Изъятие доказательств

1. Вещественные доказательства — предметы материального мира. Законодатель определяет в качестве вещественных доказательств по делу об административном правонарушении орудия совершения или предметы административного правонарушения. Это важные источники информации, позволяющие устанавливать фактические обстоятельства дела, определять виновных лиц, осуществлять объективное рассмотрение дела. Орудия совершения и предметы административных правонарушений весьма разнообразны. По делам об изготовлении неучтенных избирательных бюллетеней, сокрытии остатков их тиражей в качестве вещественных доказательств (предметов правонарушения) рассматриваются указанные бюллетени, изъятые из типографии, или не уничтоженные избирательной комиссией лишние бюллетени. По делам о нарушении правил охоты вещественными доказательствами могут быть орудия правонарушения (ружье, капкан и др.) и предметы правонарушения (объект животного мира), по делам о незаконном приобретении или хранении наркотических средств предметом правонарушения является упаковка, содержащая наркотическое вещество; по делам о нарушении авторских и смежных прав предметом правонарушения является контрафактная продукция (экземпляры литературных произведений, фонограмм), а орудием совершения правонарушения — материалы и оборудование, используемые для воспроизведения продукции.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи вещественные доказательства при необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом (с помощью иных технических средств). Об изъятии вещей см. комментарий к ст. 27.10. Изъятые в установленном порядке вещи приобщаются к делу вместе с протоколом об их изъятии, а если в силу громоздкости вещи и по иным обстоятельствам ее изъять невозможно, к делу приобщается подробное описание такого вещественного доказательства, прилагаются фотографии, видеозаписи и т.п. с соответствующим протоколом осмотра (ст. 27.8) либо производится арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14).

3. Часть 3 данной статьи устанавливает обязанность субъекта административной юрисдикции (судьи, органа, должностного лица) принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств. В соответствии с п. п. 9 — 12 ст. 27.10 уполномоченными должностными лицами решаются вопросы об упаковке вещей на месте их изъятия и о месте их хранения до рассмотрения дела. Порядок хранения определяется либо Правительством РФ, либо по его поручению — федеральным органом исполнительной власти (например, МВД России установлен порядок хранения изъятых огнестрельного оружия и боеприпасов; ФТС России — порядок хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях). Постановлением Правительства РФ определены меры реализации или в необходимых случаях уничтожения вещей, подвергающихся быстрой порче, а также порядок направления на переработку или на уничтожение изъятых наркотических средств (они, как правило, уничтожаются), психотропных веществ, спиртосодержащей продукции. При этом образцы указанных вещественных доказательств хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 27.10). Статья 27.11 устанавливает случаи, при которых изъятые вещи подлежат оценке, в том числе если изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение.

О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2012 года N 848

О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено

(с изменениями на 31 августа 2017 года)

В соответствии со статьей 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о реализации или уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено.

2. Установить, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы):
осуществляет реализацию предметов, являющихся вещественными доказательствами, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться до окончания уголовного дела или при уголовном деле, в том числе больших партий товаров, имущества, подвергающегося быстрому моральному старению, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, а также скоропортящихся товаров и продукции;
организует уничтожение предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, а именно скоропортящихся товаров и продукции, если такие товары и продукция пришли в негодность, предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, а также являющихся вещественными доказательствами, уничтожение которых предусмотрено пунктами 6 и 8 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года N 1062.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службе:
заключить с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом соглашения, определяющие порядок и условия их взаимодействия при передаче указанному Агентству для реализации или уничтожения вещественных доказательств, указанных в пункте 2 настоящего постановления, а также формы документов, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим постановлением;
привести в 3-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

4. Рекомендовать Следственному комитету Российской Федерации заключить с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом соглашение, определяющее порядок и условия их взаимодействия при передаче указанному Агентству для реализации или уничтожения вещественных доказательств, указанных в пункте 2 настоящего постановления, а также формы документов, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим постановлением.

5. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Положение о реализации или уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 августа 2012 года N 848

(с изменениями на 31 августа 2017 года)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок:
реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться до окончания уголовного дела или при уголовном деле, в том числе больших партий товаров, имущества, подвергающегося быстрому моральному старению, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, и скоропортящихся товаров и продукции;
уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, а именно скоропортящихся товаров и продукции, если такие товары и продукция пришли в негодность, предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды;
уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, уничтожение которых предусмотрено пунктами 6 и 8 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 13 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года N 1062)

2. Основаниями для передачи предметов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 1 настоящего Положения (далее — вещественные доказательства), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальному органу) с целью реализации или уничтожения являются решение должностного лица органа, принявшего решение об изъятии вещественных доказательств в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, или органа предварительного расследования, в производстве которого находится уголовное дело (далее — уполномоченные органы), — в случае согласия их владельца либо решение суда, принятое в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, — в случае несогласия владельца или в случае, если владелец не установлен или его местонахождение не удалось установить.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года N 1062.
Основанием для передачи предметов, указанных в абзаце четвертом пункта 1 настоящего Положения, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальному органу) в целях уничтожения является решение суда.
(Абзац дополнительно включен с 13 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года N 1062)

3. Передача уполномоченным органом Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальному органу) вещественных доказательств, а также их реализация или уничтожение осуществляются с учетом специфики и особенностей передаваемых вещественных доказательств и соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды.

4. Передача уполномоченным органом Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальному органу) вещественных доказательств для реализации или уничтожения оформляется актом приема-передачи, в котором указываются характеристики передаваемых вещественных доказательств, а в случае направления их для реализации — стоимость, устанавливаемая путем проведения экспертизы. Иные существенные условия, в том числе срок и условия переоценки, определяются в соглашении между уполномоченным органом и указанным Агентством (его территориальным органом).

5. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) с момента передачи ему для реализации вещественных доказательств обязано принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности свойств переданных ему вещественных доказательств.
За повреждение или утрату вещественных доказательств указанное Агентство (его территориальный орган) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения сохранности вещественных доказательств, а также для возмещения убытков в случае их утраты (гибели), недостачи или повреждения указанное Агентство (его территориальный орган) может привлекать страховые организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

6. Реализация вещественных доказательств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом специфики и особенностей передаваемых вещественных доказательств в сроки, определяемые уполномоченным органом, которые могут быть продлены по согласованию с ним.
В случае необходимости Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) организует переоценку стоимости переданных вещественных доказательств в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Если реализация вещественных доказательств осуществляется с согласия собственника имущества в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, переоценка стоимости проводится по согласованию с уполномоченным органом.

7. Вырученные от реализации вещественных доказательств средства перечисляются на открытый в установленном порядке счет для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение уполномоченного органа.
В случае обращения в соответствии с законодательством Российской Федерации средств от реализации вещественных доказательств в доход государства эти средства подлежат перечислению в доход федерального бюджета.

8. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) представляет в уполномоченный орган отчет о реализации вещественных доказательств. Форма и срок его представления определяются сторонами в соглашениях, заключаемых в соответствии с пунктами 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2012 года N 848.

9. Вещественные доказательства в виде скоропортящихся товаров и продукции, пришедшие в негодность (в том числе за время их реализации), а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или окружающей среды, и иные вещественные доказательства, уничтожение которых предусмотрено пунктами 6 и 8 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат уничтожению при наличии оснований, указанных в пункте 2 настоящего Положения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года N 1062.

10. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) организует уничтожение указанных в пункте 9 настоящего Положения вещественных доказательств.
Указанное Агентство (его территориальный орган) привлекает в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, организации, уполномоченные осуществлять уничтожение продукции.

11. При уничтожении вещественных доказательств, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или окружающей среды, должны присутствовать представители соответствующих органов государственного надзора и контроля.

12. Об уничтожении указанных в пункте 9 настоящего Положения вещественных доказательств представителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориального органа) составляется акт, в котором указываются должности, фамилии и инициалы лиц, присутствовавших при уничтожении вещественных доказательств, основание передачи вещественных доказательств для уничтожения, их внешний вид, количество, отличительные признаки, позволяющие их идентифицировать, упаковка, тара, место, дата, время и способ уничтожения, а также иные сведения, необходимые для фиксирования результатов уничтожения вещественных доказательств.

13. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) представляет в уполномоченный орган отчет и копию акта об уничтожении вещественных доказательств. Форма и срок их представления определяются сторонами в соглашениях, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.

14. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией или уничтожением вещественных доказательств, а также с их хранением, транспортировкой и иными действиями, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальным органам) с момента передачи ему вещественных доказательств на реализацию или уничтожение.

15. Учет движения вещественных доказательств и средств от их реализации ведется уполномоченным органом и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальным органом).

16. Обобщенные сведения о реализованных или уничтоженных вещественных доказательствах Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ежеквартально представляет в заинтересованные уполномоченные органы и Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

17. Процессуальные издержки, связанные с реализацией и уничтожением вещественных доказательств, возмещаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

18. Действие настоящего Положения не распространяется на вещественные доказательства, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения (наркотические средства и психотропные вещества, оружие и боеприпасы, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», культурные ценности и др.), определяемые нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 октября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1027.

Приложение. Перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 23 августа 2012 года N 848

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 620 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 34, ст.3307).

2. Пункт 43 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 51 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст.663).

3. Пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 года N 101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 10, ст.1102).

4. Пункт 18 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 12, ст.1429).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Вещественными доказательствами являются не все предметы — носители доказательственной информации, а только те, которые обнаружены, получены и приобщены к делу в установленном законом порядке. А этот порядок включает следующие действия.

Доктор юридических наук, профессор Лупинская П.А. выделяет следующее процессуальное оформление вещественных доказательств, которое включает три момента. Во-первых, должен быть процессуально оформлен факт обнаружения или получения предмета следователем (судом). Чаще всего предметы изымаются в ходе какого-то следственного действия (осмотра, обыска, выемки и др.), и факт изъятия фиксируется в протоколе данного действия. Предметы могут быть получены также сторонами в порядке ст. 86 УПК, а затем представлены следователю (суду), о чем также должен быть составлен соответствующий протокол (или сделана отметка в протоколе судебного заседания). И, наконец, они могут быть представлены следователю или суду по их требованию государственными и иными органами и организациями в порядке ст. 86 УПК, о чем также должен свидетельствовать соответствующий официальный документ (сопроводительное письмо).

Во-вторых, предмет должен быть осмотрен (ст. 81 УПК). Осмотр предмета может быть произведен в ходе того следственного действия, при котором он изъят (например, при осмотре места происшествия), и тогда его результаты фиксируются в протоколе данного следственного действия, либо в ходе отдельного следственного действия — осмотра вещественного доказательства (предмета), оформляемого самостоятельным протоколом.

В-третьих, предмет в качестве вещественного доказательства должен быть приобщен к делу особым постановлением следователя либо постановлением или определением суда. Лишь после вынесения такого постановления (определения) на предмет может быть распространен режим вещественного доказательства. Постановление (определение) о приобщении предмета к делу в качестве вещественного доказательства выражает решение следователя (суда) об относимости данного предмета к делу и означает поступление его в исключительное распоряжение следователя или суда. Точная процессуальная фиксация факта приобщения предмета к делу в качестве вещественного доказательства необходима в связи с тем, что такие предметы нередко представляют определенную материальную или духовную ценность, а также для предотвращения их утраты или замены.

Проверке подлежат подлинность вещественных доказательств, а также неизменность их свойств с момента их получения. В этих целях могут проверяться условия хранения.

Все изымаемые предметы, ценности и документы предъявляются понятым и иным присутствующим при этом лицам, при необходимости помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения и обеспечивающую сохранность имеющихся на них следов, снабжаются бирками с удостоверительными надписями и подписями лица, у которого произведено изъятие, понятых, следователя, работника органа дознания, прокурора, судьи, которые скрепляются печатью соответствующего органа, о чем делается отметка в протоколе следственного или судебного действия.

В протоколе перечисляются все изымаемые предметы, деньги, ценности, документы. При изъятии большого числа предметов и документов в обязательном порядке составляется специальная опись, прилагаемая к протоколу и являющаяся его неотъемлемой частью. В протоколе или в прилагаемой к нему описи указываются точные наименования, количество, мера, вес, серия и номер, другие отличительные признаки каждого изымаемого предмета, а также места их обнаружения.

Протокол и опись составляется в двух экземплярах, подписываются лицом, производящим изъятие предметов, ценностей, документов или других объектов, понятыми и присутствующими при этом лицами, в т.ч. лицом, у которого производилось изъятие, а в случае его отсутствия — совершеннолетним членом его семьи либо представителем домоуправления, ЖЭКА, старшим по дому, старостой села и т.д.

Копия протокола и описи выдаются на руки лицу, у которого произведено изъятие соответствующих объектов, а в его отсутствие — совершеннолетним членом его семьи либо указанным выше представителем. Когда дело прекращено постановлением лица, производящего дознание (следователя и т.д.) по предусмотренным законом основаниям или по амнистии, то хранить вещественные доказательства нет необходимости, если истек установленный законом срок на обжалование решения о прекращении уголовного дела. В случаях, когда разбирательство уголовного дела в суде завершилось вынесением обвинительного или оправдательного приговора, вступившего в законную силу, хранение дальнейшее документов также отпадает.

Вещественные доказательства по уголовному делу — это любые неодушевленные предметы, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления; предметы преступного посягательства, в том числе, деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а также иные предметы или документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

Вещественные доказательства: понятие, осмотр и признание таковыми

Вещественные доказательства по уголовному делу — это любые неодушевленные предметы, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления; предметы преступного посягательства, в том числе, деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а также иные предметы или документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела (ч.1 ст.81 УПК РФ).

К предметам, которые служили орудиями преступления, относятся различные предметы, которые были использованы для подготовки преступления, его совершения или сокрытия. Это может быть различное оружие или предметы, используемые в качестве такового, орудия взлома, транспортные средства, поддельные документы или фальшивые деньги, имущество, переданное в виде взятки и т.д.

Предметы, которые сохранили на себе следы преступления, — это отображения одних материальных объектов (следы рук, ног, транспорта, орудий взлома) на поверхностях других, возникшие при их взаимодействии во время подготовки, совершения или сокрытия преступного деяния. Это также могут быть следы различных веществ (например, крови, почвы, лакокрасочного покрытия и др.)

Вещественные доказательства по уголовному делу в виде предметов, на которые были направлены действия преступников, могут представлять собой похищенное или поврежденное имущество, похищенные деньги или документы, угнанный автомобиль и т.д. Если говорить о деньгах, ценностях или ином имуществе, полученном в результате преступления, следует отметить, сюда помимо непосредственно полученных в распоряжение преступников предметов, относится также имущество, нажитое преступным путем. Здесь имеется в виду имущество, приобретенное на средства от реализации похищенного (дом, дача, транспортное средство и т.д., купленные на деньги, полученные, например, в результате хищения, взяточничества, сбыта наркотиков и других преступлений).

К иным предметам – вещественным доказательствам относятся продукты самой преступной деятельности, например, изготовленные наркотические средства, оружие, фальсифицированные товары, иные вещи, обнаруженные на месте происшествия, но не относящиеся к орудиям преступления или предметам преступного посягательства.

Как правило, все эти вещественные доказательства могут быть обнаружены и изъяты в ходе осмотра места происшествия, обыске жилища и других помещений, личного обыска подозреваемых (обвиняемых), выемки или проверке показаний на месте.

Чтобы данные предметы получили статус вещественных доказательств, необходимо чтобы следователь (дознаватель) осмотрели их, составив протокол осмотра, вынесли постановление о признании их таковыми и приобщении их к материалам уголовного дела.

Хранение вещественных доказательств

Как правило, вещественные доказательства хранятся при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела, и передаваться вместе с уголовным делом.

В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда.

Однако на практике возникают случаи, когда вещественные доказательства в силу своей громоздкости, повышенной опасности для жизни и здоровья людей или иных причин не могут храниться при уголовном деле. В этом случае закон предусматривает несколько дополнительных вариантов обращения с вещественными доказательствами.

Прежде всего, они могут быть сфотографированы или запечатлены посредством видеозаписи. По возможности они также опечатываются и хранятся в месте, указанном следователем или дознавателем. В этом случае документ о месте нахождения такого вещественного доказательства должен быть приобщен к материалам уголовного дела. К материалам дела также может быть приобщен образец вещественного доказательства в количестве, достаточном для сравнительного исследования, если в таком исследовании возникнет необходимость.

Большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению условий, хранения которых соизмеримы с их стоимостью, могут быть переданы их владельцу на ответственное хранение.

В исключительных случаях, если это возможно без ущерба для доказывания по уголовному делу, вещественные доказательства могут быть возвращены их законному владельцу.

В случае невозможности обеспечения их хранения вышеуказанными способами вещественные доказательства оцениваются и с согласия владельца либо по решению суда передаются для реализации. Порядок такой реализации в настоящее время предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 23.08.2012 № 848 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено».

Средства, вырученные от реализации вещественных доказательств, зачисляются на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств.

Большие партии товаров, скоропортящиеся, а также подвергающиеся быстрому моральному старению товары и продукция, хранение которых затруднено или издержки по хранению которых не соизмеримы с их стоимостью, могут быть переданы их владельцу на ответственное хранение, либо, если пришли в негодность, с согласия владельца уничтожены.

Изъятые из незаконного оборота предметы или вещества (этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, наркотические средства, психотропные вещества их прекурсоры и растения их содержащие), а также предметы, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, после проведения необходимых исследований передаются для их технологической переработки или уничтожаются по решению суда. В этом случае достаточный для сравнительного исследования образец изъятого вещества приобщается к материалам уголовного дела.

Если вещественными доказательствами по уголовному делу являются деньги, ценности или иное имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества, подлежат аресту.

Иные деньги и ценности, изъятые при производстве следственных действий, после их осмотра и производства других необходимых следственных действий могут быть:

  • сданы на хранение в финансовое подразделение органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств (либо в банк или иную кредитную организацию);
  • храниться при уголовном деле, если индивидуальные признаки денежных купюр имеют значение для доказывания;
  • возвращены их законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания.

Электронные носителей информации, выступающие в уголовном деле в качестве вещественных доказательств, либо хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность, либо возвращаются их законному владельцу после осмотра и производства других необходимых следственных действий (если это возможно без ущерба для доказывания).

При этом согласно ч.2.1 ст.82 УПК РФ в случае невозможности возврата электронных носителей информации их законному владельцу содержащаяся на них информация по ходатайству законного владельца или обладателя этих вещественных доказательств содержащейся на них информации копируется с участием указанных лиц и (или) их представителей и специалиста в присутствии понятых в подразделении органа предварительного расследования или в суде.

При копировании информации должны обеспечиваться условия, исключающие возможность ее утраты или изменения.

Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. О копировании информации и передаче ее владельцу или обладателю составляется протокол.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что если это может воспрепятствовать расследованию преступления, копирование информации не допускается.

Окончательная судьба вещественных доказательств по уголовному делу решается при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела. В соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК РФ вопрос о вещественных доказательствах при этом решается следующим образом:

  • орудия преступления подлежат конфискации, передаются в соответствующие учреждения, или уничтожаются;
  • предметы, запрещенные к обращению, подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются;
  • изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 № 180 «Об утверждении перечня товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, а также о порядке их уничтожения» подлежат уничтожению;
  • предметы, которые не представляют ценности в случае ходатайства заинтересованных лиц или учреждений могут быть переданы им по их соответствующему ходатайству, а в случае если не истребованы стороной, подлежат уничтожению;
  • деньги, ценности, а также иное имущество, полученные в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества возвращаются законному владельцу;
  • деньги, ценности и иное имущество, указанные в п. «а» — «в» ч. 1 ст. 104.1 УК, подлежат конфискации за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ч.3 ст. 81 УПК РФ (когда возвращаются законному владельцу);
  • документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего либо передаются заинтересованным лицам по их ходатайству;
  • остальные предметы передаются законным владельцам, а при неустановлении владельцев переходят в собственность государства. При этом споры о принадлежности вещественных доказательств разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Изъятые в ходе досудебного производства предметы, включая электронные носители информации, и документы, не признанные вещественными доказательствами, подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты, с учетом разумных сроков уголовного судопроизводства (ч. 6.1 УПК РФ).

Чтобы не пропускать новые материалы, подпишитесь на наши страницы:

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *