ФСС возмещение расходов

Перечень документов, служащих основанием для принятия решения о выделении (возмещении) необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н (с учетом изменений, внесенных приказом Минтруда России от 28.10.2016 № 585н) (далее – Приказ №951н) и включает в себя:

— Заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (по форме, доведенной письмом Фонда от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029)

— Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения — по обязательствам, возникшим до 01.01.2017

— Справка – расчет и Расшифровка расходов, представляемые при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения (по формам, доведенным письмом Фонда от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029) — по обязательствам, возникшим после 01.01.2017

Справка-расчет

Расшифровка расходов

Дополнительно к вышеназванным документам страхователем сразу представляются заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Документы принимаются от руководителя страхователя при предъявлении паспорта, от иного лица — при предъявлении паспорта и доверенности, выданной страхователем в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Примерный перечень документов:

— документы, служащие основанием для назначения и выплаты пособия (подтверждающие факт страхового случая);

— документы, подтверждающие правильность исчисления пособий (для пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком);

— документы, подтверждающие факт наличия трудовых отношений страхователя и лица, получившего пособие.

Данные документы поименованы:

— в Перечне документов, утвержденном Приказом № 951н;

— в статьях 255, 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ);

— в частях 5, 5.1, 6, 7, 7.1 статьи 13 Закона № 255 — ФЗ;

— в части 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

— в пунктах 16, 22, 28, 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (далее — Порядок № 1012н).

К этим документам относятся:

для пособия по временной нетрудоспособности:

  • листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке с произведенным расчетом пособия;
  • справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей);
  • документы, подтверждающие страховой стаж;
  • карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов для проверки правильности определения облагаемой базы и начисления страховых взносов;
  • справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей, либо как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя).

для пособия по беременности и родам:

  • листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия;
  • заявление застрахованного лица о предоставлении отпуска по беременности и родам;
  • приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам и о назначении пособия;
  • справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей);
  • документы, подтверждающие страховой стаж;
  • карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов для проверки правильности определения облагаемой базы и начисления страховых взносов;
  • справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей, либо как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя).

для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности:

  • справка из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель).

для единовременного пособия при рождении ребенка:

  • заявление о назначении пособия;
  • справка о рождении ребенка, выданная органами записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС);
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • справка о том, что пособие не назначалось с места работы (службы) другого родителя, или органа социальной защиты населения по месту жительства, в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, а другой родитель ребенка работает (служит);
  • свидетельство о расторжении брака — в случае, если брак между родителями расторгнут;
  • копия свидетельства о рождении ребенка, выданного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, при рождении ребенка на территории иностранного государства;
  • в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:

— документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом «апостиль» компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык — при рождении ребенка на территории иностранного государства — участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;

— документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации — при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником вышеуказанной Конвенции;

— документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью — при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года;

— выписка из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) — для лица, заменяющего родителей (опекуна, усыновителя, приемного родителя);

— документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу — если брак между родителями ребенка расторгнут.

для ежемесячного пособия по уходу за ребенком:

  • заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
  • заявление о назначении пособия;
  • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки;
  • свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей). В случае смерти предыдущего ребенка — свидетельство о смерти;
  • справка с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о неиспользовании отпуска по уходу за ребенком ежемесячного и о неполучении пособия по уходу за ребенком;
  • карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов для проверки правильности определения облагаемой базы и начисления страховых взносов;
  • приказ о назначении пособий;
  • справка из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка);
  • справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей);
  • справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей;
  • свидетельство о рождении ребенка, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, при рождении ребенка на территории иностранного государства;
  • в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:

— документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом «апостиль» компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, при рождении ребенка на территории иностранного государства — участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года;

— документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником вышеуказанной Конвенции;

— документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и скрепленный гербовой печатью — при рождении ребенка на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года.

для социального пособия на погребение / возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела (по г. Санкт-Петербургу):

  • заявление о назначении пособия;
  • справка о смерти, выданная органами ЗАГС;
  • копия свидетельства о смерти.

Для проверки правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в соответствии с нормами пункта 2 части 1 статьи 4.2 и части 4 статьи 4.6 Закона № 255 — ФЗ, территориальный орган Фонда вправе также истребовать дополнительные сведения и документы, например:

— трудовой договор, как документ, подтверждающий наличие трудовых отношений и статус работника, как застрахованного лица, поскольку, согласно части 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию подлежат граждане, работающие по трудовым договорам;

— надлежащим образом заверенные копии трудовых книжек для работников, работающих по внешнему совместительству, в связи с тем, что, согласно статье 283 ТК РФ, при приеме на работу по внешнему совместительству, не требуется предъявлять трудовую книжку, но при наступлении страхового случая по временной нетрудоспособности и в связи с материнством внешний совместитель для подтверждения своего страхового стража должен представить в бухгалтерию страхователя заверенную копию трудовой книжки с основного места работы;

— приказы о приеме на работу (переводе) для проверки данных, содержащихся в трудовой книжке и трудовом договоре;

— штатное расписание — для проверки соответствия установленных окладов, указанных в трудовых договорах. В случае отсутствия штатного расписания, запрашиваются пояснения страхователя с информацией о суммах по окладам;

— положения об оплате труда и премировании;

— должностные инструкции работников;

— табель учета рабочего времени для проверки соответствия данных начисленным суммам в расчетных ведомостях (количество рабочих дней на соответствие начисленному окладу и т.д.), листках нетрудоспособности (количество дней по нетрудоспособности в табеле должно соответствовать количеству дней в листке нетрудоспособности). Отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет должны быть отражены в табелях учета рабочего времени и соответствовать данным приказов на предоставление указанных отпусков;

— расчетные ведомости по начислению заработной платы для проверки начисленных сумм в бухгалтерском учете и правильности включения их в расчет пособий;

— карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов для проверки правильности определения облагаемой базы и начисления страховых взносов;

— приказы о выплате материальной помощи;

— приказы о назначении пособий в отношении каждого застрахованного лица;

— расходные кассовые ордера, платежные ведомости на выплату заработной платы, платежные поручения на перечисления пособий.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 5 октября 2018 г.

Если работодатель в течение месяца выплачивал своим работникам пособия по больничным листам (пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам), то на сумму пособий, оплачиваемую за счет средств ФСС, он вправе уменьшить свой ежемесячный страховой взнос на ВНиМ (ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п.2 ст.431 НК РФ).

Причем, если выплаченная им сумма пособий превышает сумму начисленных страховых взносов, работодатель вправе или зачитывать их в счет уплаты взносов на обязательное социальное страхование в следующих месяцах, или обратиться в свое отделение ФСС за возмещением расходов, т. е. для возврата ему разницы между начисленной суммой взносов и перечисленной суммой пособий, оплачиваемой из средств ФСС.

Например, сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за апрель составила 10000 руб. При этом в течение данного месяца работодатель выплатил работникам пособия по больничным листам на общую сумму 15000 руб., в т.ч. оплачиваемую за счет средств ФСС – 14000 руб. Соответственно, работодатель имеет право на возмещение из Фонда в размере 4000 руб. (10000 руб. – 14000 руб.).

Документы для возмещения больничного из ФСС в 2018 году

Для того, чтобы работодателю возместили потраченные им на социальное обеспечение деньги, он должен представить в свое отделение ФСС (Приказ Минздравсоцразвития от 04.12.2009 № 951н):

  • Заявление о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (Приложение к Письму ФСС от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029);
  • Справку-расчет, представляемую при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения (Приложение 1 к Заявлению);

  • Расшифровку расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (Приложение 2 к Заявлению)

Обращаем внимение, что Справка-расчет и Расшифровка необходимы при обращении за выделением средств за периоды начиная с 01.01.2017. За периоды до этой даты вместо них достаточно представить Расчет по форме 4-ФСС.

Кроме указанных выше документов необходимо представить копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию. Например, для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам — заполненные листки нетрудоспособности, для единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — справки из женской консультации, для единовременного пособия при рождении ребенка — справки о рождении ребенка по форме № 24, выданные органами ЗАГС. ФСС может также запросить расчеты пособий, копии трудовых книжек, реестр больничных листов и иные документы.

Срок для возмещения из ФСС

У Фонда на возмещение есть 10 календарных дней со дня представления вами указанного выше комплекта документов (ч. 3 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Правда, если отделение Соцстраха решит провести проверку, то решение о выделении страхователю средств будет принято по результатам проведенной проверки (ч. 4 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Напомним, что длительность камеральной и выездной проверки ФСС составляет 3 и 2 месяца соответственно (ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п.2 ст.26.15, п.9 ст.26.16 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Отражение денег, полученных из ФСС

Поступившие денежные средства в Расчете 4-ФСС с 01.01.2017 не отражаются, ведь сведения о начисленных взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и соцстраховских расходах (кроме «травматизма») в этой форме больше не приводятся. А о том, как показать возмещение из ФСС в Расчете по страховым взносам, мы рассказывали .

Сумма взносов, причитающихся к уплате в ФСС, может быть уменьшена за счет различных возмещений со стороны фонда. Рассмотрим специфику такого уменьшения.

Возмещение по больничным листам

Первая распространенная разновидность выплат, входящая в расчеты по соцстрахованию, — больничные. В общем случае работодатель оплачивает 3 дня больничного за свой счет. Оплата больничного за счет работодателя, как и взносы, относится в производственные расходы.

Остальные дни больничного компенсирует ФСС. Вариантов такой компенсации несколько:

  1. Уменьшение исчисленной суммы взносов на величину расходов работодателя, подлежащих компенсации (п. 2 ст. 431 НК РФ).

Расходы работодателя на оплату первых 3 дней больничного не могут быть использованы в целях уменьшения страховых взносов. При необходимости их можно включить в уменьшение налоговой базы — как прочие расходы (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, нормы, установленные п. 2 ст. 431 НК РФ, фактически не распространяются на работодателей регионов, входящих в Пилотный проект ФСС, в рамках которого работники получают больничные выплаты, начиная с 4-го дня нахождения на больничном, из ФСС напрямую, без участия работодателя.

  1. Зачет переплаты работодателя в счет уплаты предстоящих взносов (п. 9 ст. 431 НК РФ).

Составлять отдельное заявление на такой зачет не требуется (Письмо ФНС России от 31.05.2017 № ГД-4-8/10264).

В бухгалтерском учете переплата отдельными проводками не показывается. Ее косвенно можно отследить по тому факту, что даже при начислении взносов (корреспонденцией Дт 20 Кт 69.11), к перечислению их в бюджет (корреспонденцией ДТ 69.11 КТ 51) будет показываться сумма, меньше начисленной (или ее не будет вообще, если взносы меньше расходов).

  1. Возврат ФСС страхователю денежных средств — соответствующих разнице между расходами работодателя и взносами (п. 2 и 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).

Такая компенсация может быть задействована, только если до нее применены первая и вторая, и все равно осталась сумма превышения расходов над взносами.

Учет больничных листов: примеры

Рассмотрим, как применяются рассмотренные нами схемы, на примерах. Выделим 2 основных сценария:

  • когда взносы больше подлежащих возмещению расходов на больничные пособия;
  • когда взносы меньше этих расходов.

Пример 1

Взносы больше подлежащих возмещению расходов на больничный.

Иванов А. М. вышел на больничный. Работодатель оплатит ему за свой счет пособие за первые 3 дня в сумме 12 000 рублей, а затем за счет ФСС за 4 дня — 16 000 рублей.

В бухрегистрах это будет показано проводками:

  • ДТ 20 КТ 70 — 12 000 — начислен больничный за счет работодателя;
  • ДТ 69.11 КТ 70 — 16 000 — начислен больничный за счет ФСС;
  • ДТ 70 КТ 51 — 28 000 — больничный выплачен Иванову.

Условимся, что работодателю надо платить взносы в сумме 25 000 рублей. Но он уменьшает их за счет возмещения ФСС — то есть, в итоге платит взносы в сумме, которая уменьшена на 16 000 рублей: она будет равна 9 000 рублей.

Это показывается проводками:

  • ДТ 20 КТ 69.11 — 25 000 — начислены взносы;
  • ДТ 69.11 КТ 51 — 9 000 (25 000 минус 16 000) — взносы перечислены в сумме, соответствующей разнице между начисленными взносами и возмещением ФСС.

Пример 2

Взносы меньше расходов на больничный.

Петров В. С., у которого зарплата та же, что у Иванова, вышел на больничный, при этом проболел не 7 дней, а 11. Соответственно, ФСС должен возместить не 16 000 рублей за 4 дня, а вдвое больше — 32 000 рублей за 8 дней.

В этом случае работодатель:

  • оплатит Петрову 3 дня больничного за свой счет (ДТ 20 КТ 70 — 12 000 рублей);
  • отразит факт возмещения за 8 дней больничного от ФСС (ДТ 69.11 КТ 70 — 32 000 рублей);
  • выплатит больничный Петрову (ДТ 70 КТ 51 — 44 000 рублей);
  • начислит взносы в номинальной величине (ДТ 20 КТ 69.11 — 25 000 рублей);
  • оформит возмещение взносов от ФСС — соответствующее разнице между долгом ФСС и номинальными взносами (ДТ 51 КТ 69.11 — 7 000 рублей (32 000 минус 25 000)).

Если у работника не обычное заболевание, а производственная травма, то взаимодействие между работодателем и ФСС осуществляется, в целом, похожим образом, несмотря на то, что находится в юрисдикции другого нормативного акта — Закона № 125-ФЗ.

Так, работодатель вправе уменьшить исчисленные страховые взносы на выплаты при производственным травмам, возмещаемые со стороны ФСС (п. 7 и п. 8 ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ). При этом предусмотрены и различные сценарии возврата денежных средств (п. 6, п. 11-18 ст. 26.12 Закона № 125-ФЗ).

Пример 3

Степанов А. К. получил производственную травму. Его работодатель:

  • начислит ему больничный, полностью подлежащий возмещению со стороны ФСС (ДТ 69.12 КТ 70);
  • выплатит больничный (ДТ 70 КТ 51).

По взносам (взаимозачет, возврат превышения расходов над взносами) проводки составляются по принципу, аналогичному тому, что применен в проводках на субсчете 69.11. Только в рассматриваемом случае будет применен субсчет 69.12.

Возмещение детских пособий

Следующая разновидность возмещаемых сумм из ФСС — пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Принципы взаимодействия между работодателем и ФСС по таким выплатам в целом схожи с теми, что характеризуют расчеты при выплате больничных.

Основная особенность данных пособий в том, что ФСС полностью возмещает расходы работодателя на них. Причем, как правило, «реальными» денежными средствам, а не взаимозачетом по взносам — в том числе потому, что эти средства обычно намного больше исчисленных взносов, которые имеет смысл возмещать на относительно небольшие суммы больничных.

Пособия на детей: проводки

Пособие по беременности и родам полностью компенсируется ФСС. Но прежде работодатель:

  • начисляет его (ДТ 69.11 КТ 70);
  • выплачивает (ДТ 70 КТ 51).

А затем ФСС возмещает пособие (ДТ 51 КТ 69.11).

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в размере 50 рублей полностью выплачивает работодатель. Данные выплаты отражаются в учете проводками:

  • ДТ 20 КТ 70 (пособие начислено);
  • ДТ 70 КТ 51 (пособие выплачено).

С 2020 года изменился порядок финансового обеспечения граждан с детьми до 3 лет: государство решило, что мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, должны получать не 50 рублей в месяц, а денежную сумму, соответствующую прожиточному минимуму.

Однако деятельности работодателей данная инициатива прямо не коснется — об этом стоит сказать отдельно.

Новая схема выплаты детских пособий

Как таковое пособие по уходу за ребенком до 3 лет, регулируемое Указом Президента России от 30.05.1994 № 1110, останется прежним: его размер составит 50 рублей, и работодатели продолжат его платить.

В величине прожиточного минимума будет выплачиваться совсем другое пособие — в связи с рождением ребенка, установленное для родителей детей, родившихся после 01.01.2018 года (и назначаемое, если доход на человека в семье ниже двукратного прожиточного минимума для трудоспособного населения).

Это пособие установлено Законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ. Выплачивает его полностью ФСС без участия работодателя. Изначально пособие полагалось на детей до 1,5 лет. С 2020 года оно будет назначаться детям до 3 лет — отсюда и аналогия с пособиями по отпуску по уходу за ребенком.

Фактически, родители детей, родившихся после 01.01.2018 года, будут получать два пособия — первое от работодателя в величине 50 рублей, второе (если доходы в семье невысокие) — от государства в величине прожиточного минимума на детей.

Предоставление средств на санаторно-курортное лечение

ФСС может предоставлять работодателю денежные средства на санаторно-курортное лечение работника — в порядке, установленном Правилами, утв. Приказом Минтруда России от от 10.12.2012 № 580н. При этом путевка может быть оплачена как без финансового участия работника, так и при его частичной оплате.

Денежные средства от ФСС работодатель в рамках рассматриваемой меры социальной поддержки чаще всего получает в порядке целевого финансирования. И потому их получение будет отражено на счете 86 (в корреспонденции со счетом 76 — где отражаются расчеты с работниками, не имеющие прямого отношения к трудовому договору):

  • ДТ 76 КТ 86.

Сумма проводки — фактический объем денежных средств, подлежащих компенсации со стороны ФСС (она может быть меньше номинальной цены путевки, если ее частично оплачивает работник).

Сумму, подлежащую возмещению, можно использовать для уменьшения долга по страховым взносам:

  • ДТ 69.12 КТ 76.

Поскольку финансирование носит целевой характер, организация обязана фактически закупить путевки и поставить их на учет. Если они привезены курьером, то на учет они ставятся как денежный документ:

  • ДТ 50.3 КТ 76.

Сумма проводки будет соответствовать полной цене путевки.

Оплата путевки продавцу отразится проводкой:

  • ДТ 76 КТ 51.

Подводим итоги

  • В рамка расчетов по социальному страхованию работников работодатель может получить из ФСС возмещение разных видов расходов: больничных, пособий, санаторно-курортных путевок.
  • По каждому виду возмещаемых расходов существуют нюансы бухгалтерского учета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Средства обязательного социального страхования являются федеральной собственностью. Поэтому страховщики осуществляют только оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования — денежные средства и имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования. Для целей управления средствами государственного социального страхования РФ был создан ФСС РФ, являющийся специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд формирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребёнка и ежемесячное пособие до достижения ребёнком возраста полутора лет и пособие на погребение умерших.

Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.

В 2000 г. ФСС начал выплаты по возмещению вреда пострадавших на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введённого Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях».

С 01.01.2005 г. на Фонд возложена задача по реализации ФЗ от 22.08.2004 г. № 122 в части обеспечения граждан — получателей социальных услуг путёвка на санаторно-курортное лечение, их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счёт средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территории всех субъектов РФ.

Средства бюджета Фонда не входят в состав федерального бюджета и изъятию не подлежат .

Виды доходов, подлежащие к зачислению в бюджет ФСС РФ:

  • 1. налоговые доходы:
    • а) единый социальный налог (утратил силу и заменён страховыми взносами) — по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ (2,9%);
    • б) доходы, распределяемые органами Федерального Казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, — по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патентов связи с применением упрощённой системы налогообложения, — по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, — по нормативу 20%; единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 5 %; единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 6,4%;
  • 2. неналоговые доходы:
    • а) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • б) недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
    • в) доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ;
    • г) штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    • д) безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду и прочие поступления .

Страховой взнос — обязательный платёж на обязательное социальное страхование .

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем статьям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются .

Тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц .

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учётом вероятности наступления социальных страховых рисков и возможностей исполнения страховых обязательств .

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование .

Виды социальных страховых рисков:

  • 1) необходимость получения медицинской помощи;
  • 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
  • 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая .

Средства Фонда образуются за счет:

  • 1) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • 2) страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • 3) страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • 4) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • 5) добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • 6) ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • 7) прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

  • 1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • 2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
  • 3) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • 4) частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  • 5) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
  • 6) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется — инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
  • 7) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • 8) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • 9) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • 10) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • 11) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством .

Доходы и расходы ФСС РФ принимаются на отчётный и плановый период Федеральным законом о бюджете фонда, принимаемый Государственной Думой.

Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования РФ (далее — Фонд) на 2011 год:

Структура бюджета

Сумма, тыс. руб.

Общий объём доходов

458 819 504,7

в том числе:

1) по обязательному социальному страхованию на случай временной не трудоспособности и в связи с материнством 311 087 306,8

из них средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 5 370 000,0

  • 2) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 65 219 457,2
  • 3) межбюджетные трансферты из федерального бюджета 64 512 740,7
  • 4) из бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования 18 000 000,0

Общий объём расходов 456 874 617,7

в том числе:

  • 1) по обязательному социальному страхованию на случай временной не трудоспособности и в связи с материнством 311 055 019,2
  • 2) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 63 306 857,8
  • 3) межбюджетные трансферты из федерального бюджета и из бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на исполнение государственных функций, возложенных на ФСС 82 512 740,7

Предельный объём профицита 1 944 887,0

  • 1) включая предельный объём профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 32 287,6
  • 2) предельный объём профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1 912 559,4

Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования РФ (далее — Фонд) на плановый период 2012 и 2013 годов:

Структура бюджета

  • 2012
  • 2013

Сумма, тыс. руб.

Общий объём доходов

  • 500 984 772,1
  • 552 573 636,4

в том числе:

  • 1) по обязательному социальному страхованию на случай временной не трудоспособности и в связи с материнством 342 058 284,2
  • 378 578 632,3

из них средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

  • 6 270 000,0
  • 5 600 000,0
  • 2) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 71 675 837,6
  • 79 021 121,6
  • 3) межбюджетные трансферты из федерального бюджета
  • 68 250 650,3
  • 71 973 882,5
  • 4) из бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд
  • 19 000 000,0
  • 23 000 000,0

Общий объём расходов

  • 496 832 419,1
  • 545 056 169,4

в том числе:

  • 1) по обязательному социальному страхованию на случай временной не трудоспособности и в связи с материнством
  • 341 724 036,1
  • 376 927 952,9
  • 2) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 67 857 732,7
  • 73 154 334
  • 3) межбюджетные трансферты из федерального бюджета и из бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на исполнение государственных функций, возложенных на ФСС
  • 87 250 650,3
  • 94 973 882,5

Предельный объём профицита

  • 4 152 353,0
  • 7 517 467,0
  • 1) включая предельный объём профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  • 334 248,1
  • 1 650 679,4
  • 2) предельный объём профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 3 818 104,9
  • 5 866 787,6

О выполнении бюджета Фонда составляется отчёт об исполнении бюджета:

  • 1. Отчеты об исполнении бюджета ФСС Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Ежегодно не позднее 15 июня текущего года отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год представляются Правительством Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации для их внешней проверки.
  • 2. Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчетов об исполнении бюджета ФСС РФ за отчетный финансовый год, готовит заключения на них и не позднее 15 сентября текущего года представляет заключения на соответствующие отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляет их в Правительство Российской Федерации.
  • 3. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты об исполнении бюджета ФСС РФ за отчетный финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно с проектом федерального закона об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год и иной бюджетной отчетностью об исполнении бюджета ФСС РФ.
  • 4. По результатам рассмотрения годовых отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральные законы об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
  • 5. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фондом и представляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Ежегодно не позднее 15 апреля текущего года высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального отделения ФСС РФ в орган государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданный законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для подготовки заключения на него.
  • 6. Орган государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении бюджета территориального отделения ФСС РФ, готовит заключение на него в течение 1,5 месяца и представляет соответствующее заключение законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
  • 7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального отделения ФСС РФ законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 1 июня текущего года одновременно с проектом закона субъекта Российской Федерации об исполнении бюджета территориального отделения ФСС РФ и иной бюджетной отчетностью об исполнении бюджета территориального отделения ФСС РФ .

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Доходы

Средства Фонда социального страхования формируются за счет:

− страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

− страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

− страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

− доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

− добровольных взносов граждан и юридических лиц;

− ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

− прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.

Плательщиками взносов являются:

− организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно — правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;

− граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Не являются плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.

Плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму, а разницу между суммой начисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам.

Кроме того, страхователи уплачивают в Фонд и другие платежи. К ним в частности относятся:

− расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов;

− суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям;

− пени, штрафы;

− сокрытая сумма оплаты труда;

− частичная оплата за путевки.

Доходы Фонда социального страхования зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие доходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.

Средства государственного социального страхования направляются на:

1) выплату пособий:

− по временной нетрудоспособности;

− по беременности и родам;

− единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

− единовременного пособия при рождении ребенка;

− ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

− социального пособия на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством:

− частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

− лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие;

3) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.

Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

5) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

6) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

7) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

8) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.

Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, особенности их формирования и использования на федеральном и региональном уровнях.

Фонды обязательного медицинского страхования — это самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие выполнение Закона о медицинском страховании и реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан.

В настоящее время в Российской модели финансирование здравоохранения сочетает бюджетное финансирование и страховое функционирование следующих фондов медицинского страхования: добровольного и обязательного.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование является дополнением к обязательному, осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным.

Средствами, включенными в систему ОМС, управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

— части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

— ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

— добровольных взносов юридических и физических лиц;

— доходов от использования временно свободных финансовых средств;

— нормированного страхового запаса Федерального фонда;

— поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Также финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

— поступлений добровольных взносов юридических и физических лиц;

— доходов от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;

— поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством.

Участниками ОМС являются:

1) страхователи (для неработающего населения — государство в лице местных органов исполнительной власти, для работающего населения — предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйственно-правового статуса);

2) застрахованные — все граждане РФ, а также граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории России;

3) территориальные и федеральные фонды ОМС (специализированные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области ОМС);

4) страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по ОМС;

5) медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, входящей в программы ОМС.

Источниками средств ОМС являются:

1) части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;

2) части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;

3) иные поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее — территориальные фонды) образуются за счет:

1) части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;

2) части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;

3) страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение;

4) иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основными функциями ФФОМС являются:

1) осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) разработка и в установленном порядке внесение предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

3) осуществление в соответствии с установленным порядком аккумулирования финансовых средств Федерального фонда;

4) выделение в установленном порядке средств территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

5) осуществление совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Федеральной налоговой службы контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

6) осуществление совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

7) осуществление в пределах своей компетенции организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

8) внесение в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

9) участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

10) осуществление сбора и анализа информации в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования и представление соответствующих материалов в Правительство РФ;

11) организация в порядке, установленном Правительством РФ, подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

12) изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

13) обеспечивание в порядке, установленном Правительством РФ, организации научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

14) участие в порядке, установленном Правительством РФ, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

15) ежегодно в установленном порядке представление в Правительство РФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении

Территориальный фонд осуществляет:

1) финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС;

2) оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом (в случае осуществления обязательного медицинского страхования территориальным фондом);

3) финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС;

4) формирование нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ;

5) формирование средств, предназначенных на обеспечение им управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда в процентах к размеру всех поступивших средств без учета остатка финансовых средств на начало года.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *