Изменения ГК РФ

Наш коллектив продолжает кропотливо заниматься изучением нового законодательства. И сегодня мы хотим Вас познакомить с новым термином, который появится в Гражданском кодексе РФ в июне 2018 года «ростовщические проценты».

С 1 июня 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 26.07.2017 г. №212-ФЗ (далее – Закон №212-ФЗ), согласно которому в статью 809 Гражданского кодекса РФ будет добавлен новый пункт 5.

В соответствии с п. 5 ст. 809 ГК РФ (в редакции Закона №212-ФЗ) размер процентов за пользование займом по договору займа, заключенному между гражданами или между юридическим лицом, не осуществляющим профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов, и заемщиком-гражданином, в два и более раза превышающий обычно взимаемые в подобных случаях проценты и поэтому являющийся чрезмерно обременительным для должника (ростовщические проценты), может быть уменьшен судом до размера процентов, обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах.

В связи с нововведением к нам в компанию начали поступать вопросы следующего содержания «Применяется ли пункт 5 статьи 809 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ) к профессиональным кредиторам (МКК, МФК, КПК, ломбардам) при выдаче потребительских займов и при выдаче займов под залог недвижимости? Что понимается под термином «обычно взимаемые в подобных случаях проценты» и «чрезмерно обременительными», «обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах»?». Поэтому мы решили опубликовать наши письменные консультации по данному вопросу.

1. О применении пункта 5 статьи 809 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 212-ФЗ) лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Пункт 5 статьи 809 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 212-ФЗ, вступающего в силу с 1 июня 2018 г) не применяется к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (МКК, МФК). Данный вывод следует из проведенного нами анализа Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон №353-ФЗ). Так, согласно ст.3 и ст.4 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов признается систематическая (не менее четырёх раз в год) деятельность по предоставлению потребительских займов, осуществляемая кредитной организацией и некредитной финансовой организацией. Исходя из системного анализа ст.ст.2,3 и 4 Закона №353-ФЗ, следует, что лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (далее – «профессиональные кредиторы») являются банки, МФО (МКК, МФК), кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кооперативы, ломбарды.

За незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов установлена административная ответственность ст.14.56 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, лицо, осуществляющее предоставление займов на систематической основе без статуса «профессионального кредитора», должно будет руководствоваться с 1 июня 2018 года при установлении размера процента за пользование займом п.5ст.809 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ).

В свою очередь, «профессиональные кредиторы» обязаны руководствоваться при выборе процентной ставки среднерыночными значениями, которые устанавливает ЦБ РФ согласно пп.8-11 ст.6 Закона №353-ФЗ.

2. О применении пункта 5 статьи 809 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 212-ФЗ) при выдаче займов под залог недвижимости.

В п.5 ст.809 ГК РФ употребляется термин «потребительский заем», нормативное определение которого содержится в Законе №353-ФЗ. Согласно п.2 ст.1 Закона №353-ФЗ указанный закон не применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением займа, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой. В связи с этим, возникает вопрос о «применимости» п.5 ст. 809 ГК РФ к договорам займа, обеспеченным ипотекой.

Ввиду спорного характера указанного толкования подпункта п. 5 ст. 809 ГК РФ мы направили запрос в ЦБ с просьбой высказать официальную позицию Банка России по указанной проблеме.

ЦБ ответил, что если пункт 5 статьи 809 ГК РФ не распространяется на юридических лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению потребительских займов под залог недвижимости.

3. Об определении терминов, употребляемых в пункте 5 статьи 809 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 212-ФЗ).

Поправкой в статью 809 ГК РФ вводится совершенно новое понятие для российского законодательства «ростовщические проценты», под которыми понимаются «в два или более раза превышающие обычно взимаемые в подобных случаях проценты и поэтому являющиеся чрезмерно обременительными». Если займодавец устанавливает такой размер процентов, то судья на своё усмотрение может уменьшить его до размера процентов, «обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах». Таким образом, законодатель закрепляет лишь право суда уменьшать размер процентов, то есть суд по обстоятельствам каждого дела будет решать, применять данную норму или нет. Однако неизвестно, должны ли будут сами стороны доказывать соответствие или несоответствие размера процентов, или же суд будет руководствоваться официальными статистиками.

В действующем гражданском законодательстве многие нормы содержат оценочные категории, при использовании которых зачастую на практике возникают трудности, поскольку невозможно их истолковать однозначно. Сейчас законодатель пошёл по аналогичному пути и предусмотрел такие расплывчатые формулировки, как «обычно взимаемые в подобных случаях проценты», «обычно взимаемые при сравнительных обстоятельствах», «чрезмерно обременительные проценты». На сегодняшний день остается неопределенным, какой размер процентов будет считаться «обычным», к чему он будет привязан: к ключевой ставке ЦБ, средней ставке по банковским кредитам или средней ставке по займам для МФО, КПК и ломбардам. Конечно, в ГК РФ нельзя установить точное значение процента, поскольку рынок постоянно меняется, поэтому суд будет его определять индивидуально для каждого должника, исходя из состояния рынка на момент разрешения спора. Однако, для устранения практических трудностей при применении данной нормы, необходимо постановление Пленума Верховного суда РФ, где будут разъяснены оценочные категории и дан порядок разрешения подобных споров.

На данный момент можно лишь провести аналогию с другими оценочными формулировками, используемыми в гражданском законодательстве. Так, статьей 333 ГК РФ закреплено за судом право уменьшить размер неустойки в случае её явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Для этого суд может оценить обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства, например цену товаров, работ, услуг; сумму договора и т.п. («Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств» (утв. Президиумом Верховного суда РФ 22.05.2013).

А кредитор вправе предоставить доказательства того, «какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов и т.д.)» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).

В общих положениях о договоре (ст.424 ГК РФ) содержится другая формулировка – «цена, обычно взимаемая при сравнимых обстоятельствах за аналогичные товары, работы или услуги», если цена в договоре не предусмотрена и не может быть определена. Под сравнимыми обстоятельствами понимается наличие в отношении аналогичных товаров (работ, услуг) рыночной или биржевой цены, определить которую не составит труда.

В обоих приведенных примерах бремя доказывания лежит на заинтересованной стороне (ответчике), а размер процентов по денежному обязательству определяется ставкой рефинансирования ЦБ РФ. Таким образом, можно предположить, что суды будут исходить из подобной, уже устоявшейся практики применения в отношении порядка разрешения споров по уменьшению размера процентов за пользование потребительским займом.

Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, E-mail: [email protected]

На заключительном в этом году заседании Совфед утвердил и передал на рассмотрение президенту 99 законов. Все они уже подписаны. Расскажем о наиболее важных изменениях, которые касаются оплаты труда, маркировки товаров, госзакупок и других вопросов.

Содержание

Тарифы взносов на травматизм сохранили

В 2019 году работодатели должны будут платить взносы на травматизм по тем же тарифам, что и сейчас. Напомним, тариф зависит от класса профессионального риска по основному виду деятельности, а также от назначенных скидок и надбавок.

Федеральный закон от 25.12.2018 N 477-ФЗ

Минимальный размер оплаты труда вырастет

С 1 января МРОТ составит 11 280 руб. Сейчас он равен 11 163 руб.

Федеральный закон от 25.12.2018 N 481-ФЗ

Бизнесу придется отправлять данные о маркированных товарах в специальную информационную систему

Производители, поставщики, продавцы и некоторые другие участники рынка будут представлять оператору информационной системы сведения об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Как именно направлять данные, правительство должно определить до 1 марта 2019 года. С этого дня станет обязательной маркировка табачной продукции.

Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ

Внутрироссийский роуминг будет отменен с 1 июня

Операторы связи должны будут оказывать услуги телефонной связи каждому абоненту на одинаковых условиях независимо от того, в каком субъекте РФ он находится. Также они не смогут устанавливать плату за входящий звонок из другого субъекта РФ.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 527-ФЗ

Освобождение от штрафа для добросовестных НДФЛ-агентов внесут в НК РФ

В Налоговом кодексе закрепят позицию КС РФ: налоговых агентов нельзя штрафовать за непреднамеренную техническую ошибку. Чтобы избежать штрафа, нужно будет выполнить ряд условий.

Поправка вступит в силу в конце января.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 546-ФЗ

Избежать уголовной ответственности за невыплату зарплаты можно будет, возместив ущерб

Работодатели смогут избежать наказания по ч. 1 и ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, если преступление совершено впервые и задолженность будет погашена в течение двух месяцев со дня возбуждения дела. При этом должны быть соблюдены еще несколько условий.

Изменения вступят в силу 8 января.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ

Вчетверо увеличится сумма, которую можно взыскать напрямую через работодателя должника

100 тыс. руб. составит размер долга, при котором взыскатель может сам направить исполнительный документ для удержания денег в организацию, выплачивающую должнику зарплату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи. Сейчас предельная сумма — 25 тыс. руб.

Изменения вступят в силу 8 января.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 539-ФЗ

Предельная сумма микрозайма для бизнеса с 8 января увеличится на 2 млн руб.

Максимальный размер основного долга юрлица или ИП перед МФО по договорам микрозайма составит 5 млн руб. Если долгов у заемщика нет, то МФО может сразу выдать 5 млн руб. Если долги есть, можно взять один или несколько микрозаймов в размере, при котором основной долг не превысит данной суммы.

Сейчас предельная сумма микрозайма ограничена 3 млн руб.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 537-ФЗ

Исполнять госконтракты стало проще

Отменили обязательную внешнюю экспертизу для контрактов с едпоставщиком по результатам несостоявшихся электронных закупок. Появились подробные правила уменьшения обеспечения при частичном исполнении контракта. Разрешили менять цену контракта в связи с увеличением НДС.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 502-ФЗ

Экспертов в госзакупках будут привлекать за заведомо ложные заключения по специальным статьям

Подписание заведомо ложного заключения обернется административным штрафом в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для самого эксперта, от 100 тыс. до 150 тыс. руб. для юрлица. К уголовной ответственности привлекут, если нарушение привело к ущербу на сумму более 2 млн 250 тыс. руб. или по неосторожности к тяжкому вреду здоровью, смерти человека.

Федеральный закон от 27.12.2018 N 520-ФЗ, Федеральный закон от 27.12.2018 N 510-ФЗ

Принят Государственной Думой 21 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

1) в пункте 3 статьи 1246:

а) после слов «по интеллектуальной собственности» дополнить словами «непосредственно или через подведомственное ему учреждение», слово «пункте» заменить словом «абзаце»;

б) дополнить абзацами следующего содержания:

«Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности аккредитует российскую научную или образовательную организацию в качестве организации, которая может проводить предварительный информационный поиск в отношении заявленных изобретений или полезных моделей и предварительную оценку их патентоспособности (статьи 1384, 1386 и 1390) (далее — научная или образовательная организация).

Порядок аккредитации научной или образовательной организации и требования к ней, а также основания и порядок прекращения ее аккредитации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

2) в пункте 1 статьи 1366:

а) абзац первый после слов «не взимаются» дополнить словами «за совершение юридически значимых действий, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Количество поданных в течение года одним заявителем заявок, в отношении которых при подаче указанного заявления он освобождается от уплаты патентных пошлин, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

3) абзац второй пункта 1 статьи 1378 изложить в следующей редакции:

«Заявитель вправе по собственной инициативе представить измененную формулу изобретения, не изменяющую заявку на изобретение по существу, и внести соответствующие изменения в описание при подаче ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу и (или) после получения отчета о предварительном информационном поиске или информационном поиске, проведенном в порядке, установленном пунктом 6 статьи 1384 или абзацем четвертым пункта 2 статьи 1386 настоящего Кодекса, измененную формулу полезной модели, не изменяющую заявку на полезную модель по существу, и внести соответствующие изменения в описание после получения отчета о предварительном информационном поиске, проведенном в порядке, установленном абзацем вторым пункта 1 статьи 1390 настоящего Кодекса.»;

4) в статье 1384:

а) в пункте 1 слова «поступившей в федеральный орган» заменить словами «принятой федеральным органом», слова «и их соответствие установленным требованиям» заменить словами «их соответствие установленным требованиям и устанавливается дата подачи заявки»;

б) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. До начала проведения экспертизы заявки на изобретение по существу (статья 1386) заявитель вправе запросить в научной или образовательной организации проведение по заявке на изобретение предварительного информационного поиска в отношении заявленного изобретения и предварительной оценки его патентоспособности, о чем он обязан уведомить федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.»;

5) в статье 1386:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Экспертиза заявки на изобретение по существу проводится по ходатайству заявителя или третьего лица после завершения формальной экспертизы этой заявки с положительным результатом.

Ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу подается в течение трех лет с даты подачи заявки либо с даты международной подачи международной заявки на изобретение, а в отношении евразийской заявки, преобразованной Евразийским патентным ведомством в российскую национальную заявку, такое ходатайство подается одновременно с заявлением о выдаче патента.

Указанный срок подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному до истечения этого срока, но не более чем на два месяца.

В случае, если ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу не подано в установленный срок, заявка признается отозванной.

О поступивших ходатайствах третьих лиц о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя.»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Экспертиза заявки на изобретение по существу включает:

проверку соответствия заявленного изобретения требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 настоящего Кодекса, и условиям патентоспособности, установленным абзацем первым пункта 1, пунктами 5 и 6 статьи 1350 настоящего Кодекса;

проверку достаточности раскрытия сущности заявленного изобретения в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1 — 4 пункта 2 статьи 1375 настоящего Кодекса и представленных на дату ее подачи, для осуществления изобретения специалистом в данной области техники;

проведение информационного поиска в отношении заявленного изобретения и проверку с учетом его результатов соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным абзацем вторым пункта 1 статьи 1350 настоящего Кодекса.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет заявителю отчет об информационном поиске.

При проверке соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности учитываются результаты предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности, содержащиеся в отчете о предварительном информационном поиске и заключении по результатам предварительной оценки патентоспособности, проведенных научной или образовательной организацией, в случае их поступления в указанный федеральный орган до принятия по заявке решения о выдаче патента, либо об отказе в выдаче патента, либо о признании заявки отозванной.

Информационный поиск в отношении объектов, указанных в пункте 4 статьи 1349 и пунктах 5 и 6 статьи 1350 настоящего Кодекса, не проводится, о чем федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя.»;

в) пункты 3 и 4 признать утратившими силу;

г) в пункте 5:

в абзаце первом слова «отчет об информационном поиске, проведенном в порядке, установленном пунктами 2 и 4 настоящей статьи» заменить словами «отчет о предварительном информационном поиске, проведенном в соответствии с пунктом 6 статьи 1384 настоящего Кодекса, и отчет об информационном поиске, проведенном в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи»;

абзац второй после слов «заявленного изобретения» дополнить словами «требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 настоящего Кодекса, и»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«Порядок проведения предварительного информационного поиска, информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности в соответствии с пунктом 6 статьи 1384 настоящего Кодекса, пунктом 2 настоящей статьи и пунктом 1 статьи 1390 настоящего Кодекса, публикации отчетов о предварительном информационном поиске и об информационном поиске, представления отчета о предварительном информационном поиске, отчета об информационном поиске и заключения по результатам предварительной оценки патентоспособности заявителю устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.»;

6) пункт 1 статьи 1390 изложить в следующей редакции:

«1. По заявке на полезную модель, принятой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится формальная экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1376 настоящего Кодекса, их соответствие установленным требованиям и устанавливается дата подачи заявки.

До завершения формальной экспертизы заявитель вправе запросить в научной или образовательной организации проведение по заявке на полезную модель предварительного информационного поиска в отношении заявленной полезной модели и предварительной оценки ее патентоспособности, о чем он обязан уведомить федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Экспертиза заявки на полезную модель по существу проводится после завершения формальной экспертизы этой заявки с положительным результатом.

Экспертиза заявки на полезную модель по существу включает:

проверку соответствия заявленной полезной модели требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 настоящего Кодекса, и условиям патентоспособности, предусмотренным абзацем первым пункта 1, пунктами 5 и 6 статьи 1351 настоящего Кодекса;

проверку достаточности раскрытия сущности заявленной полезной модели в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 1376 настоящего Кодекса и представленных на дату ее подачи, для осуществления полезной модели специалистом в данной области техники;

проведение информационного поиска в отношении заявленной полезной модели и проверку с учетом его результатов соответствия заявленной полезной модели условиям патентоспособности, предусмотренным абзацем вторым пункта 1 статьи 1351 настоящего Кодекса.

При проверке патентоспособности заявленной полезной модели учитываются результаты предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности, содержащиеся в отчете о предварительном информационном поиске и заключении по результатам предварительной оценки патентоспособности, проведенных научной или образовательной организацией, в случае их поступления в указанный федеральный орган до принятия по заявке решения о выдаче патента, либо об отказе в выдаче патента, либо о признании заявки отозванной.

Информационный поиск в отношении объектов, указанных в пункте 4 статьи 1349 и пунктах 5 и 6 статьи 1351 настоящего Кодекса, не проводится, о чем федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя.»;

7) пункт 2 статьи 1394 изложить в следующей редакции:

«2. После публикации в соответствии с настоящей статьей сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, с отчетами о предварительном информационном поиске и информационном поиске в отношении заявленных изобретения или полезной модели и заключением о результатах предварительной оценки их патентоспособности, с отчетом об информационном поиске в отношении заявленного промышленного образца, а также с другими документами федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности по заявке в связи с регистрацией изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Порядок ознакомления с указанными документами устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Гражданский Кодекс Российской Федерации является основным документом правового поля в Российской Федерации. Поэтому в него часто вносят изменения.

Гражданский Кодекс Российской Федерации часть 1

Раздел I. Общие положения

1. Основные положения

ГЛАВА 1. Гражданское законодательство

ГЛАВА 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав

2. Лица

ГЛАВА 3. Граждане Физические лица

ГЛАВА 4.1 Юридические лица

ГЛАВА 4.2 Хозяйственные товарищества и общества

ГЛАВА 4.3 Производственные кооперативы (утратила силу)

ГЛАВА 4.4 Государственные и муниципальные унитарные предприятия

ГЛАВА 4.5 Некоммерческие организации (утратила силу)

ГЛАВА 4.6 Некоммерческие корпоративные организации

ГЛАВА 4.7 Некоммерческие унитарные организации

ГЛАВА 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

3. Объекты гражданских прав

ГЛАВА 6. Общие положения

ГЛАВА 7. Ценные бумаги

ГЛАВА 8. Нематериальные блага и их защита

4. Сделки и представительство

ГЛАВА 9.1 Понятие, виды и форма сделок

ГЛАВА 9.2 Недействительность сделок

ГЛАВА 10. Представительство. Доверенность

5. Сроки. Исковая давность

ГЛАВА 11. Исчисление сроков

ГЛАВА 12. Исковая давность

Раздел II. Право собственности и другие вещные права

ГЛАВА 13. Общие положения

ГЛАВА 14. Приобретение права собственности

ГЛАВА 15. Прекращение права собственности

ГЛАВА 16. Общая собственность

ГЛАВА 17. Право собственности и другие вещные права на землю

ГЛАВА 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

ГЛАВА 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

ГЛАВА 20. Защита права собственности и других вещных прав

Раздел III. Общая часть обязательственного права

1. Общие положения об обязательствах

ГЛАВА 21. Понятие и стороны обязательства

ГЛАВА 22. Исполнение обязательств

ГЛАВА 23.1 Обеспечение исполнения обязательств

ГЛАВА 23.2 Неустойка

ГЛАВА 23.3 Залог

ГЛАВА 23.4 Удержание

ГЛАВА 23.5 Поручительство

ГЛАВА 23.6 Банковская гарантия

ГЛАВА 23.7 Задаток

ГЛАВА 23.8 Обеспечительный платеж

ГЛАВА 24.1 Переход прав кредитора к другому лицу

ГЛАВА 24.2 Перевод долга

ГЛАВА 25. Ответственность за нарушение обязательств

ГЛАВА 26. Прекращение обязательств

2. Общие положения о договоре

ГЛАВА 27. Понятие и условия договора

ГЛАВА 28. Заключение договора

ГЛАВА 29. Изменение и расторжение договора

Гражданский Кодекс Российской Федерации часть 2

Раздел IV. Отдельные виды обязательств

ГЛАВА 30.1 Общие положения о купле-продаже

ГЛАВА 30.2 Розничная купля-продажа

ГЛАВА 30.3 Поставка товаров

ГЛАВА 30.4 Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд

ГЛАВА 30.5 Контрактация

ГЛАВА 30.6 Энергоснабжение

ГЛАВА 30.7 Продажа недвижимости

ГЛАВА 30.8 Продажа предприятия

ГЛАВА 31. Мена

ГЛАВА 32. Дарение

ГЛАВА 33.1 Общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением

ГЛАВА 33.2 Постоянная рента

ГЛАВА 33.3 Пожизненная рента

ГЛАВА 33.4 Пожизненное содержание с иждивением

ГЛАВА 34.1 Общие положения об аренде

ГЛАВА 34.2 Прокат

ГЛАВА 34.3 Аренда транспортных средств

ГЛАВА 34.4 Аренда зданий и сооружений

ГЛАВА 34.5 Аренда предприятий

ГЛАВА 34.6 Финансовая аренда (лизинг)

ГЛАВА 35. Наем жилого помещения

ГЛАВА 36. Безвозмездное пользование

ГЛАВА 37.1 Общие положения о подряде

ГЛАВА 37.2 Бытовой подряд

ГЛАВА 37.3 Строительный подряд

ГЛАВА 37.4 Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ

ГЛАВА 37.5 Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

ГЛАВА 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

ГЛАВА 39. Возмездное оказание услуг

ГЛАВА 40. Перевозка

ГЛАВА 41. Транспортная экспедиция

ГЛАВА 42.1 Заем

ГЛАВА 42.2 Кредит

ГЛАВА 42.3 Товарный и коммерческий кредит

ГЛАВА 43. Финансирование под уступку денежного требования

ГЛАВА 44. Банковский вклад

ГЛАВА 45. Банковский счет

ГЛАВА 46. Расчеты

ГЛАВА 47.1 Общие положения о хранении

ГЛАВА 47.2 Хранение на товарном складе

ГЛАВА 47.3 Специальные виды хранения

ГЛАВА 48. Страхование

ГЛАВА 49. Поручение

ГЛАВА 50. Действия в чужом интересе без поручения

ГЛАВА 51. Комиссия

ГЛАВА 52. Агентирование

ГЛАВА 53. Доверительное управление имуществом

ГЛАВА 54. Коммерческая концессия

ГЛАВА 55. Простое товарищество

ГЛАВА 56. Публичное обещание награды

ГЛАВА 57. Публичный конкурс

ГЛАВА 58. Проведение игр и пари

ГЛАВА 59.1 Общие положения о возмещении вреда

ГЛАВА 59.2 Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина

ГЛАВА 59.3 Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг

ГЛАВА 59.4 Компенсация морального вреда

ГЛАВА 60. Обязательства вследствие неосновательного обогащения

Гражданский Кодекс Российской Федерации часть 3

Раздел V. Наследственное право

ГЛАВА 61. Общие положения о наследовании

ГЛАВА 62. Наследование по завещанию

ГЛАВА 63. Наследование по закону

ГЛАВА 64. Приобретение наследования

ГЛАВА 65. Наследование отдельных видов имущества

Раздел VI. Международное частное право

ГЛАВА 66. Общие положения

ГЛАВА 67. Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц

ГЛАВА 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям

Гражданский Кодекс Российской Федерации часть 4

Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

ГЛАВА 69. Общие положения

ГЛАВА 70. Авторское право

ГЛАВА 71.1 Права, смежные с авторскими Общие положения

ГЛАВА 71.2 Права на исполнение

ГЛАВА 71.3 Право на фонограмму

ГЛАВА 71.4 Право организаций эфирного и кабельного вещания

ГЛАВА 71.5 Право изготовителя базы данных

ГЛАВА 71.6 Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства

ГЛАВА 72.1 Патентное право. Основные положения

ГЛАВА 72.2 Патентные права

ГЛАВА 72.3 Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец

ГЛАВА 72.4 Изобретение, полезная модель и промышленный образец, созданные в связи с выполнением служебного задания или при выполнении работ по договору

ГЛАВА 72.5 Получение патента

ГЛАВА 72.6 Прекращение и восстановление действия патента

ГЛАВА 72.7 Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений

ГЛАВА 72.8 Защита прав авторов и патентообладателей

ГЛАВА 73.1 Право на селекционное достижение. Основные положения

ГЛАВА 73.2 Интеллектуальные права на селекционные достижения

ГЛАВА 73.3 Распоряжение исключительным правом на селекционное достижение

ГЛАВА 73.4 Селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное в порядке выполнения служебного задания или при выполнении работ по договору

ГЛАВА 73.5 Получение патента на селекционное достижение. Прекращение действия патента на селекционное достижение

ГЛАВА 73.6 Защита прав авторов селекционных достижений и иных патентообладателей

ГЛАВА 74. Право на топологии интегральных микросхем

ГЛАВА 75. Право на секрет производства (ноу-хау)

ГЛАВА 76.1 Право на фирменное наименование

ГЛАВА 76.2 Право на товарный знак и право на знак обслуживания

ГЛАВА 76.3 Право на наименование места происхождения товара

ГЛАВА 76.4 Право на коммерческое обозначение

ГЛАВА 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *