Изменения в учетной политике

Содержание

Закон № 402-ФЗ об изменениях в учетной политике

В законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ перечислен закрытый перечень условий, при наличии которых в действующую учетную политику могут вноситься изменения (п. 6 ст. 8):

  • появление новых требований в бухгалтерском законодательстве;

Например, с 2021 года вступает в силу новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он во многом меняет подход и принципы учета ТМЦ. Какие именно новеллы привнес новый ФСБУ, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • введение хозяйствующим субъектом в свой учетный процесс измененных учетных алгоритмов;
  • коренные преобразования в деятельности компаний, существенно корректирующие условия их работы.

П. 7 ст. 8 указанного закона определены дополнительные важные аспекты:

  • календарная граница внедрения корректировок в учетный процесс — с начала отчетного года;
  • цель установления данной временной границы — обеспечение сопоставимости бухотчетности;
  • исключение из установленного правила — внедрение в учетный процесс нововведений производится с другой даты, если это обусловлено причиной изменения.

Как ПБУ 1/2008 детализирует процесс внесения изменений

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н) растолковывает алгоритмы внесения изменений в учетную политику в расширенном формате — в положении имеется для этого отдельная глава, устанавливающая:

  • причины введения изменений (п. 10) — они полностью соответствуют перечисленным в ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование обоснованности вносимых изменений (п. 11);
  • требования к оформлению — изменения утверждаются приказом или распоряжением руководителя;
  • требование к дате внесения изменений (п. 12) — оно совпадает с указанным в п. 7 ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование денежной оценки последствий изменений (п. 13) — оно относится к изменениям, способным существенно повлиять на финансовое положение организации, результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • необходимость отражения в бухучете последствий изменений учетной политики (пп. 14, 15) одним из указанных способов: перспективно или ретроспективно;
  • схему описания в отчетности последствий применения изменений — обособленному раскрытию подлежат изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовые показатели деятельности организации.

Помимо указанных требований, гл. III ПБУ 1/2008 содержит важные уточнения:

  • о том, какие учетные нововведения изменениями не считаются — утверждение учетных способов фактов хозяйственной деятельности, появившихся в деятельности организации впервые или отличающихся по существу от имевших место ранее (абз. 5 п. 10);
  • о том, когда все изменения можно отражать в отчетности перспективно — если организация организует бухучет с применением упрощенных способов (п. 15.1).

О том, кому разрешено применение упрощенного учета, читайте в статье «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

Рассмотренные требования описывают алгоритмы изменения бухгалтерской учетной политики. Однако их требуется еще и должным образом оформить. Делается это путем составления приказа, дополняющего или изменяющего учетную политику.

Оформляем внесение в учетную политику изменений (образец)

Необходимость внесения изменений может возникнуть не только в отношении бухгалтерской, но и в части налоговой учетной политики. Условия, при которых в налоговую учетную политику вносятся изменения, указаны в абз. 6 ст. 313 НК РФ, они идентичны вышеописанным бухгалтерским нормам.

О том, как организуется налоговый учет и чем он отличается от бухгалтерского, читайте .

Оформление изменений в учетной политике организации рассмотрим на примере.

Пример

Фирма «Мир» применяет учетную политику, утвержденную приказом от 28.12.20ХХ № 412/У. Согласно п. 5.8 учетной политики применяемый налоговый способ начисления амортизации основных средств — линейный. По решению руководства, принятому в октябре 20ХХ года, метод начисления амортизации планируется заменить на нелинейный.

При оформлении изменений были учтены следующие организационно-методические аспекты:

  • в учетную политику изменения вводятся с 01.01.20ХХ — такое правило установлено в ст. 313 НК РФ для изменений, вносимых налогоплательщиком не в связи с изменением законодательства, а по причине принятия решения самим налогоплательщиком;
  • введение нового «амортизационного» способа производится путем издания приказа, подписанного генеральным директором ООО «Мир»;
  • в качестве предварительных мероприятий по подготовке к переходу на новый учетный способ произведены расчеты суммарных балансов по каждой амортизационной группе, разработаны регистры учета начисленной амортизации, а также определен срок применения указанного способа с учетом установленных НК РФ ограничений.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику вы можете увидеть на нашем сайте.

Скачать образец

О том, в какие еще виды учетной политики может потребоваться внесение изменений, читайте в статьях:

  • «Учетная политика для целей управленческого учета»;
  • «Учетная политика в формате МСФО — основные положения».

Итоги

Текущие изменения в учетную политику 2020-2021 годов могут быть внесены при поправках в законодательство, вступивших в силу в течение года, а также при появлении у организации новых или отличающихся по существу от имевших место ранее видов деятельности. Такие изменения утверждаются приказом (распоряжением) руководителя, дополняющим учетную политику.

Кроме того, с 2021 года в учетную политику необходимо будет внести изменения, если применявшиеся ранее учетные алгоритмы откорректированы законодательством с начала года или организация самостоятельно решила изменить применявшиеся правила учета.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Близится к завершению очередной календарный год. Самое время вносить дополнения и изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Разобраться в том, чем различаются эти понятия, как такие действия правильно осуществляются, как отражаются последствия внесенных изменений, какие существуют ограничения на изменение учетной политики для целей налогового учета, вам поможет настоящая статья.

Кроме этого, мы расскажем о порядке раскрытия учетной политики. Но для начала предостережем читателей от совершения одной очень распространенной ошибки.

Как корабль назовешь…

По умолчанию предполагается, что учетная политика сформирована на основе следующих допущений (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» <1>):

— имущественная обособленность (активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций);

— непрерывность деятельности (организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке);

— последовательность применения учетной политики (принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому);

— временная определенность фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).

<1> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В ст. 313 НК РФ также закреплено, что учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Обратите внимание! Если учетная политика организации формировалась исходя из иных допущений, то они вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности (п. 19 ПБУ 1/2008, п. 32 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» <2>).

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

Необходимо рассмотреть последовательность применения учетной политики подробнее, так как часто компании, не подозревая об этом, не соблюдают данное допущение. Дело в том, что учетную политику организация утверждает единожды — при своем создании — и применяет ее до даты ликвидации.

Что касается ведения бухгалтерского учета, то вновь созданная организация и компания, возникшая в результате реорганизации, должны оформить учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. И такая учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Такая учетная политика считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).

Таким образом, законодательством не установлена обязанность ежегодно формировать учетную политику. Поэтому в названии документа нужно указывать, к примеру, не «Учетная политика на 2014 год», а «Учетная политика с 2014 года».

Не принципиально, будет учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения оформлена двумя разными документами или одним, состоящим из двух разделов. Чтобы облегчить восприятие информации, мы сначала рассмотрим внесение дополнений и изменений в учетную политику для целей налогообложения, а затем разберем аналогичные операции в отношении учетной политики для бухгалтерского учета.

Внесение дополнений в учетную политику для целей налогообложения

Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности у организации ей предоставляется право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций. Такие поправки вносятся в документ по мере необходимости (несколько раз в год, не обязательно с начала года). При этом издается приказ (распоряжение) руководителя. Отметим, что налоговое законодательство (в отличие от ПБУ) не требует обоснования решения компании о внесении дополнений и изменений в учетную политику.

Внесение изменений в учетную политику для целей налогообложения

В абз. 6 ст. 313 НК РФ поименованы случаи, при которых требуется внести изменения в утвержденную учетную политику для целей налогообложения:

— изменение организацией применяемых методов учета (новый метод можно применять с начала нового налогового периода, то есть начиная с календарного года, следующего за годом внесения изменений);

— изменение законодательства о налогах и сборах (новый метод можно применять не ранее чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве).

К сведению. В Письме от 24.12.2007 N 03-03-06/1/889 Минфин России указал: перечень оснований, перечисленных в ст. 313 НК РФ, при которых налогоплательщик вправе изменить применяемую учетную политику в текущем налоговом периоде, является исчерпывающим (изменение законодательства о налогах и сборах и начало осуществления новых видов деятельности). В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены с начала нового налогового периода. Таким образом, нельзя изменить применяемые методы учета отдельных хозяйственных операций или объектов в текущем году в связи с реорганизацией налогоплательщика.

В случае если присоединяемые юридические лица осуществляли до реорганизации виды деятельности, не осуществлявшиеся присоединяющей компанией, на дату завершения реорганизации она обязана определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения этих видов деятельности.

Отметим, что внесение изменений также оформляется приказом (распоряжением) руководителя.

Обратите внимание, что налоговым законодательством предусмотрен ряд ограничений на изменение учетной политики (см. таблицу 1).

Таблица 1

Ограничения на изменение учетной политики для целей налогового учета

Способ учета, закрепляемый в учетной политике

Порядок изменения учетной политики

Норма НК РФ

Метод начисления амортизации

Переход с нелинейного метода начисления амортизации на линейный метод возможен не чаще одного раза в 5 лет

Пункт 1 ст. 259

Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)

Применяется в течение не менее двух налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

Порядок формирования стоимости приобретения товаров

Применяется в течение не менее двух налоговых периодов

Статья 320

Нужно ли пересчитывать данные предыдущих налоговых периодов в связи с внесением изменений и дополнений в учетную политику для целей налогового учета? Не нужно. Изменение налоговой учетной политики (в отличие от ее бухгалтерского аналога) не затрагивает данные предыдущих налоговых периодов.

Внесение дополнений и изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета

Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета вносятся в случаях, предусмотренных п. 10 ПБУ 1/2008:

— в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

— по причине разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета (применение нового способа ведения учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации);

— в силу существенного изменения условий хозяйствования (реорганизации, изменения видов деятельности и т.п.).

Таким образом, изменение учетной политики должно быть обоснованным (п. 11 ПБУ 1/2008). Оформляется оно в том же порядке, который упоминался ранее, — приказом или распоряжением руководителя организации.

Изменением учетной политики не признается утверждение способов бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Например, если компания, оказывающая услуги, начинает приобретать и реализовывать товары, ей необходимо установить порядок их учета. На практике это называют дополнением учетной политики.

Наглядно разница между дополнением и изменением учетной политики представлена в таблице 2.

Таблица 2

Разница между дополнением и изменением учетной политики для целей бухгалтерского учета

Основание изменения (дополнения)

Период, в котором вносятся изменения (дополнения)

Период, с которого изменения (дополнения) применяются

Дополнение учетной политики

Появление операций, с которыми организация ранее не сталкивалась

В любое время (в том числе с середины года)

С момента утверждения дополнений (п. 10 ПБУ 1/2008)

Изменение учетной политики

Изменение законодательства

В соответствии с требованиями нормативного акта (закона, ПБУ, приказа)

С момента вступления в силу нормативного акта (п. 12 ПБУ 1/2008)

Желание организации (например, переход с оценки МПЗ при списании по средней стоимости на оценку по методу ФИФО)

В конце года

Не ранее начала отчетного года, следующего за годом утверждения изменений (п. 12 ПБУ 1/2008)

Перспективный и ретроспективный методы отражения последствий изменения учетной политики

Рассматривая вопрос о целесообразности внесения изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета, нужно помнить о том, что в ряде случаев бухгалтер обязан отразить последствия таких изменений ретроспективно. Это значит, что необходимо будет произвести пересчет тех данных бухгалтерской отчетности за прошлые годы, которые затронуло внесенное изменение.

В п. 15 ПБУ 1/2008 закреплено, что при ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики бухгалтер исходит из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности (сделок, событий, операций) данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.

Отметим, что формировать бухгалтерские проводки на суммы корректировок не нужно, необходимо изменить лишь показатели по статьям бухгалтерской отчетности с отнесением разниц на статью «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (для того, чтобы уравновесить баланс). Обратите внимание, что изменения могут затронуть и иные формы отчетности (например, отчет о финансовых результатах) и приводят к необходимости представлять дополнительную информацию в отчете об изменениях капитала.

Перспективный подход, напротив, не предполагает каких-либо корректировок отчетности (измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется только в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа).

Последствия изменения учетной политики отражаются ретроспективным методом, за исключением следующих случаев:

— нормативным актом, в связи с принятием которого производится изменение, предусмотрен перспективный метод (п. 14 ПБУ 1/2008);

— оценка последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (п. 15 ПБУ 1/2008);

— последствия изменения учетной политики отражаются субъектами малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ или нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету) (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Примечание. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим актом (если порядок не установлен — ретроспективно) (п. 14 ПБУ 1/2008).

Раскрытие учетной политики

Теме раскрытия учетной политики посвящен четвертый, заключительный раздел ПБУ 1/2008. Способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности <3>, а также информация о существенных изменениях в учетной политике должны быть раскрыты (в табличной или текстовой форме) в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, включаемых в состав бухгалтерской отчетности. Такая обязанность установлена п. 3 ПБУ 1/2008 в отношении организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.

<3> Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности не могут достоверно оценить финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движения денежных средств (п. 17 ПБУ 1/2008).

В п. 18 ПБУ 1/2008 указано, что состав и содержание информации, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В частности, необходимо раскрыть следующие сведения:

— лимит признания активов объектами основных средств, способы начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов, способы оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами (п. п. 5 и 32 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» <5>);

— порядок определения величины оценочных обязательств (например, оценочных обязательств в связи с предстоящей оплатой отпусков работников) (ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» <6>);

— вариант признания коммерческих и управленческих расходов (п. 20 ПБУ 10/99 «Расходы организации» <7>);

— способы оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства; сроки полезного использования; способы определения амортизации, коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка; изменение сроков полезного использования; изменение способов определения амортизации (п. 40 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» <8>);

— способы оценки финансовых вложений при их выбытии по группам (видам) (п. 42 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» <9>);

— подходы для отделения денежных эквивалентов от других финансовых вложений, для классификации денежных потоков, не указанных в п. п. 9 — 11 ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» <10>, для пересчета в рубли величины денежных потоков в иностранной валюте, для свернутого представления денежных потоков, а также другие пояснения, необходимые для понимания информации, представленной в отчете о движении денежных средств (п. 23 ПБУ 23/2011);

— метод распределения расходов на продажу (при их частичном списании) (абз. 3 п. 228 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов <11>).

<4> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

<5> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

<6> Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

<7> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

<8> Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.

<9> Утверждено Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н.

<10> Утверждено Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н.

<11> Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Часто возникает ситуация, что до начала года по разным причинам внести изменения в Учетную политику вы не успели. Или умышленно не стали. Захотелось получше обдумать, вспомнить обо всех изменениях — и доработать позднее. Но важно учесть, что при сквозной нумерации приказов на ведение финансово-хозяйственной деятельности, приказ об утверждении изменений в учетную политику на 2020 год должен быть датирован именно 2019 годом.

У каждой компании своя учетная политика

Нововведений в законодательство немало, но не все они должны быть внесены в учетную политику. Имеет смысл описывать в учетной политике только те положения, которые касаются именно вашей компании и учитывают специфику ведения учета и особенности конкретного бизнеса.

В учетной политике закрепляются методы учета, которые вы должны установить сами или выбрать для себя оптимальный вариант из допустимых альтернативных. Дублировать прямые положения Налогового кодекса — обязательные для исполнения и не предусматривающие выбора из возможных вариантов — бессмысленно. Не стоит ими отягощать документ. Пусть он будет небольшим, но содержательным и полезным.

Нет смысла «раздувать» правила и разрабатывать учетную политику на будущее на всякий случай. Учитывайте в ней только реальные тонкости учетной работы. При появлении новых объектов учета учетную политику можно будет дополнить.

Изменения в учетную политику в 2020 году

Прямой обязанности ежегодно пересматривать учетную политику нет. Это право организации. Но в связи с тем, что принято немало изменений законодательства, вступающих в силу с 1 января 2020 года, учетную политику на 2020 год стоит пересмотреть и обновить.

Новации с 2020 года

Введено новое ограничение при переходе с линейного на нелинейный метод амортизации основных средств — не чаще 1 раза в 5 лет. До 1 января 2020 года пятилетний мораторий действовал только при переходе с нелинейного на линейный. С 2020 года — любая смена метода амортизации — не чаще, чем через 5 лет.

С 1 января 2020 года в порядок амортизации внесены и такие изменения:

  • Амортизацию по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование, нельзя признать в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
  • Срок полезного использования объекта на период консервации более 3-х месяцев продлеваться не будет. На период консервации свыше 3-х месяцев основные средства исключаются из состава амортизируемого имущества.

Это прямые нормы Налогового кодекса — обязательны для исполнения правила. Их нужно учесть в работе, но вносить в учетную политику необходимости нет.

Расширен горизонт применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль:

  • разрешен вычет по основным средствам 8-10 амортизационных групп (кроме зданий, сооружений, передаточных устройств). Сейчас он действует только для 3-7 групп;
  • расширен перечень расходов, которые можно покрыть вычетом: до 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры. При условии, что создание этих объектов предусмотрено договором о комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья.

Продлено до 31 декабря 2021 года 50% ограничение на перенос убытков прошлых лет.

Если на 2020 год вы решили изменить порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль — исходя из фактической прибыли, ежемесячные или ежеквартальные авансовые платежей по налогу на прибыль — это следует отразить в учетной политике. Если с 1 января 2020 года порядок не меняется — изменения вносить не надо.

Правила учета и уплаты налогов по обособленным подразделениям

Если в составе компании созданы несколько обособленных подразделений, расположенных в одном регионе, то в учетной политике закрепляется порядок уплаты налогов в региональный бюджет из двух возможных вариантов:

  1. Каждым подразделением самостоятельно.
  2. Централизованно — через головную компанию или через ответственное подразделение.

В учетной политике перечисляются обособленные подразделения, которым делегируется представительское право, с указанием налогов, в отношении которых указанное подразделение будет исполнять обязанности — представлять налоговые декларации и оплачивать налоги.

Если с 1 января 2020 года такой порядок был в учетной политике прописан и менять его не планируете — изменения вносить не надо. Но в отношении централизованной уплаты НДФЛ и страховых взносов есть нововведения, которые нужно предусмотреть в учетной политике на 2020 год.

Новации с 2020 года:

  1. С 1 января 2020 года официально разрешено сдавать отчетность 2-НДФЛ и 6-НДФЛ и перечислять НДФЛ единой платежкой за все обособленные подразделения, находящиеся в пределах одного муниципалитета (в рамках одного ОКТМО).
  2. С 1 января 2020 года компания вправе наделить полномочиями перечислять страховые взносы только те обособленные подразделения, у которых открыт расчетный счет в банке.

О централизованном порядке уплаты налогов, представлении отчетности и о выборе ответственного подразделения не забудьте уведомить налоговый орган. Обратите внимание, что в отношении централизации НДФЛ следует уведомить только выбранную инспекцию — остальные ИФНС получат сведения автоматически. По страховым взносам уведомляется каждая ИФНС, в которой стоят на учете «обособки». Направляются сообщения или о наделении, или о лишении полномочий соответствующего обособленного подразделения.

Если с начала года переходите на другой налоговый режим — учетную политику нужно составить новую

При смене объекта налогообложения по «упрощенке» — с «Доходы» на «Доходы минус расходы» и наоборот — изменение нужно внести в учетную политику на 2020 год.

В случае перехода с ЕНВД на «упрощенку» в учетной политике надо прописать принятые методы и учетные процедуры для нового порядка налогообложения — упрощенной системы налогообложения.

Новация с 2020 года:

С 1 января 2020 года теряют право применения ЕНВД и ПСН продавцы трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке: лекарственных препаратов, обуви, предметов одежды и прочих изделий из натурального меха.

Взамен ЕНВД небольшие компании и ИП будут просчитывать вариант перехода на УСН.

Для перехода на УСН действующую учетную политику придется переработать. И важно: в срок не позднее 31 декабря 2019 года не забыть уведомить налоговый орган, направив заявление о переходе на УСН по форме № 26-1. Иначе в 2020 году придется платить налоги по общей системе налогообложения.

Если часть бизнеса переводится на ЕНВД или открывается возможность получать средства целевого финансирования — в учетной политике нужно подробно расписать порядок ведения раздельного учета.

Есть еще немало нововведений налогообложения, вступающих в действие с 1 января 2020 года. К примеру:

  • обязанность восстановления НДС при реорганизации в случае, если правопреемник применяет спецрежим или начинает использовать полученное имущество, товары, работы, услуги в необлагаемой НДС деятельности;
  • обязанность применять электронные формы зарплатной отчетности 6-НДФЛ, 2-НДФЛ, расчет страховых взносов для компаний со штатом от 10 человек;
  • новые сроки и форматы представления налоговой отчетности;
  • установленные на федеральном уровне сроки уплаты авансовых платежей по транспортному и земельному налогам, и другие.

Все эти нововведения — однозначные для исполнения нормы, не допускающие выбора действий или альтернативных суждений. Поэтому учесть в работе их необходимо, но вносить в учетную политику не обязательно.

Обратите внимание на другие положения существующей учетной политики. Возможно, одни из элементов потеряли актуальность, другие — не учитывают произошедших изменений структуры компании или особенностей ведения бизнеса. Одни методы учета требуют упрощения, а другие — замены для достижения оптимального результата.

Это может касаться:

  • рабочего плана счетов;
  • порядка проведения инвентаризации;
  • способов оценки активов и обязательств;
  • перечня прямых расходов;
  • методики ведения раздельного учета, если такая обязанность предусмотрена;
  • льгот, на которые имеется право применения и других решений для организации учета.

Если вы создаете в бухучете и налоговом учете резервы — по состоянию на 31 декабря 2019 года не забудьте их проинвентаризировать. С 1 января 2020 года вы можете отказаться от формирования резервов для целей налогообложения, отразив принятое решение в учетной политике.

Изменения в правилах документооборота, технологии обработки учетной информации и специфические первичные документы

Если вы применяете УПД (универсальный передаточный документ) — стоит разработать его форму, приведя в соответствие с действующей формой счета-фактуры. И закрепить форму этого первичного документа в приложении к учетной политике.

Форма УПД была утверждена и введена 6 лет назад письмом ФНС от 21 октября 2013 года № ММВ-20-3/96@. С тех пор была внесена масса существенных изменений в правила заполнения счет-фактуры, утвержденные постановлением № 1137. Форма УПД отстает. И актуализировать ее никто не спешит.

Минфин и ФНС в своих письмах советуют самостоятельно дополнить УПД, объединяющий в себе форму счета-фактуры и первичного учетного документа, показателями, необходимыми для выполнения требований, установленных статьей 169 Налогового кодекса и Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1137.

Если вы получаете УПД от продавца — внимательно проверьте документ на предмет его соответствия актуальной форме счета-фактуры. И каждый из его реквизитов. В противном случае вычет НДС на основании УПД по устаревшей форме с неполным указанием реквизитов налоговая аннулирует.

И еще из полезного для бухгалтера

Как не отвечать за чужую ошибку

26 июля 2019 года в закон о бухгалтерском учете внесено дополнение о том, что все сотрудники организации обязаны соблюдать требования главного бухгалтера (или лица, ответственного за ведение бухучета) в отношении оформления и представления первичных учетных документов.

Требование об устранении выявленного нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений бухгалтер должен предъявить сотруднику в письменной форме.

В учетной политике на 2020 год бухгалтеру стоит использовать такую возможность: закрепить это условие, утвердить форму (бланк) письменного требования главного бухгалтера сотруднику, прописать порядок выставления таких требований, сроки их выполнения, ответственность и другие условия.

Все документы и сведения — в бухгалтерию!

В 2019 году, честно сказать, удивила негативная судебная практика, подтвердившая правомерность привлечения бухгалтера к ответственности за неотражение в учете первичных документов по новым объектам и операциям, о которых он даже не знал. Правда, решение Красноярского краевого суда № 7Р-116/2019 от 14 марта 2019 года касается бюджетной организации, но подстраховаться стоит каждому бухгалтеру.

Для этого в учетной политике стоит прописать — в дополнение к существующему в компании положению о документообороте — порядок извещения сотрудниками компании главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета: формы учетных документов, сроки их представления и ответственность.

Про закрытый перечень учетных регистров

В учетной политике целесообразно утвердить закрытый перечень учетных регистров для ведения бухгалтерского учета. Который может быть — на ваше усмотрение — лаконичным и кратким. И состоять, к примеру, из главной книги, книги продаж, книги покупок и оборотно-сальдовых ведомостей по счетам учета (перечислить их).

Это может здорово помочь не представлять массу документов по неограниченным требованиям налоговиков.

Принимая во внимание положения учетной политики, налоговики могут затребовать только те регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке. Так считает регулятор налоговой политики государства — Минфин (письмо от 11 мая 2010 года № 03-02-07/1-228).

Не стоит указывать в учетной политике ссылку только на учетную программу: 1С или другие программные комплексы. Сами понимаете, что сформировать и выгрузить из базы данных можно великое множество учетных форм и расшифровок по любым запросам проверяющих. Берегите свое время.

Новации в ПБУ

Обратите внимание на обновленные версии ПБУ 13/2000, ПБУ 16/02 и ПБУ18/02 и стандарт ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

ФСБУ 25/2018 вступает в действие с 2022 года, но, если компания примет решение применять его досрочно с 2020 года — это следует прописать в учетной политике для бухгалтерского учета.

Про годовой отчет

Обратите внимание на новые формы бухгалтерской отчетности. И на приказ Минфина от 19 апреля 2019 года № 61н.

В баланс добавлены строки об аудите годовой отчетности — в случае, если аудит годового отчета для компании обязателен — проставляется галочка и указываются сведения об аудиторе.

В бухгалтерском балансе и отчете о финрезультатах нельзя указывать данные в миллионах рублей, а только в тысячах рублей.

Обновленные формы бухгалтерской отчетности применяются, начиная с отчетности за 2020 год. Но компания вправе принять решение использовать их и раньше, закрепив изменения в учетной политике.

Годовую отчетность, начиная с 2019 года, не надо сдавать в Росстат. Если в учетной политике было прописано это условие, в новой редакции его надо исключить.

Об изменении учетной политики в середине года

Разработанная при создании компании учетная политика применяется последовательно из года в год. В течение года в учетную политику для целей налогообложения можно вносить изменения и дополнения только в двух случаях:

  • если появились новые операции или вы освоили новый вид деятельности;
  • если в течение года внесены поправки в законодательство.

Других возможностей изменить в середине года ранее закрепленные методы учета нормами налогового права не предусмотрено.

Пересмотренные по собственному желанию правила можно применять только с нового года. И утвердить их до его начала — до 31 декабря.

Для целей бухгалтерского учета причины внесения изменений в учетную политику в течение года аналогичны. Их три:

  • при изменении законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных или отраслевых стандартов бухучета;
  • при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации;
  • при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта (например, реорганизации, изменении видов деятельности и тому подобного).

И в заключении

Не стоит недооценивать учетную политику, относиться к ней формально или списывать у других под копирку.

Учетная политика — свод правил учета, по которым компания будет работать, гордиться активами и определять обязательства весь следующий год. Для нее это внутренний учетный кодекс.

Именно с учетной политики начинается порядок учета и документооборота любого хозяйствующего субъекта и налогоплательщика. Это один из признаков самостоятельности, независимости и самодостаточности компании. Один из первых документов, который запрашивают ревизоры при любой проверке — положение об учетной политике.

Грамотно составленная учетная политика помогает упорядочить учет, облегчить работу бухгалтера, оптимизировать финансовый результат и налогооблагаемую базу. И что важно — в рамках закона, без рисков и негативных последствий.

А учетная политика для налогообложения — вообще ваш щит. Далеко не каждый ревизор решится вероломно разрушить положения документа, по которому компания живет на протяжении ряда лет. Конечно, при условии, что положения учетной политики не противоречат нормам налогового права.

Надеюсь, что было полезно.

Желаю вам внести в учетную политику на 2020 год своевременные и полезные для вашего бизнеса изменения!

Учетная политика (УП) представляет собой «особо важный» документ, в котором собрана совокупная информация о ведении способов бухгалтерского и налогового учета на предприятии (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущая группировка и обобщение результатов фактов хозяйственной деятельности).

Целью создания УП, является обеспечение возможности объединения всей бухгалтерской информации о ситуации дел в компании. УП содержит финансово-экономические показатели компании, порядок их формирования и, что данные показатели отражают.

В нормативных актах законодательства РФ закреплено, то что УП формирует главный бухгалтер, либо лицо, ответственное за данный участок работы.

Каждый отдельный субъект экономической деятельности самостоятельно формирует свою УП, в основу которой входят факты/условия ведения хозяйственной деятельности.

При составлении УП необходимо применять следующие нормативные акты:


• закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;

• ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;

• НК РФ (ст. 313);

• иные нормативные акты (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, письма и разъяснения Минфина и др.);

В данных нормативных актах изложены основные принципы и требования по составлению учетной политики необходимые для осуществления определенной деятельности субъекта.

Многие компании учетную политику формируют в отдельности, т.е. по налоговому учету и бухгалтерскому учету, но законодательством не запрещено формировать единую УП, поэтому можно сформировать одну политику с разделами налогового и бухгалтерского учета.

Следует отметить, что в статье 313 НК РФ содержатся требования о необходимости установления в УП порядка ведения налогового учета и утверждении УП для НУ приказом (распоряжением) руководителя фирмы. При этом закон № 402-ФЗ определяет, что в УП по БУ необходимо сконцентрировать применяемые субъектом способы бухгалтерского учета. Однако четкие указания о том, какова должна быть структура этого документа, кем, когда и в какой форме он должен утверждаться, отсутствуют. Эти вопросы рассмотрены в ПБУ 1/2008, но о необходимости ежегодного утверждения УП в нем не упоминается.

ПБУ 1/2008 предписывает применять УП последовательно от года к году, сохраняя ее преемственность и сопоставимость с данными предшествующих лет. То есть если отсутствуют факторы, вынуждающие субъекта менять политику принятого им бухучета (новшества в законодательстве, новые виды деятельности), то необходимости в смене ее нет.

УП для целей налогового учета в НК РФ (ст. 11) охарактеризована как система учета показателей, значимых для правильного определения налоговой базы. Соответственно, если не требует изменений методология учета этих показателей, то не потребуются и изменения в налоговой УП.

Читайте также статью: → Учетная политика НКО.

Нужно ли все-таки утверждать каждый год учетную политику?

Таким образом, законодательно–нормативные акты не содержат требований об утверждении каждый календарный год учетную политику.

Решение об утверждении учетной политики на новый календарный отчетный год принимается самим субъектом. Организация-компания самостоятельно устанавливает и закрепляет процедуру утверждения учетной политики либо ежегодно, либо по мере необходимости.

При принятии данного решения субъектом необходимо учитывать следующие факты:


• Если УП от периода к периоду не меняется, разумно применять принцип рациональности — вместо ежегодного утверждения учетной политики при ее первичном оформлении указать дату, начиная с которой указанный документ подлежит применению (вместо указания очередного года).

• Все изменения и дополнения в УП вносить, не «переутверждая» всю действующую УП, т. е. добавляя их при смене учетного метода — с начала года, при поправках в законодательстве — с момента вступления их в силу.

При возникновении отдельных фактов, учетную политику нужно будет пересматривать в полном объеме, например, принято решение категорически поменять учет либо налоговый, либо бухгалтерский.

При внесении изменений в учетную политику необходимо:

1.Подготовить текст, который содержит изменения с объяснением причин внесения изменений;

2.Установить дату с которой будут действовать соответствующие изменения;

Важно!!! Если изменения в УП вносятся в связи с изменением законодательства, то можно менять УП с той даты, когда вступили в силу изменения в нормативно-правовом акте. А вот добровольно-самостоятельные изменения следует делать исключительно с начала нового отчетного (налогового) периода.

3.Осуществить проверку не нарушаются ли отдельные пункты, утвержденной ранее политики;
4.Изменения утверждаются приказом руководства, который является неотъемлемой частью имеющегося приказа по Учетной политики субъекта.

Пример внесения изменений в учетную политику в части налогового учета с 01.01.2020г.


С 01.01.2020 вступят в силу изменения в ст. 164 НК, которые увеличат ставку НДС с 18% до 20%. В связи с данным повышением, законодатели подготовили новую форму декларации по НДС.

Таким образом, изменения в законодательстве, обязывающие откорректировать применяемую юридическим лицом УП с 2020 года, есть. И прежде всего необходимо урегулировать вопрос с переходным НДС, например, при получении авансов в 2020 году НДС рассчитывается исходя из ставки 18/118, а при реализации товаров в 2020 году уже нужно будет рассчитать налог исходя из ставки в 20%.

Причем все поправки на 2020 год делают до 31 декабря 2020г.

Важно!!! Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008


Новшество с 01.01.2020г. в учетной политике.

Минфин России издал приказ от 30 декабря 2017 г. № 274н. Приказ определил стандарт ведения бухгалтерского учета государственных и автономных учреждений, который все они обязаны применять с 1 января 2020 года, в том числе при: составлении бюджетной отчетности, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности; ведении бухгалтерского учета. Этим стандартом в том числе предусмотрена обязанность таких организаций публиковать свою учетную политику на официальных сайтах в интернете и подробно раскрывать ее положения в отчетности. Кроме того, при необходимости, организации при изменении учетной политики должны пересмотреть сравнительные показатели отчетности прошлых лет. Поэтому Минфин России в письме от 31 августа 2020 г. № 02-06-07/62480 напомнил, что теперь как учетная политика организации, так и все ее изменения являются объектом внимания со стороны контролирующих органов. В письме приведены методические рекомендации, с помощью которых можно (и нужно!) скорректировать учетную политику с учетом требований нового СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Читайте также статью: → Учетная политика СНТ.

В заключении

Учетная политика представляет собой «особо важный» документ, в котором собрана совокупная информация о ведении способов бухгалтерского и налогового учета на предприятии (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущая группировка и обобщение результатов фактов хозяйственной деятельности).

В нормативных актах законодательства РФ закреплено, то что УП формирует главный бухгалтер, либо лицо, ответственное за данный участок работы.

Каждый отдельный субъект экономической деятельности самостоятельно формирует свою УП, в основу которой входят факты/условия ведения хозяйственной деятельности.

Законодательно–нормативные акты не содержат требований об утверждении каждый календарный год учетную политику.

При возникновении отдельных фактов, учетную политику нужно будет пересматривать в полном объеме, например, принято решение категорически поменять учет либо налоговый, либо бухгалтерский.

Решение об утверждении учетной политики на новый календарный отчетный год принимается самим субъектом. Организация-компания самостоятельно устанавливает и закрепляет процедуру утверждения учетной политики либо ежегодно, либо по мере необходимости.

Изменения утверждаются приказом руководства, который является неотъемлемой частью имеющегося приказа по Учетной политики субъекта.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *