И о главного бухгалтера

Куда нужна справка с места работы

Законодатель не дает четких указаний по поводу того, когда требуется данный документ, но чаще всего его заказывают:

  • В суды, в том числе при назначении алиментов;
  • В банки для оформления кредитов;
  • Для получения загранпаспорта и визы при планировании отдыха за рубежом;
  • Для оформления усыновления — в органы опеки и попечительства;
  • С прошлого места работы (расчет больничного и пособия по беременности и родам);
  • В органы социальной защиты населения;
  • В центры занятости для получения статуса безработного;
  • В детские дошкольные учреждения;
  • В военкомат при постановке на учет;
  • В ПФР.

Скачать пустой бланк справки с места работы .doc Скачать образец справки с места работы .doc Скачать образец заполнения 2-НДФЛ Где заказать документ

В маленьких организациях иногда справки выдает начальник подразделения либо директор фирмы. Но чаще всего на предприятиях имеются формы журналов либо заявлений, в которых следует указать, куда требуется справка и какую информацию нужно в ней написать. Например, для сведения о заработке в заявлении (журнале) указывается необходимый период начисления оплаты труда.

На крупных предприятиях при получении справки иногда требуется предъявить документ, удостоверяющий личность. Срок написания, согласно законодательству, составляет максимум три рабочих дня. В остальном то, какой отдел будет составлять справку, зависит от необходимой информации. К примеру, сведениями о стаже и должностях располагает отдел кадров, о величине заработка — бухгалтерская служба.

Структура документа

Определенная форма законодательно не закреплена. Фирма может разработать собственный шаблон. Лучше заранее уточнить необходимые реквизиты в инстанции — пункте назначения документа.

Однако существует обязательная информация:

  • Основные сведения о предприятии;
  • Название, дата и номер документа;
  • ФИО, дата рождения и прочая нужная информация о работнике;
  • Подпись директора организации.

Сведения финансового характера заверяются подписью главного бухгалтера.

Печать на справке ставится, если на предприятии она есть, т. к. с 2015 года этот реквизит считается необязательным. В документе можно указать либо наименование учреждения — места предоставления справки, либо просто поставить отметку “по месту требования”. Если справка нужна директору организации, ее подписывает первый заместитель.

Имеющиеся приложения фиксируются в отдельном пункте. Когда индивидуальный предприниматель оформляет документ на себя, необходимо приложить сведения из ЕГРИП или, если ИП регистрировался до 1 января 2017, копию свидетельства о регистрации.

Нюансы заполнения справок

Помимо обязательных сведений в документе указывается дополнительная информация в зависимости от инстанции, в которую он требуется. Скачать образцы бланков 2018 года можно в конце раздела.

Как выглядит справка в судебные органы

В суд документ предоставляют:

  • При возникновении обязательств по алиментам;
  • При возмещении ущерба предприятию по вине работника;
  • При восстановлении в должности после неправомерного увольнения.

Помимо обязательных реквизитов, указанных выше, важно подтвердить факт официального дохода . Поэтому указывается стаж, должность и сумма заработка. При взыскании алиментов экземпляр потребуется и службе приставов.

Получение визы

Консульству страны необходимо подтверждение благонадежности туриста, поэтому, как и в предыдущем пункте, указываются сведения о занимаемой должности и оплате труда. Помимо этого приветствуется, когда документ напечатан на бланке организации.

Чтобы получить шенген, в посольство или официальный визовый центр страны предпочтительно составить справку на английском языке. Приложением служит форма 2-НДФЛ.

Справка 2-НДФЛ

Документ может требовать и МФЦ (куда необходимо предварительно записаться) при оформлении загранпаспорта. Если местом отдыха выбраны страны ближнего зарубежья (Белоруссия, Казахстан и т. п.), то ничего из указанного не нужно.

В органы соцзащиты населения

Когда один из родителей ребенка не работает, для оформления пособия, которое назначается по приказу Минздравсоцразвития от 23.12.2009 № 1012н, соцзащита требует справку с места работы второго из родителей с отметкой, что он не пользовался декретным отпуском и не получал единовременное пособие.

Для признания семьи малоимущей в соцзащиту нужна справка от всех официально устроенных членов семьи с доходом за последние 3 месяца. Это позволит получать дополнительное пособие и льготу по оплате ЖКХ.

Для органов опеки

Данная справка необходима гражданам, собирающимся усыновить ребенка. Требуется подтверждение состоятельности потенциального приемного родителя, поэтому помимо должности в нем следует указать размер базового оклада и надбавок либо приложить форма 2-НДФЛ. Преимуществом будет наличие характеристики.

В центр занятости

Для присвоения статуса безработного гражданину необходимо предъявить в ЦЗН справку с последнего места работы установленной формы. Если до обращения в центр занятости трудового стажа не было (выпускники вузов), то документ предоставлять не надо.

В ПФР

В Пенсионный фонд необходима справка за произвольные два календарных года подряд при условии имеющегося трудового стажа до 2002 года. Это поможет увеличить размер будущей или настоящей пенсии.

В военкомат

Справка нужна для постановки на первичный воинский учет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256, работодатель в регистрах воинского учета указывает должность и структурное подразделение военнообязанных граждан.

Для детского сада

Существует несколько случаев, когда в детское дошкольное учреждение требуются справки с места работы одного или обоих родителей:

  • Длительный отпуск (для сохранения места в ДДОУ за ребенком) — в этом случае нужно подтвердить факт работы в компании и указать период предоставления отпуска;
  • Компенсация части родительской платы — достаточно справки 2-НДФЛ за календарный год, предшествующий подаче заявления;
  • Получение льготного места — необходимо подтверждение факта службы в военных силах или полиции.

В банк

Чтобы подтвердить финансовую независимость и платежеспособность, при оформлении кредита в банк удобнее всего предоставить справку 2-НДФЛ.

Для расчета декретного отпуска и больничного

При смене места работы нужно предоставить в бухгалтерию новой фирмы справку формы 182н от бывшего работодателя. Данные из документа будут использоваться для расчета сумм больничного листа и декретного отпуска.

Кроме рассмотренных случаев, справка с места работы может потребоваться, к примеру, для получения аттестата в институте аудиторов. Поэтому всегда следует озаботиться списком необходимых сведений заранее.

Правила по составлению справки

Единого, унифицированного, обязательного к применению образца справки с места работы не существует. Предприятия и организации вправе писать ее в свободном виде или использовать шаблон, разработанный внутри компании (правда, такие шаблоны должны быть зарегистрированы в ее учетной политике). Независимо от того, какой вариант выберет фирма, справка должна содержать в себе ряд необходимых данных:

  • название организации,
  • дату составления,
  • сведения, которые нужно подтвердить,
  • подпись директора компании.

Печать на документе ставить не обязательно, поскольку с 2016 года юридические лица освобождены от обязанности удостоверять свои бумаги оттисками печатей и штампов (правда, в этом случае желательно вносить в документ реквизиты организации (адрес и телефон для связи), иначе справку могут просто-напросто не принять там, куда она будет предоставлена).

Справка должна содержать только актуальную и достоверную информацию, внесение в нее заведомо ложных, недостоверных сведений может привести в административному наказанию организации и должностных лиц в виде крупного штрафа.

Если к справке прикладываются какие-то документы или их копии, то информация об этом также должна быть зафиксирована в самой справке в виде отдельного пункта о прилагаемой документации.

Кого можно назначить главным бухгалтером

В профессиональном стандарте «Бухгалтер», утвержденном Приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н, установлены требования к квалификации такого работника. Трудовое законодательство устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, только к главному бухгалтеру, работающему в определенных экономических субъектах. К ним относятся:

  • ОАО (кроме кредитных);
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов;
  • иные экономические субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций);
  • органы управления государственных внебюджетных фондов, государственных территориальных внебюджетных фондов (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Главбух, работающий в одной из перечисленных организаций, должен иметь:

  • высшее образование;
  • стаж работы в аналогичной должности (иметь опыт ведения бухучета, подготовки финотчетности) или в должности аудитора — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.

Если высшего образования нет, компенсировать его отсутствие может еще больший профессиональный опыт: не менее 5 лет работы на аналогичной должности из последних 7 календарных лет.

ВАЖНО! Главбух бюджетной организации не должен иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики.

Требования к прохождению повышения квалификации не установлены, то есть главбух, чей стаж и опыт соответствуют требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не обязан проходить дополнительное обучение и повышать свой профессиональный уровень. К чести большинства главбухов надо отметить, что, несмотря на отсутствие таких требований, они регулярно проходят дополнительное обучение.

Для учреждений, не указанных в приведенном выше списке, требования к стажу и опыту главбуха не являются обязательными.

Общая информация о назначении главного бухгалтера

Практика демонстрирует, что управленцы зачастую нанимают главных и рядовых бухгалтеров, так как расширяющаяся бизнес-деятельность требует усилий многих работников. Также, исходя из ФЗ № 402 от 06.12.2011г., если компания имеет основания использовать упрощенные методы ведения учета, включая право формировать упрощенную финансовую отчетность, либо если фирма является субъектом среднего предпринимательства, то все задачи по ведению учета вправе возлагать на себя управленец.

В свою очередь, трудовое законодательство уделяет позиции главного бухгалтера существенное внимание, так как работа по ведению бухгалтерского учета отличается необходимостью повышенного внимания и наличия специфических знаний у сотрудника, при этом за неграмотно оформленную соответствующую отчетность вся компания может понести материальные убытки.

Так, например, исходя из ст. 59 ТК РФ, с главным бухгалтером предприятий любых форм собственности может оформляться срочный контракт по договоренности сторон, а испытательный период, на основании ст. 70 ТК РФ, может длиться для таких служащих до полугода, если подобное уместно в конкретном случае.

Распоряжение о назначении главного бухгалтера потребуется оформлять при трудоустройстве субъекта на обозначенную должность, либо при его переводе. Зачастую используют регламентированную законодательством форму № Т-1 или № Т-5. Однако закон не запрещает управленцам разрабатывать свои формы приказа, если подобное больше отвечает нуждам конкретной компании, чем унифицированная форма.

Категории работников, которых можно назначить главным бухгалтером

Исходя из профессионального стандарта «Бухгалтер», принятого на основании Приказа Министерства труда РФ № 1016-н от 22.12.2014г., фиксируются требования относительно квалификации главбуха. При этом необходимо отметить, что требования относятся только к тем сотрудникам, которые трудятся в следующих структурах:

  • открытое акционерное общество, за исключением кредитных организаций;
  • страховые компании;
  • частные пенсионные фонды;
  • акционерные фонды, связанные с инвестированием;
  • руководящие фирмы паевых инвестиционных фондов;
  • прочие хозяйствующие субъекты, чьи ценные бумаги могут использоваться в рамках организованных торгов, исключая кредитные структуры;
  • административные органы государственных внебюджетных фондов.

Также в соответствии с обозначенным профессиональным стандартом, главный бухгалтер должен:

  • иметь высшее образование соответствующего профиля, либо смежного (экономического);
  • иметь опыт трудовой деятельности в аналогичной должности (то есть, имеет опыт в ведении бухгалтерского учета, формирования отчетности и ее подачи в соответствующие структуры), либо в должности аудитора – как минимум 3 года из последних 5 календарных лет осуществления трудовой деятельности.

Профстандарт также предусматривает, что если у бухгалтера нет высшего образования, это может возместить наличие практического опыта в количестве, как минимум, 5 лет работы на аналогичной должности из последних 7 календарных лет осуществления трудовой деятельности.

При этом нанимаемый главный бухгалтер не должен иметь открытую судимость за экономические преступления.

В свою очередь, требования к повышению бухгалтером его квалификации в профстандарте не фиксируются. Следовательно, главный бухгалтер, чей опыт и стаж отвечают нормам ФЗ № 402, не должен проходить дополнительные образовательные программы с целью повышения своего профессионального уровня. Тем не менее, практика демонстрирует, что большинство главбухов регулярно проходят курсы повышения квалификации или активно занимаются самообразованием, что обуславливается интенсивными темпами развития бухгалтерии в РФ.

Для компаний и учреждений, которые не были приведены выше, все оговоренные требования к главному бухгалтеру не обязательны.

Особенности составления приказа о назначении главного бухгалтера, если он директор

Генеральный директор небольшого бизнес-проекта или микро-компании может являться и управленцем, и главным бухгалтером в таких обстоятельствах:

  • количество трудоустроенных сотрудников в компании не более 100 человек;
  • ежегодный оборот фирмы не превышает 800 млн. руб.;
  • доля капитала, находящаяся в собственности прочих юридических лиц, составляет не более 49% от общего объема капитала.

Обозначенные ограничения были приняты в качестве превентивной меры от ухода от налогообложения хозяйствующими субъектами крупного бизнеса.

В случае, когда должность директора и главбуха занимает один и тот же человек, субъект вправе опубликовать один приказ от своего имени о назначении себя на данные должности. Данная процедура должна проходить в ближайшее время после учреждения компании. В частности, на практике приказ о назначении главбухом директора фирмы выглядит так:

ООО «Потомок Исильдура»

Приказ №1

О назначении генерального директора и главного бухгалтера

  1. На основании Протокола ООО «Потомок Исильдура» № 2 от 30 июня 2019 года, вступаю на должность генерального директора с 1 июля 2019 года.
  2. Ввиду того, что в штатном расписании общества нет позиции главного бухгалтера, принимаю обязанности по ведению бухгалтерской отчетности и ее подачи в контролирующие инстанции на себя.
  3. Настоящий приказ вступит в силу с 1 июля 2019 года.
  4. Контроль над реализацией настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор ООО «Потомок Исильдура» Шевченко Лев Павлович

Таким образом, распоряжение управленца о назначении главного бухгалтера является необходимым документом на каждом предприятии. Именно на основании данного приказа будет осуществляться вся дальнейшая профессиональная деятельность рассматриваемого работника.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *