Финансовые обязательства инвентаризации

Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

Содержание

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

Цель и задачи инвентаризации

Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

Объект

Основные средства Материальные активы, которые используются в период более года без изменения их физических характеристик и параметров (см. → порядок проведения инвентаризации основных средств в 2020)
Материальные запасы Материальные активы, которые используются в период до одного года и при этом изменяют свою форму
Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по операциям, связанным с предоставлением денежных средств в подотчет с последующим составлением авансового отчета и приложением к нему соответствующих подтверждающих документов
Денежные средства Все денежные средства в наличной и безналичной форме
Расчеты с поставщиками или подрядчиками Расчеты по операциям, связанным с приобретением товарно-материальных ценностей или заказом каких-либо работ и услуг.

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.

До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  • объекты ревизии;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки осуществления данной процедуры.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Документы до и после проведения инвентаризации

К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:

Документ

Описание

Приказ на проведение инвентаризации в бюджетном учреждении (форма ИНВ-22) Издается руководителем организации за 10 дней до осуществления мероприятия и предполагает освещение основных моментов по ревизии
Инвентаризационная опись (форма ИНВ-1, форма ИНВ-3) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов
Сличительная ведомость (форма ИНВ-18) Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии
Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения
Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

4 Этапа проведения инвентаризации

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия
Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи
Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости
Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Оформление результатов инвентаризации

При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.

Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?

Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.

Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.

Какова периодичность инвентаризации финансовых обязательств в бюджетном учреждении?

Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

  • по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА;
  • при составлении годовой отчетности;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения.

Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.

В случае если учреждение автономное или бюджетное, инвентаризация в нем должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, данным организациям необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.

Каков алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в бюджетных структурах?

Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств учреждения в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:

1. Издание приказа руководством учреждения о проведении инвентаризации.

Для этого используется унифицированная форма ИНВ-22, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Посредством рассматриваемого приказа утверждается также комиссия по инвентаризации — внутренняя структура бюджетного учреждения, без которой инвентаризация не может быть проведена.

В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.

2. Отражение сведений о приказе в журнале.

Данный журнал также составляется с применением унифицированного источника — ИНВ-23.

3. Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).

Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.

4. Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.

В данном случае речь идет о заполнении как минимум:

  • описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в Приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
  • описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).

Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.

Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно , как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.

5. Заполнение отчетных документов:

  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.

Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23

Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22. В данном случае в документе принципиально важно отразить:

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.

Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:

Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.

Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:

«Унифицированная форма № ИНВ-23 — бланк и образец».

Инвентаризация финансовых обязательств: описи

Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:

  • величину долга — в целом, по основной части, процентам;
  • величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней;
  • подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов;
  • просроченную задолженность.

Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.

Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:

  • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
  • сведения о контрагентах;
  • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
  • подтвержденные и неподтвержденные долги;
  • суммы с истекшим сроком исковой давности.

Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.

Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений

Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:

  • данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • данные о просроченных задолженностях;
  • аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Акт сверки с контрагентами

Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.

Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.

Кроме того, акт полезен с точки зрения:

  • выявления ошибок в учете финансовых обязательств учреждения;
  • отражения отсутствия разногласий по задолженностям со стороны контрагента;

Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.

Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.

Ознакомиться с порядком заполнения формы ИНВ-17 вы можете в статье:

«Унифицированная форма № ИНВ-17 — бланк и образец».

Сведения об инвентаризациях по таблице № 6

Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.

В графах 1–4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.

В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.

В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.

Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.

Итоги

Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.

Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях:

  • «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности»;
  • «Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 3 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений приходуется и отражается в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений списываются и отражаются в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

За каждой организацией может числиться различное имущество, наличие и состояние которого периодически следует проверять. Именно этот процесс и называется инвентаризацией. Для этого ответственные сотрудники сверяют данные бухгалтерских документов и фактическое наличие. Именно инвентаризация позволяет контролировать использование и расход материальных ценностей и основных средств.

Когда составляется акт инвентаризации

Ответственные лица, которые непосредственно занимаются проверкой, оформляют все сопутствующие документы. Главным из них является акт инвентаризации. Здесь отображаются все данные проверки, ее особенности и результаты. Стоит отметить, тип проводимой проверки определяет вид унифицированной формы, обязательной для конкретной ситуации.

По сути, этот документ официально подтверждает, какие ценности, находящиеся на балансе организации, имеются в наличии. Проверке подвергаются все активы организации. Ведь только так можно узнать, соответствуют ли отчетные документы действительности. Существуют ситуации, при которых проверка должна проводиться в обязательном порядке. Например, ее необходимо проводить перед подготовкой отчета в конце года. Также закон обязывает делать инвентаризацию при реорганизации или полной ликвидации фирмы. Эти действия выполняются и в тех случаях, когда на должность директора или материально ответственного работника приходят новые сотрудники.

Кроме этого, акт составляется и в таких ситуациях:

  • Компания сдает или продает имущество;
  • Имеются подозрения в краже и порче имущества;
  • После пожаров, катаклизмов и других форс-мажоров;
  • В любых ситуациях, когда руководитель компании посчитает нужным провести проверку.

Условия проведения инвентаризации в 2020 году

Чтобы ответственные сотрудники приступили к выполнению инвентаризации, должен быть издан соответствующий приказ от директора. Также управленец назначает работников, входящих в состав проверяющей группы. Нужно знать, проверка проводится исключительно в присутствии материально ответственного работника.

Далее комиссия приступает непосредственно к проверке. Она включает в себя различные действия: проведение замеров, подсчетов, взвешиваний. Проверяющие убеждаются, что имущество фактически находится на своем месте. Вся информация вносится в акт, который затем сопоставляется с отчетами бухгалтерского отдела. При несложных подсчетах можно выявить, имеются ли расхождения. При их наличии ответственные сотрудники выясняют причины.

Последней ступенью проверки является правильная фиксация ее результатов. Если были обнаружены недостачи и расхождения, начинается расследование по выявлению виновных. Как правило, таковыми и являются лица, отвечающие за данное имущество. Ответственным сотрудникам грозит административное наказание.

(Видео: «Порядок проведения инвентаризации, учет излишков и недостач”)

Объекты, подлежащие проверке

Инвентаризации подвергается все имущество, которое находится на балансе организации:

  • финансовые вложения;
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • сырье и готовые изделия;
  • запасы, предназначенные для производства;
  • различные финансовые активы;
  • деньги, как наличные, так и безналичные.

Также проверяются и финансовые обязательства, лежащие на организации. Это могут быть кредиты, задолженности, займы и др. Естественно, это все должно сопровождаться соответствующими договорами, которые и позволяют произвести правильную инвентаризацию.

Бывают ситуации, когда проверка выполняется по какому-то конкретному подразделению. Однако максимальных усилий потребует сплошная инвентаризация, которая обычно проводится в конце года. Ее данные используются при формировании годовых отчетов. Именно такая проверка объединяет абсолютно все, что может находиться на балансе компании.

Полная инвентаризация позволяет не только определить фактическое наличие имущества, но и проверить, насколько правильно оно отображается в бухгалтерских документах. Кроме этого, комиссия убеждается в правильности использования оборудования и хранении сырья, проверяет, насколько правильно относятся к имуществу. При необходимости указываются определенные замечания.

Документальное оформление результатов проверки

Естественно, факт проверки должен быть зафиксирован документально. В этих целях оформляют приказы, акты, учетные журналы, описи, сличительные документы. Все документы, оформляемые в процессе инвентаризации, должны иметь минимум две копии.

Существует множество унифицированных бланков, используемых для конкретных ситуаций. В них должна указываться такая информация:

  • название компании;
  • наименование документа;
  • описание объектов, подлежащих инвентаризации;
  • указание измерительных единиц, стоимости и количества;
  • проверяющие, их должности и подписи с расшифровками.

Законодательство не запрещает добавлять в унифицированную форму какие-либо новые пункты, или изменять уже имеющиеся. Однако при этом нужно помнить, перечисленные пункты необходимо оставить без изменения.

Порядок проведения инвентаризации в РФ

Перед началом инвентаризации, которая будет проводиться в преддверии годовой отчетности, необходимо позаботиться о правильном оформлении всех необходимых документов. Так, условно выполнение проверки можно разделить на этапы:

  1. Издание приказа. Управленец должен создать письменный документ, который и станет основанием для проверки. Для этого используется унифицированный бланк. Здесь подробно указывается информация о проверяющих, имуществе, сроки проверки. Указывается и дата, до которой комиссия обязана произвести все действия, связанные с инвентаризацией.
  2. Обычно в комиссию входят сотрудники бухгалтерии, управляющие отдельными подразделениями, технологи, экономисты. Также это могут быть и другие специалисты. Как правило, старшим назначается руководитель подразделения. К проверяющим обязательно присоединяется материально ответственный сотрудник.
  3. Перед проверкой ответственный работник дает расписку, которая будет свидетельствовать о том, что все приходные и расходные документы, оформляемые на протяжении определенного периода, правильно составлены и сданы в бухгалтерский отдел. Также в расписке говорится, что списание материалов проводилось по закону.
  4. Также выполняется проверка всех измерительных приборов, которые будут использоваться. Определяются остатки, которые числятся в бухгалтерии. Специалисты фиксируют имеющуюся документацию до начала проверки.
  5. Сама проверка состоит из взвешиваний, пересчетов, замеров. Когда проверяющие делают перерыв, это имущество должно оставаться под охраной или под замком.
  6. Оформление сличительных ведомостей. Это позволяет выявить несоответствие. После инвентаризации составляется протокол, куда вносятся выводы комиссии.

Как составляется акт инвентаризации

Составляется акт минимум в двух копиях. Здесь запрещено делать какие-либо правки. Избегайте помарок и опечаток. В соответствующих строках указываются проверяемые объекты, вес, количество и др.

При составлении акта обязательными являются подписи всех специалистов, которые входят в состав проверяющей группы. Нужно помнить, при отсутствии одной подписи, документ будет признан недействительным. После окончания инвентаризации работник, отвечающий за данные ценности, документально подтверждает правильность работы комиссии, указывает, что к проверке не имеет никаких претензий.

Скачать акт инвентаризации в 2020 году

  • Бланк формы ИНВ-1

При необходимости указать данные, касающиеся инвентаризации, применяется данная форма. Здесь отображаются фактические данные и информация бухгалтерской документации.

Скачать

  • Бланк формы ИНВ-1а

В этом документе указывается информация о проверке, связанной с нематериальными активами. При этом осуществляется проверка документов, которые позволяют компании использовать данные активы.

Скачать

  • Бланк формы ИНВ-3

Данный бланк используется в тех случаях, когда проводится проверка ТМЦ. Как правило, инвентаризация проходит на складах, где они и хранятся. Если при этом будут выявлены просроченные или негодные ТМЦ, оформляется дополнительный акт утилизации.

Скачать

  • Бланк формы ИНВ-10

Бывают ситуации, когда проверке подлежат основные средства, ремонт или возведение которых еще не окончено. Сюда относятся техника, здания, оборудование, различные сооружения. Проверка выявляет, насколько фактические затраты соответствуют затратам, указанным в бухгалтерских документах.

Скачать

  • Бланк формы ИНВ-11

Форма предназначена для проверки расходов, которые относятся к будущим периодам. Здесь сопоставляется информация бухгалтерии с фактическими затратами, которые подтверждают первичные документы.

Скачать

  • Бланк формы ИНВ-15

Бланк заполняется при инвентаризации, которая касается наличных денег. Обычно проверка касается кассы фирмы, где проверяются фактические деньги, чеки, марки и др.

Скачать

  • Бланк формы ИНВ-16

Проверка, касающаяся документов строгой отчетности и ценных бумаг, осуществляется с использованием данной формы.

Скачать

  • Бланк формы ИНВ-17

Здесь фиксируется информация, касающаяся расчетов с поставщиками, кредиторами, покупателями и остальными контрагентами. Проверка позволяет сопоставить данные бухгалтерии с задолженностями, которые имеются фактически.

Скачать

  • Бланк формы ИНВ-18

Именно такую форму имеет сличительная ведомость. Она используется в том случае, когда инвентаризация касается основных средств. Здесь фиксируется, насколько фактическое состояние дел отличается от учета бухгалтерии.

  • Бланк формы ИНВ-19

В этой сличительной ведомости фиксируются данные, касающиеся ТМЦ, при пересчете которых проверяющая бригада выявила отклонения.

  • Бланк формы ИНВ-22

Перед началом проверки руководитель компании должен издать соответствующий приказ. Именно для этих целей используется форма ИНВ-22. Здесь отображаются сроки, состав комиссии, порядок проведения инвентаризации и ее объем. После подписания директора документ вручается старшему члену проверяющей группы.

  • Бланк формы ИНВ-23

По сути, этот бланк является журналом, в который вносится правильность выполнения инвентаризации. Здесь регистрируются все приказы, которые издавало руководство перед проверкой.

  • Бланк формы ИНВ-24

В этот акт вносятся результаты контрольных проверок по проведению инвентаризации.

  • Бланк формы ИНВ-25

Результаты всех контрольных проверок, которые предназначены для определения правильности работы специалистов, вносятся не только в специальный акт, но и в журнал по форме ИНВ-25.

Таблица форм инвентаризации

Чтобы быстро сообразить, в каких обстоятельствах какая форма необходима, можно воспользоваться соответствующей таблицей:

Если допущена ошибка

Законодательство обязывает заполнять данные документы без помарок. Также здесь не должно быть так называемых подчисток. Однако в том случае, если ошибка все-таки обнаружена, ее можно зачеркнуть, и сверху внести правильную информацию. При этом исправления должны быть подтверждены подписями всех членов проверяющей группы, а также лицом, которое несет за данное имущество материальную ответственность. Если его подписи не будет возле исправления, оно будет признано недействительным.

Однако практика показывает, сегодня многие организации для заполнения подобных бланков используют технические средства. Естественно, при обнаружении ошибки ее можно просто удалить, и сделать новую запись.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *