Импорт из ЕАЭС

Содержание

Документ

«Договор о Евразийском экономическом союзе», подписан в г. Астане 29.05.2014 «Протокол о внесении изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года», подписан в г. Москве 08.10.2014

С 1 января 2015 года начнет функционировать Евразийский экономический союз (далее – Союз), который является правопреемником Таможенного союза (Договор о Евразийском экономическом союзе подписан в г. Астане 29.05.2014, далее – Договор). В Евразийский союз входят те же государства-участники, что и в Таможенный: Российская Федерация, Республики Беларусь и Казахстан. Кроме того, 10.10.2014 подписан Договор о присоединении Республики Армении к Договору. Однако на момент опубликования комментария он не был ратифицирован. Территория этих стран, как и прежде, будет единой таможенной территорией с единым таможенным регулированием и едиными принципами взимания косвенных налогов, в т. ч. НДС.

С 1 января 2015 года порядок уплаты косвенных налогов будет регулироваться Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Протокол является Приложением № 18 к Договору о Союзе (далее – Протокол о косвенных налогах).

Кроме того, скорректированы форма и порядок заполнения заявления о ввозе и уплате косвенных налогов, которые утверждены Протоколом от 11.12.2009 об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов (далее – Протокол об изменении Протокола об обмене информацией).

Рассмотрим наиболее важные изменения порядка налогообложения.

Экспорт товаров в рамках Евразийского экономического союза

Как и прежде, при экспорте товаров в рамках Союза налогоплательщики государств, входящих в его состав, могут применять нулевую ставку НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при документальном подтверждении данных льгот (п. 1 ст. 72 Договора, п. 3 Протокола о косвенных налогах).

Место реализации товаров по-прежнему определяется по законодательству государств-членов Союза. Уточняется следующее. Если товар реализуется между налогоплательщиками государств-членов Союза, но его перевозка начата за пределами Союза, то местом реализации товара признается территория государства, на которой товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 3 Протокола о косвенных налогах). Например, российский налогоплательщик продает товар налогоплательщику Казахстана. При этом товар транспортируется из Болгарии в Казахстан. В таком случае РФ местом реализации не является, поэтому у российского налогоплательщика отсутствует объект НДС и обязанность подтверждать нулевую ставку НДС.

Изменения коснулись момента определения налоговой базы при вывозе предмета лизинга, право собственности на который переходит к лизингополучателю. Теперь лизингодателю следует определять налоговую базу на дату платежа, предусмотренную договором, исходя из суммы оплаты предмета лизинга. Дата и размер фактического платежа не будут влиять на определение налоговой базы (п. 11 Протокола о косвенных налогах). Произошла синхронизация момента определения налоговой базы у лизингополучателя и лизингодателя, поскольку в настоящее время налоговая база лизингодателя определяется на дату фактического получения платежа, а у лизингополучателя – на предусмотренную договором дату платежа.

Перечень документов, представляемых экспортером для подтверждения нулевой ставки, практически не изменился. Вместо заявления о ввозе и уплате косвенных налогов можно будет представить перечень заявлений на бумажном носителе или в электронном виде с ЭЦП налогоплательщика. Форма такого перечня, порядок заполнения и формат устанавливаются национальным законодательством (пп. 3 п. 4 Протокола о косвенных налогах).

Кроме того, в электронном виде можно представлять иные подтверждающие документы (пп. 5 п. 4 Протокола о косвенных налогах).

Импорт товаров в рамках Евразийского экономического союза

Косвенный налог взимает налоговый орган страны Союза, в которую ввозится товар из другой страны Союза.

В настоящее время косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства Союза товаров, ввоз которых не облагается налогом в соответствии с законодательством этого государства. С 01.01.2015 к числу необлагаемых операций добавятся также (п. 6 ст. 72 Договора):

  1. ввоз товаров физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;
  2. ввоз товаров, если он осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица. До изменений такой подход поддерживал Минфин России в письмах от 28.02.2013 № 03-07-08/5906, от 23.01.2012 № 03-07-13/01-02. Объясняется это тем, что передача товаров головной организацией своему структурному подразделению, даже находящемуся в другом государстве, не является реализацией, соответственно, объектом НДС.

Уточняется порядок уплаты налога, если налогоплательщик государства Союза приобретает ранее импортированные товары у комиссионера, поверенного или агента (налогоплательщика этого государства) по договору с налогоплательщиком другого государства Союза, косвенные налоги по которым не были уплачены. В таком случае налог обязан заплатить налогоплательщик, который приобрел данные товары (собственник импортированного товара) или посредник, импортировавший товар (если это предусмотрено национальным законодательством). Однако НК РФ не рассматривает посредников в качестве плательщиков «ввозного» НДС. Поэтому данный налог придется уплатить в РФ именно собственнику товара (п. 13.4 Протокола о косвенных налогах).

Определен момент пересчета стоимости товаров, выраженной в иностранной валюте, для целей определения налоговой базы при импорте в рамках Союза. Так, стоимость товаров (продуктов переработки), выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола о косвенных налогах). Ранее о пересчете стоимости в валюте на момент принятия товаров на учет указывал только порядок заполнения графы 8 «Курс валюты» заявления о ввозе и уплаты косвенных налогов (пп. «д» п. 3 Правил заполнения заявления, утв. Протоколом от 11.12.2009).

По новым правилам если выставление счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена Союза или товары приобретаются у налогоплательщика несоюзного государства, то импортер предоставляет налоговому органу иной документ, выставленный продавцом и подтверждающий стоимость импортированных товаров (пп. 4 п. 20 Протокола о косвенных налогах). При заполнении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в графах 4 «Единица измерения товара», 6 «Стоимость товара, работы», 7 «Код валюты», 8 «Курс валюты», 11 и 12 «Номер и дата счета-фактуры» указываются сведения из данного документа (п. «г» ст. 5 Протокола об изменении Протокола об обмене информацией). Такой подход ранее был отражен в п. 1 письма ФНС России от 10.05.2011 № АС-4-2/7439@.

Налогоплательщику разрешено представлять подтверждающие импорт документы в электронном виде. Причем порядок их представления определяется национальным законодательством (пп. 8 п. 20 Протокола о косвенных налогах).

Скорректирована форма заявления о ввозе и уплате косвенных налогов и правила его заполнения

  1. Если импортер приобрел товары у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, то раздел 1 заявления следует в следующем порядке (п. «б» статьи 4 и «в» ст. 5 Протокола об изменении Протокола об обмене информацией):
    • в строке 01 «Продавец» следует указывать данные физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, у которого приобретены товары. В настоящее время в этой графе можно указывать только данные юридического лица или индивидуального предпринимателя;
    • идентификационный код (номер) налогоплательщика-продавца надо указывать только при его наличии у физического лица;
    • в соответствующей ячейке после строки 7 ставится отметка «X».
  2. Твердые (специфические) ставки акцизов могут быть установлены на единицу измерения, отличную от указанной в счете-фактуре (транспортных, товаросопроводительных документах) и соответственно в графе 4 «Единицы измерения товара» заявления. В таком случае в графе 14 «Налоговая база по подакцизным товарам» следует указывать налоговую базу, пересчитанную в установленных единицах измерения с учетом графы 5 «Количество товара» (п. «г» ст. 5 Протокола об изменении Протокола об обмене информацией). Аналогичный подход о порядке заполнения графы 14 в таком случае финансовое ведомство высказывало и ранее (см. письмо ФНС России от 17.11.2011 № АС-4-2/19255@).
  3. Из разделов 1 и 3 заявления о ввозе и уплате косвенных налогов исключена подпись главного бухгалтера. С 01.01.2015 достаточно будет подписи покупателя – руководителя организации (уполномоченного лица) или индивидуального предпринимателя. Причем предприниматель сможет передать право подписи иному уполномоченному лицу. В настоящее время предприниматель обязан подписывать заявление лично (п. «б» ст. 4, п. «в» ст. 5 Протокола об изменении Протокола об обмене информацией).

Уточнены правила заполнения раздела 3 заявления. В настоящее время данный раздел заполняется:

  • если реализация товара не облагается НДС в государстве продавца, в связи с тем что территория этого государства не признается местом реализации товара;
  • при реализации товаров через посредника.

К уже имеющимся случаям добавлен еще один – приобретение импортируемого товара у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза. При этом раздел 3 заполняется в следующем порядке (п. «д» ст. 5 Протокола об изменении Протокола об обмене информацией):

  • в строке 08 «Продавец» отражаются данные налогоплательщика – государства-члена Союза, с территории которого были экспортированы товары, применившего при реализации этих товаров ставку НДС в размере 0 процентов (освобождение по акцизам);
  • в строке 09 «Продавец» – продавец-налогоплательщик государства, не входящего в Союз;
  • в строках 10 и 11 – коды государств, налогоплательщиками которых являются вышеперечисленные лица;
  • в строке 12 – реквизиты договора между данными лицами;
  • реквизит «идентификационный код (номер) налогоплательщика» в строке 09 раздела 3 и строке 01 раздела 1 заполнять необязательно.

Еще одно нововведение касается заявлений, представленных налоговому органу в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. В ответ на такое заявление налоговый орган направляет налогоплательщику в электронном виде документ, подтверждающий факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств), либо документ с мотивированным отказом. Полученные от налогового органа документы импортер сможет направить экспортеру также в электронном виде (п. «ж» ст. 5 Протокола об изменении Протокола об обмене информацией).

В настоящее время заявление с отметками налогового органа направляется импортеру и экспортеру только в бумажной форме.

Напомним, что налоговые органы государств-членов Союза обмениваются информацией из заявлений налогоплательщиков о суммах уплаченных косвенных налогов, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения). Эта информация необходима для подтверждения экспортером нулевой ставки. Теперь налоговые органы будут обязаны информировать налогоплательщика в электронном виде или предоставлять ему доступ к данной информации (ст. 2 Протокола об изменении Протокола об обмене информацией).

Возврат товара ненадлежащего качества или комплектации

Действующие правила уплаты косвенных налогов не содержат алгоритма корректировки налоговых обязательств импортера и экспортера при возврате товара ненадлежащего качества или комплектации.

Новые правила детально прописывают порядок налогообложения в таком случае. Если товар возвращается по истечении месяца принятия его на учет, то импортер должен представить в налоговый орган (п. 23 Протокола о косвенных налогах):

  • уточненную (дополнительную) декларацию;
  • документы, подтверждающие возврат товара: согласованную сторонами претензию, акты приема-передачи товаров (при отсутствии транспортировки товара), транспортные (товаросопроводительные) документы (при транспортировке товара), акты уничтожения и пр. Они могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде в порядке, установленном национальным законодательством;
  • при частичном возврате товара – уточненное (взамен ранее представленного) заявление о ввозе и уплате косвенных налогов, а при полном возврате товара – информационное сообщение о реквизитах ранее представленного заявления (форма и порядок определяются национальным законодательством).

Установлен порядок заполнения уточненного заявления в таком случае (п. «г» ст. 5 Протокола об изменении Протокола об обмене информацией):

  • в таблице уточненного заявления делается запись: «Взамен ранее представленного и зарегистрированного в налоговом органе заявления от ___________ 20__ г. N ___.» Дата и номер указываются из раздела 2 первичного заявления.
  • в графе 1 таблицы раздела 1 заявления ставится порядковый номер товарной позиции, под которым она была указана в первичном заявлении;
  • в таблице раздела 1 заявления указываются значения показателей без информации о возвращенном товаре.

Импортер обязан восстановить ранее принятый к вычету ввозной НДС в периоде возврата товара, если иное не установлено национальным законодательством. Данные правила в полной мере соответствуют НК РФ и поддержаны Минфином России (письмо от 20.08.2014 № 03-07-08/41606).

Экспортер при этом обязан скорректировать налоговую базу того периода, в котором стороны договора согласовали возврат товара, если иное не предусмотрено национальным законодательством (п. 11 Протокола о косвенных налогах). Такой порядок не противоречит НК РФ. ФНС России в письме от 11.08.2014 № ГД-4-3/15780 приводит аналогичный порядок корректировки.

Изменение цены уже реализованного товара

Изменения коснулись действий экспортера и импортера при изменении цены уже реализованного товара.

Если стоимость импортированных товаров увеличилась по истечении месяца, в котором они приняты к учету, импортер должен увеличить налоговую базу на разницу между измененной и предыдущей ценой. Налог уплачивается и декларация представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором была изменена цена. Одновременно с декларацией импортер должен представить в налоговый орган (п. 24 Протокола о косвенных налогах):

  • договор (контракт) или иной документ, который подтверждает увеличение цены импортированного товара, корректировочный счет-фактуру (если он выставлялся). Они представляются в заверенных копиях или в электронном виде (порядок устанавливается национальным законодательством).
  • корректирующее заявление с отражением разницы в стоимости.

Такое заявление следует заполнять с учетом следующих особенностей (п. «г» ст. 5 Протокола об изменении Протокола об обмене информацией):

  • в таблице раздела 1 заявления делается запись: «Корректировка значений показателей, указанных в зарегистрированном в налоговом органе заявлении от ____________ 20__ г. N ___, в связи с увеличением цены в ___________ 20__ г.», где указываются дата и номер первичного заявления из раздела 2, а также месяц и год увеличения цены;
  • в графе 1 таблицы раздела 1 заявления ставится порядковый номер товарной позиции, под которым она указана в первоначальном заявлении;
  • в графы 2 — 5, 7 — 13, 16 — 18 таблицы раздела 1 заявления переносятся значения показателей из корректируемого заявления;
  • в графах 6, 14, 15, 19, 20 таблицы раздела 1 заявления указывается разница между измененными и предыдущими показателями.

Отметим: порядок корректировки налоговых обязательств импортера при уменьшении стоимости товаров по-прежнему не установлен.

Экспортер при увеличении или уменьшении стоимости реализованного товара должен скорректировать налоговую базу того периода, в котором цена была изменена. Такой порядок применяется, если иное не предусмотрено национальным законодательством (п. 11 Протокола о косвенных налогах).

Экспорт в Киргизию относится к внешнеэкономической деятельности, поэтому для ее осуществления потребуется подготовить ряд документов. Если ваша компания ранее не занималась ВЭД, то это может стать существенной проблемой, поскольку неправильное оформление одного документа приведет к тому, что груз будет задержан на таможне. Помимо этого не следует забывать о сложностях связанных с возмещением НДС. Наша компания поможет организовать экспорт, оказав услуги аутсорсинга.
Тем, кто собирается самостоятельно организовать экспорт в Киргизию, и заниматься вопросами возврата НДС, расскажем о необходимых для этого документах.

Экспорт в Киргизию, какие необходимы документы

Поставка товаров в Киргизию, учитывая, что эта страна входит Таможенный союз, не потребует оформления таможенной декларации. Но для возмещения НДС при экспорте в Киргизию в 2020 году покупатель должен предоставить вашей компании заявление, в котором подтверждается ввоз товара и оплата им ввозного НДС. Остальной пакет документов такой же, как для экспорта в любую страну СНГ. Вашей компании понадобиться:

  • оформить внешнеторговый контракт с покупателем товара;
  • товар должен пройти экспертизу с целью выяснить необходимость лицензирования и не числится ли он в списках двойного назначения. По прохождению экспертизы выдается соответствующий сертификат;
  • оформить сертификат происхождения товара (CT-1);
  • если общая стоимость товара для экспорта превышает сумму 50000 долларов США, то необходимо оформить паспорт сделки;
  • подготовить документы, необходимые для возмещения НДС, и подать соответствующее заявление в департамент налоговой службы.

Помимо перечисленных выше документов, может дополнительно понадобиться:

  • разрешение для вывоза от различных ведомств;
  • фитосанитарные и ветеринарные сертификаты на товар;
  • экспертное заключение о том, что отправляемый в Киргизию товар не требует экспортного контроля.

После того, как все необходимые документы для экспорта в Киргизию оформлены, еще необходимо найти транспортную компанию, которая обеспечит надежную доставку груза. Если у вас возникли трудности с оформлением документов для экспорта, наша компания готова оказать помощь как информационную (консультации), так и непосредственную.

Возмещение экспортного НДС

Если документы, необходимые для возврата НДС, оформлены верно, а после проведения камеральной проверки у департамента налоговой службы не возникло вопросов, то ожидать поступления средств можно не ранее чем через шесть-восемь месяцев. Причем этот же срок требуется, когда осуществляется экспорт в Киргизию при УСН в 2020 году.

Приведем перечень документов, необходимых для возмещения НДС:

1. правильно оформленный внешнеторговый контракт (прописаны реквизиты сторон, указаны сроки поставки и оплаты);
2. таможенная декларация, на которой стоит отметка, что товар полностью вывезен;
3. пакет товаросопроводительных документов;
4. документ от покупателя, в котором подтверждается ввоз товара и оплата ввозного НДС.

Доверив нашей компании организовать экспорт товаров в Киргизию вашей продукции, можно избавиться от всех трудностей, связанных с оформлением документов и возмещением НДС.

Импорт товаров без НДС возможен в нескольких случаях, например, если осуществляется ввоз безвозмездной помощи (содействия), если ввозится высокотехнологическое оборудование, включенное в перечень оборудования, освобождаемого от уплаты косвенных налогов при ввозе на территорию РФ и в некоторых других случаях. Также осуществляется импорт без НДС жизненно важного медицинского оборудования и любых товаров, помещаемых под таможенные процедуры (режимы), использование в рамках которых не предполагает уплату налога на добавленную стоимость.

Порядок ввоза товаров в РФ гуманитарной помощи (содействия) регулируется Федеральным законом от 29.12.2000 №166-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации». Факт оказания безвозмездной помощи должен подтверждаться удостоверениями, выданными в порядке и по форме, установленными Постановлением Правительства РФ от 04.12.99 №1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».

Нулевой НДС при импорте применяется в тех случаях, когда ввозимые товары заявляются в качестве взноса в уставной капитал декларанта. В этом случае нулевой НДС может быть применен согласно п. 7 ст. 150 НК РФ. Государственным таможенным комитетом (ныне упразднен, вместо него действует Федеральная таможенная служба) ограничено применение льготы по НДС по ввозу товаров в уставной капитал перечнем оборудования, поименованным в Приложении № 1 к Приказу ГТК РФ от 07.02.01 №131.

Постановление Правительства РФ от 23.07.96 №883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» определяется, что условием освобождения от уплаты НДС служит ввоз товаров в уставной капитал исключительно в сроки, заявленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Освобождение от уплаты НДС распространяется на товары, поименованные в пп. 1 п. 2. ст. 149 НК РФ, в частности на важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия и оборудование (при условии предоставления в фискальный орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие от Минздрава РФ). Согласно этому же пункту нулевая ставка косвенных налогов устанавливается на протезно-ортопедических изделия и сырье и материалы для их изготовления, технические средств и материалы для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, очки, линзы, оправы для очков для коррекции зрения.

Наконец, ставка НДС в 0% применяется при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России (согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2009 г. №372).

Как продать товар, когда его импорт был без уплаты НДС?

Если товар был приобретен и по нему оформлен приход без НДС, то при продаже следует выставить товар с НДС (за исключением случае освобождения от его уплаты при ввозе в РФ), но к возмещению (вычету) ничего не будет.

Возможен ли импорт в Россию трикотажных изделий без уплаты НДС?

Только если этот трикотаж относится к категории медицинских изделий, освобожденных от уплаты НДС, т.е., скорее всего, нет. Тем не менее, детская одежда может ввозиться с уплатой косвенных налогов по ставке в 10%.

НДС при импорте без ввоза?

Такое тоже возможно при авансовых платежах.

Если декларант работает без НДС, нужно ли платить НДС на импорт?

Предприниматели и организации на упрощенной системе налогообложения при ввозе товаров в Россию из-за рубежа также являются плательщиками косвенных налогов. Уплаченный НДС оприходуется на расходы при использовании УСН 15% и в стоимости товара при УСН 6%.

Документы для подтверждения нулевой ставки НДС при импорте

Перечень документов для подтверждения нулевой ставки НДС при ввозе товаров устанавливаются ст. 165 НК РФ. В список документов, требуемых налоговыми органами, при экспорте входят внешнеторговый контракт или его копия, таможенная декларация на товары (ДТ) с отметками таможенного органа, копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможни места убытия.

Если товары помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны потребуются контракт, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны. С полным перечнем документов можно ознакомиться .

Вводная информация

Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого установлены единые правила налогообложения «трансграничных» операций. При реализации товаров из РФ в Белоруссию, Казахстан, Армению, или Киргизию, такие правила касаются исключительно НДС. Остальные налоги по данной операции уплачиваются в том же порядке, что и при продаже товаров российским контрагентам.

НДС при УСН

С налоговой точки зрения экспорт товаров в страны-участницы ЕАЭС практически не отличается от «обычного» экспорта в другие страны. В этом случае тоже применяется ставка НДС 0 процентов. И ее также нужно подтвердить путем подачи в налоговый орган пакета документов.

Купить сервис «Контур.Декларант» для формирования и отправки таможенных деклараций

Обратите внимание: эти обязанности возникают только у организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения (ОСНО). Ведь в списке исключений, установленных вст. 346.11 НК РФ для плательщиков УСН, «экспортного» НДС (в отличие от «ввозного») нет. Это означает, что для организации-«упрощенщика» выход на зарубежные рынки сбыта вообще каких-либо особенностей в части налогообложения не принесет: никаких дополнительных обязанностей по сбору документов, составлению «нулевых» счетов-фактур, оформлению заявлений и специальных деклараций в данном случае у них не возникает. Все как обычно, словно товар продан российскому контрагенту.

НДС при ОСНО

А вот налогоплательщики на ОСНО должны помнить, что ставка НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕЭАС применяется всегда. В том числе и в случае отгрузки товаров, которые в РФ налогом не облагаются на основании ст. 149 НК РФ (например, медицинское оборудование, оправы для очков). Связано это с тем, что порядок налогообложения экспортных операций в данном случае регулируется не Налоговым кодексом, а нормами международного договора. Причем, в силу прямого указания в ст. 7 НК РФ, нормы таких договоров имеют приоритет над правилами НК РФ.

Правила уплаты налогов по товарам, вывозимым из РФ в страны ЕАЭС, установлены в п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года; далее — Договор о ЕАЭС), а также в п. 3 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол). Указанными нормами международного права не предусмотрено освобождение от применения ставки НДС 0 процентов в отношении реализации товаров, поименованных в ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Так что реализация на экспорт в страны ЕАЭС любых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов (см. также письма Минфина России от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40). Этот факт, в свою очередь, означает, что при отгрузке товаров нужно будет выставить покупателю счет-фактуру с указанием ставки 0 процентов и кода видов товара по ТН ВЭД ЕАЭС (пп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ). Счет-фактура составляется и при вывозе товаров, указанных в ст. 149 НК РФ. На это прямо указывает пп. 1.1. п. 3 ст. 169 НК РФ

Какими документами подтвердить нулевую ставку НДС

Чтобы подтвердить право на нулевую ставку НДС российский поставщик на ОСНО должен собрать и представить в налоговую инспекцию по месту своего учета пакет документов, перечень которых приведен в п. 4 Протокола. В этот пакет традиционно входит договор (контракт), являющийся основанием для отгрузки. При этом покупателем по этому договору может выступать и лицо, не являющееся налогоплательщиком страны, входящей в ЕАЭС. Главное, чтобы грузополучатель находился в стране-участнице ЕАЭС.

Кроме того, в состав подтверждающих документов включаются транспортные, товаросопроводительные или иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию другого государства ЕАЭС. Здесь надо учитывать, что если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС, то подтверждения права на нулевую ставку такие документы представлять не нужно.

Как видим, тот факт, что при перемещении товаров и транспортных средств между странами ЕАЭС таможенный досмотр может не производиться, вроде бы учтен. Однако на практике все равно возникают проблемы. Так, налоговые органы, зачастую требуют представить для подтверждения права на нулевую ставку талоны о прохождении пограничного контроля в автомобильных пунктах пропуска через границу. Является ли такое требование правомерным? В п. 4 Протокола, как мы помним, речь идет не только о товаросопроводительных и транспортных, но и об иных документах, подтверждающих перемещение товаров, которые предусмотрены законодательством стран-участниц договора. При этом таможенник в месте убытия на лицевой стороне талона контроля при выезде проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском ЛНП и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля (п. 59 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, утв. Приказом ФТС России от 26.05.11 № 1067). Получается, что талон о прохождении пограничного контроля действительно может быть использован для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕАЭС и его истребование не противоречит п. 4 Протокола.

Трудности с документами, которые подтверждают пересечение границы, также могут возникать у налогоплательщиков, отправляющих товар через службу доставки (DHL, Fedex, UPS и т.п.), либо обычной почтой. В этой ситуации для ответа на вопрос о необходимых документах придется обратиться к достаточно старому, но сохраняющему силу постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/04. В нем сделан вывод о том, что под «иными документами» для целей применения нулевой ставки НДС имеются в виду те, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза (например, багажные и почтовые квитанции, ведомость перевозимых по одной накладной вагонов, документы к перевозке отправлений службой спецсвязи и т.п.).

На наш взгляд, это означает следующее. Если перевозка осуществляется службой доставки (перевозчиком), то для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров из России в страны ЕАЭС необходимо представить товаросопроводительные документы, составленные перевозчиком, и содержащие сведения о способе доставки и маршруте следования, из которых было бы ясно, что товары перемещены с территории РФ на территорию другой страны — члена Договора. А если товары отправляются почтой, то таким документом может быть также квитанция, содержащая реквизиты отправителя и получателя.

Идем дальше. Третьим документом, который Протокол требует представить для подтверждения нулевой ставки, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Форму этого заявления можно найти в другом международном документе — Протоколе от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов».

Наконец, в Протоколе в качестве документа, который необходим для подтверждения «права на ноль» указана выписка банка. Но при этом сделана оговорка, что она требуется, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС. Т.е. в данном случае российские экспортеры получают возможность воспользоваться правилами п. 1 ст. 165 НК РФ, который такой выписки как раз не требует.

Подведем итог. В комплект подтверждающих документов при экспорте в страны ЕАЭС в обязательном порядке входят всего два документа: заявление и договор (контракт). Если же перемещение товаров через границу фиксируется каким-либо документом, этот документ также включается в «подтверждающий пакет».

Как подтвердить нулевую ставку

Следующий момент, на котором нужно остановиться, — процедурный. Как именно и когда собранные подтверждающие документы надо передать в налоговую инспекцию?

Срок предусмотрен в п. 5 Протокола. На сбор документов экспортерам отводится 180 календарных дней с даты отгрузки товара. Если в этот срок документы не собраны, операция будет облагаться НДС в обычном порядке, т.е. по ставке 20 (10) процентов по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка. При этом налог уплачивается с пенями, которые начисляются начиная со 181-го дня после отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 № 15326/05 и от 11.03.08 № 15079/07 по делу № А56-7714/2006).

Если в дальнейшем подтверждающие документы все же будут собраны и представлены в инспекцию, уплаченный налог можно будет зачесть или вернуть в обычном порядке (т.е. по правилам ст. 78 НК РФ), о чем также прямо сказано в п. 5 Протокола. Ну а если документы собрать не получается, то уплаченный НДС можно учесть в составе расходов при налогообложении прибыли. Дело в том, что такой НДС не подпадает под запрет, установленный поп. 19 ст. 270 НК РФ, поскольку покупателям налог не предъявлялся, а был уплачен продавцом за счет собственных средств. (письма ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфина России от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045, от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961). Что касается правил представления документов, то они урегулированы в Порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). В данном документе говорится, что при реализации товаров, в страны ЕАЭС в налоговой декларации заполняется раздел 4. Обратите внимание: по операциям, в отношении которых документы за 180 дней собрать не удалось, придется подать уточненную декларацию за период отгрузки. А к заполненной таким образом декларации в качестве приложения идут рассмотренные нами выше подтверждающие документы.

База для начисления НДС

Объектом обложения НДС признают в т.ч. ввоз товаров на территорию Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). Причем при ввозе товаров организация должна уплачивать НДС независимо от того, является она плательщиком НДС или нет.

При исчислении НДС при ввозе товаров с территории государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) необходимо руководствоваться Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014; далее – Протокол). Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС, осуществляет налоговый орган государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 Протокола).

Дата принятия товара к учету важна для определения налоговой базы

При ввозе товаров из государств – членов ЕАЭС налоговую базу НДС |*| рассчитывают на дату принятия к учету импортированных товаров. При этом пересчет их стоимости, выраженной в иностранной валюте, в белорусские рубли, как и ранее, производится по официальному курсу на дату их принятия к учету (независимо от порядка расчетов с поставщиками) (части первая, вторая и четвертая п. 14 Протокола).

* Информация об отдельных ситуациях, которые помогут правильно исчислить и принять к вычету НДС, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Датой принятия товаров к учету может являться:

– дата их фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах (ТТН-1, CMR-накладной, счете-фактуре (инвойсе), акте приема-передачи, приходном ордере и др.), которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок;

– дата помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством;

– дата принятия активов к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом организации;

– дата принятия активов к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату его услуг производит организация – получатель активов.

Организация самостоятельно, исходя из особенностей осуществляемой ею деятельности и условий заключенных внешнеторговых договоров, определяет дату принятия активов к бухгалтерскому учету. Порядок определения указанной даты должен быть закреплен в учетной политике организации (разъяснение Минфина Республики Беларусь от 12.03.2011 № 15-1-6/131 «Об определении даты принятия товаров к бухгалтерскому учету»; далее – разъяснение № 15-1-6/131).

Принятие товаров к учету

С 2015 г. введены новые правила оценки стоимости активов, обязательств, доходов и расходов организации, выраженных в иностранной валюте.

Порядок оценки в белорусских рублях валютной стоимости приобретаемых объектов зависит от условий расчета с поставщиками (п. 3 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69; далее – Стандарт № 69).

Так, если поставщику перечисляется 100%-й аванс, то стоимость объектов на дату их принятия к учету определяют исходя из их стоимости в иностранной валюте по официальному курсу на дату уплаты аванса.

Аванс поставщику может перечисляться в полном объеме, но несколькими платежами. В этом случае стоимость поступивших в организацию объектов определяют исходя из их стоимости, приходящейся на каждый авансовый платеж, и официального курса на дату перечисления каждого авансового платежа (абз. 3 части третьей п. 1 Стандарта № 69).

За товар может быть внесен частичный аванс. В этом случае стоимость получаемого товара определяют на дату (даты) перечисления аванса в иностранной валюте – в части стоимости товара, приходящейся на аванс, и на дату совершения хозяйственной операции – в части стоимости товара, не приходящейся на аванс.

Если авансовые платежи не производились, то оприходование товара следует производить по курсу на дату принятия товара к учету.

Ставка налога

Сумму НДС, подлежащую уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС, исчисляют по налоговым ставкам, установленным законодательством государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (п. 17 Протокола). В соответствии с подп. 1.3.2 п. 1 ст. 102 НК при ввозе товаров применяется ставка НДС в размере 20 %.

Косвенные налоги уплачивают не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола).

Срок представления декларации и уплаты «ввозного» НДС

Налогоплательщик – резидент Республики Беларусь при импортировании товаров с территории другого государства – члена ЕАЭС обязан представить в налоговый орган часть II «Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь» налоговой декларации по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 20 Протокола). Одновременно с налоговой декларацией организация представляет заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде либо заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

Налоговая база может отражаться в налоговой декларации по НДС:

а) того месяца, срок представления которой следует за датой принятия к бухгалтерскому учету фактически ввезенных товаров на территорию Республики Беларусь;

б) того месяца, в котором в связи с условиями внешнеторгового договора товары приняты к бухгалтерскому учету.

Приведенный порядок применяется и в случае, когда принятие к бухгалтерскому учету товаров предшествует их фактическому ввозу на территорию Республики Беларусь (п. 5 ст. 95 НК).

Пример 1. Представление декларации по НДС при ввозе товаров позже срока принятия их к учету

Белорусская организация заключила договор поставки товаров из Казахстана. Перевозка товаров осуществляется собственным транспортом. Товар принят к перевозке 20 апреля 2016 г., фактически ввезен 25 мая 2016 г. Учетной политикой организации предусмотрено, что датой принятия товаров к учету является дата их принятия к перевозке. Белорусская организация вправе представить часть II налоговой декларации по НДС:

а) не позднее 20 мая 2016 г.;

б) не позднее 20 июня 2016 г.

Дата принятия к вычету «ввозного» НДС зависит от даты уплаты налога

* Информация об ошибках, допускаемых при вычете НДС, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Дата принятия к вычету «ввозного» НДС зависит от даты уплаты налога. Так, суммы НДС:

– уплаченные в установленные сроки в бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, плательщик вправе учитывать в составе налоговых вычетов за тот отчетный период, в котором товары приняты к учету;

– уплаченные с нарушением установленных сроков в бюджет, учитываются в составе налоговых вычетов за тот отчетный период, в котором произведена их уплата в бюджет (часть вторая п. 15 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42).

Пример 2. Дата принятия к вычету «ввозного» НДС

Белорусская организация ввезла на территорию Беларуси товар из Армении 25 марта 2016 г. Декларация по НДС (часть II) была подана 20 апреля 2016 г. Организация представляет декларацию по НДС и уплачивает НДС ежемесячно. Налог уплачен:

а) 20 апреля 2016 г.;

б) 22 апреля 2016 г.

В первом случае сумма «ввозного» НДС может быть принята к вычету при сдаче налоговой декларации за период январь – март 2016 г., во втором – при сдаче налоговой декларации за период январь – апрель 2016 г.

Пример 3. Определение налоговой базы для расчета «ввозного» НДС

Организация оптовой торговли по договору, заключенному с резидентом Российской Федерации, приобрела товары стоимостью 100 000 рос. руб. Товар оприходован на склад 25 марта 2016 г. Официальный курс российского рубля, установленный Нацбанком Республики Беларусь на 25 марта 2016 г., составил 293,95 бел. руб. за 1 рос. руб. Организация представляет декларацию по НДС и уплачивает НДС ежемесячно.

Согласно учетной политике организации:

– учет товаров ведется по покупным ценам;

– товары принимаются к бухгалтерскому учету на дату оприходования их на склад организации;

– стоимость каждой единицы приобретенного товара в белорусских рублях определяется исходя из удельного веса каждой стоимости единицы товара в иностранной валюте в общей стоимости товаров.

Вариант 1. Оприходование товаров и начисление НДС при полной предоплате

10 марта 2016 г. организация перечислила аванс поставщику, резиденту Российской Федерации, за товары в сумме полной их стоимости – 100 000 рос. руб.

Официальный курс российского рубля, установленный Нацбанком Республики Беларусь на дату перечисления аванса, – 289,87 бел. руб.

В учете следует отразить (см. табл. 1):

* Перечисленный аванс не подлежит пересчету на конец месяца, а также на дату принятия товаров к учету.

Вариант 2. Оприходование товаров и начисление НДС при частичном авансировании

10 марта 2016 г. организация перечислила аванс поставщику в размере 50 000 рос. руб. Окончательный расчет за поставленные товары произведен 10 апреля 2016 г. Официальный курс на 31 марта 2016 г. составил 297, 49 бел. руб. на 1 рос. руб., на дату окончательного расчета – 294,10 бел. руб. за 1 рос. руб.

В учете следуют записи (см. табл. 2):

Вариант 3. Оприходование товаров и начисление НДС при последующей оплате

Расчет за поставленные товары произведен 10 апреля 2016 г.

В учете необходимо отразить (см. табл. 3):

Вывод. Стоимость товара, оприходованного в бухгалтерском учете, зависит от порядка расчетов за него и отличается в случаях полного авансирования, частичного авансирования и последующей оплаты. При этом налоговая база для начисления НДС и сам налог имеют одинаковое значение. Во всех приведенных вариантах декларация должна быть заполнена следующим образом:

Часть II
Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию
Республики Беларусь

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *