Экономическая коррупция

Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

1. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.

2. Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ.

3. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

4. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.

5. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.

2. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.

3. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

1. Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок.

2. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

3. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

4. Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства — диктатуре.

КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

С.Н. ШИШКАРЕВ,

Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту, кандидат юридических наук

Аннотация. Статья посвящена проблеме теоретико-правового определения коррупционных отношений и форм коррупции. На основе анализа действующего российского законодательства в работе изложены взгляды автора на суть таких категорий, как «коррупционные отношения» и «формы коррупции», а также дана авторская интерпретация этих терминов в целях выработки более конкретных мер противодействия посредством развития современного российского антикоррупционного законодательства.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные отношения, формы коррупции, противодействие коррупции, протекционизм, лоббизм, олигополия, непотизм.

Исходя из содержания коррупции как общественного явления, автор придерживается следующего понимания коррупционных отношений. Коррупционные отношения есть отношения лиц, обладающих полномочиями публичной власти и иных лиц, возникающие по поводу неправомерного использования государственных и общественных ресурсов, властных полномочий, целью которых являются личные, групповые или корпоративные интересы. Интерес — основной мотив коррупционных отношений; выступает в качестве субъективирующего фактора, проявления волевого начала.

Следует отметить, что неформализованный характер коррупционных отношений является наиболее существенным признаком, отличающим их от правоотношений. Так, волевое начало присуще и правоотношениям. Однако здесь оно выступает, как способность личности быть носителем совокупности прав и обязанностей. Поэтому, если основанием правоотношений являются субъективные права и обязанности, то основанием коррупционных отношений является общий интерес. Это, естественно, не означает, что в контексте правоотношений интерес вообще отсутствует. Подчеркнем, что интерес, будучи побудительным мотивом действий, поведения, поступков, присущ любому виду общественных отношений. Однако в праве интерес выступает в виде объективированного формализованного общественного блага, где субъективное начало представлено как совокупность легализованных субъективных прав и обязанностей.

Законность и правовой порядок, складывающиеся в обществе, являются не чем иным, как способом реализации общественного интереса, а коррупционные отношения по смыслу данных определений противоречат ему. Таким образом, антисоциальность коррупции состоит в том, что интерес лиц, вступающих в коррупционные отношения, противоречит объективированному в праве общественному интересу. Неформальность коррупционных отношений как основной их признак есть не что иное, как их асоци-

альность и, соответственно, — оппозиция законности и правопорядку.

В этой оппозиции коррупция рассматривается как правовое явление, т.е. в качестве объекта правового регулирования, предполагающего систему санкций за нарушение законности и правового порядка, в социальном контексте рассматриваемого в качестве посягательства на общественное благо. Фактически правовое явление коррупции есть не что иное, как форма ее проявления в контексте действующего законодательства, квалифицирующего ту или иную совокупность деяний как коррупционные. Разные составы деяний, фиксируемые законодательством, выступают, таким образом, формами коррупции, которые в криминологической импликации иногда отождествляются с правонарушениями.

Поэтому очевидно, что формы коррупции имеют основание в коррупционных отношениях и про-изводны от них. Так, законодатель, формируя правовые нормы противодействия и профилактики коррупции, ориентирован на содержание коррупционных отношений, выделяя их путем соответствующих законодательных определений и создавая правовые средства профилактики и борьбы с ней. В этом смысле эффективность правового противодействия коррупции во многом определяется полнотой охвата законодательством всего спектра коррупции как общественного явления. А вновь возникающие коррупционные отношения должны находить отражение в законодательстве, не допуская пробелов в правовом регулировании антикоррупционной деятельности.

Под формами коррупции понимаются правонарушения коррупционного характера, возникающие в результате вступления лиц в коррупционные отношения. При этом следует подчеркнуть, что формы коррупции и коррупционные отношения могут вступать в противоречия того рода, которые вообще могут возникать между формой и содержанием. Как способ организации содержания форма коррупции являет-

ся консервативной стороной отношения и обладает большей устойчивостью по отношению к коррупционным отношениям. Поэтому содержание коррупции как совокупность коррупционных отношений не всегда совпадает с ее юридически фиксируемыми формами. Это противоречие определяет направление развития законодательства в сфере противодействия коррупции.

Исходя из российского законодательства в качестве форм коррупции можно выделить взяточничество, злоупотребления должностными полномочиями, хищения, совершаемые должностными лицами, присвоения и растраты, превышение власти, служебный подлог, незаконное участие в предпринимательской деятельности, занятие государственным служащим иной оплачиваемой деятельностью вопреки требованиям закона, подкуп. Так, Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как: «а) злоупотребление служебным положением, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица» (п. 1 ст. 1)1. Эти формы коррупции находят определения в уголовном, гражданском, административном законодательстве, предусматривающем ответственность за соответствующие деяния.

Наиболее распространенным видом коррупционного преступления является взятка, которая в Уголовном кодексе Российской Федерации определяется как «получение должностным лицом или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица или оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе» (ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации)2.

Определение хищения дано в примечании к ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации: «…совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обособление чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества»3.

Присвоение и растрата как самостоятельные формы хищений выделяются на основании механизма совершения противоправных действий, особенности отношения виновного к похищаемому имуществу. При этом присвоение следует рассматривать как умышленное изъятие, обособление материальных ценностей, вверенных виновному и обращаемых им в свою пользу либо в пользу других лиц путем установления над ними незаконного владения. Соответственно, растрата есть незаконное, безвозмездное расходование, продажа, потребление, передача другим лицам и т.д. вверенного виновному для осуществления определенных правомочий имущества.

В Уголовном кодексе Российской Федерации дается дефиниция коммерческого подкупа, которая по некоторым оценкам4 вполне может быть распространена на понятия подкупа: «незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением»5. Отличие подкупа от взятки состоит в том, что взятка обычно носит разовый характер за выполнение или невыполнение соответствующих действий. А подкуп предполагает систематическое получение вознаграждения взамен на лояльное поведение в пользу соответствующих лиц и хронологически не совпадает с актом преступного поведения, предваряя его по времени.

Учитывая, что явление подкупа значительно шире его легального определения, суживающегося к «коммерческому подкупу», необходимо согласиться с тем, что «Рассматривая подкуп в качестве самостоятельной формы правонарушения, следует отметить несовершенство ее отражения в современном российском уголовном законодательстве. Он отнесен к главе Уголовного кодекса Российской Федерации, объединяющей преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, сфера применения которых связана с управленческой деятельностью в коммерческих и иных негосударственных организациях. Учитывая, что одной из сторон коррупционных отношений всегда выступает коррупционер как носитель публичной власти, невозможно распространение ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации на представителей власти, коррумпированных путем подкупа»6.

Можно выделить совокупность деяний, которые следует рассматривать как разновидность подкупа: использование личных средств в процессе решения служебных вопросов; дарение подарков и оказание иных услуг неслужебного характера; дополнительное незаконное вознаграждение за свою деятельность из государственных и негосударственных фондов; принятие приглашений на турпоездку, в оздоровитель-

ные учреждения и др. за счет принимающей стороны; использование финансовых и материальных ресурсов других физических и юридических лиц в собственных интересах или интересах другого лица; открытие банковских счетов и приобретение недвижимости; включение в число соучредителей хозяйствующих субъектов; приобретение товаров по заниженным ценам и др.

Полагаем, что к злоупотреблению служебным положением можно отнести целый спектр деяний: использование возможностей публичного статуса при решении вопросов, связанных с личными интересами, а также интересами близких родственников и свойственников; использование в личных или групповых интересах конфиденциальной информации, полученной при исполнении государственных функций; нарушение установленного законом порядка обращений; искусственное создание препятствий в реализации прав и законных интересов; использование не предусмотренных законом преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости; совершение каких-либо действий или воздержание от них в нарушение должностных обязанностей и пр.

Коррупционные правонарушения не всегда сопровождаются проявлением корпоративности и высоким социальным положением лиц, их совершивших. Тем не менее, воплощенные в них коррупционные деяния могут совершаться высокоинтеллектуальными способами. Российское уголовное право связывает эту форму коррупции с использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересован-ности7.

Очевидно, что превышение должностных полномочий как форма коррупции должно включать следующий спектр деяний: отказ в предоставлении информации, ее задержка, недостоверность или неполнота, если это предусмотрено правовыми актами; несвоевременное или неполное доведение информации о правовых актах; требование не предусмотренной законом информации; передача государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов и общественных объединений; экономически неоправданная передача негосударственным структурам финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих государственным фондам, хозяйствующим субъектам и т.д. Это соответствует содержанию ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой эта форма определяется как «совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства»8.

Согласно ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации, служебный подлог — это «внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности»9.

Такая форма, как незаконное участие в предпринимательской деятельности, рассматривается как «учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организации лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или покровительством в иной форме» (ст. 289 Уголовного кодекса Российской Федерации)10.

Автор разделяет мнение, согласно которому занятие государственным служащим иной оплачиваемой деятельностью, не предусмотренной законом, представляет собой самостоятельную форму коррупции11. Данное мнение представляется обоснованным, поскольку, согласно уголовному законодательству, должностные лица представляют обособленную группу, входящую в категорию государственных служащих. Это вытекает из того, что ст. 289 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности только должностных лиц. Кроме того, существенным обстоятельством является то, что эта статья устанавливает незаконность участия в предпринимательской деятельности лишь при условии, что она связана со служебным положением должностного лица. Следует отметить, что ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» устанавливает, что государственные служащие могут заниматься лишь педагогической и научной оплачиваемой деятельностью. Нарушение данного запрета приобретает черты правонарушения в контексте Указа Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», который предусматривает административную санкцию за нарушение данного запрета в виде освобождения от занимаемой должности (п. 2).

Подобная неопределенность законодательства создает благоприятные условия для развития коррупционных отношений, формирования новых форм коррупции. Так, целый ряд коррупционных отношений не находит отражения в российском законодательстве.

Сказанное относится к категории злоупотребления публичным статусом: коррупционный лоббизм, про-

текционизм, олигополия, непотизм, которые в контексте действующего законодательства не являются правонарушениями.

Лоббизм следует рассматривать как деятельность определенных групп или отдельных лиц, направленную на организацию влияния на органы власти с целью принятия ими соответствующих решений. Следует отметить, что лоббизм как таковой не содержит признаков коррупционного поведения и нашел легальные формы во многих государствах мира. Тем не менее лоббизм лиц, обладающих соответствующим публичным статусом, осуществляемый с целью получения материальных или иных выгод, следует рассматривать как форму коррупции. Так, некоторые группы управленческой структуры государства, имеющие возможность оказывать давление на принятие решений органами государственной власти, фактически организованы отношениями коррупционного лоббизма. Они не просто оказывают давление на процесс принятия решений, но в некоторых случаях фактически контролируют его. Лоббизм превращается в одну из форм коррупции при условии, что он имеет антисоциальное содержание, выражаясь в преследовании узких корыстных интересов, как правило, посредством конвертации власти в собственность или собственности во власть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что в данном случае речь идет не о лоббизме вообще, но о коррупционном лоббизме. По сути дела, коррупционный лоббизм направлен на создание группами лоббистов совокупности условий, в которых можно осуществлять контроль процессов, протекающих в обществе. Поэтому он предполагает такого рода деяния, как создание приоритетов физическим и юридическим лицам в процессе подготовки и принятия управленческих решений, использование служебного положения с целью воздействия на средства массовой информации и др.

Таким образом, вне правового поля остается олигархический тип согласования интересов различных социальных групп. Фактически данная тенденция ведет к сращиванию политической власти и бизнеса, вытесняя демократические механизмы из сферы управления и политики. Итогом является существенное снижение роли государственного регулирования экономической сферы, развитие «теневой экономики». По некоторым оценкам, особенность олигархической формы коррупции заключается в ее внутренней структуре, где отсутствуют корпоративные формы самоорганизации — нет отдельных корпоративных групп или партий интересов. Эта форма отличается внутренней монолитностью. Власть для нее становится и партией и корпорацией. Олигархия всегда стремится к стабильности после бурного процесса формирования, что обусловлено ее стремлением сохранить привилегированное положение в системе власти и управления, укрепить свою экономическую базу, чему способствует слабая органи-

зация государственной власти, не препятствующая деятельности олигархов12.

Очевидно, следует согласиться с тем, что в России возможна «олигархическая модернизация» по китайско-мексиканской модели, в основе которой формирование финансово-промышленных структур, тесно связанных с государственными структурами, что, несомненно, означает авторитаризм13. Такое развитие может привести к демократически оформленному авторитаризму. Общеизвестно, что сегодня в России существуют группы олигархов, контролирующие огромные финансовые потоки, благодаря чему они имеют значительное влияние на принятие решений органами государственной власти. Не имея никаких властных полномочий, они фактически являются лицами, имеющими возможность оказывать влияние на государственную власть. Вместе с тем следует признать плодотворными усилия современной государственной власти России по выправлению данного положения.

Протекционизм как злоупотребление служебным статусом представляет собой вмешательство в деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, сопряженное с использованием возможностей публичного статуса, участие в качестве поверенных физических и юридических лиц в государственных и негосударственных органах и организациях, необоснованное предоставление налоговых, таможенных и кредитных льгот хозяйствующим субъектам и т.п. Коррумпированность протекционизма проявляется в случае, если действия участников этого отношения сводятся к созданию условий для удовлетворения только личных, групповых или корпоративных интересов, противоречащих интересам общества и государства.

Протекционизм можно классифицировать по сфере его распространения. В этом случае можно говорить о бюрократическом и политическом протекционизме. Первый связан со злоупотреблением публичным статусом внутри функционирующей системы органов государственной власти. Специфика второго определена правилами сложившейся политической системы.

Так или иначе, в протекционизме весьма существенна роль государственных служащих (бюрократии), которые могут рассматриваться в качестве социального слоя, обладающего особыми интересами. Жизнь государственного аппарата невозможна вне унифицированных норм и механизмов, обеспечивающих функционирование государственной власти. Поэтому бюрократия необходима в качестве способа упорядочивания государственного управления, реализации общественных интересов, которые представляет государство. Однако такое положение слоя бюрократии позволяет использовать власть лицами, ее представляющими, вопреки ее социальному назначению, в процессе чего доминируют личные и корпо-

ративные интересы над общественными, стремление неправомерно использовать социальные блага.

Бюрократический протекционизм, как правило, связан с такими проявлениями коррупции, как внутренний лоббизм или олигополия. Посредством внутреннего лобби они стремятся достичь удовлетворения своих интересов. Для этого они перестраивают структуру органа власти, его кадровое обеспечение, когда бюрократический протекционизм становится наиболее эффективным и широко используемым инструментом. Используя его в своих целях, лоббисты и олигополия получают возможность перестроить государственный механизм в соответствии со своими интересами.

Функциональная направленность политического протекционизма проявляется в создании подконтрольной системы управления внутри политических объединений (организаций), реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление. Проявления политического протекционизма в реальной жизни распространены повсеместно. К ним принято относить формирование выборных «партийных списков», а также процедуры избрания или назначения лидеров политических организаций, формирование правительств по партийной принадлежности и т.д.

Очевидно, что приведенный перечень форм коррупции не является полным. Более детальное исследование форм коррупции относится к компетенции криминологического исследования. В задачу же нашей статьи входит не исчерпывающее изложение данных форм, а выяснение их значения в процессе познания коррупции как правового явления, способствующего выработке эффективных правовых механизмов борьбы с ним.

Важной задачей в данном контексте является установление взаимосвязи коррупционных отношений и форм коррупции, позволяющее выяснить не только содержание коррупции, но и определить адекватные правовые меры воздействия на данный процесс. В этом смысле законодательное определение коррупции и ее форм является не исходным пунктом анализа, а его результатом, когда вырабатываются соответствующие правовые антикоррупционные нормы. Необходима методология исследования данного явления, применение которой даст возможность на основе анализа коррупционных отношений эксплицировать его новые признаки и формы проявления.

Можно предположить, что несмотря на определение коррупции, данное Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», разночтения криминологов в вопросе о совокупности ее признаков в ближайшее время не будут устранены. Данное определение дано для целей названного закона и является систематизирующим в отношении действующего законодательства. Поэтому и два других федераль-

ных закона антикоррупционного пакета, принятых в те же сроки, качественно не влияют на ситуацию, как правило, внося изменения неструктурного ха-рактера14.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что приведенный перечень форм коррупции, нашедший законодательные дефиниции, далеко не полон в контексте реально складывающихся в стране коррупционных отношений. Это означает, что целый ряд коррупционных отношений не имеет никаких юридических механизмов сдерживания, что в свою очередь способствует их дальнейшему развитию, отрицательно влияя на механизм государства в целом.

На основе анализа коррупционных отношений можно утверждать, что формы коррупции отражают механизмы незаконного присвоения их субъектами общественного блага посредством использования публичной власти. При этом под субъектом коррупционных отношений следует понимать индивида, обладающего способностью самостоятельно выражать свою волю в процессе неправомерного использования публичной власти и действующего исходя из корыстных личных, групповых или корпоративных интересов. Механизм незаконного присвоения есть не что иное, как способ связи субъектов коррупционных отношений в процессе совершения противоправного действия коррупционного характера.

В этом смысле особое значение приобретают законодательные дефиниции субъектов коррупционных отношений, посредством которых может быть дано корректное правовое определение и форм коррупции. Тем не менее в российском законодательстве названия субъектов многих форм коррупции не имеют законодательных дефиниций. 3аконодательную дефиницию имеют субъекты взяточничества, предполагающего совершение неправомерных действий взяткодателем и взяткополучателем.

В заключение необходимо отметить, что исследование коррупционных отношений и форм коррупции принципиально важно в контексте выработки мер противодействия коррупции. Это поможет исследовать специфику участия сторон коррупционных отношений в совместной неправомерной деятельности, разработать эффективный антикоррупционный механизм, действующий на основе правовой базы, оперирующей необходимыми, корректно сформулированными дефинициями. Методологически важным в контексте этой задачи представляется определение формы коррупции. Форма коррупции, являющаяся выражением связи субъектов коррупционных отношений в процессе совершения противоправного действия коррупционного характера, нарушающего нормативное регулирование и развитие той или иной сферы деятельности и осуществляющееся посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в

ущерб общественным, есть теоретико-правовая категория, отражающая механизмы незаконного присвоения субъектами коррупционных отношений общественного блага посредством использования публичной власти.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 26 декабря.

2 Ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. — М., 2006. С. 218.

3 Там же. С. 197.

4 См.: ЛунеевВ.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 8.

5 Ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. — М., 2006. С. 205.

7 См.: Ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. — М., 2006.

8 См.: Ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. — М., 2006.

9 Там же. С. 218.

10 См.: Ст. 289 Уголовного кодекса Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. — М., 2006.

11 См.: Селихов Н.В. Указ соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 См.: Зудин А. Россия: бизнес и политика // Международная экономика и международные отношения. 1995. № 5.

13 См.: Римашевский Н.М. Базисные сценарии социального развития // Вестник Российской Академии наук. Т. 66. № 8.

14 Речь идет о Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ и Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 26 декабря.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М., 2006.

3. Зудин А. Россия: бизнес и политика // Международная экономика и международные отношения. 1995. № 5.

4. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 8.

5. Римашевский Н.М. Базисные сценарии социального развития // Вестник Российской Академии наук. Т. 66. № 8.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

6-е изд. 2009 г.

Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.В. Ендольцевой, доктора юридических наук, профессора О.А. Галустьяна, заслуженного юриста РФ, кандидата юридических наук, государственного советника юстиции 2-го класса А.П. Кизлыка

Правоохранительные органы

В учебнике на основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган» и установлен исчерпывающий перечень этих органов. Правовая категория «правоприменение» позволила выделить органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы).

Посредством системного подхода установлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, установлены их взаимосвязи.

В учебнике (в частях 1—111) учтено законодательство, а также решения органов судебной власти по состоянию на 1 сентября 2008 г.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.

Л.С. Хафизова,

кандидат юридических наук, доцент (КЮИ МВД России)

ФАКТОРЫ КОРРУПЦИОННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассмотрение качественных явлений, присущих коррупции, закономерностей и тенденций в развитии коррупции, причин ее постоянной генерации, факторов, воздействующих на ее развитие и

расширение, позволяет определить

теоретические и практические подходы к выработке мер по предупреждению

коррупции и борьбы с ней .

Само существование коррупционной преступности определяется, главным

образом, общими причинами,

детерминирующими преступность. В то же время коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе факторов, ее детерминирующих и определяющих её

тенденции. Причём этот комплекс

взаимосвязанных причин и условий весьма подвижен и трансформируем, что

чрезвычайно наглядно показали последние два десятилетия развития нашей страны.

Важнейшее значение для анализа

коррупции с точки зрения рассмотрения детерминирующих моментов данного преступного явления имеет определение этого понятия и выработка системы критериальных характеристик .

Ещё в 1979 году на 34 сессии Генеральной ассамблеи ООН была сформулирована следующая согласованная формулировка: «коррупция — это

выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за

вознаграждение в любой форме в

интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения» . Множество определений коррупции дано и российскими правоведами .

Однако очень долгое время не существовало чёткого законодательного определения коррупции в российском правовом поле , и только в Федеральном законе «О противодействии коррупции» эта лакуна была заполнена. В первой

статье этого правового акта говорится, что коррупция — это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» .

Из данного определения видно, что коррупция:

— в значительной степени связана с

государственной службой и реализацией властных полномочий, и в силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, прежде всего, на её репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция имеет, помимо криминального, политический характер, именно влияние коррупции на политические процессы обуславливает тяжёлые деформации развития всей совокупности

государственных и общественных институтов ;

— коррупция выходит за пределы взяточничества ;

— она включает в себя непотизм (от

латинского nepos — внук, племянник; перен.

— кумовство), который, по мнению современных правоведов, «как девиантное (отклоняющееся) поведение

государственных и муниципальных служащих не только детерминирует коррупцию, но деформирует и

дискредитирует________саму________систему

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственной службы, а также её этические (нравственные) и правовые основы» ;

— многочисленные формы незаконного присвоения общественных ресурсов для личного, группового или корпоративного использования ;

— коррупция как злоупотребление властью может осуществляться для получения выгоды не только в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда прямо связано с присвоением материальных ценностей, так как корпоративный интерес зачастую преследует политические цели — создание таких условий, при которых, возможно присвоение в будущем в личных и клановых целях материальных и финансовых средств ;

— целый букет иных форм и проявлений коррупции: фаворитизм, протекционизм, незаконный лоббизм, вымогательство и прочее, и прочее .

Коррупционным явлением предстаёт и знаменитый российский феномен общественных отношений — «блат» (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам: товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям и знакомым) .

Выявление общих причин преступности вообще и коррупционной преступности в частности базируется на фундаментальном положении о преступности как совокупности взаимосвязанных

социальных явлений («преступность — собирательное понятие») , которые порождают и воспроизводят преступность и преступления.

Факторы, детерминирующие

коррупционную преступность, можно классифицировать по «содержанию или сферам социальной жизни:… 1) правовые;

2) организационно-управленческие;

3) воспитательные; 4) идеологические;

5) социально-экономические;

6) нравственно-психологические; 7) другие причины и условия» .Представляется, что из наличествующих в юридической литературе эта классификация наиболее подробна и детализирована, хотя сложно разграничить, например, факторы идеологические от воспитательных а их, в

свою очередь, от психологических, ведь, по сути, речь идёт здесь о едином, неразрывном комплексе ментальности социума. Тем не менее главное в вышеприведенной констатации

наличествует — понимание

взаимосвязанности и взаимозависимости коррупциогенных причин и условий, и всё же целесообразным представляется выделить именно основные, сущностные факторы, детерминирующие коррупцию.

1. Административно-правовые

факторы (охватывающие всю

совокупность организационно-

управленческой деятельности, включая сферу политики на всех её уровнях от федерального до муниципального уровней).

2. Социально-экономические факторы (включающие общественные практики реализации прав и потребностей личности (образовательные, медицинские и т.д.), реалии функционирования субъектов и объектов хозяйственной деятельности).

3. Факторы общественного сознания и поведенческих регулятивов (понимая их как культурные, нравственноэтические, психологические императивы коллективного и индивидуального поведения в обществе).

К числу административно-правовых причин и условий коррупционной преступности следует отнести:

— пробелы в законодательном определении коррупционного поведения

(не будем забывать, что само определение коррупции законодателем было сформулировано в декабре 2008 года);

— неоднозначность и противоречивость

многих законодательных норм,

открывающих множественные

коррупционные «лазейки» и даже «дыры»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сохраняющееся господство

ведомственного нормативного

саморегулирования по отношению к законодательному, препятствующее

эффективному контролю за

предпосылками коррупции на уровне ведомств;

— несовершенство, а зачастую и полное отсутствие процедурной регламентации служебной и административной деятельности ;

— минимальное количество явно прописанных административно-правовых запретов на различные виды коррумпированного поведения ;

— существование многочисленных

пробелов в законодательстве,

определяющем «прозрачность»

управленческой деятельности, связанной с организацией финансовых (прежде всего бюджетных) потоков.

Коррупция как криминальное явление появилась и развивалась, прежде всего, в связи с экономикой, экономическими процессами в целом, с финансовыми и товарными потоками в особенности.

Однако социально-экономические

факторы коррупции нельзя сводить только к сфере хозяйственной

деятельности, так как и низкая заработная

плата, и «бытовая» образовательная и медицинская коррупция тоже уходят корнями в реалии экономического

состояния страны .

Приходится констатировать, что «в настоящее время мы живём в экономически слаборазвитом обществе… поэтому коррумпированность

должностных лиц в различных структурах

— продукт как слаборазвитой экономической сферы, не способной удовлетворить потребности людей, так и отсутствия общественных норм, предписывающих определенный,

установленный обществом образец поведения лиц, наделённых в силу их служебного положения рычагами власти и другими возможностями» . Отсюда и вред, причиняемый коррупцией в экономике (особенно в топливно-сырьевой сфере), бьёт по интересам всего населения страны, и даже более того, ущемляет интересы будущих поколений.

Собственно экономическая коррупция представляет собой коррупционные формы экономической борьбы между отдельными представителями экономической элиты, группами (финансовыми,

промышленными), корпорациями или

отдельными лицами за завладение собственностью, финансами, товарами, за получение льгот, преференций,

предпочтений в своей экономической

деятельности, а также установление нелегитимных отношений между

государственным служащим и конкретным гражданином с целью решения для

последнего стоящего перед ним вопроса или проблемы .

Экономическая коррупция в

концентрированном виде вбирает в себя различные преступления и ведет (что является наиболее опасным с точки зрения экономической безопасности государства) к разрушению экономики или ее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

одностороннему развитию, превращению государственного аппарата в инструмент удовлетворения частных экономических потребностей . Это влечет за собой развитие негативных социальных

процессов. Опасность экономической

коррупции определяется также и тем, что она «кровно» связана с «теневой экономикой». Она взрастает на ее почве, затем стимулирует ее развитие и расширение.

Будучи связанной с «теневыми», «грязными» капиталами, экономическая

коррупция быстро и разносторонне

вплетается в организованную

преступность. И в этой триаде (теневая

экономика — организованная преступность

— коррупция, как экономическая, так и политическая) начинает развиваться

наибольшая опасность и для личности, и для общества, и для государства: формируется криминальное общество и криминальное государство. По-сути

«теневой», преступный образ жизни и действий легализуется, становится нормой существования всё более и более

значительных социальных групп . Эти реалии, «из тени в свет перелетая», порождают тяжёлые социальные деформации, обрекают экономику на неэффективное развитие, уничтожают

реальную конкурентную и инновационную среду развития . Знаковой тенденцией становится переход от использования своеобразного «теневого права в сугубо криминальных взаимоотношениях

к его реализации в социальноэкономической сфере, что грозит «организацией общества не по законам, а по понятиям», что приведет к неизбежной дисфункциональности всего

институционально-правового порядка в стране .

Мотивационный подход в

экономической сфере коррупции предполагает наличие корыстной цели: завладение имуществом, финансами, получение льгот, преференций в экономической деятельности. И здесь, как и в случае с политической мотивацией, мотивация экономической коррупции шире уголовно-правового аспекта. Причина этого — появление рыночных отношений и связанных с ними различных форм хозяйственной,

предпринимательской, финансовой

деятельности резко опережало ее законодательное закрепление и регулирование . До сих пор многие аспекты и формы экономической коррупции выпадают из законодательного закрепления , что является следствием отставания закона, по объективным и субъективным причинам, а также результатом политического лоббирования , имеющего целью принятие законов, нужных конкретным и чётко

определённым группам деловых интересов. Не стоит забывать и того, что «руководителями коррупционных сетей часто являются самые

высокопоставленные российские

чиновники и политики» .

Оценочный подход предполагает придание совершённому коррупционному деянию формы экономического

преступления, хотя далеко не все такие деяния подпадают под соответствующие статьи УК. Экономические проблемы коррупции ещё более многообразны и сложны, чем политические. Их многообразие определяется, прежде всего, многообразием экономических отношений и экономической, хозяйственной и финансовой деятельности всех субъектов экономических отношений — от рядового гражданина до государства. Кроме того, очень широк в этой сфере спектр

внеденежных коррупционных выгод, особенно в контексте переплетения бизнес-интересов и властных полномочий. Сложность анализа определяется в данном аспекте ещё и тем, что экономические проблемы коррупции имеют двоякое значение. С одной стороны, в них отражается вся сумма конкретных преступных и «легитимизированных»

деяний. С другой стороны, они могут рассматриваться в качестве причин коррупции, факторов, способствующих ее развитию и расширению .

Факторы общественного сознания и поведенческих регулятивов коррупции в современном российском обществе, пожалуй, сложнее всего классифицировать и выстроить некую иерархическую схему. Слишком многослойными являются пересечения и причинно-следственные

взаимосвязи в психологии и деятельности, как общества, так и конкретного

индивидуума .

Психологические причины и условия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коррупционной преступности включают:

— многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России ;

— традиционно низкий уровень восприятия населением правовых норм об ответственности за подкуп в любой его форме;

— относительно невысокий уровень правовых знаний населения, ставящий его в условие повышенной зависимости от государственных служащих;

— психологическая готовность

значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и незаконных интересов;

— крайне низкий, субъективно воспринимаемый риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррумпированного деяния ;

— традиционно терпимое общественное отношение к корруптеру (взяткодателю), отчасти это объясняется тем обстоятельством, что «корруптеры нередко обеспечивают и свою правомерную деятельность, защиту охраняемых законом жизни, здоровья, чести, доброго имени,

деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, права на имя, права авторства и т.п.» ;

— феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего .

Морально-нравственные факторы причин коррупции можно свести к следующему:

во-первых, современное российское государство до сих пор не построило системы моральных стимулов и имеет очень слабые стимулы карьерного продвижения своих служащих. А такие стимулы служат важной дополнительной гарантией лояльности чиновника государственным интересам;

во-вторых, личный экономический фон жизни чиновников играет большую роль в любом государстве. В России эта роль крайне отрицательна, особенно в контексте сформировавшегося феномена «погони за материальными

потребностями», который вывел желаемый уровень потребления основной группы городского населения далеко за рамки достижимого для них при существующих условиях и производительности труда . Многие коррупционные действия совершаются государственными

служащими по мотивам относительной нужды в целях обеспечения уровня жизни, который становится характерным для ряда окружающих лиц. Мораль сводится к тому, «что выгодно, удобно, нравится мне

— то и правильно» .

Экономическая политика, основным лозунгом которой стало получение прибыли любым, в том числе и незаконным путём, привела к резкому падению нравственности, в обществе с помощью средств массовой информации, массовой «художественной» литературы, кино значительное распространение получила система криминальных или полукриминальных ценностей,

стереотипов поведения, героизация преступников .

Такого масштаба распространения криминальной субкультуры, ее архетипов на российском культурном пространстве,

глубины проникновения в социум и его культуру, усиления влияния на многие стороны жизни и деятельности страны, Россия не знала на протяжении всей истории своей многовековой культуры. «Опасность дальнейшего проникновения криминальной идеологии в сознание российского народа, особенно молодежи, закрепления в нем как руководства к действию, как образа жизни и морали, сегодня поставлена в повестку дня российского многонационального

государства и его культуры» .

Негативность «воспитательного»

эффекта современной культуры констатируется криминологами как провоцирующее, в том числе и коррупционное поведение .

Подытоживая, следует отметить, что

причины коррупционной преступности

находятся в самом обществе, которое непрерывно воспроизводит факторы экономического, политического,

национального, идеологического,

психологического характера,

порождающие это явление. Можно говорить о целом комплексе объективных и субъективных причин, природа чрезвычайно сложна.

Анализируя криминогенные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

детерминанты коррупционной

преступности, следует подчеркнуть, что она является продолжением общественных противоречий, является самостоятельным и целостным явлением. Глобальное увеличение и распространение коррупции в России связано в значительной степени с политическими и экономическими реформами. Непоследовательность

государства в их проведении, многочисленные ошибки усугубили криминогенный потенциал российского общества, что позволило коррупции прочно войти в повседневную жизнь, в результате чего она воспринимается как неотъемлемая часть повседневной жизни.

В современном российском обществе существует множество различных по своему содержанию и природе факторов, детерминирующих коррупцию. Это обстоятельство затрудняет эффективное противодействие данному специфичному

негативному разрушающему правовому и социальному явлению как со стороны государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны самого общества . Немаловажно и то, что сами эти детерминирующие факторы претерпевают постоянные изменения и трансформации, коррупционные проявления также меняют свою направленность и типологию.

ЛИТЕРАТУРА

2. Гончаренко Г.С. Коррупция и проблемы, порождающие ее // Философия права. -2008. — № 2. — С. 12-18.

3. См.: Сатаров Г.А. Диагностика российской коррупции: Социологический анализ.-М., 2002.

7. Федеральный закон N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции». Ст.1.

9. Клюковская И.Н. Соотношение понятий «коррупция», «коррупционная

преступность» «взяточничество» в криминологии // Актуальные вопросы Российского законодательства: материалы научно-практической конференции

(Ставрополь, 4-5 сентября 2000 г.). — Ставрополь, 2000. — С. 47-54.

11. Черкаев Д. Правовые методы предотвращения и пресечения коррупции при управлении общественными ресурсами // Предупреждение коррупции: что может общество. -СПб., 2003. — С. 384-411.

12. Якубов Р.С. К вопросу о понятии корпоративности и коррупции власти в современной России // Уголовно-правовой запрет и его эффективность в борьбе с современной преступностью: сборник научных трудов. — Саратов, 2008. — С. 504509.

13. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма,

проституции, самоубийств и других «отклонений». — СПб., 2007. — С. 266.

15. Криминология / под ред. проф. В.Д. Малкова. — М., 2008. — С. 32.

16. Кабанов П.А., Газимзянов Р.Р. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие. — Набережные Челны, 2003. — С. 24-25.

17. Лебедев А.Е. Коррупция: законодательные пробелы и пути их преодоления // Бизнес в законе. — 2007.- № 4. — С.192-194. Говоря о законодательных пробелах можно вспомнить о журналах «Пробелы в российском законодательстве» и «Чёрные дыры в российском законодательстве», выходящих регулярно и не испытывающих проблем с заполнением материалами.

18. Емелькина Н.А., Сергиенко А.А. Коррупционные «лазейки» в действующем

законодательстве в сфере экономики // Актуальные проблемы современного государства и права: материалы Всероссийской научно-практической

конференции. Саранск, 22-23 мая 2008 г. — М., 2009. — С. 122-129;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Куракин А.В. Административные запреты и проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы // Российская юстиция. — 2008. — №

21. Степанов К.В. Социально-экономические причины коррупции // Взаимодействие правоохранительных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по противодействию преступности и соблюдению прав человека. Материалы международной научно-практической конференции, 8 декабря 2006 г. — Псков, 2007. — С. 391-395.

22. Хромов И.Л. Коррупция — явление социальное // Правовое регулирование мер борьбы с коррупцией. — М., 2003. — С. 69.

23. Полторыхина С.В. Коррупция как негативный метод экономического взаимодействия бизнеса и власти в современной России // Следователь. Федеральное издание. — 2008. -№ 3 (119). — С. 54-57; Она же. Коррупция как негативный метод экономического взаимодействия бизнеса и власти в современной России // Противодействие коррупции: проблемы и перспективы реализации региональной антикоррупционной политики: материалы межвузовского научнопрактического семинара 7 декабря 2007 года. — Казань, 2008. — С. 122-130.

24. Еделев А.Л. Системный характер коррупционных угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник академии экономической безопасности МВД России. — 2008. — № 3. — С. 7-11.

25. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневой образ жизни: Социологический автопортрет постсоветского общества. — М., 2000.

26. Перепелкин В.А. Влияние коррупции и теневой экономики на рост экономики и структурные изменения в ней // Гражданское общество в борьбе с коррупцией: история и современность: материалы Открытого регионального форума. — Самара,

2007.- С. 180-191.

27. Баранов В.М. Теневое право. — Нижний Новгород, 2002. — С. 98 и сл.

28. Абадиев А.М. Теневизация и дисфункциональность институционально-правового порядка как факторы развития коррупционных отношений // Юристъ-Правоведъ. —

2008.- № 5.- С. 13-15.

30. Емелькина Н.А., Сергиенко А.А. Коррупционные «лазейки» в действующем законодательстве в сфере экономики // Актуальные проблемы современного

государства и права: материалы Всероссийской научно-практической

конференции. Саранск, 22-23 мая 2008 г. — М., 2009. — С. 122-129.

32. Гражданские инициативы и предотвращение коррупции / под ред. А.Ю. Сунгурова. -СПБ., 2000. — С.72.

33. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: учебник. — М., 2005. — С. 122-134.

34. Столяренко А.М. Социальная психология. — М., 2001. (Особенно: Глава 29. Социально-психологические аспекты развития российскою общества и Глава 30. Правовое государство и правовая психология общества).

35. См., напр.: Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. — СПб., 1997.

37. Криминология / под ред. проф. В.Д. Малкова. — М., 2008. — С. 334. Выделено нами

— Л.Х.

38. Васильев В.Л. Психологические закономерности возникновения и развития коррупции, теневой экономики и организованной преступности // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 1999. — № 1. — С. 108-116; Он же. Психологический анализ коррупции и теневой экономики в России // Расследование и судебное преследование коррупции: материалы российско-американского семинара, 23 — 24 сентября 1999 г.

— СПб., 2002. — С. 140-150.

39. Ведерникова О.Н. Коррупция: нравственно-правовой аспект // Коррупция:

40. Зайцева М.Н. Общество «материальной мотивации» как главный фактор развития коррупции // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном федеральном округе: материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-25 апреля 2008 г. — Хабаровск, 2008. В 2-х частях. — Ч. 1. — С. 71-77.

41. Социология: учебник. — СПб., 2000. — С. 227.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Ассанов Е. В. Массовая информация и поведение граждан/ Преступность и культура: сб. науч. тр./ под ред. А. И.Долговой. — М., 1999. — С. 127.

43. Катин В.И. Криминальный романтизм как явление культуры современной России: автореф. дис. …канд. культур. — Саратов, 2007. — С.3.

44. Нестик Т.А. Коррупция и культура // Следователь. Федеральное издание. — 2008. -№ 5 (121). — С. 47-52.

45. Кабанов П.А., Газимзянов Р.Р. Коррупция в России: понятие, сущность, причины, противодействие. — Набережные Челны, 2003. — С. 50.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ —

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Кафедра: «Экономическая теория и управление персоналом»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Институциональная экономика»

на тему: «Институциональный анализ коррупции»

Орел, 2014

Задание на курсовую работу

по дисциплине: «Институциональная экономика»

Студент Шифр 080400.62 Группа 11-УП

Тема курсовой работы: «Институциональный анализ коррупции»

План курсовой работы:

1. Понятие, содержание и причины возникновения коррупции и возникновение коррупции в России

2. Коррупционная преступность

3. Борьба с коррупцией

Задание принял к исполнению «25» февраля 2014 г.

Срок сдачи работы «12» мая 2014 г.

Руководитель работы________________

(подпись)

Студент _________________

(подпись)

Содержание

Введение

Целью данной работы является выявление основных проблем коррупции. Целью — проанализировать уже существующие законы и действия государства по отношению к коррупции.

коррупция институциональный анализ преступление

Понятие, содержание и причины возникновения коррупции и возникновение коррупции в России

Данное понятие по-разному раскрывается и в словарях и энциклопедиях. В частности, в Словаре русского языка коррупция определяется как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В Большой советской энциклопедии слово коррупция толкуется как прямое использование должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения, а также подкуп должностных лиц, их продажность.

М. Джонстон выделяет три группы определений коррупции: бихевиористские, основывающиеся на объективных или субъективных критериях; вписывающиеся в модель шеф — агент — клиент и неоклассические.

Проблема коррупции является следствием большого количества факторов и механизмов.

Существует много причин, объясняющих сложившуюся в России ситуацию с коррупцией, но среди них мне хотелось бы выделить наиболее важные:

Коррупционная преступность

Феномен использования государственной машины организованной преступностью связан преимущественно с коррупцией. Она — один из способов превращения государственных полномочий в частную собственность. Гегель писал:

МВД России после издания Президентом России Указа от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»:

в 1995 году по сравнению с 1992 годом удвоилось число уголовных дел о депутатах (14 по сравнению с 7);

В то же время латентность коррупции огромна. И в значительной мере это связано с тем, что часто она проявляется именно как двусторонняя «конфиденциальная сделка», в разоблачении которой не заинтересована ни одна из сторон.

Канада.

В странах Европы мера наказания варьируется от штрафа до лишения свободы.

Германия.

Великобритания.

Италия.

Финляндия.

В Арабских Эмиратах коррупционерам отрубают руку, как за воровство.

Сердюков Анатолий Эдуардович.

20 декабря 2012 года В. Путин на пресс-конференции заявил, что при наличии оснований Сердюков будет привлечён к уголовной ответственности и его будут судить, невзирая на прошлые заслуги и регалии.

28 декабря 2012 года Сердюков явился на допрос в Следственный комитет РФ и отказался давать показания по делу о хищениях в «Оборонсервисе», сославшись на отсутствие заболевшего адвоката. Допрос перенесён на 11 января 2013 года.

19 февраля 2013 года, будучи вызванным на допрос вместе с Е. Васильевой, вновь отказался давать показания в СК РФ и помогать следствию в расследовании преступлений.

23 июля 2013 года допрошен Следственным комитетом РФ на предмет продажи при участии Сердюкова его родственнику за бесценок старинного особняка на территории Таврического дворца Санкт-Петербурга.

Социально-экономические последствия коррупции

Всемирный Банк выделяет четыре фактора, обусловливающие низкий уровень коррупции: отсутствие, благодаря экономической политике, деформаций, предсказуемая судебная система, набор на работу людей на основе их достоинств и наличие лишь небольшого разрыва между зарплатами в государственном и частном секторах .

Международное сообщество стало осознавать, что коррупция, до недавнего времени считавшаяся безобидной и «не приводящей к жертвам» проблемой, на самом деле, обходится очень дорого, и уровень наносимого ею ущерба может быть самым разным, в зависимости от страны и отрасли.

Рост коррупции негативно сказывается на всех сторонах общественной жизни. В особенности надо отметить такие ее разрушительные последствия:

коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним задач (например, назначение на должность за взятку ведет к снижению эффективности работы и приносит убытки);

коррупция портит инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

коррупция ведет к удорожанию управленческого аппарата (взяточничество в конечном итоге отражается на налогоплательщике, и в результате он вынужден платить за услуги в несколько раз больше);

если коррупция проявляется в виде «черных» комиссионных, то это приводит к сокращению общей суммы средств, направляемых на удовлетворение общественных потребностей;

коррупция оказывает разлагающее воздействие на управленческий аппарат как в государственной так и в негосударственной сферах, снижая стимулы для честной работы;

коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;

народу, убежденному в коррумпированности политической элиты, трудно удержаться от того, чтобы также не «поживиться за счет других»;

коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради процветания общества и государства;

коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше нравственных самозапретов;

коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах;

коррупция приводит к необоснованному перераспределению бюджетных средств в пользу силовых структур, истощая стратегические социальные программы, поскольку это позволяет коррупционерам сохранять status quo поделенных сфер влияния и имущества.

Коррупция оказывает разлагающее воздействие на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику .

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

расширению теневой экономики, следствием чего является потеря государством финансовых рычагов управления экономикой, обострение социальных проблем из-за невыполнения бюджетных обязательств;

нарушению механизма рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции;

низкому темпу роста численности эффективных частных собственников (в качестве последствия — дискредитация идей рыночной экономики);

* снижению эффективности использования бюджетных средств, в частности — при распределении государственных заказов и кредитов; что тем самым препятствует эффективной реализации правительственных программ;

повышению цен на товары и услуги за счет коррупционных «накладных расходов», в результате чего страдает потребитель;

дисбалансу конкурентных механизмов рынка, поскольку продвижение товаров и услуг на рынок за счет подкупа снижает эффективность рынка и, в конечном счете, дискредитирует саму идею свободной рыночной конкуренции;

несправедливому распределению доходов, обогащающих субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества;

потере доверия агентов рынка к способности власти установить и соблюдать честные правила рыночной игры: инвестиционный климат покрывается облачностью, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;

увеличению масштабов коррупции в неправительственных организациях, что ведет к снижению эффективности их работы;

обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции .

Рост коррупции также порождает следующие серьезные социальные последствия:

колоссальные средства проходят мимо общественного развития, обостряя бюджетный кризис, снижая способность власти решать социальные проблемы;

усугубляется имущественное неравенство, обостряется бедность большой части населения; перераспределение средств в пользу узких «олигархических» групп происходит за счет наиболее уязвимых слоев населения;

коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.;

дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизнедеятельности гражданского общества: в общественном сознании закрепляется представление о беззащитности граждан как перед лицом преступности, так и перед лицом власти;

коррумпированность правоохранительных органов способствует закреплению организованной преступности, которая, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, еще больше усиливается, так как получает возможность проникновения в политическую власть, увеличивая, таким образом, свободу собственных действий в процессе отмывания денег;

усиливается социальная напряженность, что, в конечном счете, угрожает эффективному развитию экономики и политической стабильности в стране .

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

падение доверия к власти, рост ее отчуждения от общества, что может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства — диктатуре;

коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции;

коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок;

смещение целей в политике от общенационального развития к властвованию «олигархических» группировок;

снижение престижа страны на международной арене, увеличение угрозы ее экономической и политической изоляции;

разочарование граждан в ценностях демократии, в эффективности институтов гражданского общества, политической конкуренции .

Коррупция приводит к искажению распределительной роли государства, поскольку побуждает к направлению государственных средств на проекты, позволяющие легче получить взятки, и это происходит за счет действительно приоритетных программ. Будет расти число бесконечных и ненужных проектов. При крупных международных сделках предпочтение отдается приобретению самого современного оборудования, разработанного специально по заказу покупателя, поскольку в этом случае отсутствуют рыночные цены на сходное оборудование, с которыми можно было бы сопоставить затраты, и контроль правильности и обоснованности расходования средств становится затруднительным. Кроме того, коррупция увеличивает дефицит бюджета, поскольку контракты заключаются не с теми, кто предлагает наиболее низкие цены, а частое внесение дополнительных пунктов «взвинчивает» первоначально установленную стоимость проекта .

Коррупция способствует распространению мошенничества и уклонения от уплаты налогов. В результате того, что она сокращает доходы государственного бюджета, все более усиливается финансовое бремя, испытываемое постоянно сокращающимся числом налогоплательщиков. Это еще более стимулирует деятельность в неформальной сфере и создает порочный круг. Она также полностью искажает реализацию программ по борьбе с нищетой. Она приводит к тому, что международная помощь оказывается гораздо менее эффективной, поскольку все большие суммы перенаправляются в обход заявленных прежде целей, таких, как развитие инфраструктуры, выполнение программ борьбы с нищетой или проведение восстановительных работ после землетрясений и гражданских войн .

Коррупция приводит к снижению качества оказываемых администрациями услуг и товаров, ими приобретаемых. В системах, где получение ренты является более прибыльным делом, чем производительный труд, человеческие таланты будут направлены на ущербные цели, а самые лучшие люди займутся непроизводительным трудом, что вызовет негативные последствия для социального развития и роста.

Коррупция в аппарате, отвечающем за правоприменение (армия, полиция, суды), позволяет организованной преступности расширять свою «грабительскую» деятельность в частном секторе. Она может даже способствовать созданию некоего симбиоза организованной преступности и политиков, который является дополнительным фактором, способствующим злоупотреблению властью .

Вышеперечисленные экономические издержки дополняются комплексом социально-политических последствий: утратой легитимности, нестабильностью в отношениях или, наоборот, более тесным сотрудничеством между соперничающими группировками. Трудность количественной оценки издержек, наносимых коррупцией, заключается в том, что ее политические и экономические последствия могут отличаться большим разнообразием. В этой связи, очень важно различать виды коррупционной деятельности по их политическим и экономическим последствиям, помня о том, что понесенные в результате них издержки ни в коей мере не являются идентичными .

В развивающихся странах коррупция препятствует национальному, социальному, экономическому и политическому развитию, государственные ресурсы распределяются неэффективно, а уровень общественного недоверия возрастает. Вследствие этого, уменьшается объем иностранных инвестиций, производительность промышленности, эффективность административных органов и занижается легитимность государственного порядка. Это, в свою очередь, ведет к политической нестабильности, а также к ухудшению инфраструктуры в целом, системы образования, здравоохранения и иных услуг.

Аналогичные процессы могут наблюдаться и в промышленно развитых странах. Как только экономический прогресс частных компаний начинает существенным образом зависеть от выплаты взяток, сразу же начинает ухудшаться качество продукции и услуг, а также квалификация трудовых ресурсов .

Коррупция также ослабляет законодательную базу, направленную на усиление социальной ответственности корпораций и бизнеса в целом. Многие страны были свидетелями фактов нечеловеческого использования рабочей силы и серьезного загрязнения окружающей природной среды. Национальные бюджеты во многом страдали, в частности, из-за предоставления излишних налоговых льгот и привилегий отдельным предприятиям, либо вследствие закупок ненужного оборудования или получения ненужных услуг для государственных нужд. В целях максимизации прибыли многие предприятия прибегают ко взяточничеству и иным формам коррупции, чтобы скрыть свои правонарушения, в том числе и связанные с экологическими преступлениями. При отсутствии эффективной системы контроля окружающей природной среде наносится непоправимый ущерб. Поскольку значительные финансовые средства ежегодно вкладываются в коррупционную деятельность, это оказывает неблагоприятное воздействие на международную финансовую систему в целом .

Коррупция, будучи одним из наиболее опасных видов преступной деятельности, обладает определенными особенностями. Представляется, что, как правило, это именно преступная деятельность, а не единичное преступление, она складывается из ряда связанных или даже не связанных единым умыслом корыстных преступлений, но всегда имеющих однотипную мотивацию.

Как уже отмечалось, коррупция опасна своей латентностью, ибо всегда носит скрытый и согласительный характер. Она обычно не влечет последующего обжалования, ибо выгодна всем сторонам незаконной сделки .

Глобальная угроза становится все более опасной, когда связи между коррупцией и организованной преступностью становятся все более близкими. Практически все доходные нелегальные рынки опираются на поддержку государственных должностных лиц и контролеров. Коррупция является необходимым инструментом для деятельности организованных преступных группировок .

Уровень коррупции определяется, с одной стороны, масштабами вмешательства государства в экономику, с другой, зрелостью гражданского общества, глубиной и тщательностью проработки механизмов его контроля за функционированием государства.

Как уже отмечалось, коррупция опасна своей латентностью, ибо всегда носит скрытый и согласительный характер. Она обычно не влечет последующего обжалования, ибо выгодна всем сторонам незаконной сделки .

Мировая статистика свидетельствует о том, что между коррупцией и конкурентоспособностью стран мира существует очень тесная взаимосвязь: чем выше уровень коррупции, тем ниже конкурентоспособность. На рисунке 3 приведены статистические данные по 173 странам мира, которые отражают индекс восприятия коррупции в баллах (чем выше индекс, тем меньше уровень коррупции) и индекс конкурентоспособности. Расчеты проведем с использованием рейтинга «Индекс восприятия коррупции» за 2009 год, приведенного Центром антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International и рейтинга «Глобальный индекс конкурентоспособности 2008 г.», приведенного на РБК. Рейтинг.

Линия на рисунке, тренд, показывает тенденцию изменения индекса конкурентоспособности в зависимости от индекса восприятия коррупции, рассчитанную по статистическим данным. Коэффициент корреляции (взаимосвязи) между уровнем коррупции и конкурентоспособностью очень высок, и равен 0,87 (максимально возможное значение 1).

Рисунок 3 — Зависимость конкурентоспособности от индекса восприятия коррупции

Из рисунка видно: в мире не существует страны с очень высоким уровнем коррупции и одновременно с высоким уровнем конкурентоспособности. Это общее правило, из которого нет исключений. В мире также нет стран с низким уровнем коррупции и с низким уровнем конкурентоспособности. Это тоже общее правило, из которого нет исключений. А ведь именно конкурентоспособность предприятий является определяющим фактором экономического успеха на мировой арене.

Коррупция душит развитие конкурентоспособности предприятий, отсутствие коррупции в условиях цивилизованных рыночных отношений стимулирует их развитие. Но мы знаем: откаты (форма взятки) в современной России стали обычной нормой. Во многих отраслях получить заказ на поставку товаров или выполнение услуг без отката практически невозможно.

Уровень коррупции непосредственным образом влияет на экономическое развитие стран мира (рисунок 4). Из рисунка видно: чем выше индекс восприятия коррупции, то есть чем ниже ее уровень, тем выше валовой внутренний продукт (ВВП), тем эффективнее экономика. Коэффициент корреляции между индексом восприятия коррупции и ВВП стран мира равен 0,81. Иначе говоря, взаимосвязь между уровнем коррупции и эффективностью экономики велика.

Рисунок 4 — Зависимость ВВП на душу населения стран мира от индекса восприятия коррупции, данные по 173 странам мира

На рисунке 5 приведена зависимость уровня инфляции стран мира от индекса восприятия коррупции.

Рисунок 5 — Зависимость уровня инфляции стран мира в % от индекса восприятия коррупции

Вывод напрашивается сам собой, чтобы снизить уровень инфляции коррупцию необходимо ликвидировать.

Выступая на пресс-конференции, приуроченной к публикации Индекса восприятия коррупции 2008, Председатель Правления «Трансперенси Интернешнл» П. Айген заявил, что если мы всерьёз намерены решить задачу развития нового тысячелетия, связанную со снижением вдвое к 2015 г. числа людей, живущих, ниже черты бедности, правительства должны направить усилия на преодоление коррупции в области заключения и реализации государственных контрактов.

По мнению «Трансперенси Интернешнл», общий объем средств, ежегодно теряемых в мире в результате коррупции в сфере государственных закупок составляет 400 млрд. долларов США. Данные исследования показали, что в шестидесяти странах, включенных в Индекс, уровень коррупции высок. Наиболее остро стоит эта проблема в таких странах, как Бангладеш, Гаити, Нигерия, Чад, Мьянма, Азербайджан и Парагвай. Согласно Индексу восприятия коррупции 2009, такие страны, обладающие богатейшими запасами нефти, как Ангола, Азербайджан, Эквадор, Индонезия, Иран, Ирак, Казахстан, Ливия, Нигерия, Россия, Судан, Венесуэла, Чад и Йемен набрали чрезвычайно низкие баллы Индекса. В этих странах система заключения государственных контрактов, связанных с нефтедобычей, пронизана коррупцией, в результате чего львиная доля доходов от производства и продажи нефти оседает в карманах менеджмента западных нефтяных компаний, посредников и местных чиновников.

Таким образом, есть все основания утверждать, что коррупция, как социально-опасное явление, свойственна любому государству, на каком бы уровне развития оно ни находилось .

Изучив основные социально-экономические последствия коррупции, мы считаем необходимым, ознакомиться с опытом зарубежных стран в борьбе с этим опасным явлением. Этому посвящена следующая глава данной работы.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *