Экономическое преступление статья

Понятие, система и юридическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Преступления в сфере экономической деятельности – это умышленно общественно опасные деяния (действия либо бездействия), которые предусмотрены в ст.ст. 169-200.5 УК Российской Федерации и посягают на экономическую безопасность государства, на порядок распределения, производства, потребления материальных благ/услуг, обмена или причиняющие вред или создающие угрозу причинения вреда материальным интересам общества, личности и государства, который установлен законом.

Преступления в сфере экономической деятельность можно представить в виде системы:

Общественная опасность таких преступлений заключается в подрыве благосостояния общества и его граждан, а также в расшатывании экономической системы государства.

Главным объектом преступных посягательств является установленный государством порядок распределения, производства, потребления и обмена материальных услуг и благ, а также экономическая деятельность и интересы субъектов такой деятельности. Также существует и дополнительный объект – это материальные интересы лиц, которые зависимы от субъектов экономической деятельности. Но в некоторых преступлениях подобный объект является факультативным. Также к факультативным объектам можно отнести здоровье граждан и их личную свободу (ч. 2 ст. 179 УК РФ).

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Большую часть преступных посягательств, следует отнести к числу предметных (ст. 174, 169, 175, 198- 199.2, 180-195 УК РФ).

Объективной стороной экономических преступлений являются деяния, которые выражены в форме действия или бездействия. Также, должностное лицо привлекают к уголовной ответственности, если он своими активными действиями неправомерно ограничивает законные интересы и права юридического лица или индивидуального предпринимателя либо оно своим пассивным поведением уклоняется от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица (ст. 169 УК РФ).

Диспозиции норм, которые предусматривают ответственность за преступления в экономической сфере, имеют, как правило, ссылочно-бланкетный характер. Так, для надлежащей квалификации деяний, как преступлений, отсылают правоприменителей к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, например, к статьям ГК Российской Федерации (ст. 180 УК РФ), к Налоговому кодексу (ст. 198-199.2 УК РФ), к Федеральному закону № 39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 (ст. 185 УК РФ), к Федеральному закону от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 192 УК РФ).

Для квалификации деяний как преступлений, в некоторых случаях, становятся обязательными способы их совершения, к примеру:

Составы преступлений в сфере экономической деятельности, по законодательной конструкции, могут быть:

Как правило, субъект преступных посягательств общий, то есть им является вменяемое физическое лицо, которое к моменту совершения преступления, достигло 16-летнего возраста. В определенных случаях, субъект также может наделяться дополнительными признаками, к примеру, принадлежностью к индивидуальным предпринимателям или к руководству организации (ст. 176 УК РФ), должностными полномочиями (ст. 170, 169 УК РФ).

Субъективная сторона составов экономических преступлений характеризуется виной в форме умысла. Для того чтобы квалифицировать деяние как преступление, то здесь необходимо выяснить цели и мотивы их совершения, в частности, личная заинтересованность либо корыстный мотив (ст. 181, 170, ч. 3 ст. 183 УК РФ); цель — оказание влияния на результаты соревнований или конкурсов – это обязательна при квалификации деяния по ст. 184 УК РФ. Цель — сбыт — по статье 186 или 187 УК РФ, а цель — совершение одного или нескольких преступлений, которые связаны с финансовыми сделками/операциями с денежными средствами или иным имуществом, — при квалификации содеянного по ст. 173.2 УК РФ.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Минимальные суммы ущерба для уголовного наказания

Необходимо различать ответственность по схожим составам преступления в области административного и уголовного российского законодательства. От этого зависит расчет суммы вреда для инициирования дела. Для разграничения составов преступных действий используется установленная сумма вреда. Юристы обращают внимание на то, что в 2016 году в УК РФ были внесены важные корректировки.

При установлении, от какой суммы наступает уголовная ответственность за преступления, следует изучить положения уголовного закона, содержащие информацию о минимальном пределе убытков. Размер ущерба для открытия уголовного дела затрагивает преступления с имуществом, другие незаконные действия (взятки, налоговые махинации, кредитные задолженности).

Рассмотрим, как устанавливаются суммы нанесенного вреда для инициирования уголовного дела, по каким статьям и правилам они рассчитываются, есть ли у осужденных возможность претендовать на смягчение наказания или его отмену, а у виновных – избежать наказания и связанных с ним последствий.

Суммы ущерба для уголовной ответственности и особенности расчета

Гл. 21 «Преступления против собственности» УК РФ содержит перечень сумм и определений основных понятий, к которым относятся крупный, значительный и особо крупный вред, нанесенный пострадавшему. Более подробная информация содержится в ст. 158 УК РФ – в примечаниях.

В N 323-ФЗ 3.07.2016 были разработаны определенные корректировки, согласно которым:

  • сумма значительного вреда – от 5 тыс. р.;
  • сумма крупного вреда – от 250 тыс. р.;
  • размер особо крупного – 1 млн рублей.

В итоге нововведения привели к следующей неопределенности: хищение на сумму 2,5-5 тыс. р. – это еще не административное незаконное деяние, однако уже не уголовно наказуемый проступок. КоАП РФ пока что не содержит новых поправок и корректировок.

Официально в УК РФ не применяются понятия незначительного и существенного вреда.

Существуют отдельные преступления против имущества. По ним законодательство устанавливает иные суммы, которые выступают исключением.

Специальный порядок для мошеннических действий

Специальные статьи содержат правила, используемые для установления суммы вреда. Но есть и исключения, к которым относятся следующие.

Ч. 5 ст. 159 «Мошенничество» рассматривает отказ человека выполнять договорные действия в сфере предпринимательства, что в итоге стало причиной значительного вреда. То же самое относится и к ч. 6 этой же статьи, только вред уже рассматривается крупный, а в ч. 7 – особо крупный вред.

Для рассмотренных статей в 2020 году сумма вреда и правила ее начисления отличаются от стандартных.

В 2020 году согласно УК РФ сумма значительного вреда – от 10 тыс. р., крупного – от 3 млн р., особо крупного – от 12 млн р. Подобные суммы ущерба для инициирования уголовного дела объясняются тем, что участниками договора становятся компании и ИП.

Эта статья появилась в законодательстве РФ не так давно. Пока что к отношение к ней со стороны специалистов неоднозначное.

Изменения УК РФ для компаний и ИП: определение суммы ущерба по отдельным статьям

  1. Ст. 169, посвященная воспрепятствованию предпринимательства и другой деятельности, рассматривает понятие крупного вреда, сумма которого – от 1,5 млн р.
  2. В ч.3 и в ч. 4 ст. 171.1 изучается понятие крупного размера, сумма которого – от 400 тыс. р., а особо крупного – не меньше 1,5 млн р.
  3. В ч.5 и ч.6 ст. 171.1 понятие крупного размера подразумевает 100 тыс. р., особо крупного – 1 млн.
  4. Для ст. 171.2 крупный вред – не менее 1,5 млн р, особо крупного – от 6 млн р.
  5. В ст. 178 УК РФ рассматривается наказание за ограничение конкуренции. Она не подвергалась корректировкам и обновлениям. Согласно ей, крупный доход составляет от 50 млн р, особо крупный – от 250 млн р. Крупный вред, в соответствии с данной статьей, составляет от 10 млн р, особо крупный – от 30 млн.
  6. Для ст. 180 сумма крупного вреда составляет от 250 тыс. р.
  7. Ст. 184 УК РФ рассматривает понятие значительного вреда, чей размер начинается с 25 тыс. р.
  8. Для 4 статей (ст. 185, 185.1, 185.2 и 185.4) установлено, что сумма крупного вреда начинается с 1 млн р., а особо крупного – с 3,75 млн.
  9. По ст. 185.3 УК РФ за распространение через СМИ не соответствующей действительности информации сумма крупного вреда – от 3,75 млн р., особо крупного – от 15 млн.
  10. Ст. 185.6 посвящена ответственности за незаконное использование служебной информации в своих целях. Согласно ей, сумма крупного вреда – 3,75 млн р. Та же самая сумма фигурирует в понятиях крупных убытков и доходов.
  11. Ст. 191.1 содержит примечания, согласно которым нелегальные действия с древесиной устанавливают крупный размер на сумму от 80 тыс. р., особо крупного – от 230 тыс. р.
  12. Ст. 193.1 УК РФ за валютные операции устанавливает крупный размер на сумму от 9 млн р. за 12 месяцев, особо крупный – от 45 млн.
  13. Ст. 194 за невыполнение обязательств по платежам устанавливает, сумма крупного вреда составляет от 2 млн р., особо крупного – от 6 млн.

Это неполный перечень статей. Необходимо акцентировать внимание на том, что разброс существенный. По отношению к физлицам и преступлениям против имущества количество исключений невелико.

Глава 22, рассматривающая экономические преступления, почти в каждой статье содержит исключения. Объяснение кроется в сложности, опасности для общества, в особых обстоятельствах, к которым относятся организация работы в сфере экономики и предпринимательства.

В уголовном праве принятые летом законы 323-ФЗ и 326-Ф откорректировали суммы вреда. Данные нововведения имеют отношение к тем, кто украл имущество в зимние и осенние месяцы 2016 года и позже, а также к тем, кто был осужден, отбывает тюремное наказание за проведенную кражу.

Изменения для осужденных, отбывающих тюремное наказание

На данный момент наблюдается декриминализация. Она представляет собой перевод мелких уголовно наказуемых преступлений в разряд административных проступков. Ст. 10 УК РФ устанавливает тот факт, что смягчающий ответственность или освобождающий от нее закон обладает обратной силой. По этой причине осужденные вправе составлять ходатайства с просьбой освободить их, смягчить ответственность.

Готовое ходатайство направляется в судебный орган по адресу расположения исправительного учреждения – СИЗО, ИК, УИИ, ЛИУ. Воспрепятствовать направлению ходатайства уполномоченные лица не вправе.

Возмещение ущерба до инициирования уголовного дела

Ситуация для тех, кто возмещает вред до момента инициирования уголовного дела, тоже поменялась. Необходимо рассмотреть ст. 76.1 УК РФ с корректировками от 3.07.2016, которая посвящена освобождению от уголовного наказания при совершении экономических преступлений. В ней рассматривается вероятность освобождения от преступлений, допущенных в сфере налогового законодательства (например, уклонение от обязательств по их выплате). Эта возможность предусмотрена для тех людей, которые возмещают вред, нанесенный бюджету российского государства.

В ч. 2 ст. 76.1 перечисляются обстоятельств, согласно которым виновный может избежать уголовного наказания, если до момента инициирования уголовного дела он полностью выплатил весь причиненный ущерб.

В 2016 году были введены изменения, которые рассматривают вероятность освобождения от уголовного наказания при установлении нижеперечисленных факторов одновременно.

  1. Человек совершил преступление в первый раз.
  2. Человек организовал преступление, которое причисляется к списку в ч. 2 ст. 76.1.
  3. Человек полностью выплатил ущерб, с которым столкнулся другое физлицо, компания или государство.
  4. Человек перевел в бюджет сумму, которая в 2 раза превышает размер ущерба. При этом до 2016 года приходилось перечислять компенсацию размером больше ущерба в 5 раз.

Если виновный совершит все вышеперечисленные действия, то от уголовного наказания он освобождается. Ему больше не придется обращаться в суд и государственные органы, у него не будет судимости, которая оказывает негативное влияние на дальнейшую жизнь.

Если проступок совершен впервые, то государство «прощает» его за это.

Установление суммы ущерба в условиях меняющегося курса валют

Постановление Пленума под названием «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» содержит правила. Уполномоченные лица используют их для расчета размера ущерба.

  1. Для установления размера хищения применяют фактическую стоимость имущества на дату преступления.
  2. Если информации о стоимости на момент преступления найти не удалось, необходимо отправиться за помощью к экспертам. Специалисты составляют акты, на основе которых далее устанавливается стоимость имущества.
  3. Ущерб, который необходимо компенсировать, устанавливаю в соответствии со стоимостью собственности на дату принятия решения по вопросам возмещения и компенсаций. Возможна индексация стоимости собственности на дату исполнения вынесенного решения.
  4. Отдельные правила предусматриваются для объектов, обладающих особой социокультурной ценностью. Чтобы грамотно установить их стоимость, необходимо пригласить экспертов, которые составят акт и пропишут в нем денежную стоимость конкретного объекта и его значимость для социума, культурно-научной сферы жизни.
  5. При появлении спорных и конфликтных ситуаций потребуется обратиться за помощью к независимому эксперту. Однако выбор лица, ответственного за оплату его услуг, – вопрос отдельный.

Если воровство затронуло иностранную валюту, то сумма ущерба высчитывается по курсу Центробанка на тот момент, когда совершалось преступление.

Также закон определяет и моральный ущерб, который повлек к страданиям, лишению трудоспособности, унижению, стрессу пострадавшего. Он рассчитывается в денежном эквиваленте в индивидуальном порядке судом. Для возмещения морального ущерба у пострадавшего должны быть на руках документальные доказательства.

Заключение и важные выводы

  1. В УК РФ 3.07.2016 внесли определенные корректировки и изменения, которые поменяли сумму ущерба для инициирования уголовного дела в сфере преступлений, которые связаны с экономикой и собственностью.
  2. Для инициирования уголовного дела сумма ущерба должна быть не меньше 5 тыс. р. (сумма значительного ущерба). Если сумма меньше, то виновный понесет административное наказание в соответствии со ст. 7.27.1.
  3. Если до разработки корректировок человек был осужден за преступление, относящееся к экономике или собственности, то он может составить ходатайство и направить его в суд с просьбой отменить наказание (либо смягчить его).
  4. Разработка норм ст. 76.1 от 2016 года предоставляет человеку возможность избежать ответственности по УК РФ. Есть несколько обстоятельств, при соблюдении которых уголовная ответственность не применяется. Главные из них – это организация преступления в первый раз и возмещение вреда до момента инициирования уголовного дела в исчерпывающем размере.
  5. Размеры ущерба по делам о разбоях, грабежах и кражах устанавливают в соответствии со стоимостью собственности на тот момент, когда виновные совершали преступление. Если установление стоимости сопровождается сложностями, необходимо воспользоваться услугами специалистов из экспертной организации.
  6. Крупный ущерб согласно УК РФ с нововведениями 2016-2019 годов составляет от 250 тыс. р., особо крупный – от 1 млн.
  7. В уголовном законодательстве отсутствуют термины, касающиеся незначительного и существенного ущерба – это неофициальные формулировки, которые обычно применяют в своей речи неспециалисты.

Анцупов Дмитрий, Адвокат

Связаться со мной:

Предлагаю к просмотру видео о том, в каких случаях бизнесмены и предприниматели могут быть заключены под стражу, а в каких случаях закон запрещает заключать под стражу, привожу примеры из своей судебной практики: ст. 159 УК РФ (мошенничество), ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов) и по другим экономическим статьям.

Напомню:

Статья 159 УК РФ — мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием. Эта статья может применяться к предпринимателям в следующих, например, случаях:

  • невозвращение долгов, неисполнение обязательств по договорам, включение в договор заведомо ложных сведений, таких, например, как отсутствие обременений отчуждаемого имущества, принадлежность имущества на праве собственности, когда имущество таким не является;
  • незаконный возврат суммы НДС из бюджета;
  • в других случаях.

Правоохранительные органы «не хотят» признавать указанные выше преступления «экономическими» и считают их общеуголовными. 📌 Реклама Статья 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов. Эта статья может применяться к предпринимателям в случаях уклонения от уплаты налогов. Правоохранительные органы в «экономическом» характере данных статей не сомневаются. Другие «экономические» статьи (общей перечень):

  • статьи 171 — 174, 174(1), 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185(4), 190 — 199(2) УК РФ, без каких-либо других условий, а в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 — 159(6), 160 и 165 УК РФ, — при условии, что эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности.

Статья 108 УПК РФ. Заключение под стражу.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений.

За нарушение законодательства РФ при осуществлении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета ответственность несут должностные лица организации (руководитель, главный бухгалтер (бухгалтер), иные лица) и сама организация.

Согласно Закону № 402-ФЗ руководитель организации несет ответственность:

  • 1) за ведение дел экономического субъекта (п. 7 ст. 3);
  • 2) организацию бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета экономического субъекта (п. 1 ст. 7);
  • 3) достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период (п. 8.2 ст. 7).

Главный бухгалтер организации является особым должностным лицом любой организации, так как через него осуществляется вся хозяйственная деятельность экономического субъекта. Кроме того, он, как правило, является представителем экономического субъекта во взаимоотношениях с налоговыми органами.

Главный бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера — бухгалтер) подчиняется непосредственно руководителю экономического субъекта на основании заключенного с ним договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Основные обязанности главного бухгалтера регламентируются положением о бухгалтерии, должностной инструкцией и трудовым договором.

Согласно Закону № 402-ФЗ главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 7), за формы первичных учетных документов и учетных регистров, используемых экономическим субъектом, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 4 ст. 9, п. 5 ст. 10).

В случае возникновения разногласий между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером по поводу того, принимать или не принимать к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета данные, содержащиеся в первичных учетных документах, то эти учетные документы принимаются (или не принимаются) по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию (п. 8.1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

Если руководитель экономического субъекта и главный бухгалтер не приходят к единому мнению относительно того, отражать или не отражать объект бухгалтерского учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности, этот вопрос решается на основании письменного распоряжения руководителя, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период (и. 8.2 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

Упомянутый Закон определил обязанности экономического субъекта:

  • — вести бухгалтерский учет (п. 1 ст. 6);
  • — самостоятельно формировать свою учетную политику (п. 2 ст. 8);
  • — самостоятельно определять случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, за исключением обязательного проведения инвентаризации (и. 3 ст. 11);
  • — организовывать и осуществлять внутренний контроль за совершением фактов хозяйственной жизни (п. 1 ст. 19);
  • — организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, если он подлежит обязательному аудиту (п. 2 ст. 8);
  • — обеспечивать безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений (п. 3 ст. 29).

Ответственность за неисполнение экономическим субъектом своих обязанностей несут руководитель организации и главный бухгалтер.

Современное российское законодательство содержит немало норм, на основании которых руководитель и главный бухгалтер могут быть привлечены к различным видам ответственности.

Административная ответственность за экономические и налоговые правонарушения. Из года в год значение административной ответственности в борьбе с экономическими и налоговыми правонарушениями возрастает. Кодекс РФ об административных правонарушениях кодифицировал материальные и процессуальные нормы об административной ответственности. Значительно увеличилось применение на практике многих составов административных проступков, в том числе касающихся бухгалтерского и налогового учетов.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ должностное лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Руководитель организации, выполняя обязанности, связанные с экономической деятельностью хозяйствующего субъекта, может быть лично привлечен к административной ответственности за несоблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, например по следующим статьям КоАП РФ:

осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1);

Главный бухгалтер подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения, если он не исполнил либо ненадлежаще исполнил свои служебные обязанности (ст. 2.4 КоАП РФ) или в случаях если нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

В соответствии с КоАП РФ главный бухгалтер подлежит административной ответственности, например, за следующие правонарушения:

  • — нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19);
  • — неправомерные действия при банкротстве (ч. 1 ст. 14.13);
  • — нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (ч. 1 ст. 15.1).

Руководитель организации и главный бухгалтер могут быть привлечены к административной ответственности по следующим статьям КоАП РФ:

  • — незаконное получение кредита (ст. 14.11);
  • — фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12). На практике бывают случаи, когда руководитель организации фиктивно или преднамеренно объявляет организацию банкротом в целях прекращения предпринимательской деятельности организации, присвоения чужого имущества, уклонения от уплаты налогов и сборов, расчетов с поставщиками и подрядчиками и обращается в арбитражный суд для введения соответствующей процедуры банкротства. Должностному лицу организации при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов либо умышленно довести организацию до состояния банкротства, но без нанесения крупного ущерба кредиторам, который предусмотрен УК РФ, достаточно объявить организацию банкротом, и указанные действия повлекут административную ответственность согласно ст. 14.12 КоАП РФ. Ответственность по данной статье возлагается на должностных лиц в форме штрафа или дисквалификации на определенный законом срок;
  • — неправомерные действия при банкротстве (ч. 1 ст. 14.13);
  • — нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3);
  • — нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4);
  • — нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5);
  • — непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 15.6);
  • — грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11);
  • — уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта (ст. 15.13);
  • — нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ч. 1 ст. 15.14);
  • — нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15);
  • — нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16);
  • — нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25);
  • — нарушение установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации (ст. 15.32).

Несмотря на то что административная ответственность стала основной формой применения государством карательных санкций к юридическим лицам, в ряде случаев ответственность одновременно с КоАП РФ наступает и в соответствии с НК РФ и БК РФ.

Налоговая ответственность. Согласно НК РФ налоговые правонарушения могут совершать налогоплательщик, налоговый агент и иные лица.

Главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, поскольку это не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах. В данном случае ответственность наступает непосредственно у юридического лица.

За совершение налогового правонарушения к организациям применяется налоговая санкция, которая является мерой ответственности. Согласно ст. 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).

Наиболее часто юридическими лицами совершаются следующие налоговые правонарушения:

  • — нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);
  • — ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);
  • — нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в кредитном учреждении (ст. 118);
  • — непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган но месту учета (ст. 119);

грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода (ст. 120).

Объектом налогового правонарушения по данной статье является не только налоговый учет, но и нарушения в бухгалтерском учете. Это связано с тем, что бухгалтерский учет и порядок исчисления налоговых платежей тесно взаимосвязаны. Объективная сторона налогового правонарушения по ст. 120 НК РФ выражается в грубом нарушении организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок такого учета предусмотрен законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Статьей 120 НК РФ установлены виды неправомерных деяний, за которые наступает налоговая ответственность. Большинство этих деяний связаны с первичными документами, которые являются согласно данной статье документами бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 9 Закона № 402-ФЗ формы первичных документов утверждаются руководителем экономического субъекта по предложению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В связи с этим налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие документов налогового учета (за исключением счетов-фактур) или иного документального (статистического, экологического) учета.

Не являются первичными документами бухгалтерского учета книги покупок и книги продаж, полученных и выставленных счетов-фактур, а также налоговая декларация, так как они не являются ни первичными документами, ни регистрами бухгалтерского учета, поэтому их отсутствие или неправильное заполнение не влечет наложение санкций по ст. 120 НК РФ. Однако отсутствие самих счетов-фактур у налогоплательщика является противоправным деянием и образует состав налогового правонарушения по ст. 120 НК РФ!

Не относятся к первичным документам согласно абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ контрольно-кассовые ленты, так как они не содержат обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 Закона № 402-ФЗ. Поэтому налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие контрольно-кассовых лент, которые служат основанием для создания первичных бухгалтерских документов.

Субъектом правонарушения но указанной статье является только организация. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и не осуществляющие предпринимательскую деятельность, субъектами ответственности по ст. 120 НК РФ не являются.

Кроме перечисленных выше налоговых правонарушений налоговая ответственность организации наступает по следующим статьям НК РФ:

— неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) (ст. 122);

неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123);

— непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений (ст. 126).

Привлечение организации к ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные ст. 120, 122, 123, 126 НК РФ, не освобождает ее от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ), а ее руководителя, главного бухгалтера (иных лиц, осуществляющих управленческие функции) при наличии соответствующих оснований — от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Организации и физические лица согласно ст. 109 НК РФ не могут быть привлечены к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • — отсутствия события налогового правонарушения;
  • — отсутствия вины лица в совершении налогового правонарушения;
  • — истечения сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Уголовная ответственность за экономические и налоговые преступления. По российскому законодательству юридическое лицо не является субъектом уголовной ответственности: его нельзя лишить свободы или заставить выполнять исправительные работы. В этом случае ответственность несут должностные лица организаций.

Руководитель и главный бухгалтер организации несут уголовную ответственность за совершенные в сфере экономики и налогообложения преступления, предусмотренные УК РФ.

Уголовная ответственность руководителя организации прямо предусмотрена отдельными статьями УК РФ, например, за следующие преступления:

  • — невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации) в частичном или полном размере (ст. 145.1);
  • — получение руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений
  • 0 хозяйственном положении либо финансовом состоянии организации, если это деяние причинило крупный ущерб (ч. 1 ст. 176);
  • — незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (ч. 2 ст. 176);
  • — злостное уклонение руководителя организации от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в силу соответствующего судебного акта (ст. 177).

Согласно УК РФ крупным размером, крупным ущербом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб либо задолженность в сумме, превышающей

1 млн 500 тыс. руб.

В соответствии с УК РФ главный бухгалтер может быть лично привлечен к уголовной ответственности за совершение, например, следующих противоправных деяний:

  • — непредставление в налоговый орган деклараций и других обязательных отчетных документов или указание в этих документах заведомо ложных сведений и умышленное указание неправильных сведений в налоговой отчетности с целью материальной заинтересованности в присвоении неучтенной прибыли (ст. 199). Умысел главного бухгалтера может подтверждаться первичными документами, показаниями руководителя, сотрудников бухгалтерии;
  • — неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента но исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном и особо крупном размере (ст. 199.1) .

За использование своего служебного положения главный бухгалтер может быть привлечен, например, по ст. 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления», ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями», ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

В случае предварительного сговора с другими работниками бухгалтерии или руководителем организации главный бухгалтер может быть привлечен, например:

  • — за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными группой лиц по предварительному сговору в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере на сумму, превышающую 6 млн руб. (ч. 2 ст. 174.1);
  • — за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном или особо крупном размере (ч. 2 ст. 199). К уголовной ответственности но ст. 199 УК РФ могут быть привлечены не только главные бухгалтеры и руководитель организации, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения, но и лица, организовавшие данное преступление, содействующие его совершению советами, указаниями, которые несут ответственность по ст. 33 УК РФ как организаторы, подстрекатели или пособники;
  • — как соучастник главный бухгалтер может привлекаться, например, по ст. 176 УК РФ «Незаконное получение кредита», 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», 195 «Неправомерные действия при банкротстве», 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Рассматривая возможность привлечения к уголовной ответственности главного бухгалтера, не следует исключать факт его подчиненности руководителю организации. Однако правоприменительная практика направлена на конкретизацию субъекта уголовной ответственности. Поэтому главный бухгалтер не может быть привлечен к уголовной ответственности в связи с отказом участвовать в оформлении соответствующей хозяйственной операции или при наличии письменного распоряжения руководителя относительно исполнения данной операции (п. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). Уголовную ответственность несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение, т.е. руководитель организации (ч. 1 ст. 42 УК РФ).

Уголовная ответственность на общих основаниях может наступить только за умышленное преступление при исполнении заведомо незаконного приказа или распоряжения (ч. 2 ст. 42 УК РФ).

Следует отметить, что одни статьи УК РФ, такие, как ст. 195 «Неправомерные действия при банкротстве» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации», в диспозиции содержат упоминание о неправомерных действиях в отношении бухгалтерских или иных учетных документов, а другие, хотя и не содержат в своей формулировке бухгалтерской терминологии, затрагивают компетенцию бухгалтерских работников (ст. 171, 174, 176, 177, 193, 194, 196 и 197).

Сотрудники правоохранительных органов могут проверить причастность главного бухгалтера к уголовно наказуемым деяниям путем определения его служебных полномочий, которые вытекают из текста трудового соглашения (договора, контракта). К обязанностям данного лица могут быть отнесены только те функции, которые вытекают из действующего законодательства. К ним, например, относятся: ТК РФ, Закон № 402-ФЗ, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих)- Нередко по решению руководителя коммерческой организации в перечень служебных полномочий главного бухгалтера могут быть внесены формулировки, нс наполненные конкретным содержанием либо имеющие обобщенный характер (например, «другие служебные полномочия»). Подобные формулировки могут сделать главного бухгалтера соучастником различных противоправных деяний в учетно-экономической и налоговой сфере.

Объем полномочий главного бухгалтера и его ответственность закреплены в его должностной инструкции, трудовом договоре.

В ряде случаев халатное отношение главного бухгалтера к своим функциональным обязанностям является причиной совершения различных преступлений.

Главный бухгалтер, гак же как руководитель организации и иные ответственные лица, наделенные специальными полномочиями в силу закона или договора (работники организации), может быть привлечен к уголовной ответственности по следующим статьям УК РФ: ст. 159 «Мошенничество» — за хищение чужого имущества или приобретение нрава на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, ст. 160 «Присвоение или растрата» — за хищение чужого имущества, вверенного виновному: ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»; ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»; ст. 286 «Превышение должностных полномочий».

Материальная ответственность. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, распространяется на всех работников, в том числе на руководителя и главного бухгалтера организации.

Статья 277 ТК РФ устанавливает полную материальную ответственность руководителя организации за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В связи с этим трудовой договор, предусматривающий материальную ответственность в размере причиненного ущерба, с ним не заключается. Руководитель организации также возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями, в случаях, которые предусмотренные федеральными законами. При этом расчет убытков согласно ст. 277 ТК РФ осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

Что касается главного бухгалтера, заместителей руководителя организации, то в соответствии со ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере за причиненный ими работодателю ущерб может быть установлена заключенным с ними трудовым договором. Таким образом, при наличии соответствующего условия в трудовом договоре указанные лица несут полную материальную ответственность за любой ущерб, причиненный ими работодателю в результате ухудшения состояния имущества и его реального уменьшения. Если в трудовом договоре с данными работниками не зафиксировано условие о полной материальной ответственности, они привлекаются к материальной ответственности на общих основаниях, т.е., как правило, несут ограниченную материальную ответственность. Полная материальная ответственность на них может быть возложена только при наличии оснований, предусмотренных ст. 243 ТК РФ, согласно которой эта ответственность может наступить за ущерб, причиненный работодателю при исполнении и не при исполнении работником трудовых обязанностей, в случае умышленного причинения ущерба, разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны предусмотрена ст. 11 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности является разглашение охраняемой законом тайны только в том случае, если в его трудовом договоре установлена соответствующая обязанность — не разглашать конфиденциальные сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Дисциплинарная ответственность возлагается на работника за нарушение трудовой дисциплины — неисполнение или ненадлежащее исполнение но вине работника его трудовых обязанностей.

Дисциплинарная ответственность руководителя организации наступает за принятие оптимального в конкретной ситуации решения, которое повлекло за собой неблагоприятные экономические последствия, например нарушение сохранности имущества (его гибель, порчу, уничтожение, уменьшение), неправомерное его использование (не соответствующее или противоречащее целям юридического лица), иной ущерб имуществу организации (например, уплата штрафов за нарушение административного, трудового, налогового законодательства).

Статьей 195 ТК РФ для руководителя организации, руководителя структурного подразделения, их заместителей предусмотрено дополнительное правило о привлечении их к дисциплинарной ответственности по требованию представительного органа работников. Такое требование может быть выдвинуто в случае нарушения руководителем организации, руководителем структурного подразделения и их заместителями законов и иных нормативных актов о труде, условий коллективного договора, соглашения (например, в случаях задержки выплаты заработной платы). Если факт вышеуказанного нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к указанным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

На главного бухгалтера (бухгалтера на правах главного) может быть наложена дисциплинарная ответственность в соответствии со ст. 192 ТК РФ.

Дисциплинарная ответственность по отношению к главному бухгалтеру в основном применяется по результатам его работы, которая оценивается руководителем организации и (или) работодателем после получения актов проверок от контролирующих органов или аудиторского заключения от аудиторских фирм. Замечание, выговор, строгий выговор — меры предупредительного характера, которые морально воздействуют на работника. Увольнение работника — крайняя мера. Она применяется в случаях, предусмотренных ст. 81 ТК РФ. Например, данной статьей предусмотрено увольнение за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, или за разглашение коммерческой тайны.

Согласно п. 4 и 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ для руководителя, его заместителей и главного бухгалтера организации установлены дополнительные основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя. Так, согласно п. 9 ст. 81 дополнительным основанием прекращения трудового договора по инициативе работодателя может являться принятие необоснованного решения руководителем организации (а также филиала или представительства), его заместителями и главным бухгалтером, которое повлекло за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации.

Рост экономических и налоговых правонарушений и преступлений свидетельствует о том, что нормы российского законодательства, на основании которых руководитель и главный бухгалтер могут быть привлечены к различным видам ответственности, периодически должны пересматриваться с учетом экономической обстановки в стране.

  • В соответствии с Примечанием 1 к ст. 199 УК РФ крупным размером
  • в данной статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая
  • за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при
  • условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10%
  • подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая
  • млн руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за периодв пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии,что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (или) сборов, либо превышающая 36 млн руб.
  • Утв. постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37.

Актуальные вопросы уголовно-правовых,

уголовно-процессуальных —

и криминалистических мер противодействия преступности

Е.В. Рогова

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются направления уголовно-правовой политики Российской Федерации в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности. Автор отмечает, что в настоящее время в уголовно-правовой политике сложились две противоположных тенденции. С одной стороны, наблюдается криминализация противоправных деяний в сфере экономической деятельности, ужесточение уголовной ответственности. С другой стороны, следует отметить либерализацию уголовной ответственности за указанные преступления.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, уголовная ответственность, преступления в сфере экономической деятельности, криминализация, либерализация.

E.V. Rogova

CRIMINAL LIABILITY FOR CRIMES IN SPHERE OF ECONOMIC

Экономические отношения относятся к одним из самых развивающихся, динамичных в государстве, что обусловливает непрерывное изменение уголовного закона в этой части. Эффективная экономика зависит, в том числе и от грамотной уголовно-правовой политики государства.

При реформировании уголовного законодательства прогрессивному законодателю необходимо руководствоваться правилом экономии репрессии и приоритетным значением предупредительной деятельности. Усилия российского законодателя, направленные на поиски новых решений, полностью вписываются в мировой тренд либерализации уголовной ответственности.

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

Вместе с тем стоит отметить, что в уголовно-правовой политике в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности

наблюдаются две противоположные тенденции.

В настоящее время, с одной стороны, по нашему мнению, наблюдается процесс криминализации деяний в данной сфере, а также процесс усиления уголовной ответственности. Подтверждением этому является соответствующие изменения и дополнения в уголовном законодательстве. Так, в 2003 г. была установлена уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ), сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992) . В 2002 г. и в 2009 г. в УК РФ был закреплен ряд норм, устанавливающих уголовную ответственность за преступления на рынке ценных бумаг . После вносились изменения в диспозиции и санкции этих статей (185-1854), декабрьские реформы 2011 г. не обошли их стороной .

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ криминализированы действия, составляющие так называемые серые схемы рей-дерства . Его суть, в целом, сводится к приобретению относительно

небольшого количества голосующих акций или определенного размера доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и последующему злоупотреблению правами акционера или участника общества с целью избрания или назначения подконтрольных лиц в органы управления и контроля общества и (или) инициирования принятия незаконных решений этих органов (ст. 1855 УК РФ).

Кроме того, внесенные этим же законом дополнения также криминализировали умышленное искажение данных реестра владельцев именных ценных бумаг, системы депозитарного учета, а также единых государственных реестров.

В настоящее время глава 22 УК РФ включает 47 статей (в первоначальной редакции УК РФ 1996 г. их было 32), которые объединяют в себе гораздо большее количество составов с учетом квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков.

С другой стороны, с уверенностью можно сказать, что в современной уголовно-правовой политике наряду с криминализацией новых деяний прослеживается тенденция либерализации уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности.

Одной из основных целей либерализации уголовной ответственности, а также декриминализации

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

ряда составов преступлений в сфере экономической деятельности является реализация государственной политики по гуманизации уголовного законодательства, провозглашенной в ряде ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (Послания Президента Российской Федерации от 18.04.2002; 12.11.2009 и 30.11.2010).

Однако, некоторые изменения, внесенные в уголовный закон, направленные на либерализацию уголовной ответственности, являются недостаточно, на наш взгляд, проработанными. Не являются исключением в данном контексте и преступления в сфере экономической деятельности, где наблюдается устойчивая тенденция либерализации уголовной ответственности. Подтверждением этому является ряд изменений, которые вносились в уголовное законодательство Российской Федерации, начиная с 2003 г.. В частности, из перечня наказаний была исключена конфискация имущества, что вызвало общественный и научный резонанс в печати .

Спустя три года институт конфискации имущества был возвращен в Уголовной кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) в качестве иной меры уголовно-

правового характера. Некоторые ученые отмечают, что этот шаг законодателя в целом, если не принимать во внимание ошибки в механизмах отмены-реставрации конфискации, является важным и должен быть оценен положительно .

Полагаем, что более убедительны аргументы ученых, считающих, что конфискация имущества в качестве дополнительного вида уголовного наказания является более эффективной , в частности, за преступления в сфере экономики. Преступник, сколь много бы он не похитил, должен помнить о том, что может лишиться всего, даже если будет доказан лишь один эпизод его преступной деятельности .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определенные дискуссии вызывает исключение из УК РФ «товарной» контрабанды. Вряд ли это оправдано, когда контрабанда, например, морепродуктов в районе Забайкалья и Дальнего Востока оценивается миллиардами долларов. В этих же регионах огромные мас-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

штабы имеет нелегальный экспорт леса в Китай. Однако за данные деяния в настоящее время установлена лишь административная ответственность.

О недостаточной последовательности в принятии решения об исключении «товарной» контрабанды, по словам Председателя Следственного комитета РФ А.И. Баст-рыкина, свидетельствует и то, что в настоящее время в заинтересованных ведомствах прорабатываются вопросы восстановления уголовной ответственности за «товарную» контрабанду . В частности, в 2014 г. была восстановлена уголовная ответственность за контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ) .

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в УК РФ была введена статья 76.1 «Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности», в соответствии с которой предусмотрена обязанность освобождения лиц, совершивших эти преступления, от уголовной ответственности, если они возместили причиненный ущерб и перечислили в федеральный бюджет определенную сумму .

Либерализация уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности

выразилась и в том, что в 20102012 гг. в большей части санкций статей УК РФ, устанавливающих ответственность за данный вид преступлений, были устранены нижние пределы наказаний, и снижены верхние пределы наказания в виде лишения свободы. Это значительно расширило границы между верхним и нижним пределами. Так, например, в санкции ч. 4 ст. 183 УК РФ наказание в виде лишения свободы установлено на срок до семи лет, т.е. верхний предел превышает нижний в 42 раза. Следует обратить внимание и на то, что пределы санкций за некоторые квалифицированные составы практически не отличаются от пределов, установленных в санкциях основных составов. Например, в санкции ч. 1 ст. 187 УК РФ установлено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет, а в санкции ч. 2 ст. 187 УК РФ — до семи лет.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что сложившееся в некоторых кругах мнение об излишнем «силовом давлении» на бизнес не вполне обосновано, на что справедливо указывает В.Ф. Цепелев . Следует отметить, что количество зарегистрированных преступлений в сфере экономической деятельности за последние десять лет значительно снизилось. Это снижение составило почти 60 % (см. табл. 1).

Актуальные вопросы уголовно-правовых,

уголовно-процессуальных —

и криминалистических мер противодействия преступности

Таблица 1

Количество зарегистрированных преступлений в сфере экономической деятельности за 2005-2015 гг.

Годы 2005 2008 2010 2012 2013 2014 2015

Количество преступлений 73251 80743 57162 34405 27388 26737 29789

При этом следует иметь в виду и то обстоятельство, что преступления в сфере экономической деятельности обладают повышенной латентностью по сравнению с латентностью общеуголовных преступлений. Латентность преступлений, совершаемых в сфере экономики, существенно искажает представление о действительном состо-

янии, динамике, структуре, тенденциях развития отдельных видов преступлений, о величине и характере ущерба.

Значительно снизилось и число выявленных лиц, совершивших преступления в сфере экономической деятельности, уголовные дела о которых направлены в суд — на 61,3 % (см. табл. 2).

Таблица 2

Число выявленных лиц, совершивших преступления в сфере экономической деятельности, уголовные дела о которых направлены

в суд за 2005-2015 гг.

Годы 2005 2008 2010 2012 2013 2014 2015

Число выявленных лиц 8174 7937 4639 2050 1976 2111 3163

Анализируя судебную практику о количестве привлеченных лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, следует отметить, что произошло их снижение на 58,8 % (см. табл. 3).

Таблица 3

Число лиц, осужденных за преступления в сфере экономической деятельности за 2005-2015 гг.

Годы 2005 2008 2010 2012 2013 2014 2015

Число осужденных лиц 10250 11402 8175 4276 3729 3842 4225

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

Изучение практики применения наказаний к лицам, виновным в совершении преступлений в сфере экономической деятельности, свидетельствует о достаточно либеральном подходе судей. Наказание в виде реального лишения свободы в 2015 г. было назначено 17 % осужденных от общего числа лиц, осуж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

денных за преступления в сфере экономической деятельности. Очевидным остается тот факт, что за редким исключением лицам, виновным в совершении преступлений в сфере экономической деятельности, назначается наказание в виде лишения свободы (табл. 4).

Таблица 4

Число лиц, осужденных за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, к основным видам наказания и мерам уголовно-правового характера в 2015 г.

Виды наказания и мер уголовно-правового харак- Число осужденных в % от

тера общего числа осужденных

Лишение свободы 17,0

Условное осуждение к лишению свободы 16,2

Условное осуждение к иным мерам 1,0

Исправительные работы 2,4

Штраф 18,6

Лишение права занимать определенные должно-

сти или заниматься определенной деятельностью 0

Обязательные работы 7,9

Ограничение свободы 1,0

Кроме того, о тенденции либерализации уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности свидетельствует и проведенная «экономическая» амнистия. Так, в 2015 г. в результате амнистии от наказания в виде лишения свободы был освобожден 491 человек (11,6 % от общего числа осужденных), от иных мер — 959 человек (22,7 %). Таким образом, третья часть лиц, винов-

ных в совершении преступлений в сфере экономической деятельности, в 2015 г. была освобождена от наказания .

Проведение «экономической» амнистии вызвало неоднозначные оценки ученых и практиков. Так, профессор И.Н. Соловьев отмечает, что, начиная с 2009 г., отечественное уголовное законодательство подвергалось существенным изменениям, направленным на декрими-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

нализацию преступлений в сфере экономической деятельности. По его мнению, это уже существенные меры по либерализации уголовной ответственности в рассматриваемой сфере. Проведение же амнистии может спровоцировать совершение новых правонарушений и преступлений в сфере экономики и предпринимательства .

Основным аргументом сторонников амнистии является то, что санкции, установленные за совершение преступлений в сфере экономики, являются достаточно жесткими, предусматривающими наказание в виде лишения свободы. Альтернативой лишению свободы должны стать кратные штрафы.

Однако, как уже отмечалось, наказание в виде лишения свободы реально применяется лишь в отношении 17 % осужденных за преступления в сфере экономической деятельности от общего числа лиц, осужденных за данные преступления (см. табл. 4). Поэтому, как представляется, сложно говорить о чрезмерной репрессивности действующего уголовного закона, а также достаточно жесткой судебной практике.

Подводя итог, отметим, что принятые законодательные акты, направленные на реформирование уголовного законодательства в сфере ответственности за преступления в сфере экономической деятельно-

сти, содержали переоценку социально-экономических приоритетов, что, в свою очередь, предопределило новый подход к уголовно-правовой охране данных отношений, потребовало переосмысления всей системы преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности. Однако проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что нельзя дать однозначной положительной оценки изменениям уголовного закона, состоящим в либерализации ответственности за преступления в сфере экономической деятельности.

Основными критериями оценки эффективности уголовно-правового регулирования в сфере экономической деятельности должна быть не степень либеральности уголовной ответственности или репрессивность уголовного закона, а соответствие его норм современным потребностям общества и правоприменительной практики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

2. Бриллиантов А. Изменение законодательства о наказании / А. Бриллиантов // Рос. юстиция. 2004. № 5. С. 35-40.

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

3. Волженкин Б.В. Загадки конфискации / Б.В. Волженкин // Известия вузов. Правоведение. 2008. № 2. С. 4-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лопашенко Н.А. Уголовная политика / Н.А. Лопашенко М.: Волтерс Клувер, 2009. 608 с.

6. Лунеев В.В. Коррупция без конфискации / В.В. Лунеев // Лит. газ. 2005. 25-31 мая.

7. Лунеев В.В. Модернизация в условиях преступности / В.В. Лунеев // Публичное и частное право. 2012. № 1. С. 7-21.

8. Лунеев В.В. Наука криминального цикла и криминологические реалии /

B.В. Лунеев // Криминологический журнал БГУЭП. 2007. № 1. С. 6-24.

9. Лунеев В.В. Эпопея с конфискацией / В.В. Лунеев // Финансы, экономика, безопасность. 2006. № 2. С. 37-39; № 3.

C. 31-33.

10. Матвеева А.А. Конфискация имущества в современном законодательстве Российской Федерации / А.А. Матвеева // Системность в уголовном праве: материалы II Российского конгресса уголовного права, состоявшегося 31 мая -1 июня 2007. М.: Велби; Проспект, 2007. С. 267-271.

12. Российская газета. 2013. 28 мая URL: http://www.rg.ru/2013/05/28/ am-nistia.html (дата обращения 05.05.2015).

13. Состояние преступности в России. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обращения 05.05.2015).

14. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг: Федеральный закон РФ

от 4.03.2002 № 23-Ф3 // СЗ РФ. 2002. № 10. Ст. 966.

16. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30.10.2009 № 241-ФЗ // Там же. 2009. № 44. Ст. 5170.

18. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 01.07.2010 № 147-ФЗ // Там же. № 27. Ст. 3431.

19. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 07.12.2011 № 420-ФЗ // Там же. 2011. № 50. Ст. 7362.

20. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий: Федеральный закон от 31.12.2014 № 530-ФЗ // Там же. 2015. № 1 (часть I). Ст. 83.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *