Функции технического заказчика

Приложение
к Порядку
оплаты договоров подряда
на выполнение работ по капитальному
ремонту общего имущества в
многоквартирных домах, в случае
передачи функции технического заказчика
органам местного самоуправления и (или)
муниципальным бюджетным учреждениям

Договор о передаче функций технического заказчика г. Тамбов «__» __________ 20__ г. Некоммерческая организация — «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области», именуемая в дальнейшем «Региональный оператор», в лице ___________________________________________________________________, должность, фамилия, имя отчество действующ___ на основании _________________________________, с одной наименование документа, подтверждающего полномочия стороны, и_________________________________________________________, наименование органа местного самоуправления, муниципального бюджетного учреждения именуем_______ в дальнейшем «Администрация» («Учреждение»), в лице __________________________________________________________________, должность, фамилия, имя отчество действующ___ на основании ________________________________________, наименование документа, подтверждающего полномочия с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем «Стороны», в соответствии с частью 2 статьи 26.2 Закона Тамбовской области от 23.07.2013 N 309-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области» (далее — Закон N 309-З), протоколом заседания Правления Регионального оператора N__ от __ __________ 20__г., заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора 1.1. Предметом настоящего договора является передача Региональным оператором Администрации (Учреждению) функции технического заказчика в порядке и на условиях, установленных настоящим договором. 1.2. Региональный оператор поручает, а Администрация (Учреждение) принимает на себя обязательство выполнять в интересах Регионального оператора переданные по настоящему договору функции технического заказчика, установленные статьёй 26.1 Закона N 309-З, а также функции, предусмотренные пунктом 1 частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации. 1.3. Администрация (Учреждение) в рамках настоящего договора выполняет функции технического заказчика в отношении перечня объектов капитального ремонта (которые включены в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014 — 2043 годов, утвержденную постановлением администрации области от 25.11.2013 N 1359 (далее — региональная программа), согласно приложению N 1 к настоящему договору. 1.4. Администрация исполняет функции технического заказчика самостоятельно либо через свои отраслевые органы и (или) муниципальные казённые учреждения. (Учреждение исполняет функции технического заказчика самостоятельно). 1.5. Администрация (Учреждение) исполняет функцию технического заказчика безвозмездно. 2. Права и обязанности Сторон 2.1. В рамках настоящего договора Региональный оператор обязан: 2.1.1. устанавливать для Администрации (Учреждения) задание по исполнению функции технического заказчика в соответствии с региональной программой и краткосрочным планом её реализации; 2.1.2. оказывать методическую помощь Администрации (Учреждению) по вопросам исполнения функции технического заказчика; 2.1.3. осуществлять оплату договоров подряда и иных договоров, заключаемых Администрацией (Учреждением) в целях исполнения соответствующей функции технического заказчика, в порядке и сроки, установленные порядком оплаты договоров подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в случае передачи функции технического заказчика органам местного самоуправления и (или) муниципальным бюджетным учреждениям, утвержденным постановлением администрации области. 2.2. В рамках настоящего договора Региональный оператор вправе: 2.2.1. запрашивать и получать устную и письменную информацию, а также отчёты по вопросам исполнения Администрацией (Учреждением) функции технического заказчика; 2.2.2. разрабатывать и утверждать формы отчётности об исполнении Администрацией (Учреждением) функции технического заказчика, а также устанавливать сроки её представления; 2.2.3. давать письменные указания по устранению нарушений требований нормативно-правовых актов по вопросам исполнения функции технического заказчика; 2.2.4. требовать от Администрации (Учреждения) надлежащего исполнения функции технического заказчика, а также исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим договором; 2.2.5. осуществлять контроль за исполнением Администрацией (Учреждением) функции технического заказчика. 2.3. В рамках настоящего договора Администрация (Учреждение) обязана (обязано): 2.3.1. надлежащим образом исполнять функцию технического заказчика и условия настоящего договора; 2.3.2. своевременно представлять Региональному оператору надлежащим образом оформленные документы для оплаты договоров подряда и иных договоров, заключаемых Администрацией (Учреждением) в целях исполнения настоящего договора; 2.3.3. исполнять письменные указания Регионального оператора по устранению нарушений требований нормативных правовых актов по вопросам исполнения функции технического заказчика; 2.3.4. представлять Региональному оператору устную и письменную информацию и отчёты по вопросам исполнения функции технического заказчика. 2.4. В рамках настоящего договора Администрация (Учреждение) вправе: 2.4.1. обращаться к региональному оператору за оказанием методической помощи по вопросам исполнения функции технического заказчика; 2.4.2. требовать от Регионального оператора надлежащего исполнения последним его обязанностей, установленных настоящим договором. 3. Порядок исполнения договора 3.1. Региональный оператор ежегодно (ежеквартально) до __ __________ 20___ года доводит до Администрации (Учреждения) задание по исполнению функций технического заказчика с указанием планового срока начала и окончания капитального ремонта, необходимого перечня и объема услуг и (или) работ и предельного объема денежных средств на соответствующий год (квартал) согласно приложению N 2 к настоящему договору. 3.2. Администрация (Учреждение) обеспечивает исполнение функции технического заказчика в соответствии с заданием, предусмотренным пунктом 3.1 настоящего договора. 3.3. Оплата договоров подряда и иных договоров, заключаемых Администрацией (Учреждением) в целях исполнения функции технического заказчика, осуществляется Региональным оператором путём перечисления денежных средств на расчётные счета подрядчиков (исполнителей) по соответствующим договорам. 3.4. Для перечисления денежных средств по договору подряда и иным договорам, заключаемых Администрацией (Учреждением) в целях исполнения функции технического заказчика, включая авансовые платежи, Администрация (Учреждение) направляют Региональному оператору письменное обращение, к которому прилагаются следующие документы: заявка на финансирование по форме согласно приложению N 3 к настоящему договору; заключенный договор подряда (иной договор) на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных статьей 19 Закона N 309-З; подписанные акты выполненных работ КС-2 и КС-3 по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 (далее — акты выполненных работ) — выполнении работ (услуг) по капитальному ремонту; при заключении иных договоров, представляются акты выполненных работ по форме, соответствующей такому договору. Для перечисления авансовых платежей акты выполненных работ не представляются. Письменное обращение должно содержать опись приложенных документов. 3.5. Региональный оператор перечисляет подрядчикам (исполнителям) авансовые платежи в размере, предусмотренном заявкой на финансирование и соответствующим договором, но не более чем в размере, установленном Законом N 309-З. 3.6. Региональный оператор перечисляет подрядчику (исполнителю) денежные средства по соответствующему договору, в том числе авансовые платежи в срок, не превышающий десять рабочих дней со дня получения письменного обращения с документами, предусмотренными пунктом 3.4 настоящего договора. 3.7. Основанием (основаниями) для возвращения письменного обращения Администрации (Учреждения) без исполнения является: непредставление документов, предусмотренных пунктом 3.4 настоящего договора; несоответствие сведений, содержащихся в акте выполненных работ, условиям договора подряда (иного договора); включение в договор подряда (иной договор) расходов, не предусмотренных статьей 174 Жилищного кодекса Российской Федерации. 4. Ответственность Сторон 4.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 4.2. Администрация (Учреждение) несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в предоставляемых в соответствии с пунктом 3.4 настоящего договора документах. При этом Региональный оператор не несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в вышеуказанных документах. 5. Разрешение споров 5.1. Для рассмотрения споров по настоящему договору Стороны устанавливают обязательный претензионный порядок. 5.2. В случае невозможности разрешения спора в досудебном порядке, спор передается на рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области. 6. Заключительные положения 6.1. По взаимному согласию Сторон в настоящий договор могут вноситься изменения и дополнения путём подписания Сторонами дополнительных соглашений. 6.2. Все приложения и дополнительные соглашения к настоящему договору являются его неотъемлемыми частями. 6.3. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания Сторонами. 6.4. Настоящий Договор заключен на неопределенный срок.

1. По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

2. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Комментарий к статье 702 Гражданского Кодекса РФ

Настоящая статья закрепляет нормативное определение договора подряда и основные права и обязанности сторон договора. Пункт 2 говорит о том, что отдельные виды договоров подряда регулируются специальными нормами и общие положения параграфа 1 применяются, если они не противоречат этим нормам.

Другой комментарий к статье 702 ГК РФ

1. Статья 702 раскрывает смысл договора подряда (далее — ДП) и называет отдельные его виды, устанавливая их соотношение с общеподрядными правилами. Из п. 1 ст. 702 можно сделать следующие выводы. Во-первых, ДП, известный в римском праве как наем работы (locatio-conductio operis) и существовавший наряду с наймом вещей (locatio-conductio rei) и услуг (locatio-conductio operarum), — правовая форма опосредования экономических отношений по выполнению работ. Договор подряда является каузальным, так как покоится на конкретном основании, определяющем его природу и (наряду с иными условиями) его действительность. Основание (направленность) ДП производно от объективных экономических законов и связано со сферой выполнения работ, где одна сторона (подрядчик) удовлетворяет свою потребность посредством получения платы за проделанную работу и достигнутый результат, а другая (заказчик) — получения последнего. Отсюда основание ДП состоит в приобретении подрядчиком права на оплату результата работы и в приобретении заказчиком права на данный результат. Участниками ДП могут быть любые субъекты с учетом особенностей, присущих отдельным его видам (п. 1 ст. 730, ст. 740, 758, 764 ГК).

Во-вторых, ДП является двусторонним (взаимным): как юридический факт он порождает единое и равномерно двустороннее обязательство, состоящее согласно п. 1 ст. 307 ГК из двух простых обязательств — подрядчика перед заказчиком и наоборот. Каждая его сторона — и кредитор, и должник, а их обязанности носят встречный, взаимосвязанный и взаимообусловливающий характер. Поэтому ДП является двусторонне обязывающим. Основные обязанности сторон состоят в выполнении подрядчиком работы по заданию заказчика и сдаче результата заказчику и в приемке и оплате заказчиком данного результата, при этом с обязанностью подрядчика выполнить работу и сдать ее результат корреспондирует право заказчика потребовать передачи данного результата, а с обязанностью заказчика оплатить результат работ — право подрядчика потребовать оплаты. Поскольку подрядчик всегда выполняет определенную работу по индивидуальному заказу для конкретного заказчика, он не может выполнять работу вообще (для абстрактного заказчика), накапливать произведенные результаты и отчуждать их впоследствии любому заинтересованному лицу, подобные отношения — отношения не подряда, а купли-продажи.

В-третьих, ДП является возмездным (п. 1 ст. 423 ГК) ввиду наличия в нем двух встречных предоставлений, из которых одно — результат работы (предмет договора), другое — оплата результата. Поскольку речь идет именно об оплате результата работы (п. 1 ст. 702) и о цене работ (ст. 709 ГК), подрядный результат оплачивается деньгами, в противном случае имеет место следующее: а) обмен результата работы на другое имущество, передаваемое подрядчику в собственность (вещи или ценные бумаги), представляет собой смешанный договор, объединяющий элементы ДП и договора купли-продажи; б) обмен результата работы на другое имущество, передаваемое подрядчику во временное владение и пользование (пользование), представляет собой смешанный договор, объединяющий элементы ДП и договора аренды; в) обмен результата работы на услуги представляет собой смешанный договор, объединяющий элементы ДП и договора возмездного оказания услуг; г) при обмене результата работы на другой результат работы к обеим сторонам такого договора надлежит применять правила о ДП, касающиеся подрядчика (поскольку в ДП нет того натурального аналога, каким для договора купли-продажи является договор мены); д) при безвозмездной передаче результата работы имеет место договор дарения.

В-четвертых, ДП является консенсуальным: для его заключения необходимо и достаточно согласовать все существенные условия. Договор подряда признается заключенным в момент получения оферентом акцепта (абз. 1 п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 433 ГК). Согласно абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК объективно существенными для ДП являются: а) условия о предмете, начальном и конечном сроках выполнения работы, сроке и порядке осмотра и приемки результата (ст. 703, п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 720 ГК); б) условия, названные в качестве существенных или необходимых для отдельных видов ДП (ст. 735, п. 2 ст. 743 ГК и др.); субъективно существенными — условия, ставшие существенными по заявлению одной из сторон (например, о роли заказчика в выборе способа выполнения заказа — п. 3 ст. 703 ГК, о том, что подрядчик должен выполнить работу лично — п. 1 ст. 706 ГК, о распределении экономии подрядчика — п. 2 ст. 710 ГК, о предоплате — п. 1 ст. 711 ГК). Консенсуальная модель ДП следует из его определения: подрядчик обязуется выполнить работу и сдать результат, а заказчик обязуется принять и оплатить последний (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 730, п. 1 ст. 740, ст. 758, п. 2 ст. 763 ГК). Стороны ДП (как и любого другого консенсуального договора, в котором права и обязанности возникают из самого факта достигнутого соглашения и всегда предшествуют совершению последующих действий по исполнению договора) наделены правами требования от контрагента-должника исполнения возложенных на него обязанностей (подрядчик вправе потребовать от заказчика принятия результата работы и оплаты стоимости работ, а заказчик от подрядчика — выполнения работы и сдачи ее результата). После сдачи результата работы подрядчиком и его принятия и оплаты заказчиком между участниками ДП более нет обязательства: оно прекращается надлежащим его исполнением.

В-пятых, ДП является длящимся и состоит из трех стадий: а) согласование заказа; б) выполнение работы; в) сдача результата: первая стадия относится к заключению, вторая и третья — к его исполнению. Отсюда моменты заключения и исполнения ДП никогда не совпадают (ср. с п. 2 ст. 159 ГК), а в числе обязанностей подрядчика — своевременное начало и окончание выполнения работы (ст. 708 ГК).

2. Договор подряда следует отличать от трудового договора и иных гражданских договоров. Подрядные отношения являются гражданско-правовыми и покоятся на началах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, свободы договора (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 421 ГК). Договор подряда всегда заключается на выполнение конкретной работы по индивидуальному заказу в течение установленного срока. На стороне подрядчика и заказчика могут выступать любые субъекты гражданского права с учетом субъектных особенностей отдельных видов ДП (п. 1 ст. 730, ст. 740, 758, 764 ГК). Подрядчик должен сдать заказчику результат работы (безрезультатная работа не оплачивается — п. 1 ст. 702, ст. 711 ГК), при этом он не включается в трудовой коллектив и сам организует свой труд (время труда, отдыха и пр.). Как правило, подрядчик выполняет работу своим иждивением и за свой риск, выполнение работы возможно в условиях генерального подряда и множественности лиц на любой стороне обязательства (см. коммент. к ст. 704 — 707 ГК). Все это отличает подрядные отношения от трудовых, регулируемых значительным по объему и специфическим по содержанию трудовым законодательством. Основная функция последнего — однообразное нормирование массового труда, его цели — установление гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, а в числе основных задач — обеспечение баланса интересов участников трудовых отношений и государства, регулирование (наряду с собственно трудовыми) отношений по: а) организации и управлению трудом; б) трудоустройству; в) профподготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; в) социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; г) надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства (в том числе законодательства об охране труда) и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; д) разрешению трудовых споров; е) обязательному соцстрахованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Отсюда трудовой договор — соглашение между работодателем (физическим, юридическим лицом, а в предусмотренных законом случаях — и иным субъектом) и работником (физическим лицом), согласно которому работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции (работу вообще), обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным трудовым договором, своевременно и в полном размере выплачивать работнику зарплату, а работник обязуется лично выполнять согласованную трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. Работник в отношении работодателя имеет целый ряд прав: а) на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; б) на обеспеченность работой согласно трудовому договору, оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей; в) на обязательное соцстрахование в случаях, предусмотренных федеральными законами. Трудовой договор нередко заключается на неопределенный срок, его особенность исключает множественность лиц на стороне работодателя и работника. Трудовое законодательство гарантирует минимум оплаты труда (не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения), выплата которого обеспечивается соответствующими бюджетами, собственными средствами частных работодателей. Зарплата работника может быть в денежной, а иногда и в иной форме, в большинстве случаев в той или иной мере оплачивается и безрезультатный труд (в том числе при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей, браке, простое). Трудовому законодательству и опосредуемым им отношениям хорошо известны институты рабочего времени и времени отдыха, гарантий и компенсаций, трудового распорядка, дисциплины и охраны труда, чуждые законодательству гражданскому (подробнее см. ст. 1, 15, 20 — 22, 56, 58, 130, 131, 133, 155 — 157, разд. IV, V, VII, VIII, X ТК). Эти и другие обстоятельства следует иметь в виду при квалификации отношения, в спорных ситуациях предпочтителен трудовой договор, учитывая особое его предназначение — регулировать отношения экономически неравноправных субъектов и социальную направленность.

Договор подряда следует отличать от договора купли-продажи (гл. 30 ГК): первый опосредует процесс возмездного создания или изменения имущественных благ и последующей их передачи заказчику, второй — возмездного перемещения наличных или будущих товаров. Именно поэтому подрядчик всегда действует по индивидуальному заданию заказчика (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 703 ГК). Заказчик определяет свои требования к результату и вправе проверять ход и качество работы, не вмешиваясь в деятельность подрядчика (п. 1 ст. 715 ГК). Это и отличает ДП от договора купли-продажи, который может заключаться по поводу как индивидуального, так и родового имущества, в последнем случае право выбора конкретного имущества для передачи покупателю принадлежит продавцу. Обычно предметом договора купли-продажи является уже созданная вещь, но даже при ее отсутствии на момент заключения договора ход выполнения работы всякий раз остается за рамками договора, а сам результат (в отличие от подрядного) может не иметь и нередко не имеет должной индивидуализации вплоть до момента его передачи. Поскольку согласно п. 2 ст. 455 ГК договор купли-продажи может быть заключен в том числе и на куплю-продажу товара, который будет создан продавцом в будущем (что сближает продавца с подрядчиком), при выборе между гл. 30 и 37 ГК принципиально выяснение ряда вопросов, в том числе: а) основывались ли отношения между контрагентами на индивидуальном заказе (принципиальном для ДП и вообще знал ли приобретатель вещи, что ее создателем является его контрагент); б) определялись ли начальный и конечный сроки выполнения работы (существенные для ДП); в) из какого материала выполнялась работа (выполнение подрядной работы возможно из материала заказчика).

Договор подряда следует отличать и от договора на выполнение НИОКР (гл. 38 ГК). Хотя в том и в другом случае речь идет о работах, существо последних различно. Договор подряда опосредует обычную (стандартную) деятельность подрядчика по созданию материальных благ и иных материализованных результатов с передачей их заказчику, напротив, договор НИОКР — новаторскую деятельность исполнителя по созданию новых результатов в виде научного исследования, образца нового изделия, конструкторской документации на новый образец или новой технологии (п. 1 ст. 769 ГК). Именно поэтому результатам подрядной деятельности соответствует режим вещного права, результатам НИОКР — исключительного права (интеллектуальной собственности) (п. 4 ст. 769 ГК). И именно поэтому подрядная деятельность носит рисковый характер (подрядчик не получит оплату, если не выполнит заказ), что по общему правилу не характерно для выполнения НИОКР (п. 3 ст. 769, а также ст. 775, 776 ГК). К самостоятельному типу гражданских договоров принадлежит и договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК). Подрядная работа завершается тем или иным материализованным результатом, способным к автономному (от подрядчика и, как правило, от заказчика) существованию и выступлению в качестве объекта вещного права, напротив, услуга товарно-нематериальна, не способна к автономному (от исполнителя и заказчика) существованию и не может быть рассмотрена с точки зрения объекта вещного права. Ценность работы — в достигнутом в процессе ее выполнения результате, поэтому оплате здесь подлежит результат, напротив, ценность услуги — в самой соответствующей деятельности, поэтому оплате здесь подлежит деятельность вне зависимости от ее результативности. В силу материальности результат работы сдается подрядчиком заказчику (в том числе передается по акту приема-передачи), напротив, оказываемая исполнителем услуга потребляется (поглощается, усваивается) заказчиком немедленно в процессе самого ее оказания. Сущностные различия между работами и услугами обусловливают различия в их правовом регулировании. Так, выполнение работы обычно не зависит от личности подрядчика, напротив, оказание услуги обычно зависит от этого (ср. п. 1 ст. 706 со ст. 780 ГК); есть и другие различия (ср. ст. 711 с п. 1 ст. 781, ст. 717 с п. 1 ст. 782 ГК). В то же время в отношении НИОКР и услуг применяются отдельные подрядные правила (п. 2 ст. 770, ст. 778, 783 ГК).

Особое место занимают договоры о переработке давальческого сырья, суть которых в передаче одним лицом другому сырья для последующей переработки и возврата первому готовой продукции. Ранее были известны договоры переработки сырья заказчика, по которым заказчик передавал подрядчику свои материалы за плату, а сам оплачивал стоимость готовых изделий с учетом затрат труда и материалов (так называемые договоры переработки давальческого сырья «за твердый счет» — ст. 355 ГК 1964 г.). На современном этапе большое значение приобрели толлинговые соглашения, из-за разнообразия формальных проявлений и неоднозначности трактовки не имеющие однозначной квалификации. Поскольку отношения по переработке давальческого сырья имеют много общего с ДП, нередко их квалификацию ограничивают гл. 37 ГК. В то же время, принимая во внимание два обстоятельства: а) обезличенность передаваемого для переработки сырья и, следовательно, производство из него родовой продукции, которую переработчик самостоятельно выделяет и передает разным заказчикам, а значит, б) неприменимость многих правил о ДП (речь идет о праве заказчика контролировать процесс выполнения работы, давать подрядчику обязательные для исполнения указания, его обязанности оказывать подрядчику содействие, иных принципах распределения подрядных рисков), такие отношения иногда небезосновательно рассматривают как встречные договоры купли-продажи (поставки), где расчеты производятся в форме зачета встречных денежных требований.

3. Современный ДП (гл. 37 ГК) — договорный тип, представленный двумя частями — Общей, куда вошли общие положения о подряде (§ 1), и Особенной, куда вошли четыре отдельных вида ДП: а) бытовой подряд; б) строительный подряд; в) подряд на выполнение проектных и изыскательских работ; г) подрядные работы для государственных и муниципальных нужд (§ 2 — 5). К отдельным видам ДП общие положения о подряде применяются, если иное не установлено правилами ГК об этих видах договора (п. 2 ст. 702), т.е. при отсутствии соответствующих специальных правил, обеспечивающих особое правовое регулирование выполнения работ в бытовой, строительной, проектно-изыскательской и публичной сферах. Выделение видов ДП (и внутренняя организация гл. 37 ГК) не покоится на строгом критерии, а потому представляет собой не классификацию, а перечень (который при необходимости может быть изменен), тем более что и сегодня виды договора подряда «пересекаются» друг с другом (строительный подряд может быть одновременно бытовым — п. 3 ст. 740 ГК, а подрядные работы для публичных нужд только и могут быть строительными, проектными и изыскательскими — п. 1 ст. 763 ГК). Правила ГК о видах ДП развивают другие нормативные акты — Закон о защите прав потребителей, Градостроительный кодекс, Закон об архитектурной деятельности, ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096), ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 40), Закон о размещении заказов. Отдельные вопросы подряда регулирует гл. 30 ГК (п. 5 ст. 723, п. 6 ст. 724, ст. 739 ГК).

Так, в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Законом об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости дано несколько иное понятие застройщика, применяемое при строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на долевых началах. Застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель (а не просто физическое лицо, как в случае строительства без участия дольщиков), имеющие в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом № 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения на строительство.

Закон № 39-ФЗ использует только понятие «заказчик». Это уполномоченное инвесторами физическое или юридическое лицо, которое осуществляет реализацию инвестиционных проектов.

Чаще всего инвестор привлекает в качестве заказчика-застройщика специализированную организацию, в штате которой имеются сотрудники, обладающие необходимыми специальностями, навыками и знаниями (сотрудники службы технического надзора, сметного планирования и т. д.).

Заказчики-застройщики наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором на капитальное строительство и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.

Заказчик-застройщик несет материальную и иную, предусмотренную действующим законодательством и/или договором ответственность за целевое использование средств инвестора, за качественное выполнение строительно-монтажных и прочих работ, выполняемых при строительстве объекта, сроки ввода объекта в эксплуатацию.

Заказчик-застройщик, как правило, получает свои права на заключение договора с инвестором на конкурсной основе.

Базовыми функциями застройщика являются (СП 48.13330.2011):

— получение разрешения на строительство;

— получение права ограниченного пользования соседними земельными участками (сервитутов) на время строительства;

— привлечение подрядчика для осуществления работ по возведению здания или сооружения в качестве лица, осуществляющего строительство, в случае осуществления работ по договору;

— обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке;

— обеспечение выноса в натуру линий регулирования застройки и создание геодезической разбивочной основы;

— привлечение для авторского надзора лица, осуществившего подготовку проектной документации, за строительством объекта;

— извещение о начале любых работ на строительной площадке органа государственного строительного надзора;

— обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика);

— приемка законченного строительством объекта строительства в случае осуществления работ по договору;

— организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации;

— принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию;

— предъявление законченного строительством объекта строительства органам государственного строительного надзора и экологического надзора;

— предъявление законченного строительством объекта строительства уполномоченному органу для ввода в эксплуатацию;

— комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.

Порядок организации службы, его основные функции, права и ответственность, установлены МДС 11-15.2001. Предметом деятельности заказчика являются все виды капитального строительства. Взаимодействие заказчика с другими участниками строительства осуществляется на договорной основе.

Функции застройщика по МДС 11-15.2001:

I. В период подготовки строительного производства

1. Выбор строительной площадки и оформление документов на землю.

2. Получение согласований и технических условий (ТУ) на подключение объекта к действующим сетям и коммуникациям.

3. Обеспечение объекта проектной документацией.

4. Выбор, как правило, на конкурсной основе (тендер), других участников строительства.

5. Подготовка документов на снос строений, вырубку деревьев, переселение лиц и организаций с будущей территории строительства.

6. Создание геодезической разбивочной основы для строительства и передача её, по акту, генеральному подрядчику.

II. В период основного строительства

7. Утверждает графики производства работ и контролирует их выполнение.

8. Осуществляет поставку на объект материалов, изделий, оборудования по номенклатуре, закрепленной за заказчиком в договоре подряда.

9. Принимается решение об организации и осуществлении авторского надзора, разрабатывает смету, заключает договор с проектировщиком.

10. Устанавливает порядок ведения исполнительной и производственной документации.

11. Осуществляется контроль и технический надзор за строительством объекта.

12. Производит освидетельствование «скрытых работ» и промежуточную приемку этапов работ и ответственных конструкций.

13. Организует при необходимости консервацию или разконсервацию объекта, разрабатывает смету, заключает договор с подрядчиком, принимает выполненные работы и организует охрану законсервированного объекта.

14. Организует приемку в эксплуатацию законченных строительством объектов.

15. Осуществляет необходимую подготовку к выпуску продукции и оказанию услуг (при строительстве производственных и общественных зданий).

16. Принимает претензии по качеству от потребителей и предъявляет их исполнителям. Заказчик может приостановить строительство.

17. Обеспечивает открытие счета в банке и постоянное финансирование строящегося объекта.

18. Ведет бухгалтерский, статистический и оперативный учет, данные которых предоставляет инвесторам.

И. Еланина
Разделы: Недвижимость

Одними из субъектов инвестиционной деятельности, участниками капитального строительства являются заказчики или застройщики, или заказчики-застройщики – по сути, это одно и то же.
В статье приведен ряд определений понятиям «заказчик», «застройщик» и «заказчик-застройщик». Разберемся поподробнее, кто есть кто.

Заказчик

  1. Согласно статье 702 Гражданского кодекса заказчиком является сторона договора подряда, которая обязывает другую сторону – подрядчика – выполнить по соответствующему заданию определенную работу и сдать ее результат; заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
  2. Заказчик — юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу — изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг (подрядчику). В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)).
  3. Согласно п. 3 статьи 4 Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» заказчиками являются уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними.

Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.
Застройщик

  1. Застройщик согласно п. 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» 214-ФЗ – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
  2. Застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Такое определение дается в пп. 16 статьи 1 Градостроительного кодекса.

Заказчик-застройщик

  1. В соответствии с Положением о заказчике-застройщике, едином заказчике, дирекции строящегося предприятия и техническом надзоре, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 №16 заказчик-застройщик – это юридическое лицо, которое распоряжается денежными средствами, выделяемыми на финансирование капитальных вложений, а также всеми материальными ценностями, учитываемыми на балансе капитального строительства, несет ответственность за ввод в действие в установленные сроки производственных мощностей и объектов, сооружаемых в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, за своевременную подготовку их к эксплуатации, обеспечение высокого уровня архитектуры и градостроительства, проектных решений и качества строительства, определение и соблюдение утвержденной сметной стоимости строительства, договорных цен (не допуская необоснованного их превышения), своевременную поставку оборудования, а также оплату выполненных строительно-монтажных работ и поставляемого оборудования.
  2. Заказчиками-застройщиками по стройкам и объектам, включенным в перечень (далее — заказчики-застройщики), могут являться:
    а) государственные или муниципальные учреждения, в том числе дирекции строящихся объектов, образованные в форме учреждения (далее — дирекция);
    б) государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дирекции строящихся объектов, образованные в форме государственного или муниципального унитарного предприятия на праве оперативного управления (далее — дирекция);
    в) негосударственные коммерческие организации, которым государственные капитальные вложения на финансирование принадлежащих им строек и объектов, включенных в перечень, предоставлены при условии передачи в собственность Российской Федерации части акций (паев) этих организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    г) органы государственной власти Российской Федерации и их территориальные органы в отношении включенных в перечень строек и объектов, находящихся у них в оперативном управлении
    (п. 7 Постановления Правительства РФ от 11.10.2001 №714 «Об утверждении положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета».

Несмотря на такие различия в представленных нами определениях, следует сказать, что чаще всего слова «заказчик», «застройщик» или «заказчик-застройщик» употребляются как одинаковые по смыслу.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *