Инвентарный

Тема ПОЗНАНИЕ

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Познание»:

  • Познание человеком мира и самого себя. Познание и знание. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
  • Истина и ее критерии.
  • Многообразие форм человеческого знания. Научное познание и его особенности.
  • Основные методы научных исследований. Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка.
  • Науки о человеке и обществе.

Основные понятия: познание, знание, сознание, мышление, объект познания, предмет познания, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, память, мышление, интуиция, агностицизм, уровни научного познания: эмпирический и теоретический, анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция, интуиция, истина, объективная истина, субъективная истина, критерии истины, опыт, практика, гипотеза, научное познание, социальное познание, факт, концепция, теория, методы научного исследования, социальное познание, социология, социальная философия, правоведение, экономика, география, антропология.

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

1) представлениями

2) ощущениями

3) гипотезами

4) понятиями

А2. Рациональное — это познание:

1) с помощью наблюдения

2) прямого контакта

3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

А3. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами

2) социологами

3) агностиками

4) духовенством

А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием

2) суждением

3) понятием

4) ощущением

А5. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение

3) аналогия

4) описание

А6. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А7. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:

1) обыденного знания

2) мифологического знания

3) эмпирического знания

4) научного знания

А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания — получение достоверного знания

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека: Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познанием

Б. Абстрактным мышлением

1) верно только А 2) верно только В

3) верно А и В 4) оба суждения неверны

А11. И абсолютная; и относительная истины:

1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты со временем

А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

1) этика

2) правоведение

3) социология

4) политология

А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности

2) чувственного познания

3) рационального мышления

4) игровой деятельности

А15. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости

А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология

2) политология

3) философия

4) история

А17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология

2) астрономия

3) социология

4) химия

А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика

2) анатомия

3) генетика

4) юриспруденция

А19. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А

2) верно только В

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная деятельность ученого:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А21. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А22. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы

2) установленные факты

3) логические умозаключения

4) результаты наблюдений

А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

1) философия

2) история

3) социология

4) политология

А24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается

1) этнография

2) социология

3) антропология

4) социальная психология

А26. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А27. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесс а познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых

2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики

А29. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика — основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.

1) верно только А

2) .верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А30. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория — эмпирию.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр, в заданиях на установление соответствия нужно записать буквы или цифры в правильной последовательности.

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспечивает

В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональное)

1) Ощущения

2) Восприятия

3) Суждения

4) Понятия

5) Представления

6) Умозаключения

Ответ:______________________

В9. Вставьте пропущенное слово: «Познание — это ……… отражение или воспроизведение действительности в сознании человека».

Ответ:_____________________

В10. Закончите фразу: «Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется ……..»

Ответ:____________________

В11. Закончите фразу: «Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется …»

Ответ: ____________________

В12. Закончите фразу, вставив словосочетание: «Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и … » ,

Ответ:______________________

В13. Вставьте пропущенное слово: «Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — ……………. знание».

Ответ:_______________________

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите формы чувственного познания.

С2. Назовите уровни научного познания.

С3. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.

С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.

С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете)

1) О каком познании ведет речь Гете?

2) Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

С6. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему.

«Наиболее значительным событием в науке ХХ века является чувство конца науки … В начале ХХ века еще возникали новые концепции, которые переворачивали представление о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине ХХ века ничего подобного не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки в ХХ веке? В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах.

2) Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры – не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам …

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину …

В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

2) Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.

3) В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания? Приведите пример, конкретизирующий один из них.

4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

С8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.

  • «Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю )
  • «Вещь не перестает быть истинной от того, что она не призвана многими». (В. Спиноза)
  • «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек». (М.В. Ломоносов)

Ответы по теме. Познание

УРОВЕНЬ А

№ Задания

Ответ

№ Задания

Ответ

№ Задания

Ответ

УРОВЕНЬ В

№ Задания

Ответ

Умения

Личность

Навыки

Способности

Талант

1А 2З 3Б 4Ж 5Е 6Г 7В 8Д

1А 2В 3Б 4Б 5А

3 4 5 6

Активное

Аналогия

Умозаключение

По аналогии

Ценностное

УРОВЕНЬ С

С1. Правильный ответ: ощущения; восприятие; представления.

С2. Эмпирический и теоретический.

С3. Правильный ответ должен содержать следующие позиции: в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объектом познания (обществом), так как сам субъект является членом данного общества, т.е. изучает «сам себя»; позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследователь — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно; в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.

С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции: если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки; ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и других источниках знаний, а ученый их «добывает»; ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. Например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличается от научного эксперимента. Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суждений.

С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) Гете ведет речь о самопознании; 2) автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью; 3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.

С6. Верный ответ должен содержать следующее: 1) Ученый считает, что во второй половине ХХ века не произошло новых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики. 2) Правильный ответ может содержать следующие позиции: Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы. При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и законы развития общества. Так, недооценка социологической науки в советский период развития нашей страны привела к разрыву между декларируемыми положениями и реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных механизмов регулирования экономики. Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки зрения. 3) Правильный ответ может включать следующее: Концепция — понятие многозначное, его основные значения — идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логикой, руководящий принцип, трактовка. 4) При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество — постиндустриальное, техногенное. С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия. Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку зрения.

С7. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминаемые в тексте: — обыденное (повседневное); — философское; — средствами искусства; — научное. 2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного познания: — использование специальных методов; — сбор систематической информации; — доказательность; — проверка и перепроверка полученных данных 3) Содержание ответа должно отразить следующее: — недостаточная доказательность ненаучного познания; — возникновение «неразрешимых загадок и дилемм», Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоисключающих утверждений: «Вез труда не вытащишь и рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит». В примерах не должно быть искажения суждения. 4) В ответе должны быть указаны: — экспериментальный метод и метод корреляции; — в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами. В качестве других методов социального познания могут быть названье — выдвижение гипотез; — построение теорий.

Ответ: ______________________

В17. Социальными характеристиками человека обусловлены его

потребности … (Обведите цифры, под которыми указаны верные

позиции)

1) в трудовой деятельности

2) во сне

3) в отдыхе

4) в созидании

5) в пище

6) в социальной активности

7) в воздухе

8) в воде

9) в общении с другими людьми

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ___________________

В18. Назовите понятие, соответствующее определению.

_________ — это человек как носитель сознания, наделённый

рядом важных социальных свойств: способностью обучаться,

трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни

общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные

чувства и т. д.

Ответ: __________________

В19. Назовите понятие, соответствующее определению.

_________ — это самые простые заученные движения,

выполнение которых не требует специальных усилий, например,

бытовые действия: застёгивание пуговиц, причёсывание,

шитьё, действия ножом и вилкой за едой и т. д.

Ответ: ___________________

В20. Назовите понятие, соответствующее определению.

Самостоятельное использование целых систем освоенных

человеком навыков, сознательная группировка их в

определённой последовательности, оценка результатов

действий, способы действий — _______.

Ответ: ____________________

В21. Вставьте слова вместо пропусков.

Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия и т. д.

изучают человека как ____________ (1) организм. Человек как

______________ (2), как субъект _______________ (3) жизни –

предмет изучения психологии, философии, социологии, этики,

педагогики, правоведения и других наук.

Ответ: 1 _________________, 2 ________________, 3 ______________

В22. Назовите понятие, соответствующее определению.

Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность

творческого выполнения какой-либо деятельности, называется

_______________ к данной деятельности.

Ответ: __________________

В23. Вставьте слова вместо пропусков.

Как вы думаете, что считал проявлениями страха

перед своей совестью?

1) пьянство

2) курение

3) болтливость

Ответ: ______________

В24. Назовите понятие, соответствующее определению.

_________ — это акт нравственной деятельности,

нравственного поиска, который выражается в сознательном

предпочтении определённой системы жизненных ценностей,

линии поведения.

Ответ: ______________

В25. «Зачем я живу? Какова цель моего существования? Как я

должен жить, чтобы моё существование наполнилось достойным

содержанием?» Задавая себе эти вопросы, человек имеет в

виду ______________.

Ответ: _______________

В26. Немецкий психолог и педагог Э. Шпрангер ()

предложил типологию личности, включающую следующие типы:

религиозный, эстетический, политический, социальный,

теоретический, экономический.

Установите соответствие характеристик и типов личностей,

подставив в таблицу к цифре из левой колонки букву из

правой.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ЛИЧНОСТИ

1)воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает своё нормативное поле общения

А) религиозный

2)тяготеет к общению в неролевой ситуации; в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен

Б) эстетический

3)главное – общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-призванием. Всё остальное приобретает второстепенное значение

В) политический

4)для него общение – форма самоотдачи. Основная форма жизни – любовь. Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности

Г) экономический

5)основа поведения – прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы

Д) теоретический

6)отличает всепоглощающая страсть к познанию. Не столько общается, сколько исследует объекты общения

Е) социальный

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ___________________

В27. Установите соответствие между науками, в той или иной мере,

в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким

описанием.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1) анатомия

А) наука о строении организмов

2) педагогика

Б) наука ос наиболее общих законах развития природы, общества и сознания

3) философия

В) наука о функциях, отправлениях организма

4) социология

Г) наука о биологической природе человека

5) физиология

Д) наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности

6) антропология

Е) наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества

7) психология

Ж) наука об обществе, отношениях людей и групп в нём

8) биохимия

З) наука о воспитании и обучении

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: __________________

В28. Установите соответствие между некоторыми способностями и их проявлениями (результатами).

СПОСОБНОСТИ

ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ)

1) организаторские

А) успешная организация учебной деятельности

2) художественные

Б) изобретение устройства для подъёма больших грузов

3) технические

В) сплочение коллектива сотрудников фирмы, эффективно выполняющего производственную программу

4) педагогические

Г) создание популярной музыки

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _________________

В29. Какие существуют две основные оценочные точки зрения на

человека:

1) оптимистическая

2) синтетическая

3) экономическая

4) политическая

5) пессимистическая

6) художественная

Ответ: __________________

В30. Какие две основные стороны составляют сущность человека:

1) классовая

2) биологическая (природная)

3) космическая

4) социальная

5) экономическая

6) мистическая

Ответ: ___________________

В31. Отметьте, какие понятия входят как составные части в

продуктивную человеческую деятельность:

1) неизменность

2) бессознательные движения

3) активность

4) взаимодействие

5) бесцельность

6) следование инстинкту

7) сознательное изменение

8) целенаправленность

9) реализация себя.

Ответ: ________________

В32. Выделите основные виды деятельности по содержанию:

1) боевая

2) трудовая

3) игровая

4) учебная

5) медицинская

6) коммерческая

Ответ: _________________

Часть 3. Задания уровня С.

С1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, кото­рые составляют биологическую основу деятельности человека как су­щества социального.

С2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в челове­ка»? Сформулируйте три суждения.

СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетиче­ски запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственно­сти». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответствен­ности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

С4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русско­го публициста и критика : «Без цели нет деятельно­сти, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, дея­тельность? Какова связь между ними?

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. … машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. … Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладыва­ли железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявля­ются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий… Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить кры­ло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзе­ляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из поч­ки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя от­нять. Машина на пределе своего развития — уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней за­бываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека.

3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами под­стерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно гово­рить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам…

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы ви­дите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каж­дый может себе позволить».

Согласны ли вы с автором? Почему?

Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите приме­рами.

С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке

ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,

перепишите содержание высказывания, а затем дайте

развернутый ответ.

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу

поднятой проблемы. В ответе следует использовать

соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь

на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,

привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1) «Человек вне общества — или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое

«как». (Ф. Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н. Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое

можно понять только в длительном процессе его развития. В

любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может

стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)

ОТВЕТЫ

Уровень А

№ задания

ответ

Часть 2. Уровень В

Часть 3. Уровень С.

С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

прямохождение;

развитая кисть руки;

сложноорганизованный мозг;

возможность видеть в трех измерениях;

пластичность потребностей.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

человек — существо общественное, социальное, а не только биологиче­ское;

понятия индивид — индивидуальность — личность представляют со­бой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они раз­личаются;

личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);

вне общества — общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.

Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.

СЗ. Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

человек — существо общественное и сознательное;

в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

Допускаются иные формулировки ответа.

С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

логическая цепочка: интерес — цель — деятельность — жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;

цель — это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;

мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворе­нием потребностей — биологических, социальных, идеальных;

особую роль в мотивации играют интересы — осознанные потребно­сти, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.

Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5. Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества ре­зультатов труда человека;

творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности — служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:

возможен конфликт между желаниями и возможностями; между сове­стью и желанием; долгом и настроением и т. д.;

речь идет о внутренних конфликтах;

в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувст­вами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецеле­сообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7. При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что сво­бода — это возможность выбора способа действия для достижения ка­кой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспита­ния, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость — это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его от­ветственность перед обществом за свои действия и поступки. Напри­мер, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение пра­вил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятия­ми обществоведческого курса, так и их применения для анализа кон­кретных ситуаций (примеров).

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2

Страница 4 из 26

Единица учета и классификация основных средств

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.

Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации.

Инвентарный номер – номер, предназначенный для ведения аналитического учета, органи­зации контроля за правильным использованием основных фондов, присваиваемый каждому инвентарному объекту и закрепляемый за ним на все время его эксплуатации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в докумен­тах, связанных с движением основных средств.

Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособ­ления и обособленные элементы, составляющие вместе с ними одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим, основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.

Арендуемые основные средства могут учитываться у арендатора под инвентарными номе­рами, присвоенными им арендодателем.

Для организации учета основных средств важное значение имеет наличие научно обоснован­ной классификации. На предприятиях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности, использованию.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяй­ство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

Главным критерием группировки основных средств по отраслям является вид деятельности данной организации или ее подразделения. При этом классификационной единицей выступает вся совокупность основных средств, числящихся на балансе.

По назначению основные средства подразделяются на производственные и непроизводст­венные.

К производственным основным средствам (фондам) относят здания, сооружения, оборудо­вание, машины, транспортные средства и другие объекты и средства, которые связаны с осущест­влением уставной деятельности хозяйствующего субъекта, т.е. с производством продукции, строительством, сельским хозяйством, торговлей и другими видами деятельности.

Объекты основных средств, числящиеся на балансе хозяйствующего субъекта и не связанные с осуществлением его уставной деятельности, т.е. функционирующие в отраслях непроизводст­венной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения науки, культуры, здравоохранения и т.п.), являются основными средствами непроизводственного назначения.

Классификация по видам в зависимости от натурально-вещественного состава и целей использования объектов является основой аналитического учета основных средств.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы:

  • здания (вид основных фондов, включающий архитектурно-строительные объекты, назначе­нием которых является создание условий для труда, жилья, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей);

  • сооружения (инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций);

  • оборудование (совокупность механизмов, рабочих и силовых машин, устройств, приборов, необходимых для работы, производства);

  • транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихо­зяйственные дороги и пр.

При определении состава и группировки основных средств по видам необходимо руково­дствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации.

По признаку использования основные средства подразделяют в учете на действующие, бездей­ствующие и находящиеся в запасе. В составе бездействующих основных средств особо выделяют излишние и не используемые в данной организации станки, машины, транспортные средства и инвентарь.

По принадлежности основные средства подразделяют на собственные, принадлежащие данной организации, и арендованные, т.е. находящиеся в ее временном пользовании за опреде­ленную плату.

Индекс материала

Курс: Учет основных средств

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Понятие основных средств

Единица учета и классификация основных средств

Оценка основных средств

Учет поступления и наличия основных средств

Синтетический учет формирования и наличия основных средств

Учет налога на добавленную стоимость по поступившим основным средствам

Документальное оформление выбытия основных средств

Синтетический учет выбытия основных средств

Понятие амортизации основных средств

Исчисление амортизации основных средств

Синтетический и аналитический учет амортизации основных средств

УЧЕТ РЕМОНТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Инвентаризация основных средств

Переоценка стоимости основных средств

Понятие и виды аренды

Учет текущей аренды основных средств

Учет долгосрочной аренды основных средств

Учет лизинговых операций

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Все страницы

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

П1. Понятие инвентарного объекта.

Инвентарный объект — это единица бухгалтерского учета основных средств. Инвентарным объектом может быть отдельный предмет (например, шкаф), либо комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое. Такой комплекс представляет собой несколько предметов с общими приспособлениями и принадлежностями, смонтированных на одном фундаменте. Они могут иметь одинаковое или разное назначение. Главное, чтобы каждый предмет мог выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Каждому инвентарному объекту бухгалтер присваивает свой инвентарный номер и заводит отдельную карточку по форме ОС-6 (унифицированные формы по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от р21.01.03 № 7).

На практике возникает много вопросов относительно того, как правильно учесть различные составляющие компьютера: процессор, монитор, принтер, мышь и проч. Чиновники считают, что все перечисленные устройства относятся к одному объекту (см., например, письмо Минфина России от 06.11.09 № 03-03-06/4/950). Но некоторые специалисты придерживаются иной точки зрения и полагают, что раз части ЭВМ не смонтированы на едином фундаменте, то их можно учитывать как отдельные объекты.

2.Инвентаризация нематериальных активов и порядок отражения ее результатов в бух. учете.

Проведение инвентаризации объектов НМА осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые должны применяться с учетом постановления Госкомстата России от 18.08.1998 №88.

Инвентаризация нематериальных активов осуществляется инвентаризационными комиссиями при обязательном участии лиц, ответственных за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы.

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

  1. ·наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;
  2. ·правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете.

Для оформления данных инвентаризации нематериальных активов применяется инвентаризационная опись нематериальных активов (форма №ИНВ-1а).

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии и лицом, ответственным за сохранность документов, удостоверяющих права организации на нематериальные активы. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у ответственного за сохранность документов лица.

До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы,

При выявлении нематериальных активов, не отраженных в бухгалтерском учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.

Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными.

При выявлении расхождений между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей составляются сличительные ведомости.

Для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяется «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов» (форма №ИНВ-18).

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается лицу, ответственному за сохранность документов, удостоверяющих права организации на нематериальные активы.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

В настоящее время отсутствуют какие-либо рекомендации по документальному оформлению движения нематериальных активов. Поэтому организации должны сами разрабатывать формы соответствующих документов, исходя из Приложения о документах и документообороте в бухгалтерском учете и Закона о бухгалтерском учете, определивших перечень обязательных реквизитов в документах, и особенностей учитываемых объектов.

В соответствии с особенностями нематериальных активов в документах по их поступлению и выбытию должна быть дана их характеристика, указаны порядок и срок использования, первоначальная стоимость, норма амортизации, дата ввода и вывода из эксплуатации и некоторые другие реквизиты. Особое внимание следует обратить на правильность перехода права на владение нематериальными активами. Например, приобретение права на объекты, охраняемые патентным правом (изобретения, полезные модели и др.), должно подтверждаться соответствующими лицензионными договорами, зарегистрированными в Патентном отделе. Приобретенные права должны быть оформлены договорами с юридическими или физическими лицами.

Особенностью некоторых нематериальных активов как объектов учета является необходимость принятия мер по их защите. С этой целью целесообразно разработать особые внутренние правила охраны таких объектов, предусмотрев в них список лиц, имеющих право на ознакомление с ними, обязательства этих лиц не разглашать соответствующие сведения и свои должностные инструкции, а также другие необходимые сведения.

В бухгалтерской отчетности содержатся сведения об остаточной стоимости нематериальных активов на начало и конец отчетного года в разд. 1 «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса (ф. №1). В Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах (ф. №1) отражается стоимость нематериальных активов, полученных в пользование.

В ф. №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» в разделе «Нематериальные активы» организация дает расшифровку активов по видам: объекты интеллектуальной собственности, организационные расходы, деловая репутация организации и т.п. и их движение за отчетный период. В этом разделе нематериальные активы показываются по первоначальной стоимости.

Отдельно в данном разделе показывается амортизация нематериальных активов на начало и конец отчетного года.

В ф. №4 «Отчет о движении денежных средств» отражается выручка от продажи нематериальных активов.

В соответствии с п. 31 ПБУ 14/2000 в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

О способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

О принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);

О способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

О способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

3. Документальное оформление инвентаризации и переоценки производственных запасов.

Инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии материально ответственного лица. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах, которые подписывают все члены комиссии. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение.

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются к описи.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и др.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

На последней странице описи незаполненные строки прочеркиваются и делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Если материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации, приведенные в Приложениях 6-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, либо формы, разработанные министерствами и ведомствами.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки ее правильности. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где происходила инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом (Приложение 3 к Методическим указаниям) и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (Приложение 4 к Методическим указаниям).

На поврежденные или испорченные ценности составляют акты, в которых указывают характер и степень порчи, ее причины, лиц, виновных в порче ценностей. Результаты инвентаризации денежных средств и ценных бумаг оформляют актом без записи их в инвентаризационной описи.

Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительной ведомости ценности записывают с указанием количества и суммы по группам, видам и сортам в соответствии с классификацией, принятой в учете. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки или недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляют отдельные сличительные ведомости.

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утверждаемым руководителем предприятия. После утверждения результаты инвентаризации отражаются в учете.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

1) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости имущества на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации, а у бюджетной организации- на увеличение финансирования (фондов);

2) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации, а у бюджетной организации – на уменьшение финансирования (фондов).

4.Практическая часть. Сделать инвентаризацию, описать как она проводится.

Процесс инвентаризации подразделяется на несколько этапов.

Первый этап – подготовительный, включает в себя следующие мероприятия:

1) подготовка приказа о проведении инвентаризации;

2) формирование инвентаризационной комиссии;

3) определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;

4) получение расписок от материально ответственных лиц.

Второй этап – производится взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, составление инвентаризационных описей.

Третий этап – сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета, выявление расхождений, составление сличительных ведомостей, определение причин расхождений.

Четвертый этап (заключительный) – оформление результатов инвентаризации. Данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации. Лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

Перед началом инвентаризации оформляется приказ руководителя о проведении инвентаризации и регистрируется в журнале.

В приказе о проведении инвентаризации указывается содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, персональный состав инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации может содержать в качестве приложения план проведения инвентаризации с определением сроков окончания инвентаризации и разграничением обязанностей между членами рабочих комиссий. На этапе подготовки к проведению инвентаризации организация может разработать соответствующие внутренние документы, например:

1) правила с подробным описанием действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния имущества предприятия;

2) порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий;

3) формы первичных документов для оформления результатов инвентаризации.

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии, при малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии допускается возлагать на нее проведение инвентаризаций.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Приказ или постановление о составе комиссии регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии входят представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты,

До начала проверки фактического наличия имущества организации инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации и составе комиссии, председателям комиссий – контрольный пломбир.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым оборудованием, измерительными и контрольными приборами и т.д. Бухгалтер обязан представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества организации.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия имущества, рабочая инвентаризационная комиссия обязана опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность всех весов и измерительных приборов, соблюдение установленных сроков их клеймения. Весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Фирма «Железяка»

Инвентаризационная опись № 4 товарно-материальных ценностей

30 ноября 2000г.

Материалы

товарно-материальные ценности

РАСПИСКА

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Материально ответственные лица:

Кладовщик подпись расшифровка

Зав.складом подпись расшифровка

На основании приказа (распоряжения) № 129 от 26 октября 2000 г. произведено снятие остатков ценностей, числящихся на балансовом счете 05 по состоянию на 1 ноября 2000 г.

Инвентаризация начата 30 октября 2000 г., окончена 1 ноября 2000 г.

При инвентаризации установлено следующее:

№ п\п

Номенклатур-ный номер

Наименование материально производственных ценностей

Код единицы измерения

Цена, руб.

Фактическое наличие

Числится по данным бухгалтерского учёта

Кол-во,т

Сумма, руб

Кол-во,т

Сумма, руб.

1

2

3

10010

10020

10101

Лист алюминиевый

Трубы бесшовные

Арматура

Т

Т

Т

1 500

1 800

1 200

5

4

23

7 500

7 200

2 400

5

4

2

7 500

7 200

2 400

Итого

17 100

17 100

Итого фактически по описи Семнадцать тысяч сто руб.

Председатель комиссии Начальник отдела подпись расшифровка

Члены комиссии: Товаровед подпись расшифровка

Бухгалтер подпись расшифровка

Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с № 10010 по № 10101, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся намоем (нашем) ответственном хранении.

Материально ответственное(ые) лицо (лица) подпись дата

Указанные в настоящей описи данные и подсчеты проверил.

Бухгалтер подпись расшифровка

Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных запасов

на 2000г.

На основании приказа (распоряжения) № от «_»

2000 г. проведена инвентаризация фактического наличия товарно-материальных запасов, находящихся на ответственном хранении.

Должность фамилия, и., о.

Инвентаризация начата «_» 2000г.

окончена «_» 2000г.

При инвентаризации установлено следующее:

Порядковый номер

Товарно-материальные ценности

Единица измерения

Результаты инвентаризации

Наименование,

Вид, сорт,

группа

Номенклатурный

номер

излишки

недостача

Количе-

ство, шт.

стоимость,

Руб.

Количе-

ство, шт.

стоимость,

Руб.

Бухгалтер подпись расшифровка

С результатом сличения ознакомлен Подпись материально ответственного лица

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить схематически:

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Подготовительные работы

Приказ руководителя о составе комиссии, сроках, объектах

Проверка технических паспортов, инвентарных карточек и т.д. по всем объектам

Письменное подтверждение материально ответственных лиц о передаче всех документов в бухгалтерию

Завершение разноски документов по счетам, выведение в них остатка

Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов

Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально ответственных лиц)

Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по объектам

Акт выявления результатов

Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые отражаются в учете

Пересортица – взаимозачет недостач ценностей излишками

Недостачи – отнесение в начет виновным или списание на затраты и убытки

Излишки – приходуются в доход предприятия или госбюджета

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *