Экспедиторские услуги

Экспедирование грузов предназначено для обеспечения их сохранности, защиты от физических воздействий и организации своевременной доставки грузополучателю. Оно включает в себя комплекс мероприятий по оформлению, перевозке и мониторингу состояния груза на каждом этапе его передвижения. Таким образом, участники сделки полностью освобождаются от всех вопросов, касающихся перевозки грузов, и получают больше времени для иных видов деятельности.

Транспортное экспедирование грузов особенно важно при международных перевозках, так как таможенная очистка грузов — сложная процедура и осуществить ее самостоятельно без хорошего знания законодательства может только специалист. Доверяя экспедирование грузов надежной транспортной компании, можно избежать значительных финансовых и временных затрат.

Что включает услуга экспедирования грузов

  1. Подбор вида транспорта, оптимального по грузоподъемности и цене в соответствии с типом груза.
  2. Составление маршрута следования груза с учетом загруженности дорог и возможных сложностей с целью минимизировать задержки. Как правило, крупные компании осуществляют консолидацию небольших партий грузов, что удешевляет их доставку.
  3. Оформление сопроводительных документов.
  4. Контроль за погрузо-разгрузочными работами, в том числе проверку маркировки и опечатывание груза.
  5. Осуществление таможенной очистки.
  6. Отслеживание состояния груза на каждом этапе его перемещения и своевременное информирование грузополучателя.
  7. Организация временного складирования, если в этом имеется необходимость.
  8. Урегулирование всех возможных вопросов и преодоление форс-мажорных обстоятельств, если они возникают в процессе транспортировки груза.

Одним из важных аспектов деятельности крупных транспортных компаний является экспедирование тяжеловесных и негабаритных грузов. Для них необходимы разработка специального маршрута, получение его согласования в ГИБДД, организация автомобилей прикрытия или сопровождения автотранспортном ГИБДД. Получатель не всегда имеет возможность самостоятельно организовать все согласования, поэтому заказ услуги экспедирования негабаритных грузов в транспортной компании является отличным решением.

Экспедирование грузов в порту

Данная услуга избавляет заказчика от решения большого количества проблем, связанных с особенностями функционирования грузовых портов. Она включает взаимодействие с морскими перевозчиками, терминалами, таможенными органами и организациями по доставке грузов получателю.

Экспедирование внутри порта осложняется тем, что необходимо заключать отдельные договоры с агентами контейнерных линий в порту, а они работают только с крупными транспортными компаниями. Кроме того, нужно своевременно подготовить документацию, отследить прибытие грузов в порт, выбрать оптимальный терминал для их обработки.

После выгрузки контейнера, получают документы и начинают процедуру таможенного оформления, в результате которой могут возникнуть дополнительные сложности, такие как: досмотр, взвешивание, получение разрешения на хранение в порту, особенно если это касается опасных и негабаритных грузов. Последний этап — максимально быстрый вывоз груза с территории порта автомобильным транспортом.

Все эти процессы можно своевременно обеспечить только при помощи грамотной организации всех процессов и надежной договорной базы с перевозчиками, а также органами надзора и сертификации.

Компания «Контшип» осуществляет услугу экспедирования грузов, обеспечивая тщательный контроль за всеми этапами перевозки. Опыт и знания наших специалистов, а также обширная договорная база позволяют нам доставить ваши товары в максимально короткие сроки и при этом избавить от лишних финансовых затрат.

Анализ и выбор поставщика ведут к размещению заказа. Размещение заказа на закупку предусматривает заполнение формы заказа.

Организации имеют свои формы заказа на закупку. Но в любой из них должны быть серийный номер, дата заполнения, название и адрес поставщика, описание заказанных товаров, количество, требуемая дата поставки, условия отгрузки, оплаты и заказа.

Контроль выполнения и экспедирование заказа

После того как заказ на закупку отправлен поставщику, покупатель может контролировать ход его выполнения и (или) ускорять выполнение заказа. Отдел контроля и экспедирования отмечает дату отправления заявки.

Функция контроля выполнения заказа — стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнять свои обязательства по срокам доставки. Контроль выполнения заказа часто осуществляется по телефону для получения немедленной информации, но некоторые организации используют простую форму, часто составленную на компьютере, для запроса информации по срокам отгрузки товаров или проценту выполнения заказа по состоянию на конкретную дату.

Экспедирование заказа — это своего рода давление на поставщика с тем, чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял товар с опережением графика или ускорил его доставку в случае отставания графика. Если поставщик не способен выполнить условий соглашения, в качестве рычага давления может применяться угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем.

Получение и проверка товаров

Основными целями функции получения и контроля сырья являются:

  • — гарантия получения заказа;
  • — проверка качества;
  • — подтверждение получения заказанного количества сырья;
  • — отправка товара в следующее место назначения — на склад, в отдел контроля или отдел использования;
  • — оформление документации на получение и регистрацию сырья.

Оплата поставок

Заключительный этап выполнения контракта — получение счетов на оплату заказанных товаров. Все счета проверяются, и если нет ошибок, противоречий, бухгалтерия их оплачивает.

При оплате счетов, как правило, используют безналичный расчет, но могут быть и наличные платежи, если иное не установлено законом.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ

Эффективность закупочной логистики в первую очередь зависит от эффективности материально-технического обеспечения. Последняя представляет собой комплексную экономическую категорию, которая отражает качество функционирования действующей на предприятии закупочной системы и ее составляющих. Эффективность логистики на этапе материально-технического обеспечения характеризуется рядом взаимосвязанных показателей, которые численно выражают результаты деятельности всех подразделений закупочной системы по отношению к затратам или ресурсам их производственного потенциала.

Наиболее распространенными показателями, рассчитываемыми при проведении анализа эффективности материально-технического обеспечения, являются:

  • — обобщающие показатели эффективности использования затрат (ресурсов) живого и овеществленного труда, связанных с процессом обращения средств производства;
  • — производительность труда;
  • — фондоотдача;
  • — материалоемкость;
  • — скорость обращения товаров и оборотных средств;
  • — рентабельность.

Эти и другие показатели, как правило, рассматриваются в динамике по сопоставимым периодам. Наиболее распространенными критериями оценки эффективности логистики на этапе закупок являются:

  • — степень обеспечения предприятия продукцией производственно-технического назначения;
  • — оборачиваемость запасов средств производства.

источник картинки: buhgalteria.ru
Совершенно любой объект может превратиться в груз. Для этого достаточно, чтобы появилась потребность в его перемещении с использованием любого вида транспорта. При этом участниками процесса становятся не меньше трех субъектов: отправитель, перевозчик и получатель.

Во многих случаях отправитель и получатель могут являться одним лицом. Фактически возможна ситуация, при которой оно же является и перевозчиком, но ее мы рассматривать в данном случае не будем, так как при такой ситуации исключается сам факт договорных отношений между сторонами.

Грузом может выступать и человек. Он в таком случае называется пассажиром и выступает в качестве полноценного и самостоятельного участника транспортного процесса.

Группа SteamTrend оказывает транспортные и экспедиционные услуги. Далее мы расскажем об этих понятиях и о том, чем они друг от друга отличаются.

Заказать перевозку Узнать стоимость

Что такое перевозка?

Достаточно представить ситуацию, при которой конкретное лицо обращается к перевозчику с предложением осуществить на возмездной основе перевозку определенного груза из одной точки в другую, причем владелец груза берет на себя все обязательства по организации загрузки и выгрузки транспортного средства. В результате водитель просто доставляет товар между двумя точками, обеспечивая исключительно его сохранность. Если посмотреть на данный процесс с юридической стороны, то он признается перевозкой, регламентируемой Гражданским кодексом РФ, в частности главой 40 документа (эту главу можно найти в разделе «Полезные документы»).

Между сторонами оформляется договор транспортной перевозки (смотрите образец такого договора в разделе «Полезные документы» , отражающий данные по используемого транспорту, точках отправки и получения, сроках оказания услуги, ее стоимости и основных параметрах. Заказчик в свою очередь принимает на себя обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме и установленном порядке. Вместе с договором составляется транспортная накладная , выступающая сопроводительным документом для перевозимого груза, и являющаяся документом отчетности. Бланк транспортной накладной вы можете посмотреть .

При организации пассажирских перевозок основных документом выступают билет и багажная квитанция, если человек сдал личные вещи в багаж. Выдача билетов осуществляется исключительно уполномоченным на это лицом.

Договор перевозки груза не может существовать без транспортной накладной, исключение составляют только ситуации, при которых владелец груза для перевозки применяет собственный автотранспорт. В таком случае подтверждающим транспортировку фактом будет являться путевой лист водителя машины.

Фиксация исполнения перевозки осуществляется в транспортной накладной, составлением акта выполненных работ и выставлением счета-фактуры.

источник картинки: cfin.ru

Что такое транспортная экспедиция?

В современных условиях получили распространение так называемые сопутствующие услуги, оказываемые совместно с доставкой груза. В результате третья сторона принимает на себя ответственность за подбор транспорта, построение маршрута следования, оформление документов и так далее. Соответственно заказчик освобождается от целого пласта работы. Подобная организация процесса носит название транспортной экспедиции. Ее регламентация осуществляется главой 41 Гражданского кодекса (скачать её вы можете ) . Необходимо отметить, что предоставлением экспедиционных услуг могут исключительно юридические лица, в то время как ограничений по потребителям услуг не устанавливается.

Отношения между экспедитором и заказчиком услуги закрепляются соответствующим договором, при этом перед экспедиторской компанией стоит следующий перечень задач:

  • Подбор транспортного средства и оптимального маршрута движения, оптимально отвечающих характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг при перевозке грузов.
  • Организация погрузочно-разгрузочных работ, сопровождение груза, складское хранение.
  • Оформление документации, уплата таможенных пошлин, страхование груза.

Зачастую заказчик оформляет на экспедитора доверенность, предоставляя последнему возможность самостоятельно решать широкий перечень вопросов, не беспокоя каждый раз клиента необходимостью личного присутствия. При такой схеме взаимодействия перевозчик выступает агентом, а сам договор экспедирования оказывается посредническим.

Необходимо учитывать, что между договором перевозки и транспортной экспедиции есть существенная разница. Первый предполагает исключительно перемещение груза, а второй еще и широкий перечень сопутствующих услуг. Соответственно он имеет более широкий смысл. В случае, если экспедитор и перевозчик представлены в одном лице, то заключаемый договор признается смешанным.

Отметим, что оказание сопутствующих услуг возможно и в рамках договора перевозки, но при этом данная опция должна прописываться в договоре между участниками отдельными пунктами.

В свою очередь экспедитор имеет возможность привлекать к выполнению работ третью сторону, призванную обеспечить исполнение отдельных операций, к примеру, нанимать сторонний автотранспорт.

Договор экспедиции существует совместно с несколькими другими документами:

  • Поручение экспедитору. Представляет собой свод услуг, оказываемые клиенту по договору и их основные условия.
  • Экспедиторская расписка. Документ-подтверждение, выдаваемый при получении груза от получателя;
  • Складская расписка. Документ-подтверждение временного приема груза для хранения на складских площадях.

Фактом исполнения работ выступает акт выполненных работ или отчет, предоставляемый исполнителем услуги заказчику. При этом требование оформления соответствующего документа носит рекомендательный характер, так как законодательно не прописывается в качестве обязательного. Тем не менее, наличие подобных подтверждений важный элемент ведения отчетности, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами.

Отчет экспедитора представляет собой документ, выступающий подтверждением факта исполнения экспедиторской компанией взятых на себя обязательств перед клиентом. В отчете отражаются сведения по фактическим затратам в рамках выполнения договора и сумме получаемого вознаграждения. Приложением к отчету выступают транспортная накладная, счета-фактуры, различные первичные документы, оформлявшиеся в процессе.

В случаях, когда для организации перевозки привлекаются дополнительные участники, наличие в отчете транспортной накладной не является обязательным, но желательным.

источник картинки: ТК Чароит

Виды экспедиционных договоров

Существует несколько вариантов договоров экспедирования, от вида которого зависит перечень оказываемых услуг и ответственность сторон. Наибольшее распространение получили следующие варианты:

  • Договор поручения. Предполагает наличие у экспедитора доверенности от заказчика при сохранении ответственности на заказчике услуги. От него требуется не только провести компенсацию всех расходов, случившихся в процессе оказания услуги, но и провести выплату соответствующего вознаграждения.
  • Договор комиссии. Данная схема предусматривает действия экспедирующей компании от своего имени, но с перевыставлением всех счетов на заказчика. Он же проводит и выплату вознаграждения за выполненный объем работ. С учетом личной ответственности экспедирования выдача доверенностей не предусматривается.
  • Агентский договор. Данный вид договора предусматривает возможность действий самостоятельно, либо от лица заказчика при наличии соответствующей доверенности. Допускается даже схема, при которой часть услуг ведется от имени экспедитора, а часть от лица заказчика услуги.

Указанные выше особенности позволяют рассматривать услуги транспортно-экспедиторского характера в качестве самостоятельного направления деятельности, при котором компания-экспедитор обладает возможностью заключения договоров оказания услуг. В таком случае в комплекс предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой товара, захватывая еще и весь комплекс сопутствующих услуг. При такой схеме экспедитор получает возможность оставить в секрете от заказчика все расходы, понесенные в процессе взаимодействия со сторонними участниками процесса, привлеченными к работе.

Все финансовые расчеты клиента – заказчика услуги, осуществляются только с экспедитором, прописанном в договоре, в то время как последний уже рассчитывается с третьими лицами. Подобная схема предполагает сохранение экспедирующей стороной тайны собственных доходов и перечня партнером, с которым организуется взаимодействие.

В свою очередь в ситуациях, когда в процессе оказания услуги пришлось столкнуться с дополнительными финансовыми расходами, носящими непредвиденный характер, и не прописанными в договоре, обязанность их оплаты ложится на непосредственного исполнителя.

В свою очередь в случае, если по вине привлеченных участников процесса качество оказанной услуги оказалось ниже заявленного, претензии со стороны заказчика могут быть предъявлены исключительно экспедитору, как ответственному лицу по договору. Он в свою очередь на основании собственных договоров с привлеченными участниками процесса предъявляем им свои претензии.

статья подготовлена при участии отдела логистики и отдела делопроизводства SteamTrend.

Заказать перевозку Узнать стоимость

Услуги автомобильных грузоперевозок сегодня широко востребованы, а спрос, как известно, порождает все новые и новые предложения. Многочисленные транспортные компании СПб и России ежедневно перевозят десятки тонн грузов, однако далеко не все они оказывают услуги по экспедированию – это прерогатива так называемых транспортно-экспедиторских компаний. Давайте разберемся, в чем заключается ключевое различие между компаниями просто транспортными, транспортно-экспедиторскими и транспортно-экспедиционными. Вы же не хотите терять впустую время, обращаясь к тем, кто в силу своего статуса и выполняемых видов работы не в состоянии наиболее тщательно выполнить Ваш заказ.

Итак, транспортные компании СПб просто перевозят грузы. Их дело – подать к установленному часу автомобиль по указанному адресу и доставить груз туда, куда укажет клиент. До недавнего времени именно так работало большинство российских перевозчиков грузов. В их автомобильном парке чаще всего имеются все необходимые транспортные средства и прицепы, расценки – невысоки, но говорить здесь о полной ответственности грузоперевозчика за доверенный ему груз можно не всегда.
В последние годы на рынок грузоперевозок вышли транспортно-экспедиционные компании. По сути – это посредники, в функции которых входит принять заказ у клиента и найти того, кто в состоянии его выполнить.

Транспортно-экспедиторская компания в большинстве случаев наиболее точно подходит тем, кто желает перевезти груз быстро, аккуратно и в полной сохранности. Экспедирование – профессиональное сопровождение грузов. Транспортно-экспедиторская компания предоставляет специальное лицо – экспедитора – которое сопровождает груз клиента на всем пути следования, обеспечивая ему полную сохранность и безопасность. При этом в роли экспедитора может выступать как непосредственно водитель, так и другой сотрудник, несущий ответственность за вверенную ему партию груза. Как правило, транспортно-экспедиторские компании располагают собственным автопарком (в отличие от экспедиционных фирм, в большинстве случаев заключающих договор на обслуживание с различными перевозчиками и, по сути, являющихся посредниками между клиентом и транспортной компанией).

Таким образом – выбор за Вами. Но мы рекомендуем, если Вам особенно дорога безопасность Вашего груза, пользоваться услугами транспортно-экспедиторских компаний. Возможно, это чуть дороже. Зато выше уверенность в том, что груз прибудет точно в срок и в идеальном состоянии.

Договор перевозки и транспортная экспедиция — в чем различие? В каком случае лучше оформить перевозку? Зачем вообще нужна транспортная экспедиция?

Недавно, разговаривая с директором фирмы, оказывающей услуги транспортной экспедиции (к слову, им был предъявлен иск на значительную сумму в связи с утратой груза), а также изучая их первичные документы, я поняла, что компания хоть и называется транспортно-экспедиционной, однако в действительности осуществляет услуги по перевозке в чистом виде. Почему так работают и оформляют документы директор ответить не смог, так как разницы не понимает между экспедицией и перевозкой. Но ее необходимо понимать, чтобы избежать проблем как с налоговой инспекцией, так и мер ответственности, связанной с утратой или повреждением груза.

Перевозка или экспедиция?

Вдаваться в термины гражданского кодекса не хочется, поэтому говоря обычным языком: перевозчик — непосредственный исполнитель, он перевозит груз, экспедитор — это агент, который организует перевозку, иными словами — посредник между заказчиком и перевозчиком. Но! Экспедитор может перевозить груз непосредственно сам или с привлечением третьего лица и тогда он будет считаться перевозчиком. Как сделать так, чтобы экспедитора не посчитали перевозчиком проверяющие органы или суд?

Недавно по перевозке и экспедиции вышли сразу два разъясняющих документа от Верховного суда — Обзор и Пленум. Ничего революционного в них нет, между тем, ряд спорных моментов хорошо разъяснены. Хочу вкратце их резюмировать.

  1. Перевозчик отвечает за груз в любом случае — в очень редких ситуация он будет освобожден от ответственности. Также перевозчик не несет ответственность за утрату груза по причине плохой упаковки, осуществленной отправителем.
  2. Экспедитор отвечает за перевозимый груз только если действует как фактический перевозчик, выписывает транспортные документы. Об этом пункте я расскажу подробнее ниже.
  3. Грузоотправитель имеет право солидарно взыскать стоимость утраченного (поврежденного) груза с перевозчика и экспедитора (ст. 323 ГК РФ). Следовательно, у собственника груза гораздо больше шанса взыскать ущерб, так как перевозчик может быть ИП или вообще обычным физическим лицом без имущества (как правило именно так и бывает).
  4. Отправитель груза или экспедитор обязаны обеспечить перевозчика всей необходимой разрешительной документацией на груз, а перевозчик со своей стороны не обязан проверять их полноту и правильность заполнения.

В Пленуме также есть разъяснения по пассажирским перевозкам, утрате багажа и т.п. — всем интересующимся рекомендую посмотреть.

Так что лучше — договор перевозки или договор транспортной экспедиции? В первую очередь, разница между этими двумя договорами в уровне ответственности. Перевозчик отвечает за груз в любом случае, иными словами, его вина презюмируется. Исключения — да, есть, но они редки и их нужно доказать. С экспедитором все сложнее.

В Обзоре практики по перевозкам суд обратил внимание, что экспедитор отвечает за утрату груза, если является фактическим перевозчиком. Что это значит? Вот как это понимает суд:

экспедитор не предлагал заказчику на выбор перевозчиков для согласования, а указал конкретное лицо, которое будет доставлять товар, стоимость экспедиторских услуг равна рыночной стоимости перевозки, а на сайте компании — экспедитора было указано, что общество обеспечивает доставку товара.

Как видно, исходя из действий экспедитора, суд пришел к выводу, что он принял на себя обязанности перевозчика. Следовательно, мало назваться «экспедитором » и составить договор на оказание транспортно — экспедиционных услуг, необходимо еще этому следовать в своей деятельности. Каким образом?

Исходя и цитаты выше — перед каждой перевозкой согласовывать письменно перевозчиков, а не направлять к заказчику единственного (ставить перед фактом), стоимость услуг экспедитора никак не может быть равной стоимости перевозки (перевозка дороже), либо услуги экспедитора должны выделяться в платежных документах отдельной строкой, проверить информацию на сайте на соответствие деятельности экспедитора (есть ли гарантии о сохранности груза?).

Экспедитор ответит за груз, если он:

  • осуществлял его доставку своим или нанятым транспортом;
  • выписал транспортную накладную.

Если экспедитор является организатором перевозки, находит перевозчика, согласовывает его кандидатуру с заказчиком, выставляет плату за свои услуги — ответственность за перевозку он не понесет. А если экспедитор является по сути перевозчиком?

Экспедитор перевозит груз личным транспортом — это не экспедитор, а самый настоящий перевозчик, избежать ответственности точно не получится. Кстати, как бы не была названа сторона сделки (экспедитор, перевозчик, исполнитель) — суд даст оценку договору и определит какие отношения и договоренности были достигнуты между сторонами, говоря иначе — будет исходить из буквального смысла договора и действий сторон. Оформление документов — в перевозочной накладной в качестве перевозчика указывается экспедитор, отправителем — поставщик. Плюсы — у покупателя товара нет риска в части не признания расходов на перевозчика необоснованными (для возмещения НДС).

Экспедитор нанимает транспорт для перевозки — здесь ответственность наступит, если экспедитор примет на себя обязанности перевозчика. Оформление — в транспортной накладной перевозчиком указывается тот, кто повезет груз. Покупатель (или лицо, в чьей адрес доставляется груз) уведомляется о непосредственном перевозчике. Отправителю предоставляются кандидатуры перевозчика с условиями перевозки для согласования. Стоимость своих услуг экспедитор выделяет отдельной строкой в счете (если оплачивает сам за перевозку), либо иных документах, предоставленных отправителю для возмещения затрат экспедитора. В идеале — чтобы отправитель (заказчик) оплачивал перевозку непосредственно конечному исполнителю. Для подтверждения посреднических услуг экспедитора необходим акт выполненных услуг.

К акту прилагается отчет экспедитора, в котором он перечисляет выполненную работу в интересах заказчика. Вместе с отчетом заказчику передаются копии: договора перевозки, акта выполненных услуг по перевозке, платежных квитанций, поручений, подтверждающих затраты экспедитора. К слову, закон не требует от экспедитора составлять и подписывать акт выполненных услуг, однако его наличие упрощает расчеты между сторонами и доказывает реальность услуги. К тому же в акте можно отдельно прописать все расходы экспедитора, вознаграждение и иную информацию.

Знаю, что это в реальности так все оформить практически невозможно и никто не захочет раскрывать условия сделки с перевозчиком перед заказчиком. Следовательно, работу нужно строить исходя из максимально возможного — заключать договор экспедиции, не указывая при этом, что экспедитор обязуется доставить груз. Не выписывать на экспедитора (его водителя) доверенность на получение груза. Предложить письменно заказчику несколько перевозчиков. В отчетных документах отдельно выделить услуги экспедитора и стоимость услуг перевозчика (не предоставляя при этом первичку по перевозке в подтверждение ее стоимости). Если экспедитор не хочет отвечать за сохранность груза — он не должен его принимать к перевозке и выписывать соответствующие транспортные документы.

Но все же, если экспедитор доставляет груз, выписывает транспортные документы и так далее — размер его ответственности может быть ограничен и он ответит только в том объеме, в каком отвечает перевозчик. Как известно, закон о транспортно — экспедиционной деятельности для экспедитора устанавливает повышенную ответственность — в размере полного возмещения ущерба, неустойки 3% (если получатель физическое лицо), упущенной выгоды, размера самого вознаграждения экспедитора.

Однако, если экспедитор докажет, что груз поврежден или утрачен был по вине перевозчика — экспедитор ответит по правилам ответственности, установленным для перевозчика. Что тоже неплохо, потому что перевозчик возмещает только реальный ущерб — стоимость груза или сумму, на которую понизилась его стоимость.

Кстати, если клиент не объявлял стоимость груза, она не указана в перевозочных документах или счетах на оплату — это не повод не возмещать ущерб. Так указал Верховный суд в вышеуказанном Обзоре. Стоимость можно определить исходя из рыночных цен на аналогичный товар или иным способом, исходя из конкретной ситуации.

Конечно, сам клиент, отправляя груз должен проявлять бдительность в оформлении документов, объявлении его стоимости, подробного описания внешних характеристики, упаковки, составных частей. Необходимо проверять кому выписывается доверенность на отгрузку, выдать инструкции кто имеет право получить груз. Часты случаи мошенничества, когда товар получает лицо, не имеющее отношение к получателю — выходит какой то человек, говорит я подрядчик, да груз для нас, выгружайте.

Водитель товар отдал, документы подписал и поехал. Потом выясняется, что получатель знать не знает этого «подрядчика», требует свой товар. Следовательно, необходимо требовать доверенность, сверять ее данные с паспортом получателя. Причем доверенность должна быть в оригинале — скан по электронное почте в суде экспедитору не поможет (в качестве доказательства добросовестности).

Также в суде не помогут свидетельские показания, подтверждающие передачу груза — у меня был подобный спор, в котором я представляла интересы отправителя. Перевозчик не смог доказать, что груз был доставлен в виду полного отсутствия первичных документов, подписанных со стороны получателя товара. В суд он привел 3 свидетелей, прилагал косвенные доказательства, подтверждающие доставку. Однако суд принял нашу позицию. Как и в другом деле — где я выступала со стороны поставщика.

Покупатель требовал допоставить товар, но в документах была ошибка в единице измерения товара — на первый взгляд ерунда. Но мне удалось ситуацию повернуть ровно на 180 градусов — суд отказал покупателю в удовлетворении требований, а наши встречные — удовлетворил. Поэтому первичные перевозочные (и не только) документы важно проверять, особенно в части характеристики товара.

Экспедитор не обязан страховать груз, если это прямо не будет указано в экспедиторском договоре. Если же застрахует — стоимость страховки может возмещаться заказчиком, либо нет. Если возмещается — расходы на страхование груза должны подтверждаться и передаваться заказчику вместе с актом выполненных услуг (отчетом экспедитора).

Что касается страхования ответственности экспедитора или перевозчика — это его право, но не обязанность, расходы на страховку клиент не возместит по закону.

Подводя итоги сказанному — что лучше — экспедиция или перевозка? Как вижу я — если экспедитор фактически осуществляет перевозку груза (сам или с помощью нанятого транспорта) — лучше заключать прямые договоры перевозки, учитывая, что ответственность перевозчика ограничена по закону.

Да и в плане документации все проще и понятнее, как и в налогообложении (особенно в части возмещения НДС покупателем).

Если исполнитель оказывает комплексные услуги, связанные доставкой груза — его страхование, сопровождение, охрану и так далее — нужен, конечно, договор экспедиции, либо смешанный договор перевозки. Но обязательно с оформлением отчета экспедитора, актом выполненных услуг, предложением клиенту перевозчиков на выбор. Если экспедитор просто организует перевозку без доставки груза — тут все проще — оформляется простая экспедиция, в которой не нужно указывать про доставку, перевозку груза. Четкие и ясные обязанности экспедитора — этого будет достаточно.

Новый взгляд ВС на ответственность — Если экспедитор не отказался от поручения — переложить вину на перевозчика не получится Опубликовано 13.08.2018 от Наталья Демина (Обновлено: 06.07.2020)

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *