Как рассчитать утилизационный сбор для физических лиц?

Автор статьи Юрий Станиславович Бурашников Время на чтение: 6 минут АА

Автомобиль, как предмет купли-продажи, всегда был и остаётся надёжным источником доходов для всех звеньев коммерческой цепочки, будь то производитель, дилер или предприимчивый автовладелец.

Продукция отечественного автопрома, мягко говоря, не соответствует запросам потребителей 21 века. Большинство автовладельцев предпочитает авто импортного производства. Но это удовольствие не из дешёвых. Помимо стоимости самого автомобиля приходится дополнительно раскошелиться, оплачивая разнообразные платежи при ввозе авто, в том числе и утилизационный сбор, о котором пойдёт речь ниже.

Утилизационный сбор на автомобили

При импорте автомобиля к желающим обогатиться прибавляется ещё как минимум два звена — импортёр и государство в лице таможенной службы. Последний дуэт становится всё более изобретательным, постоянно придумывая новые виды платежей и сборов.

Одним из новшеств последних трёх лет стал утилизационный сбор на авто. В мировой практике этот вид сбора существует относительно недавно.

В идеале это платёж, который закладывается производителями в стоимость реализации автомобиля, а потом отчисляется в соответствующие инстанции, которые на исходе жизненного пути «железного коня» используют полученные средства по целевому назначению. Менее привлекательный вариант — оплата непосредственно за факт утилизации предприятию, этим занимающемуся.

Процесс утилизации ответственный и дорогостоящий: из автомобиля должны быть сняты все враждебные окружающей среде детали, слиты опасные жидкости, после чего оставшиеся части обрабатывают при помощи пресса и шредера. Получается сырьё пригодное для повторного индустриального использования; всё, что не может быть подвергнуто вторичной переработке, подлежит сжиганию и захоронению.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Зачем утилизировать

Программа обязательной утилизации старых автомобилей призвана:

  1. Экономить природные ресурсы (железная руда, сталь, известняк) посредством повторного использования полученного металлического сырья;
  2. Улучшить состояние окружающей среды за счёт стимулирования обновления автопарка и соответственно уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Краткая история сбора в России

Предмет обсуждения был введён 1 сентября 2012 г. Главная цель сбора — компенсация потерь государства от уменьшения ввозных пошлины на импортные авто, а также стимулирование отечественного автопроизводителя.

Хотя с 2014 года утилизационный сбор начал взиматься и с российских предприятий-производителей, тем не менее спрос на произведенные в России авто стимулировался государством за счет дотаций физическим лицам в рамках программы «trade-in», суть которой можно описать как «утилизируй старый автомобиль – получи скидку на покупку нового».

В 2012-2014 гг. соглашаясь на утилизацию авто посредством уплаты соответствующего сбора, россияне получали бонус (от 50 000 руб.) на новый автомобиль отечественного производства.

Необходимость уплаты утилизационного сбора российскими производителями вызвала волну негодования, и уже неоднократно Государственной Думой России обсуждался предмет отмены последнего, поэтому вопрос для отечественных производителей до сих пор остается открытым.

Программа для физлиц снова возобновлена в 2015 году, дальнейшая её судьба будет зависеть от ближайших результатов.

Юридические лица

Единственной постоянной величиной в утилизационной эволюции последних лет является утилизационный сбор, взимаемый с юридических лиц-импортёров. Для отечественных производителей и ряда дилеров ставки налога пока идентичны, но их ближайшее будущее под большим вопросом.

Алгоритм расчёта утилизационного сбора довольно простой: есть базовая ставка (БС), фиксированная в рублях величина, которая умножается на коэффициент (К), зависящий от объёма двигателя (или массы) и возраста авто.

УС = БС * К

Легковой транспорт

Вычисляем ставку сбора для легковых авто. Для автомобилей этого класса БС составляет 20 000 руб. и при расчёте платежей умножается на следующий коэффициент:

Ставка утилизационного сбора для «физиков» традиционно ниже, чем для юрлиц.

Отдельно указаны коэффициенты для электромобилей: 0,86 и 5,3 для новых авто и авто старше 3х лет соответственно.

УС=20000*К

Прочий транспорт

Для грузового автомобиля и автобуса БС составляет 150000 руб.

Коэффициенты для автобусов:

Не более 2500 см3 К = 0,6 К = 1
2500 см3 — 5000 см3 К = 1,2 К = 3
5000 см3 — 10000 см3 К = 1,6 К = 4,4
10000 см3 и более К = 2 К = 5,2

Коэффициенты для грузовых авто вычисляются исходя из возраста и массы авто, а не объёма двигателя, и составляют:

Масса не более 2,5 тонн К = 0,5 К = 0,88
2,5 тонны — 3,5 тонны К = 0,8 К = 1,25
3,5 тонны — 5 тонн К = 1 К = 1,6
5 тонн — 8 тонн К = 1,1 К = 4,56

Для спецтранспорта и крупногабаритного транспорта установлены отдельные коэффициенты.

Физические лица

Этот платёж для физлиц на самостоятельно завозимый легковой автомобиль значительно меньше, чем для юридических лиц и составляет 2000 руб. на автомобиль возрастом до 3 лет, и 3000 руб. на автомобиль старше 3-х лет.

Кроме того, процедура оплаты сбора более демократична, чем для юр. лиц, так как неуплата УС не является причиной отказа для ввоза авто.

Однако, сделать платёж придётся, так как без соответствующей отметки об оплате сбора в ПТС счастливый владелец не сможет поставить автомобиль на учёт в ГИБДД.

Если человек покупает автомобиль на территории РФ, то нужно проверить наличие соответствующей отметки в графе «Особые отметки» ПТС автомобиля, выданного после 31 августа 2012 г.

В большинстве случаев такая отметка уже должна быть поставлена импортёром, производителем, дилером или предыдущим владельцем. Если отметки нет, то есть два варианта: либо отказаться от сделки, либо оплатить УС самостоятельно.

В каких случаях платить утилизационный сбор не нужно:

  • ПТС выдан до 31 августа 2012 г.;
  • вы владелец ретро-автомобиля старше 30 лет;
  • вы участник госпрограммы по переселению или беженец;
  • вы являетесь членом/сотрудником дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, а также родственником одного из членов этих организаций.

Для трёх последних случаев в ПТС следует поставить отметку об освобождении от уплаты сбора, за соответствующими инструкциями следует обратиться с ГИБДД.

Если к перечисленным пунктам вы не имеете отношения, а ПТС без отметки, то придётся сбор заплатить.

Рассмотрим возможности приобретения авто за границей в кредит. Может ли быть предметом лизинга автомобиль, если — да, то на каких условиях.
Информация о том, как происходит растаможка авто из Белоруссии . Узнайте о возможности беспошлинной растаможки автомобилей.

Где можно оплатить сбор

Оплатить сбор можно в любом банке в российских рублях на счёт Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации.

Рассчитать сумму платежей должен сам плательщик, но проверять её будет таможенный орган, который в итоге поставит в паспорт автомобиля отметку. Взять чистые бланки и платёжные реквизиты можно там же, на таможне.

После уплаты нужно вернуться за желанной отметкой и предъявить следующие документы:

  • Заполненную форму расчёта утилизационного сбора;
  • Копии товаросопроводительных документов;
  • Копии технической документации – одобрения ТС и свидетельства безопасности, и (или) заключений экспертиз;
  • Платежку из банка, подтверждающую перевод средств.

На таможне проверят поступление средств, сверят все данные и выдадут приходный ордер.

Расчёт утилизационного сбора — обязанность плательщика.

Если вы неправильно рассчитали платежи, то для получения отметки недостающую сумму придётся доплатить; если переплатили – отметку поставят, а лишние деньги будут возвращены в течение 30 дней на ваш счёт, вам нужно лишь будет написать соответствующее заявление.

На сайте utilsbor.ru находится калькулятор утилизационного сбора, воспользуйтесь им, чтобы не допустить ошибок в расчётах.

В случае если отсутствие отметки в техпаспорте автомобиля не связано с недавним его импортом, то процедура будет такая же, но начать её нужно с обращение в ГИБДД.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспорт».

Автор статьи Юрий Станиславович Бурашников Стаж юридической практики более 12 лет. Специализируюсь на административном, таможенном, гражданском праве, интеллектуальной собственности. Написано статей 29

Бесплатная консультация по телефону:

Утилизационный сбор был введен 1 сентября 2012 года Постановлением Правительства. Такая мера была направлена на обеспечение экологической безопасности и охраны здоровья граждан. По сути такой платеж предполагает дальнейшую трату денежных средств на утилизацию транспортных средств, которые уже вышли из эксплуатации. Как рассчитать размер утилизационного сбора на автомобиль для физических и юридических лиц? Какие данные для этого нужно знать и по какой формуле производится сам расчет? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Формула расчета

Наверное самой главной причиной введения утилизационного сбора было вступление в августе 2012 года Российской Федерации в ВТО. Помимо тех выгод, которые государство получило или получит от членства в организации, появился и значительный недостаток — размер пошлин на ввозимый товар значительно снизился. Тогда было принято решение о введение сбора на утилизацию, чтобы бюджет страны не потерял значительных вливаний денежных средств. Но данный сбор распространился не только на иностранные компании, но и на российских производителей и простых потребителей, которые самостоятельно покупают транспорт за границей.

Расчет размера утилизационного сбора регулируется несколькими законодательными актами, в числе которых Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.2016 (ред. от 11.05.2016) «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним» и Постановление Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 (ред. от 15.11.2017) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним». Данные нормативные акты определяют правила взимания, исчисления и взыскания утилизационного сбора. Согласно их положениям, формула расчета выглядит следующим образом:

Ус = Бс х К, где:

  • Ус — это размер утилизационного сбора;
  • Бс — это базовая ставка;
  • К — коэффициент расчета.

Данная формула является универсальной для всех видов и типов транспортных средств, различаются только ее составляющие, которые зависят от возраста машины, ее массы, объема двигателя внутреннего сгорания и категории транспортного средства. При этом согласно положениям Постановлений для частных (физических) лиц ставки для расчета будут несколько ниже, чем для юридических лиц (организаций, предприятий и т.д.), поскольку ввозимый ими транспорт будет предназначен для личного пользования.

Ставки и коэффициенты

Согласно Постановлению Правительства №1291 размер базовой ставки равен 20 000 рублей для транспортных средств категории М1 и для машин с электродвигателем. Для всех остальных машин, в том числе самоходных и прицепов к ним (согласно Постановлению Правительства №81) базовая ставка равна 150 000 рублей. Таким образом, только за легковые автомобили с подходящими параметрами размер утилизационного сбора не будет столь велик, а за грузовые автомобили, коммерческие, грузопассажирские, пассажирские и другие автобусы, сельскохозяйственную, строительную и прочую технику придется уплачивать госсбор из расчета базовой ставки в 150 000 рублей. При этом важнейшую роль играют размеры расчетных коэффициентов, которые приведены в таблице ниже.

Таблица — Перечень категорий транспортных средств и соответствующих им коэффициентов для расчета размера утилизационного сбора в 2018 году Источник: Глава 3 Постановления Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013

Поскольку основными плательщиками утилизационного сбора (согласно статье 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления») являются заводы-изготовители (крупнейшие производители), лица, занимающиеся ввозом транспортных средств из-за границы, официальные дилеры, то, следовательно, и цены на производимые (ввозимые) ими транспортные средства с введением в действие Постановления Правительства увеличились на величину государственного сбора. За уплату утильсбора производители должны отчитываться в Налоговую службу, подавая расчетную декларацию, соответственно, расчет размера платежа они осуществляют самостоятельно. Рассмотрим несколько примеров таких расчетов.

Примеры расчета размеров утилизационного сбора для разных категорий транспортных средств

Легковой автомобиль Vesta седан, выпущенный в 2017 году, имеет рабочий объем двигателя 1596 куб.см. Размер утилизационного сбора для такого автомобиля будет равен:

20 000 х 2,21 = 44 200 рублей, где:

  • 20 000 — базовая ставка;
  • 2,21 — расчетный коэффициент.

В том случае, если бы завод-изготовитель по какой-либо причине не совершил уплату, то утильсбор обязан был заплатить владелец автомобиля. Размер платежа равен:

20 000 х 0,17 = 3 400 рублей, где:

  • 20 000 — базовая ставка;
  • 0,17 — расчетный коэффициент.

Автобус ПАЗ-3205, выпущенный в 2013 году, имеет рабочий объем двигателя 4670 куб.см и массу 4680 кг. По какой-то причине утильсбор на автобус уплачен не был, поэтому его новый владелец (директор автобусного парка) обязан совершить оплату в размере:

150 000 х 4,4 = 660 000 рублей, где:

  • 150 000 — базовая ставка;
  • 4,4 — расчетный коэффициент.

За неуплату утилизационного сбора не предусмотрено никаких штрафных санкций, однако Налоговая служба в установленном порядке имеет право взыскивать данный платеж с должника. При этом отсутствие оплаты может неблагоприятно сказаться на владельце вновь приобретенного транспорта, поскольку без особой отметки в ПТС «Утилизационный сбор оплачен» будет невозможно зарегистрировать транспортное средство в Госавтоинспекции или Гостехнадзоре.

Таким образом, для расчета размера утильсбора необходимо знать расчетный коэффициент, который устанавливается Правительством Российской Федерации и закрепляется законодательно, а также размер базовой ставки, который отличается в зависимости от категории транспортного средства. При этом стоит помнить, что для физического лица, которое приобретает автомобиль для личного пользования данный госсбор будет значительно ниже, чем для юридического лица.

Советуем почитать: Утилизационный сбор на самоходные машины и спецтехнику 0/5 (0 голосов)

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *