Индексация зарплаты

Индексация заработной платы и других доходов населения — это корректировка доходов физических лиц с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Индексация доходов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (с учетом изменений) (далее — Закон № 476-XII), которым предусмотрена обязательная индексация доходов, получаемых физическими лицами в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников и не носящих единовременного характера.

Закон № 476-XII предоставляет право индексировать денежные доходы физических лиц, получаемые на территории Республики Беларусь из других, кроме бюджетных, источников. Индексация выплат, производимых за счет средств организаций, осуществляется по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).

Порядок осуществления индексации доходов населения регламентируется Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.05.2009 № 57 (далее — Инструкция).

Индексация денежных доходов производится по месту их получения.

Согласно Инструкции индексации подлежит заработная плата с учетом предусмотренных законодательством надбавок, доплат и премий, за исключением выплат, носящих единовременный характер, и материальной помощи.

Не подлежат индексации с учетом инфляции пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Индексация производится, если индекс потребительских цен (ИПЦ), исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит пятипроцентный порог.

Индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов). При этом в качестве базового уровня цен для дальнейшей индексации принимается тот месяц, с которого вводятся новые размеры оплаты труда.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.01.2006 № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции» начиная с января 2006 г. денежные доходы населения в пределах 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент наступления индексации, индексируются пропорционально индексу потребительских цен. Часть дохода, превышающая 100% бюджета прожиточного минимума, индексации не подлежит. Размер ИПЦ, применяемый при индексации, сохраняется на весь период до очередного превышения пятипроцентного порога.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в расчете на месяц ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

Сообщение Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстата) об ИПЦ публикуется ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) в республиканских средствах массовой информации.

Например, индекс потребительских цен за март текущего года публикается по сравнению с февралем текущего года и по сравнению с декабрем прошлого года.

Следует обратить внимание, что размер индексации заработной платы в коммерческой организации рассчитывается самостоятельно, независимо от публикуемого Белстатом размера индексации денежных доходов, получаемых из бюджетных источников.

Рассмотрим пример.

В январе на предприятии произведено повышение тарифной ставки первого разряда. Для индексации заработной платы в феврале в качестве базового уровня цен используется январь.

Месяц

ИПЦ текущего месяца к прошлому месяцу

ИПЦ нарастающим итогом

Процент индексации

февраль

февраль к январю

101,7

февраль к январю

101,70

март

март к февралю

104,5

март к январю

106,28

6,28

апрель

апрель к марту

101,4

апрель к марту

101,4

6,28

май

май к апрелю

104,0

май к марту

105,46

12,08
(106,28 x 105,46)

июнь

июнь к маю

101,9

июнь к маю

101,9

12,08

ИПЦ в феврале к январю составил 101,7% и не превысил 5-процентный порог. Оснований для индексации заработной платы за февраль не имеется.

ИПЦ в марте к февралю составил 104,5%, а рассчитанный нарастающим итогом к январю — 106,28% (101,7% x 104,5 %), т.е. превысил 5-процентный порог. Заработная плата за март в размере 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения подлежит индексации на 6,28%.

ИПЦ в апреле к марту составил 101,4% и не превысил 5-процентный порог. Заработная плата за апрель по установленному нормативу (в размере 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения) индексируется на 6,28%, т.е. на прежний индекс потребительских цен.

Этот индекс будет сохраняться, пока индекс цен, исчисленный в установленном порядке, в данном случае к марту, не превысит 5-процентный порог.

В таком же порядке производится исчисление ИПЦ для индексации доходов и в последующих периодах.

Индексация доходов, получаемых от выполнения работ по совместительству, производится с учетом размера проиндексированного дохода по основному месту работы (на основании справки с основного места работы, в которой указывается размер проиндексированного дохода). Сумма проиндексированного дохода по основному месту работы и дохода по совместительству не должна превышать установленный норматив (100% бюджета прожиточного минимума).

К сожалению, даже в лучшие времена далеко не все отечественные компании компенсировали инфляционные потери работников регулярным повышением оплаты их труда, не говоря уже о периодах экономической нестабильности. Не каждая организация и сегодня может похвастать четко выстроенным механизмом индексации зарплат своих работников. К примеру, только 10% из числа опрошенных порталом ГАРАНТ.РУ респондентов сообщили, что их зарплата ежегодно индексируется, при этом только у 1% из них – на уровень выше фактической инфляции.

В связи с этим возникает вопрос: обязаны ли работодатели индексировать зарплату работников? И если да, то при наличии каких условий и в каких пределах?

Что говорит закон

В России гарантируется не только право каждого работника на своевременную заработную плату, но и право на повышение ее материального содержания, в том числе за счет индексации в связи с ростом цен на товары и услуги (ст. 130, ст. 134 ТК РФ). При этом в отношении коммерческих организаций указанные положения ТК РФ трактуются на практике неоднозначно. Так, многие работодатели частного сектора считают, что хотя индексация заработной платы и предусмотрена трудовым законодательством, однако обязательной она для всех работодателей не является. Рассмотрим, насколько обоснована эта точка зрения.

Мнение судей КС РФ и контролирующих органов

КС РФ неоднократно указывал на недопустимость практики, при которой работники лишаются гарантий повышения уровня реального содержания зарплаты. А требования ТК РФ в части индексации зарплат, по мнению Суда, являются вполне определенными и не допускают разночтения.

О том, должны ли при индексации заработной платы в соответствии со ст. 134 ТК быть повышены тарифные ставки и оклады у всех работников организации, узнайте из «Ответов Правового консалтинга ГАРАНТ. Трудовые отношения» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Получить доступ

Так, судьи КС РФ подтверждают, что установленная ст. 134 ТК РФ обязанность работодателей по индексации заработной платы распространяется на всех без исключения работодателей, в том числе и не относящихся к бюджетной сфере.

При этом судьи уточнили, что в коммерческих организациях механизм индексации может быть определен не только при заключении коллективного договора, иного соглашения, либо в локальном нормативном акте, но также и в трудовом договоре (Определение КС РФ от 19 ноября 2015 г. № 2618-О, Определение КС РФ от 17 июля 2014 г. № 1707-О, Определение КС РФ от 17 июня 2010 г. № 913-О-О).

Таким образом, КС РФ сделал важный вывод: индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

Аналогичной точки зрения об обязанности всех без исключения работодателей проводить индексацию зарплат придерживается и Роструд, который еще до вынесения первого из указанных определений КС РФ, в частности уточнил, что в случае, если в локальных нормативных актах работодателя положения об индексации отсутствуют, то он должен или разработать специальный документ, или внести необходимые дополнения в уже действующие (письмо Роструда от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1). В сентябре 2015 года ведомство не только подтвердило эту позицию, но и указало на недопустимость игнорирования работодателем указанной обязанности, расценив это как нарушение трудового законодательства (ответ на обращение, опубликованный на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.).

БЛАНКИ

Положение о порядке индексации заработной платы

Жалоба в ГИТ на отсутствие порядка индексации заработной платы

Исковое заявление об индексации заработной платы для случаев, если правила проведения индексации заработной платы в организации не установлены, в организации установлены правила проведения индексации заработной платы, но она не производится и если в организации установлены правила проведения индексации заработной платы, однако индексация произведена в меньшем размере, чем это предусмотрено правилами

Другие бланки

Позиция, согласно которой работодатели должны отразить положения об индексации зарплат в локальных нормативных актах находит свое отражение в административной практике территориальных государственных инспекций труда (далее – ГИТ) при Роструде, куда могут обращаться работники за защитой своих трудовых прав. Так, за отсутствие установленного порядка проведения индексации инспекторы ГИТ могут привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (решение Московского городского суда от 18 сентября 2015 г. № 7-9856/15, решение Московского городского суда от 20 августа 2015 г. № 7-8854/15).

Более того, по представлению контролирующих органов судьи нередко выносят решения, обязывающие работодателей установить порядок индексации зарплат. При этом суды, как правило, не выходят за пределы иска и не применяют к нарушителям штрафные санкции (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 21 сентября 2015 г. по делу № 33-22551/2015, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 7 мая 2014 г. по делу № 33-1287-2014).

Важно также учитывать, что обращение в ГИТ не приостанавливает течение сроков на обращение в суд – три месяца с момента, когда работнику стало известно о нарушении его трудовых прав (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Поэтому чтобы не пропустить сроки для обращения в суд в связи с непроведением индексации по установленным на предприятии правилами, если вина работодателя не очевидна, например в случаях неудовлетворенности размерами дополнительных начислений (и решение ГИТ нельзя поэтому заранее предсказать), следует обращаться в суд с исковым заявлением.

В то же время суды подчеркивают, что трехмесячный срок обращения в суд начинает течь не с момента прекращения трудового договора, а с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права на индексацию зарплаты за конкретный период. Таким моментом, к примеру, суд может признать день выплаты зарплаты или аванса, размеры которых оспариваются истцом, – ведь именно в этот день работнику стало известно о том, что его права были нарушены. При этом суды, как правило, взыскивают в пользу работников часть недоначисленной зарплаты, которая должна была быть выплачена в период действия срока исковой давности, то есть в течение трех месяцев, предшествующих подаче иска (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 23 июля 2014 г. по делу № 33-1405, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 17 ноября 2015 г. по делу № 33-3978/2015, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 апреля 2015 г. по делу № 33-918/2015).

СОВЕТ

Жалуясь на работодателя в ГИТ не забудьте о своем праве потребовать от инспекции воздержаться от передачи работодателю сведений о заявителе (ч. 2 ст. 358 ТК РФ). В то же время, подаваемая в жалоба обязательно должна быть подписана работником – анонимные обращения не рассматриваются (абз. 1 п. 19, п. 20 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права утв. приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н).

Игра в одни ворота

Другое дело, если обязанность работодателя индексировать зарплату не установлена локальными актами, коллективным или трудовым договорами либо отраслевым соглашением, однако работники требуют выплатить им «потерянную» из-за инфляции часть зарплаты: суды при таких обстоятельствах обычно отказывают в пересчете зарплат, даже в пределах сроков исковой давности. Можно назвать несколько самых распространенных причин для отказа в удовлетворении исков.

В организации не утверждены правила индексации зарплаты

Эта позиция появилась из-за буквального прочтения нормы ст. 134 ТК РФ. Напомним еще раз, в соответствии с этим положением работодатели частного сектора производят индексацию в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Суды нередко делают вывод «нет необходимых внутренних правил – нет индексации» и ограничиваются лишь установлением факта отсутствия в организации соответствующего локального нормативного акта. При этом они подчеркивают, что решение о проведении индексации находится исключительно в компетенции работодателя и основания для взыскания с него «недоплаченной» части зарплаты законодательством не предусмотрены (апелляционное определение Московского городского суда от 18 ноября 2015 г. № 33-34394/15, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2014 г. по делу № 2-838/14, апелляционное определение Московского городского суда от 14 октября 2013 № 11-31807/13).

Индексация не является единственным способом обеспечения роста зарплат

Некоторые суды указывают, что работодатель вправе избрать любой иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, приравнивая увеличение должностных окладов, премирование и т. д. к индексации. То есть для решения вопроса о том, гарантируются ли права работника на компенсацию инфляционных потерь, во внимание принимается и повышение зарплаты как таковое, вне связи с ее индексацией. И если зарплата в период действия трудового договора была хотя бы раз увеличена, суды считают индексацию уже необязательной (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 12 июля 2013 г. по делу № 33-7535/2013, апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2012 г. № 11-23900/12).

Индексация зарплаты – это государственная гарантия

Поэтому, уверены суды, возложение обязанности по индексации заработной платы работника, при отсутствии такого указания в локальных нормативных актах предприятия и без финансирования работодателя со стороны государства, не представляется возможным (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 июля 2015 г. по делу № 33-5916/2015, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23 января 2015 г. по делу № 33-421/2015). Более того, суды по таким искам не обязывают работодателей устанавливать правила проведения индексации зарплат.

Работодатель испытывает финансовые трудности

Суды отказывают в удовлетворении исков об увеличении размера зарплаты, если локальный нормативный акт предусматривает в качестве условия индексации достижение компанией определенных экономических параметров, но они достигнуты не были. То есть факт определения порядка индексации зарплаты еще не означает безоговорочного права работников на ее проведение, приходят к выводу судьи. В таких условиях судьи отказывают в удовлетворении исков о повышении зарплаты к работодателям, чье финансовое положение оказалось неудовлетворительным, например, из-за убыточности их деятельности (определение Судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 23 января 2013 г. по делу № 33-119, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда Магаданской области от 10 декабря 2013 г. по делу № 2-3872/2013, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 26 мая 2014 г.).

В законодательстве не закреплен уровень индексации зарплаты

Этот аргумент обычно приводится в ситуации, когда индексация заработной платы состоялась – но работник полагает, что в недостаточном объеме, поскольку для ее повышения был применен коэффициент, не соответствующий индексу потребительских цен.

Судьи, в свою очередь, отмечают, что рост потребительских цен на товары и услуги является основанием проведения индексации заработной платы работников, но не определяет величину такой индексации. Поэтому работодатель свободен в установлении коэффициентов для проведения индексации, в том числе и в размерах, не полностью компенсирующих инфляцию (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 11 июля 2014 г. по делу № 33-1962/2014, кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда по делу № 2-1058/10 № 33-753/10).

Суд на стороне работников

И все же суды изредка принимают доводы работников, удовлетворяя иски о взыскании недоплаченной части зарплаты, в том числе даже если порядок индексации не был закреплен в организации. К примеру, в ряде случаев судьи признают, что раз на работодателя возложена обязанность по установлению порядка индексации заработной платы, то его отсутствие не может лишать работника права на индексацию, и взыскивают невыплаченные суммы индексации (определение Краснодарского краевого суда от 11 августа 2014 г. по делу № 4г-8161/2014).

Также следует отметить, что суды встают на сторону работников, распространяя требование об индексировании не только на оклад, но на заработную плату в целом с учетом всех надбавок, в том числе и стимулирующих выплат (определение Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 мая 2013 г. по делу № 33-3880).

***

Как видно из приведенной судебной практики, неудачно сформулированная норма ТК РФ по сей день приводит к нарушению трудовых прав работников.

Законодатель не спешит ужесточить ни требования к работодателям, ни ответственность за игнорирование прав работников, закрепленных в ст. 134 ТК РФ. И вряд ли стоит ожидать, что безусловная защита материальных интересов работников, хотя бы в форме восполнения инфляционных потерь, станет частью российской корпоративной культуры в ближайшем будущем. Поэтому будущим работникам было бы разумно перед устройством на работу выяснить, соблюдает ли работодатель трудовые нормы. В частности, каковы правила оплаты труда в организации, проводится ли и в какие сроки, в каком размере индексация зарплат и т. д. Работодатель, в свою очередь, должен знать, что уклонение от индексации зарплат грозит административной ответственностью и принудительной выплатой сумм индексации за оспариваемый работником период, если работник выиграет дело в суде.

Но в судебной практике встречаются и противоположные решения, когда с работодателя взыскивается разница между зарплатой, проиндексированной исходя из роста потребительских цен, и фактически выплаченной зарплатой, проиндексированной на меньший коэффициент. В таких случаях суды признают, что более низкий, чем индекс потребительских цен, размер индексации не обеспечивает повышения реального содержания заработной платы и не соответствует смыслу установленных законом гарантий (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21 мая 2014 г. по делу № 33-4227/2014, определение Свердловского областного суда от 10 апреля 2012 г. № 33-3997/2012).

На основании статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации во всех без исключения организациях должна проводиться индексация заработной платы.

Ее обязательность не вызывает сомнений. Хотя недобросовестные руководители игнорируют эту законодательную норму и по нескольку лет подряд не увеличивают людям заработную плату.

Противоречивая индексация

Индексация зарплаты вменяется в обязанность компаний законом, но до сих пор нет единого регламента ее проведения.

Неясность вопроса порождает множество споров, ведущих к конфликтным ситуациям между работником и работодателем, работодателем и контролирующими органами.

Из-за отсутствия единого регламентаее проведения, непонятен механизм индексации:

  • Что именно индексировать: постоянную составляющую зарплаты или переменную часть тоже?
  • Какая должна быть периодичность индексирования?
  • Какие показатели взять для расчета коэффициента индексации?
  • Как оформлять юридически такое повышение заработка?

Ясно только одно, что индексация должна проводиться обязательно всем сотрудникам организации без исключения.

Отличия повышения окладов и индексации зарплаты

Многие работодатели ошибочно считают, что если они ежегодно повышают оклады на предприятии, то нет необходимости индексировать зарплату.

Дело в том, что увеличение окладов и индексирование заработка – это две разные вещи. Ведь оклад может быть повышен одному или всем сотрудникам. Кому-то повышение будет сделано на 10% от оклада, а кому-то на все 50%. При повышении оклада издается приказ, утверждается новое штатное расписание, подписывается дополнительные соглашения к трудовым договорам. Цель увеличения оклада – заинтересовать конкретного сотрудника в дальнейшем сотрудничестве.

Цель индексация зарплаты – привести заработок трудящихся в соответствие с текущими потребительскими ценами и тем самым, как минимум, зафиксировать их качество жизнина прежнем уровне.

Индексация заработной платы в отличие от повышения окладов проводится единовременно всем работникам на один и тот же коэффициент.

Индексация зарплаты: рекомендации

В связи с отсутствием единого порядка рекомендуем для соблюдения трудового законодательства всем организациям принять внутренний документ, регламентирующий порядок проведения индексации зарплат. Это оградит компании от неприятностей в случае проверки соблюдения норм трудового права и позволит исполнителям иметь четкое представление о ее процедуре.

Пункты, которые должен содержать локальный нормативный акт об индексации:

  1. Периодичность индексирования зарплаты: ежемесячно, ежеквартально, каждое полугодие, ежегодно. Раз в месяц или в квартал проводить индексацию нежелательно, так как это очень трудоемкий процесс, особенно на предприятиях с большим штатом. Важно, чтобы индексация проводилась не реже 1 раз в год, например, ежегодно с 1 января.
  1. Уровень индексации. В силу неопределенности вопроса допустимопривязать данный коэффициент:
  • к индексу потребительских ценза конкретный период в регионе местонахождения компании или по России в целом;
  • к официально признанному федеральному или региональному уровню инфляции;
  • к увеличению длятрудоспособного населения прожиточного минимума общероссийского или регионального;
  • к росту минимального размера оплаты труда в целом по стране или по региону.

Если ни один из этих показателей не устраивает, то нигде нет указания на то, что нельзя установить конкретный коэффициент, на который регулярно будет индексироваться оплаты труда.

Важно, чтобы обязательно был разработан и утвержден документ, регламентирующий индексирование заработка и его требования выполнялись бы в беспрекословном порядке.

Какие составляющие заработка необходимо индексировать

Чтобы провести обязательное индексирование оплаты труда достаточно проиндексировать постоянную его часть – оклад, тарифную ставку, сдельную расценку. В большинстве компаний все остальные части заработка – надбавки, премии, как правило, привязаны в процентном соотношении к постоянной составляющей. Поэтому их увеличение естественным образом потянет за собой и увеличение всего остального.

Но нужно учесть, что если на предприятии надбавки и премии, зафиксированы в трудовых, коллективных договорах или в Положении об оплате труда в конкретнойцифре, то их индексация в таком случае не повлечет за собой индексацию надбавок и премий. И тогда индексация заработка будет носить частичный характер. Поэтому нельзя считать, что в связи с ростом потребительских цен работники не потеряли в оплате труда.

Поэтому в организациях, в которых выплата надбавок и премирование производится в фиксированных суммах, желательно для проведения полной индексации включить их в локальный нормативный документ об индексации заработка.

Зависимость величины оплаты труда от выбранного коэффициента индексации

При выборе коэффициента, на основании которого в организации будет проводиться периодическая корректировка заработной платы сотрудников, необходимо предварительно просчитать, что смогут получать трудящиеся за свой труд в конечном итоге.

Пример #1. Варианты расчета индексации зарплаты

Рассмотрим, как изменится заработок сотрудника в 2016 году в компании ООО «Альфа” по сравнению с 2015 годом при выполнении им всех плановых показателей и не нарушении режима труда. Для наглядности результаты расчетов сведем в таблицу ниже.

Иванову в 2015 году установлен оклад 30000 руб. Ежемесячно он получает надбавку в размере 15% за выполнение плана и 5% за отсутствие нарушений трудового распорядка.

Рассчитаем размер заработной платы для различных коэффициентов индексации зарплаты (варианты 1-3).

Перерасчет зарплаты проходит ежегодно 1 января ему индексируют зарплату на уровень: (нажмите для раскрытия)

  • Вариант 1: МРОТ, установленный на новый год по сравнению с прошлым годом.
  • Вариант 2: на официально заложенный уровень инфляции на следующий год
  • Вариант 3: на установленный в организации коэффициент индексации заработка -1,05.

Заработок Иванова в 2015 году составит с учетом надбавок составил 36000 рублей.

Расчет по Варианту №1

МРОТ по РФ в 2015 году составил 5965 рублей. На 2016 год он установлен 6204 рубля.

Следовательно, коэффициент увеличения заработка в зависимости от роста МРОТ составит:

6204 / 5965 = 1,04

Заработок Иванова в 2016 году по варианту 1 вырастет на 4%:

36000 х 1,04 = 37440 рублей

Расчет по Варианту №2

На 2016 год властями заложен уровень инфляции 6,4%. На этот процент вырастет и заработок:

36000 х 1,064 = 38304 рубля

Расчет по Варианту №3

В 2016 году заработок по 3-му варианту составит:

36000 х 1,05 = 37800 рублей

Вариант

Заработок в 2015 году, в рублях Заработок 2016 году, в рублях

Сумма реального роста увеличения оплаты труда, врублях

Вариант 1 36000 37440 1440
Вариант 2 36000 38304 2834
Вариант 3 36000 37800 1800

Из примера наглядно видно, что уровень индексации оплаты труда напрямую зависит от выбранного показателя индексации.

Зависимость величины оплаты труда от выбранного коэффициента индексации и принятого метода материального стимулирования работников

Поощрение сотрудников может производится либо в процентном соотношении к окладу, тарифной ставке или сдельной расценке, либо быть постоянной величиной.

Пример #2. Расчет индексации зарплаты с премией и надбавками

Рассмотрим ситуацию, когда Иванову ежемесячно положены не надбавки в процентном соотношении к окладу, а выплачивается за те же показатели фиксированная премия 6000 рублей. И примем, что на предприятии индексируют только оклады.Все остальные данные оставим без изменений.

Результат от проведенного мероприятия показан в таблице ниже. (нажмите для раскрытия)

Вариант Заработок 2016 году, в рублях Сумма реального роста увеличения оплаты труда, врублях
Вариант 1 37200 1200
Вариант 2 37920 1920
Вариант 3 37500 1500

Из данного примера очевидно, что при подобном способе премирования и индексации только окладов работающие серьезно теряют в заработке.

Выбор коэффициента индексации как способ защиты прав трудящихся

Мы рассмотрели только 2 примера. На самом деле вариантов множество. Вывод напрашивается сам собой. Уровень индексации зависит от конкретных параметров, прописанных в Положении об оплате труда и материальном стимулировании, и в нормативном акте об индексации заработка.

У коллектива любого предприятия есть возможность влиять на уровень индексации через систему оплаты труда и показатель ее индексирования.

Работодатель свою обязанность может направить в нужное для себя русло, повысив заинтересованность работников и уменьшив текучесть кадров.

И.Г. Иванян *

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДЕКСАПИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Ключевые слова: основные государственные гарантии по оплате труда, индексация заработной платы, порядок индексации, отраслевое тарифное соглашение, коллективный договор, локальный нормативный акт.

Одним из принципов правового регулирования труда является право каждого работника на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное существование для него самого и его семьи. Государственная гарантия в виде обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы развивает и конкретизирует данный принцип.

В качестве меры по обеспечению повышения уровня заработной платы выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация представляет собой корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы пли минимизировать степень снижения. Таким образом обеспечивается государственная защита покупательной способности заработной платы 1.

* Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 марта 2002 г. № 23.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 ТК РФ).

Что касается порядка индексации в бюджетных организациях, то поскольку Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»1 отменен, то до принятия соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих такой порядок, будет иметь место пробел в решении данной проблемы.

Как видим, в положениях ст. 134 ТК РФ законодатель отказался от общего централизованного регулирования повышения (индексации) заработной платы в отношении всех работающих. В связи с этим во многих отраслевых тарифных соглашениях, заключенных после вступления в силу Трудового кодекса РФ, содержатся отсылочные нормы об индексации в соответствии с коллективными договорами.

По мнению О.В. Смирнова, проблему индексации оплаты труда следует решать, применяя централизованное государственное, социально-партнерское (посредством соглашений — генеральных, отраслевых, региональных) и колдоговорное регулирование 2. При решении данного вопроса наиболее эффективным будет использование разных методов регулирования в сочетании.

В отраслевых тарифных соглашениях существуют различные варианты индексации заработной платы. Некоторые отраслевые тарифные соглашения предусматривают индексацию на основе официально устанавливаемого в регионе индекса роста потребительских цен.

Так, Отраслевое тарифное соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2008—2010 гг. предусматривает, что работодатели регулярно индексируют заработную плату одновременно всем ка-

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. № 45. Ст. 1488.

тегориям работников с рекомендуемым коэффициентом 1,2 индекса роста потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 5.5). Периодичность и процент индексации определяются коллективным договором.

Аналогичное положение содержится и в Отраслевом тарифном соглашении по организациям недропользования Российской Федерации на 2007—2009 гг.1. В частности, указанное Соглашение предусматривает, что организации самостоятельно индексируют размеры оплаты труда в зависимости от наличия у них средств и роста индекса потребительских цен в регионе на основании данных Федеральной службы государственной статистики путем изменения тарифных ставок (окладов) (п. 3.5).

Некоторые отраслевые тарифные соглашения предусматривают индексацию на основе индекса прожиточного минимума в регионе. Например, Отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации на 2007— 2009 гг.2 предусматривает обязанность работодателей обеспечить повышение заработной платы по мере роста производительности труда, доходов и экономии затрат, а также ее индексацию в зависимости от роста цен (инфляции) в субъекте Российской Федерации с учетом уровня прожиточного минимума (п. 5.4). Порядок и размеры определяются коллективными договорами.

Отраслевое тарифное соглашение по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2007—2009 гг. закрепляет, что по окончании каждого квартала проводится индексация минимальных размеров тарифных ставок (окладов), исходя из фактического изменения величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе на основании данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) нарастающим итогом с момента предыдущей индексации (п. 5.8).

В ряде случаев отраслевые тарифные соглашения включают только условия о периодичности индексации, предоставляя право организациям самостоятельно определять механизм индексации на локальном уровне при наличии необходимых финансовых средств, в порядке и сроки, установленные коллективными договорами.

Например, Отраслевое тарифное соглашение по организациям геодезии и картографии Российской Федерации на 2007—2009 гг. предусматривает проведение индексации минимальных размеров месячных тарифных ставок (окладов) с учетом финансовых возможностей предприятия не реже одного раза в год (п. 3.4).

1 Труд и страхование. 2007. № 12.

2 Труд и страхование. 2008. № 1.

На практике является спорным вопрос относительно того, обязан ли работодатель принять локальный нормативный акт, определяющий порядок индексации заработной платы, до подписания коллективного договора, соглашения, которые будут предусматривать порядок индексации и осуществлять индексацию заработной платы в порядке, установленном данным локальным актом.

По общему правилу, работодатель обязан принять такой локальный нормативный акт, поскольку отсутствие акта, закрепляющего порядок индексации, является основанием для привлечения работодателя к ответственности. Исключение могут составлять случаи, когда работодатель участвует в коллективных переговорах по заключению коллективного договора, соглашения, в которых будет определен порядок индексации заработной платы, до возникновения у него обязанности выплатить первую заработную плату.

Статья 134 ТК РФ не перечисляет среди актов, в которых может закрепляться порядок индексации, трудовой договор. В то же время в соответствии со ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда обязательны для включения в трудовой договор. Законодатель не определяет, относятся ли условия об индексации к условиям оплаты труда, как, например, размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. В литературе обоснованно высказывается мнение о том, что условие об индексации может быть включено и в трудовой договор 1.

Таким образом, не является нарушением законодательства закрепление индексации и в трудовом договоре, и в локальном нормативном акте или коллективном договоре, соглашении. В случае расхождения условий индексации, закрепленных в трудовом договоре и локальном нормативном акте или коллективном договоре, соглашении, согласно ст. 8 ТК РФ будут применяться условия, улучшающие положение работника.

Следует отметить, что ранее действовавшая редакция ст. 41 ТК РФ, предусматривающая в ч. 4 норму об обязательном закреплении отдельных нормативных положений в коллективном договоре, если в законе и иных нормативных правовых актах содержалось прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре, противоречила ст. 134 ТК РФ. Последняя предоставляет работодателям право выбора формы закрепления способа индексации заработной платы, а ч. 4 ст. 41 обязывала стороны социального партнерства закреплять в коллективном договоре определенные положения. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ ч. 4 ст. 41 признана утратившей силу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В литературе обращается внимание на неоднозначность формулировки ст. 134 ТК РФ, которая позволяет работодателям толковать ее в двух смыслах 1. С одной стороны, работодатели обязаны производить индексацию, а с другой — установить в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте ее порядок.

Согласно первой позиции, непринятие (незаключение) соответствующего коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта не освобождает работодателя от обязанности по осуществлению индексации. За несоблюдение нормы работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ по двум основаниям: за непроизведение индексации и за неустановление ее порядка.

В соответствии со второй позицией работодатель обязан производить индексацию только в том случае, если порядок ее осуществления закреплен в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте. Однако инициирование подписания коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, устанавливающего порядок индексации, является правом, а не обязанностью работодателя.

Соответственно, за несоблюдение нормы работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ по одному основанию: за непроизведение индексации, если обязанность и порядок ее проведения закреплены в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте. Если же в указанных актах порядок индексации не закреплен, то наказать его за непринятие на себя такой обязанности нельзя, поскольку определение порядка индексации и акта, в котором он закрепляется, являются правом работодателя.

По мнению Т.С. Ивановой, наиболее правильным является первый вариант толкования нормы, поскольку законодатель достаточно четко указывает на обязанность работодателя индексировать заработную плату, предоставляя ему при этом определенные права, а именно: самостоятельно определить порядок индексации (периодичность, величину и др.), а также закрепить ее порядок в одном из актов, перечисленных в ст. 134 ТК РФ (коллективный договор, соглашение, локальный нормативный акт)2.

Мы также поддерживаем первую позицию и полагаем, что в силу ст. 134 ТК РФ на работодателе лежит обязанность как по закреплению порядка индексации в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, так и по произведению соответствующей индексации заработной платы.

1 См.: Иванова Т.С. Индексация заработной платы // Трудовые споры. 2007. № 6.

2 См.: Иванова Т.С. Указ. соч.

Ошибочно мнение, будто законодательством не предусмотрена ответственность работодателя за неустановление механизма индексации зарплат 1. Как указывалось выше, за несоблюдение требований ст. 134 ТК РФ работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Законодатель не устанавливает временных границ (периодов) для индексации. Такая обязанность возникает у работодателя с момента выплаты первой заработной платы первому работнику (в том числе исполняющему обязанности единоличного исполнительного органа организации).

Некоторые авторы предлагают указать в ст. 134 ТК РФ, что индексация заработной платы может осуществляться двумя способами: индексацией начисленной заработной платы или индексацией условий оплаты труда, предоставив тем самым работникам и работодателям возможность выбирать наиболее эффективный для них способ 2.

По нашему мнению, целесообразно закрепить в ст. 134 ТК РФ основные принципы индексации заработной платы, связанные с ее периодичностью и критериями исчисления. Эти правила обеспечат единство трудовых прав работников в сочетании с необходимой дифференциацией в рамках коллективно-договорного регулирования.

Одним из принципов индексации следует назвать положение о том, что ее уровень во внебюджетных организациях не может быть ниже уровня, установленного трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Кроме того, в целях обеспечения прав работников на индексацию заработной платы в случаях, когда работодатель не установил порядок индексации на локальном уровне, можно закрепить в ст. 134 ТК РФ обязанность работодателя индексировать заработную плату работников в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На наш взгляд, необходимо закрепить в ст. 129 ТК РФ определение понятия «индексация заработной платы» как увеличение работодателем заработной платы работника в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги для полной или частичной компенсации потерь работника в заработной плате в результате инфляции в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

1 См.: Рахманова С.Ю. Зарплата от А до Я. Юридические аспекты // СПС «Консультант-Плюс».

2 См.: Яковлев Р.А. Оплата и нормирование труда (комментарий к новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации) // Трудовое право. 2007. № 1.

Отсутствие легальной дефиниции понятия «индексация» приводит к различному толкованию судами способов и размеров индексации, что свидетельствует о существовании на практике различных способов индексации

Кроме того, целесообразно закрепить в ст. 22 ТК РФ обязанность работодателя индексировать заработную плату работника в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а в ст. 21 ТК РФ — право работника на такую индексацию.

А.Л. Благодир *

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ключевые слова: задачи правового регулирования, отрасль, право социального обеспечения, реализация правовых норм, правовые гарантии, способы защиты.

См.: СаликоваН.М. Международные стандарты в области оплаты труда и российское законодательство о заработной плате // Теоретические проблемы правового регулирования труда: международно-правовой и национальный аспекты: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2009. С. 96.

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Института (филиала) Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в г. Кирове.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *