Финансирование учреждения

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Шихов А.Ю.,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»;

Лейман Н.И.,
экономист

До недавнего времени тема начисления и уплаты налога на прибыль хотя и была несколько болезненной для государственных (муниципальных) учреждений, но не являлась для них столь значимой. Реформирование сети учреждений, изменение законодательства в течение 2011 года несколько иначе расставили акценты, и вопрос о налоге на прибыль становится все острее и значительнее. Тем более что к концу года, когда необходимо будет отразить начисленный налог в бухгалтерской отчетности и найти финансовые ресурсы для его уплаты, эта тема будет все актуальнее.
Попробуем разобраться в сложившихся на настоящий момент особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль государственными (муниципальными) учреждениями.

Нормативно-правовая ситуация

До 1 января 2011 года, точнее до момента вступления в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ), нормативно-правовая ситуация с исчислением и уплатой налога на прибыль государственными (муниципальными) учреждениями была стабильной. Напомним, что до указанного срока особенности исчисления налога на прибыль бюджетными учреждениями регулировались статьей 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» Налогового кодекса РФ.
Однако, после того, как, Законом № 83-ФЗ были введены три типа государственных (муниципальных) учреждений (казенные, бюджетные и автономные), статья 321.1 НК РФ, казалось бы, утратила свой смысл, поскольку в ней упоминались только бюджетные учреждения. Теперь же, согласно Закону № 83-ФЗ, участниками бюджетного процесса остаются только казенные учреждения, а бюджетные и автономные учреждения данным законом выведены за рамки бюджетного процесса.
В сложившейся ситуации бюджетные и автономные учреждения столкнулись с новыми «реалиями», оставшись без «бюджетного прикрытия». Неопределенность положения бюджетных и автономных учреждений, активно осуществляющих приносящую доход деятельность, особенно остро чувствовалась в первой половине текущего года. Такая неопределенность в части обложения налогом на прибыль приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений характеризовалась отсутствием, прежде всего, четкой нормативной базы, учитывающей особенности деятельности таких учреждений.
В результате спустя полгода п. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 239-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена статья 331.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями».
При этом следует иметь в виду, что она распространяется только на те бюджетные учреждения, которые являются получателями бюджетных средств.
То есть бюджетные учреждения нового типа не могут воспользоваться положениями данной статьи при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Кроме того, действие статьи 331.1 ограничено до 1 июля 2012 года.

Налоговые особенности государственных (муниципальных) учреждений

По мнению авторов, основным вопросом исполнения государственными (муниципальными) учреждениями независимо от их типа своих обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль является следующее: за счет каких средств необходимо производить начисление и уплату такого налога?
Напомним, что по общему правилу, согласно статье 247 НК РФ, объектом обложения налога на прибыль являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При этом доходы и расходы для целей налогообложения признаются в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Очевидно, что сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, невозможно предусмотреть заранее. Следовательно, такую сумму невозможно заложить в бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности. Невозможно также и запланировать соответствующие финансовые ресурсы для уплаты начисленного налога.
Поэтому в случае возникновения налогооблагаемой базы в государственном (муниципальном) учреждении источником уплаты налога на прибыль будут средства, полученные им в виде лимитов бюджетных обязательств, целевых средств (субсидий), и средства от приносящей доход деятельности.

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетное финансирование? Описание и определение понятия.
Бюджетное финансирование – это безвозвратное, целевое предоставление денежных средств учреждениям, организациям, предприятиям для реализации их главной деятельности из соответствующих бюджетов в согласии с утвержденной сметой расходов по ведомству, министерству, управлению в целом или в согласии со сметой расходов организации, учреждения или предприятия в частности.

Бюджетное финансирование распространяется преимущественно на государственные объекты и строится на принципах: целевого применения средств, обоснованности величины расходов, финансирования исполненных работ, проверки выполнения финансовой дисциплины.

Рассмотрим, более детально, что значит бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств государственным предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, которые предусмотрены бюджетом.

Суть бюджетного финансирования

Суть бюджетного финансирования сводится к тому, что с его помощью осуществляются определенные денежные отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования всех форм собственности относительно направления денежных средств бюджетов.

Государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.

Полнота и своевременность финансирования существенно зависят от уровня наполняемости денежными средствами бюджета.

В Российской Федерации государственные средства направляются в разном порядке и на различные цели. Основная же сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.

Благодаря бюджетному финансированию средства предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Осуществляется бюджетное финансирование на основе принципов безвозвратности, целевого использования средств (например, заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы предприятия или учреждения), финансирования по мере выполнения работ, услуг и соблюдения финансовой дисциплины (как условие правильного и законного расходования денежных средств).

В Российской Федерации бюджетное финансирование проявляется в двух формах: финансирование государственных бюджетных учреждений и финансирование государственных объединений и организаций, имеющих некоторую экономическую и финансовую самостоятельность. Каждая форма имеет свои отличительные особенности в экономических вопросах, а также в правовом поле.

Бюджетная сфера относится к непроизводственной сфере (то есть в создании материальных ценностей эти предприятия и организации непосредственно не участвуют, а значит национального дохода не создают). Основное назначение бюджетных организаций — это удовлетворение общественно-социальных потребностей населения. К ним относятся, например, органы государственного управления и обороны страны, социально-культурные учреждения и другие.

Действующим законодательством Российской Федерации разрешена предпринимательская деятельность всем бюджетным организациям (но только та деятельность, которая предусмотрена уставом этой организации), что приносит им дополнительные доходы.

Формы бюджетного финансирования

Осуществляется бюджетное финансирование в таких формах:

  • финансирование на основе финансовых планов (или смет расходов);
  • предоставление субвенций;
  • государственное финансирование инвестиций;
  • предоставление субсидий;
  • предоставление дотаций.

Сметное финансирование — это самая распространенная форма бюджетного финансирования. Выделение денежных средств из бюджетов разных уровней происходит на основе планового документа – сметы доходов и расходов предприятия (учреждения). Смета – это главный плановый документ, подтверждающий право на получение доходов и осуществления расходов. Смета определяет объем и направление средств для достижения поставленных целей.

Субвенция – это выделение средств местным органам власти со стороны государства. Субвенция, в отличие от дотаций, направляется на финансирование определенных программ, мероприятий, проектов и осуществляется при наличии доли собственных источников финансирования из местных (городских, например) бюджетов. В использовании субвенции есть одна особенность – она подлежит возврату в случае ее нецелевого использования.

Государственное финансирование инвестиций – это предоставление государством необходимых денежных средств из бюджетов всех уровней для инновационной и инвестиционной деятельности. Это финансирование осуществляется в согласии с бюджетной классификацией расходов на основные объекты социального развития государства, а также экономического.

Субсидии – это текущие выплаты (безвозмездные ) организациям, предприятиям, которые не предусматривают компенсации в форме специально оговоренных выплат или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи, а также расходы, которые связаны с возмещением убытков государственных предприятий.

Государственные дотации – это такая форма бюджетного финансирования, которая используется для выделения денежных средств из государственного и местных бюджетов планово-убыточным предприятиям и организациям для эффективного сбалансирования их финансовых планов. Также дотации могут предоставляться из высшего бюджета ниже соответствующих условий (в случае превышения расходов над доходами) для соответствующего обеспечения деятельности.

Методы осуществления бюджетного финансирования

Для осуществления бюджетного финансирования применяются два метода:

  1. метод перечисления средств бюджетов. Осуществляется путем перечисления денежных средств с текущих счетов местных бюджетов на счета главных распорядителей бюджетных средств;
  2. метод единого казначейского счета (ЕКС – является основным счетом государства и используется для проведения финансовых операций и эффективного управления средствами Государственного и местных бюджетов.).

Бюджетное финансирование также может сочетается с кредитованием за счет бюджетных средств. Действующим законодательством государства определяется предоставления кредитов органам управления других уровней, включая государственные внебюджетные фонды, предоставление кредитов предприятиям, учреждениям, организациям.

Мы коротко рассмотрели бюджетное финансирование.

ТЕМА 7

АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Принципы, виды и источники финансирования бюджетных учреждений

7.2. Смета – основной источник информации при анализе финансирования бюджетных учреждений

Анализ доходов и расходов бюджетного учреждения

Анализ внебюджетных источников финансирования

Принципы, виды и источники финансирования бюджетных учреждений

Бюджетное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физических и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетное финансирование – это предоставление средств бюджета в распоряжение организаций, учреждений и предприятий для осуществления расходов, которые предусмотрены в бюджете.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.

Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения и т.п.

Бюджетное ассигнование – это полномочие, предоставленное распорядителю бюджетных средств в соответствии с бюджетным назначением на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе выполнения бюджета.

Бюджетное назначение – полномочие, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств, которое имеет количественные и временные ограничения и позволяет предоставлять бюджетные ассигнования.

Бюджетное обязательство – любое осуществлённое в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара или услуги в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств. Основные принципы финансирования бюджетных учреждений представлены на Рис. 1.

Рисунок 1. Основные принципы финансирования бюджетных учреждений

Принцип плановости подразумевает собой, что финансирование из бюджета планируется и утверждается законодательными документами и бюджетной росписью.

Целевой характер, говорит о том, что бюджетные учреждения получают средства из бюджета на основании утверждённого бюджета и строго на определённые цели. Систематический строгий контроль за использованием предоставленных средств по их целевому назначению осуществляют органы государственного казначейства, местные финансовые органы, высшие распорядители средств, контролирующие органы.

Бюджетные средства должны предоставляться при условии наибольшей результативности от их использования, о чем свидетельствует принципмаксимального эффекта и минимума затрат. Этот эффект проявляется и в решении задач развития государства, и в поступлении денежных средств за счёт роста доходов получателей бюджетных ассигнований.

Принцип финансирования по мере выполнения плана обеспечивается, когда финансирование предоставляется в меру выполнения производственных и других показателей с учётом использования раннее предоставленных ассигнований.

Принцип безвозвратности – это когда средства предоставляются без условий обязательного возврата в государственный или местный бюджеты.

Принцип безоплатности, говорит о предоставлении бюджетных средств без оплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты.

Финансирование государственных и муниципальных учреждений имеет свои особенности:

Ø Особенность 1. Тесная связь с бюджетом, из которого финансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Финансы бюджетных организаций находятся в более тесной связи с общественными финансами, чем все другие звенья финансовой системы.

Ø Особенность 2. Бюджетные организации могут предоставлять определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов. Это позволяет отнести их к хозяйствующим субъектам.

Ø Особенность 3. Отсутствие самостоятельности в расходовании средств. Со стороны государства осуществляется жесткий контроль за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований.

Финансирование учредителем государственных и муниципальных учреждений из соответствующего бюджета может осуществляться в трех основных формах:

1) субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);

2) субсидии на иные цели;

3) бюджетные инвестиции.

Источники финансирования:

1. Имущество/средства переданные по решению правительства, для становления данного предприятия и введения основных видов деятельности.

2. Средства, полученные от реальной продукции/работ и услуг, произведённых в соответствии с государственным заказом.

3. Средства, выделенные в установленном порядке из бюджета и внебюджетных фондов.

4. Доходы, полученные в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности, могут использоваться только в производственной необходимости.

Бюджетные учреждения ведут раздельный учет по каждому из источников финансирования.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законами государственных органов и правовыми актами органов местного самоуправления;

4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Использование только бюджетных средств для бесплатного предоставления социально значимых услуг невозможно в силу ограниченности бюджетных ресурсов. Бесплатность услуг имеет определенные негативные черты: приводит к дефициту услуг, сковывает инициативу учреждений, ограничивает конкуренцию. Нормативный уровень выделяемых государственных средств зависит от состояния экономики, исторических традиций.

Так, например, за счет общегосударственных финансовых ресурсов финансируется общее и среднее образование, минимальный уровень медицинского обслуживания населения, нормативный уровень высшего образования, установленный законодательством уровень социального обеспечения населения. Платные услуги в дополнение к бесплатным служат для удовлетворения спроса высокооплачиваемых слоев населения, смягчают недостатки бесплатной формы обслуживания.

В последние годы темпы роста платных услуг выше темпов роста бесплатных. Большое значение в современных условиях в качестве источника финансовых ресурсов имеют собственные средства, которые представлены различными видами поступлений от предпринимательской деятельности бюджетных организаций. Под предпринимательской деятельностью понимается любая приносящая доход деятельность, в том числе по профилю бюджетной организации. Все собственные доходы и бюджетные ассигнования отражаются в смете доходов и расходов бюджетной организации

7.2. Смета – основной источник информации при анализе финансирования бюджетных учреждений

Для того, чтобы выполнять свои функции, определенные положением или уставом, бюджетному учреждению, прежде всего, нужен план, который определяет доходы, которые оно должно получить в течение бюджетного периода и осуществить соответствующие расходы. Смета и является таким плановым документом бюджетного учреждения.

Смета бюджетных учреждений – основной плановый документ, который предоставляет полномочие бюджетному учреждению относительно получения доходов и осуществления расходов, определяет объем и направления использования средств для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения целей, определенных на год в соответствии с бюджетными назначениями.

Сметы подразделяются на индивидуальные и сводные.

Индивидуальные сметы, содержат расходы и доходы только одного учреждения и позволяют учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Она состоит из двух частей. В первой части сметы указываются доходы и поступления бюджетного учреждения, а во второй – текущие расходы. Все доходы, учитываемые в смете бюджетного учреждения, составляют его внебюджетные средства. При этом, в смете должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

В сводных сметах объединяются индивидуальные сметы. Обычно они формируются государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления в территориальном размере.

Сводные сметы делятся на:

1) индивидуальные сметы бюджетных учреждений в качестве сводных;

2) сметы расходов на централизованные мероприятия в качестве сводных.

Сводные сметы представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет; сметы централизованных мероприятий, которые составляются федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления для централизованных мероприятий (например, учебный семинар для врачей).

Анализ выполнения сметы является важной составляющей комплексного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Любая смета состоит из двух частей:

— Часть I «Доходы»;

— Часть II «Расходы»

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и / или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации.

Расходы организации – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и / или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Составными частями сметы являются:

1. Общий фонд, который содержит объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации расходов бюджета на выполнение бюджетным учреждением основных функций, или распределение предоставления кредитов из бюджета по классификации кредитования бюджета.

2. Специальный фонд, который содержит объем поступлений из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение по полной экономической классификации расходов бюджета на осуществление соответствующих расходов согласно законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций, или распределение предоставления кредитов из бюджета в соответствии с законодательством по классификации кредитования бюджета.

Финансирование расходов федерального бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия и включает:
разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
осуществление платежа.
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.
Совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.

Исходя из норм, изложенных в комментируемой статье, финансирование расходов федерального бюджета складывается из двух последовательно совершаемых действий:
— разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
— осуществление платежа.
Главные распорядители, распорядители средств федерального бюджета и подведомственные им бюджетные учреждения должны обеспечивать возможность равномерного расходования бюджетных средств без излишнего накопления сумм остатков финансирования на лицевых счетах в органах Федерального казначейства.
Стадия разрешения (распоряжения) на осуществление платежа предусмотрена ст. 226 настоящего Кодекса, она завершается совершением разрешительной надписи.
Право подписи на платежных документах предоставляется руководителю и главному бухгалтеру органа Федерального казначейства либо их заместителям, а разрешение на осуществление платежа (совершение разрешительной надписи) дается должностными лицами подразделений органа Федерального казначейства, осуществляющих подтверждение денежных обязательств, это делается для пресечения совершения разрешительной надписи и дачи распоряжения об осуществлении платежа одним и тем же должностным лицом.
Не допускается длительного временного разрыва между разрешением (распоряжением) на осуществление платежа и самим платежом, платеж Федеральным казначейством должен быть осуществлен в день совершения разрешительной надписи (ст. 253 БК РФ).
Термин «финансирование» в действующем бюджетном законодательстве употребляется в двух смыслах:
— как процесс наделения получателей средств бюджета правами на проведение кассовых расходов;
— как расходование бюджетных средств.
В настоящее время для исполнения федерального бюджета и бюджетов иных уровней в постановлениях Правительства РФ и приказах Минфина России по бюджетному учету и отчетности применяется термин «финансирование» в первом смысле.
Установленное в комментируемой статье определение финансирования предусматривает то, что существующая в настоящее время такая стадия финансирования, как выделение учреждениям объема прав (средств) на осуществление кассовых расходов, может вообще отсутствовать.
Если стадия финансирования следует за стадиями доведения лимитов бюджетных обязательств и принятия обязательств и перед стадией кассового расхода, то рассматриваемая статья допускает осуществление кассового расхода вслед за подтверждением принятых бюджетным учреждением денежных обязательств в соответствии со ст. 226 настоящего Кодекса.
Сумма финансирования означает либо объем средств, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств, либо объем средств, списанных с единого счета бюджета.
Данная статья определяет, что финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством.
Финансирование бюджетным учреждениям выделяется не органами Федерального казначейства, а их главными распорядителями и распорядителями, данное положение закреплено в ст. 158, 159 настоящего Кодекса, а функцией органов Федерального казначейства является беспрерывное обеспечение объемов финансирования в соответствии с распределением, представленным главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета.
Ежегодными постановлениями Правительства РФ, направленными на реализацию ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год, определяются особенности порядка финансирования расходов федерального бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Комментируемой статьей установлено, что совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.

Бюджетное финансирование (budget financing) — предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения и т.п.

Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств; в ходе бюджетного финансирования действует государственный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием денежных средств.

Принципы бюджетного финансирования можно подразделить на:

  • общие, касающиеся всех бюджетополучателей;
  • частные, определяющие порядок предоставления бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от их организационно-правовой формы и метода ведения хозяйства.

К общим принципам относят:

  • соблюдение законности финансирования (отпуск бюджетных средств может происходить только на основе утвержденного бюджета и сводной бюджетной росписи);
  • целевой характер предоставления бюджетных средств;
  • выделение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств, признанных органом, исполняющим бюджет, и с учетом использования ранее отпущенных бюджетных ассигнований.

К частным относят принципы, различающиеся в зависимости от того, кому и на какие цели предоставляются бюджетные средства. Так, для бюджетных учреждений действует принцип зависимости объема финансирования от установленных норм и фактически достигнутых показателей по сети, штатам и контингентам.

Бюджетные средства могут предоставляться в следующих формах финансирования:

  • ассигнования различного рода (на содержание бюджетных учреждений; на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам; на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; и др.);
  • трансферты населению и нижестоящим бюджетам;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки и т.п.);
  • инвестиции;
  • ссуды, дотации, субвенции, субсидии;
  • средства на обслуживание долговых обязательств;
  • кредиты иностранным государствам и др.

Отечественная система бюджетного финансирования в 90-е гг. претерпела существенные изменения по сравнению с системой бывшего СССР:

  • значительно сокращены объемы бюджетного дотирования предприятий на основе совершенствования механизма дотирования — бюджетные средства стали выделяться под конкретные виды продукции и на строго определенное время;
  • деятельность конкретных предприятий финансируется в рамках целевых программ;
  • средства выделяются в пределах бюджетных обязательств, признанным органом, исполняющим бюджет, и установленных лимитов;
  • введено бюджетное кредитование с использованием принципов платности и возвратности.

Порядок предоставления средств из бюджета зависит от организационно-правового статуса предприятия, организации, учреждения. Например, финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в их годовых с поквартальной разбивкой сметах и в меру выполнения установленным им государственных (муниципальных) заданий. При этом учитываются изменения, вносимые в смету в установленном порядке, и соблюдаются все требования финансово-бюджетной дисциплины.

Бюджетное финансирование казенных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств) производится в соответствии с планом-заказом и планом развития. Средства казенным предприятиям выделяются из бюджета на:

  • выполнение государственных инвестиционных программ, НИОКР, содержание объектов социальной инфраструктуры;
  • компенсацию убытков от выполнения плана-заказа;
  • проведение конверсионных мероприятий и т.д.

Неиспользованные бюджетные средства по истечении года казенные предприятия обязаны возвращать в бюджет.

По государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения и функционирующим на коммерческих началах, бюджетное финансирование частично может осуществляться на условиях платности и возвратности; на таких же условиях бюджетные средства предоставляются негосударственным коммерческим предприятиям, выигравшим конкурс инвестиционных проектов. Их расходы финансируются в пределах сумм, утвержденных по бюджету на соответствующий год. На платной и возвратной основах финансируются специфические мероприятия, особо выделяемые в составе бюджетных расходов.

Методы бюджетного финансирования, отражающие расходование бюджетных средств, включают:

  • списание денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физического и юридического лиц;
  • зачет денежных средств (при условии наличия задолженности бюджетополучателя по неналоговым платежам в бюджет).

Бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, с другой — для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов. При этом важно, чтобы в бюджете любого уровня размеры и сроки поступления денежных средств точно соответствовали требованиям бюджетного финансирования, чтобы не было задержек с финансированием из-за несвоевременного и неполного поступления средств в бюджет. Пустая казна, нарушающая бюджетное финансирование, — не только результат кризисного состояния экономики, но и свидетельство просчетов, допущенных в управлении государственными и муниципальными финансами, в том числе из-за несбалансированности бюджета и недостаточной обоснованности устанавливаемых лимитов финансирования, которые не должны превышать сумм реально поступающих доходов. При снижении поступлений бюджетных доходов или источников покрытия дефицита в процессе исполнения бюджета в бюджетном финансировании может предусматриваться режим сокращения расходов бюджета или режим блокировки расходов.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *