Интегральный алгоритм

В этой статье мы опишем интегральный алгоритм быстрого чтения — это способ перекодирования исходной информации у людей, читающих быстро, более экономичен и эффективен.

Интегральный алгоритм чтения

Существует, так называемый «интегральный алгоритм чтения», иначе говоря последовательность знакомства с текстом.

  1. Название.
  2. Автор.
  3. Выходные данные.
  4. Тема, оглавление.
  5. Факты.
  6. Специфические особенности (графики, таблицы, картинки и т.д)
  7. Новизна и возможность практического использования информации.

Цель использования такого алгоритма состоит в том, чтобы извлечь из текста только ту информацию, которая отвечает (заполняет) блоки алгоритма.

Чтение по интегральному алгоритму — это организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками — блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия информация как бы укладывается в них. Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме. Представим себе что: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас запиской — поручением от домашних — быстро отбираете нужный товар. Теперь допустим, что по дороге записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бесцельно блуждаете по торговому залу, как в лабиринте, в надежде, что, увидев нужные предметы, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство читателей подобны именно такому покупателю, потерявшему записку — этот спасительный алгоритм умственных действий.

Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте

0 секунд Подсказка

Курс скорочтения онлайн
избранные упражнения

Кликните мышкой по всем цифрам последовательно (0,1,2,3 …),(а,б,в,г),(a,b,c,d,e)

Интегральный алгоритм чтения предполагает как бы «перекладывание» информации текста в свои 7 ящичков. Раскладывание по 7-ми полочкам:

  1. Наименование книги
  2. Автор
  3. Источник и его данные
  4. Основное содержание. Тема
  5. Фактографические данные
  6. Особенности излагаемого материала, которые кажутся спорными. Критика.
  7. Новизна излагаемого материала, возможность его использования в практической деятельности.

Желательно составить образ из семи объектов.

Например:

  1. Название мероприятия
  2. Дата старта экспедиции
  3. Состав экипажа
  4. Марка самолета
  5. Программа полета
  6. Что было сделано во время экспедиции
  7. Особенности данного полета

Тонкости при обучении быстрому чтению

Каждый массив информации требует определенной скорости чтения, а так же своей методики обработки информации в соответствии с прошлым опытом читающего человека. Важно помнить то, что скорость работы мозга определяет темп обработки информации .

Постулаты динамического чтения:

  • Устали? — Отвлекитесь. Чередуйте гуманитарные и технические тексты.
  • Связывайте полученные знания с приобретенными ранее . Систематизируйте Прочитал — продумал — решил что следует делать в будущем. Представил в уме — решил для себя как можно использовать.
  • Визуализируйте четкие цели перед чтением. Решите что вы хотите сделать с текстом. Какой метод чтения книги вы будете использовать просмотреть, найти какой либо факт, запомнить наизусть внимательно прочитать, …
  • Гибко меняйте скорость чтения. Мусор пропускайте.
  • Если нет применения знаниям — значит, напрасно тратил время.
  • Важный текст читайте вдумчиво. Перечитывайте важные моменты текста до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Формулируйте вопросы автору текста. Пишите обсуждайте полученную информацию с друзьями или на форумах.
  • Читайте на пике интереса. Скорочитать тексты, к которым нет интереса не удастся.
  • Активно перерабатывайте информацию. Читайте с записной книжкой.

Особенности быстрого чтения

Текст любой трудности читается один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления (по прочтении рассмотреть содержимое блоков алгоритма. Это последняя точка цикла работы над текстом.) прочитанного можно вернуться к повторному чтению. Если возникла необходимость в этом.

Что же дает применение алгоритмов в таком сложном процессе, как чтение? Использование алгоритмов чтения организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритм не исключает и творческого его толкования, допускает некоторые изменения в зависимости от конкретных текстов и установки чтения. Вспомните пять способов чтения. Рассмотрим интегральный алгоритм чтения. Слово «интегральный” означает, что действие алгоритма распространяется на весь текст в целом. Использование интегрального алгоритма при чтении подсказали некоторые особенности работы мозга человека, которые мы разбирали выше. Любой текст — это языковое выражение замысла автора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, основные языковые закономерности, общие между автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении. Это парное общение на одном языке.

Что такое алгоритм скорочтения?

Как известно, алгоритмом называется правило выполнения каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Если посмотреть внимательно, то алгоритмы окружают нас всюду. Например, войдя в трамвай, мы читаем надпись: «Пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти дальше в вагон”. Эта надпись не что иное, как двухблочный (купи билет + пройди и не мешай) алгоритм поведения человека, который, войдя в трамвай, становится пассажиром. Рационально ли пользоваться этим алгоритмом? Да, конечно, так как это упорядочивает действия всех пассажиров. Проезд без билета сулит неприятности, а скопление пассажиров на задней площадке создает неудобства. Однако не все пассажиры строго следуют этому алгоритму, отклоняются от него, не снижая, однако, эффективности их личных действий. Так, пассажир, имеющий месячный проездной билет, не задерживается у кассы, а сразу проходит в середину вагона. Такой пассажир имеет уже свой алгоритм действия.

Расширение угла зрения

Таблица Шульте Таблица Шульте Таблица Шульте
Расширение угла зрения Подсчитай числа

Тренировка диагонального чтения

Разорванный текст Перемешанные буквы в словах
воспринимайте текст блоками
Вращающийся текст
Чтение без гласных Чтение без пропусков между слов

Способ перекодирования исходной информации у людей, читающих быстро, более экономичен и эффективен

Здесь также уместно напомнить, что человек вообще предварительно программирует многие умственные действия, а не только чтение. Это было замечено еще К. Марксом, который в «Капитале” писал, что «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове”.

Есть основания полагать, что каждый читатель имеет как бы свои алгоритмы и предпрограммы чтения. Однако в эффективности этих программ у большинства читателей можно сомневаться. В самом деле, как часто приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения. Например, человек, читающий книгу, откроет то ее начало, то конец, то середину, и «прочитав” указанным способом около получаса, отложит ее в сторону.

Когда спросишь такого читателя, что вынес он из чтения, он затрудняется вспомнить даже название книги, а порой и автора, не говоря уже о ее содержании.

Что вы желаете увидеть?

Существует большое число тестов, которые подтверждают эту особенность человеческого восприятия — видеть не то, что показывают, а по привычке что-то другое. Проведем эксперимент. Вспомним замечательное пушкинское произведение «Пиковая дама”. Умозрительно выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание! Вы должны решить для себя вопрос: кого вам хотелось бы увидеть сейчас — девушку или старуху? Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рис. 6. Кого же вы увидели? Авторы этой книги неоднократно проводили этот эксперимент с учащимися курсов быстрого чтения и убедились, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием увидеть определенный персонаж и предопределялось фактическое восприятие образа с рисунка. А на рис. 6 изображен тест из серии так называемых картин с конкурирующими образами, где одновременно увидеть два лица невозможно, но они там изображены. И только после длительного рассмотрения удается увидеть и второй образ, а по первому впечатлению вы видите то, на что настроились.

Первые четыре блока алгоритма пояснять не надо. Пятый блок — фактографические данные — означает извлечение фактов из текста и смысловое их усвоение. Особенность шестого и седьмого блоков алгоритма в том, что оба они предполагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опыта, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиальным, другому, менее опытному, покажется новым, а критически настроенному читателю — спорным. Таким образом, эти оба блока предполагают активное участие читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслительных действий в процессе чтения.

Как же практически пользоваться этим алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе их заполнение содержанием. По ходу чтения текста мы рекомендовали учащимся нарисовать алгоритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения. В самом деле, как мы читаем? «Как придется”, — отвечают некоторые, а большая часть людей вообще никогда не задумывалась над этим.

Есть и еще один существенный довод в пользу применения алгоритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75% . Практически только 25% объема текста несут основной смысл для конкретного читателя и данного вида чтения. Умению найти и сосредоточить внимание при чтении на обработке только этого содержательного объема текста и помогает интегральный алгоритм. При его использовании значительно сокращается время перебора неинформативных элементов текста и, наоборот, более эффективно читается его содержательная часть. Здесь всегда реализуется автоматическое чтение с переменной скоростью: «пустые места” читаются на большей скорости, чем содержательная часть текста, имеющая конкретное значение.

Как же вырабатывается установка на чтение с применением алгоритма? Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются блоки: название, автор, выпускные (выходные) данные источника. Затем по мере чтения складывается представление о том, какой проблеме посвящена статья; это войдет в четвертый блок — основное содержание, тема. Уже в первых абзацах текста могут быть различные факты, фамилии, параметрические данные. Все эти сведения фиксируются в пятом блоке алгоритма.

Фильтрация содержимого текста

В процессе чтения текста читатель как бы фильтрует его содержание, отбирая и укладывая в блоки алгоритма только то, что соответствует названиям блоков. Вот, например, в тексте описывается конструкция нового электроавтомобиля, имеющего принципиальные отличительные особенности. Внимание! Это материал для заполнения шестого блока. Очень важно при чтении быть критически настроенным к содержанию текста. Как считают некоторые психологи, без критического отношения вообще читать не следует. Ваша позиция — согласие или несогласие с автором — также фиксируется в этом блоке алгоритма. Наконец вы закончили чтение. Что нового вы узнали из прочитанного, что можно практически применить в своей работе? Это данные для заполнения последнего, седьмого блока алгоритма.

Итак, чтение окончено? Для обычного, традиционного чтения может быть и так. Для быстрого чтения этого еще недостаточно. Завершение чтения еще впереди. Закончив чтение, читатель должен вновь представить зрительный образ интегрального алгоритма и проверить достаточность заполнения всех его блоков. Такой заключительный психологический акт анализа и синтеза текста помогает лучше его усвоить и запомнить. Психологи говорят: «Умей ставить точку”.

Пример зрительного представления интегрального алгоритма чтения

  1. Название.

  2. Автор.

  3. Выходные сведения.

  4. Основная идея.

  5. Фанты.

  6. Критика.

  7. Новизна

Очевидно, именно этот прием объясняет то, что читающие быстро лучше, полнее усваивают и запоминают прочитанное, чем те, кто читает медленно и главное неумело. Как показывает наш опыт, зрительное представление блоков интегрального алгоритма чтения значительно облегчает решение этой задачи.

Вместе с тем интегральный алгоритм чтения способствует подавлению еще одной вредной привычки — регрессии. Организованное, активное чтение в соответствии с блоками алгоритма заставляет читателя при однократном чтении хорошо понимать и усваивать текст. Непрерывное следование блокам интегрального алгоритма чтения, динамизм мыслительных процессов уже не оставляют времени для повторных возвратов глаз. Неуверенность, которая возникает вначале из-за боязни упустить что-то важное, ценное, сменяется затем убежденностью, что однократного чтения достаточно для глубокого усвоения прочитанного.

Для отработки устойчивого навыка такого чтения и его закрепления разработано основное правило чтения: текст любой трудности всегда читается только один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно вернуться к повторному чтению, если возникла необходимость в этом.

В этой статье описан интегральный алгоритм быстрого чтения

Другие статьи с сайта «Больше, чем скорочтение»

  • Метроном для быстрого чтения
  • 30 фишек скорочтения
  • Скорочтение
  • Скоростное чтение и запоминание
  • Читать онлайн техника скорочтения
  • Упражнения для увеличения скорости чтения

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать | Статьи на тему самосовершенствования | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык — тренировка иностранных языков | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | About

Чтение — это один из видов речевой деятельности, связан­ный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодиро­ванного с помощью графических символов, т.е. букв. Суть про­цесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графи­ческих символов и переводе их в мысленные образы.

В соответствии с этим процесс чтения состоит из двух основ­ных этапов: зрительное восприятие и осмысление (интерпрета­ция) прочитанного.

На первом этапе большую роль играют «технические» навыки чтения: острота зрения, скорость и характер движения глаз, раз­мер поля зрения и т.д. На втором этапе важны «интеллектуаль­ные» навыки чтения: умение выделять основную информацию, способность к запоминанию, концентрации внимания и т.д.

Все методики развития навыков чтения предусматривают со­вершенствование как «технических», так и «интеллектуальных» навыков чтения.

Культура чтения

Культура чтения — это умение использовать те факторы, на­выки и умения, которые помогают сделать чтение продуктивным. Техника чтения является составным элементом культуры чтения.

Факторы, влияющие на продуктивность чтения, условно разде­ляются на объективные (относящиеся к внешней, окружающей человека среде) и субъективные (характерные для человека).

К объективным факторам относятся:

поза при чтении;

освещенность текста;

внешние шумы;

продолжительность непрерывногочтения;

физическая утомляемость;

внутреннее проговаривание читаемого текста;

объем словаря.

К субъективным факторамотносятся:

психологическая готовностьк чтению;

размер поля зрения;

активность мышления;

стратегия чтения;

психическая утомляемость;

развитость внимания.

Рассмотрим некоторыефакторы более подробно.

Поза при чтении

Наблюдения, проведенные в Школе рационального чтения, показали, что если человек не следит за своей позой во время чтения, то через некоторое время продуктивность чтения стре­мительно снижается и остается на этом низком уровне до конца чтения.

Происходит это потому, что читатель незаметно для себя на­чинает изменять положение рук, ног, корпуса тела, т.е. соверша­ет лишние действия, в результате чего сосредоточенность внима­ния начинает снижаться и продуктивность чтения падает.

Наиболее удобной считается поза, при которой читатель си­дит прямо на стуле за столом, не напрягаясь. Руки при этом ле­жат на столе, причем локти — на краю стола. Рядом должна на­ходиться бумага или тетрадь для ведения записей во время чте­ния, что положительно влияет на качество усвоения материала. Настольная лампа должна быть расположена слева, если человек правда, или справа, если он левша. Расстояние от книги до глаз должно быть равно примерно 35 — 40 см. Книгу следует распола­гать наклонно, чтобы все строки находились на одном расстоя­нии от глаз. Рекомендуется использовать подставку для книг.

Можно подобрать несколько удобных для чтения поз, соот­ветствующих различным условиям чтения: дома, в библиотеке, на рабочем месте. Например, если вы работаете с учебным или научным текстом, следует сидеть за письменным столом, а если читаете художественную литературу или периодику — в кресле.

Освещенность текста

Оптимальное освещение текста при чтении — это рассеянный дневной свет, не слишком яркий. Электрическая лампочка тоже не должна быть слишком яркой (30—40 Вт), и ее лучи должны падать на книгу, а не на глаза.

Внешние шумы

Внешние шумы снижают продуктивность чтения, так как пе­реключают внимание с текста на объект шума.

Рекомендуется научиться не оценивать шумы. Можно слышать шум, но не слушать его. Например, включенный радиоприемник или телевизор отвлечет вас от раздражающих уличных шумов.

Некоторые люди могут плодотворно работать при любом шуме, другим нравится читать под музыку или при включенном радиоприемнике или телевизоре. По убеждению специалистов, каж­дый должен работать в тех условиях, к которым он привык.

Для достижения наибольшей производительности чтения реко­мендуется создавать не абсолютную, а относительную тишину — например, легкий гул, шелест страниц в читальном зале способ­ствуют наилучшему усвоению текста. Доказано, что в полной тишине внимание поддерживать труднее, чем при слабом монотонном шуме.

Продолжительность непрерывного чтения

Длительное непрерывное чтение вызывает физическую уста­лость глаз и мышц тела, что приводит к психической утомляемо­сти, при которой желание читать пропадает и продуктивность падает. Установлено, что утомление наступает через 15—20 мин. после начала чтения в зависимости от сложности текста и инте­реса к нему, а далее внимание к тексту снижается.

Для преодоления утомляемости рекомендуется делать регулярные перерывы по 0,5—2 мин. через каждые 15—20 мин., во время ко­торых следует выполнять упражнения, способствующие релакса­ции. Таким образом, в течение всего рабочего дня можно рабо­тать с полной отдачей, отводя на отдых лишь 10—20 мин.

Недостатки традиционного чтения

Навыкам чтения любого человека свойственны некоторые осо­бенности, которые снижают продуктивность этого процесса. Спе­циалисты называют эти особенности недостатками традицион­ного чтения, подчеркивая их универсальный характер. Существо­вание подобных недостатков объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Главной их причиной можно счи­тать недостаточное внимание, уделяемое приемам техники раци­онального чтения в процессе обучения школьников.

Следующие основные особенности чтения препятствуют эф­фективному и быстрому восприятию прочитанного.

Регрессии, т.е. неоправданные возвраты к уже прочитанному. Этот недостаток самый распространенный. Почти все люди чита­ют любой текст дважды независимо от его сложности. При тради­ционном чтении количество регрессий составляет в среднем 10— 15 на каждые 100 слов, что, безусловно, замедляет процесс чтения.

Основной способ преодоления регрессий — самоконтроль: приступая к чтению, следует создать установку на чтение без регрессий и контролировать себя в процессе чтения.

Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого тек­ста. Эта привычка формируется еще в детстве, когда ребенок учится читать. Постепенно между читаемым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь, и текст прогова­ривается сначала вслух, потом шепотом, а затем «про себя».

Движения губ, языка и других органов речи при чтении «про себя» затормаживаются лишь внешне — в действительности они находятся в постоянном скрытом движении, интенсивность которого зависит прежде всего от уровня развития навыков чтения и слож­ности текста. Внутреннее проговаривание значительно тормозит скорость чтения, поскольку скорость проговаривания в 4 раза меньше скорости работы мысли. Отсюда следует, что, избавив­шись от проговаривания, вы будете читать в 3—4 раза быстрее.

Существуют различные способы преодоления указанного не­достатка: самоконтроль, специальные упражнения, например чтение с зажатым между зубами языком, чтение с одновременным про­изношением вслух, например алфавита, счета, стихотворения и т.д., чтение с простукиванием ритма.

Небольшое поле зрения. Поле зрения — это участок текста, чет­ко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. Обыч­но поле зрения человека составляет 1,5—2 слова (10—15 букв)заодну фиксацию. Таким образом, при традиционном чтении гла­зам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, поэтому процесс чтения более эффективен. Человек, обученный технике чтения, за одну фик­сацию взгляда может воспринимать не 2—3 слова, а всю строку, а иногда и абзац.

Слабое развитие навыков смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки называют также явлением антиципации. При отсутствии такого умения че­ловек вынужден читать каждое слово полностью, хотя иногда при прочтении первых 2—3 букв смысл слова становится достаточ­но ясным. Точно так же по сочетаниям слов в предложении часто можно судить о том, какое слово будет написано дальше.

Для развития навыков смыслового прогнозирования рекомен­дуется выполнять специальные упражнения — чтение текстов с пропусками отдельных букв или слов.

Низкий уровень организации внимания. Внимание — это катали­затор процесса чтения. Скорость чтения большинства людей на­много ниже скорости, возможной при наличии навыков контро­лирования внимания. У человека, читающего медленно, не мо­жет долго сохраняться внимание, а следовательно, и интерес к тексту. Чтение становится механическим, и смысл прочитанного не уясняется. Умение управлять своим вниманием — важнейшее свойство, которое необходимо тренировать для совершенствова­ния навыков чтения.

Рекомендуется выполнять специальные упражнения, повыша­ющие концентрацию и устойчивость внимания.

Отсутствие гибкой стратегии чтения. Обычно люди в процес­се чтения не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. Поэтому многие, прочитав текст, не помнят его названия, автора, не могут выделить основные идеи, кратко изложить содержание прочитанного. Один из важных при­емов чтения — использование различных программ, или алго­ритмов чтения.

Специальные приемы, позволяющие преодолеть перечислен­ные недостатки, требуют регулярных и целенаправленных заня­тий. Один из таких приемов — умение выбрать необходимый спо­соб чтения в зависимости от цели.

Способы чтения

Перед началом чтения необходимо выбрать определенный ре­жим этого процесса в зависимости от текста, который предстоит прочитать, и цели чтения. Рекомендуется классифицировать тек­сты, предназначенные для прочтения, в зависимости от цели чтения.

В наиболее общем виде такая классификация выглядит следую­щим образом:

-тексты, которые необходимо подробно изучить;

-тексты, с которыми следует ознакомиться;

-тексты, которые могут предоставить определенную информацию.

Отнесение текста к той или иной группе определяется не его стилистической и жанровой принадлежностью, а исключительно прагматической установкой человека. Например, статья из попу­лярного журнала, которую необходимо детально изучить, чтобы использовать содержащиеся в ней данные при составлении обзо­ра, реферата и т.п., будет отнесена к первой группе; если же журнал читается в развлекательных целях, то та же статья будет отнесена ко второй группе; наконец, если в данной статье содер­жатся некоторые интересующие вас сведения (например, стати­стические данные), то ее следует отнести к третьей группе.

Способы (виды) чтения — это стратегии, используемые при чтении текстов различных групп и избираемые в зависимости от цели и задач чтения. Существуют следующие основные способы чтения.

Углубленное чтение

В данном случае цель чтения — понять, какую проблему ре­шает автор, каковы его точка зрения и выводы. Для этого необходимо осмыслить структуру текста, сопоставить выводы автора с собственными рассуждениями. При этом обращается внимание на детали текста, производятся их анализ и оценка. В результате текст должен быть полностью усвоен, вся информа­ция должна быть переработана. Необходимо постараться запом­нить основную часть текста, чтобы впоследствии ею можно было воспользоваться.

Для наиболее глубокогои подробного усвоения текста реко­мендуется уяснить:

-основную идею автора;

-вопросы, которые он рассматривает для доказательства своей идеи, аргументы, которые он приводит;

-основные выводы автора.

Иногда такой способ чтения называется аналитическим, изу­чающим, творческим и т.п. Его используют при чтении текстов первой группы — учебников, текстов, освещающих незнакомую, сложную тематику.

При углубленном чтении рекомендуется использовать специ­альные правила работы с текстом, т.е. интегральный и диффе­ренциальный алгоритмы чтения, которые будут рассмотрены в дальнейшем.

Ознакомительное чтение

Цель чтения — общее ознакомление с содержанием текста, при котором, как правило, внимание уделяется только основной информации, а идея автора не подвергается анализу.

При таком способе чтения достаточно уяснить существенные факты, которые содержатся в тексте, а также запомнить выход­ные данные (где и когда текст опубликован).

Такой способ используют при чтении текстов второй груп­пы — публицистической литературы (газетных и журнальных статей), а иногда и художественной литературы.

Выборочное чтение

Если вас интересует вполне определенная информация, со­держащаяся в тексте (например, статистические данные, описа­ние какого-то события и др.), или привлекает новизна приводи­мых сведений, то следует использовать способ выборочного чте­ния. При этом можно не анализировать все факты, приводящие­ся в тексте, — достаточно понять, что нового, важного и полез­ного для вас содержится в нем.

Такой способ чтения используют при чтении текстов третьей группы — это могут быть тексты любого жанра и стиля: научно­го, официально-делового, публицистического, художественного.

Чтение-просмотр

Это одна из разновидностей выборочного чтения, которая используется для предварительного ознакомления с книгой. Та­кой способ заключается в том, что читатель обращает внимание лишь на оглавление книги (в котором отмечает наиболее важные положения автора), предисловие и заключение, на основании чего определяет целесообразность покупки этой книги, заказа ее в библиотеке, способ чтения и т.п.

Сканирование

Еще одна разновидность выборочного чтения. Сканирова­ние — это быстрый просмотр текста с целью поиска интересую­щих фамилий, слов, фактов и т.п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру страницы и зрение является избирательным, поскольку читатель имеет установку найти только интересующие его данные. Чтобы овладеть таким спосо­бом чтения, необходимо развивать приемы техники чтения, в частности расширять поле зрение, тренировать избирательность внимания и т.д. Человек, овладевший этим способом чтения, может читать в 2—3 раза быстрее, чем читающий традиционно.

Быстрое чтение

Этот способ чтения требует специальной тренировки и харак­теризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Он предусматривает соблюде­ние определенных правил (выполнение алгоритмов) и по глуби­не понимания и запоминания не уступает углубленному чтению. Технике такого чтения обучают в Школе быстрого чтения Олега Андреева, а также в Школе рационального чтения.

Алгоритмы чтения

Алгоритм чтения — последовательность мыслительных действий при восприятии главных фрагментов текста, основанных на пра­вилах обработки текста в соответствии с поставленной целью. Ис­пользование алгоритмов при чтении повышает эффективность этого процесса. Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого тол­кования текста, допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели. По мнению психологов, каждый человек имеет свои алгоритмы и программы чтения. Однако их эффектив­ность у большинства читателей довольно низкая. Необходимо научиться более организованной работе с текстом.

Интегральный алгоритм чтения

Интегральный алгоритм чтения — это последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распрост­раняется на весь текст в целом. Цель интегрального алгоритма — защита мозга от избыточной информации.

Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточной информацией, которая достигает иногда 75%. С одной стороны, эта избыточность заложена в самой структуре языка. С другой стороны, избыточ­ность часто обусловлена склонностью многих людей к многословию, стремлением придать своей речи наукообразный стиль и т.п.

Пример избыточности речи приведен в книге «Учитесь быстро читать»: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, сказать так: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому.Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парно­копытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имею­щего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

Избыточность приведенного текста близка к 100%. Использо­вание интегрального алгоритма чтения позволяет извлечь из тек­ста действительно полезную информацию: название текста (ста­тьи, книги и т.п.), имя и фамилия автора, выходные данные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, фактографи­ческие данные, собственная оценка прочитанного с точки зре­ния новизны содержания и возможности использования его на практике. Перечисленные показатели и составляют основу интег­рального алгоритма чтения.

Блоки алгоритма

1. Название читаемого источника(Н).

2. Автор (А).

3. Выходные данные: место издания, издательство, год изда­ния, номер, дата и т.п. (В).

4. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассмат­риваемые проблемы (О).

5. Фактографические данные: конкретные факты, имена соб­ственные, даты и т.п. (Ф).

6. Новизна материала, его критическая оценка (К).

7. Возможность использования на практике (П). Приведенный алгоритм отражает последовательность запоми­нания полезной информации текста. Перед началом чтения нуж­но зрительно представить себе эти блоки алгоритма и в процессе чтения как бы фильтровать содержание текста, относя к блокам алгоритма только то, что соответствует их названиям.

Чтобы закрепить процесс чтения с использованием интегрального алгоритма, сделать этот процесс автоматическим, рекомендует­ся образно представить алгоритм в виде рисунков или геометри­ческих фигур, содержащих условные обозначения его блоков, например:

Заполнив блоки алгоритма, вновь представьте себе его зри­тельный образ и проверьте, все ли блоки заполнены. В зависимо­сти от цели чтения и жанра текста можно исключать некоторые блоки или, наоборот, детализировать их. Заключительный анализ и синтез прочитанного поможет лучше усвоить и запомнить текст.

Методика освоения интегрального алгоритма чтения

1. Ежедневно медленно читайте одну — две интересующие вас статьи в газете, держа лист бумаги с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте за­полнение всех блоков алгоритма.

2. Ежедневно читайте одну — две статьи как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но мысленно представляя его. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом. Эти упражнения надо выполнять регулярно в течение 2—3 недель. В конце концов чтение по интегральному алгоритму станет при­вычным и не будет представлять никаких трудностей.

Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 2866;

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения» !

В дополнение к предыдущим способам конспектирования () приведу еще один. Он хорошо подойдет для сжатия и визуализации текста художественной книги, хотя в принципе может быть использован и для других типов книг.

Этот способ описан в книге Королевой Г.В «Технология эффективного чтения». И хотя книга предназначена для учителей, но полезность ее распространяется на всех, работающих с текстовой информацией.

Я уже говорил, что образование должно закладывать навыки для последующего самообразования и саморазвития. И одна из таких практических технологий – алгоритм усвоения и визуализации мышления в виде логических схем.

Четкие последовательные действия из чтения, как хаотичного неорганизованного процесса становятся программой эффективного чтения. Пассивное созерцание текста превращается в активную работы с текстом.

Нужно лишь знать — какие действия и операции необходимо сделать в процессе чтения, чтобы сэкономить силы и время и качественнее усваивать информацию, а также дольше ее сохранять в памяти.

Сжать текст без потери смысла предлагается на основе алгоритмов эффективного чтения с применением интегрального и дифференциального алгоритмов. (авторы: Кузнецов, Хромов, Андреев).

Дифференциальный алгоритм чтения

Из дифференциального алгоритма используются:
— опорные слова (несут основную смысловую нагрузку),
— опорные сети (комбинация опорных слов и дополнительных слов, помогающих в сжатом виде понять содержание),
— смысловые доминанты (главная смысловая часть текста, которая может быть выражена своими словами, — это главная мысль текста).

Пример:

Опорная сеть: лев и медведь добыли мяса. Никто не уступал. Бились, ослабели. Лиса подхватила мясо и убежала.

Домината: если спорщики не уступают друг другу, то проигрывают оба.

Домината в данном случае носит моральную составляющую. Это чаще для художественных произведений. Для технических – доминанта более конкретна.
Причем доминанта или трактовка — всегда индивидуальна.

Интегральный алгоритм чтения

Из интегрального алгоритма используется графическая форма, состоящая из 7-ми блоков, что позволяет визуализировать содержание текста.

Идеи — это самостоятельно сформулированное главное из текста.

Резюме:
Найти в тексте нужное и важное, ценное – эту задачу решает дифференциальный алгоритм чтения.
Сохранить эту информацию поможет интегральный алгоритм чтения (интегральный поскольку распространяется на весь текст в целом).

Дифференциальный алгоритм защищает мозг от избыточной информации, а интегральный – помогает обработать выбранную информацию, структурировать ее и хранить в наглядно представленной форме.

Интегральный алгоритм представляется в зрительном образе. Для создания зрительного образа можно использовать некую фигуру, например звезду с количеством лучей, соответствующим числу героев книги.

Четыре героя Пять героев

Как вписать в этот зрительный образ все составляющие алгоритма ?

Для этого вводятся условно графические обозначения соответствующих блоков.

Один из вариантов, приведенный в указанной книге ниже:

Чтобы использовать предлагаемую методику необходимо более внимательно изучить дифференциальный и интегральный алгоритмы чтения. Книги, в которых рассказывается об этих алгоритмах приведены .

*****

То что можно повысить эффективность чтения за счет активной работы с текстом, думаю, не вызывает сомнений.

Попробуйте применить предлагаемую технологию алгоритмического усвоения и визуализации и почувствуйте разницу. Разницу между пассивным созерцанием текста и активной работы с текстом.

Буду рад, если вы напишите о полученных результатах.

С уважением, Медведев Николай.

Интегральный алгоритм чтения – последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распространяется на весь текст в целом. Цель интегрального алгоритма – защита мозга от избыточной информации.

Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает иногда 75 %. Эта избыточность возникает, с одной стороны, по объективным причинам – она заложена в самой структуре языка.

Например, окончания слов иногда избыточны, в чем можно убедиться, проделав приведенные выше упражнения на выработку смысловой догадки.

С другой стороны, избыточность часто возникает из-за склонности многих людей к многословию, из-за стремления придать своей речи наукообразный стиль и т. п.

Анализ избыточности в речи провел В. Сухачевский, специальный корреспондент газеты «Известия». Он писал: «Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, сказать так: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100 %. Использование интегрального алгоритма чтения позволяет преодолеть подобную «пустоту» текста и извлечь из него действительно полезную информацию. Полезной информацией, содержащейся в тексте, является: название текста (статьи, книги и т. п.), имя и фамилия автора, выходные данные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, фактографические данные, собственная оценка прочитанного с точки зрения новизны содержания и возможности использования на практике. Перечисленные показатели и составляют основу интегрального алгоритма чтения.

В нашей прошлой беседе, выполняя первые задания, вы определили свои недостатки чтения и его начальную скорость. Часто нас спрашивают: чело­век, освоивший быстрое чтение, так теперь и читает быстро все подряд? Конеч­но же, нет.

Быстрое чтение имеет физические границы применения. Мы предлагаем разбить все способы чтения на пять групп. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задача­ми и бюджетом времени. Быстрое чтение — вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме времени на его долю приходится большая часть.

Значительную часть информации мы получаем за счет других способов чтения, среди которых основными являются:

1) углубленное;

2) быстрое;

3) панорамное быстрое;

4) выборочное;

5) чтение-просмотр и чтение-сканирование.

Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Вы не просто читаете текст и выясняете непонятные места, а, основываясь на своем знании, опыте, рассматриваете вопрос критически, творчески, находите сильные и слабые сто­роны в объяснениях, даете самостоятельное толкование положениям и вы­водам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал, повышает активность на занятиях. Таким способом читаются учебники, тексты по незна­комой, сложной теме.

Быстрое чтение. Этот способ достаточно подробно разбирался выше. Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает совершенства, частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое чтение. Это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные трени­ровочные упражнения со стереотаблицами, обучающийся добивается сущест­венного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект так назы­ваемой фузионной дивергенции, т. е. разведение зрительных осей глаз. За счет этого повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное чтение. Это разновидность быстрого чтения, при ко­тором избирательно читаются отдельные разделы текста. Читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Метод выборочного чтения очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предваритель­ного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги листаются до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.

Чтение — просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, несмотря на его простоту, владеют немногие. Вот как описывается, например, техника чтения известного русского библиофила Н. А. Рубакина, в совершенстве ею владевшего: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал ее в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был составлен».

Сканирование—быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали эксперименты, человек, читающий быстро, вы­полняет этот поиск в два-три раза быстрее читающего традиционно. Раз­вивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, ему удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.

Рассмотренные пять способов чтения показывают сложность и много­образие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естествен­ного и простого процесса, как чтение. Овладение каждым из них так же важ­но, как и формирование навыка быстрого чтения. Искусство чтения предпо­лагает умение каждый раз выбирать соответствующий режим в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *