Как работать в электронном бюджете?

Начать работать в «Электронном бюджете» или интегрированной с ним местной информационной системе рано или поздно придется всем государственным и муниципальным учреждениям. «Федералы» уже прошли этот этап и подключились к данному ресурсу. Однако на региональном и муниципальном уровне с процедурой подключения знакомы далеко не все. Каков же порядок работы?

Как известно, федеральные государственные учреждения сейчас должны присутствовать в трех подсистемах «Электронного бюджета»: бюджетного планирования, учета и отчетности, а также управления закупками – при этом большинству федеральных АУ необходимо формировать документы только в первых двух компонентах (если АУ не подпадают под действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). В электронном виде составляются и подписываются следующие документы:

  • соглашения о предоставлении субсидий (на выполнение государственного задания, иные цели, осуществление капитальных вложений);
  • отчет (предварительный отчет) о выполнении госзадания;
  • план финансово-хозяйственной деятельности;
  • бухгалтерская отчетность.

В свою очередь, на региональном уровне примеры вовлечения подведомственных учреждений в электронный документооборот пока немногочисленны, да и списки документов здесь скромнее (обычно в информационных системах формируются отчеты о выполнении задания и планы финансово-хозяйственной деятельности). А значит, «на местах» еще только предстоит освоить алгоритм подключения и работы с «Электронным бюджетом».

Сам процесс подключения неоднократно становился темой для разъяснений Минфина. Ведомство адресовало свои письма сначала органам власти, а впоследствии и федеральным государственным учреждениям. Эти письма будут полезны и учреждениям регионального (муниципального) уровня.

Общие рекомендации по подключению

Для федеральных органов государственной власти – Письмо от 08.04.2015 № 21-03-04/19786.

Для органов власти субъектов РФ и муниципальных образований – Письмо от 21.04.2015 № 21-03-05/22801

Подключение к подсистеме бюджетного планирования

В части формирования и подписания соглашений о предоставлении субсидий, государственных заданий, а также в части составления и утверждения отчета о выполнении госзадания – Письмо от 16.11.2015 № 21-10-07/65901.

В части формирования плана финансово-хозяйственной деятельности – Письмо от 15.12.2016 № 21-03-04/75209

Подключение к подсистеме учета и отчетности

Письмо от 12.12.2016 № 21-03-04/74236

Подключение к подсистеме управления закупками

Письмо от 17.06.2016 № 21-03-04/35490

Во всех документах приводится общий порядок подключения к компонентам «Электронного бюджета». Необходимые действия подробно прописаны в приложении 6 к Письму № 21-03-04/19786 и в Письме № 21-10-07/65901. Рассмотрим их.

Подготовительная работа в учреждении.

Шаг 1 – определить ответственного за техническое обеспечение работы с компонентами «Электронного бюджета» и подключение пользователей. Это делается посредством издания документа (письма, доверенности, приказа), оформленного на бланке учреждения и подписанного его руководителем.

Шаг 2 – оформить на лицо, ответственное за техническое обеспечение работы, доверенность на получение специальных средств криптографической защиты информации, обеспечивающих создание защищенного соединения с компонентами информационной системы (СКЗИ), лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ.

Доверенность составляется на бланке письма организации, подписывается ее руководителем и заверяется гербовой печатью. Примерная форма доверенности приведена в приложении 5 к Письму № 21-03-04/19786.

Шаг 3 – получить квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи для каждого будущего пользователя информационной системы. Это необходимо для обеспечения юридически значимого электронного документооборота. Требования к форме квалифицированного сертификата утверждены Приказом ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795.

В процедуре подключения непосредственно задействован руководитель учреждения, а также сотрудник, ответственный за подключение пользователей, и системный администратор (на практике это может быть одно лицо).

В сертификате указывается физическое лицо (владелец сертификата), действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов или доверенности. Фамилия, имя, отчество, СНИЛС и должность сотрудника, содержащиеся в сертификате, должны совпадать с аналогичными сведениями в заявке на подключение к информационной системе.

Сертификаты, используемые для работы в «Электронном бюджете», можно получить в любом удостоверяющем центре, имеющем соответствующую аккредитацию, в том числе в удостоверяющем центре Федерального казначейства (через его территориальный орган).

Шаг 4 – оформить согласие на обработку персональных данных для каждого будущего пользователя информационной системы (образец дан в приложении 6 к Письму № 21-03-04/19786). Согласие должно быть лично подписано каждым сотрудником учреждения, который станет работать в «Электронном бюджете».

Шаг 5 – написать заявку о выдаче СКЗИ. Заявка (ее форма дана в приложении 4 к Письму № 21-03-04/19786) должна быть составлена на бланке письма организации и подписана ее руководителем (иным уполномоченным лицом). Здесь указывается количество лицензионных ключей, которые необходимо получить, – оно должно быть равно количеству пользователей, подключаемых к «Электронному бюджету».

Шаг 6 – распределить полномочия между будущими пользователями «Электронного бюджета». Сотрудники учреждения могут быть наделены следующими полномочиями:

  • ввод данных (работник может только формировать и редактировать сформированные документы);
  • согласование;
  • утверждение;
  • просмотр (работник может наделяться этим полномочием, например, в тех случаях, когда документ формируется и утверждается органом-учредителем).

Пакет документов.

Шаг 7 – собрать пакет документов и передать его в орган Федерального казначейства. В этот комплект должны входить:

  • приказ о назначении ответственного за техническое обеспечение работы (подключение пользователей);
  • доверенность на получение СКЗИ;
  • заявка на получение СКЗИ, лицензионных ключей и документации к СКЗИ;
  • согласие на обработку персональных данных каждого подключаемого пользователя;
  • файл действующего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на каждого подключаемого пользователя (на съемном носителе).

Обычно еще требуется предоставить отдельный пустой съемный носитель информации, на который будут записаны дистрибутивы специального программного обеспечения и документация к ним.

Пакет документов подает сотрудник, ответственный за подключение пользователей.

Шаг 8 – получить специальное программное обеспечение в органе Федерального казначейства, необходимое для создания защищенного соединения при вводе и обработке информации на рабочих местах пользователей информационной системы. Это тоже должен сделать сотрудник, ответственный за подключение пользователей.

В течение трех рабочих дней с момента подачи комплекта орган казначейства проверяет содержание документов и выносит решение о предоставлении доступа в отношении каждого пользователя. Соответствующее уведомление направляется на имя сотрудника учреждения, ответственного за подключение пользователей, в течение двух рабочих дней с момента предоставления доступа.

Подготовка автоматизированных рабочих мест.

Шаг 9 – обеспечить соответствие автоматизированных рабочих мест пользователей требованиям, перечисленным в приложении 6 к Письму № 21-03-04/19786, в том числе установить и настроить средство криптографической защиты информации. В частности, требования касаются аппаратных характеристик персональных компьютеров, операционных систем, которые можно использовать, программного обеспечения, обязательного к установке.

Кроме того, надо обеспечить информационную безопасность каждого автоматизированного рабочего места, с которого осуществляется доступ к компонентам «Электронного бюджета». Согласно указанному приложению защита информации от несанкционированного доступа должна быть обеспечена на всех этапах ее обработки.

Заявка на подключение к системе.

Шаг 10 – подать заявку на подключение к системе «Электронный бюджет». Важно, что на этом этапе порядок действий изменился. Если в 2015 – 2016 годах органы власти, подключавшиеся к системе раньше учреждений, вносили такую заявку в общий пакет документов, направляемых в орган Федерального казначейства, то сейчас учреждения избавлены от этой необходимости.

Процедуру подачи заявки в отношении федеральных государственных учреждений Минфин разъяснил в Письме № 21-10-07/65901. В нем сказано, что заявки на регистрацию руководителей ФГУ составляет орган-учредитель и направляет их Минфину в форме электронного документа в информационной системе. Руководители ФГУ, указанные в заявке на регистрацию, подключаются к «Электронному бюджету» не позднее трех рабочих дней с даты получения финансовым ведомством данной заявки – информация об этом направляется на указанный в ней адрес электронной почты.

Руководители учреждений автоматически зарегистрированы в системе «Электронный бюджет», поэтому в их отношении заявки на подключение составлять не нужно.

Как видим, вместо бумажной заявки теперь подается электронная, причем сами руководители ФГУ в этом не участвуют. То же самое касается и учреждений регионального (муниципального) уровня. Как пояснил Минфин в Письме № 21-03-04/75209, в настоящее время руководителям бюджетных и автономных учреждений, включенных в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся его участниками, автоматически предоставлены полномочия по формированию заявок на регистрацию. Информация о предоставлении таких полномочий должна быть направлена на адрес электронной почты учреждения, указанный в сведениях названного реестра. Иными словами, руководители учреждений автоматически зарегистрированы в системе «Электронный бюджет», поэтому в их отношении заявки составлять не нужно.

Формировать заявки на регистрацию требуется в отношении остальных сотрудников учреждений, которые будут работать в информационной системе. Данным полномочием как раз и наделены руководители учреждений. Заявки должны составляться в самой системе (в форме электронного документа) и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или лица, уполномоченного действовать от имени учреждения.

Отметим, что здесь нужно указать полномочия, которыми наделяется тот или иной сотрудник (ввод данных, согласование, просмотр). Для этого в графе, соответствующей конкретному полномочию, следует сделать отметку. В дальнейшем каждый пользователь должен заходить в систему под именным сертификатом и совершать в ней действия, обусловленные имеющимся объемом прав.

Срок подключения сотрудников прежний – три рабочих дня с даты подачи заявки на регистрацию. Подтверждающая информация направляется на адрес электронной почты, указанный в заявке на регистрацию, и адрес электронной почты руководителя (иного должностного лица, уполномоченного подавать заявки).

Заключение.

Подключение к «Электронному бюджету» – процесс организационно-технологический. В нем непосредственно задействован руководитель учреждения, а также сотрудник, ответственный за подключение пользователей, и системный администратор (на практике это может быть одно лицо). В свою очередь, самих пользователей системы может быть больше: помимо руководителя в эту группу войдут заместитель руководителя по экономическим вопросам, главный бухгалтер, экономист, специалист по закупкам и другие работники. Все они должны получить для работы в «Электронном бюджете» квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи.

После совершения перечисленных действий сотрудникам учреждения останется только подключиться к системе, зарегистрироваться в ней (квалифицированный сертификат конкретного работника будет «привязан» к его учетной записи в системе, кроме того, пользователь будет наделен необходимым объемом прав, установленным в заявке на подключение) и начать работать. Технологическая инструкция по работе с системой (в том числе о настройке рабочих мест), как и руководства пользователя по работе в отдельных подсистемах и модулях, размещены на официальном сайте Минфина.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что представляет собой бюджетное планирование организации
  • Какие задачи позволяет выполнять бюджетное планирование организации
  • Как должен быть организован процесс бюджетного планирования организации

Любой бизнес в первую очередь заинтересован в повышении конкурентоспособности. Для руководителей компаний важное значение имеют комплексные инструменты управления, благодаря которым не только обеспечиваются конкурентные возможности организации и ее место на рынке как в настоящем, так и в будущем, но и просчитываются тактические ходы, позволяющие мгновенно реагировать на меняющуюся ситуацию. Решить данную задачу можно, в том числе путем распределения бюджета. В статье подробнее расскажем о том, какие задачи позволяет решать бюджетное планирование, а также как правильно организовать данный процесс.

Что собой представляет бюджетное планирование организации

Бюджетное планирование состоит из краткосрочных, оперативных и тактических планов деятельности компании, и иначе называется бюджетированием. В качестве его конечного результата выступает бюджет, определяющий цели и задачи организации на конкретный период времени (обычно на год). В состав бюджета предприятия входят планы его филиалов и подразделений. В общем виде бюджет можно назвать сметой доходов и расходов всех структурных подразделений организации.

Отличительные особенности бюджета, рассматриваемого в качестве инструмента планирования организации, заключаются в:

  1. Сквозном характере. В состав сводного бюджета предприятия входят все сегменты деятельности, его составными частями являются операционные планы (отражающие показатели текущих хозяйственных операций), финансовые планы (т. е. величина и структура финансовых доходов и расходов), инвестиционные планы (включающие капитальное строительство и закупку основных средств).
  2. Директивности. Правом утверждения проекта бюджета на текущий период наделено высшее руководство организации. Будучи утвержденными, его показатели обязательны для исполнения всеми менеджерами и сотрудниками структурных подразделений предприятия. Выполнение бюджетных показателей ложится в основу премирования сотрудников, их аттестации, выводов руководства относительно деятельности отделов и сотрудников и т.п.
  3. Формализации (представления в виде набора цифр). В бюджете организации могут не содержаться детально просчитанные планы работы всех подразделений, руководители которых вправе самостоятельно определять способы достижения итоговых показателей. Тем не менее, в нем должен присутствовать запланированный результат деятельности подразделения в количественном выражении. При помощи формализации, используемой в процессе бюджетного планирования организации, обеспечивается как действенный контроль исполнения бюджета в текущий период, так и его оценка по завершении этапа. Для бюджета предприятия важна четкость, не допускающая двусмысленного толкования, именно поэтому используются количественные показатели деятельности.
  4. Регулярности. Для каждого бюджетного периода руководством организации утверждается собственный бюджет. Эффективность бюджетного планирования невозможна без регулярности, за счет которой достигается непрерывность плановых процессов в компании. В основе бюджетного планирования всех последующих периодов лежат итоги и анализ исполнения предыдущего бюджета.

Значение бюджетного планирования организации заключается в:

  • воплощении выработанных стратегических целей в форму определенных финансовых показателей;
  • обеспечении за счет финансовых ресурсов заложенных в производственном плане экономических пропорций развития;
  • предоставлении возможности определить жизнеспособность проекта организации в конкурентных условиях;
  • служении в качестве инструмента получения финансовой поддержки со стороны внешних инвесторов.

Помимо перечисленного, за счет введения на ряде предприятий этого метода управления приводится в порядок система нормирования, в первую очередь, сырья, которая оставалась неизменной на протяжении длительного времени и перестала отвечать качественным характеристикам современных материалов. За счет этого затраты уже на стадии планирования снижаются примерно на 10%.

То есть главная функция бюджетного планирования организации заключается в создании инструментов, позволяющих планировать, управлять и контролировать эффективность финансово-хозяйственной деятельности и ликвидности компании, в основе которых лежит систематическое прогнозирование дальнейшего развития предприятия за счет составления бюджетов.

Читайте также: Порядок составления отчета о движении денежных средств: инструкция к применению

Какие задачи позволяет решать бюджетное планирование организации

Благодаря внедрению системы бюджетного планирования организации:

  • поддерживается система планирования, контроля и управления, основанная на план-фактном анализе;
  • обеспечивается прозрачность и предсказуемость потока финансовых средств, повышается контроль руководства за их движением;
  • возрастает эффективность использования с одновременным снижением рисков управления свободными финансами;
  • усиливается контроль над производственными показателями, доходами и расходами не только компании в общем, но и ее хозяйственных подразделений;
  • консолидируется деятельность подразделений и направляется на достижение целей, стоящих перед предприятием;
  • вовлекается в процесс управления и активизируется средний менеджмент организации;
  • обеспечивается мотивация и повышается ответственность менеджмента среднего звена, которому передаются определенные управленческие задачи (принятие участия в планировании, анализ причин неисполнения плана и пр.);
  • оптимизируется документооборот.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Финансовый контроль на предприятии
  • Чистая рентабельность предприятия
  • Как выстроить финансовую структуру компании

Потенциальные сложности в процессе бюджетного планирования организации

Чаще всего в процессе бюджетного планирования организации сталкиваются со следующими сложностями:

  1. Длительностью процесса составления планов (к примеру, одна из организаций утвердила годовой бюджет к концу февраля планируемого года).
  2. Отсутствием единой системы отчетной и плановой документации в группе компаний, что может привести к суммированию зачастую несопоставимых данных.
  3. Проблемой согласования бюджетов (отсутствием инструментов и длительным сроком хождения документации между верхними и нижними уровнями, что приводит к ограничению времени, необходимого для окончательного согласования бюджетов).
  4. Существующими в организациях информационными системами, которые могут обладать множеством недостатков (к примеру, плохо настраиваемым импортом данных из других программных продуктов, ненадежно работающими системами, с повышением вероятности ошибок и длительностью их исправления) и отсутствием в организации достаточного количества сетей и компьютерной техники, что может затруднить обмен данными между структурными подразделениями, а также различными программными продуктами.
  5. Составленными оперативными бюджетами, не укладывающимися в стратегический план компании.
  6. Существенно отличающимися друг от друга плановыми и фактическими показателями, вызванными разрывом между бюджетным планированием организации и ее фактической деятельностью.

Читайте также: Что такое управленческий учет: 7 методов и 5 этапов создания

Как должен быть организован процесс бюджетного планирования

В каждой организация порядок формирования бюджета должен быть закреплен документально, этапы его подготовки, согласования и утверждения должны быть регламентированы. В регламенте должен содержаться в полном объеме цикл процесса оперативного планирования, который с одной стороны ограничивается постановкой целевых показателей на определенный период, а с другой – анализом полученных результатов.

Бюджетное планирование организации включает в себя следующие основные формы:

  • План прибылей и убытков, который представляет собой плановую смету расходов, прогнозируемый объем продаж и определенные финансовые результаты организации.
  • Финансовый план, который заключается в обеспечении необходимых финансовых ресурсов и удовлетворения потребности в денежных средствах, гарантирует платежеспособность и финансовую устойчивость организации в рассматриваемом периоде. Помимо этого, финансовый план лежит в основе осуществления дальнейшего финансового контроля.
  • Прогнозный баланс, позволяющий оценивать имущество и структуру капитала предприятия.

Для бюджетного планирования организации особое значение имеет как содержательное (горизонтальное и вертикальное), так и временное согласование. Оптимальным является планирование в двух направлениях: «сверху вниз» и «снизу вверх». С помощью первого определяют целевые показатели бюджетов компании, вторые помогают определиться со способами их достижения. То есть планированием занимаются не только сотрудники планово-финансового подразделения, но и тех отделов предприятия, от которых зависят доходы и расходы.

Организовать бюджетное планирование помогает разработанная в структурных подразделениях сквозная система бюджетов, в которой объединены функциональные бюджеты, входящие в базу финансовых расчетов компании:

  • бюджет фонда оплаты труда необходим для прогнозирования отчислений во внебюджетные фонды, а также ряда налоговых платежей;
  • бюджет материальных затрат, в основе которого лежат нормы расходования сырья, комплектующих, материалов, а также объем производственных программ отделов организации;
  • бюджет энергопотребления и других административных затрат (аренда офисов, производственных помещений);
  • бюджет амортизации, в состав которого включены расходы на ремонтные работы (капитального и текущего характера) и реновацию;
  • бюджет иных расходов (в который входят командировочные, транспортные и пр.);
  • бюджет погашения кредитов и займов, который разрабатывается в соответствии с планом-графиком платежей;
  • налоговый бюджет, в который входят налоговые и обязательные бюджетные платежи, отчисления во внебюджетные фонды (этот вид бюджета планируется в отношении организации в целом).

В основе разработки бюджетов филиалов и подразделений организации лежит принцип декомпозиции, суть которого состоит в том, что бюджеты более высокого уровня детализируются на основании бюджетов более низкого уровня. Разработка сводных бюджетов отделов выполняется, в основном, каждый месяц. Чтобы организация и ее подразделения равномерно обеспечивались оборотными средствами, в бюджет вносятся как ежедневные плановые и фактические затраты, так и расходы, планируемые на месяц в целом.

Финансовое планирование организации невозможно без определения центров ответственности, то есть затрат и доходов. Отделы компании, измерить выход готовой продукции в которых затруднительно, а также те, чья деятельность ориентирована на внутренних потребителей, следует относить к центрам затрат (расходов). Отделы, которые работают на готовую продукцию, предназначенную конечным потребителям, относят к центрам прибыли (доходов).

Система текущего бюджетного планирования предполагает определение реального поступления денежных средств на предприятие, т. е. при планировании необходимо обладать данными об удельном весе поставок продукции, осуществляемых как по предоплате, так и на условиях коммерческого кредита, предполагающего отсрочку платежей.

Расчет и анализ поступлений денежных средств выполняется на основании одного из двух методов. В первом случае непосредственно определяются денежный приток (выручка, полученные авансовые платежи, ссуды и пр.) и отток (оплата счетов, выплата ссуд, заработной платы и пр.). Второй метод в качестве точки отсчета использует чистую прибыль, корректируемую на доходы и расходы, не означающие приток и отток денежных средств. К примеру, с увеличением дебиторской задолженности возрастают доходы, но не приток денежных средств. Под притоком понимается как рост статей обязательств, так снижение активных счетов, под оттоком – как уменьшение статей обязательств, так и рост активных статей баланса.

Разработка баланса финансовых поступлений и расходов, выполняемая в системе текущего бюджетного планирования организации, позволяет судить о синхронности поступления и расходования финансов и их взаимоувязке. Баланс состоит из доходной и расходной частей. В состав первой входят источники прихода средств, к которым можно отнести выручку от реализации товаров, работ, услуг, поступления, получаемые при продаже в кредит, от долевого участия в деятельности прочих организаций, прибыль от акций, облигаций и других ценных бумаг, ссуды, иные поступления. В состав расходной части входят средства, затрачиваемые на покупки товаров, расходы на выплату заработной платы, получение платных услуг, ремонтные работы и содержание оборудования, рекламу, оплату ссуд, прочие платежи.

Государственные и муниципальные учреждения — организации, от качества работы которых зависит состояние дел в стране. Правительством Российской Федерации, для обеспечения прозрачной и открытой деятельности указанных органов, была разработана государственная электронная информационная система (ГИС), под названием «Электронный бюджет».

Зайти и создать личный кабинет в портале может любой желающий. Все, что нужно, — зарегистрироваться и настроить подключение. Рабочий процесс в системе довольно прост, можно найти пошаговую инструкцию или обратиться в техническую поддержку, где удастся получить ответы на все вопросы.

Описание

Министерством финансов Российской Федерации для обеспечения открытости, прозрачности и полной подотчетности работы государственных органов была разработана и интегрирована информационная система ЭБ. Для официального регулирования деятельности было выпущено постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 года, которое вышло под номером 658. При помощи ЭБ также выполняется планирование и распределение финансов бюджета. В сферу деятельности принято включать также программы закупки различных органов.

Подотчетные системы

ЭБ призван обеспечить отчетность рабочих, финансовых и бюджетных направлений таких органов:

  • органы государственной власти;
  • местное самоуправление;
  • муниципальные и государственные учреждения;
  • бюджетные учреждения;
  • юридические лица, которые имеют доступ к бюджетным финансам и казначейству;
  • организации, осуществляющие управление государственными внебюджетными фондами;
  • прочие участники процесса распределения бюджетных средств;
  • заказчики, действующие согласно Федерального закона, номер 223.

Система является полностью общественной, внедрение, поддержка, управление и планирование обеспечиваются службами государственной власти.

Подсистемы

Система ЭБ состоит из более мелких подсистем. Они обеспечивают планирование, учет различных бюджетных операций:

  • управление доходами и расходами;
  • планирование и формирование бюджета;
  • управление денежными потоками;
  • регулирование закупочной деятельности;
  • государственный долг и управление им;
  • осуществление операций с финансовыми и нефинансовыми активами;
  • оплата труда;
  • операции финансового контроля;
  • учет и отчетность;
  • ведение нормативной справочной информации;
  • обеспечение информационными ресурсами;
  • деятельность в сфере национальных проектов.

Обратите внимание! Автономные и бюджетные организации различных уровней имеют возможность создавать и размещать планы-графики сразу в Единой Электронной Системе, однако всю документацию также следует передавать в органы казначейства и ЭБ.

Представленные документы, согласно закона номер 44, размещаются в подсистеме «Управление финансами».

Принцип работы

Работать с ЭБ разрешается организациям, которые имеют разрешение от Министерства финансов. Учреждения, допущенные к работе, обязаны проделать некоторые действия. Порядок подключения, входа, установки и настройки отображается в письме Министерства финансов РФ от 17 июня 2016 года, которое опубликовано под номером 21-03-04/35490.

Решение вопросов и проблем

На сайте ЭБ существует специальная инструкция по пользованию. Там указаны все шаги и необходимые действия для начала полноценной работы.

Порядок этапов такой:

  1. перед началом работы следует опубликовать приказ о назначении ответственных сотрудников, которые выполняют все действия в системе и публикуют различные материалы там;
  2. осуществляется подготовка рабочего места;
  3. каждый назначенный сотрудник обязан иметь собственный сертификат и ключ электронной цифровой подписи (если пройдена регистрация и есть ключи для ЕИС, то новые получать не требуется);
  4. устанавливаются программы и драйверы;
  5. направляется заявка на подключение согласно специализированной унифицированной формы (письмо Минфина от 20 октября 2016, номер 21-03-04/61291);
  6. заявка обязана содержать приказ о назначении работников, которые допущены к работе в системе, файлы с сертификатами цифровых подписей, согласия сотрудников на обработку их личной информации, доверенность формы, которая одобрена Минфином;

Все документы необходимо подать в Территориальный орган Федерального казначейства. После этого следует этап проверки поданной документации. Организации в это время следует выполнить регистрацию сотрудников в ЕИС, установить требуемые сертификаты электронных подписей, назначит ответственных за определенный вид деятельности в ЭБ. Персонал, уполномоченный на выполнение работы в системе, обязан пройти регистрацию согласно заявкам органов власти субъектов или федеральных органов власти.

Вход и регистрация

Для нормальной работы с порталом необходимо скачать специализированное программное обеспечение и оборудование. Однако для начала требуется регистрация. Зайти в систему можно по адресу budget.gov.ru. В разделе «Вход» есть форма для регистрации, процесс прост и удобен, разобраться можно довольно быстро.

Настройка

Для начала выполнения действий в системе следует скачать и установить различные сертификаты.

Корневой сертификат ЭБ

Создается папка key в «Моих документах», чтобы хранить в этой папке скачанные сертификаты. На сайте http://roskazna.ru/gis/udostoveryayushhij-centr/kornevye-sertifikaty/ в меню ГИС — «Удостоверяющий центр» — Корневые сертификаты, необходимо скачать c вкладки 2018 и 2017 года «Корневой сертификат (квалифицированный)», либо если была получена флешка с сертификатами, скопировать их из папки «Сертификаты».

Установка корневого сертификата

В меню «Пуск» — «Все программы» — «Крипто-Про» — запускается программа «Сертификаты». После этого перейти в меню «Действие» — «Все задачи» — «Импорт», откроется окно «Мастер импорта сертификатов» — «Далее» — «Обзор». Требуется отыскать скачанный Корневой сертификат (квалифицированный), который расположен в «Моих документах», в папке key.

Сертификат Континент TLS VPN

Скачивается по ссылке http://www.roskazna.ru/upload/iblock/e91/lk.budget.gov.ru.cer.

Установка клиента TLS VPN

Continent_tls_client_1.0.920.0 можно найти в интернете. Скачать и распаковать скачанный архив, открыть папку CD и запустить файл ContinentTLSSetup.exe.

Из пункта нажать на Континент TLS Клиент KC2 и запустить процесс установки. В окне запуск конфигуратора поставить галочку на «Запустить конфигуратор», после завершения установки. Нажать «Далее» — «Установить». При установке появится окно «Настройка сервиса», в котором:

  • указывается адрес lk.budget.gov.ru;
  • выбирается специальный сертификат, он же второй сертификат, скачанный ранее в папке key.

Установка средства электронной подписи «Jinn-Client»

Скачать программу можно в интернете по запросу в поисковых системах. Потом необходимо зайти в папку Jinn-client — CD и запустить файл setup.exe. Выбрать из списка Jinn-Client, запустится процесс установки программы.

Появится предупреждение об ошибке, которое следует проигнорировать и нажать Продолжить. Принять запрашиваемые соглашения и нажать Далее. Лицензионный ключ, который будет выдан, необходимо ввести в соответствующую строку. Установка программы по умолчанию и Далее — Установить. Завершается процесс установки. Система предложит перезагрузиться, необходимо отказаться.

Установка модуля для работы с электронной подписью «Cubesign»

Ведение смет в системе

Важно! Процесс настройки завершен, можно приступать к работе.

Подключение и начало работы

Довольно важным этапом является настройка браузера. Для работ в системе идеально подходит браузер Mozilla Firefox.

Когда все необходимые программы и сертификаты будут установлены, процесс работы с ЭБ можно начинать. Для получения полноценного доступа к системе, следует открыть обозреватель Интернета. Например, Mozilla Firefox. Порядок шагов и этапов по настройке выполняется таким образом:

  1. открывается основное окно браузера;
  2. в меню Инструменты необходимо нажать на пункт Настройки;
  3. открыть раздел Дополнительные и нажать на вкладку Сеть;
  4. в разделе настроек, под названием Соединение, выбрать раздел Настроить;
  5. откроется окно с параметрами соединения, где требуется выставить «Ручная настройка сервиса прокси»;
  6. установить значения в строках HTTP-прокси: 127.0.0.1; порт: 8080;
  7. подтвердить действия;
  8. в разделе Настройки нажать ОК.

Далее нужно провести непосредственные настройки ЭБ в браузере. Это выполняется таким образом:

  1. ввести и перейти по ссылке http://lk.budget.gov.ru/udu-webcenter;
  2. откроется окно, которое запросит выбрать сертификат. Необходимо определить хранилище, в котором он расположен и указать на сам файл;
  3. если появится запрос, то нужно ввести пароль для закрытой части и подтвердить;
  4. в случае, если все данные правильно введены, то запустится окно персонального кабинета.

Портал может использоваться в работе, все операции производятся посредством различных пунктов и подпунктов главного меню.

Служба поддержки

В процессе работы с разделами портала могут возникнуть проблемы и вопросы. Для получения ответов существует специальная служба поддержки пользователей.

Чтобы обратиться за помощью, можно воспользоваться электронной формой обращений или позвонить по номеру телефона 8-800-222-27-77.

Система «Электронного бюджета» предназначена для обеспечения взаимодействия между государственными и муниципальными органами, обеспечения прозрачности и максимальной открытости всех операций. Пользоваться порталом могут организации, которым разрешен доступ от Минфина. Процессы входа и регистрации достаточно просты и понятны, определенные сложности возникают с установками сертификатов.

Необходимо знать, какие устанавливать и как. Все действия подтверждаются электронной подписью. Для решения проблем и ответов на вопросы, можно воспользоваться инструкцией по настройке или обратиться в службу поддержки пользователей.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *