Как планировать карьеру?

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

195.Формализованное представление о пути специалиста к целевой должности

А) карьерограмма

б) конкурс при поступлении на работу

в) модель компетентности

г) анализ должности

Комплекс мероприятий по планированию роста работника

196.Комплекс мероприятий по планированию, мотивации и контролю роста работника

а) развитие карьеры

Б) управление карьерой

в) делегирование полномочий

г) стратегическое управление человеческими ресурсами

Действия сотрудника по реализации плана карьеры

197. Действия сотрудника по реализации плана карьеры

а) управление карьерой

Б) развитие карьеры

в) планирование карьеры

г) карьерограмма

Соответствие карьеры и возраста

198.Соответствие между этапом карьеры и возрастом специалиста

а) предварительный до 25 лет

б) становления 25-30 лет

в) продвижения 31-45 лет

г) сохранения 46-55 лет

д) завершения после 55 лет

ОТВЕТ: так и останется

Предварительного этапа карьеры

199. Содержание предварительного этапа карьеры

А) получение образования

б) профессиональный рост

в) обучение молодежи

г) повышение квалификации

Этап становления карьеры

200. Содержание этапа становления карьеры

А) формирование квалификации, профессиональных навыков

б) получение профессии

в) обучение молодежи

г) закрепление достигнутых результатов

Этап сохранения карьеры

201. Содержание этапа сохранения карьеры

а) творческое развитие профессиональных навыков

Б) формирование профессионализма

в) обучение молодежи

г) испытание на разных работах

Типы карьеры

202. Подъем на более высокую ступень должностной иерархии – это … карьера

А)вертикальная

б) ступенчатая

в) центростремительная

г) внуртиорганизационная

Типы карьеры

203. Тип карьеры, предполагающий перемещение в другую функциональную область

А) горизонтальная

б) вертикальная

в) межорганизационная

г) скрытая

Виды карьеры

204. Вид карьеры, предполагающий прохождение всех этапов в рамках одного предприятия

А) внутриорганизационная

б) центростремительная

в) межорганизационная

г) ступенчатая

Виды карьеры

205. Вид карьеры, предполагающий продвижение к ядру, руководству организации

а) центростремительная

б) специализированная

В) скрытая

г) внутриорганизационная

Поступательное перемещение по должностям

206. Серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и работника

а) служебно-профессиональное продвижение

б) управление кадровым резервом

в) планирование карьеры

г) подбор и расстановка персонала

Факторы влияющие на карьеру человека

207. На карьеру человека влияют следующие факторы:

а) внутренние;

б) смежные;

в) внешние;

г) последовательные.

Технология подбора кандидатов в резерв руководителей

Этапы продвижения руководителей

208. Укажите последовательность этапов продвижения линейных руководителей

а) работа с молодыми специалистами (2)

б) работа с линейными руководителями низового звена управления (3)

в) работа со студентами старших курсов базовых вузов (1)

г) работа с линейными руководителями среднего звена управления (4)

д) работа с линейными руководителями высшего звена управления (5)

Тема 11.Управление стрессом

Развитие навыков управления стрессом. Влияние стресса на эффективность производственной деятельности. Устранение стрессоров на рабочем месте. Методы снижения стрессогенности рабочей среды.

209.Стрессом для организма человека является – ситуация, которая: (2 ответа)

a) представляет для него опасность;

b) требует принятия решений;

c) очень значима для выживания;

d) не имеет значения с точки зрения физиологии.

210. стресс на рабочем месте:

a) не требует специальных мер;

b) непродуктивно сжигает жизненную энергию;

c) приводит к оперативности приятия решений на рабочем месте;

d) является предметом дискуссий.

211. Установите соответствие стратегии устранения стресса типу фактора:

Тип фактора Стратегия устранения стресса
1 Время Создание и построение команды, улучшение навыков межличностной коммуникации
2 Межличностные конфликты Пересмотр системы организации труда
3 Ситуационные факторы Эффективное использование времени, делегирование полномочий
4 Ожидание неприятностей Определение целей, стратегия «малых побед»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 378

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»

В СОВРЕМЕННОМ ЗНАНИИ

© Л. Ю. БОЛИКОВА*, Ю. А. ШУРЫГИНА**

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

*кафедра педагогики **кафедра немецкого языка и методики преподавания немецкого языка e-mail: bolikova@bk.ru, irina1910@mail.ru

Боликова Л. Ю., Шурыгина Ю. А. — Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 573-575. — На материале психологопедагогических источников рассмотрен вопрос дефиниция понятия «профессиональное становление личности». Показано, что профессиональное становление определяется этапом профессионализации. Сделан вывод о том, что профессиональное становление можно рассматривать как прогрессивный, поэтапный процесс преобразования личности, сопровождающийся формированием и развитием устойчивых качеств и свойств на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками путём её самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное становление личности, преобразование личности, профессионализация.

Перечисленные авторы утверждают, что профессиональная деятельность влияет на систему отношений личности и её образ жизни. Для подавляющего большинства людей, по мнению Е. М. Борисовой, именно этот вид деятельности предоставляет возможности удовлетворять всю гамму их потребностей, раскрывать свои способности, утверждать себя как личность, достигать определённого социального статуса и т. д. В процессе личностного и профессионального становления происходит изменение жизненных и профессиональных планов, социальной ситуации развития, ведущей деятельности, личности в целом .

Вопросы профессионального становления личности рассматриваются в педагогике профессионального образования, в психологии труда, психологии профессионального обучения и воспитания, профори-ентологии и т. д.

Становление человека как субъекта труда, превращение его в профессионала в процессе профессионального обучения, рассмотрение условий данного процесса представлены в трудах В. А. Бодрова, Э. Л. Голубевой, К. М. Гуревича, Э. Ф. Зеера, П. А. Климова,

Н. В. Кузьминой, В. С. Мерлина, К. К. Платонова, В. Д. Шадрикова, М. Р. Щукина и др.

Многочисленные исследования, посвящённые становлению профессионала, обусловливают множественность представлений о данном процессе. На наш взгляд, главный путь получения обобщённого представления о профессиональном становлении личности заключается в рассмотрении и интеграции множества определений данного процесса.

Т. В. Киселёва определяет профессиональное становление как «степень развития собственных уме-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 24 2011 г.

ний и навыков человека выполнять определённую работу и общественное признание в процессе освоения им социального пространства» .

По мнению Э. Ф. Зеера, профессиональное становление — это «процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма, процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью» .

Б. П. Невзоров определяет профессиональное становление как «формирование профессионального самоопределения в конкретной профессиональной области в зависимости от степени согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированности у личности способности адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры» .

Рябоконь Е. А. рассматривает профессиональное становление как «частный случай развития человека в процессе всего жизненного пути, который определяется этапом профессионализации. Это поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, в ходе которого происходят качественные преобразования личности, ведущие к развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями» .

В. Д. Симоненко определяет профессиональное становление как «процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самореализацию в труде» .

Анализ представленных выше определений позволил рассматривать профессиональное становление как процесс изменения личности, преобразования её личностных и профессиональных качеств. Рассмотрение профессионального становления личности как процесса позволяет выявить составляющие его структурные компоненты и расположить их в логической последовательности:

• формирование позитивного отношения к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий (Э. Ф. Зеер, Рябоконь Е. А.);

• выявление психологических возможностей личности, соотнесение их с содержанием и требованиями будущей профессии (Э. Ф. Зеер, Б. П. Невзоров);

• овладение знаниями, формирование умений и навыков профессиональной деятельности (Т. В. Киселёва, Рябоконь Е. А.);

• освоение профессионально ориентированных видов деятельности (Э. Ф. Зеер);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• реализация себя в профессии, самоактуализация и самореализация личностного потенциала (Э. Ф. Зеер, В. Д. Симоненко);

• способность адаптироваться к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности (Б. П. Невзоров);

• достижение общественного признания в процессе освоения социального пространства (Т. В. Киселёва).

Выделенные структурные компоненты позволяют выявить сущностные характеристики профессионального становления личности:

— позитивное отношение к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий;

— психологические возможности личности, соотносящиеся с содержанием и требованиями будущей профессии;

— знания, умения и навыки профессиональной деятельности;

— успешность в освоении профессионально ориентированных видов деятельности;

— самоактуализация и самореализация личностного потенциала в профессии;

— адаптация к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности;

— общественное признание в процессе освоения социального пространства.

Рассмотрение вопросов профессионального становления личности в психолого-педагогической литературе выявило также неоднозначность определения этапов профессионального становления личности.

А. Б. Каганов рассматривает профессиональное становление как последовательное прохождение сменяющих друг друга этапов в рамках вузовского обучения (переходного, накопительного и определяющего), которое, в свою очередь, завершается на четвёртом этапе, в период работы на конкретном производстве в избранном виде деятельности. .

По мнению Кудрявцева Т. В., профессиональное становление не является кратковременным актом, охватывающим лишь период обучения в вузе, а представляет собой длительный, динамичный, многоуровневый процесс, состоящий из четырёх основных стадий: возникновение и формирование профессиональных намерений; целенаправленная подготовка к избранной профессиональной деятельности; процесс вхождения в профессию; реализация личности в самостоятельном профессиональном труде. Переход к каждой последующей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и кризисных ситуаций .

Стадии становления профессионала, сформулированные А. А. Деркач, также характеризуются формированием намерений (установление отношения человека к профессии), профессиональным обучением, профессиональной адаптацией; обретением целостности (этап стабильно функционирующего специалиста, этап специалиста-новатора) .

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

Э. Ф. Зеер на основе социальной ситуации и уровня реализации ведущей деятельности выделяет следующие стадии профессионального становления: профессиональное самоопределение (старший школьный возраст), профессиональная самоидентификация (годы профессионального образования), распредмечивание профессиональной деятельности (период приобретения профессионального опыта), опредмечивание профессиональной деятельности (непосредственная профессиональная деятельность) .

Е. А. Климов выявляет фазы оптанта, адепта, адаптанта, интернала, мастерства, авторитета, наставничества, представляющие собой этапы жизненного пути профессионала. Фаза оптанта, оптации — это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Фаза адепта — это подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт — человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. Фаза адаптации — это период привыкания молодого специалиста к работе. Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи. Интернал — это уже опытный работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями. На фазе мастерства работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он имеет свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание). Фаза авторитета также суммируется с последующей. Авторитет — мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками. Наставник в широком смысле слова — человек, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями .

Таким образом, выявлены существенные различия при определении количества стадий процесса профессионального становления личности их продолжительности, содержания.

Ряд учёных рассматривает профессиональное становление личности, как поэтапный процесс:

1. Ограниченный рамками вузовского обучения и продолжающийся соответственно 5 лет (Каганов А. Б.);

2. Охватывающий длительный период жизни человека, т. е. 30-40 лет (Деркач А. А., Зеер Э. Ф., Кудрявцев Т. В., Рябоконь Е. А., Симоненко В. Д. и др.);

3. Охватывающий длительный период жизни человека, но повторяющийся, если профессионал частично утрачивает трудоспособность, оказывается без работы, вынужден переменить профессию (Климов Е. А.). Календарный возраст в этом случае может быть любым в интервале трудоспособности.

Профессиональное становление личности также представляется в литературе как стадия профессионального функционирования (Л. М. Митина), следующая за стадией профессиональной адаптации и предшествующая стадии профессиональной стагнации .

Киселёва Т. В., Невзоров Б. П. предлагают рассматривать профессиональное становление не как процесс, а как результат, т. е. сформированность у личности определённых способностей, качеств.

На основе предложенных выше точек зрения считаем возможным представить стадии профессионального становления личности в обобщённом варианте следующим образом:

1. Формирование профессиональных намерений;

2. Профессиональная подготовка;

3. Адаптация к профессиональной деятельности;

4. Осуществление самостоятельной профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, профессиональное становление личности — это прогрессивный, поэтапный процесс преобразования личности, сопровождающийся формированием и развитием устойчивых качеств и свойств на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками путём её самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгакова Е.В. Профессиональное становление студентов в процессе гуманитарной подготовки. Дис. … канд. пед. наук. М., 2005.

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М., 2000. 536 с.

3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

5. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. 111 с.

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.

8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.

10. Общая и профессиональная педагогика / Под ред.

В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. 368 с.

11. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т.В. Кудрявцева. М.: Педагогика, 1988. 142 с.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Этапами формирования карьеры являются следующие: предварительный, становление, продвижение, сохранение, завершение, пенсионный.

Предварительный –после школы до 25 лет, учёба, испытание на разных видах работ, начало самоутверждения, основная потребность в безопасности

Становления – до 30 лет – освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя, самоутверждение, начало утверждения независимости. Потребности – безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты

Продвижение – от 30 до 45 лет – продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации. Рост самоутверждения, достижение большой независимости, начало самовыражения. Потребности – здоровье, высокий уровень оплаты труда.

Сохранение – до 60 лет – пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышение своей квалификации и обучение молодёжи. Потребности – стабилизация самовыражения, рост самовыражения, начало уважения. Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода.

Завершение – от 60 лет – приготовление к уходу на пенсию. Подготовка смены себе и к новому виду деятельности на пенсии. Потребности – стабилизация самовыражения, рост уважения, сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода.

Пенсионный – после 65 лет, занятие новым видом деятельности. Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения. Потребности – интерес к размеру пенсии, другим источникам дохода, здоровье.

Планирование и контроль деловой карьеры

Планирование и контроль дедовой карьеры заключается в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовывать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Управление карьерой

Управление карьерой – это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации, по планированию, организации, мотивации и контролю служебной карьеры работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Управление деловой карьерой позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека. При поступлении на работу человек ставит перед собой определённые цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует определённые цели, то нанимающемуся необходимо уметь рационально оценить свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.

Целями карьеры могут быть следующие:

Ø заниматься видом деятельности или иметь должность, соответствующие самооценке и поэтому доставляющее моральное удовлетворение;

Ø занимать должность, усиливающую возможности и развивающую их;

Ø иметь работу или должность, которые носят творческий характер;

Ø работать по профессии или занимать должность, позволяющие достичь определённой степени независимости;

Ø иметь работу или должность, которые хорошо оплачиваются или позволяют одновременно получать большие побочные доходы;

Ø иметь работу или должность, дающие возможность продолжать обучение;

Ø иметь работу или должность, которые одновременно позволяют заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.

Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. При приёме на работу кандидату задают вопросы, в которых изложены требования организации-работодателя. Соискателю на должность следует задавать вопросы, отвечающие его целям, формирующие его требования:

Ø какова философия организации в отношении молодых специалистов?

Ø сколько дней в году уйдёт на командировки (в том числе зарубежные)?

Ø каковы перспективы развития организации?

Ø кто является конкурентом организации?

Ø имеются ли скидки при покупке работниками продукции, выпускаемой организацией?

Ø какие системы оплаты труда в организации?

Ø каковы шансы получения более высокой должности?

Ø будут ли созданы условия для обучения, повышения квалификации и переподготовки?

Ø возможно ли сокращение должности и в связи с чем?

11.6. Управление служебно-профессиональным
продвижением персонала (СППП)

Управление служебно-профессиональным продвижением персонала – серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности. Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными. Под карьерой принято понимать физическую последовательность занимаемых ступеней (должностей, рабочих мест, положений в коллективе) конкретным работником. Понятие «служебно-профессиональное» продвижение и карьера являются близкими, но не одинаковыми. Термин «служебно-профессиональное продвижение» является наиболее привычным для нас, Система служебно-профессионального продвижения – совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях.

В практике управления различают два вида должностного продвижение специалиста и руководителя. Последнее, в свою очередь, имеет два направления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных руководителей. Например, система продвижения линейных руководителей предусматривает пять основных этапов

Этапы СППП:

· первый этап – работа со студентами старших курсов базовых институтов или направленных на практику из других вузов;

· второй этап – работа с молодыми специалистами, принятыми в организацию;

· третий этап – работа с линейными руководителями низового звена управления;

· четвёртый этап – работа с линейными руководителями среднего звена управления;

· пятый этап – работа с линейными руководителями высшего звена управления.

Кадровый резерв

Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемых должностью того или иного ранга, подвергавшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку (Приложение 10).

Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать:

· руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий;

· главные и ведущие специалисты;

· специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;

· молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.

Первый уровень резерва кадров – все специалисты предприятия, следующий уровень – заместители руководителей различного ранга. Основной резерв составляют руководители различных рангов.

Этапы работы с резервом:

Состав комиссии кадрового резерва: руководитель организации – председатель комиссии; руководитель кадровой службы; председатель профсоюзной организации; представители психологических служб и юристы, а также специалисты по направлению профессиональной деятельности.

Комиссия по работе с резервом регулярно проводит заседания (не реже чем два раза в год). На заседаниях рассматриваются вопросы: обеспечение качественного подбора, расстановки и подготовки кадров; формирование резерва кадров для выдвижения; анализ расстановки руководящих кадров и специалистов; подведение итогов работы с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности; работа с руководителями структурных подразделений.

Аттестация: понятие, виды. Содержание работы с кадровым резервом

Аттестация– это кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности

Цели:

1. административные – повышение, понижение, перевод, прекращение трудового договора.

2. информационные– информирование работников об относительном уровне их квалификации, качества и результатов труда.

3. мотивационные – заинтересованность работников в результатах своего труда и всей организации.

Могут быть два вида аттестации:

1. оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объёма фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы предприятия. Оценка труда даёт возможность оценить количество и интенсивность труда;

2. оценка персонала – позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для его перспектив роста.

Функции линейного руководителя при проведении аттестации:

1. консультации по выделению параметров оценки;

2. участие в аттестационных процедурах в качестве экспертов, подготовка индивидуальных оценочных материалов (анкет, характеристик, рекомендаций) для аттестуемых;

3. участие в работе аттестационной комиссии.

Функции менеджера по кадрам:

1. основываясь на корпоративной политике, разрабатывает общие принципы оценки персонала;

2. разрабатывает нормативные и методические материалы;

3. организует аттестационные процедуры;

4. обучает линейных менеджеров эффективной работе в рамках аттестационных процедур и собеседований;

5. контролирует реализацию аттестационных процедур;

6. обрабатывает и анализирует данные;

7. осуществляет хранение и использование кадровой информации (в частности, для формирования резерва и планирования карьеры).

Методами аттестации могут быть следующие:

Ø произвольные устные и письменные характеристики;

Ø МВО – управление по целям;

Ø метод эталона;

Ø метод суммарных оценок;

Ø метод заданной групповой характеристики;

Ø тестирование;

Ø ранжирование;

Ø метод попарных сравнений;

Ø метод заданной балльной оценки;

Ø коэффициентный метод;

Ø метод самооценок и самообслуживания.

Различают следующие этапы аттестации:

Подготовительный – идётподготовка приказа о проведении аттестации, утверждение состава аттестационной комиссии, разработка положения об аттестации, составляется список сотрудников, подлежащих аттестации; подготовка и размножение аттестационных документов, информирование трудового коллектива о сроках и порядке проведения аттестации. В состав аттестационной комиссии входят: директор по персоналу (председатель); начальник отдела кадров (зам председателя), руководитель подразделения, где проходит аттестация (член); юристконсульт (член); социальный психолог (член) (если эти должности есть в фирме). Секретарём аттестационной комиссии является работник службы управления персоналом. Проведение аттестации осуществляется на основании графиков, которые доводятся до сведения аттестуемых не менее чем за месяц до начала аттестации. Подготовительный этап заканчивается за две недели до начала аттестации, чтобы члены комиссии смогли заранее ознакомиться с документами на аттестуемых сотрудников.

Этап оценки сотрудника и его трудовой деятельности осуществляетсяв подразделениях, где работают аттестуемые, там создаются экспертные группы. В них входят: непосредственный руководитель аттестуемого вышестоящий руководитель, один или два специалиста этого отдела, менеджер по кадрам. Экспертная группа по соответствующей методике осуществляет оценку показателей уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов труда аттестуемого.

Основной этап заключается в организации работы аттестационной комиссии по подразделениям предприятия, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители; происходит рассмотрение всех материалов, представленных на аттестацию, заслушивание аттестуемых и их непосредственных руководителей (характеристика); обсуждение материалов аттестации, формирование заключений и рекомендаций по аттестации работников. В протоколе аттестации на сотрудника могут быть следующие оценки: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы; не соответствует занимаемой должности.

Принятие решения по результатам аттестации –формируется заключение, заносится в протокол с учётом: выводов и предложений, изложенных в отзыве руководителя аттестуемого; оценок деятельности аттестуемого, роста его квалификации; оценок деловых, личностных и иных качеств аттестуемого и их соответствия требованиям рабочего места; мнение каждого члена комиссии, высказанных при обсуждении деятельности аттестуемого; сравнения материалов предыдущей аттестации с данными на момент аттестации и характера изменений данных и мнения самого аттестуемого о своей работе, о реализации своих потенциальных возможностей. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист и сообщаются аттестуемому непосредственно после голосования. Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, подписывается председателем и секретарём комиссии.

Аттестационная комиссия даёт рекомендации по продвижению аттестуемого на вышестоящую должность, поощрению за достигнутые успехи, увеличению заработной платы, переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности. Руководитель организации с учётом рекомендаций аттестационной комиссии в установленном порядке поощряет или наказывает работников.

В срок не более двух месяцев со дня аттестации руководитель должен принять решение о переводе сотрудника, признанного по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия. При невозможности этого руководитель организации может в этот же срок в установленном порядке расторгнуть с сотрудником расторгнуть договор в соответствии с законодательством РФ.

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определение понятию «карьера».

2. Перечисли факторы, которые в организации могут повлиять на карьеру сотрудников.

3. Какие виды карьеры могут быть?

4. Дайте сравнительный анализ вертикальной и горизонтальной карьеры.

5. Чем внутриорганизационная карьера отличается от внеорганизационной?

6. Назовите этапы профессиональной карьеры.

7. Когда начинается карьерный этап «завершение» и как его можно охарактеризовать?

8. Назовите цели карьеры.

9. Что такое планирование и контроль деловой карьеры?

10. Что такое кадровый резерв?

11. Какие вы знаете источники кадрового резерва?

12. Аттестация это – …

13. Назовите этапы аттестации.

14. Как вы понимаете основной этап аттестации?

⇐ Предыдущая123

Служебно-профессиональное продвижение — серия поступательных вертикальных и горизонтальных перемеще­ний по различным должностям, способствующая развитию организации и лич­ности (должностей, рабочих мест, положений в коллективе).

Исходными данными для организации движения персонала являются:

≈философия предприятия;

≈модели служебной карьеры;

≈штатное расписание и должностные инструкции;

≈приказы директора и решение аттестационной комиссии;

≈личные дела и трудовые договоры сотрудников.

Система служебно-профессионального продвижения — совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организаци­ях. Различают два вида должностного продвижения: продвиже­ние специалиста и продвижение руководителя (функциональных и линейных ру­ководителей).

Продвижение персонала состоит из следующих процедур:

1. Повышение в должности или квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд.

2. Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее ме­сто (цех, отдел, служба) в силу производственной необходимости или изменения харак­тера труда.

3. Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего.

4. Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствия занимаемому рабо­чему месту.

Деловая карьера представляет собой продвижение работника по ступеням служебной иерархии или последовательную смену заня­тий на протяжении его трудовой жизни.

Объективные условия, влияющие на продвижение по службе:

1) высшая точка карьеры — высший пост в конкретной организации;

2) длина карьеры — количество позиций на пути от первой до высшей;

3) показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, на иерархическом уровне нахождения индивидуума в данный момент;

4) показатель потенциальной мобильности — отношение за определенный период времени числа вакансий на следующем уровне иерархии к числу лиц на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

В практике управленческой деятельности встречается множест­во определений понятия карьеры.

Карьера- это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьера— это субъективно осознанные собственные суждения о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, это последовательность профессиональ­ных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека.

Карьера— это процесс профессионального роста человека, рос­та его влияния, власти, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лест­ницы, вознаграждения, престижа.

В современной теории управления чело­веческими ресурсами под карьерой принято понимать индиви­дуально осознанные изменения позиции и поведения человека, связанные с относящимся к работе производственным опытом и трудовой деятельностью на протяжении всей рабочей жизни.

Из приведенных вариантов определения карьеры следует, что:

во-первых, карьера включает внутреннюю позицию и поведение самого работ­ника,

во-вторых, она есть поступательное изменение навыков, способностей и профессиональных возможностей роста, связан­ных с его экономической деятельностью,

в-третьих, жизнь че­ловека вне работы и роль, которую он играет в этой жизни, ока­зывают значительное влияние на деловую карьеру, являясь час­тью карьеры каждого работника.

На формирование карьеры влияют две группы усло­вий: объективные — не зависящие от чело­века, и субъективные.

Объективные условия формирования карьеры можно разде­лить на:

~ общие — особые требования к профессии;

~ социально-экономические — связанны с изменением форм собственности;

~ кризисные условия — повышенный риск, угро­жающий жизни;

~ кадровые — отсутствует система кадровой работы.

Субъективные условия зависят от самого человека. Так, на­пример, Джон Л. Голланд считает, что выбор карьеры есть выражение личности, а не случайное событие, где играет роль «шанс», достижения человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между его личностью и обстановкой ра­боты.

Изучая вопрос карьеры Голланд пришел к мнению, что каждый человек в определенной степени относится к одному из шести типов личности:

♦ реалистический — это человек, предпочитающий деятель­ность, связанную с манипуляциями инструментами и механизма­ми, — машинист;

♦ исследовательский — такой человек предпочитает быть ана­литиком, любознательным, методичным и точным — ученый-иссле­дователь;

♦ артистический — это человек экспрессивный, оригинальный, внутренне сосредоточенный — декоратор;

♦ социальный — этот человек любит работать вместе и, помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую, — школьный консультант;

♦ предпринимательский — человек, который любит деятель­ность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей, — адвокат;

♦ конвенциональный — любит систематическое манипулиро­вание данными, записями, репродуцирование материалов — бух­галтер.

Один тип доминирует, но человек использует стратегии двух и более типов.

Цель карьеры

Цель карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

При планировании карьеры различают три типа целей:

Личные. Они отвечают на вопрос: почему я это собираюсь делать?

Предметные — отвечают на вопрос: что именно человек хочет совершить, чтобы осуществить свои личные цели?

Инструментальные — отвечают на вопрос: как и уста­навливают пути достижения.

Можно выделить конкретные цели карьеры:

♦ заниматься деятельностью, кото­рая доставляет удовлетворение;

♦ получить работу или должность, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых;

♦ заниматься работой, которая усиливает возможности или носит творческий характер;

♦ достичь определенной независимости;

♦ хорошая оплата и одновременно побочные доходы;

♦ иметь работу, позволяющую продолжать обучение;

♦ заниматься вос­питанием детей или домашним хозяйством.

Формиро­вание целей карьеры процесс постоянный. Цели карьеры меняются с возрастом, с ростом квалификации и т.д.

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 992 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Методологические и организационные основы планирования карьеры

Планирование карьеры представляет собой разработку наиболее вероятной системы замещения должностей для конкретного руководителя или специалиста за время его работы. Передвижение осуществляется в рамках схемы замещения должностей: должностной рост и ротация. Должностной рост — это замещение должности более высокого уровня по сравнению с ранее занимаемой. Ротация — это назначение работника («по горизонтали») на должность одного должностного уровня, как правило, с дополнительными мотивациями морального и материального порядка.

Основным источником замещения должностей по иерархии управления в управленческих структурах предприятий, организаций и учреждений является должностной рост от младших должностей к старшим с учетом развития структурных подразделений, стажа работы и результатов ежегодных аттестаций руководителей и специалистов. Должности, начиная с заместителя начальника отдела и главного специалиста, как правило, замещаются по конкурсу. В линейных подразделениях продвижение руководителей в основном идет «по вертикали», но возможна и ротация на вновь создаваемые структуры на предприятия, находящиеся в предбанкротном состоянии. Должности специалистов замещаются путем роста в пределах штатного расписания от младших должностей к старшим и через систему кадрового резерва.

Исходным фактором в планировании карьеры руководителей и специалистов является пятилетнее и текущее планирование потребности в кадрах этих должностных категорий с учетом прогноза развития предприятия на основе расширения его деятельности в условиях рынка, освоения новых технологий и других достижений НТП. Индивидуальные планы развития карьеры после специального отбора разрабатываются для руководителей и специалистов кадровыми службами совместно с руководителями подразделений и работниками по ключевым должностям и специальностям, а также для наиболее перспективных, одаренных, инициативных работников. По остальным руководителям и специалистам развитие идет по плану работы с резервом. Индивидуальное планирование карьеры работника, зачисленного в резерв, осуществляется с учетом требований конкретной должности, его потенциальных возможностей, профессиональных и личных качеств.

При составлении плана карьерного продвижения (роста) руководителя и специалиста необходимо:

рассмотреть последовательность возможного занятия должностей в линейных структурах или аппарате управления;

определить пути развития способностей, подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителя и специалиста на различных этапах его деятельности;

предусмотреть систематическую оценку и контроль результатов труда, культурно-технического и профессионального роста, накопления опыта, развития личности;

оценить фундаментальные знания, стремление к теоретической, стратегической деятельности в условиях рыночных взаимоотношений, знания менеджмента, маркетинга, управления персоналом, аудита;

учесть, что с течением времени при переходе из одной должностной категории в другую, с переменой сфер деятельности изменяются качества работника и требования к нему, как правило, возрастают.

Методические рекомендации по планированию карьеры могут быть основой прогнозирования вакансий и замещения должностей.

Общие положения

. Настоящие методические рекомендации разработаны для оказания практической и методической помощи руководителям разных уровней и работникам кадровых служб по планированию карьеры руководителей и специалистов.

. Карьера работника — это процесс производственной деятельности, в ходе которой работник, продвигаясь по службе, осваивает новые технологии и технику, приемы, функциональные и должностные обязанности, менеджмент, социальные роли и т.д. При этом необходимо соблюдение условия взаимной заинтересованности в развитии карьеры как предприятия, так и самого работника. Карьера — это мотивация к достижению успеха, знание самого себя, успех и самоотдача, самоконтроль и работоспособность, уверенность в себе и объективность и т. д., т. е. процесс успешной самореализации, сопровождающийся социальным признанием и являющийся результатом продвижения по служебной лестнице.

. Карьера работника почти полностью зависит от его желания ее развития, а предприятие должно содействовать этому, если это отвечает его планам.

Перейти на страницу: 1 2

Стиль управления и стиль руководства психологическая характеристика
Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К. Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, …

Управление текучестью кадров
Проблема удержания персонала в организации непосредственно связана с проблемой сохранения и увеличения ее человеческого капитала. Уход ценных людей снижает человеческие активы организации. Ведь вм …

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *