Исполнительной производство

Как показывает практика, большие долги взыскать с физического лица намного трудней, чем с юридического. Не претендуя на составление рецепта на все случаи жизни, давайте попробуем разобраться в вопросе о наиболее эффективном взыскании с должника юридического лица в рамках исполнительного производства.

Безусловно, что для начала надо составить конкретный план исполнения, чтобы ничего не упустить из виду. Ниже приводится базовый алгоритм действий судебного пристава-исполнителя.

  1. Возбуждение исполнительного производства, вручение должнику постановления о возбуждении нарочным (в секретариат или лично директору), либо направление постановления заказным письмом. Одновременно с постановлением о возбуждении вручается требование об исполнении решения суда и предупреждение должника об административной ответственности по ст. 17.14. КоАП РФ и об уголовной ответственности по ст. ст. 177, 315 УК РФ. Такие требования надо вручать лично, почта здесь не подходит.
  2. Направление запросов судебным приставом-исполнителем в регистрирующие органы:

— в случае немедленного исполнения — в день возбуждения исполнительного производства;

— в случае установления срока для добровольного исполнения — на следующий день после истечения срока для добровольного исполнения.

Запросы направляются в:

1) районные (межрайонные) инспекции Управления Федеральной налоговой службы (о наличии расчетных счетов, зарегистрированной контроль-кассовой техники, выписка из ЕГРЮЛ о данных руководителя и учредителей юридического лица);

2) районные подразделения Управления ФРС России (о наличии недвижимого имущества и земельных участков);

3) структурные подразделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ( о наличии недвижимого имущества, права на которые возникли до 1997 года);

4) структурные подразделения ГИБДД УВД (о наличии автотранспорта);

5) структурные подразделения Управления Гостехнадзора – (о наличии самоходных машины и иных видов техники);

6) администрации муниципальных образований – по аренде муниципального имущества (помещений, земли);

7) структурные подразделения Центра ГИМС МЧС России (маломерные суда);

8) структурные подразделения Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости – наличие земельных участков.

Данный перечень регистрирующих органов исчерпывающим не является и все зависит от фантазии

  1. Выход по месту нахождения должника, изъятие наличных денежных средств из кассы предприятия, вручение постановления о предоставление сведений об имуществе предприятия-должника (предоставить бухгалтерский баланс на последнюю отчётную дату и подробную расшифровку активов организации балансу). Все сведения должны быть показаны в привязке к данным бухгалтерского баланса предприятия на последнюю отчётную дату (с отметкой налогового органа о принятии).
  2. Постановление о наложении ареста на расходные кассовые операции, согласно которому должник обязан все денежные средства (либо их часть), поступающие в кассу, сдавать (перечислять) на текущий счет отдела судебных приставов. Данное постановление вручается руководителя должника для исполнения. Постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся и поступающие на счета должника, и направление его в банк для исполнения.
  3. В случае недостаточности или отсутствия денежных средств, взыскание обращается на имущество должника в соответствии с очередностью, установленной законодательством (ст. 94 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  4. В случае отсутствия должника-организации и (или) его имущества выносится постановление о розыске должника-организации и (или) имущества должника-организации.
  5. Отдельным блоком проводятся мероприятия по привлечению должника к административной и уголовной ответственности.
  6. В случае привлечения руководителя должника-организации к административной ответственности за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, и в случае неоплаты штрафа, направляется заявление в суд об ограничении руководителя должника на выезд из Российской Федерации.

В процессе реализации данного алгоритма могут возникнуть новые ситуации, поэтому необходимо жестко контролировать исполнение и незамедлительно вносить коррективы.

Так, например, в ходе совершения исполнительных действий мы устанавливаем из документов бухгалтерской отчетности, что должник имеет крупные кредиты. Обязательства по кредитам должник исправно оплачивает, путем перенаправления денежных средств от контрагентов, напрямую в банк, минуя свои счета. Здесь надо развивать линию привлечения должника к уголовной ответственности по ст. 177 (315) УК РФ (что очень эффективно воздействует на желание должника как можно быстрей оплатить долг). В настоящее время практика имеет достаточное количество обвинительных приговоров именно по такой фабуле.

В тоже время, надо в обязательном порядке изучить контрагентов должника и направить встречные запросы о наличии кредиторской задолженности перед нашим должником. Все очень просто, должник может скрывать сведения, а вот дебитору не имеет смысла получать проблемы с законом, и он предоставит достоверные сведения.

Также, в обязательном порядке, надо периодически судебному приставу-исполнителю проверять порядок исполнения должником постановления об обращении взыскания на поступающие денежные средства в кассу предприятия. На практике, должники часто нарушают исполнение постановления, что также может послужить основанием для привлечения руководителя должника к уголовной ответственности.

Для такой глубокой работы судебного пристава-исполнителя необходимо установить с ним плотный контакт. Совершенно не лишним будет, если вы будете оказывать практическую и методическую помощью, как–то, предоставления шаблонов сложных процессуальных документов, положительные примеры из судебной практики и.т.д.

Что касается правового аспекта, то свои пожелания судебному приставу-исполнителю необходимо оформлять ходатайствами в порядке ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве». На практике, судебные приставы-исполнители оставляют такие ходатайства без внимания, в то время как пристав обязан принять по нему процессуальное решение в виде постановление. Если судебный пристав-исполнитель отказывает в удовлетворении ходатайства, то такой отказ должен быть мотивированным. Очень сложно представить какие могут быть у судебного пристава-исполнителя мотивы для отказа в удовлетворении ходатайства об обращении взыскания на поступающие денежные средства в кассу предприятия?

Эффективное обжалование (оспаривание) действий судебного пристава-исполнителя это уже тема для отдельного разговора.

В заключении хотелось бы отметить наиболее эффективные методы воздействия из практики:

— обращение взыскания на денежные средства должника, как на расчетных счетах, так и поступающие в кассу предприятие;

— применение мер уголовного воздействия к руководителю должника;

— обращение взыскания на дебиторскую задолженность должника.

Что касается вопроса обращения взыскания на другое имущество должника, то лучшим, пожалуй, является обращение взыскания на недвижимое имущество должника.

(с) А.А. Шарон январь 2010 г

Основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, являются стороны – взыскатель и должник.

При этом взыскатель в федеральном законе №229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» определяется как гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Права и обязанности сторон в исполнительном производстве действующее законодательство условно разделяет на две большие группы: общие и специальные.

Общие права сторон закреплены в статье 50 закона №229-ФЗ.

Взыскатель имеет право:

1. знакомиться с материалами исполнительного производства, для этого взыскателю необходимо написать заявление на имя старшего судебного пристава с просьбой об ознакомлении с материалами исполнительного производства. Написание данного заявления обусловлено тем, что судебный пристав-исполнитель в соответствии с федеральным законом №118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах», не вправе разглашать информацию, ставшую известной ему в связи с исполнением должностных обязанностей — сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию;
2. делать выписки, снимать копии с материалов исполнительного производства (осуществляется собственными техническими средствами);
3. представлять дополнительные материалы, имеющие значение для принудительного исполнения требований исполнительного документа;
4. заявлять ходатайства;
5. участвовать в совершении исполнительных действий;
6. давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий;
7. приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства;
8. возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
9. заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие);
10. до окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

К субъективным правам и обязанностям относятся те права, которые взыскатель имеет при совершении конкретного исполнительного действия. Так, к специальным правам взыскателя следует отнести право просить судебного пристава-исполнителя о немедленном наложении ареста на имущество и денежные средства должника; право получить информацию, где в данный момент находится исполнительный документ (поскольку судебный пристав-исполнитель обязан извещать взыскателя о передаче исполнительного документа другому судебному приставу-исполнителю); право обращаться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа к взысканию; право отказаться от взыскания; право отказаться от получения предметов, которые должен передать должник взыскателю на основании исполнительного документа; право ходатайствовать о розыске должника.

Кроме того, отдельно стоит отметить право взыскателя участвовать в исполнительном производстве лично или через представителя. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Полномочия представителей удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом. Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус.

Также субъективным правом взыскателя является право оставить за собой имущество, нереализованное в течение месяца. Если имущество должника после снижения цены не было реализовано в течение одного месяца, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечислении) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель обязан в течение пяти дней со дня получения указанного предложения уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

При поступлении заявления о согласии принять нереализованное имущество от нескольких взыскателей, судебный пристав-исполнитель передает нереализованное имущество взыскателям в соответствии с установленной очередностью удовлетворения требований взыскателей, с составлением соответствующего акта передачи имущества взыскателю.

Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требования залогодержателя, он имеет право, при отсутствии иного указания в законе или договоре, получить недостающую сумму из прочего имущества должника, не пользуясь преимуществом, основанным на залоге.

Кроме того, взыскатель вправе получить исполнительный лист на руки и предъявить его непосредственно в банк (при взыскании денежных сумм и наличии сведений о счетах должника) для исполнения, минуя службу судебных приставов (п. 1 ст. 8 федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве»), при взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцать пять тысяч рублей, направить в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.

Исполнительное производство – заключительная стадия гражданского процесса, в которой уполномоченные органы и должностные лица производят исполнение актов судов общей юрисдикции.

Различают:

  • добровольное исполнение решения суда, инициируемое соответствующим предложением, вручаемым должнику;
  • принудительное исполнение решения суда, которое производится по истечении срока для добровольного исполнения решения.

Судебные решения приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя и прокурора. Контроль за правильным и своевременным исполнением решения суда осуществляется судьей. Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе РФ осуществляют руководство и контроль за работой по исполнению судебных решений. К нормативно-правовым актам, определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, относятся, прежде всего, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ, Федеральный закон «О судебных приставах»№ 118-ФЗ, принятые 21 июля 1997 года и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Исполнительное производство является установленным законом порядком принудительной реализацией постановлений судов (либо других юрисдикционных органов). Исполнительное производство может быть возбуждено как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц, оно может быть возбуждено судебным приставом-исполнителем на стадии принудительного исполнения исполнительных документов.

Заказать услугу Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Стадии исполнительного производства:

Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.

1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.

2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.

Раccмотрим все стадии более подробно:

Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства — первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права. Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1 — 4 и 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», возможно повторное направление (предъявление) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Статья 428 ГПК РФ устанавливает, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно по вынесении решения. Исполнительный лист выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом. Таким образом, в силу диспозитивного характера гражданских правоотношений, для предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждения исполнительного производства необходимо волеизъявление взыскателя в форме подачи им соответствующего заявления, без которого возбуждение исполнительного производства невозможно. Предъявление исполнительного листа к взысканию — право, а не обязанность взыскателя, следовательно, никто не может за взыскателя решать вопрос о необходимости предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждении исполнительного производства. Предполагается, что заявление о возбуждении исполнительного производства может быть подано и подписано лично взыскателем либо его представителем, имеющим соответствующую доверенность на право предъявления исполнительного документа к взысканию. Доверенность должна быть приложена к заявлению. От имени взыскателя — юридического лица заявление может быть подписано руководителем данного юридического лица или представителем юридического лица, имеющим соответствующую доверенность, которая также прикладывается к заявлению.

Заказать услугу Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.

Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • нахождения должника в длительной служебной командировке;
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
  • в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Главный судебный пристав Российской Федерации, Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители также обладают правом приостановления исполнительного производства, но только в одном случае — поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц Службы судебных приставов.

Прекращение исполнительного производства.

Заказать услугу Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

  • оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», указанный перечень расширительному толкованию не подлежит;
  • после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке. В этом плане прекращение исполнительного производства близко по правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 221 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 151 АПК РФ) судопроизводствах.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

При отказе взыскателя в указанных случаях от дальнейшего взыскания алиментов исполнительное производство подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ». Действующее законодательство об исполнительном производстве, в отличие от первой редакции Федерального закона «Об исполнительном производстве» N 119-ФЗ, предоставило право самому судебному приставу-исполнителю решать вопросы прекращения исполнительного производства, но по большей мере это фактическое дублирование определений соответствующих судов о прекращении исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
  • прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, с вынесением постановления о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства. В соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве» правовые последствия прекращения исполнительного производства в основном сводятся к следующему:

  • прекращенное исполнительное производство в соответствии с вступившим в законную силу судебным определением или постановлением судебного пристава-исполнителя не может быть возобновлено вновь;
  • после разрешения вопросов о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;
  • в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, по ним возбуждается отдельное исполнительное производство. В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства;
  • исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Возвращение исполнительного документа.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.

В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства — взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.

Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В соответствии со ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.

Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.

Заказать услугу Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Окончание исполнительного производства.

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства — не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:

1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства — реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.

2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.

3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.

5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).

8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Субъекты розыскных мероприятий На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождения отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер. Только после проведения предварительной розыскной работы, в случае ее безрезультатности, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск.

Очередность взыскания в исполнительном производстве регламентирует статья 111 ФЗ 229. В ней описывается, как происходит процесс выплат.

Очередность

Регламент очередности вступает в силу, когда найденных денег недостаточно для покрытия всех принятых судебных решений. Сумма рассчитывается между истцами, предъявившими свои претензии на конкретный момент.

Часть 1 ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве» описывает 4 очереди:

  • вначале средства используются для алиментных выплат и разного рода компенсаций вреда;
  • следующая группа — начисление выходных пособий, исполнение обязательств по оплате труда и соглашениям, а также по обеспечению вознаграждения владельцам интеллектуальной собственности;
  • третьими покрываются налоговые взыскания и другие внебюджетные отчисления;
  • на последнем месте — все остальные претензии по исполнительным листам.

Согласно ч. 2 ст. 111 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» действует правило: требования каждой следующей очереди будут удовлетворены только после покрытия притязаний прошлой очереди в полном размере.

Исключительные случаи

229 ФЗ ст. 111 ч. 3 утверждает, что если денег не хватает, чтобы выплатить всем взыскателям в полном размере, то требования будут удовлетворяться в долях, причитающимся каждому истцу согласно исполнительному листу.

То есть если финансов не хватает для выплаты долгов всем заявителям в пределах одной очереди, то фонд будет распределен в равных пропорциях, рассчитанных на основании сумм, описанных в исполнительном документе.

Пример удержания сумм

Исполнительный лист поступает в организацию, выдающую должнику зарплату, от взыскателя или от судебного пристава. Согласно статье 99 ФЗ № 229, работодатель не имеет права изымать из дохода работника сумму большую чем 50% от месячного оклада. Если речь о выплатах в отношении детей до 18 лет, то порог повышается до 70% от дохода.

Пример взыскания по долгам разной очередности

В компанию ООО «Пример» поступил исполнительный документ на имя сотрудника Андреев И. Г. Исходя из листа, работодатель обязан взыскивать с зарплаты работника 33% для выплаты алиментов на двоих детей.

Спустя месяц в компанию поступил второй документ — об удержании НДФЛ, недоплаченного при реализации недвижимости. Взыскание средств должно производиться ежемесячно с 01.07.2020 по 30.10.2020 в размере 3 820 р. (всего 11 460 р.).

Ежемесячный заработок Андреева 18 580 р. Согласно закону разрешается удерживать не более 9 290 р. (18 580*50%).

Суммы для выплаты алиментов — 6 131,40 р. (18 580 * 33%). Отчисления на детей относятся к первой очередности, поэтому компания не имеет права изымать из зарплаты Андреева более 3 158,60 р. (9 290 — 6 131,40). Таким образом, удержание происходит в порядке:

Удовлетворить требования второго исполнительного документа в течение запрошенных 3 месяцев не выйдет. Согласно очередности, средства будут взысканы максимально быстрым возможным способом.

Узнайте о своем долге Бесплатная онлайн проверка судебной задолженности Узнать задолженность

Пример взыскания по долгам одной очередности

Заработок Речего А. И. в компании ООО «Пример» равен 19 510 р.

В июле 2020 года в отношении сотрудника поступил исполнительный лист, согласно которого в период с 01.07 по 30.11 требуется удерживать 10 150 р. Средства пойдут:

  • на возмещение материального ущерба, равное 7 575 р. (всего 30 300 р.);
  • на компенсацию морального вреда — 2 575 р. ежемесячно (всего 10 300 р.).

Оба требования относятся к первоочередным согласно регламенту. Максимально работодатель имеет право удерживать не более 9 755 р., чего не хватает для покрытия требований исполнительных листов (10 150 р.).

В данном случае придется использовать пропорциональный расчет:

Таким образом, выплаты растянутся на 5 месяцев, вместо 4 запрошенных. В период с августа по ноябрь из зарплаты будет удержано по 7 277,23 и 2 477,77 р., в декабре — 1 176,68 и 401,32 р. соответственно.

Читайте далее:

Оспаривание очередности взысканий в исполнительном производстве

Действия или бездействия судебного пристава могут быть оспорены в судебной инстанции согласно общему порядку. Истец подает заявление с прошением рассмотреть дело.

Скачать бланк заявления

Также жалоба может быть направлена согласно порядку подчиненности. По регламенту части 1 статьи 123 ФЗ документ направляется на имя старшего судебного пристава, который напрямую руководит исполнительным приставом.

Скачать бланк жалобы

Если в нарушении очередности повинен работодатель, списывающий долг из зарплаты, то заявление аналогично подается в суд на общих основаниях. Согласно статье 17.14 КоАП к нарушителю будет применен штраф.

Мне нравитсяНе нравится

Приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве от 19 марта 2012 г. N 233 «Об исполнительных документах, подлежащих исполнению межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве»
В целях повышения эффективности исполнения исполнительных документов, полного и правильного осуществления исполнительных производств, руководствуясь Федеральными законами от 21.07.1997 N 118 «О судебных приставах», от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также подпунктом 9 пункта 9 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 09.04.2007 N 69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» приказываю:
1. Установить, что в целях настоящего приказа к особым исполнительным производствам, исполняемым межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам, относятся возбужденные на основании:
1.1. Исполнительных документов, выданных Арбитражными судами и судами общей юрисдикции:
— сумма взыскания по которым равна или более 50 миллионов рублей;
— о принятии мер по обеспечению исковых требований на сумму равную или более 50 миллионов рублей;
— об обращении взыскания на заложенное имущество на сумму равную или более 50 миллионов рублей;
1.2. Постановлений налоговых, таможенных органов Российской Федерации, а также актов иных уполномоченных органов, сумма взыскания по которым равна или более 100 миллионов рублей.
1.3. Исполнительных документов, объединенных в сводные исполнительные производства, сумма взыскания по которым равна или более 50 миллионов рублей, передавать из другого структурного подразделения в межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам по предварительному согласованию с заместителем руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве, курирующим вопросы исполнения.
Распоряжение Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области
от 21 сентября 2012 г. N 842-р «О порядке предъявления исполнительных документов в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств»
В целях организации порядка предъявления исполнительных документов для исполнения в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, обязываю:
1. Начальников отделов — старших судебных приставов структурных подразделений Управления ФССП России по Тамбовской области:
1.1. При нахождении или поступлении в подразделение исполнительного документа о принудительном исполнении постановлений судов об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, исполнительных документов на сумму взыскания 10 и белее млн. руб. (либо при превышении суммы задолженности по сводному исполнительному производству 10 млн. руб.), исполнительного документа неимущественного характера, а также исполнительного документа имеющего особую социальную и экономическую значимость в трехдневный срок представлять в отдел организации исполнительного производства служебную записку для подготовки предложений руководителю Управления о целесообразности передачи исполнительного документа (либо сводного исполнительного производства) в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам.
» Не стоит тратить время на то, чтоб разбираться: любишь ты человека или нет. Поступай так, как если б ты был уверен, что ты его любишь» (с)

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *