Инвентаризация расчетов

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 12

1. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам.

2. Инвентаризация расчетов с поставщиками.

3. Инвентаризаия расчетов с покупателями и заказчиками.

4. Инвентаризация расчетов с бюджетном и внебюджетными фондами.

5. Инвентаризация расчетов с работниками организации и подотчетными суммами.

1. Задача инвентаризации – определение реального состояния расчетов и выявление задолженности, не реальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме ИНВ-17. В этой справке указываются:

реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;

дата и причина возникновения задолженности;

сумма задолженности.

Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17

Инвентаризация включает проверку расчетов с:

— покупателями и поставщиками (сч. 60, 62, 76);

— банками по займам, кредитам (сч. 66, 67);

— бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам (сч. 68,69);

— работниками, в том числе подотчетными лицами (сч. 70, 71, 73, 76/4);

— другими дебиторами и кредиторами (сч.76).

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреж­дениями по ссудам (по терминологии Методических указаний по инвента­ризации имущества и финансовых обязательств), с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия в результате документальной проверки должна установить обоснованность, полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с формированием и движением дебиторской и кредиторской задолженности по всем видам расчетов.

Последовательно анализируется каждый вид инвентаризируемого расчета:
Расчеты по кредитам и займам (сч. 66, 67)

Проверяются кредиты, выданные организации банками и другими кредитными учреждениями по каждому кредитному учреждению и кредитному договору. Проверяется правомерность их учета в составе краткосрочных (со сроком погашения не более 12 месяцев) или долгосрочных (со сроком погашения более 12 месяцев) обязательств в соответствии с договором.

Займы, привлеченные путем выпуска и размещения облигаций, учитываются обособленно.

Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно. Учет расчетов с кредитными организациями, заимодавцами и векселедателями в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется обособленно.

Проверяется правильность и своевременность начисления к уплате причитающихся процентов по полученным кредитам и займам. Начисленные суммы процентов учитываются обособленно.

2. Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами в первую очередь заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Как правило, инвентаризация расчетов проводиться по окончании календарного года, перед составлением годовой отчетности.

В ходе проведения инвентаризации необходимо установить общий размер дебиторской и кредиторской задолженности. При этом необходимо выявить задолженность подтвержденную дебиторами, не подтвержденную (выявить причины расхождений), а также с истекшим сроком исковой давности. По отношению к кредиторской задолженности необходимо также выявить основание задолженности, дату возникновения обязательства, а также сроки погашения задолженности, установленные договорами или иными соглашениями.

При проведении инвентаризации расчетов с различными дебиторами и кредиторами можно выделить следующие направления проверки:

— инвентаризация расчетов с поставщиками;

— инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками;

— инвентаризация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

— инвентаризация расчетов с персоналом организации и подотчетных сумм.

При проведении налоговой инвентаризации расчетов с банками, различного рода кредитными учреждениями, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами в первую очередь заключается в проверки обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации необходимо, во-первых, установить правильность осуществления расчетов с банками, налоговыми органами, во-вторых, проверить правильность и обоснованность числящейся по данным бухгалтерского учета суммы задолженности по выявленным недостачам и хищениям, и в-третьих необходимо произвести проверку правильности и обоснованности сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.

Для осуществления своей хозяйственной деятельности организации приходиться приобретать различные товары, материалы, услуги у других организаций — поставщиков. Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учете используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На этом счете отображаются данные о расчете с поставщиками за:

— полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы, потребленные услуги;

— излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при приемке;

— транспортные услуги;

— товарно-материальные ценности, работы или услуги на которые не поступили расчетные документы от поставщиков.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно.

Расчеты с поставщиками могут осуществляться как в безналичной форме — через расчетный счет, так и наличными, как правило, через кассу организации. При осуществлении таких расчетов может возникать как дебиторская, так и кредиторская задолженность.

Главной задачей проведения инвентаризации является установление инвентаризационной комиссией путем документальной проверки правильности и обоснованности числящихся в бухгалтерском учете сумм дебиторской и кредиторской задолженности, включая дебиторскую и кредиторскую задолженность по которым истекли сроки исковой давности.

При проведении инвентаризации расчетов с поставщиками составляются акты сверки, которые предназначаются для анализа состояния расчетов, выявления задолженностей, переплат и источников их формирования. Данные акты составляются по каждому контрагенту, причем они могут быть сформированы, как по всем заключенным с поставщиком договорам, так и по каждому договору отдельно, за проверяемый период. В акте также содержаться данные о состоянии расчетов на начало периода, обороты за период — отдельно возникновение задолженности и отдельно погашение, а также задолженность на конец периода формирования акта сверки. Данный акт подписывается представителями обоих организации, заверяется печатями и включает в себя сведения о состоянии проверяемых расчетов у поставщика. В случае выявления расхождений с данными поставщика, необходимо выявить причины расхождений и внести необходимые исправления. Сальдо на конец периода должно совпадать с данными поставщика.

Необходимо также провести проверку по следующим видам расчетов:

— в ситуациях когда товары были оплачены, расчетные документы по ним поступили, но сами они еще не доставлены поставщиком, т.е. находятся в пути;

— в ситуациях, когда на полученные товары услуги не поступили платежно-расчетные документы — неотфактурованные поставки.

В ходе проведения проверки расчетов с поставщиками по товарам в пути, необходимо выявить их количество и стоимость, полученные результаты необходимо занести в «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути» (форма ИНВ-6).

При инвентаризации расчетов с поставщиками по неотфактурованным товарам следует помнить, что такие поставки принимаются к бухгалтерскому учету по цене, указанной в договоре, при этом предполагается последующее уточнение себестоимости.

В независимости от момента получения платежно-расчетных документов поступившие товарно-материальные ценности должны быть оприходованы при проведении инвентаризации расчетов количество и стоимость данных ценностей определяется на основании «Акта о приемке материалов» по форме № М-7, «Акта о приемке товара, поступившего без счета поставщика» по форме ТОРГ-4.

В соответствие с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерский учет таких операции может происходить в обычном порядке, т.е.:

— Дебет 10 «Материалы», 41 «Товары» — Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражена задолженность перед поставщиком за поступившие материалы, товары.

— Либо с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Однако использование предприятиями этого метода учета на практике встречается не часто.

Если необходимо откорректировать стоимость поступивших неотфактурованных товарно-материальных ценностей при получении платежно-расчетных документов, необходимо в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Дебет 10 «Материалы» субсчет в зависимости от вида материала Кредит 10 «Материалы» субсчет «Неотфактурованные материалы» — отражена стоимость неотфактурованных материалов после получения платежно-расчетных документов от поставщика;

Сумма задолженности перед поставщиком корректируется одной из следующих проводок:

Дебет 10 «Материалы», субсчет «Неотфактурованные материалы» — Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — Кредит 10 «Материалы», субсчет «Неотфактурованные материалы».

Если при проведении инвентаризации была выявлена кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности в бухгалтерском учете необходимо сделать следующую проводку:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — Кредит 99 «Прибыли и убытки».

Все полученные результаты при проведении инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками заносятся в «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17.

3.Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками используют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами». Аналитический учет ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету.

Аналитический учет должен быть построен таким образом, что бы обеспечивать возможность получения следующих данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно.

Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками заключается в первую очередь в проверки правильности и обоснованности сумм задолженности по оплате или переплате (предоплате) за отгруженные товары, оказанные услуги, отраженных на счетах 62 «Расчеты с покупателями» или 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами». В первую очередь, при проведении инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо обратить внимание на наличие сумм дебиторской задолженности, особенно на те суммы, по которым истек срок исковой давности.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты деятельности предприятия.

Если в соответствии с учетной политикой предприятия резерв для списания сомнительных долгов предусмотрен, то, в случае списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в бухгалтерском учете необходимо сделать следующую запись:

Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам» — Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами» — списаны долги покупателей и заказчиков за счет резервов по сомнительным долгам.

В случае отсутствия такого резерва, или его нехватки для покрытия задолженности — дебиторская задолженность относиться непосредственно на финансовый результат.

Для целей налогообложения убытки полученные предприятием от списания дебиторской задолженности включаются во внереализационные доходы.

Все полученные результаты при проведении инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками также заносятся в «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17.

4.Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации используют счет68 «Расчет по налогам и сборам». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации используют счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Главной задачей инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является сверка данных о состоянии расчетов с бюджетом в на счетах бухгалтерского учета организации с данными налоговой инспекции. Для чего необходимо заказать справку о состоянии расчетов.

После того, как из налоговой инспекции получена справка о состоянии расчетов с бюджетом по форме 39-1, необходимо сверить полученные данные с данными на счетах бухгалтерского учета, если существуют расхождения — выявить причины расхождений, оплатить имеющуюся задолженность, если имеется переплата — осуществить возврат данной суммы или зачет, оплатить пени и штрафы.

Все полученные результаты при проведении инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками также заносятся в «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17.

5. Главная задача инвентаризации расчетов с работниками организации является проверка, обоснованность и документальное подтверждение данных о состоянии расчетов с персоналом организации.

Данные о состоянии расчетов с персоналом организации и подотчетных сумм отражаются на следующих счетах бухгалтерского учета:

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации используется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»). Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации.

Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы, используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).

Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

Для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами используют счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

К счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» могут быть открыты субсчета:

73-1 «Расчеты по предоставленным займам»;

73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.

На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчеты с работниками организации по предоставленным им займам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.). По дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» отражается сумма предоставленного работнику организации займа в корреспонденции со счетом 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета».

Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется по каждому работнику организации.

Все полученные результаты при проведении инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками также заносятся в «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17.

Выявление сомнительных и безнадежных долгов покупателей, заказчиков, персонала по прочим операциям перед организацией. Документальное оформление, учет и обобщение результатов инвентаризации расчетов и обязательств.

По результатам инвентаризации расчетов выявляются сомнительные и безнадежные долги покупателей, заказчиков, персонала перед организацией.

Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в бухгалтерском учете сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Таким образом, по результатам инвентаризации дебиторская (кредиторская) задолженность по каждому обязательству в соответствии с условиями заключенных договоров и с учетом срока погашения может быть классифицирована следующим образом:

·задолженность, по которой срок погашения еще не наступил;

·задолженность, по которой срок погашения уже прошел.

Кроме того, по просроченной дебиторской и кредиторской задолженности определяется срок ее исковой давности, и устанавливаются обстоятельства, прерывающие данный срок. Согласно ст. 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности — три года. При этом срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (ст. 192 ГК РФ). Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. И прерывается, согласно ст. 203 ГК РФ при предъявлении иска в установленном порядке, а также при совершении обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (например, подписания акта сверки, соглашения о реструктуризации и т.д.). После перерыва течение срока исковой давности начинается заново и время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Если организация создала резерв по сомнительным долгам, то суммы списываемой задолженности относятся на счет средств резерва сомнительных долгов, иначе — на финансовые результаты.

Признание дебиторской задолженности убытком из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Списанная дебиторская задолженность должна учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» с целью контроля за изменением имущественного положения должника. Аналитический учет по счету 007 ведется по каждому контрагенту, чья задолженность списана в убыток, и каждому списанному в убыток долгу.

С помощью приведенных ниже типовых проводок отражаются результаты инвентаризации расчетов с дебиторами в бухгалтерском учете организации.

Д К Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
Порядок отражения инвентаризации расчетов с дебиторами в случае, если в организации создан резерв по сомнительным долгам
Отражаем списание дебиторской задолженности при наличии в организации резерва по сомнительным долгам Сумма списанной задолженности Бухгалтерская справка-расчет, Акт сверки с контрагентом
Отражаем списанную дебиторскую задолженность на забалансовом счете для дальнейшего контроля Сумма списанной задолженности Бухгалтерская справка-расчет, Акт сверки с контрагентом
Порядок отражения инвентаризации расчетов с дебиторами в случае, когда резерва по сомнительным долгам нет
91/2 Отражаем списание дебиторской задолженности при отсутствии в организации резерва по сомнительным долгам Сумма списанной задолженности Бухгалтерская справка-расчет, Акт сверки с контрагентом
Отражаем списанную дебиторскую задолженность на забалансовом счете для дальнейшего контроля Сумма списанной задолженности Бухгалтерская справка-расчет, Акт сверки с контрагентом
Порядок отражения сумм, поступивших в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности
91/1 Отражаем поступление взысканной задолженности на расчетный счет Сумма взысканной задолженности Банковская выписка
Списываем поступившую сумму задолженности с забалансового счета Сумма взысканной задолженности Бухгалтерская справка-расчет

Резервы по сомнительным долгам используются для покрытия убытков, полученных от безнадежных долгов. К безнадежным долгам относят те долги, срок исковой давности по которым истек или, в соответствии с гражданским законодательством, либо само обязательство было прекращено.

К сомнительным долгам относят любую задолженность перед налогоплательщиком, которая была образована в следствии реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг и т.д., если эта задолженность не погашена в срок, в соответствии с заключенным договором, и не обеспечена банковской гарантией, залогом, поручительством.

Действующим на сегодняшним законодательством, не предусмотрено, обязательное наличие резерва по сомнительным долгам для организации, поэтому решение о создании такого резерва принимается организациями самостоятельно, и обязательно отображается в учетной политики организации.

Размер создаваемого резерва по сомнительным долгам, в соответствии с НК РФ, определяется исходя из результатов от проведенной на последнее число отчетного периода инвентаризации, и исчисляется следующим образом:

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии с НК РФ. Если сумма образованного резерва по сомнительным долгам не была израсходована полностью налогоплательщиком в отчетном периоде, она может быть перенесена на следующие периоды.

Размер создаваемого резерва по сомнительным долгам, в соответствии с НК РФ, определяется исходя из результатов от проведенной на последнее число отчетного периода инвентаризации, и исчисляется следующим образом:

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии с НК РФ. Если сумма образованного резерва по сомнительным долгам не была израсходована полностью налогоплательщиком в отчетном периоде, она может быть перенесена на следующие периоды.

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии с НК РФ. Если сумма образованного резерва по сомнительным долгам не была израсходована полностью налогоплательщиком в отчетном периоде, она может быть перенесена на следующие периоды.

Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Методические основы

Пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение) установлено, что составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в обязательном порядке должна предшествовать инвентаризация всех активов и обязательств.

Правила проведения инвентаризации регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) (далее — Указания).

В частности, согласно п. 3.44 названного документа инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должны быть подвергнуты в том числе счета:

— 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Указаний).

Результаты инвентаризации оформляются документально.

Первичные документы по отражению результатов инвентаризации разрабатываются организацией самостоятельно — за основу берутся, как правило, формы документов, приведенные в Приложениях 1 — 18 Указаний, а также содержащиеся в альбомах унифицированных форм.

Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а это значит, что выявленные несоответствия должны быть своевременно учтены на счетах бухгалтерского учета (не позднее 31 декабря отчетного года).

В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет.

Согласно п. 74 Положения суммы расчетов с бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности, должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Отражение в балансе неурегулированных сумм по названным счетам не допускается.

С этой целью, в частности, проводятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, в результате которых сверяются суммы налогов и сборов, учтенные в бухучете, с суммами, отраженными в лицевом счете в налоговой инспекции и внебюджетных фондах.

Инвентаризацию расчетов по налогам и сборам можно проводить на основании справок, выданных налоговым органом и внебюджетными фондами.

Сверка расчетов по налогам и сборам

В настоящее время форма справки по состоянию расчетов с налоговой службой утверждена Приказом ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@.

В запросе (представляется налогоплательщиком в налоговый орган в письменной либо электронной форме) важно указать дату, на которую организация хочет видеть состояние расчетов.

Поскольку для целей составления бухгалтерской отчетности эта дата должна быть максимальна близка к отчетной, организация может сделать запрос о формировании справки о состоянии расчетов на 31 декабря 2015 года.

В случае если в запросе не проставлена дата, по состоянию на которую формируется справка, она формируется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе. Названная справка передается (направляется) налогоплательщику в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.

Сверка расчетов с внебюджетными фондами

Аналогичным образом можно сверить расчеты с внебюджетными фондами.

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 29 Закона о страховых взносах (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования») органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны выдавать плательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам.

Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в ПФР соответствующего письменного запроса.

Форма справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам рекомендована Письмом ПФР от 23.07.2010 N ТМ-30-24/7800 (заполняется на основании формы РСВ-1 ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»).

Помимо сверки расчетов между плательщиком взносов и контролирующим органом может быть осуществлена совместная сверка расчетов, регулируемая положениями п. 9 ст. 18 Закона о страховых взносах.

Ее инициатором могут быть и организация, и орган ПФР либо ФСС.

Результаты такой сверки оформляются актами по формам 21-ПФР и 21-ФСС РФ (формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам Утверждены Приказом Минтруда России от 04.12.2013 N 712н).

Отметим, что положения Закона о страховых взносах не регламентируют порядок и сроки выдачи названных актов сверки плательщику страховых взносов.

Если выявлены расхождения между данными, отраженными в учете организации, и информацией, полученной из внебюджетных фондов, в учете делаются корректировочные записи. Основание — акт инвентаризации.

После урегулирования вопроса (например, принятия фондом решения о зачете либо о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов) в учете снова делаются корректировки. В этот раз основанием для внесения исправлений в бухгалтерские записи будет являться решение органа контроля за уплатой страховых взносов.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 13 февраля 2017 г.

Инвентаризация должна проводиться в любой организации, это установлено ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В процессе инвентаризации необходимо сопоставить фактическое наличие объектов с данными бухгалтерского учета, одним из обязательных этапов является инвентаризация расчетов.

Необходимость проведения инвентаризации

Порядок инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). Также определены ситуации, в которых инвентаризация обязательна (пункты 1.5, 1.6 Приказа № 49), в частности перед составлением годовой отчетности.

Кроме того, организация сама вправе определить, когда и как проводить инвентаризацию. Например, детально порядок инвентаризации расчетов может быть предусмотрен в локальном акте, положении по инвентаризации, с указанием сроков, процедуры и порядка оформления документов.

При этом организация вправе разработать собственные формы документов или использовать унифицированные формы, в частности акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17 и справку к акту, с указанием документа, подтверждающего задолженность.

Проведение инвентаризации расчетов

Инвентаризация расчетов регламентируется пунктами 3.44 — 3.48 Приказа № 49, согласно которым проверяются расчеты со всеми дебиторами и кредиторами. Необходимо проверить данные по счетам 60, 62, 68, 70, 71, 73, 76, а также расчеты с иными дебиторами и кредиторами.

Отдельно приказ о проведении инвентаризации расчетов можно не составлять, если этот этап проводится в рамках инвентаризации всех объектов и обязательств организации.

Скачать образец приказа о проведении инвентаризации расчетов

До проведения инвентаризации необходимо вести постоянную работу по контролю за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, формировать документальное подтверждение. Часто предприятия обращают пристальное внимание на получение задолженности, но своевременное перечисление платежей имеет не меньшее значение, так как повлечет штрафные санкции, особенно в отношении бюджетных платежей, поэтому надо особое внимание обратить на налоговую инвентаризацию.

В рамках инвентаризации:

  • проводится проверка наличия документов;
  • осуществляется сверка с отражением в учете числящейся задолженности;
  • выявляется просроченная задолженность.

При наличии большого объема операций и количества контрагентов в целях внутреннего контроля организацией может быть установлено проведение инвентаризация расчетов чаще одного раза в год.

Инвентаризация по налогам и сборам

До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с налоговым органом по платежам в бюджет.

Согласно подп. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ предоставление справок по платежам и проведение сверок являются обязанностями налоговых органов. Результаты совместной сверки налоговых платежей оформляются актом. Порядок проведения сверки установлен п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ в редакции от 21.01.2013 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Для проведения в организации инвентаризации расчетов по налогам и сборам необходимо получить акт сверки расчетов. Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ в редакции от 23.01.2014 утверждена форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

В акт инвентаризации включаются данные, исходя из акта сверки с налоговым органом, которые сверяются с отражением в учете. По результатам инвентаризации при необходимости предпринимаются меры по возврату переплаты из бюджета и погашению недоимки.

Инвентаризация расчетов с контрагентами

До проведения инвентаризации необходимо провести сверку с контрагентами – поставщиками, покупателями и иными дебиторами и кредиторами. Это может быть установлено в локальном порядке проведения инвентаризации расчетов с указанием сроков ежегодной инвентаризации и сроков начала процедуры сверки с контрагентами в рамках подготовки к годовой инвентаризации.

Акт сверки составляется в двух экземплярах и направляется всем дебиторам и кредиторам. Установленной формы не существует, поэтому организация может разработать собственную форму акта. Рекомендуется указывать достаточно подробно информацию, а не только сальдо на дату сверки.

Надо учитывать, что акт сверки – это не просто формальность для инвентаризационных документов, а документ, подтверждающий взаиморасчеты с контрагентом, и в случае разногласий акт сверки может фигурировать в суде. Поэтому необходимо отнестись ответственно и к разработке формата документа, и к внесению данных. В первую очередь необходимо указать данные контрагента, данные договора, чтобы не было разногласий, в рамках какой сделки и с кем проводится сверка. Можно подробно указать платежи, особенно если были просрочки, а также общую сумму за период. Зависит от того, насколько удобно это организации и отражает расчеты. Обязательно подписание акта сверки уполномоченным лицом контрагента. Рекомендуется проверить полномочия на подписание, особенно в случае наличия задолженности.

Инвентаризация расчетов с контрагентами является серьёзным этапом инвентаризации, и может быть выделена рабочая комиссия для проведения только этого этапа.

В процессе инвентаризации проводится сверка всех документов с данными учета, может обнаружиться ненаправление актов контрагенту или подписание с разногласиями. Поэтому надо проверить договорные условия, указание на сроки исполнения обязательств. Затем сверить их с отражением в учете задолженности и сопоставить с условиями договора.

В процессе инвентаризации выявляется и задолженность, срок взыскания которой истек. Надлежащее оформление результатов инвентаризации имеет важное значение для отражения не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. Так, суд подтвердил правомерность доначисления налога на прибыль в связи с тем, что дебиторская задолженность была списана без документального оформления. В решении суда указано, в том числе, об отсутствии актов инвентаризации на конец налогового периода (Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 305-КГ15-13588 по делу N А40-29510/2014).

Помимо инвентаризации с покупателями, поставщиками, необходимо проверить расчеты с иными дебиторами и кредиторами, в частности, провести инвентаризацию расчетов с банками, особенно при наличии кредитных обязательств.

В случае выявления сумм с истекшим сроком давности акты инвентаризации будут одним из оснований для списания таких сумм на финансовые результаты организации.

После окончания календарного года перед составлением годовой отчетности организации должны произвести инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в том числе с банками, с бюджетом и с обособленными подразделениями организации), чтобы подтвердить правильность сумм на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.

По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования и суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Инвентаризационная комиссия должна установить общий размер дебиторской задолженности, в том числе:

подтвержденной дебиторами;

не подтвержденной дебиторами;

с истекшим сроком исковой давности, а также суммы кредиторской задолженности (за что, дата начала, документ, подтверждающий задолженность).

Заметим, что на основании статьи 307 ГК РФ должник обязан совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а именно: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей.

Обязательства согласно статье 309 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями самого обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Дебиторская задолженность при расчетах за товары появляется в бухгалтерском учете в момент признания выручки и в ее размере при наличии условий, определенных ПБУ 9/99. Кредиторская задолженность возникает по операциям, которые признаются расходами при наличии условий, определенных ПБУ 10/99.

Как активы, так и обязательства отражаются в бухгалтерском балансе в зависимости от срока:

краткосрочные — если срок обращения (погашения) по ним составляет не более одного года или продолжительность операционного цикла не превышает один год;

долгосрочные — если срок обращения (погашения) по ним составляет более одного года или продолжительность операционного цикла превышает один год.

При инвентаризации необходимо устанавливать дату возникновения и срок возврата задолженности, выявляя просроченную. Напомним, что просроченной считается задолженность, не погашенная в срок, предусмотренный договором.

Кроме того, в ходе инвентаризации расчетов уточняется их оценка. Согласно статье 424 ГК РФ «исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон». В последствии изменение цены допустимо в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности затрагивает проверку обоснованности сумм, числящихся на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а также 68, 69, 71, 73, 79.

В отношении не оплаченных в срок расчетных документов, а также расчетов по неотфактурованным поставкам должен быть проверен счет 60. Организации направляют дебиторам выписки из лицевых счетов числящейся за ними задолженности. Организации-дебиторы должны подтвердить остаток задолженности или привести свои возражения.

Инвентаризационная комиссия проверяет документацию по дебиторской и кредиторской задолженности, устанавливает наличие договоров, момент перехода права собственности на товары по договорам купли-продажи, проверяет расчетные документы поставщика и документы, служащие основанием для их оприходования.

Если ценности поступили от поставщиков без оформления надлежащим образом сопроводительных, расчетных и платежных документов (счетов, платежных требований или других документов), то эти ценности, поступившие по неотфактурованной поставке, организация может принять к учету в оценке, предусмотренной в договоре с поставщиком (с последующим ее уточнением). Документом для принятия к учету товаров по неотфактурованным поставкам служит акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика, составленный комиссией. Обычно в состав комиссии входят представители администрации организации-покупателя, представители отправителя (поставщики или представители заинтересованной организации), а также материально ответственное лицо (лица).

Для оприходования материалов, поступивших без счета поставщика, предусмотрен акт формы N М-7.

До получения от поставщиков требуемых сопроводительных документов при получении акта, составленного комиссией, по кредиту счета 60 возможно отражение оприходованных материально-производственных запасов (МПЗ) в учетных ценах.

После поступления сопроводительных документов на отгрузку МПЗ, принятых в порядке неотфактурованной поставки, по кредиту счета 60 должна быть отражена их стоимость, указанная в расчетных документах. Кроме того, по кредиту счета 60 будет отражен налог на добавленную стоимость по поступившим МПЗ на основании счета-фактуры поставщика.

В этих случаях проверяют обоснованность цен на материально-производственные запасы, поступившие без документов поставщика с последующим их уточнением.

В бухгалтерском учете организации возможны следующие записи:

Дебет 41, субсчет «Неотфактурованные поставки» Кредит 60

— оприходованы товары без документов поставщика на основании акта по форме N ТОРГ-4 по учетным ценам;

Дебет 41 Кредит 41, субсчет «Неотфактурованные поставки»

— отражена стоимость неотфактурованных поставок после получения документов от поставщика по учетным ценам;

Дебет 41 Кредит 60

— увеличена стоимость товаров после получения расчетных документов поставщика согласно справке бухгалтера;

Дебет 41 Кредит 60

— (красное сторно) уменьшена стоимость товаров согласно справке бухгалтера после получения расчетных документов.

К счету 60 может быть открыт субсчет «Расчеты по авансам выданным». По дебету этого субсчета организации-покупатели отражают суммы авансов, выданных под поставку материальных ценностей (работ) или под оплату при частичной готовности продукции, работ. По кредиту субсчета «Расчеты по авансам выданным» отражают зачтенные поставщиком суммы ранее выданных авансов при оплате готовности изделий или законченных работ.

В бухгалтерском учете организации возможны следующие записи:

Дебет 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 50, 51, 52, 55

— выданы поставщику авансы или оплачена продукция, принятая при частичной готовности;

Дебет 60 Кредит 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным»

— зачтены поставщиками при оплате законченных работ ранее выданные им авансы.

При расчетах с покупателями и заказчиками в учете, как правило, применяют счет 62. В процессе инвентаризации проверяют расчеты по не оплаченным в срок расчетным документам, расчеты по полученным авансам и векселям.

При этом следует учесть, что суммовые разницы затрагивают как счет 60, так и счет 62 в корреспонденции с другими счетами.

В бухгалтерском учете организации возможны следующие записи:

Дебет 62 Кредит 90, 91

— при фактическом поступлении денежных средств от покупателя (по курсу на день оплаты);

Дебет 50, 51 Кредит 62

— при фактическом поступлении денежных средств от покупателя (по курсу на день оплаты);

Дебет 62 Кредит 90, 91

— на положительную суммовую разницу;

Дебет 62 Кредит 90, 91

— (красное сторно) на отрицательную суммовую разницу.

Соответственно меняется НДС с положительной или отрицательной величины суммовой разницы.

Субсчет 62-1 «Расчеты по авансам, полученным в рублях» может быть открыт и использован организацией-поставщиком для учета расчетов с покупателями и заказчиками. По кредиту данного субсчета отражаются суммы:

полученных авансов;

полученной платы при частичной готовности продукции и работ — в корреспонденции со счетами денежных средств.

По дебету субсчета отражаются зачтенные покупателем (заказчиком) суммы:

полученных авансов;

платы по частичной готовности продукции и работ — при предъявлении расчетных документов за поставленные изделия полной готовности и выполненные работы.

В бухгалтерском учете организации возможны следующие записи:

Дебет 51 Кредит 62-1

— получены авансы под поставку товарно-материальных ценностей;

Дебет 62-1 Кредит 68

— отражена сумма НДС на основании документов о полученных авансах;

Дебет 62-1 Кредит 62

— зачтены покупателем суммы ранее полученных авансов при предъявлении расчетных документов за полностью произведенную продукцию и выполненные работы;

Дебет 68 Кредит 62-1

— восстановлена сумма НДС, начисленная ранее в бюджет по полученным авансам.

Инвентаризационная комиссия заполняет акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17 (последовательно с дебиторами и кредиторами) и справку к акту (приложение к форме N ИНВ-17).

В едином акте по форме N ИНВ-17 должны быть указаны:

— счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

— суммы задолженности, согласованные и несогласованные с дебиторами (кредиторами);

— суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

В справке к акту указываются: наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора; числится задолженность: за что, дата начала; сумма задолженности (руб. коп.): дебиторская, кредиторская; документ, подтверждающий задолженность: наименование, номер, дата. Подписанная бухгалтером справка с указанием видов задолженности в разрезе счетов бухгалтерского учета является основанием для составления акта по форме N ИНВ-17 и должна быть приложена к нему.

Комиссия проводит инвентаризацию на основании договоров, платежных документов, актов сверки расчетов, налоговых деклараций, авансовых отчетов и т.д.

Для сверки с покупателями, поставщиками (подрядчиками) и обособленными подразделениями составляют акты сверки расчетов. Акт составляют по каждому контрагенту (дебитору и кредитору) в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

Форма акта законодательно не утверждена. Его можно составить по такому образцу.

Образец

Инвентаризация имущества кредитной организации

Российский бухгалтер, N 3, 2018 год
Рубрика: Особая тема

В ходе инвентаризации не осуществляется проверка имущества, принятого кредитной организацией в обеспечение исполнения должниками обязательств. Инвентаризации подлежит все находящееся в собственности у кредитной организации имущество, включая имущество, находящееся в представительствах, филиалах, дополнительных офисах, операционных кассах вне кассового узла, а так же в иных обособленных подразделениях кредитной организации (в случае их наличия).
Инвентаризации подлежит все находящееся в собственности у кредитной организации имущество, включая имущество, находящееся в:
— представительствах;
— филиалах;
— дополнительных офисах;
— операционных кассах вне кассового узла;
— в иных обособленных подразделениях кредитной организации (в случае их наличия), учтенное на активных балансовых счетах, имущество, не учтенное по каким-либо причинам в бухгалтерском учете кредитной организации, независимо от наличия или отсутствия в кредитной организации первичной учетной документации и (или) соответствующих сведений по данным бухгалтерского учета.
Инвентаризации не подлежит имущество, составляющее ипотечное покрытие, ценные бумаги и иное имущество клиентов кредитной организации, принятое и (или) приобретенное кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам брокерского обслуживания; не принадлежащее кредитной организации на праве собственности, но отраженное в бухгалтерском учете по иным основаниям, в том числе арендованное кредитной организацией (за исключением финансовой аренды).
В ходе инвентаризации не осуществляется проверка имущества, принятого кредитной организацией в обеспечение исполнения должниками обязательств.
Требования по получению процентов по предоставленным кредитам, просроченных процентов по предоставленным кредитам и по векселям подлежат отнесению к разделам «Кредиты предприятиям и организациям» (включая индивидуальных предпринимателей), «Кредиты физическим лицам» и «Учтенные векселя» сводного отчета об итогах инвентаризации в соответствии с их экономической сущностью.
Инвентаризация ссудной и прочей дебиторской задолженности включает в себя инвентаризацию прав требования по кредитам, выданным физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, иных прав требования, вытекающих из договоров факторинга и форфейтинга, договоров цессии, договоров аренды (субаренды), лизинга (договоров финансовой аренды).
Приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению. В соответствии с данным документом, по итогам проведения инвентаризации оформляются документы:

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (код формы 0504082)

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *