Как свериться с ФСС?

Что представляет собой сверка расчетов с ФСС?

Специалисты Фонда соцстрахования могут предложить плательщику страховых взносов провести совместную сверку соответствующих платежей в бюджет. Вместе с тем законом не запрещено проведение такой сверки также по инициативе самого плательщика.

Чаще всего инициирование сверки фирмой-работодателем обусловлено ее желанием избежать разногласий с ФСС по размеру перечисленных взносов, а также уточнить наличие переплаты (задолженности) при ликвидации или реорганизации бизнеса.

Регулярность этой сверки определяет сам работодатель — в принципе она может быть инициирована в любой момент. На практике многие фирмы сверяют расчеты с ФСС ежеквартально или раз в год — после отправки отчетности по форме 4-ФСС.

Если по итогу сверки вы обнаружили переплату по взносам в ФСС, правильно распорядиться ею вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно, переходите в Готовое решение и сможете посмотреть порядок действий по зачету/возврату излишне уплаченных сумм.

Сверку расчетов в ФСС можно инициировать, направив в фонд заявление. Его форма не утверждена и не рекомендована правовыми актами, поэтому подаваться оно может в произвольном виде. Рассмотрим, в какой структуре заявление может быть представлено.

Заявление в ФСС на сверку расчетов: структура документа

В качестве ориентира при формировании этого заявления можно использовать любой подобный документ, например форму заявления о состоянии расчетов в ФНС РФ по налогам. Соответствующий документ приведен в приложении № 8 к приказу Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н (с 05.05.2020 данный Регламент утатил силу, но бланк все еще можно брать за образец).

В заявлении, которое может быть составлено на основе формы, разработанной ФНС, отражаются:

  • сведения о получателе документа — территориальном представительстве ФСС;
  • сведения о плательщике взносов (регистрационный номер в ФСС, код подчиненности, адрес, ИНН, КПП);
  • формулировки, отражающие суть запроса от имени руководителя фирмы («прошу провести совместную сверку расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на… (дата)»);
  • дата составления документа, подпись руководителя фирмы, контакты составителя запроса.

Ознакомиться с образцом формы запроса в ФСС для сверки расчетов вы можете на нашем сайте.

Скачать образец

Законодательством не регламентирован срок, в течение которого ФСС должен ответить на заявление. Но с учетом того, что за 10 дней с момента обнаружения переплат по страховым взносам фонд обязан информировать плательщиков об этом, правомерно ожидать ответа ФСС по рассматриваемой заявке в течение сопоставимых сроков.

Ответ ФСС оформляется в виде акта сверки расчетов, который составляется по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФСС от 17.11.2016 № 457.

Скачать акт сверки расчетов

ФСС РФ разработал систему социального электронного документооборота (СЭДО) для взаимодействия посредством юридически значимых электронных документов между медицинскими организациями, ФСС РФ, работодателями и другими организациями. С помощью СЭДО ФСС сможет передать страхователю юридически значимую информацию и получить подтверждение: например, проинформировать работодателей о выданном, закрытом или оплаченном листке нетрудоспособности. Получать сообщения из СЭДО можно напрямую из программ 1С, используя механизмы сервиса «1С-Отчетность». Подробнее о СЭДО, как к нему подключиться в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3 и получать данные о страховых случаях работников из ФСС, читайте в этой статье.

Что такое социальный электронный документооборот (СЭДО)

Медицинские учреждения оформляют листки нетрудоспособности как в бумажном, так и в электронном виде. Правила взаимодействия медучреждений, ФСС и работодателя утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 и вступили в силу 18.12.2017. Обмен электронными листками нетрудоспособности (ЭЛН) с ФСС и работодателем заключается в следующем:

  • лечебное учреждение выдает сотруднику номер листка нетрудоспособности;
  • лечебное учреждение отправляет всю информацию по листку нетрудоспособности в ФСС;
  • сотрудник предъявляет работодателю номер листка нетрудоспособности;
  • работодатель по этому номеру запрашивает все данные листка нетрудоспособности из ФСС;
  • по полученным данным работодатель рассчитывает пособие;
  • работодатель направляет обратно в ФСС информацию, необходимую для назначения и выплаты пособий;
  • в регионах, где работает проект прямых выплат, ФСС оплачивает больничный напрямую работнику.

В соответствии с указанной схемой работодатель узнает о том, что сотрудник оформил больничный лист только в момент, когда работник сообщает ему номер. Информация не всегда поступает к работодателю вовремя (номер может быть неверно записан, потерян, неверно введен в учетную систему работодателя и т. д.).

Далее у работодателя возникают вопросы, связанные с проверкой достоверности номера и выяснения, закрыт ли уже листок нетрудоспособности.

Работодателю было бы значительно удобнее получать информацию о листках нетрудоспособности не от работника, а непосредственно от ФСС, ведь именно в информационной системе ФСС аккумулирована вся информация о временной нетрудоспособности работников. Получать сообщения от ФСС работодателю было бы удобно сразу, в момент открытия, закрытия или оплаты листка нетрудоспособности. С учетом этих обстоятельств ФСС разработал систему социального электронного документооборота (СЭДО) в части оперативного информирования работодателей (рис. 1).

Рис. 1. Схема СЭДО

По замыслу Фонда, в тот момент, когда медицинская организация открывает ЭЛН, программа страхователя автоматически регистрирует листок нетрудоспособности, рассчитывает его и отправляет все сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия в Фонд.

А в момент, когда медицинская организация закрывает ЭЛН, в программе можно по одному клику создать, загрузить больничный, рассчитать его и сформировать для отправки в ФСС все требуемые заявления и реестры.

Получать сообщения из СЭДО можно напрямую из программ 1С, используя механизмы сервиса 1С-Отчетность.

Подключение к СЭДО в 1С

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрено подключение к СЭДО в меню Настройка — Организации (рис. 2). В карточке настраиваемой организации по ссылке Настройки социального электронного документооборота открывается окно Настройки СЭДО ФСС, где необходимо установить флаг Получать сообщения об изменении состояний ЭЛН.

Рис. 2. Настройка подключения к СЭДО

Обратите внимание, что для работы c СЭДО необходимо заключить соответствующее соглашение о взаимодействии с ФСС. На текущий момент порядок заключения соглашения не утвержден. Следите за новостями на сайте.

Согласие работника на получение уведомлений от ФСС

На сайте ФСС приведен ответ на вопрос .

ФСС гарантирует, что ИС ФСС РФ обеспечивает все необходимые условия защиты информации и сохранения ее конфиденциальности в соответствии с требованиями законодательства в сфере информационных технологий. Сведения о диагнозе пациента медицинской организации, сформировавшей ему электронный листок нетрудоспособности, работодателю не предоставляются, предоставляется только код. Сторонние лица не получают доступа к электронному листку нетрудоспособности.

Работодатель, не применяющий СЭДО, обычно получает информацию о состоянии здоровья сотрудника от него самого: по желанию сотрудника предоставить информацию о временной нетрудоспособности и наличии больничного листка. В условиях СЭДО работодатель получает информацию об изменении состояний ЭЛН автоматически, после оформления подписки на получение оповещений, поэтому в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» работодателю потребуется согласие сотрудника.

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрена подготовка заявлений работников о согласии на получение уведомлений от ФСС о состоянии ЭЛН и контроль за получением таких согласий. В меню Кадры — Пособия — Согласия на уведомление об ЭЛН можно напечатать персонифицированный бланк заявления (рис. 3). По результатам получения от работника заявления в электронной форме следует установить флаг, соответствующий состоянию документа. Предусмотрены состояния:

  • Ожидает подписания;
  • Подписано;
  • Не планируется подписывать.

Рис. 3. Согласие работника на уведомление об ЭЛН

Состояния Согласия на уведомления об ЭЛН отображаются в списке сотрудников (рис. 4).

Рис. 4. Состояния согласий сотрудников на уведомления об ЭЛН и подписок на получение информации от ФСС

Можно сформировать и зарегистрировать заявления-согласия работников на обработку персональных данных о состоянии здоровья списком.

Если от работника получено согласие, то по одноименной кнопке следует Включить подписку на получение информации от ФСС об изменении статуса ЭЛН (см. рис. 4). Если сотрудник отзовет свое согласие или будет уволен, по одноименной кнопке следует Отключить подписку. Программа отслеживает состояние заявления сотрудника и своевременно напоминает о необходимости включить или отключить подписку.

Получение сообщений о статусе ЭЛН

При подключенной подписке на сообщения ФСС об изменении статуса ЭЛН в меню Кадры — Пособия — Сообщения ФСС об изменении ЭЛН по кнопке Получить из ФСС можно загружать сообщения по сотрудникам, подтвердившим свое согласие на обработку персональных данных о наличии состояния листка нетрудоспособности (рис. 5).

Рис. 5. Получение сообщений из СЭДО ФСС РФ

В результате загрузки сообщений от ФСС работодатель получает информацию о номере и статусе ЭЛН. Программа предоставляет возможность сразу обработать полученное сообщение. К требующим обработки сообщениям относятся:

  • новые сообщения;
  • сообщения о закрытых ЭЛН;
  • сообщения об аннулированных ЭЛН.

Новые сообщения требуется Получить из ФСС и на их основании зарегистрировать в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 неявки.

Полученные сообщения о закрытых ЭЛН требуют создания, загрузки и проведения документов Больничный лист.

Получение сообщений об аннулированных ЭЛН влечет за собой обработку ранее проведенных документов Больничный лист. Обработка производится в списке сообщений в колонке Больничный. Для удобства работы со списком сообщений предусмотрены кнопки отбора для показа сообщений:

  • Все сообщения;
  • Последние;
  • Требующие обработки.

По кнопке отбора Последние в списке доступны сообщения с последним статусом для всех электронных листков нетрудоспособности.

Автоматическая настройка сертификатов с помощью «1С-Отчетности»

Для работы с СЭДО следует указать сертификаты страхователя и ФСС в программе. Рекомендуется подключить сервис 1С-Отчетность для автоматической настройки требуемых сертификатов. Подробнее о настройке криптографии и сертификатов для работы с СЭДО ФСС см. видеозапись лекции от 14.11.2019 .

Подробнее о возможностях 1С-Отчетности см. на .

1С:ИТС

Руководство по использованию сервиса «1С-Отчетность» см. в разделе .

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *