Государственное управление охраны труда

Государственное управление охраной труда Органы государственного управления охраной труда в рф

  • •Безопасность жизнедеятельности
  • •Введение
  • •Раздел 1 Теоретические основы бжд Предмет и задачи дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
  • •Основные понятия бжд
  • •Аксиома о потенциальной опасности деятельности
  • •Структура курса бжд
  • •Основы теории риска Понятие риска
  • •Концепция приемлемого риска
  • •Затраты на безопасность технических систем
  • •Пути управления риском
  • •Методические подходы к изучению риска
  • •Контрольные вопросы и задачи
  • •Раздел 2 экологические аспекты бжд Законодательная и нормативно-техническая основа управления факторами среды
  • •Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды
  • •Контрольные вопросы
  • •Особенности взаимодействия общества и природы на современном этапе
  • •Природные ресурсы земли
  • •Контрольные вопросы
  • •Атмосфера Роль атмосферы в жизни планеты
  • •Состав атмосферы
  • •Загрязнители атмосферы
  • •Классификация загрязнителей
  • •Влияние атмосферных загрязнителей на биосферу Влияние со2
  • •Влияние пыли
  • •Контрольные вопросы
  • •Влияние химических веществ на живые организмы
  • •Гигиеническое нормирование вредных веществ Предельно допустимые концентрации (пдк) в атмосферном воздухе
  • •Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны
  • •Комбинированное воздействие вредных веществ на организм человека
  • •Классификация вредных веществ по степени опасности
  • •Санитарно-гигиенические нормативы как критерии экологичности источника воздействия на среду обитания
  • •Санитарно — защитные зоны (сзз)
  • •Контрольные вопросы
  • •Вода общая характеристика водных источников планеты
  • •Загрязнители водных источников
  • •Показатели качества воды
  • •Контрольные вопросы
  • •Почва Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы
  • •Основные загрязнители почвы
  • •Обращение с отходами производства и потребления Понятие и классификация отходов
  • •Обращение с отходами
  • •Методы переработки отходов
  • •Контрольные вопросы
  • •Экологический мониторинг
  • •Виды экологического мониторинга
  • •Процедура овос
  • •Основные разделы овос
  • •Экологическая экспертиза
  • •Контрольные вопросы
  • •Раздел 3 Безопасность в условиях производства (охрана труда) Основные положения действующего законодательства рф по охране труда
  • •Контрольные вопросы
  • •Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования по от
  • •Краткая характеристика нормативных актов по охране труда в рф
  • •Государственное управление охраной труда Органы государственного управления охраной труда в рф
  • •Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
  • •Служба охраны труда в организации
  • •Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда
  • •Обучение, инструктирование и проверка знаний работников по охране труда на предприятии, в учреждении Виды производственного обучения по охране труда
  • •Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов
  • •Обучение безопасности труда при повышении квалификации
  • •Инструктаж по безопасности труда
  • •Ответственность за нарушение норм охраны труда
  • •Виды ответственности Дисциплинарная ответственность
  • •Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий
  • •Административная ответственность
  • •Уголовная ответственность
  • •Материальная ответственность
  • •Социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
  • •Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника
  • •Контрольные вопросы
  • •Опасные и вредные факторы производственной среды
  • •Контрольные вопросы
  • •Вредные производственные факторы. Нормирование. Защита состояние воздушной среды производственных помещений Микроклимат
  • •Нормирование производственного микроклимата
  • •Причины и характер загрязнений воздушной среды
  • •Понятие и классификация пыли
  • •Влияние степени ионизации воздуха на организм человека
  • •Контрольные вопросы
  • •Методы и средства защиты воздушной среды. Вентиляция
  • •Классификация систем вентиляции
  • •Расчет необходимого воздухообмена
  • •Контрольные вопросы и задачи
  • •Виброакустические факторы Производственный шум
  • •Влияние шума на организм человека
  • •Физические характеристики шума
  • •Нормирование шума
  • •Ультразвук и инфразвук
  • •Вибрация
  • •Основные характеристики вибрации
  • •Нормирование вибрации
  • •Методы борьбы с шумом и вибрацией
  • •Звукоизоляция
  • •Звукопоглощение
  • •Контрольные вопросы и задачи
  • •Электромагнитные поля
  • •Источники эмп и классификация электромагнитных излучений
  • •Действие электромагнитных полей от техногенных источников на организм человека
  • •Нормирование эмп промышленной частоты и статических полей
  • •Нормирование электромагнитных полей радиочастот
  • •Методы и средства защиты от воздействия эмп
  • •Факторы риска при работе с компьютерами, нормы и рекомендации для защиты от эмп при эксплуатации компьютеров
  • •Лазерное излучение
  • •Контрольные вопросы и задачи
  • •Ионизирующие излучения
  • •Виды ионизирующих излучений
  • •Понятие активности
  • •Виды доз излучения
  • •Действие ионизирующего излучения на организм человека
  • •Нормирование ионизирующих излучений
  • •Принципы обеспечения радиационной безопасности
  • •Защита от ионизирующих излучений
  • •Контрольные вопросы
  • •Естественное и искусственное освещение
  • •Основные светотехнические характеристики и определения
  • •Обобщенный закон освещенности
  • •Виды освещения
  • •Нормирование освещенности
  • •Естественное освещение
  • •Искусственное освещение
  • •Гигиенические требования, отражающие качество производственного освещения
  • •Контрольные вопросы и задачи
  • •Обеспечение безопасности производства
  • •Требования безопасности к производственным процессам и оборудованию
  • •Требования безопасности к производственным процессам
  • •Требования безопасности к производственному оборудованию
  • •Методы и средства обеспечения безопасности
  • •Основные методы обеспечения безопасности
  • •Опасные зоны оборудования и средства защиты
  • •Контрольные вопросы
  • •Электробезопасность Воздействие электрического тока на организм человека
  • •Виды поражений
  • •Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током
  • •Пороговые значения токов
  • •Сопротивление тела человека
  • •Ситуационный анализ поражения током
  • •Типы электрических сетей
  • •Двухфазное прикосновение
  • •Однофазное прикосновение а. Однофазное прикосновение в сетях с заземленной нейтралью
  • •Напряжение прикосновения и шаговое напряжение
  • •Классификация помещений по опасности поражения электрическим током
  • •Методы и средства обеспечения электробезопасности Средства электробезопасности
  • •Общетехнические средства защиты
  • •Специальные средства защиты
  • •Средства индивидуальной защиты, используемые в электроустановках
  • •Классификация средств индивидуальной защиты, используемых в электроустановках
  • •Первая помощь при поражениях электрическим током
  • •Контрольные вопросы и задачи
  • •Аттестация рабочих мест по условиям труда
  • •Классификация условий труда по факторам рабочей среды
  • •Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса
  • •Контрольные вопросы
  • •Производственный травматизм и профессиональные заболевания Основные понятия и определения
  • •Причины травматизма
  • •Критерии оценки травматизма
  • •Расследование несчастных случаев на производстве и случаев профзаболеваний
  • •Обязанности работодателя
  • •Порядок расследования
  • •Особенности расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая, несчастного случая на производстве со смертельным исходом
  • •Содержание акта формы н-1
  • •Порядок расследования профессиональных заболеваний
  • •Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания
  • •Порядок оформления акта о случае профессионального заболевания
  • •Учет несчастных случаев на производстве и случаев профзаболеваний
  • •Контрольные вопросы и задачи
  • •Раздел 4 чрезвычайные ситуации Общие сведения о чрезвычайных ситуациях
  • •Законодательная и нормативно-техническая основа управления в чрезвычайных ситуациях Основные законодательные и подзаконные акты
  • •Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (бчс)
  • •Основные понятия и классификация чрезвычайных ситуаций Основные понятия и определения
  • •Классификация чрезвычайных ситуаций
  • •Фазы развития крупных аварий
  • •Очаги поражения, создаваемые при чс
  • •1. Полное разрушение:
  • •2. Сильное разрушение:
  • •3. Среднее разрушение:
  • •4. Слабое разрушение:
  • •Контрольные вопросы
  • •Стихийные бедствия, характерные для территории России
  • •Землетрясения
  • •Параметры землетрясения
  • •Прогнозирование землетрясений
  • •Наводнения
  • •Контрольные вопросы
  • •Устойчивость функционирования объектов экономики Понятие об устойчивости функционирования объектов экономики
  • •Мероприятия по повышению устойчивости функционирования промышленных предприятий
  • •Контрольные вопросы
  • •Оценка физической устойчивости объекта к воздействию пожаров Понятие пожара. Условия возникновения горения
  • •Формы горения
  • •Показатели взрыво- и пожарной опасности веществ
  • •Контрольные вопросы и задачи
  • •Взрывоопасность как травмирующий фактор производственной среды
  • •Характеристика зон при взрыве
  • •Действие ударной волны на человека, здания и сооружения
  • •Основные причины взрывов на производстве
  • •Опасные факторы пожара
  • •Контрольные вопросы
  • •Обеспечение пожарной безопасности
  • •Мероприятия по предупреждению пожара
  • •Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности
  • •Классификация производственных помещений и наружных электроустановок по взрыво- и пожароопасным зонам
  • •Понятие предела огнестойкости. Степени огнестойкости строительных конструкций
  • •Контрольные вопросы и задачи
  • •Мероприятия по ограничению последствий пожаров
  • •Система пожарной защиты
  • •Способы пожаротушения
  • •Огнетушащие вещества
  • •Пожарная техника
  • •Обеспечение пожарной защиты объектов
  • •Средства обнаружения пожара
  • •Контрольные вопросы
  • •Молниезащита зданий и сооружений Общие положения
  • •Классификация зданий и сооружений по устройству молниезащиты
  • •Комплекс средств молниезащиты
  • •Внешняя молниезащитная система
  • •Защита от вторичных воздействий молнии
  • •Контрольные вопросы
  • •Промышленная безопасность опасных производственных объектов Общие положения
  • •Обеспечение требований промышленной безопасности
  • •Экспертиза промышленной безопасности
  • •Разработка Декларации промышленной безопасности
  • •Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте
  • •Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта
  • •Контрольные вопросы
  • •Начальник гражданской обороны – председатель правительства
  • •Основные задачи рсчс
  • •Силы и средства рсчс
  • •Права, обязанности и ответственность граждан по Гражданской обороне
  • •Оповещение о чрезвычайных ситуациях
  • •Сигнал «внимание всем!»
  • •Речевая информация
  • •Контрольные вопросы
  • •Библиографический список
  • •Оглавление
  • •Раздел 1 Теоретические основы бжд 3
  • •Раздел 2 экологические аспекты бжд 11
  • •Раздел 3 Безопасность в условиях производства (охрана труда) 40
  • •Раздел 4 чрезвычайные ситуации 136

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности требует определенной организации и нуждается в управлении как на уровне государства, так и отдельной организации.

В соответствии со ст. 210 ТК государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ в пределах их полномочий и органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами субъектов РФ.

На уровне Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти РФ, который осуществляет регулирование отношений в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др. (ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»*(67)).

В целях государственного управления охраной труда ч. 5 комментируемой статьи Правительству РФ предоставлены дополнительные полномочия по обеспечению разработки нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда, обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, координации научно-исследовательских работ в области охраны труда и обеспечению распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда и др.

Минздравсоцразвития России, будучи федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты (п. 5.2.3, 5.2.7, 5.2.25, 5.2.65-5.2.82 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321*(68)):

— порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности;

— перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;

— порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек;

— порядок проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);

— порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска;

— предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

— порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей;

— порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников;

— перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

— рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;

— положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

— правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

— правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда;

— типовые нормы труда;

— типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

— типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств;

— нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

— перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;

— правила финансирования и перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;

— размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также условия их предоставления;

— критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

— методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

— типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда и др.

Другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют управление охраной труда в соответствии с их компетенцией, закрепленной в положениях об этих органах или в иных нормативных правовых актах. Так, например, принятым в соответствии с ч. 2 ст. 100 ТК постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»*(69) установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Особая роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит федеральным органам исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Полномочия указанной службы определены Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324*(70).

Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции надзора и контроля, выявляют случаи нарушения требований охраны труда и причины их возникновения, пресекают факты подобных нарушений, а также применяют меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами государственных требований охраны труда.

При осуществлении федеральными органами исполнительной власти отдельных функций нормативного правового регулирования, специальных разрешительных, надзорных и контрольных функции в области охраны труда они обязаны согласовывать принимаемые ими решения и координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 3 ст. 216).

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий. Осуществляя государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией издают обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами правила поведения в области охраны труда либо осуществляют контроль и надзор за исполнением ими государственных требований охраны труда, а также координируют деятельность различных органов в области охраны труда.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного управления охраной труда установлены ТК (ч. 6 ст. 216), законами и иными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней. Разграничение предметной компетенции между органами исполнительной власти субъектов РФ и наделение их иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, регулируются нормативными правовыми актами регионального уровня.

Так, например, Законом г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 «Об охране труда в городе Москве»*(71) определены полномочия в области охраны труда Правительства Москвы (ст. 8), органа исполнительной власти г. Москвы, уполномоченного в области охраны труда (ст. 9), а также иных отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти г. Москвы (ст. 10, 11, 12). Постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. N 1212-ПП*(72) утверждены Положение о системе государственного управления охраной труда в городе Москве и Положение о Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы.

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Исходя из этого общего правила, ч. 4 комментируемой статьи содержит положение о том, что отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Вопросы передачи отдельных полномочий органам местного самоуправления на практике обычно решаются законодательством субъектов РФ. Например, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Алтай от 12 января 2006 г. N 1-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда»*(73) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими:

— в координации работы служб охраны труда на предприятиях и в организациях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, независимо от их организационно-правовых форм, оказании им методической помощи;

— организации обучения и проверке знаний требований охраны труда руководителей предприятий, организаций, а также лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;

— анализе состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, организации мер по их профилактике.

Контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления полномочий по управлению охраной труда осуществляется органами государственной власти, передавшими им эти полномочия.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *