Имущество муниципальной казны

Особенности бюджетного учета Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.
Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.
Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.
Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.
В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.|< 📌 Реклама Правила отражения ситуации на счетах Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом этого учреждения бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.
Однако финансовый орган надлежащего бюджета имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования.
При этом, устанавливая порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, следует учесть, что данные активы в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства» не переводятся, а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000.
В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Пример 1.
Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.
Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.
В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:
📌 Реклама

Дебет Кредит Сумма, руб.
Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – прочее движимое имущество учреждения) в состав имущества казны 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
38 000
Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование) 1 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
8000

В конечном итоге остаточная стоимость переданного в состав имущества казны имущества будет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета…». Основанием для списания переданных активов с учета являются первичные документы (Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение (ф. 0504805)).
Бухгалтерские записи составляются и на списание первоначальной стоимости, и на сумму накопленной по данному объекту амортизации.
Если передача объекта в состав имущества казны производится бюджетным учреждением нового типа, то необходимо руководствоваться прежде всего пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.
Пример 2.
Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование – особо ценное движимое имущество в состав имущества казны, ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Балансовая стоимость оборудования – 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 80 000 руб.
В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:

Обухова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Приказом Минфина РФ от 31.03.2018 № 65н были внесены изменения в Инструкцию № 162н с целью приведения ее положений в соответствие требованиям федеральных стандартов, вступивших в силу 1 января 2018 года, и Указаний № 65н в редакции Приказа Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н. В рамках настоящей консультации рассмотрим применение новых норм раздела «Нефинансовые активы» Инструкции № 162н. При этом не будем заострять ваше внимание на незначительных изменениях в методологии учета, а сосредоточимся на тех поправках, которые оказывают значительное влияние на методологию учета объектов нефинансовых активов.

Внесение изменений в План счетов бухгалтерского учета

Согласно приказам Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н и 65н в инструкции № 157н и 162н вводятся следующие счета.

Номер счета

Наименование счета

0 111 00 000

Право пользования активами

0 114 00 000

Обесценение нефинансовых активов

0 101 03 000

Инвестиционная недвижимость

0 101 07 000

Биологические ресурсы

0 101 90 000

Основные средства – имущество в концессии

0 103 33 000

Прочие непроизведенные активы – иное движимое имущество учреждения

0 103 91 000

Земля в составе имущества концедента

0 104 90 000

Амортизация – имущество в концессии

Также скорректированы наименования следующих счетов.

Номер счета

Наименование счета в редакции приказов Минфина РФ № 64н и 65н

0 101 12 000

Нежилые помещения (здания и сооружения) – недвижимое имущество учреждения

0 101 22 000

Нежилые помещения (здания и сооружения) – особо ценное движимое имущество учреждения

0 101 32 000

Нежилые помещения (здания и сооружения) – иное движимое имущество учреждения

0 101 26 000

Инвентарь производственный и хозяйственный – особо ценное движимое имущество учреждения

0 101 36 000

Инвентарь производственный и хозяйственный – иное движимое имущество учреждения

0 103 13 000

Прочие непроизведенные активы – недвижимое имущество учреждения

0 103 32 000

Ресурсы недр – иное движимое имущество учреждения

0 106 41 000

Вложения в основные средства – объекты финансовой аренды

0 106 42 000

Вложения в нематериальные активы – объекты финансовой аренды

0 106 44 000

Вложения в материальные запасы – объекты финансовой аренды

Имущество в концессии

Концессия – система отношений между государством или муниципальным образованием (концедентом) с одной стороны и юридическим или физическим лицом (концессионером) с другой стороны, возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав по владению, пользованию, а при определенных условиях и по распоряжению государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые являются исключительными правами государства или муниципального образования.

Концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными им в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и осуществляемых ими правах и обязанностях.

Концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Пунктом 1.4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что в случае, если объектами концессионных соглашений являются здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений, концессионерами по таким концессионным соглашениям не могут быть иностранные инвесторы (иностранные физические и (или) юридические лица), организации, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранных физических и (или) юридических лиц, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором РФ, федеральным законом, решением Президента РФ.

Положения Инструкции № 162н дополнены бухгалтерскими записями с применением счета 010190000 «Основные средства – имущество в концессии»:

Дебет

Кредит

Увеличена стоимость имущества концедента в объеме фактических затрат концессионера по его достройке, модернизации, дооборудованию и реконструкции

0 101 90 000

0 106 91 000

Отражено внутреннее перемещение объектов между лицами, ответственными за сохранность имущества, в том числе лицами с полной материальной ответственностью, а также при передаче объектов имущества в аренду, безвозмездное пользование (объекты учета операционной аренды), доверительное управление, концессию, на хранение

0 101 90 000

0 101 90 000

Отражено внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов, в том числе при предоставлении в аренду, безвозмездное пользование, сервитут, доверительное управление, концессию

0 103 00 000

0 103 00 000

Начислена амортизация на объекты основных средств – имущество в концессии

0 401 20 271

0 104 90 000

Изменена стоимость земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости (операция совершается на сумму изменений: в случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении, при уменьшении балансовой стоимости – со знаком минус)

0 103 91 000

0 401 10 189

Внутреннее перемещение объектов

В пункт 7 Инструкции № 162н, содержащий бухгалтерские записи по внутреннему перемещению объектов основных средств, внесены уточняющие поправки следующего содержания. По дебету счета 0 101 00 000 и кредиту счета 0 101 00 000 отражаются операции по внутреннему перемещению объектов основных средств между лицами, ответственными за сохранность имущества, в том числе лицами с полной материальной ответственностью (далее – ответственные лица), а также при передаче объектов имущества в аренду, безвозмездное пользование (объекты учета операционной аренды), доверительное управление, концессию, на хранение. Одновременно информация об объектах основных средств, находящихся в аренде, безвозмездном пользовании, доверительном управлении либо на хранении, отражается в структуре соответствующих групп (видов) нефинансовых активов на соответствующих забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета.

Учет объектов неоперационной аренды

С 1 января 2018 года в силу требований ФСБУ «Аренда» объекты аренды подразделяются на объекты операционной и неоперационной (финансовой) аренды. Учет данных объектов на счетах бюджетного учета ведется так:

Дебет

Кредит

Приняты к бюджетному учету пользователем (арендатором) объекты имущества, относящиеся к объектам учета финансовой (неоперационной) аренды (операция отражается в сумме арендных обязательств арендатора (пользователя имущества) и затрат, непосредственно связанных с ведением переговоров по заключению договора аренды (безвозмездного пользования))

0 101 00 000

0 106 41 000

Приняты к бюджетному учету пользователем (арендатором) объекты имущества, полученные в соответствии с договором аренды в безвозмездное бессрочное пользование, относящиеся к объектам учета финансовой (неоперационной) аренды

0 101 00 000

0 401 40 182

Списана начисленная амортизация при выбытии объектов в финансовую (неоперационную) аренду

0 104 00 000

0 101 00 000
0 102 30 420

Списана сумма амортизации амортизируемых объектов имущества казны при их передаче в финансовую (неоперационную) аренду

0 104 50 000

0 108 00 000

Списан начисленный убыток от обесценения при выбытии объектов основных средств и нематериальных активов в финансовую (неоперационную) аренду

0 114 00 000

0 101 00 000
0 102 30 420

Учет объектов операционной аренды

Для учета операций с объектами имущества, полученными во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования, относящимися к операционной аренде, применяется группировочный счет 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами».

Для учета операций с объектами прав пользования нефинансовыми активами применяются счета аналитического учета (п. 41.1 Инструкции № 162н):

  • 0 111 41 000 «Права пользования жилыми помещениями»;

  • 0 111 42 000 «Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)»;

  • 0 111 44 000 «Права пользования машинами и оборудованием»;

  • 0 111 45 000 «Права пользования транспортными средствами»;

  • 0 111 46 000 «Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным»;

  • 0 111 47 000 «Права пользования биологическими ресурсами»;

  • 0 111 48 000 «Права пользования прочими основными средствами»;

  • 0 111 49 000 «Права пользования непроизведенными активами».

Схема применения в учете счета 0 111 40 000 представлена в п. 41.1 Инструкции № 162н. Приведем ее содержание в виде таблицы:

Дебет

Кредит

Отражено поступление нефинансовых активов во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма), относящихся к операционной аренде (операция совершается в сумме арендных платежей, исчисленной за весь срок пользования нефинансовыми активами в соответствии с договором аренды (имущественного найма) на дату классификации указанных объектов учета аренды)

0 111 40 000

0 302 24 730
0 302 29 730

Поступили в безвозмездное срочное пользование объекты, относящиеся к операционной аренде, на льготных условиях (операция отражается в сумме справедливой стоимости арендных платежей)

0 111 40 000

0 401 40 182

Прекращено право пользования активом при условии полного исполнения договора (выбытие объекта учета операционной аренды) (операция отражается в сумме балансовой стоимости права пользования активом)

0 104 40 000

0 111 40 000

Прекращено право пользования активом при досрочном прекращении договора, в соответствии с которым были приняты к учету объекты учета операционной аренды (выбытие объекта учета операционной аренды) (операция отражается методом «красное сторно»):

– в сумме остаточной стоимости права пользования активом

0 111 40 000

0 302 24 730
0 302 29 730
0 401 40 182

– в сумме накопленной амортизации права пользования активом

0 104 40 000

0 111 40 000

Передано имущество казны в операционную аренду, безвозмездное срочное пользование (с одновременным отражением в структуре соответствующих групп (видов) нефинансовых активов на соответствующих забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета нефинансовых активов)

0 108 00 000

0 108 00 000

Передано имущество, не являющееся имуществом казны, в операционную аренду

0 101 00 000

0 101 00 000

Пример 1.

Казенное учреждение в марте 2018 года по итогам проведения конкурсных процедур заключило договор аренды объекта основных средств сроком на 12 месяцев. Размер ежемесячной арендной платы равен 15 000 руб. Помимо арендной платы учреждение по арендованному имуществу не несет никаких расходов. Предмет аренды квалифицирован в соответствии с требованиями ФСБУ «Аренда» как объект операционной аренды.

На счетах бухгалтерского учета получение объекта в пользование и его возврат при завершении срока действия договора будут отражены так:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Операции, совершаемые в 2018 году

Признано право пользования объектом операционной аренды

(15 000 руб. х 12 мес.)

1 111 хх 350

1 302 24 730

180 000

Приняты обязательства, подлежащие исполнению в текущем году (за период с марта по декабрь 2018 года, то есть за 10 месяцев, сумма обязательств равна 150 000 руб.)

1 501 13 244
1 502 17 244

1 502 17 244
1 502 11 244

150 000
150 000

Приняты обязательства, подлежащие исполнению в следующем году (за период с января по февраль 2019 года, то есть за 2 месяца, сумма обязательств равна 30 000 руб.)

1 501 23 244
1 502 27 244

1 502 27 244
1 502 21 244

30 000

Начислена амортизация за право пользования объектом операционной аренды за период с марта по декабрь (амортизация начисляется ежемесячно в сумме арендных платежей, то есть в размере 15 000 руб.)

1 401 20 244

1 104 хх 450

150 000

Приняты денежные обязательства текущего года (операция совершается ежемесячно на сумму арендных платежей)

1 502 11 244

1 502 12 244

150 000

Осуществлены арендные платежи (операция совершается ежемесячно на сумму арендных платежей, то есть в размере 15 000 руб.)

1 302 24 830

1 304 05 244

150 000

Операции, совершаемые в 2019 году

Начислена амортизация за право пользования объектом операционной аренды за период с января по февраль 2019 года (амортизация начисляется ежемесячно в сумме арендных платежей, то есть в размере 15 000 руб.)

1 401 20 244

1 104 хх 450

30 000

Осуществлены арендные платежи

1 302 24 830

1 304 05 244

150 000

Осуществлены арендные платежи (операция совершается ежемесячно на сумму арендных платежей, то есть в размере 15 000 руб.)

1 302 24 830

1 304 05 244

30 000

Приняты денежные обязательства текущего года (операция совершается ежемесячно на сумму арендных платежей)

1 502 11 244*

1 502 12 244

30 000

Прекращено право пользования активом по завершении срока пользования имуществом

1 104 хх 450

1 111 хх 450

180 000

* При совершении заключительных записей по итогам 2018 года принятые в 2018 году обязательства на 2019 год по счету 1 502 21 244 будут перенесены на счет 1 502 11 244.

Пример 2.

Юридическое лицо в мае 2018 года передало казенному учреждению по договору безвозмездного бессрочного пользования имущество – объект операционной аренды. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов установила, что справедливая стоимость арендных платежей по аналогичному имуществу составляет 23 000 руб. в месяц. Условиями договора предусмотрена компенсация арендодателю расходов на электроэнергию. Поскольку договор безвозмездного пользования является бессрочным, комиссия учреждения установила предполагаемый срок использования имущества до конца года (за период с мая по декабрь – 8 месяцев). Исходя из условного срока использования имущества и рыночной стоимости арендных платежей по аналогичному имуществу, комиссия расчетным путем установила право оперативного управления по этому объекту – 184 000 руб. По итогам первого месяца расходы на электроэнергию составили 9 000 руб.

На счетах бухгалтерского учета признание права пользования объектом будет отражено так:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Признано право пользования объектом операционной аренды

1 111 хх 350

1 401 10 189

184 000

Начислена амортизация за право пользования объектом операционной аренды

1 401 20 244

1 104 хх 450

23 000

Начислены расходы на электроэнергию

1 401 20 223
1 109 хх 223

1 302 24 730

9 000

Обратите внимание: при определении размера права пользования активом в отношении имущества, переданного в безвозмездное бессрочное пользование, Минфин в Письме от 07.03.2018 № 02-07-10/14794 рекомендует исходить из периода бюджетного цикла и рыночной стоимости арендных платежей по аналогичным объектам имущества. Привязка периода действия бессрочного безвозмездного договора аренды к периоду бюджетного цикла связана с получением получателем бюджетных ассигнований из соответствующего бюджета.

Отражение убытка от обесценения актива

Обесценение актива – это снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение его стоимости в связи с владением (пользованием) таким активом (его нормальным физическим и (или) моральным износом), сопряженное со снижением ценности актива (п. 5 ФСБУ «Обесценение актива»). Признаки обесценения актива выявляются субъектом учета в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой им в целях обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, путем анализа любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива (далее – тест на обесценение, признаки обесценения) (п. 6 ФСБУ «Обесценение актива»). Таким образом, если учредителем не установлено иное, впервые признаки обесценения актива будут определяться в учреждении при проведении инвентаризации, осуществляемой в целях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год. На счетах бюджетного учета отражается убыток от обесценения актива, то есть разница между остаточной стоимостью актива, его справедливой стоимостью и суммой затрат, необходимых для выбытия данного актива.

При установлении в отношении активов признаков их обесценения и отражения данных признаков на счетах бухгалтерского учета, полагаем, будут совершаться следующие действия.

1. Комиссия учреждения при проведении инвентаризации устанавливает признаки обесценения в отношении инвентаризируемых активов (напомним, что данные признаки установлены в ФСБУ «Обесценение актива»).

2. После обнаружения признаков обесценения актива определяется их влияние на стоимость актива. Если, по мнению комиссии учреждения, справедливая стоимость актива меньше его остаточной стоимости, принимается решение об определении справедливой стоимости такого актива (п. 10 ФСБУ «Обесценение актива»). Одновременно оценивается необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования актива (п. 13 ФСБУ «Обесценение актива»).

3. Далее определяется справедливая стоимость актива и в случае необходимости корректируется срок его полезного использования.

4. Расчетным путем определяется убыток от обесценения актива. Для этого остаточная стоимость актива уменьшается на справедливую стоимость и затраты по выбытию актива.

5. Определенный расчетным путем убыток от обесценения актива признается в учете на годовую отчетную дату (п. 15 ФСБУ «Обесценение актива»). Установленная справедливая стоимость актива сопоставляется с его остаточной стоимостью и уменьшается на объем затрат по выбытию такого актива (затрат на демонтаж, предпродажную подготовку актива, оказание юридических услуг и др.). Решение о признании убытка от обесценения актива, являющегося государственным (муниципальным) имуществом, принимается в порядке, аналогичном для принятия решения о списании такого имущества, установленном в соответствии с законодательством РФ.

6. После признания убытка от обесценения актива норма амортизационных отчислений по нему корректируется в связи с принятым субъектом учета решением о корректировке в отношении актива оставшегося срока его полезного использования таким образом, чтобы равномерно распределить пересмотренную остаточную стоимость актива на протяжении оставшегося срока его полезного использования с учетом корректировки (п. 16.2 ФСБУ «Обесценение актива»).

Для формирования в денежном выражении информации о начисленном убытке от обесценения основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и хозяйственных операций, отражающих изменение убытка от обесценения, применяются следующие счета:

  • 0 114 10 000 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;

  • 0 114 30 000 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;

  • 0 114 60 000 «Обесценение непроизведенных активов».

Счета, используемые в учете при отражении убытка от обесценения актива, приведены в п. 41.3 Инструкции № 162н. Представим их ниже:

ИМУЩЕСТВО КАЗНЫ: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И УЧЕТ

Г.П. Попова,
председатель комитета бюджетного учета и отчетности
Департамента по управлению государственной собственностью Томской области;

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

В настоящее время в нормативных актах не содержится четкого определения понятия «имущество казны». Отсутствие такого определения вызывает вопросы у учреждения даже, казалось бы, в самых простых ситуациях при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Разъяснения Минфина России

Совсем недавно Минфин России в своем письме от 24.03.2016 № 02-07-10/17037 дал разъяснения о проведении инвентаризации имущества казны. В частности, сообщается, что одной из целей инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, в отношении которого субъект учета осуществляет управление (распоряжение).
Сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ и актами Минфина России (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
При этом пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н) установлено, что обязательная инвентаризация активов, в том числе составляющих имущество казны, проводится перед составлением годовой бюджетной отчетности.
В то же время порядок проведения инвентаризации имущества казны законодательством Российской Федерации не установлен.
Согласно пункту 6 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н) субъект учета в целях организации бухгалтерского учета исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий формирует порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в рамках своей учетной политики.

Информационный блок «Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Ю. Еременко, эксперт

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *