорится: » назло кондуктору возьму билет и пойду пешком».
Тон его голоса агрессивный, вызывающий.

Таким образом, в тот момент времени, когда мы делаем что-либо, как делали наши родители, подвержены родительским чувствам и мыслям подобным тем, которые обуревали наших родителей, — мы находимся в эго-состоянии Родителя.
Когда мы находимся в ситуации «здесь и сейчас» , размышляем, анализируем, пытаемся прийти к какому либо правильному решению — мы находимся в эго-состоянии Взрослого.
Когда мы искренне радуемся, злимся негодуем, боимся — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждом из нас в какой то момент времени живет Родитель – Заботливый или Контролирующий.
В каждом из нас живет маленький ранимый Ребенок, который адаптировался к реальности, или же продолжает бороться и бунтовать.
В каждом из нас живет разумный и несколько холодный, отстраненный, логичный Взрослый.

В течение времени мы неосознанно переходим из одного эго- состояния в другое.

Здоровой, зрелой личности для плодотворной жизнедеятельности нужны все три эго-состояния.

«Взрослый” нам нужен для решения текущих жизненных проблем «здесь и сейчас”.

Для того, чтобы существовать в социуме, нам необходим свод правил, существующий в нашем «Родителе».

В состоянии «Ребенка” мы испытываем чувства и эмоции, без которых жизнь была бы пресной и скучной.

Идеально, если человек умеет сочетать в себе все три позиции: быть и жизнерадостным Ребенком, и заботливым Родителем, и рассудительным Взрослым
Позиция Взрослого очень важна: например человек совершил какую либо ошибку.
Что сделает наш внутренний Родитель: он примется пилить и ругать нас изнутри, говорить нам, что зря мы это сделали, надо было сделать по другому, он начнет без конца и края прокручивать другие, более правильные варианты нашего поведения в голове. Эти навязчивые мысли сводят нас с ума, но от них не так то просто избавиться. Ведь так?
Что делает в такой же ситуации наш внутренний Ребенок? Он злится и обижается. Он винит сложившуюся неудачно ситуацию, окружающих людей, то есть снимает с себя ответственность и перекладывает ее на других . Он может испортить отношение с другом, с начальником…
Итог печальный: отношения с людьми ухудшились или даже прекратились, а опыт, который мог бы появиться и предотвратить подобные ошибки в дальнейшей жизни, так и не появился.
А вот позиция Взрослого в такой ситуации вполне полезна и конструктивна: Он говорит себе: » Да, я ошибся. Очень жаль. Но моя ошибка- это мой опыт. А опыт – это бесценно. И в следующий раз в подобной ситуации я буду стараться такой ошибки больше не допустить».

Вот именно поэтому главная задача для каждого человека — добиться баланса трех Я-состояний с помощью усиления роли Взрослого.

Для того, чтобы легко и эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других людей, отслеживать и анализировать их реакцию на наши слова и поведение, очень важно знать свое «любимое” эго-состояние.
Например, если вы часто находитесь в Эго-состоянии Родителя, то ваш собеседник неосознанно будет с вами общаться из позиции Ребенка и наоборот.
А добиться успеха в переговорах лучше получится из позиции Взрослого.
Усиление роли Взрослой своей части, осознание своих любимых состояний вы можете в совместной кропотливой работе с психологом, так как сделать это самостоятельно не так и легко.

Последите за собой в течение времени за своим поведением, словами, фразами, тоном голоса, какое эго-состояние вы замечаете у себя чаще всего?

Для проверки можете пройти тест, размещенный ниже.

Выполняя определенные общественные функции, человек следует той социальной роли, которую он реализует в данный момент. Осуществление различных функций будет связано с различным поведением одного и того же человека. Ему придется вести себя не только так, как он хочет, а так, как «хочет» окружающая среда: общество, класс, спортивная команда, партнер по общению и др. Таким образом, социальная роль – это нормативно одобренное, ожидаемое окружающими людьми поведение человека в определенных обстоятельствах.

Выделяют четыре типа социальных ролей: формальные, внутригрупповые, межличностные и индивидуальные. Рассмотрим их подробнее.

1. Под формальной ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции.

У каждого из нас в процессе жизни формируются определенные представления о том, как должны вести себя те или иные представители общества: родители, воспитатели детского сада, учителя школы, про давцы, врачи, начальники и подчиненные. О том, что подобные представления обязательно формируются у каждого человека, свидетельствуют детские игры «в маму и папу», «в школу», «в больницу», «в магазин»… В этих играх мы можем видеть не только «ласковую маму», «отца-дебошира», «строгую учительницу», «грубого продавца», но и отношение детей к тому, «что такое хорошо и что такое плохо». Дети позитивно относятся к добрым персонажам своих игр и осуждают многие негативные проявления своих «героев». Поэтому по мере взросления каждый из нас довольно хорошо представляет себе, чего могут ждать от него окружающие, если он станет исполнять конкретную социальную функцию. Каждый исполнитель конкретной социальной функции будет учитывать эти ожидания и в известной степени стремиться соответствовать им.

Следует отметить, что выход за рамки формальной роли при выполнении определенной социальной функции может быть истолкован окружающими людьми как нетактичность, невоспитанность, несдержанность или глупость.

Характерной особенностью формальных ролей в процессе взаимодействия преподавателя и ученика является то, что довольно часто многие требования к выполнению конкретных социальных функций (директора школы или ректора, преподавателя-предметника, классного руководителя или куратора) находят отражение в различных нормативных документах: законах, уставах, приказах, правилах. Например, поведение руководителя учебного заведения регламентируется Законом об образовании, уставом учебного заведения, приказами Министерства образования и науки РФ, другими нормативными документами. Поведение преподавателей и студентов, школьников и учителей также регулируется положениями уставов, правилами внутреннего распорядка, приказами и иными документами.

Таким образом, исполнение формальных ролей связано с тем, что исполнитель знает определенные требования общества к выполнению конкретных социальных функций и стремится учитывать эти требования при выполнении той или иной функции.

2. Под внутригрупповой ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений. Каждый человек в течение жизни проходит через различные группы и коллективы. В каждой из групп он ведет себя далеко не одинаково. Формирование той или иной внутригрупповой роли конкретного человека зависит от целого ряда факторов: особенностей его интеллектуального, физического и нравственного развития, черт характера, компетентности в различных сферах деятельности, особенностей данной группы. Так, сильная воля, стремление к лидерству, высокая компетентность способствуют укреплению человека в роли лидера группы. Напротив, безволие, нерешительность, низкая компетентность являются препятствием к роли лидера. Высокая общительность способствует тому, что человек легко вступает в контакт, легко завязывает отношения с окружающими и в силу этого способен занять в группе роль интересного рассказчика, эдакого балагура, стать душой компании. Хорошо сформированное чувство справедливости, стремление к защите слабого, умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения могут стать предпосылкой к утверждению человека в роли мудреца, защитника и арбитра.

Существенным является и то, что члены группы запоминают роли входящих в нее представителей и при последующих контактах ждут подтверждения этих ролей. Однако это не означает, что человек должен всю жизнь исполнять одну и ту же роль. Напротив, переход в другие группы и коллективы часто бывает связан с изменением внутригрупповых ролей. Например, перед педагогом, у которого не сложились отношения с учениками в одной школе, открываются возможности изменить эту ситуацию при переходе в другую школу. Правда, для этого ему необходимо не только сменить место своей работы, но прежде всего подвергнуть тщательному анализу особенности своего взаимодействия с учащимися, увидеть причины формирования нежелательных отношений, настроить себя на иной стиль общения с ними. А самое главное – суметь реализовать свои задумки в новом коллективе.

Таким образом, исполнение вну тригрупповых ролей связано с тем, что группа «помнит» предысторию взаимоотношений своих членов, а исполнитель знает об этом и стремится учитывать это в общении с членами данной группы.

Поведение человека в группе может задаваться теми или иными приказами, инструкциями и правилами. В общении педагога и воспитанников нормативная составляющая также имеет место: учитель выступает как полномочный представитель системы образования, имеющий право на обучение и воспитание учеников. Однако его внутригрупповая роль не должна ограничиваться лишь нормативной стороной. Ведь учащихся интересует не столько формальное право человека с дипломом преподавателя объяснять им новый материал, спрашивать и оценивать их знания, сколько сама личность педагога, его умение быть интересным рассказчиком, умелым организатором их деятельности, защитником их интересов.

3. Межличностная роль – это линия поведения, которую мы выстраиваем в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений. Всегда существует некая предыстория отношений двух людей. Еще не вступив в контакт, собеседники уже выстраивают возможную линию поведения друг с другом с учетом прежних отношений.

Предыстория отношений людей может быть сравнительно небольшой (на уровне одной-двух встреч) и сравнительно недавней (например, вчерашнее знакомство). Но и в этом случае при ожидании новых контактов с человеком или при неожиданной встрече с ним собеседники обязательно выстраивают свое поведение с учетом прежних отношений. Если же отношения людей складываются в течение ряда лет, то их межличностные роли непременно будут отражать самые различные особенности их взаимоотношений, учитывать как светлые, так и темные «пятна» их прежних контактов. При этом многие важные особенности их прошлых встреч будут известны только этим двоим и скрыты от посторонних лиц, поэтому их межличностные роли, которые могут разыгрываться не только один на один, но также и на фоне группы, останутся загадкой для окружающих.

4. Под индивидуальной ролью понимается поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями. У каждого из нас есть набор представлений о себе, которые формируются в результате общения в первую очередь со значимыми для нас людьми. Эти представления могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Представление о себе переживается каждым человеком по-разному. Переживания человека относительно присущих ему черт характера, задатков, способностей могут носить как положительный, так и отрицательный оттенок. Человек либо принимает себя со знаком «плюс», рассматривает свои черты характера и другие особенности как достоинства, считает, что он в порядке или как минимум не хуже других. Либо он воспринимает себя со знаком «минус», тревожится, что у него много недостатков, что он не такой, как все. Человек настраивает себя на определенную линию поведения, и это в известной степени предопределяет его поступки в конкретных ситуациях.

Очевидно, что каждый педагог также исполняет самые различные индивидуальные роли, в которых он стремится утвердить себя в своих способностях успешно взаимодействовать со своими учениками и коллегами, в своих умениях решать стоящие перед ним задачи по обучению и воспитанию учащихся. Таким образом, исполнение индивидуальной роли связано с тем, что человек настраивает себя на определенную линию поведения, и это в значительной степени предопределяет его поступки в конкретных ситуациях.

Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1878;

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *