Как внедрять профстандарты

Как внедрить систему профстандартов?

С 01.07.2016 на территории РФ начала действовать система профстандартов. После изучения законодательной базы по данной теме (в том числе, ст. 195.1–195.3 и 57 ТК РФ) у многих работодателей, для которых положения стандартов носят обязательный характер, возникает закономерный вопрос: как происходит внедрение профессиональных стандартов на предприятии?

На уровне нормативных актов ответа на этот вопрос нет, так как ни закон, ни постановление Правительства РФ с разъяснением порядка внедрения профстандарта в деятельность компании еще не приняты. На момент написания статьи существует лишь проект приказа Минтруда РФ «Об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов». Это означает, что каждому руководителю организации в таком случае необходимо разработать собственную систему по введению стандарта с учетом требований законодательства.

При этом использовать в деятельности можно только положения профстандарта, утвержденного приказом Министерства труда РФ и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ. Проектами приказов, которые размещены в сети Интернет, пользоваться нельзя, так как они не имеют юридической силы (в такой ситуации рекомендуется применять положения единых квалификационных справочников).

Пошаговый алгоритм внедрения профстандартов с 2016 года

Теперь поговорим о каждом из этапов внедрения профстандартов подробнее.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  1. Своим приказом руководитель предприятия назначает комиссию из числа работников, которая будет ответственна за внедрение профстандартов в организации. В приказе помимо указания членов комиссии необходимо прописать полномочия каждого из них и сроки выполнения работы. Желательно включить в состав рабочей группы сотрудников отдела кадров, экономистов, юристов и лиц, ответственных за охрану труда на производстве, то есть тех служащих, которые так или иначе в своей деятельности будут в дальнейшем использовать профстандарты.
  2. Проводится первое заседание комиссии, на котором определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов на предприятии. Законодатель форму плана не утверждает, поэтому он может включать любые положения, которые сочтет нужными комиссия. В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ и назначаются ответственные за выполнение пунктов плана лица (все они должны быть ознакомлены с документом под подпись). После составления план утверждается руководителем организации.
  3. Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются на предприятии, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих 3 профстандартов. Напоминаем, что не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании. Например, в штатном расписании многих предприятий имеется должность работника отдела кадров, а в профстандарте указано, что подобным видом деятельности занимается специалист по управлению персоналом.
  4. Для приведения в соответствие текстам профстандартов наименований должностей, если работа в них связана с предоставлением льгот или наложением ограничений, руководитель должен исключить из штатного расписания старую должность и ввести новую. При этом с работником заключается дополнительное соглашение к трудовому контракту об изменении наименования должности. Если по каким-то причинам служащий отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего названия должности, работодатель вправе провести организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.
  5. Внесение при необходимости изменений в должностную инструкцию работника в связи с изменением его трудовой функции, производится только с согласия служащего на это. Законодатель запрещает менять обязанности сотрудника в одностороннем порядке.
  6. Изменение системы оплаты труда необходимо потому, что законодатель устанавливает правило, по которому работники, выполняющие одинаковые трудовые функции, должны получать равную оплату за это. Таким образом, если работодатель решает внести изменения в должностные обязанности сотрудника или повысить уровень квалификационных требований (например, направить его на прохождение курсов по повышению квалификации), то по мере изменения сложности труда должна соответственно изменяться и зарплата.
  7. Если в профстандарте по определенному виду деятельности при обязательности его применения установлена квалификация работника выше той, что имеется у него, работодатель вправе направить его на курсы по повышению квалификации или поднять вопрос о получении дополнительного образования. Вопрос о том, за чей счет будет проводиться обучение, решается в рамках переговоров между сторонами трудовых отношений или на основании положений локальных актов предприятия. Как правило, если речь идет об оплате обучения работодателем, с работником заключается ученический договор, по условиям которого он обязан после получения образования определенное время отработать в компании; в противном случае с него будет взыскана стоимость обучения.
  8. Проведение аттестации сотрудников необязательно при внедрении профстандартов в деятельность организации, но необходимо для того, чтобы работодатель смог определить квалификацию служащих и понять, соответствуют ли их знания и умения занимаемым должностям. По результатам аттестации непрошедшего ее сотрудника можно перевести на другую должность или уволить.
  9. Вопрос проведения иных оргштатных мероприятий поднимается при их возникновении. Например, если работник трудится на определенной должности и его обязанности, согласно положениям профстандарта, охватывают две группы должностей, работодатель должен увеличить объем работ или расширить зону обслуживания. Если же сотрудник в рабочее время наряду с основными должностными обязанностями выполняет дополнительные по обобщенной трудовой функции другого профстандарта, то последние оформляются как совмещение должностей.

План внедрения профстандартов

Так как требований к форме и содержанию плана законодательно не установлено, можем предложить вашему вниманию примерный перечень задач, отражаемых в документе:

  1. Уточнение списка профстандартов, которые необходимо применить на предприятии (делается это путем соотнесения трудовых функций, указанных в стандартах, с видами деятельности, которыми занимается компания). Список должен быть согласован с руководителем организации.
  2. Сверка должностей работников, указанных в штатном расписании, с наименованиями принятых стандартов. Результат данных действий комиссии должен быть отражен в протоколе, содержащем решение о переименовании должностей (при необходимости).
  3. Проверка трудовых соглашений сотрудников и локальных актов предприятия.
  4. Внесение изменений в трудовые контракты и локальные документы и их последующая передача на утверждение руководителю компании.
  5. Составление списков вопросов для проведения аттестации в соответствии с положениями профстандарта по каждому конкретному виду деятельности.
  6. Проверка соответствия сотрудников требованиям стандартов.
  7. Составление отчета о выполнении плана и передача его на ознакомление руководителю организации.

Это лишь примерный вариант плана по внедрению профстандарта. Он вполне может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению руководителя организации и членов комиссии.

Некоторые вопросы из практики внедрения профстандартов на предприятии

Как показала практика, при внедрении профстандартов на предприятиях нередко возникают спорные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

Что делать, если наименование должности в профстандарте отличается от ее наименования в квалификационных справочниках?

Разъяснения по данному вопросу может дать только Правительство РФ, однако пока такого документа нет. Решить вопрос можно 2 способами:

  1. Запросить сведения в территориальном подразделении Минтруда РФ.
  2. Использовать положения профстандарта в том случае, если это не противоречит законодательству. Например, если речь идет о вопросе досрочного назначения пенсии, то компетентным органом во внимание будут приниматься справочники, устанавливающие квалификацию. Именно поэтому работодателю на подобных должностях следует изучить нормативную базу по назначению досрочной пенсии. Главное, не забывать при этом, что если занятие определенной должности предполагает наличие льгот или введение ограничений, то ее название должно звучать именно так, как указано в профстандарте.

Может ли работодатель уволить работника, если его квалификация не соответствует уровню, указанному в профстандарте?

Уволить работника в этом случае можно только на основании результатов аттестации. Без этого возможны только следующие варианты:

  1. Перевод на другую должность (например, если стажа для занятия должности в соответствии с положениями стандарта не хватает).
  2. Направление работника на обучение или повышение квалификации. В некоторых случаях, указанных нормативными актами, работодатель обязан проводить переподготовку или обеспечивать повышение квалификации определенных категорий служащих за свой счет. Например, как в случае с медицинскими работниками, которые должны подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет.

Примечание: работнику, не имеющему необходимого профобразования или не прошедшему обучение по профессии (должности, специальности), когда это требуется по условиям профстандарта, может быть присвоен более высокий уровень квалификации, если результатами аттестации подтверждено, что он обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы.

Если работодатель не внедряет в деятельность организации положения профстандарта при обязательном указании на это законодателем, какую ответственность он будет нести?

Положения ст. 5.27 КоАП РФ за данное нарушение норм трудового законодательства предусматривают штраф:

  • для должностных лиц — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для ИП — от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для организаций — от 30 до 50 тыс. руб.

Правда, при первичном нарушении возможно просто вынесение предупреждения.

Особенность ПС и сферы применения

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 ТК РФ. Квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, а профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Базовой целью принятия профстандартов является более детальное урегулирование трудовых правоотношений и актуализация устаревшей нормативной базы. Действующие квалификационные справочники должностей не всегда отвечают современным требованиям, поскольку многие перечисленные в них профессии не применяются, а многие востребованные профессии в них и вовсе не закреплены.

В том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в документах сведения.

Таким образом, профессиональные стандарты представляют собой более удобную и детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей.

Особенность ПС в том, что они, в силу специфики их содержания, как бы связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования, дополняя соответствующую нормативную базу. Причем они опираются не на образовательные программы, а на реальный опыт профессиональной деятельности специалистов. Ранее в законодательстве отсутствовало понятие профстандарта и это несколько затрудняло разработку профессиональных требований.

В настоящее время работодатель может применять установленные ПС требования от стадии подбора персонала до стадии увольнения. При разработке ПС были определены такие области их применения:

  • при формировании кадровой политики и управлении персоналом;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при разработке должностных инструкций;
  • при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов;
  • при установлении систем оплаты труда.

Следовательно, при введении ПС работодателю необходимо пересмотреть процедуру аттестации персонала, содержание должностных инструкций, условия поручения конкретной работы тому или иному сотруднику, систему оплаты труда.

Для кого обязательны, а для кого только рекомендованы ПС?

ПС обязательны для применения работодателями только в случае, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. В случаях, когда данные требования нормативным документом не установлены, характеристики квалификации, указанные в ПС, не обязательны для применения. Для коммерческих организаций ПС носят скорее рекомендательный характер, руководство организации не обязано корректировать, исходя из них, должностные инструкции. Но в то же время работодатели могут по собственной инициативе проверить сотрудников на соответствие ПС.

К сведению

Работодатели могут использовать ПС для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций и специфики производственных процессов и условий труда в компании.

Наименования должностей и квалификационные требования в трудовых договорах должны соответствовать ПС, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Что же касается организаций других форм собственности, для них действительно могут вводиться дополнительные обязанности в части применения ПС. Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения ПС в части требований, обязательных для:

  • государственных внебюджетных фондов РФ;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных корпораций;
  • государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Чтобы профстандарт стал обязательным для применения работодателем, требования к квалификации, необходимой работнику, должны быть установлены законодательно.

Как перейти на ПС?

Чтобы осуществить переход на ПС грамотно и последовательно, специалисты предлагают несколько рекомендаций:

1. Для начала стоит составить план по переходу на ПС. Он формируется как цепочка задач с конкретными сроками их выполнения.

К сведению

Чтобы разобраться в том, затрагивают ли ПС ваше предприятие, надо рассмотреть штатное расписание, решить, нужна ли та или иная должность, которой касается ПС, и если потребуется, внести изменения в расписание.

2. Затем определяется состав лиц, ответственных за переход. Разумеется, один человек с такой работой не справится. Лучше, чтобы среди специалистов, которым она поручается, были руководители подразделений, сотрудник отдела кадров, юрист и бухгалтер.

3. Издается приказ о назначении ответственных лиц. И приказ, и план должны быть подписаны каждым членом группы, ответственной за переход на ПС.

4. Далее следует сравнить основную цель профессии по стандарту с целью работы по должности в вашей организации. Вполне возможно, что в тексте ПС не найдется должность (профессия) работника. И это не упущение – ведь название ПС не равнозначно наименованию должности. ПС разрабатывается не под какую-либо должность или профессию, а под вид профессиональной деятельности.

5. Если, например, в компании есть виды профессиональной деятельности, по которым стандарты уже вышли, то стоит проверить, насколько существующая система работы по имеющейся позиции соответствует данным стандарта. Если окажется, что работа по какой-то должности предоставляет работнику право на компенсации, льготы либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в ПС или квалификационных справочниках.

6. Требования к квалификации работника, закрепленные в ПС, нужно перенести в должностную инструкцию или иной документ, определяющий, какими знаниями и навыками должен обладать специалист, занимающий ту или иную должность.

Обратите внимание

Если ПС для конкретной должности обязателен, сотрудник не вправе отказаться от изменений или дополнений его работы в соответствии с этим стандартом.

Работодатель, руководствуясь ПС, может утвердить новые должностные инструкции. Однако если в результате увеличится круг обязанностей какого-либо работника, то его нужно заранее предупредить о внесенных изменениях. Нельзя применять профессиональные стандарты с ущербом для лиц, работающих в организации.

ПС – это подробный список требований к образованию, опыту работы, знаниям и навыкам для разных уровней квалификации специалистов. Необходимо определить соответствие работающих сотрудников (в частности, их опыта и образования) базовым условиям принятого стандарта.

Вопрос: Что делать, если сотрудник не соответствует ПС?

Каждая коммерческая организация вправе рассматривать ситуацию индивидуально. ПС описывает перечень навыков и умений масштабно и полно, скажем, для универсального специалиста крупной компании. В небольшой же коммерческой фирме, к примеру, к бухгалтеру, занимающемуся расчетом и выдачей зарплаты, могут предъявляться требования только по соответствующей обобщенной трудовой функции.

7. Давно работающие по определенным профессиям и должностям сотрудники не всегда соответствуют требованиям ПС. Работодателю следует восполнить это упущение путем обучения сотрудников. Например, если ПС обязывает работника иметь определенный уровень образования, можно предложить ему получить дополнительное образование – поступить в техникум или вуз. Если ПС предполагает обязательное наличие специальной подготовки, работодатель должен организовать эту подготовку. Если квалификация работника не соответствует критериям, прописанным в стандарте, можно предложить перевод на другую подходящую работу или направить на обучение. Если же направленный на обучение или профподготовку работник отказывается их пройти, его придется уволить в связи с несоответствием занимаемой должности по результатам аттестации или по сокращению штата, поскольку ТК РФ не содержит такого основания для увольнения, как несоответствие ПС.

К сведению

Руководство предприятия вправе использовать положения из ПС при разработке должностных инструкций, подборе и аттестации персонала, организации учебы сотрудников и др.

Как уже говорилось ранее, уволить сотрудника, который не соответствует ПС, по этой специфической причине нельзя. Уволить за то, что сотрудник не соответствует новым внутренним положениям предприятия, можно лишь по итогам аттестации, если нельзя перевести его с письменного согласия на другую имеющуюся работу или в компании отсутствуют вакантные должности.

В любом новшестве есть свои плюсы и минусы. Это верно и для внедрения обязательных ПС на предприятиях – см. таблицу.

Плюсы

Минусы

Для работодателя упрощается разработка должностных инструкций и определение квалификационных требований к персоналу. Более понятно, какие именно характеристики оценивать при отборе кандидатов на должность или в ходе аттестации. Проще и аргументировать отказ в приеме на работу

Придется понести немалые затраты временных и трудовых ресурсов в процессе подготовки и утверждения внутренней кадровой документации организации в соответствии с требованиями, установленными в ПС. Обу­чение, повышение квалификационного уровня персонала также требуют много времени и внушительного финансирования

Работнику же будут ясны предъявляемые к нему требования и их обоснованность

Но, несмотря на существенные недостатки системы, многие эксперты убеждены, что внедрение ПС на предприятии позволит упорядочить трудовые функции и привести их в соответствие с современными рыночными условиями, в частности заменить устаревшие названия профессий на актуальные.

Создаем рабочую группу.

Любая работа требует исполнителей и руководителя. А потому вначале следует ответить на вопрос: кто будет заниматься внедрением составлением плана? Заниматься этим будут те же лица, которые внедряют систему профстандартов в учреждении, поскольку составление плана – один из этапов внедрения. Если учреждение большое, рекомендуем создать рабочую группу (комиссию), если не очень – назначить лицо, ответственное за подготовку к внедрению системы профстандартов.

В состав комиссии целесообразно включить представителей профсоюза, кадровой, бухгалтерской, юридической служб и утвердить ее председателя (как правило, это один из заместителей руководителя). Если работы предстоит много (скорее всего, так и будет), то организацию деятельности комиссии можно возложить на назначенного для данной цели секретаря. Не следует «раздувать» состав комиссии – девять человек, не больше.

Сформировав комиссию, нужно наделить ее полномочиями и определить круг обязанностей – то есть разработать два документа: положение о комиссии и регламент работы комиссии.

Состав комиссии, положение и регламент утверждаются приказом учреждения, изданным по согласованию с профсоюзом.

Примерная форма приказа

Наименование учреждения

ПРИКАЗ № __________

О создании Комиссии по организации применения профстандартов

На основании ст. 195.3 ТК РФ и в связи с необходимостью разработки Плана по организации применения профстандартов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать Комиссию по организации применения профстандартов в составе согласно приложению 1.

2. Утвердить:

2.1. Положение о Комиссии по организации применения профстандартов (далее — Комиссия) согласно приложению 2.

2.2. Регламент работы Комиссии согласно приложению 3.

3. До (указание даты) Комиссии разработать проект Плана по организации применения профстандартов (далее – Проект), который в течение трех календарных дней подлежит направлению в структурные подразделения.

4. Руководителям структурных подразделений в течение пяти календарных дней рассмотреть Проект и в случае наличия замечаний и предложений представить их секретарю Комиссии.

5. Комиссии изучить замечания и предложения к Проекту и не позднее (дата) согласовать Проект в установленном порядке.

6. Кадровой службе (или специалисту по кадрам) представить Проект на подписание руководителю и в течение трех календарных дней после подписания ознакомить с приказом членов Комиссии под подпись.

7. Контроль исполнения приказа остается за (должность, как правило, руководителя).

Директор

С приказом ознакомлены:

Члены комиссии

(дата, подписи)

Примерный текст положения о комиссии

Название организации г. _____________________

УТВЕРЖДАЮ

«_____» ___________________ 20____г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе рабочей группы по внедрению профстандартов

1. Общие положения.

1.1. Рабочая группа по внедрению профстандартов является консультативно-совещательным органом, созданным с целью оказания содействия поэтапного внедрения профстандартов в _______________________________.

1.2. Рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов.

1.3. В своей деятельности рабочая группа руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, подзаконными актами в части утверждения и внедрения профстандартов, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи деятельности рабочей группы.

2.1. Основными задачами рабочей группы являются:

– разработка предложений и рекомендаций по вопросам организации внедрения профстандартов в __________________;

– выявление профессий и должностей, по которым применение профстандартов является обязательным (составление обобщенной информации по данному вопросу);

– подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты организации по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований профстандартов;

– рассмотрение в предварительном порядке проектов локальных актов по внедрению профстандартов;

– предварительная оценка соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов на основе анализа документов об образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником, как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений;

– участие в подготовке рекомендаций по формированию плана повышения квалификации работников в целях приведения уровня образования работников в соответствие требованиям профстандартов;

– подготовка рекомендаций по приведению наименования должностей и профессий работников в соответствие с профстандартами, а также по внесению изменений в штатное расписание;

– подготовка рекомендаций по изменению системы оплаты труда в целях ее совершенствования и установлений заработной платы в зависимости как от квалификации уровня работника, так и от фактических результатов его профдеятельности (критериев эффективности).

2.2. Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:

– анализирует работу по решению вопросов организации внедрения профстандартов;

– консультирует ответственных работников учреждения, на которых возложены обязанности по внедрению профстандартов, по проблеме внедрения и реализации профстандартов с целью повышения уровня их компетентности;

– регулярно заслушивает информацию кадровой службы, руководителей подразделений о ходе внедрения профстандартов;

– информирует работников о подготовке к внедрению и порядке перехода на профстандарты через наглядную информацию, официальный сайт организации, проведение собраний, индивидуальных консультаций, письменных ответов на запросы отдельных работников;

– готовит справочные материалы по вопросам введения и реализации профстандартов, готовит предложения о проведении семинаров, в том числе об участии в семинарах по вопросам внедрения профстандартов.

3. Состав рабочей группы.

3.1. Рабочая группа создается из числа компетентных и квалифицированных работников организации. В состав рабочей группы обязательно входят руководитель организации, представитель профсоюзной организации и работник кадровой службы.

3.2. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора. Изменения в приказ вносятся по мере необходимости.

4. Порядок работы рабочей группы.

4.1. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже ______.

4.2. Заседания рабочей группы являются открытыми.

4.3. Заседание рабочей группы является правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 числа списочного состава рабочей группы.

4.4. Повестка заседания формируется руководителем рабочей группы на основании предложений членов рабочей группы и утверждается на заседании рабочей группы.

4.5. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом, который подписывается председателем рабочей группы.

4.6. Решения рабочей группы имеют рекомендательный характер.

4.7. Деятельность рабочей группы прекращается (приостанавливается) и возобновляется приказом руководителя.

4.8. Рабочая группа по внедрению профстандартов не подменяет иных комиссий (рабочих групп), созданных в _____ (аттестационной, квалификационной), и не может выполнять возложенные на иные комиссии (рабочие группы) полномочия.

5. Заключительные положения.

5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены, изменения или замены.

В положении при описании организационной деятельности может быть также приведен список документов комиссии, указаны полномочия руководителя и его заместителя.

О регламенте работы комиссии.

Грань между регламентом и положением довольно размыта. Конечно, эти документы различаются. Но поскольку они созданы для внутреннего пользования, ничего страшного, если часть информации положения окажется в регламенте и наоборот. Главное, чтобы с ними было удобно работать. К тому же, их всегда можно подкорректировать.

Профстандарты в части требований к квалификации применяются бюджетными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов.

Положение – технический документ, свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни (в данном случае жизни учреждения). Нормы определяют порядок формирования и обеспечения конкретного направления деятельности учреждения. Этот документ устанавливает порядок действий или статус должностного лица. Положение создает общую базу для той или иной сферы деятельности, очерчивает круг вопросов, обозначает процедуру.

Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.

Составляем план.

Созданная комиссия начинает работу над планом.

Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.

Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:

  • список профстандартов, подлежащих применению;

  • сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

  • этапы применения профстандартов;

  • перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.

Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:

  • Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.

  • Актуализация нормативно-правовой базы.

  • Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.

  • Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.

План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки, так и Методические рекомендации соцзащиты.

Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:

План по организации применения профстандартов

в ________________________________________________

(наименование учреждения)

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный

Результат выполнения

Составление списка профстандартов, подлежащих применению, в том числе:

Заполняется учреждением

Перечень профстандартов, подлежащих применению

Изучение и анализ профстандартов

Составление Перечня ЛНА и документов, подлежащих изменениям в связи с применением профстандартов:

Анализ наименований должностей работников на соответствие профстандартам

Анализ должностных инструкций на соответствие профстандартам

Внесение изменений в ЛНА и другие документы:

Корректировка должностных инструкций в части трудовых функций, наименования должностей, уровня образования и квалификации

Корректировка штатного расписания в части наименования должности (профессии)

Внесение изменений в трудовые договоры работников и заключение в установленном порядке допсоглашений к трудовому договору

Корректировка Положения о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности в части уровня образования, квалификации, стажа работы и др.

Внесение изменений в другие документы (какие)

Разработка методики определения потребности в профобразовании, профобучении и дополнительном профобразовании (далее – обучение)

Сбор сведений о потребности в обучении работников и анализ полученных сведений

Внесение изменений в коллективный договор в части обучения работников

Разработка ЛНА, регулирующего обучение работников, и его утверждение

Разработка плана обучения работников на соответствующие календарные годы (например, три года) и его утверждение в установленном порядке

Другие мероприятия по обучению работников (при необходимости)

Разработка приказа об установлении этапов применения профстандартов

Другие мероприятия по применению профстандартов

Этапы применения профстандартов

Образец плана, разработанный для образовательных учреждений:

План по организации применения профстандартов

№ п/п

Список профстандартов, подлежащих применению

Сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профбразовании работников

Этапы применения профстандартов

Перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению

Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н

Петров П. П., педагог-психолог – потребность в высшем образовании по профильному направлению

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профобразованию) работника (1 июня 2017 года – 1 января 2020 года)

ЛНА, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профобразование

Профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н

Сидорова С. С., социальный педагог – потребность в дополнительном профобразовании по направлению профессиональной деятельности в организации

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем дополнительного профобразования работников (1 января 2017 года – 1 января 2020 года)

* * *

Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.

Требование п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584).

Проект создан 02.09.2014, находится на сайте по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=29346.

Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ – так недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ.

Состав комиссии с указанием должностей (председатель, заместитель, секретарь), но без персональных данных (эта информация отражается в приказе).

«Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к Письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).

Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р.

С чего начать

Первое, с чего необходимо начинать процедуру внедрения профстандартов, – это с создания рабочей группы (комиссии), которая и будет заниматься данной работой, а также с поиска и подбора нужных профессиональных стандартов. Такой подбор осуществляется путем мониторинга официального сайта Минтруда РФ1 и отбора профстандартов, которые подойдут вашей организации.

Обратите внимание: любое действие комиссии рекомендуется оформлять актом, а любое решение по тому или иному вопросу – протоколом. Соответственно, например, результат работы по поиску профстандартов рекомендуется оформить произвольным актом, в котором указать те профстандарты, по которым будет вестись дальнейшая работа.

См. статью «Акт в работе кадровой службы: особенности составления»

Стоит отметить, что закон не ограничивает работодателя в оформлении документов, которые он считает нужным оформить в процессе работы по внедрению профессиональных стандартов. К примеру, для удобства можно издать приказ о внедрении профстандартов в организации, изложив в нем перечень стандартов, подлежащих применению.

Наименования должностей / профессий

Как уже отмечалось ранее, внедрение профстандартов – это поэтапный процесс. И отдельно необходимо обратить внимание на основные зоны риска, которые могут возникнуть при неправильном применении профессиональных стандартов. В связи с этим особо нужно подчеркнуть такой этап, как проверка наименований должностей (профессий).

Напомним, ст. 57 ТК РФ определяет обязательные требования к содержанию трудового договора. При этом невыполнение данных требований создаст угрозу привлечения работодателей к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, где наложение штрафа на организацию предполагается в размере от 50 000 до 100 000 рублей. Причем ответственность, как уже отмечалось выше, может возникнуть за каждый неправильно составленный трудовой договор, вследствие чего размер штрафа может исчисляться миллионами. Поэтому очень важно соблюсти те требования, которые ТК РФ предъявляет к трудовому договору.

Подробнее читайте статью «Профессиональные стандарты: прием на работу, перевод, аттестация и оплата»

Итак, согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ одним из обязательных условий трудового договора является условие о трудовой функции. Трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. При этом указанная статья предъявляет требования к наименованию должности (профессии). Так, если ТК РФ или иными федеральными законами к определенной профессии или должности установлены ограничения или льготы (компенсации), то такая профессия или должность должна называться в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Поэтому чрезвычайно важно понять, существуют ли именно в федеральном законодательстве такие особенности для рассматриваемой должности (профессии). В случае если льготы или ограничения установлены, необходимо убедиться, что на­именование данных должностей (профессий) соответствует тем вариантам наименования, которые предъявляет конкретный профстандарт к определенной должности (профессии).

Если при проведении такой работы будут выявлены отклонения, их, безусловно, необходимо устранить. Сделать это можно несколькими способами, самый простой из которых – перевести работника на вновь введенную должность (профессию) с «правильным» наименованием, а после перевода «ненужную» должность (профессию) исключить. Существуют и иные способы «переименования» должности (профессии). Однако во всех случаях необходимо руководствоваться нормами действующего трудового законодательства.

См. статью «Вносим изменения в штатное расписание»

Квалификация работника

Еще одной зоной риска при работе с профессиональными стандартами являются их требования относительно квалификации работника. С 1 июля 2016 года в ТК РФ вступила в силу ст. 195.3. Фактически она говорит о том, что все работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части квалификационных требований.

Мнение СвернутьПоказать Марианна Шилова, главный юрисконсульт Центра экономических услуг

Подчеркну, что мнения специалистов по поводу обязательности применения профессиональных стандартов с 01.07.2016 разошлись. Все эксперты согласны, что стандарты обязательны в той части, которая предъявляет требования к квалификации работников (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ). Остальные положения профстандартов работодатели могут применять по своему собственному желанию (например, при разработке должностных или рабочих инструкций) с учетом специфики деятельности организации. А вот мнения по поводу того, для кого именно обязательны требования к квалификации, различны. Камнем преткновения стала ст. 195.3 ТК РФ, где сказано, что если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, то профстандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

В связи с этим одни считают, что профстандарты обязательны только для некоторых категорий работников, в отношении которых это прямо указано в законе (например, для педагогических работников или работников, занятых на подземных работах). Другие полагают, что профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом РФ, – сами по себе нормативные правовые акты и, следовательно, их необходимо выполнять всем работодателям.

Соглашаться или нет с последней точкой зрения – дело каждого работодателя, к сожалению, до сих пор нет ни официальных разъяснений, ни судебной практики по данному вопросу. Но если вы хотите исключить негативные последствия, то лучше начать постепенный переход на учет требований профстандартов. Ведь штрафы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ совсем не маленькие. Причем, учитывая тенденцию, складывающуюся в судебной практике, о привлечении работодателя к ответственности за каждое отдельное правонарушение по каждому отдельному работнику, штраф может составить значительные суммы (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-12).

Профессиональный стандарт, в зависимости от того какую должность или профессию он описывает, предъявляет ряд требований к образованию, опыту работы, навыкам и умениям, которыми должен обладать работник, для того чтобы занимать описанную должность. Соответственно, при работе по внедрению профессиональных стандартов также нужно сравнить характеристики квалификации, указанные в профстандарте, с квалификацией, которой обладают работники на сегодняшний день.

При этом, как мы уже говорили выше, каждое действие в целях упрощения дальнейшей работы рекомендуется оформлять документально. Условно говоря, провели процедуру сверки уровня образования по профессиональному стандарту с уровнем образования работников – подготовили акт о результатах работы. И такие акты рекомендуется оформлять при каждой сверке (опыта, умений, навыков) для дальнейшего принятия решений по устранению подобных недостатков (при их наличии).

Внесение изменений в кадровые документы

Затронем и такой вопрос, как оформление кадровых документов в организации с учетом требований профессиональных стандартов. На практике при внедрении требований профстандартов обычно работодателям приходится изменять (или дополнять) такой документ, как должностная инструкция (или инструкция по профессии). Данная инструкция не является обязательным документом в организации. Тем не менее в большинстве случаев именно в этом документе конкретизируется трудовая функция работника, а также описываются те требования, которые предъявляются к работнику по образованию, опыту работы, необходимым знаниям, умениям и пр.

См. статью «Разрабатываем и утверждаем должностную инструкцию»

Согласно ст. 195.3 ТК РФ (которая вступила в силу с 01.07.2016) профессиональные стандарты должны применяться в качестве основы для определения квалификации работников. Иными словами, требования к квалификации, которые указаны в профстандарте, являются тем минимумом, который работодатель должен соблюдать. Отсюда можно сделать вывод, что, если в документах работодателя установлены требования к работникам ниже, чем в профессиональном стандарте, такие документы рекомендуется изменить и повысить требования до соответствующего уровня.

Как отмечалось ранее, обычно подобным документом является должностная инструкция (инструкция по профессии). При этом сложность внесения изменений в нее будет зависеть от того, каким образом она изначально была оформлена.

Мнение СвернутьПоказать Альберт Гиматдинов, ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ

Порядок внесения изменений (и дополнений) в должностные инструкции (инструкции по профессии) работников зависит от того, каким образом инструкции были утверждены.

Если она в результате была оформлена приложением к трудовому договору (стала неотъемлемой его частью), то внесение изменений (и дополнений) нужно оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору в соответствии со ст. 72 ТК РФ. Работодатель вправе предложить работнику внести изменения (дополнения) в трудовой договор. Заключение такого дополнительного соглашения возможно только с согласия работника.

Если инструкция не являлась приложением к трудовому договору, а была утверждена в качестве отдельного документа, то ее необходимо будет утвердить в новой редакции. Стоит отметить, что если при изменении инструкции будет изменена трудовая функция работника, то утверждать новую редакцию без согласия работника будет бессмысленно: по общим правилам изменение трудовой функции работника возможно только с его письменного согласия (ст. 72, 72.1, 74 ТК РФ).

Добавим, что аналогичный порядок внесения изменений в инструкцию приведен в письме Роструда от 31.10.2007 № 4412-6.

В заключение поясним, что вышеуказанная работа должна осуществляться в отношении тех профессий и должностей, по которым уже приняты профессиональные стандарты, так как пока очередной профстандарт не утвержден, у работодателя не возникает обязанность по его применению. Поэтому важным этапом внедрения является мониторинг вновь принятых профессиональных стандартов. При выявлении «новых» стандартов их необходимо учитывать, анализировать и, в случае их применения в вашей организации, внедрять в установленном порядке.

Сноски

СвернутьПоказать

  1. См. http://profstandart.rosmintrud.ru/ (в левом меню выбрать вкладку «Реестр профессиональных стандартов»). Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала

Макет профессионального стандарта

ПРОЕКТ

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ

МАКЕТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

(вторая редакция)

Москва 2012

Данная редакция макета профессионального стандарта подготовлена с учетом предложений и замечаний, поступивших в Комиссию РСПП по профессиональным стандартам в период гг.

Изменения в макете позволяют более четко обозначить связь профессиональных стандартов и Национальной рамки квалификаций и упростить процесс разработки профессиональных стандартов.

В работе по совершенствованию макета профессионального стандарта принимали участие НАРК, НИИ труда и социального страхования, ФИРО, АП КИТ, НФПК, Центр изучения проблем профессионального образования, Центр профессионального образования Самарской области.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Вид экономической деятельности / Область профессиональной деятельности

Код по ОКВЭД ____________________________________________

(класс\подкласс\группа\подгруппа\вид)

I. Общие положения ………………………………………………………

II. Паспорт профессионального стандарта ……………………………..

III. Карточки видов трудовой деятельности …………………………..

1. Квалификационный уровень____________________ …………….

1.1. Вид трудовой деятельности _____________________ …………….

1.1.1. Описание трудовых функций ……………………………………

1.2. Вид трудовой деятельности………………………………………….

2. Квалификационный уровень ____________________……………………..

IV. Виды квалификационных сертификатов, выдаваемые на основе настоящего профессионального стандарта …………………………

V. Разработчики профессионального стандарта ………………………..

VI. Экспертиза и регистрация профессионального стандарта…………

Приложение 1. Лист регистрации изменений профессионального стандарта ……………………………………..……………………………

Приложение 2. Пояснительная записка к профессиональному стандарту (рекомендуемый раздел) …………………………………..

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения профессионального стандарта

Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, описывающий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.

Основными сферами применения профессионального стандарта являются:

широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала, планирование карьеры);

процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);

оценка и сертификация квалификаций граждан;

формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.

1.2. Термины, определения и используемые сокращения

Для целей настоящего профессионального стандарта используются следующие термины, их определения, а также сокращения:

Базовые термины и сокращения:

вид экономической деятельности — производственный процесс, организованный на основе объединения того или иного вида ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии и пр.) с целью производства продукции (оказания услуг), предназначенной для реализации. Виды экономической деятельности являются объектами классификации «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» (ОКВЭД)

область трудовой деятельности — совокупность видов трудовой деятельности, имеющих общую интеграционную основу и предполагающих схожий набор трудовых функций и компетенций, необходимых для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности;

вид трудовой деятельности – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе. Вид трудовой деятельности имеет специфические объекты, условия, характер и результаты труда;

квалификационный уровень – один из инструментов классификации (упорядочения) квалификаций. Квалификационный уровень определяется совокупностью показателей: сложность деятельности (характер умений), наукоемкость деятельности (характер знаний), широта полномочий и ответственность работника при выполнении деятельности (общая компетенция). Обобщенное описание и иерархия квалификационных уровней представлены в Национальной и отраслевых рамках квалификаций;

квалификация – готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома, сертификата и др.);

компетенция – готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовой(ых) функции(ий);

квалификационный сертификат – документ, выдаваемый уполномоченным органом, подтверждающий наличие у человека квалификации, необходимой для осуществления определенного вида трудовой деятельности;

Национальная рамка квалификаций – документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования;

отраслевая рамка квалификаций – документ, содержащий классификацию видов трудовой деятельности отрасли по квалификационным уровням и подуровням. Классификационными признаками выступают показатели Национальной рамки квалификаций и другие значимые для отрасли показатели;

трудовая функция – совокупность действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части производственного (бизнес-) процесса в рамках конкретного вида трудовой деятельности;

условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:

ЕТКС – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации»;

ЕКСД – «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»;

КСД – «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»;

ОКВЭД – «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. Ок «;

ОКЗ – «Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93 (ОКЗ)»;

НАРК – Национальное агентство развития квалификаций.

Дополнительные термины и сокращения:

(при необходимости разработчиками профессиональных стандартов могут быть введены дополнительные термины, их определения; сокращения)

II. ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Вид экономической деятельности \ область профессиональной деятельности

Код по ОКВЭД ____________________________

класс\подкласс\группа\подгруппа\вид

Основная цель вида экономической деятельности / области профессиональной деятельности: _____________________________________________________________________________

Виды трудовой деятельности по квалификационным уровням и их связь с действующими нормативными документами

Квалификационный уровень (подуровень)

Вид трудовой деятельности

Рекомен-дуемые наимено-вания должностей

Дополнительная информация

В соответ-ствии с Националь-ной рамкой квалифика-ций

В соответ-ствии с отраслевой рамкой квалифика-ций

Должности по

КСД, ЕКСД

Профессии по ЕТКС, код-наиме-нование

Виды занятий по ОКЗ, код-наимено-вание

Первый

Второй

Третий

Четвертый

III. Карточки видов трудовой деятельности

1. Квалификационный уровень _______________

1.1 Вид трудовой деятельности ____________________________________

Возможные наименования должностей _______________________________

Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности

Требования к профессиональному образованию и обучению

Требования к опыту работы

Особые условия допуска к работе (если существуют)

Возможные места работы

Условия труда

Необходимость документов (дипломы, сертификаты, свидетельства и др.), подтверждающих квалификацию

Перечень трудовых функций

Шифр

Наименование трудовой функции

Квалификационный уровень (подуровень)

1.1.1. Описание трудовых функций

1.1.1.1.Трудовая функция___________________________

Шифр __________________________________________

Основные трудовые действия

Необходимые знания

Необходимые умения

Другие характеристики трудовой функции

1.1.1.2. (последовательно описываются другие трудовые функции вида трудовой деятельности)

1.2. Вид трудовой деятельности ____________________________________

(последовательно описываются все виды трудовой деятельности данного квалификационного уровня)

2. Квалификационный уровень _____________

(последовательно описываются виды трудовой деятельности всех квалификационных уровней профессионального стандарта)

IV. ВИДЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ СЕРТИФИКАТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ НА ОСНОВЕ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Наименование квалификационного сертификата

Перечень трудовых функций, успешное выполнение которых необходимо для получения квалификационного сертификата

V. РАЗРАБОТЧИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Профессиональный стандарт разработан и внесен

Наименование организации

ФИО руководителя

Подпись

Организации, принявшие участие в разработке настоящего профессионального стандарта

Организация

Наименование субъекта

Российской Федерации

VI. ЭКСПЕРТИЗА И РЕГИСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

(раздел заполняется НАРК)

Настоящий профессиональный стандарт утвержден и зарегистрирован Комиссией РСПП по профессиональным стандартам

Внесен в Национальный реестр профессиональных стандартов

(рег. №_______________)

Протокол № ___________ Дата __________________

ФИО и подпись ответственного лица НАРК

Приложение 1

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

№ п/п

Номера страниц/ разделов/ пунктов

Дата утверждения новой редакции документа

измененных

замененных

новых

аннулированных

Ответственный за внесение изменений

_____________ ____________ /________________/ «_____» ____ 20___ г.

должность подпись ФИО

Приложение 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид экономической деятельности указывается по ОКВЭД. Название области профессиональной деятельности формулируется разработчиком профессионального стандарта в случае, если деятельность, представленную в профессиональном стандарте, нельзя (трудно) отнести к одному конкретному виду экономической деятельности

ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, документ входит в состав общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Принят постановлением Госстандарта N 454-ст от 6 ноября 2001 г., введен 1 января 2003 г.

Вид экономической деятельности указывается по ОКВЭД. Название области профессиональной деятельности формулируется разработчиками профессионального стандарта в случае, если деятельность, представленную в профессиональном стандарте, нельзя (трудно) отнести к одному конкретному виду экономической деятельности.

Здесь и далее курсивом выделены рекомендательные разделы, включаемые в профессиональный стандарт по усмотрению разработчиков

Требования к квалификации, отраженные в Национальной или в отраслевой рамках квалификаций для соответствующего квалификационного уровня, являются неотъемлемой частью настоящего профессионального стандарта

Квалификационный уровень (подуровень) указывается в соответствии с Национальной и/ или отраслевой рамками квалификаций

Здесь могут быть представлены любые значимые, по мнению разработчиков профессионального стандарта, характеристики трудовой функции (например, требования к общим компетенциям, опыту работы, специфика средств труда и т. п.).

При необходимости разработчики профессионального стандарта описывают процесс разработки документа, приводят дополнительные пояснения, способствующие эффективному использованию профессионального стандарта.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *