Финансовая модель в Excel

Под финансовой моделью в Excel будем понимать созданную при помощи Excel модель будущего или существующего предприятия (или отдельного проекта), которая позволяет оценить изменение финансово-экономических показателей деятельности предприятия (или эффективности проекта) при изменении входящих данных. Модель должна отображать прогноз состояния предприятия (или проекта) при принятии различных управленческих решений. Решения принимает конкретное лицо (руководитель), поэтому при создании модели всегда нужно учитывать, кто будет пользоваться результатами модели.

Финансовая модель состоит из следующих частей: входящие (исходные) данные, которые модель преобразует в отчётные данные с помощью заложенных в ней расчётных алгоритмов (формулы и макросы Excel).

Входящие данные могут быть двух типов.

Во первых, изменяемые показатели – те показатели, которыми пользователь модели будет управлять. В реальности это должны быть действительно те показатели, которые можно изменять: количество и ассортимент выпуска продукции, цена, количество нанимаемых сотрудников и т.д.

Неизменные данные – это показатели, которые для данной модели будут приняты условно неизменными. Обычно это внешние для организации факторы: курсы валют, цены поставщиков, уровень инфляции, необходимый размер инвестиций для рассматриваемого инвестпроекта и т.д. Кроме того, сюда относятся показатели, которыми организация в принципе может управлять, но их изменение выходит за рамки данной модели. Например: средняя величина отсрочки платежа поставщикам или сумма административных затрат.

Расчётные алгоритмы представляют собой формулы, макросы и промежуточные таблицы расчёта модели.

Отчётные данные представляют собой готовую информацию для принятия решений, связанных с целью моделирования. Это отчёты и отдельные финансово-экономические показатели, оформленные наглядном для пользователя модели виде.

Если создаётся финансовая модель предприятия, то отчётными данными являются обычно набор мастер-бюджетов (БДР, БДДС, Баланс) и набор показателей, зависящий от специфики деятельности предприятия (рентабельность, ROI, ROCE и т.д.)

Если создаётся финансовая модель инвестиционного проекта, то результатом обычно является таблица финансовых потоков проекта (БДДС) и оценка его привлекательности для инвестора с помощью показателей IRR, NPV и других.

На нашем сайте можете рассмотреть, а также скачать примеры создания финансовой модели в Excel.

Финансовая модель инвестиционного проекта в excel

Грамотное управление финансами начинается с финансовых шаблонов

Управление личными и корпоративными финансами — это сложная операция, включающая несколько важных задач и обязанностей. Позвольте финансовым шаблонам Майкрософт взять на себя некоторые из них. Финансовый шаблон — это отличный ресурс для создания месячного бюджета, отслеживания расходов и управления долгом. Воспользуйтесь шаблоном финансового калькулятора в Excel, чтобы расплатиться с кредитом за машину, учебу или поправить баланс кредитной карты. Нужна помощь с важным финансовым решением? Используйте финансовые шаблоны Excel для сравнения типов ипотек, оценки преимуществ и недостатков смены инвестиций или возможности приобретения новой машины. Владельцы малого бизнеса могут использовать финансовые шаблоны для различных финансовых задач от создания годового отчета о прибылях и убытках до прогнозирования движения денежных средств.
Финансовые шаблоны упрощают расчет налогов, уточняют финансовые цели и позволяют управлять финансами. Вы будете себя спрашивать, почему не использовали их раньше. Просматривайте коллекцию финансовых шаблонов и скачивайте нужные варианты для достижения успеха.

Любой бизнес-план нуждается в финансовых расчетах. А наиболее удобный инструмент для этого – табличный процессор Excel. Популярность программы объясняется простотой использования и многофункциональностью. Рассмотрим возможности редактора, которые будут полезны при составлении бизнес-модели.

Основы построение финансовой модели в Excel

Модель можно поместить на один лист или на разные листы. В любом случае, порядок расчетных таблиц должен соответствовать логике описания проекта:

  • таблицы для расчета инвестиций;
  • доходная и затратная часть;
  • финансирование;
  • итоговые отчетные формы, показатели.

Инвестиционный план

Основные элементы:

  • строительство и/или покупка зданий;
  • покупка оборудования;
  • расходы будущих периодов;
  • инвестиции в ЧОК (чистый оборотный капитал).

Исходные данные для расчета затрат на покупку или строительство зданий:

Расчеты:

Затраты на приобретение оборудования и элементы расходов будущих периодов в инвестиционном плане составляются аналогично. Особенности затрат будущих периодов:

  • оприходуются на баланс в составе текущих активов;
  • не облагаются налогом на имущество (в отличие от оборудования);
  • амортизируются быстрее, в течение 1-2 лет.



Прогнозирование доходов

Чтобы построить план продаж, нужно определить объем в натуральном выражении (для каждого вида продукции) и цену реализации (каждого вида продукции). Выручка определяется по каждому виду товара (работ и услуг) как произведение объема и цены.

В Excel составляются таблицы для каждого периода планирования и для каждого вида продукции с планируемым объемом выпуска (в натуральных единицах).

Из цены реализации нужно вычленять сумму налога на добавленную стоимость. Эти деньги не входят в состав выручки – они перечисляются в бюджет.

Формулы:

  • Цена без НДС = цена с НДС / (1 + налоговая ставка).
  • Величина НДС = (цена с НДС * налоговая ставка) / (1 + налоговая ставка).

Расчетная таблица может выглядеть следующим образом:

  1. Формула для расчета цен без НДС: =C7/(1+$B$8).
  2. Расчет налога на добавленную стоимость: =C7-C9.
  3. Выручка с налогами: =C4*C7.

План текущих расходов

Элементы затрат:

  • сырье и материалы;
  • оплата труда;
  • начисления на зарплату;
  • амортизация;
  • прочие расходы.

При учете затрат на материалы выделяем налог добавленной стоимости. Это необходимо для учета подлежащих возврату сумм (задолженность перед бюджетом уменьшится).

Затраты на сырье и материалы увеличиваются прямо пропорционально объему выпуска. Если, к примеру, на пошив одной сорочки требуется полтора метра ткани, то на две единицы продукции – 3 метра и т.д. Расход считается по формуле:

Количество материалов = удельный вес * объем производства.

Пример таблицы учета текущих затрат на сырье и материалы:

Формула для расчета налога на добавленную стоимость – в строке формул.

Формула вычисления цены без НДС: =C5/(1+$B$6).

Расчет затрат с НДС: =C4*C5.

Налог на ДС: =C4*C6.

Затраты без НДС: =C4*C7.

Прочие расходы:

  • аренда,
  • реклама,
  • оплата связи;
  • ремонт и т.д.

При составлении финансовой модели предприятия в Excel учитывается каждая статья расходов.

Финансовая модель предприятия в Excel

Когда спланированы продажи и затраты, можно приступать к формированию баланса, плана доходов и расходов, движения денежных средств. Чтобы модель пересчитывала значения в автоматическом режиме, данные в сводных отчетах рассчитываются с помощью формул или напрямую извлекаются из операционных планов (с помощью ссылок).

План доходов и расходов финансовой модели:

Доходы и расходы расписаны по статьям. Если планируется выпуск десятков наименований продукции, то лучше определить их в группы. Чтобы не перегружать отчет. В сводную таблицу добавлены аналитические показатели: рентабельность и прибыль с нарастающим итогом. Когда нужно больше аналитики, формируют отдельные таблицы.

План движения денежных средств:

По теме: Финансовая модель в Excel при покупке бизнеса.

Предполагается, что предприятие не будет привлекать заемные средства. Поэтому раздел «Финансовая деятельность» отсутствует.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *