Государственный эпидемиологический надзор

Содержание

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.02.2004 N 51, от 17.11.2004 N 648, от 15.09.2005 N 569)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Абзац — Утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569)

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Медицинскому центру Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625 «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 860);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 680 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3197).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2000 г. N 554

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Утратило силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569)

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2000 г. N 554

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569)

1. Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

2. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:

гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;

оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;

максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются — санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к:

планировке и застройке городских и сельских поселений;

продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;

потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции;

пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства;

продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;

организации питания населения;

водным объектам;

питьевой воде и питьевому водоснабжению населения;

атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях;

почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок;

сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;

жилым помещениям;

эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

условиям труда;

условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;

условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека;

условиям воспитания и обучения;

организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

санитарной охране территории Российской Федерации;

порядку осуществления ограничительных мероприятий (карантина);

порядку осуществления производственного контроля;

мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями;

организации и проведению гигиенического воспитания и обучения.

4. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории.

5. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя: (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569)

разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;

контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;

разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил;

контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;

регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

6. Разработка единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, разработка (пересмотр), экспертиза, введение в действие санитарных правил, их систематизация, формирование и ведение единой федеральный базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляются в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569)

7. Проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемой главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569)

8. Санитарные правила, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подлежат государственной регистрации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569)

9. Государственная регистрация и официальное опубликование санитарных правил осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет.

Пересмотр санитарных правил, внесение в них изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном для разработки санитарных правил.

11. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

13. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569)

Безопасность всегда стоит на первом месте для человека. Это касается прежде всего санитарно-эпидемиологической обстановки. Особенно в период эпидемий, обострения инфекционных заболеваний. Для того чтобы чрезвычайная обстановка не угрожала безопасности населения, созданы специальные контролирующие органы. Именно эти инстанции отвечают за предупреждение распространения эпидемий. Массовые отравления также в зоне особого внимания. Далее рассмотрим особенности и требования Санитарно-эпидемиологического надзора.

Определение контролирующих служб

Государственная служба по контролю утверждена постановлением Правительства РФ.

Санитарно-эпидемиологический надзор — это деятельность, направленная на предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью охраны здоровья и среды обитания человека.

Контроль проводится органами государственной эпидемиологической службы РФ. Существует специальный закон, который регламентирует действия этого органа.

В каждой области есть центр санитарно-эпидемиологического надзора. Он может быть ведомственным или государственным. Рассмотрим, кто руководит этой структурой.

Руководящий состав государственного контролирующего органа

За организацию санитарно-эпидемиологического надзора отвечают:

  • Главный государственный доктор России.
  • Руководители лечебных учреждений субъектов РФ в районах и городах.
  • Директора служб, защищающих права потребителей.
  • Главврач федеральной медико-биологической службы.
  • Главный врач Минобороны РФ.
  • Главврач МВД РФ.
  • Главврач ФСИН.
  • Главный медик ГУСПП РФ.
  • Руководитель управления делами президента РФ.
  • Главврач врач ФСБ РФ.
  • Главный врач ФС охраны РФ.
  • Врач ФСВНГ Российской Федерации.

Работу всех руководителей контролирует главный врач РФ. Они же могут выступать в роли заместителей. Рассмотрим, кто является руководителем центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Эта должность назначается вышестоящим органом по согласованию с учреждением Госсанэпидслужбы России.

Обязанности главврача Госсанэпидслужбы

Его должностные обязанности заключаются в следующем:

  • Организует работу по изучению санитарно-эпидемиологической обстановки.
  • Изучает действие и влияние негативных факторов на состояние здоровья населения.
  • Осуществляет контроль и принимает меры для улучшения состояния санитарной обстановки.
  • Налаживает совместную работу с общественными организациями и государственными органами в связи с гарантиями санитарно-эпидемиологического обеспечения граждан.
  • Предлагает новые пути по реализации улучшению и обеспечению санитарной обстановки.
  • Улучшает организацию и управление, а также планирование форм и методов работы контролирующих органов.
  • Контролирует подбор персонала с учетом их специальности, а также создает условия для повышения квалификации.
  • Следит за исполнением сотрудникам своих обязанностей и за соблюдением внутреннего режима работы.

В городах и крупных населенных пунктах существуют центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Их главные врачи являются руководителями.

Службы госнадзора

Следует указать, какие службы относятся к органам санитарно-эпидемиологического надзора.

  • Санэпидемстанции. Они могут быть территориальными, республиканскими, областными, городскими, районными, линейными.

  • Центры санитарно-эпидемиологического надзора.
  • Дезинфекционные станции и лаборатории.
  • НИИ и лаборатории по эпидемиологии.
  • Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток.
  • Дома санитарного просвещения.

Все эти службы носят характер и выполняют функции контроля и надзора. Далее рассмотрим, какие стоят перед ними задачи.

Задачи государственного надзора

Рассмотрим направление работы государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

  • Мониторинг состояния здоровья населения и оценивание ситуации на будущее время с учетом состояния окружающей среды.
  • Установление причин и обстоятельств массовых заболеваний.
  • Создание обязательств к исполнению, которые будут гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность для жителей.
  • Осуществление контроля за населением по поводу соблюдения всех норм и правил законодательства.
  • Проведение и контроль мероприятий, направленных на борьбу и профилактику эпидемий.

  • Принятие мер по прекращению санитарных нарушений.
  • Имеют право привлечь к ответственности за несоблюдение санитарных норм.

Ведомственный надзор

Это один из видов государственного органа. Направление деятельности следующее: осуществлять контроль за соблюдением санитарных норм на объектах отдельных министерств и ведомств.

К таким объектам относятся:

  • Войска.
  • Объекты Министерства обороны РФ.
  • МВД РФ.
  • ФСБ.
  • Министерство путей сообщения.

В задачи таких ведомств входит:

  • Организация профилактических мероприятий, которые преследуют цель предупредить массовые отравления, инфекционные и неинфекционные заболевания в коллективах, их семьях, а также среди уволенных в запас, на пенсию, среди курсантов, служащих в системе Министерства внутренних дел России.
  • Предотвращение негативного воздействия опасных факторов окружающей среды.
  • Обучение и контроль за соблюдением гигиенических санитарных норм.
  • Проведение профилактических мероприятий, предупреждающих массовые отравления и распространения различного генеза заболеваний среди лиц, которые содержатся в специальных условиях.

Федеральный госсанэпиднадзор

Рассмотрим, какие службы относятся к этому виду надзора.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют такие органы:

  • ФС по надзору соблюдения прав потребителей, а также территориальные органы.
  • ФМБА и ее местные подразделения.
  • Структурные подразделения специального назначения.

Госорганы контроля и подчиняющиеся им ведомственные и федеральные учреждения проводят работу по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на государственном уровне и образовывают глобальную федеральную централизованную систему Госнадзора.

Направления работы Госнадзора

Выделим основные направления работы Центра санэпидемконтроля. Его специалисты:

  1. Создают систему норм санитарно-эпидемиологического надзора.
  2. Регулируют создание нормативной базы.
  3. Разрабатывают нормативы для федеральных санитарных и гигиенических служб. Утверждает и издает их.
  4. Занимаются созданием форм отчетности.
  5. Осуществляют проведение противоэпидемиологических мероприятий.
  6. Проводят санитарное обучение.
  7. Выявляют причины распространения и появления инфекционных, профессиональных, массовых заболеваний и отравлений.
  8. Учитывают и анализируют выявленные нарушения.

Категории риска

Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор в сфере защиты прав потребителей при выполнении проверки деятельности физических и юридических лиц, а также производственных объектов относит последние к определенной группе риска. Воплощается в жизнь это согласно существующему законодательству.

Решение о том, к какой группе риска отнести объект, принимают:

  • Главный врач РФ. Если объект чрезвычайно высокого риска.
  • Главврач субъектов РФ или руководителями местных органов. Если объект относят к группе высокого или значительного риска.
  • Руководитель по месту расположения объекта госнадзора. Объект среднего или умеренного риска.

Плановые проверки в этом случае зависят от того, к какой категории риска относится объект:

  • Чрезвычайно высокого риска. Проверка 1 раз в году.
  • Высокого риска. 1 раз в 2 года.
  • Группа значительного риска. 1 раз в 3 года.
  • При установлении среднего уровня риска проверка рекомендуется один раз в 4 года.
  • При умеренном риске через каждые 6 лет.

На предприятиях, входящих в группу объектов с низким риском, не совершаются плановые проверки.

Какие решения могут принимать

Очень важно знать, какими полномочиями наделены органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Они:

  • Имеют право отстранить от выполнения своих обязанностей временно работника, который является носителем или источником возбудителя инфекционного заболевания.
  • Имеют право обследовать лабораторным путем граждан, которые имели контакт с инфицированным больным, и устанавливать за ними медицинское наблюдение.
  • В случае если гражданин является инфекционным больным и представляет угрозу для населения, могут провести обязательную госпитализацию.

Также они проводят:

  • Комплекс мер по уничтожению инфекционных возбудителей заболеваний человека и животных на территориях, где существует риск распространения и возникновения инфекционных патологий.
  • Профилактические меры по дезинсекции и дератизации в местах инфекционных болезней.
  • Профилактическое прививание граждан.
  • Осуществление предварительного контроля.

  • Систематическое обследование граждан, торговли и пищевых предприятий с целью предупредить появление и распространение различных, в том числе инфекционных заболеваний.
  • Работы по устранению санитарных нарушений.
  • Санитарная служба может привлечь к ответственности нарушителя санитарных норм (как физическое лицо, так и юридическое).
  • При выполнении проверки госслужащие имеют право на проведение: обследований, санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, испытаний, могут давать оценку соблюдений норм и требований.

Для проведения проверки Госсанэпиднадзор имеет право привлекать экспертные организации и экспертов. Проведение проверок устанавливается административными регламентами, которые соответствуют постановлению Правительства РФ.

Заключения, сделанные в результате проверки, а также поведение лиц, которые проводили проверку, могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность Государственного надзора

Перечислим, в чем еще заключается деятельность Госнадзора:

  • Организовывать проверки и осуществлять их по поводу выполнения норм санитарного законодательства и противоэпидемиологических требований.
  • Контролировать деятельность, проводить проверки юридических и физических по поводу соблюдения технических и санитарных норм в сфере прав защиты потребителей и благополучия человека.
  • Осуществлять санитарный контроль в пунктах пропуска через границу РФ.

  • Пресекать выявленные нарушения и устранять их, а также выдавать предписания об устранении нарушений. Осуществлять наказание ответственных лиц.
  • Имеют право проводить контрольную закупку в соответствии с законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля».
  • Издают распоряжения о проведении противоэпидемиологических мероприятий.
  • Ведут наблюдение за исполнением норм, за анализом и прогнозом, за выполнением требований санитарного законодательства.
  • Способствуют формированию общедоступных информационных источников в сфере эпидемиологической безопасности для населения страны или отдельного региона.
  • Ежегодно проводят оценку и анализ эффективности Госнадзора.

Требования надзора

Правила, которые установлены и утверждены правовыми актами, можно назвать требованиями Санитарно-гигиенического и эпидемиологического надзора. Сюда относятся:

  • Санитарные нормы и правила.
  • Гигиенические нормативы.
  • Противоэпидемиологические требования.
  • Оптимальные и допустимые нормы состояния окружающей среды, влияющей на организм человека.
  • Показатели экологической безопасности для человека среды его проживания.
  • Необходимые качественные и количественные показатели нормы для безопасности граждан.
  • Гигиенические требования.
  • Профилактические мероприятия по укреплению здоровья населения.
  • Правила питания и ведения быта с целью сбережения и укрепления здоровья.

Как осуществляется контроль

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется путем выполнения следующих действий:

1. Проводятся проверки физических, юридических, а также гражданских лиц по:

  • Производству и обороту пищевых продуктов.
  • Оказанию услуг в торговли.
  • Сферы общественного питания.

2. Служба санитарно-эпидемиологического надзора выполняет следующие действия:

  • Осмотр территорий, транспорта, помещений, зданий.
  • Лабораторные исследования продукции.
  • Экспертиза продукции: санитарно-эпидемиологическая, токсикологическая, ветеринарно-санитарная.
  • Анализ документации об оценки безопасности продукции и ее качества. А также об условиях ее изготовления и оборота.
  • Экспертиза нормативной и технической документации по изготовлению новых товаров.

3. Проводятся расследования по поводу нарушения законодательства РФ, по фактам нарушения качества и безопасности пищевых продуктов.

4. Пресекаются любые нарушения санитарно-эпидемиологических законов.

5. Проводится анализ причин и условий появления заболеваний.

6. Проводятся мероприятия по ликвидации и профилактике заболеваний.

Руководящие лица и специалисты санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют проверки и ведут следующие расследования:

  • Проводятся плановые проверки по качеству и безопасности продуктов питания.
  • Внеплановые проверки в аварийных ситуациях при изменении или нарушении технологического процесса, хранения, транспортировки или изготовления, при заболеваниях или отравлениях людей, а также при иных нарушениях законодательства.
  • Работники надзорных органов имеют право обследовать и проводить контроль только во время выполнения служебных обязанностей. При этом обязаны предъявить служебное удостоверение.
  • Итоги проверки оформляются документально. Оригинал передается проверяемому.
  • При обнаружении нарушений принимаются административные меры по их пресечению.
  • При взятии образцов продукции для оценки качества или безопасности оформляется соответствующая документация.
  • Анализ продукции производится в лабораториях органов государственного надзора и контроля.
  • О результатах анализа своевременно оповещают граждан.

Все действия проверяющих лиц могут быть обжалованы в суде согласно законодательству Российской Федерации.

Защита потребителей

Права и безопасность потребителей защищены на законодательном уровне. Осуществляет это Роспотребнадзор. Находится он в ведении правительства.

Федеральный орган организовывает и реализует государственную политику и регулирует соблюдение норм и правил в сфере прав потребителей. Также Санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет очень важную деятельность, которая заключается в следующем:

  • Надсмотр и контроль выполнения требований законодательства по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
  • Защита прав в сфере потребительского рынка.
  • Отвечает за соответствие информации о реализуемой продукции.
  • Защита детей от информации, которая может оказать негативное влияние на их развитие и здоровье.
  • Указание информации о классификации продукции и соблюдение технических требований, а также ее соответствие.
  • Выдача лицензий на право заниматься определенными видами деятельности.

Санитарные требования к товарам

Перечислим некоторые общие санитарно-эпидемиологические требования безопасности товаров:

  • Не должны причинять вред здоровью граждан, а также имуществу.
  • На товаре должна содержаться информация, которая позволит идентифицировать товар, его изготовителя. Соответствовать маркировке и требованиям, указанным в нормативных правовых документах.

Стоит отметить, что санитарно-эпидемиологические требования существуют к различным видам товаров. К пищевой продукции и к промышленным товарам, а также к строительной продукции и многим другим объектам. Об этом — далее.

Список продукции, подлежащей Госсанэпидемнадзору

Перечислим товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору:

  • Продукты питания. Переработанные и натуральные.
  • Товары для детей. Школьные принадлежности, игрушки, игры, одежда, обувь, постельное белье, канцелярия, а также материалы, используемые для изготовления детской продукции.
  • Товары для хозяйственного и питьевого водоснабжения. Оборудование, материалы для плавательных бассейнов.
  • Продукты нефтепереработки и химическая продукция, лакокрасочные изделия, товары бытовой химии.
  • Товары и материалы для строительства, для изготовления мебели. Материалы из искусственной и синтетической кожи для изготовления мебели и одежды. Трикотажные и текстильные материалы.
  • Продукция медицинского и бытового назначения, а также приборостроения и машиностроения.
  • Учебные издания, общеобразовательная и вспомогательная литература, книжная продукция для детей и подростков.
  • Продукция, выполненная из натурального сырья, которая подвергалась обработке химическими продуктами.
  • Сырье для изделий, которые имеют контакт с кожей человека.
  • Продукция, содержащая радиоактивные вещества или являющаяся источником ионизирующего излучения.
  • Строительная продукция или отходы, в составе которых присутствуют радиоактивные вещества.
  • Табачное сырье и табачные изделия.

  • Индивидуальные средства защиты.
  • Оборудование, предметы, которые имеют контакт с пищевой продукцией.
  • Материалы и оборудование для очистки воздуха и для воздухоподготовки.
  • Антигололедные вещества.
  • Иные товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору в обязательном порядке.

От работников, служащих в таком серьезном государственно органе, требуется серьезный подход к выполнению своих обязанностей и ответственность. От их исполнительности и профессионализма может зависеть жизнь людей.

Санитарно-эпидемиологический контроль осуществляется соответствующими подразделениями государственной Санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (СЭС России).

Основанием для их деятельности являются:

— Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ);

— Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554;

— Санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001;

— санитарные правила и нормы (СанПиН) и другие документы.

В настоящее время соблюдение санитарных правил и норм контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы.

Эта Служба действует на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.

Задачей СЭС (Роспотребнадзора) является обеспечение санитарного и эпидемиологического благополучия в стране. Сотрудники Роспотребнадзора вправе проверить любую организацию (особенно общественного питания, торговли, сферы услуг — парикмахерские, медицинские учреждения, гостиницы и т.п.) или индивидуального предпринимателя на предмет:

1) наличия санитарно-эпидемиологических заключений на продукты питания, товары, реализуемые через торговую сеть (перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, содержится в Приказе Минздрава России от 15.08.2001 N 325);

2) соблюдения санитарных правил и норм (СанПиН).

Например, для продавцов продуктов питания установлены следующие основные нормы:

— СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;

— СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

— СанПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов» и т.п.

Специальные СанПиН существуют и для продавцов непродовольственных товаров (по конкретному виду торговли). Например, СанПиН 2.4.7.007-93 «Производство и реализация игр и игрушек»; СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых» и др.;

3) соблюдения правил личной гигиены работников, наличия у них медицинских книжек с отметками о медосмотрах;

4) соответствия окружающей среды и предметов труда установленным нормативам: от состояния воздуха <1> — до копировально-множительной <2> и компьютерной <3> техники;

5) состояния производственного контроля <4> в организации, в том числе: проведение медосмотров работников, их гигиеническое воспитание и аттестация, контроль за наличием сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений на товары, дератизация, дезинфекция, дезинсекция и т.п.

<1> Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03.

<2> СанПиН 2.2.2.1332-03.

1. Санитарно-эпидемиологический мониторинг является государственной системой наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализом, оценкой и прогнозом, а также определением причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
2. Санитарно-эпидемиологический мониторинг осуществляется государственными органами и организациями санитарно-эпидемиологической службы в порядке, определяемом государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Сноска. Статья 147 с изменениями, внесенными Законом РК от 06.04.2015 № 299-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 148. Санитарно-противоэпидемические и
санитарно-профилактические мероприятия

Сноска. Заголовок статьи 148 в редакции Закона РК от 06.04.2015 № 299-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, отравлений населения проводятся предусмотренные документами государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия, в том числе по осуществлению санитарной охраны территории Республики Казахстан, введению ограничительных мероприятий, в том числе карантина, по осуществлению производственного контроля, в отношении больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, по проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического обучения лиц декретированной группы населения и лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, на подземных работах.
2. Санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия подлежат включению в разрабатываемые документы Системы государственного планирования Республики Казахстан.
3. Больные инфекционными и паразитарными заболеваниями, лица с подозрением на инфекционное и паразитарное заболевания, бактерионосители подлежат изоляции и лечению, а находившиеся в контакте с ними лица — медицинскому наблюдению и при необходимости изоляции и лечению.
4. Больные хроническими инфекционными и паразитарными заболеваниями, хронические бактерионосители, представляющие опасность для окружающих, подлежат временному отстранению от работы в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
5. Гигиеническое обучение проводится в целях профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний декретированной группы населения в порядке и по программам гигиенического обучения, утвержденным государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Сноска. Статья 148 с изменениями, внесенными законами РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 06.04.2015 № 299-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


Статья 148-1. Радиационный контроль в сфере
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения

1. Радиационный контроль осуществляется государственными органами санитарно-эпидемиологической службы, включает в себя контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению радиационной безопасности населения.
2. Радиационный контроль осуществляется в форме проверки, проводимой в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
Сноска. Глава 24 дополнена статьей 148-1 в соответствии с Законом РК от 06.04.2015 № 299-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 149. Санитарная охрана территорий Республики
Казахстан

1. В пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, совпадающую с таможенной границей таможенного союза, за исключением автомобильных пунктов пропуска, организовываются санитарно-карантинные пункты для осуществления санитарно-карантинного надзора за пассажирами, экипажами, поездными бригадами, транспортными средствами, грузами, представляющими опасность для здоровья населения.
2. Санитарно-карантинный надзор в пунктах пропуска (санитарных карантинных пунктах) через Государственную границу Республики Казахстан проводится территориальными подразделениями государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан санитарно-карантинный надзор проводится органами государственных доходов Республики Казахстан.
3. Не допускаются к ввозу на территорию Республики Казахстан опасные грузы и товары, ввоз которых запрещен, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного надзора установлено, что их ввоз на территорию Республики Казахстан создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний и отравлений.
Сноска. Статья 149 с изменениями, внесенными законами РК от 30.06.2010 № 297-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 07.11.2014 № 248-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 06.04.2015 № 299-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 150. Условия введения ограничительных мероприятий,
в том числе карантина, в случае угрозы
возникновения эпидемий инфекционных
заболеваний

1. В случае угрозы ввоза и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, совпадающую с таможенной границей таможенного союза, и на соответствующих территориях вводит ограничительные мероприятия, в том числе карантин, с особыми условиями предпринимательской и (или) иной деятельности и жизни населения.
2. Оперативное руководство по координации деятельности центральных и местных исполнительных органов, физических и юридических лиц в случаях введения ограничительных мероприятий, в том числе карантина, возлагается на межведомственную государственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и территориальные комиссии по чрезвычайным ситуациям.
3. Ограничительные мероприятия, в том числе карантин, на отдельных объектах вводятся (отменяются) решением главного государственного санитарного врача соответствующей территории (на транспорте) или его заместителей, а также на ведомственных объектах — руководителем структурных подразделений иных государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
4. Порядок осуществления ограничительных мероприятий, в том числе карантина, и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия, в том числе карантин, устанавливаются государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Сноска. Статья 150 с изменениями, внесенными законами РК от 30.06.2010 № 297-IV (вводится в действие с 01.07.2011); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 06.04.2015 № 299-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 151. Регистрация и расследование случаев
инфекционных и паразитарных, профессиональных
заболеваний и отравлений

1. Все случаи инфекционных и паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту их выявления, государственному учету и ведению отчетности государственными органами и организациями санитарно-эпидемиологической службы. Порядок регистрации, ведения учета указанных случаев заболеваний и отравлений, а также порядок ведения отчетности по ним определяются государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Случаи инфекционных и паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений населения подлежат расследованию специалистами санитарно-эпидемиологической службы в порядке, определяемом государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Сноска. Статья 151 с изменениями, внесенными Законом РК от 06.04.2015 № 299-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 152. Дезинфекционные, дезинсекционные и
дератизационные мероприятия

1. В целях предупреждения возникновения, распространения инфекционных и паразитарных заболеваний индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица обязаны за счет своих средств проводить по эпидемиологическим показаниям и предписаниям, постановлениям должностных лиц санитарно-эпидемиологической службы комплекс мер, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний (дезинфекция), насекомых, других членистоногих (дезинсекция) и истребление грызунов (дератизация).
2. При возникновении эпидемических чрезвычайных ситуаций за счет бюджетных средств проводятся внеочередные обязательные дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия по решению местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы по представлению государственных органов санитарно-эпидемиологической службы.
2-1. Профилактическая дезинсекция и дератизация (за исключением дезинсекции и дератизации на территории природных очагов инфекционных заболеваний, а также в очагах инфекционных заболеваний) проводятся местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, района, города областного значения.
3. Очаговая дезинфекция, дезинсекция, дератизация в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний человека и природных очагах инфекционных и паразитарных заболеваний проводятся организациями санитарно-эпидемиологической службы и медицинскими организациями в целях профилактики и (или) ликвидации инфекционных и паразитарных заболеваний.
Сноска. Статья 152 с изменениями, внесенными законами РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 06.04.2015 № 299-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

санитарный надзор

Санитарный надзор (государственный санитарный надзор) — функция санитарно-эпидемиологической службы, обеспечивающая наблюдение за выполнением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил. Постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1963 г. «О государственном санитарном надзоре в СССР» на санитарно-эпидемиологическую службу Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик возложен государственный санитарный надзор за соблюдением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

Основной задачей государственного санитарного надзора является осуществление контроля за проведением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, а также загрязнения внешней среды (водоемов, почвы, атмосферного воздуха) вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, на оздоровление условий труда, обучения и быта населения.

В систему санитарно-эпидемиологической службы входит Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР, санитарно-эпидемиологические управления и республиканские санитарно-эпидемиологические станции министерств здравоохранения республик, санитарно-эпидемиологические станции краев, областей, округов, городов и районов, бассейнов, портов и линейных участков на водном транспорте. Служба возглавляется Главным государственным санитарным врачом СССР— заместителем министра здравоохранения СССР, в республиках — главными государственными санитарными врачами соответствующих административных территорий — заместителями министров здравоохранения республик или заместителями заведующих отделами здравоохранения. Главные государственные санитарные врачи одновременно возглавляют соответствующие санитарно-эпидемиологические станции (см.). Медицинские службы Министерства путей сообщения, Министерства гражданской авиации, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и Министерства обороны СССР осуществляют санитарный надзор на объектах соответствующего подчинения.

Государственный санитарный надзор осуществляется в форме предупредительного и текущего надзора.

Предупредительный санитарный надзор имеет целью предварительную гигиеническую оценку вопросов, связанных с внедрением в практику гигиенических норм и правил — при утверждении норм проектирования, государственных стандартов и технических условий, внедрении новых веществ и изделий в народное хозяйство; в процессе проектирования, строительства и реконструкции предприятий, отдельных зданий, сооружений и в целом населенных мест; при внедрении новых технологических схем производства, оценке рабочего инструментария, предназначенного для серийного выпуска, и т. д.

Текущий надзор предусматривает регулярный плановый контроль за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил, т. е. установленного санитарно-противоэпидемического режима в процессе эксплуатации предприятий, учреждений, сооружений различного назначения, контроль за санитарным состоянием населенных мест, условиями труда, быта и обучения населения.

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении за санитарно-эпидемиологической службой МЗ СССР закреплено право утверждать гигиенические нормы и правила и устанавливать порядок осуществления государственного санитарного надзора. Все проекты стандартов и технических условий на продукты питания, новые виды сырья, промышленных и строительных изделий, тары и упаковочных материалов, полимерных и синтетических материалов утверждаются только после согласования с Министерством здравоохранения СССР или министерством здравоохранения союзной республики.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *