Исключен из ЕГРЮЛ

Содержание

ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫЕ И НЕДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ В МОШЕННИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ КРЕДИТОВАНИЯ

Вступивший в силу 10 декабря 2012 г. Федеральный закон от 29.11.2012 N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменил правовое регулирование отношений, связанных с вопросами привлечения к уголовной ответственности за мошенничество.

Законодатель установил специальный состав преступления ст. 159.1 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за мошенничество в сфере кредитования, то есть хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений.

Законодателем введен ряд новых терминов, характеризующих признаки рассматриваемого состава мошенничества. В связи с этим возникает вопрос: чем отличаются заведомо ложные сведения от недостоверных сведений, предусмотренных ч.1ст.159.1 УК РФ.

В Уголовном Кодексе РФ отсутствует понятие и перечень заведомо ложных и недостоверных сведений. Пункт 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2007 года № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» раскрывает понятие ложных сведений, к которым могут относиться любые обстоятельства, в частности юридические факты и события, качество, стоимости имущества, личность виновного, его полномочия, намерения, не соответствующие действительности. Таким образом, это сведения не соответствующие реально имевшим место в действительности обстоятельствам.

Понятие недостоверных сведений в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2007 года № 51 отсутствует. Однако термин недостоверные сведения употребляется в статьях Уголовного Кодекса РФ, например ст. 285.3- внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений , в Кодексе об административных правонарушениях РФ – ст. 19.7.1. непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов. В соответствии с комментариями к Уголовному Кодексу РФ Лебедев В.М. разъясняет, что недостоверные сведения — это сведения, полностью или частично не соответствующие действительности, искажающие ее. Серков П.П. в рамках административного судопроизводств под недостоверными сведениями понимает сведения (информацию), представленные в неполном объеме и в искаженном виде.

Согласно словарю «недостоверный» — это неопределенный, неподтвержденный, сомнительный, «ложный»- это содержащий неправду, неверный, ошибочный., фиктивный, порочный . В соответствии с обобщением судебной практики рассмотрения дел о преступлениях предусмотренных ст. 159.1 УК РФ (3 квартал 2014 г.) Железнодорожного районного суда г. Барнаула недостоверные сведения могут изначально не быть ложными, но при определенных условиях ( о которых заемщику известно) могут приводить кредитора к ошибочным представлениям о фактическом финансовом положении заемщика. Например, заемщик представляет подлинную справку 2-НДФЛ, трудовую книгу, но умалчивает о своих других обязательствах. Однако единообразное понимание в науке уголовного права ложных и недостоверных сведений в составе преступления, предусмотренного ст. 159.1 УК РФ, отсутствует. Семенчук В.В., Швец А.В. не отграничивают ложные сведения от недостоверных . Александрова И.А. отмечает, что использование ложные сведений свидетельствует о большей злонамеренности мошенника, нежели недостоверных данных . Шеслер А. полагает, что усложнение диспозиции анализируемой нормы с указанием на недостоверные сведения представляется избыточным, потому что ложные и недостоверные сведения, о которых речь идет в ч.1ст.159.1 УК РФ, — это одно и то же.

В судебной практике, как правило, термины заведомо ложные и недостоверные сведения не разграничиваются. Встречаются следующие категории документов, которые могут содержать недостоверные и (или)ложные сведения:

— документы, удостоверяющие личность заемщика — физического лица (паспорт) или законность создания и деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя (учредительные документы, свидетельство о регистрации в качестве юридического лица или предпринимателя, выписки из ЕГРЮЛ, лицензии, решения органов управления юридического лица и т.п.). Они подтверждают правоспособность заемщика.

-документы, подтверждающие должность и заработную плату заемщика — физического лица или финансовое положение юридического лица или индивидуального предпринимателя, например, копия трудовой книжки, справка о доходах по форме 2-НДФЛ, бухгалтерский баланс, налоговая отчетность юридического лица и т.п.;

— документы, подтверждающие наличие у заемщика имущества (в том числе имущества, передаваемого в залог), отсутствие просроченной или иной задолженности перед третьими лицами (включая задолженности по налогам и иным обязательным платежам), наличие устойчивых хозяйственных связей с третьими лицами и т.п. Таковыми являются анкета заемщика, договоры, накладные, счета-фактуры, технические паспорта, свидетельства о собственности, выписки из ЕГРП, справки из налоговой инспекции, банков и т.п.

— документы, подтверждающие цель, для достижения которой заемщик намерен получить кредит, и источники погашения кредита: бизнес-план, технико-экономическое обоснование, договоры с третьими лицами, в пользу которых предполагается осуществлять платежи за счет кредита, и т.п.

Предоставление банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений может быть в письменной форме и в устной. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда от 27 декабря 2007 г. N 51 обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 УК РФ, может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Анализируя вышесказанное, считаю, что понятия заведомо ложные и недостоверные сведения не являются тождественными. Заведомо ложные сведения- это сведения, которые изначально не являются истиной, о чем заемщик знает и сам намеренно изготавливает подложные документы или обращается к иному лицу с этой целью. Заведомо недостоверные сведения — это сведения, которые частично могут являться правдой, либо умолчание о фактах, либо это сведения , которые соответствовали фактическим данным, но в силу определенных обстоятельств утратили достоверность (представление, например справки о месте работы за прошлый месяц). Исключение из диспозиции ст. 159.1 УК РФ термина заведомо «недостоверные сведения» может привести к декриминализации деяния. Таким образом, возникает потребность в принятии нового постановлении Пленума Верховного Суда РФ, в котором будут разграничены понятия заведомо ложные и недостоверные сведения.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 29 ноября 2012 N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Российская газета. № 5951. 3.12.2012.

2. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2007 года № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // «Российская газета», N 4, 12.01.2008.

3.Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.(Доступ из СПС «КонсультантПлюс»)

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., № 195- ФЗ // «Российская газета», N 256, 31.12.2001,

5. Комментарий к Уголовному кодексу РФ 13-е издание, переработанное и дополненное / под ред. В.М. Лебедева. Москва, 2013. (Доступ из СПС «КонсультантПлюс»)

6. Серков П.П., Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях / под ред. П.П. Серкова. М.: НОРМА, 2008. 63 с.

7 .Ожегов С.И. Словарь русского языка /под ред. Н.Ю. Шведовой. Москва, 1981.С. 415

8. Семенчук В.В., Швец А.В. Проблемы квалификации мошенничества в сфере кредитной сфере в свете последних изменений в уголовном законодательстве) //СПС Консультант плюс.

9. Александрова И.А. Новое уголовное законодательство о мошенничестве // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России-2013-№21-с. 54-62

10. Шеслер А. Мошенничество: проблемы реализации законодательных новелл. «Уголовное право» 2013 № 2-45 с.

Недостоверные» сведения, действительно ли они такие недостоверные?

Здравствуйте!

Не задавались ли вы вопросом, как и по каким критериям регистрирующий орган квалифицирует сведения, в представленных вами документах для государственной регистрации того или иного хозяйствующего субъекта, с целью отнесения данных сведений к достоверным или недостоверным?

Наверное, нет.

Хотя я подразумеваю, что вы конечно же задумывались об этом, но не настолько хорошо, чтобы разобраться в вопросе: «Недостоверные» сведения, действительно ли они такие недостоверные? Именно те сведения, которые регистрирующий орган с «легкостью» относит к недостоверным.

Да и, казалось бы, чего уж там копаться в этих формулировках в попытке выковырять какую-то правильность.

Но ведь от этого зависит какой именно пункт, регистрирующий орган возьмет за основу для отказа в государственной регистрации, а, следовательно, сможете ли вы, например, воспользоваться правом повторной подачи документов на государственную регистрацию без необходимости повторно оплачивать государственную пошлину, а может и услуги нотариуса.

Ведь к недостоверным сведениям регистрирующий орган относит, например, и элементарные опечатки (ошибки) и когда вы готовите несколько пакетов документов подряд ошибки скорее всего могут быть, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

Ошибочно можно указать не ту дату, не тот размер уставного капитала, лишнюю букву в названии в уставе или протоколе (решении), не тот номер протокола (решения) указать на титульном листе устава.

И регистрирующий орган, получив документы с вышеуказанными ошибками, выносит решение об отказе в государственной регистрации ссылаясь на пп. «ч» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», т.е. назвав вашу ошибку «недостоверными сведениями».

И вроде бы действительно, что такое недостоверные сведения? Это те сведения, которые не являются достоверными, т.е. не соответствуют действительности. В решении (протоколе) указаны такие-то номер и дата, а устав утвержден, казалось бы, другим решением, за другим номером и другой датой. Не соответствует устав действительности? Может быть.

Хотя это как посмотреть.

Какой действительности? Той которая перед глазами инспектора регистрирующего органа? Так перед ним только решение (протокол) и устав с разными датами! И кто вообще сказал, что представленный устав имеет какое-то отношение к представленному вместе с ним решению (протоколу)??

Не кажется ли вам, что это всё похоже на какую-то казуистику?

Ну и загнул, скажет дорогой читатель! Но давайте по порядку…

Считаю, что в этом во всем необходимо как следует разобраться.

Начнем, пожалуй, с самого термина «недостоверные сведения».

Само понятие «недостоверные сведения» в нормативно-правовых актах Российской Федерации отсутствует.

Обратимся к другим источникам.

Что такое сведения это я думаю всем понятно. Это информацию, которую мы отражаем в тех или иных документах необходимых для государственной регистрации хозяйствующего субъекта. Данная информация и будет внесена в Единый государственный реестр после государственной регистрации.

А что же такое «недостоверность». Для начала понятно, что это полная противоположность слову «достоверность».

Достоверность – это убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение (Начала Современного Естествознания. Тезаурус. В.Н. Савченко В.П. Смагин).

Достоверность – это аутентичность, уверенность, достоверное событие, истинность, надежность, подлинность (Тезаурус русской деловой лексики).
Следовательно, «достоверные сведения» — это истинные, подлинные сведения, основанные на знаниях (фактах), исключающих всякие сомнения.

А «недостоверные сведения» это сведения не соответствующие действительности.

Получается, чтобы назвать представленные нами сведения «недостоверными», регистрирующему органу необходима действительность, с которой эти сведения можно сопоставить и отнести их в результате к соответствующим или несоответствующим этой самой действительности!

А вот действительность – это то, что существует на самом деле (Значение слова Действительность по Ефремовой).

Институт исключения из ЕГРЮЛ и его правовое регулирование

Исключение из ЕГРЮЛ представляет собой строго регламентированную административную процедуру, в результате которой юридическое лицо утрачивает правоспособность.

Обратите внимание! Исключение из ЕГРЮЛ — принудительная процедура, которую инициируют не участники юрлица, а государственные органы.

Основные цели введения в российском законодательстве процедуры исключения из ЕГРЮЛ:

  • уменьшение числа «мертвых» фирм, не ведущих деятельность;
  • обеспечение достоверности сведений в ЕГРЮЛ;
  • разрешение вопроса о долгах таких организаций (в этом смысле данная процедура имеет отдаленное сходство с банкротством, но гораздо более проста в реализации).

Институт исключения является относительным новшеством в российском законодательстве. Впервые нормы о нем были внесены в 2005 году в ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и ст. 21.1 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон о регистрации юрлиц). Затем ГК РФ был дополнен ст. 64.2, посвященной процедуре исключения.

Кроме того, существует немалое количество разъяснений и писем ФНС, которые не имеют законодательного значения, однако важны для понимания сути процедуры и тонкостей ее осуществления. По данному вопросу также сложилась достаточно богатая судебная практика, в том числе на уровне высших судов.

Рассмотрим подробнее все нюансы данной процедуры.

Основания для исключения

Важно! Единственным основанием для принудительного исключения из ЕГРЮЛ является решение регистрирующего органа.

Такое решение может быть принято в случае, если юридическое лицо в течение 1 года одновременно не осуществляет следующих действий (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  • не сдает налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • не производит банковских операций ни по одному из своих счетов.

Тогда организация признается фактически недействующей, что дает регистрирующему органу право вычеркнуть ее из реестра.

Кроме названных формальных критериев, законодатель предусмотрел еще 2 ситуации, когда регистрирующий орган вправе прибегнуть к механизму исключения из ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  • организация не может быть ликвидирована ввиду нехватки средств на ликвидацию как у нее самой, так и у ее учредителей;
  • в ЕГРЮЛ были внесена запись о недостоверности сведений о юрлице более чем 6 месяцев назад.

Обратите внимание! Полномочия регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ ограничены только ситуацией банкротства юрлица (абз. 2 п. 2 ст. 21.1 закона о регистрации юрлица). Исключение невозможно на любой стадии банкротства.

Иное нарушало бы права кредиторов исключаемого лица и противоречило бы Конституции РФ (см. постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Обратите внимание! Исключить юрлицо из ЕГРЮЛ можно и в том случае, если оно было создано до вступления в силу норм закона о регистрации юрлиц, предусматривающих данную процедуру (п. 3 ст. 3 закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Порядок исключения из ЕГРЮЛ

Поскольку любые реестровые действия непосредственным образом затрагивают права зарегистрированных юридических лиц, процедура исключения из ЕГРЮЛ четко регламентирована и не допускает произвольных действий. Процедуру можно разделить на 4 основных последовательных этапа (пп. 2–4 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  1. Принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении при наличии указанных выше оснований.
  2. В течение 3 дней с даты принятия решения — публикация решения, а также информации о порядке и сроках направления заявлений заинтересованными лицами (самим исключаемым юрлицом, его кредиторами и др.) Публикация осуществляется в «Вестнике государственной регистрации» (см. приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@).
  3. В течение 3 месяцев после публикации — прием заявлений от заинтересованных лиц. Заявления должны быть обоснованными и мотивированными и могут направляться различными способами: почтой с обязательным нотариальным удостоверением подписи заявителя; представляться непосредственно с предъявлением документа, удостоверяющего личность и нотариальной доверенности; в электронном виде с обязательной ЭЦП (п. 6 ст. 9 закона о регистрации юрлиц).
  4. Исключение организации из ЕГРЮЛ при отсутствии возражений и заявлений.

Оспаривание исключения из ЕГРЮЛ

Обратите внимание! Основной спорный вопрос в данном случае: достаточно ли формальных признаков для исключения из ЕГРЮЛ? Четкого ответа судебная практика пока не дает, руководящих разъяснений нет.

Арбитражный суд Московского округа занимает достаточно жесткую позицию. Он полагает, что при наличии всех формальных признаков недействующего юрлица, а также соблюдении порядка данной процедуры исключение законно, несмотря на наличие у организации имущества, участие в судебных процессах, наличие каких-либо причин, по которым ею не были поданы возражения в трехмесячный срок (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.08.2018 по делу № А40-218922/2017).

Между тем Верховный суд РФ в определении от 26.12.2018 № 301-КГ18-8795 указывает на то, что наличие формальных признаков отсутствия деятельности юрлица далеко не всегда означает ее действительное прекращение. Участие организации в судебных процессах, например, свидетельствует о продолжении ею деятельности и препятствует исключению из ЕГРЮЛ. Кроме того, подлежат выяснению обстоятельства и причины, по которым юрлицо не представило свои возражения в трехмесячный срок или представило их с нарушением срока.

В определении Верховного суда РФ от 12.02.2019 по делу № 304-КГ18-18451 разъяснено, что трехмесячный срок, установленный для подачи заявлений от заинтересованных лиц, не является пресекательным. Заявления, поданные с нарушением этого срока, также могут служить основанием для отмены решения об исключении из ЕГРЮЛ.

Вывод. Самым перспективным основанием для оспаривания исключения представляется нарушение процедуры регорганом. Кроме того, можно опираться на фактическое ведение деятельности и обязательно следует подать заявление от заинтересованного лица (даже с пропуском трехмесячного срока).

Правовые последствия исключения

Важно! Главным юридическим последствием исключения из ЕГРЮЛ является утрата юрлицом правоспособности.

Организация перестает существовать как фактически, так и юридически, то есть не может совершать какие-либо юридически значимые действия. Таким образом, последствия исключения аналогичны последствиям ликвидации юрлица (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Кроме того, в результате исключения из ЕГРЮЛ закономерно встает вопрос о долгах организации. Что происходит с ними?

Рекомендуем. Кредиторы исключенного юрлица вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника при наличии такового с целью погашения задолженности (п. 39 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50, письмо Минфина России от 21.02.2018 № 03-12-13/11023).

Кроме того, п. 3 ст. 64.2 ГК РФ устанавливает возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих юрлицо. К таковым относятся лица, которые могут выступать от имени юрлица или влиять на его действия (ст. 53.1 ГК РФ). Указанная возможность введена для исключенных из реестра юрлиц в 2014 году.

***

Таким образом, исключение из ЕГРЮЛ представляет собой административную процедуру по прекращению юридического лица. Оно возможно только при наличии оснований и осуществляется строго в порядке, предусмотренном законом.

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

  1. Признаки недействующего юридического лица

  2. Порядок признания организации недействующей

  3. Изменения с 01.07.2017

  4. Кто такие управляющие лица

  5. Какие действия признаются недобросовестными

  6. Неразумность действий (бездействия) директора

  7. Прекращение недействующего юридического лица (статья 642 ГК)

Если юридическое лицо фактически прекратило свою деятельность, оно должно принять решение о добровольной ликвидации. Однако, часто встречаются случаи, когда фактически организация прекратила свою деятельность, документы отчетности никто не сдаёт, нет открытых счетов и никакие действия по ликвидации не принимаются (т.к. большинство из этих организаций представляют собой фирмы-однодневки и просто брошены). К 2014 году в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) накопилолсь очень много таких организаций и никто не знал — что с ними делать, т.к. законодательно этот вопрос не был урегулирован.

По этим причинам 01.09.2014 в Гражданский кодекс РФ введено понятие «недействующее юридическое лицо» (статья 642 Гражданского кодекса РФ) и введен порядок прекращения деятельности такой организации, который преставляет собой специальную административную процедуру прекращения недействующего юридического лица. Хотя это процедура не является ликвидацией, а представляет собой особый способ прекращения юридического лица, она (как и ликвидация) завершается исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Т.о. с 01.09.2014 налоговые органы могут использовать упрощенный – административный порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ.

Признаки недействующего юридического лица

Юридическое лицо признается недействующим, т.е. фактически прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 642 ГК) при одновременном наличии следующих условий:

  • организация в течение последних 12 месяцев не представляла отчетность, предусмотренную российским законодательством о налогах и сборах;

  • организация не осуществляла операций ни по одному банковскому счету.

Такое юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ, что влечет правовые последствия, установленные применительно к ликвидируемым юридическим лицам. При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов и лиц, определяющих действия организации.

Пункт 2 статьи 642 ГК предусматривает, что исключение организации из ЕРГЮЛ влечет такие же правовые последствия, что и ее ликвидация, а это означает, что теперь организациям ничто не мешает учесть при расчете налога на прибыль долг контрагента, исключенного из ЕГРЮЛ, как безнадежный. И для этого не надо ждать истечения трехлетнего срока давности. Ведь в налоговом учете одно из оснований для списания дебиторской задолженности — это ликвидация должника (п. 2 ст. 266 НК). С данным выводом наконец-то согласился и Минфин (Письмо Минфина России от 24.07.2015 № 03-01-10/42792).

Порядок признания организации недействующей

Статьей 21.1 Закона от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен следующий порядок признания организации недействующей:

  • при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган может принять решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;

  • решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия такого решения;

  • одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;

  • указанные мотивированные заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;

  • если в течение указанного срока эти заявления направляются, то решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, то есть по одной из процедур, установленных ГК;

  • если в течение указанного срока заявления не были направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Конечно же, смущает присутствие в законе слова «может», т.е. у ФНС нет обязанности это сделать (и уж тем более, в какие-то определенные сроки — ведь закон останвляет за рамками правового регулирования вопросы о порядке и сроках выявления таких организаций), а есть лишь право. Поэтому даже при наличии такого административного рычага фактически можно ждать исключения своей фирмы из ЕГРЮЛ годами.

Для того чтобы проверить принято ли решение о предстоящем исключении конкретного юридического лица Вы можете воспользоваться интернет-сервисом сайта ФНС России «Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента». В разделе сервиса «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?» через пункт меню «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ» можно определить наличие или отсутствие публикации о предстоящем исключении из реестра конкретной организации. При этом Вы увидите информацию о дате и номере журнала, в котором опубликовано решение, а также о наименовании и адресе регистрирующего органа, опубликовавшего решение.

Для защиты своего бизнеса, используя принцип должной осмотрительности и осторожности, в целях проверки сведений об осуществлении деятельности организации, с которой вы планируете заключить договор, настоятельно рекомендуем пользоваться сведениями, размещаемыми в «Вестнике государственной регистрации» и интернет-сервисами сайта ФНС России.

Изменения с 01.07.2017

До 01.07.2017 организации, задолжавшие нашей Родине и (или) своим контрагентам, нередко применяли альтернативные методы ликвидации.

01.07.2017 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ о субсидиарной ответственности по долгам организаций, согласно которому владельцам ООО больше не получится уклоняться от долгов поскольку этим законом кредиторам дается возможность добраться до выгодоприобретателей должника через все юридические конструкции между ним и оболочкой бизнеса даже после проведения процедур банкротства, ликвидации и исключения должника из ЕГРЮЛ. Такая возможность реализована путем дополнения статьи 3 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» пунктом 3.1, которым устанавливается, что если неисполнение обязательств перед должниками обусловлено недобросовестными или неразумными действиями управляющих ООО лиц (указанными в пунктах 1 — 3 статьи 531 ГК), то по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность.

Субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность, которая применяется только в установленных законом случаях.

Согласно пункту 4 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» добросовестность и разумность при исполнении возложенных на директора обязанностей заключаются в принятии им необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в надлежащем исполнении публично-правовых обязанностей, возлагаемых на юридическое лицо действующим законодательством. В связи с этим в случае привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности (налоговой, административной и т.п.) по причине недобросовестного и (или) неразумного поведения директора понесенные в результате этого убытки юридического лица могут быть взысканы с директора.

Кто такие управляющие лица

Лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган — директор, генеральный директор и т.д., временный единоличный исполнительный орган, управляющая организация или управляющий хозяйственного общества, руководитель унитарного предприятия, председатель кооператива и т.п.; члены коллегиального органа юридического лица — члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) хозяйственного общества, члены правления кооператива и т.п.; далее — директор), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК). В случае нарушения этой обязанности директор по требованию юридического лица и (или) его учредителей (участников), которым законом предоставлено право на предъявление соответствующего требования, должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу таким нарушением.

Какие действия признаются недобросовестными

Согласно пункту 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

  • действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке;

  • скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;

  • совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица;

  • после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;

  • знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т.п.).

Под сделкой на невыгодных условиях понимается сделка, цена и (или) иные условия которой существенно в худшую для юридического лица сторону отличаются от цены и (или) иных условий, на которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (например, если предоставление, полученное по сделке юридическим лицом, в два или более раза ниже стоимости предоставления, совершенного юридическим лицом в пользу контрагента). Невыгодность сделки определяется на момент ее совершения; если же невыгодность сделки обнаружилась впоследствии по причине нарушения возникших из нее обязательств, то директор отвечает за соответствующие убытки, если будет доказано, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения либо ненадлежащего исполнения.

Директор освобождается от ответственности, если докажет, что заключенная им сделка хотя и была сама по себе невыгодной, но являлась частью взаимосвязанных сделок, объединенных общей хозяйственной целью, в результате которых предполагалось получение выгоды юридическим лицом. Он также освобождается от ответственности, если докажет, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам юридического лица.

При определении интересов юридического лица следует, в частности, учитывать, что основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (пункт 1 статьи 50 ГК РФ); также необходимо принимать во внимание соответствующие положения учредительных документов и решений органов юридического лица (например, об определении приоритетных направлений его деятельности, об утверждении стратегий и бизнес-планов и т.п.). Директор не может быть признан действовавшим в интересах юридического лица, если он действовал в интересах одного или нескольких его участников, но в ущерб юридическому лицу.

Неразумность действий (бездействия) директора

Согласно пункту 3 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» неразумность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

  • принял решение без учета известной ему информации, имеющей значение в данной ситуации;

  • до принятия решения не предпринял действий, направленных на получение необходимой и достаточной для его принятия информации, которые обычны для деловой практики при сходных обстоятельствах, в частности, если доказано, что при имеющихся обстоятельствах разумный директор отложил бы принятие решения до получения дополнительной информации;

  • совершил сделку без соблюдения обычно требующихся или принятых в данном юридическом лице внутренних процедур для совершения аналогичных сделок (например, согласования с юридическим отделом, бухгалтерией и т.п.).

Арбитражным судам следует давать оценку тому, насколько совершение того или иного действия входило или должно было, учитывая обычные условия делового оборота, входить в круг обязанностей директора, в том числе с учетом масштабов деятельности юридического лица, характера соответствующего действия и т.п.

Статья 642. Прекращение недействующего юридического лица

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 641. Защита прав кредиторов ликвидируемого юр. лица
Статья 651. Корпоративные и унитарные юридические лица →
  1. Считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

  2. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

  3. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 531 настоящего Кодекса.

Статья написана и размещена 30 июня 2017 года. Дополнена —

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2019

Полезные ссылки по теме «Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц»:

  1. Выписка из ЕГРП

  2. Как зарегистрировать ИП (ПБЮЛ) и ООО в налоговой инспекции самому

  3. Подготовка и оформление необходимых документов для регистрации.

  4. Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в налоговой инспекции

  5. Когда не надо регистировать ИП?

  6. Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате)

  7. Изготовление печати.

  8. Открытие расчетного счета в банке.

  9. Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  10. Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  11. Реорганизация юридического лица

  12. Способы ликвидации организации

Tags: исключение из ЕГРЮЛ, недействующих, юридических лиц

Федеральная налоговая служба РФ регулярно осуществляет «чистку» ЕГРЮЛ с целью исключения из реестра всех не действующих, или как их еще называют «мертвых» юридических лиц. Кроме того, налоговики всеми способами борется с «фирмами-однодневками». Каждый день количество компаний, в отношении которых налоговыми органами внесена запись о недостоверности сведений, только увеличивается. В одном только 2016 году по всей стране ФНС исключила свыше трех тысяч недействующих компаний. После направления в работу территориальных инспекций Письма ФНС России от 03 августа 2016 года № ГД-4-14/14126 «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 01 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности», к середине 2017 года налоговыми органами из ЕГРЮЛ было исключено более двух ста тысяч недействующих компаний. В этом же году в реестре появилось около двух тысяч записей о недостоверности сведений в отношении российских компаний. Как считает высший налоговый орган, «достоверный реестр» даст возможность добросовестным компаниям-налогоплательщикам оценить своего потенциального контрагента и получить актуальные сведения о нем, в том числе во избежание совершения сделок с фактически несуществующим юридическим лицом.

Кроме того, так называемая «чистка» ЕГРЮЛ позволит налоговым органам устранить из реестра «фирмы-однодневки», фиктивных директоров и учредителей. На сегодняшний день работа над достоверностью государственного реестра юридических лиц идет полным ходом. В данной статье мы расскажем о том, какие компании ФНС на сегодняшний день будет в принудительном порядке исключать из ЕГРЮЛ и что ждет налогоплательщика, обозначенного в акте ФНС о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.

Какие компании ФНС исключает из ЕГРЮЛ?

В статье «Принудительное исключение компании из ЕГРЮЛ в 2017 году» мы рассказывали, что 03 августа 2016 года ФНС России направило в работу территориальных налоговых инспекций два письма № ГД-4-14/14127 и № ГД-4-14/14126, согласно которым налоговые инспекции должны вести новую работу по выявлению компаний, в отношении которых в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения. В частности в указанных Письмах ФНС приведены признаки, недостоверности сведений о юридическом лице. С 01 сентября 2017 года налоговики наделены правом без суда исключать из реестра юридических лиц компании, в отношении которых запись о недостоверности сведений о компании числится в ЕГРЮЛ свыше шести месяцев. Это говорит о том, что с указанного момента запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений в отношении какой-либо компании будет являться самостоятельным основанием для принудительного исключения такой компании из ЕГРЮЛ. Чтобы убедиться в отсутствии в ЕГРЮЛ записи о недостоверности Вашей компании, в отношении адреса местонахождения юридического лица, директора или учредителя, на сайте Федеральной Налоговой Службы РФ www.nalog.ru можно скачать электронную выписку из ЕГРЮЛ по своей компании и проверить эти данные. Кстати, такую же манипуляцию желательно совершить и в отношении своих контрагентов, чтобы их внезапное исключение из списка юридических лиц для Вас не было сюрпризом. Теперь рассмотрим по подробнее какие сведения налоговые органы могут посчитать недостоверными.

Недостоверные сведения об адресе местонахождения юридического лица

Признаки, по которым налоговые органы могут прийти к выводу о недостоверности адреса юридического лица:

  • компания не получает корреспонденцию от налоговой инспекции. Возврат корреспонденции в налоговую инспекцию;
  • в сведениях об адресе компании указан несуществующий адрес;
  • здание по заявленному адресу не пригодно для использования (по факту по указанному адресу находится трансформаторная будка – самый распространенный пример);
  • в ЕГРЮЛ указан адрес массовой регистрации, который используют еще десять и более компаний;
  • компания зарегистрирована в жилом помещении;
  • компания зарегистрирована в торговом центре, при этом не внесла в ЕГРЮЛ сведений о номере офиса или помещения.

Ранее налоговым органам, чтобы ликвидировать юридическое лицо за фиктивный адрес нужно было обращаться в арбитражный суд (см. п. 2 ст. 25 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). С 01 сентября 2017 года за недостоверность адреса местонахождения компании налоговые органы могут запросто исключить ее из ЕГРЮЛ, как говорится «без суда и следствия». Поэтому во избежание внесения налоговиками в отношении Вашей компании записи в ЕГРЮЛ о недостоверности адреса, необходимо наладить и держать контакт с налоговой инспекцией, в частности не игнорировать их запросы и уведомления, полученные Вами по телекоммуникационным каналам связи, а также получать всю поступающую от налоговой инспекции почтовую корреспонденцию. Обращаем Ваше внимание, что налоговой инспекции не сложно проверить адрес Вашей компании. При необходимости налоговый инспектор осуществит выезд по адресу компании, произведет осмотр, запишет его на видео в присутствии двух понятых – и все! (см. Приложение № 1 к Приказу ФНС от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72).

Недостоверные сведения о директоре или учредителе юридического лица

За сведениями о директоре или учредителе юридического лица налоговые органы следят в особом порядке. Действия налоговиков направлены на выявление номинальных учредителей и директоров компаний, как правило, по нижеперечисленным признакам:

  • директор или учредитель являются массовыми, т.е. руководят или являются участниками более чем в пятидесяти компаниях, зарегистрированных в ЕГРЮЛ до 01 августа 2016 года, или более чем в пяти компаниях, зарегистрированных в ЕГРЮЛ после 01 августа 2016 года;
  • отстранение налоговиками директора компании от занимаемой должности, при этом срок дисквалификации не вышел;
  • участник вышел из состава Общества до 01 января 2016 года и не заверил в нотариальном порядке заявление о передаче доли Обществу или другому участнику;
  • в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении других компаний, уже имеется запись, что учредитель или директор является «номинальным» (см. Письмо ФНС России от 03 августа 2016 года № ГД-4-14/14126);
  • в налоговую инспекцию подано заявление от бывшего директора, что сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ являются недостоверными.

Также согласно положениям пункта 1 статьи 21.1. Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которого юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Если компания имеет вышеприведенные признаки недействующей, ее в принудительном порядке исключат из ЕГРЮЛ в порядке, определенном указанным Федеральным законом.

Что ждет налогоплательщика, обозначенного в акте ФНС о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ?

Если запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений в отношении компании содержится более шести месяцев, налоговый орган вправе принять решение об исключении такой компании из реестра. Источником опубликования таких сведений является журнал «Вестник государственной регистрации». Далеко не всегда и не всем участникам – собственникам бизнеса, удается отследить такую публикацию о своей компании, в последствии заинтересованные лица исключаемой компании, зачастую поздно узнают о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Однако законодатель предусмотрел право юридического лица, в том числе ее кредиторам, направлять мотивированные возражения на решение налогового органа об исключении этого лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Если само исключаемое из ЕГРЮЛ юридическое лицо или иные заинтересованные в его дальнейшей деятельности лица направят в налоговый орган соответствующие возражения, решение об исключении из ЕГРЮЛ такого юридического лица налоговым органом приниматься не будет. Поэтому следует следить за сроками предоставления таких возражений самой компанией и ее заинтересованными лицами, поскольку судебная практика не всегда занимает позицию исключаемого юридического лица (см. Определение Верховного Суда РФ от 13 июня 2017 года № 310-КГ17-5981 по делу № А08-4492/2016).

При исключении компании из реестра по основанию недостоверности сведений, морально подготовиться к тому, что директора исключенной из реестра компании могут дисквалифицировать сроком на три года и запретить в дальнейшем в течение этого срока каким-либо образом участвовать в деятельности других компаний на территории страны, а собственникам – к субсидиарной ответственности по любым обязательствам компании, возникшим после 28 июня 2017 года на основании Федерального закона РФ от 28 июня 2017 года № 488-ФЗ. Подводя итог, отметим, что все перечисленные в данной статье меры, используемые налоговиками в отношении «недобросовестных» компаний направлены, в первую очередь, на «чистку» ЕГРЮЛ от фирм-однодневок. И пока в ЕГРЮЛ не будет удалена запись о недостоверности сведений о юридическом лице, осуществить регистрационные действия в отношении других сведений не получится.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *