Изменение срока уплаты налогов и сборов

Ставка рефинансирования Центробанка устанавливается в размере 10,5% годовых с 29 апреля 2008 года (указание Центробанка от 28 апреля 2008 г. № 1997-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»). Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам (абз. 2 п. 1 ст. 66 НК). Фирмой может быть заключено несколько договоров об инвестиционном налоговом кредите по разным основаниям (п. 5 ст. 67 НК).

При проведении фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 30 процентов от стоимости приобретенного фирмой оборудования. По основаниям, указанным в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса, ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между налоговой службой и фирмой (п. 2 ст. 67 НК).

📌 Реклама Не допускается устанавливать начисляемые на сумму инвестиционного налогового кредита проценты по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центробанка. Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите. Форма договора об ИНК устанавливается Федеральной налоговой службой (Приказ ФНС от 29 ноября 2005 г. № САЭ-3-19/622@ «Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите»).

Разрешите обратиться

Для получения отсрочки, рассрочки по уплате налогов или инвестиционного налогового кредита фирме необходимо подать заявление и предоставить документы в налоговую службу (Приказ ФНС от 4 октября 2006 г. № САЭ-3-19/654@ «Об утверждении порядка рассмотрения ФНС заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов»). Документы, необходимые для оформления рассрочки, отсрочки уплаты налогов или инвестиционного кредита, утверждены приказом ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798.

📌 Реклама

Органы, уполномоченные рассматривать заявления об изменении сроков уплаты налогов, перечислены в статье 63 Налогового кодекса. Так, например, для решения вопроса об отсрочке федеральных налогов нужно обратиться в Федеральную налоговую службу. Если речь идет о региональных или местных налогах — в инспекцию ФНС по месту нахождения фирмы. В некоторых случаях налоговая служба не может принять решение самостоятельно без согласования с финансовыми органами соответствующих субъектов Федерации, муниципальных образований (решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 августа 2005 г. № А40-22438/05-127-189).

В заявлении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов фирме необходимо указать одно из оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса. При этом основание изменения сроков уплаты налогов должно быть документально подтверждено (постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05.

Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, или осуществление мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • 2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • 3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
  • 4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;
  • 5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством Российской Федерации;
  • 6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

  • 1) по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этих подпунктах целей;
  • 2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 — 4 пункта 1 настоящей статьи, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;
  • 3) по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьёй 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

При отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении инвестиционного налогового кредита по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, в пределах суммы расходов этого лица на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на срок, указанный в обращении заинтересованного лица, с учётом ограничений, установленных статьёй 66 настоящего Кодекса.

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения платежей по соответствующему налогу, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита в срок, не превышающий срок, на который в соответствии с договором предоставляется инвестиционный налоговый кредит, порядок и срок погашения начисленных процентов, указание на способ обеспечения обязательств, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьёй 73 настоящего Кодекса.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

Если инвестиционный налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту её учёта в пятидневный срок со дня заключения договора.

7. Законами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора, в том числе ненаступившего, на более поздний срок.

При этом изменением срока уплаты налога и сбора, подлежащих уплате по результатам проведения налоговым органом налоговой проверки, признается перенос срока уплаты соответственно налога и сбора на более поздний срок с даты уплаты, указанной в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, направленном в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса.

2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Срок уплаты налога и (или) сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части (далее в настоящей главе — сумма задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 настоящего Кодекса.

3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение срока уплаты налога и сбора по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 статьи 64 настоящего Кодекса, осуществляется только в форме рассрочки.

3.1. Лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора (далее в настоящей главе — заинтересованное лицо), вправе подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

При рассмотрении заявления заинтересованного лица о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита орган, уполномоченный принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, вправе предложить указанному лицу предусмотренные настоящей главой иные условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и инвестиционного налогового кредита, которые принимаются по согласованию с заинтересованным лицом.

4. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

5. Изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса, поручительством либо банковской гарантией, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, производится в порядке, предусмотренном настоящей главой, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Положения настоящей главы применяются также при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пени штрафа, страховых взносов (за исключением страховых взносов в части сумм, связанных с формированием средств для финансирования накопительной пенсии).

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

8. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

9. Действие настоящей главы не распространяется на налоговых агентов.

Комментарий к Ст. 61 НК РФ

Статья 61 НК РФ содержит общие условия изменения срока уплаты налога (сбора), а также пени и штрафа. Согласно п. 1 ст. 61 НК РФ изменением срока уплаты считается перенос установленного срока на более поздний.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено гл. 25.3 НК РФ, в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;

2) плательщики, являющиеся ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу, и истец освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ, — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;

5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов — не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

5.2) при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в пп. 21 — 33 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, — до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению;

6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в пп. 1 — 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Согласно п. 1 ст. 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на 1 год.

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать 1 года.

В соответствии с п. 3 ст. 61 НК РФ изменить срок уплаты налога и сбора можно с использованием:

отсрочки, рассрочки, порядок предоставления которой устанавливается ст. 64 НК РФ. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований, перечисленных в п. 2 ст. 64 НК РФ;

инвестиционного налогового кредита, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 66 НК РФ). Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

В соответствии с введенным п. 3.1 ст. 61 НК лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора, вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Форма заявления рекомендована Приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. N ММВ-7-8/469@.

При рассмотрении заявления заинтересованного лица о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита орган, уполномоченный принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, вправе предложить указанному лицу предусмотренные настоящей главой иные условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора и инвестиционного налогового кредита, которые принимаются по согласованию с заинтересованным лицом.

Получить отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит может любой субъект налоговых правоотношений. Основания для изменения сроков уплаты налогов могут быть разные. Скажем, значительные убытки компании в результате стихийных бедствий или задержка оплаты выполненного государственного заказа, а также угроза банкротства компании в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления. Добавим, что тяжелое финансовое положение фирмы не является достаточным основанием для принятия решения об отсрочке. Также учитывается, например, и сезонный характер производства или реализации товаров налогоплательщика.

Что касается граждан, то при решении вопроса об изменении срока уплаты налога принимается во внимание имущественное положение, не позволяющее им рассчитаться с бюджетом.

Согласно п. 5 комментируемой статьи при изменении сроков обязательства должны быть обеспечены поручительством или залогом имущества. Также организация, получившая рассрочку по уплате налогов, должна платить проценты с суммы долга. Они включаются в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *