Кадастровая стоимость объекта

О том, как узнать КС жилого дома по адресу или по кадастровому номеру, а также о том, как уменьшить несправедливо завышенную КС объекта недвижимости, вы можете узнать на нашем сайте. Узнайте также о том, что такое государственная оценка объектов недвижимости.

Понятие

Что такое кадастровая стоимость?

Этим понятием характеризуется та цена, которую государство назначило за конкретную квартиру или дом.

Эта величина является условной и фиксируется исключительно в документах Росреестра (так как ее определение осуществляется именно этой организацией).

К сожалению, несмотря на внесенные в 2012 году изменения в механизм расчета этой величины, разница между кадастровой и рыночной расценкой до настоящего времени сохраняется достаточно существенная.

Однако, по сравнению с использовавшейся ранее инвентарной ценой недвижимости, КС, на сегодняшний день, ближе к реальным условиям.

Разница между рыночной и кадастровой величинами связана, в первую очередь, с тем, что она рассчитывается путем массовой оценки имеющегося в этом классе жилья, зданий или земельных участков.

Индивидуальный анализ в этом случае не производится. Однако, именно исходя из КС в настоящее время происходят все расчеты налогового бремени на представленное недвижимое имущество.

О том, как узнать стоимость здания по кадастру на сайте Росреестра, а также о том, как оспорить ее, читайте на нашем сайте. Узнайте также о том, можно ли продавать недвижимость по цене ниже стоимости по кадастру.

Из чего складывается?

Так как КС – величина математическая, ее расчет происходит по определенным правилам.

Эти правила утверждены внутренним регламентом Росреестра, согласно которому переоценка должна производиться каждые пять лет.

Это связано с тем, что за такой промежуток времени средняя величина расценки того или иного объекта может измениться, как может измениться и инфраструктура вокруг участка. Что обычно учитывается при расчете этой суммы:

  1. Ценность одного квадратного метра жилья или земельного участка, определенная для конкретного города или региона (для более точного определения рассматривается расценка этой величины площади для муниципальных образований).
  2. Для зданий немаловажную роль играет год постройки, по которому определяется уровень возможного физического износа строения.
  3. Расположение здания в пространстве (для квартиры играет роль не только район, но даже и этаж).
  4. Площадь помещения (или земельного участка), который подвергается оценке.
  5. Немаловажную роль для любой недвижимости при проведении ее оценки будет играть также и то состояние экономических дел, которые характерны именно для этого района.

После того, как оцениваются все указанные параметры, методом математического расчета формируется стоимость конкретных объектов недвижимости.

Однако эта величина является примерной и часто достаточно серьезно отличается от рыночной цены, так как не учитывает индивидуальных особенностей (например, архитектура здания, в котором расположена квартира, или внутренняя планировка жилища).

О способах определения КС нежилых коммерческих объектов недвижимости, а также о способах оспаривания КС недвижимости, вы можете узнать из наших статей. Читайте также о том, как на деле происходит пересмотр стоимости объектов недвижимости по кадастру.

Каков порядок определения?

К сожалению, до настоящего времени не определен порядок, по которому должны производиться все расчеты – до сих пор каждая оценочная организация, которая занимается по заключенному с подразделениями Росреестра государственному контракту проведением кадастровой оценки, рассматривают все объекты по-своему.

То есть единой методики расчетов так и не сформировано. Регламентом оценки, утвержденным Росреестром, сформирован только перечень тех составляющих, на основе которых должны формироваться данные.

Однако для интерпретации их в каждой организации есть своя методика. Именно по этой причине разница в полученной по итогам проведенных мероприятий цифре до настоящего времени достаточно велика.

О методах расчета стоимости квартиры для реестра читайте на нашем сайте.

Можно ли рассчитать самостоятельно?

Существует ли формула расчета?

Любой собственник недвижимого имущества (независимо от того, квартира, дом или земельный участок находится в собственности у него) всегда интересуется, а можно ли произвести самостоятельно расчеты тех величин, от которых будут зависеть его затраты по содержанию своей собственности, в том числе и о налогах.

Не является исключением и КС.

Вариантов, чтобы получить информацию о ней достаточно большое количество – и в документах, полученных в органах Росреестра (например, в кадастровом паспорте), и путем запроса на официальный портал ведомства с получением по итогам запроса информации в виде специальной справки о ценности объекта недвижимости по кадастру.

Однако, если нет возможности получить информацию именно таким способом, возникает желание рассчитать все самостоятельно.

Необходимо сразу оговориться, что расчет достаточно сложная процедура, результат осуществления которой может оказаться несоответствующим действительности (например, была допущена ошибка в начальном коэффициенте, от которого ведется расчет, или неправильно высчитана площадь интересующего объекта).

Наиболее распространенный вариант расчетов в основе своей имеет показатель удельной КС одного квадратного метра недвижимости, установленного для конкретного региона.

Для его расчета берется ставка налога на землю или имущество, установленная для региона, и умножается на 200. Полученную величину необходимо умножить на площадь интересующего участка или квартиры (дома). Эта сумма и будет считаться кадастровой стоимостью конкретного объекта недвижимости.

Однако, при самостоятельном расчете, необходимо помнить, что в нем может быть, как уже говорилось выше, допущена ошибка, из-за которой последующие расчеты, например, суммы налога, могут оказаться неверными.

Поэтому, для получения качественной и достоверной информации необходимо обращаться в специализированные подразделения, которые официально занимаются определением стоимости недвижимости.

Узнайте в частности о том, как рассчитать налог на квартиру, исходя их ее стоимости в реестре.

КС объектов недвижимости – величина приблизительная по сравнению с рыночной ценой, так как не учитывает индивидуальных особенностей квартиры или земельного участка, хотя территориальное расположение является одним из ключевых аспектов при проведении оценки.

Единой методики расчета этой величины на данный момент не сформировано, однако есть перечень ключевых аспектов, которые должны быть обязательно проанализированы.

Именно по этой причине достаточно сложно рассчитать эту величину самостоятельно – это чревато ошибками и неверным толкованием итоговой суммы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В России понятие «кадастровая стоимость» возникло относительно недавно. Правительством Российской Федерации 25 августа 1999 г. принято Постановление № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», положившее начало проведению работ по государственной кадастровой оценке всех категорий земель на территории Российской Федерации.

Результатом государственной кадастровой оценки является кадастровая стоимость объектов недвижимости. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в целях налогообложения. Согласно Земельному и Налоговому кодексам, кадастровая стоимость земельных участков является налоговой базой для начисления земельного налога в Российской Федерации.

Понятие «кадастровая стоимость» прочно вошло в профессиональный лексикон оценщиков, финансистов, юристов, его часто применяют в нормативно-правовых документах, учебно-научной литературе, обзорах и публикациях. Стоимость — это экономическая категория. Какой экономический смысл вкладывается в понятие «кадастровая стоимость»? Какая теория стоимости положена в основу ее определения? Что означает понятие «кадастровая стоимость»?

Экономический смысл налога на недвижимость требует применения в качестве налоговой базы рыночной стоимости недвижимости. По сути это налог на состояние, богатство, измеряемое рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отражает потенциальную платежеспособность налогоплательщика, ее использование в качестве налоговой базы побуждает налогоплательщика более эффективно распоряжаться своей собственностью. Именно поэтому в основу определения кадастровой стоимости недвижимости положена рыночная стоимость.

Проанализируем, почему используется понятие «кадастровая стоимость», а не понятие «стоимость в целях налогообложения»? Рассмотрим определение стоимости в целях налогообложения. «Налогооблагаемая стоимость — сумма в денежном выражении, по которой объект недвижимости заносится в налоговую ведомость». Налогооблагаемая стоимость может отличаться от кадастровой стоимости вследствие действия законодательных актов, регламентирующих частичное освобождение от налога. Это понятие однозначно определяет цель оценки и не дает возможность использовать указанную стоимость в других целях.

Помимо использования в целях налогообложения, кадастровая стоимость может найти широкое применение для расчета величины платежа при получении наследства, размера страхования имущества, платы за регистрацию недвижимости. В настоящее время кадастровую стоимость активно используют в целях определения ставок арендной платы. Таким образом, понятие «кадастровая стоимость» шире понятия «стоимость в целях налогообложения», оно дает возможность использовать кадастровую стоимость и в иных целях.

Законодательное определение понятия «кадастровая стоимость» в 2006-2007 гг. планировалось впервые ввести в законе «О государственном кадастре недвижимости». Понятия «кадастровая оценка» и «кадастровая стоимость» были введены в проект закона, так как деятельность по определению кадастровой стоимости относилась к сфере ведения государственного кадастра недвижимости. Принятый в первом чтении законопроект содержал следующее определение кадастровой стоимости: «кадастровая стоимость объекта недвижимости — специальный способ определения стоимости объекта недвижимости методами массовой оценки на установленную дату на базе рыночной стоимости». Однако в окончательном варианте — Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости» — это понятие отсутствует.

Интересно отметить, что практически одновременно с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в 2007 был утвержден федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости», в котором определено понятие «кадастровая стоимость». Чем это было обусловлено? В это время в России активно развивается оценочная деятельность. Вектор осознания понятия «кадастровая стоимость» смещается в экономическое пространство и формирует понимание стоимости как экономической категории. Следовательно, понятие «кадастровая стоимость» должно определяться в документах, регламентирующих оценочную, а не кадастровую деятельность.

Федеральный стандарт оценки № 2 «Цель оценки и виды стоимости» содержит следующее определение: «При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется, в частности, для целей налогообложения».

В приведенном определении отразилось стремление дать содержательное наполнение и отразить экономический смысл кадастровой стоимости, подчеркнуть ее связь с рыночной стоимостью, обратить внимание на цели ее определения. Однако вместе с тем, это определение эклектично и противоречиво. Это попытка, с одной стороны, увязать кадастровую стоимость с рыночной стоимостью, на формирование которой влияют условия и закономерности рынка недвижимости, с другой — подчинить ее иному закону: «установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки».

В приведенном определении не разъясняется, о каких методах массовой оценки рыночной стоимости идет речь. В процессе определения кадастровой стоимости не всегда применяются методы массовой оценки рыночной стоимости. Так, например, кадастровая стоимость земельных участков, предназначенных для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, электростанций, а также водных объектов, находящихся в обороте, определяется путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости.

Также возникает противоречие при определении кадастровой стоимости как рыночной стоимости — такое определение не соответствует определению рыночной стоимости, приведенному в том же стандарте: «При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  • объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме».

При определении стоимости в целях налогообложения отчуждение объектов не предусматривается, стороны сделки отсутствуют, открытый рынок и конкуренция свойственны далеко не всем объектам недвижимости. Более того, в целях налогообложения необходимо определять стоимость объектов недвижимости, ограниченных в обороте в силу закона (это земли сельскохозяйственного назначения, линии электропередач, объекты, предназначенные для защиты государственных интересов и т.д.). О какой рыночной стоимости таких объектов может идти речь?

Следующим шагом в определении сущности, предназначения, места и роли кадастровой оценки в нормативно-правовом поле явились новые законодательные инициативы в области регулирования оценочной деятельности. Федеральный закон от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил закон «Об оценочной деятельности в РФ» главой «Государственная кадастровая оценка», которая определяет состав, процедуру и требования к кадастровой оценке недвижимости. Законом определено следующее: «… под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

22 октября 2010 г. выходит федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)». В нем содержится следующее определение: «под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности». Проанализируем предложенное понятие.

Действительно, кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки. Какие методы определения кадастровой стоимости применяются в процессе государственной кадастровой оценки? Для ответа на этот вопрос проанализируем методическое обеспечение работ по государственной кадастровой оценке различных категорий земель. При всем разнообразии категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков общая последовательность действий такова: объекты оценки объединяются в группы, каждой группе соответствует метод оценки. Если в группировках прослеживается связь с сегментами рынка недвижимости, для расчета кадастровой стоимости применяются методы построения статистических моделей. Это, например, земельные участки под объектами многоэтажной жилой застройки, гаражами, садами, объектами торговли и т.д.

Для уникальных единичных объектов (это, например, земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, аэропортов, вокзалов, земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте и т.д.) кадастровая стоимость определяется путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости. Для прочих групп объектов оценки применяются методы альтернативной оценки, когда кадастровая стоимость рассчитывается арифметически с использованием минимальных либо средних показателей кадастровой стоимости, перенос удельного показателя стоимости эталонного объекта на объекты группы, а также номинальная оценка, когда кадастровая стоимость не рассчитывается, а устанавливается равной, например, одному рублю за земельный участок.

В приведенном определении ничего не сказано о возможности установлении в качестве кадастровой стоимости номинальной стоимости, в стандарте не приведен перечень методов массовой оценки, не раскрыто их содержание. Заметим, что понятие «кадастровая стоимость» не так давно определено законодательно, процесс его формирования продолжается на современном этапе развития оценочной деятельности.

Рассчитывать и платить налог на определенное имущество самостоятельно должны российские и иностранные организации. Правда, последние должны делать это, только если работают в России через постоянные представительства или имеют на ее территории недвижимость. Такой порядок следует из пунктов 1–3 статьи 374 Налогового кодекса РФ. Прочтите также, на какой счет в 1С уплачивать налог на имущество.

Порядок расчета

При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  1. определите, какое имущество нужно облагать налогом;
  2. проверьте, можно ли применить льготы;
  3. определите базу для расчета налога;
  4. узнайте, по каким ставкам считать налог;
  5. рассчитайте сумму налога к уплате в бюджет.

Что облагать налогом на имущество

По общему правилу российские организации платят налог с имущества, которое отразили в бухучете в составе основных средств. Это могут быть и те объекты, что принадлежат организации на правах собственности, и те, что получены во временное владение, пользование, распоряжение, а также в доверительное управление или совместную деятельность. Например, налог с лизингового имущества обычно платит тот, на чьем балансе оно учитывается. А это может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель.

Особый порядок предусмотрен только в отношении объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Во-первых, с жилых строений налог на имущество надо платить, даже если эти объекты в бухучете не отражены в составе основных средств. А во-вторых, если «кадастровые» объекты не переданы в доверительное управление или концессию, платить за них налог на имущество должны только их собственники или организации, которые владеют этим имуществом на праве хозяйственного ведения.

Все это следует из положений пункта 1 статьи 374, подпункта 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

К объектам, с которых надо платить налог, относят и движимое и недвижимое имущество. Правда, с определенными оговорками.

Существует две категории основных средств, налог с которых платить не нужно.

Первая – это льготируемое имущество. Разобраться, какие льготы вы можете использовать, помогут справочные таблицы по федеральным льготам (они действуют для всех) и по региональным (для объектов на отдельных территориях).

Вторая категория – это имущество, которое не признается объектом налогообложения. Например, это основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Полный перечень есть в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Льготируемое имущество исключайте из расчета налоговой базы, но в декларации или расчете авансовых платежей его все равно надо указать. Сначала включите стоимость льготируемого имущества в графу 3 раздела 2 декларации, а затем отразите отдельно в графе 4 раздела 2. Имущество, которое не признается объектом налогообложения (указанное в подп. 1–8 п. 4 ст. 374 НК РФ), в графах 3 и 4 отражать не нужно. Однако основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, нужно отразить по строке 210 раздела 2 расчета авансовых платежей и по строке 270 раздела 2 декларации.

Состав объектов налогообложения для иностранных организаций, имеющих в России постоянное представительство, аналогичен тому, что предусмотрен для российских организаций. Они обязаны вести учет основных средств по правилам российского бухучета, то есть в соответствии с ПБУ 6/01. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

У иностранных организаций, не имеющих в России постоянного представительства, налогом облагают только недвижимость, которая находится на территории России (п. 3 ст. 374 НК РФ).

Налоговая база

Базу для расчета налога на имущество определяйте отдельно по следующему имуществу:

  • расположенному по местонахождению головного отделения российской организации или постоянного представительства иностранной;
  • каждого обособленного подразделения с отдельным балансом;
  • вне местонахождения организации (отдельно по каждому объекту);
  • входящему в состав Единой системы газоснабжения;
  • налог с которого считают исходя из кадастровой стоимости;
  • облагаемому по разным налоговым ставкам;
  • задействованному в рамках договора простого или инвестиционного товарищества;
  • переданному в доверительное управление или приобретенному в рамках такого договора;
  • при исполнении концессионных соглашений.

Это следует из положений пункта 1 статьи 376, статей 377, 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса РФ.

Особый порядок определения налоговой базы действует в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории нескольких субъектов РФ (трубопроводы, электросети, железнодорожные магистрали и т. п.). Налоговую базу в этом случае определяйте раздельно. То есть долю налоговой базы, которая относится к тому или иному региону, следует рассчитывать пропорционально части стоимости объекта, расположенного в соответствующем регионе. Об этом сказано в пункте 2 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Некоторые особенности имеет порядок определения налоговой базы организациями, на балансе которых имеются объекты транспортной инфраструктуры. Они вправе уменьшать базу по налогу на имущество на стоимость законченных капвложений в строительство, модернизацию и реконструкцию:

  • судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России. Например, шлюзов, судоподъемников;
  • портовых гидротехнических сооружений. Например, волноломов, пирсов, причалов и т. п.;
  • сооружений инфраструктуры воздушного транспорта, за исключением систем централизованной заправки самолетов и космодрома. Например, сооружений и оборудования на территории аэропортов.

При расчете налога на имущество не учитывают перечисленные виды капвложений, которые включены в балансовую стоимость названных объектов или учтены в качестве основных средств начиная с 1 января 2010 года. При этом период ввода в эксплуатацию самого объекта, подвергшегося реконструкции или модернизации – до или после 1 января 2010 года, значения не имеет.

Это следует из положений пункта 6 статьи 376 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 25 июня 2013 г. № 03-05-05-01/23974 и ФНС России от 24 июня 2011 г. № ЗН-4-11/10123.

При определении состава объектов транспортной инфраструктуры, капвложения в которые уменьшают налоговую базу, руководствуйтесь отраслевыми нормативными актами. Например:

  • в отношении воздушного транспорта – Воздушным кодексом РФ, Законом от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ;
  • в отношении гидротехнических сооружений – законами от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ и от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 октября 2011 г. № 03-05-04-01/37.

Как считать налоговую базу

Налоговой базой по налогу на имущество может быть:

1) кадастровая стоимость – для расчета налога по следующим объектам:

  • административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ);
  • нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не имеют в России постоянных представительств;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не используются в деятельности постоянных представительств в России;
  • жилые дома или помещения (в т. ч. и те, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств);

2) среднегодовая стоимость имущества (при расчете авансовых платежей применяется средняя стоимость имущества за I квартал, полугодие или девять месяцев) – для расчета налога по всем остальным объектам.

Решение о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости принимают власти субъектов РФ и оформляют законами. Для этого предварительно утверждают результаты кадастровой оценки недвижимости – без этого принимать законы власти регионов не вправе. Более того, они должны заранее утвердить и опубликовать перечни конкретных объектов недвижимости, указав их кадастровые номера и адреса, по которым налог надо определять исходя из кадастровой стоимости. Если к началу очередного налогового периода полный комплект региональных документов не подготовлен, рассчитывать налог на имущество в этом периоде нужно исходя из среднегодовой (средней) стоимости имущества. Однако после вступления в силу нового порядка возврат к прежним правилам определения налоговой базы будет невозможен.

Такие правила установлены статьями 375 и 378.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-05-07-08/51796 и ФНС России от 31 октября 2013 г. № БС-4-11/19535.

Узнать, в каких регионах действует (планируется к введению) новый порядок и к какому имуществу он применяется, поможет таблица.

Средняя (среднегодовая) стоимость имущества

При расчете средней стоимости имущества за отчетный период применяйте формулу:

Средняя стоимость имущества за отчетный период = Остаточная стоимость имущества на начало отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало первого месяца, следующего за отчетным периодом : Количество месяцев в отчетном периоде + 1

При расчете среднегодовой стоимости имущества за налоговый период воспользуйтесь формулой:

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период = Остаточная стоимость имущества на начало налогового периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри налогового периода + Остаточная стоимость имущества на конец налогового периода (31 декабря) : Количество месяцев в налоговом периоде + 1

Остаточную стоимость имущества определите по формуле:

Остаточная стоимость имущества = Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства Начисленная амортизация (износ)

Остаточную стоимость имущества определяйте по данным бухучета.

При определении остаточной стоимости основных средств на конец года учитывайте операции, влияющие на формирование этого показателя и отраженные в бухучете в течение 31 декабря. Из остаточной стоимости исключите суммы оценочных обязательств по ликвидации основных средств и восстановлению окружающей среды (если при постановке объекта на учет такие затраты закладывались в первоначальную стоимость).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 375 и пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ и разъяснены в письме Минфина России от 14 июля 2010 г. № 03-05-05-01/26.

Пример определения средней (среднегодовой) стоимости имущества для расчета налога на имущество. Организация ведет деятельность в течение полного календарного года

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектами обложения налогом на имущество, у ООО «Альфа» составляет:

  • на 1 января – 6 000 000 руб.;
  • на 1 февраля – 5 950 000 руб.;
  • на 1 марта – 5 800 000 руб.;
  • на 1 апреля – 5 750 000 руб.;
  • на 1 мая – 5 700 000 руб.;
  • на 1 июня – 5 650 000 руб.;
  • на 1 июля – 5 500 000 руб.;
  • на 1 августа – 5 450 000 руб.;
  • на 1 сентября – 5 400 000 руб.;
  • на 1 октября – 5 350 000 руб.;
  • на 1 ноября – 5 200 000 руб.;
  • на 1 декабря – 5 150 000 руб.;
  • на 31 декабря – (с учетом операций, отраженных в бухучете в течение 31 декабря) – 5 100 000 руб.

Ситуация: влияют ли на определение налоговой базы по налогу на имущество различия в стоимости основных средств по данным бухучета и данным независимого оценщика? Организация провела экспертную оценку своего имущества для получения банковского кредита.

Нет, не влияют.

Организация не обязана отражать в бухучете результаты независимой оценки своего имущества. Сделать это придется, только если независимого оценщика наняли для переоценки имущества. Когда решение о переоценке закреплено в учетной политике. Если такое решение не принято, результаты оценки никак не скажутся на расчете налога на имущество.

Если же организация проведет переоценку всех основных средств или их отдельной группы с привлечением независимого оценщика, то налог на имущество нужно будет рассчитывать исходя из остаточной стоимости основных средств с учетом переоценок.

Во всех остальных случаях оценка независимым экспертом имущества на учет не повлияет.

Это следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 3 статьи 375 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: с какого момента для расчета налога на имущество нужно увеличивать первоначальную стоимость основного средства (здания) после его реконструкции?

Увеличенную первоначальную стоимость объекта учитывайте с 1-го числа месяца, следующего за окончанием реконструкции.

Первоначальную стоимость основных средств для расчета налога на имущество нужно определять по правилам бухучета, в котором первоначальная стоимость реконструируемого основного средства увеличивается после завершения реконструкции. Таким образом, на среднегодовую стоимость имущества результаты реконструкции окажут влияние с 1-го числа месяца, следующего за окончанием реконструкции.

Такой вывод следует из пункта 3 статьи 375, пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ и пункта 42 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91Н.

Пример расчета налога на имущество при реконструкции здания

ООО «Альфа» принадлежит производственное здание. Его первоначальная стоимость составляет 15 000 000 руб. Срок полезного использования – 18 лет (216 мес., седьмая амортизационная группа). Налог с этого здания платят исходя из средней (среднегодовой) стоимости. И в бухгалтерском, и в налоговом учете имущество в «Альфе» амортизируют линейно, амортизационную премию не применяют. В регионе, где зарегистрирована «Альфа» и находится здание, ставка налога на имущество установлена в размере 2,2 процента.

Месячная норма амортизации по зданию:
0,46296% (1 : 216 мес. × 100)

Ежемесячная амортизация составляет:
69 444 руб. (15 000 000 руб. × 0,46296%)

Здание эксплуатировали в течение восьми лет, вплоть до марта текущего года. То есть март был 97-м месяцем эксплуатации. В нем было принято решение провести реконструкцию. В апреле здание после реконструкции ввели в эксплуатацию. Срок его полезного использования не изменился, а вот первоначальную стоимость увеличили до 16 000 000 рублей. То есть расходы на реконструкцию составили 1 000 000 руб.

В апреле здание продолжали амортизировать. Общий срок эксплуатации на начало мая составил 98 месяцев.

Начиная с мая здание амортизируют с учетом изменений в первоначальной стоимости. Поэтому месячная норма амортизации составляет:
0,84746% (1 : 118 мес. × 100)

Для расчета ежемесячной амортизации бухгалтер определил остаточную стоимость здания на начало мая (с учетом затрат на реконструкцию и за минусом амортизации, начисленной в апреле по прежней норме):
9 194 488 руб. ((15 000 000 руб. + 1 000 000 руб.) – 98 мес. × 69 444 руб.)

Исходя из этих данных, бухгалтер определил ежемесячную сумму амортизации, которая будет уменьшать стоимость реконструированного здания начиная с мая:
77 920 руб. (0,84746% × 9 194 488 руб.)

Для расчета авансовых платежей за I квартал и за полугодие бухгалтер считал среднюю стоимость. Для этого были определены остаточная стоимость имущества на начало года, на начало каждого месяца внутри отчетного периода и на начало месяца, следующего сразу за ним.

Авансовый платеж за I квартал составил:
46 025 руб. (8 368 098 руб. × 2,2% : 4)

Авансовый платеж за полугодие составил:
47 789 руб. (8 688 865 руб. × 2,2% : 4)

Ситуация: с какого момента для расчета налога на имущество нужно учитывать объекты, включенные в состав основных средств (доходных вложений в материальные ценности) 1-го числа текущего месяца?

Такие объекты следует включать в расчет средней стоимости имущества начиная со следующего месяца.

Дело в том, что при определении средней стоимости имущества для расчета налога на имущество за отчетный период учитывают показатели остаточной стоимости основных средств на 1-е число каждого из четырех месяцев – трех отчетного периода и еще одного, следующего за ним. Эти данные формируют в порядке, который установлен для бухгалтерского учета и отчетности. Это предусмотрено в пункте 3 статьи 375 и пункте 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Согласно этому порядку учитывать нужно сведения о тех хозяйственных операциях, которые были проведены до 00 часов 00 минут указанных дат. То есть на начало дня, без учета операций, которые были в его течение. Поэтому, например, если основные средства оприходованы 1 марта, при расчете средней стоимости имущества сведения о них учитывают по состоянию на 1 апреля.

Все это следует из пункта 12 ПБУ 4/99. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 декабря 2011 г. № 03-05-05-01/97.

Ситуация: на какое количество месяцев необходимо разделить сумму остаточной стоимости основных средств при расчете налога на имущество? Организация создана (ликвидирована) в середине года.

Сумму среднегодовой остаточной стоимости имущества разделите на 13 месяцев.

Порядок определения среднегодовой стоимости основных средств для расчета налога на имущество не зависит от времени создания или ликвидации организации. Поэтому применяют общее правило: сумму остаточной стоимости имущества на начало, каждый месяц и на конец года делят на 12 месяцев плюс еще один. Такой порядок установлен пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть одно исключение. Оно сделано для организаций, созданных в период с 1 по 31 декабря. Первым налоговым периодом по налогу на имущество для них будет только следующий календарный год. Объясняется это тем, что сумму налога за год рассчитывают исходя из среднегодовой стоимости имущества, а не из средней за фактический период деятельности организации. Возможность расчета налога на имущество за период с 1 декабря года создания организации по 31 декабря следующего года главой 30 Налогового кодекса РФ не предусмотрена. Форма декларации по налогу на имущество также не позволяет заполнять ее за 13 месяцев.

Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 30 декабря 2004 г. № 03-06-01-02/26.

Такой же порядок применяют, когда происходит реорганизация в середине года. На это указано в письме Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 07-02-06/28.

Пример определения среднегодовой стоимости основных средств для расчета налога на имущество. Организация ведет деятельность в течение неполного календарного года

ООО «Альфа» создано 10 июля. По данным бухучета остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектами обложения налогом на имущество, равна:

  • на 1 августа – 6 000 000 руб.;
  • на 1 сентября – 5950 000 руб.;
  • на 1 октября – 5 800 000 руб.;
  • на 1 ноября – 5 750 000 руб.;
  • на 1 декабря – 5 700 000 руб.;
  • на 31 декабря (с учетом операций, отраженных в бухучете в течение 31 декабря) – 5 650 000 руб.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *