Как закрыть кафе в жилом доме?

Вот и отгремели салюты, шашлыки съедены и все в шоке от погоды, а мы с Вами продолжаем нашу борьбу с общепитом в жилом доме.

Напомню, мы рассматриваем ситуацию когда в жилом доме открывают предприятие общественного питания, которое активно портит жизнь жителям.

В предыдущих постах я рассказал, как бороться с рестораном еще до открытия и что сделать первым делом после открытия. Обычно после этих мер со стороны жителей ресторан начинает идти на диалог и уступки, тогда все приводится в то русло, что бы и закон не нарушался и жители были довольны, хотя иногда можно идти и в обход закона, если жители и ресторан находят общий компромисс (например использование внутренней вытяжки, без эксплуатации фасада здания, об этом в первом посте).

Предыдущие посты вы можете почитать тут:

Если после того как Вы сделали все что я расписал в первых двух постах ресторатор продолжает всех посылать и ничего не меняется. Мы выводим тяжелую артиллерию, она действует не сразу, но если уж действует, то наверняка.

Наш лучший друг в войне с общепитом «РОСПОТРЕБНАДЗОР». По вытяжкам мы ему уже писали, но как помним, мы допустили что с вытяжкой там все хорошо. Теперь будем жаловаться на шум, но жалоба должна быть хоть немного обоснованная.

Идем в квартиры которые соседствуют с рестораном и опрашиваем соседей появился ли шум/гул/вибрация, нужное подчеркнуть, в идеале все и сразу. Тут стоить отметить, если ничего нет, то и проверять нечего, лишний раз дергать роспотреб незачем. Шум кстати может быть и от вентиляционного короба на фасаде, но это надо искать.

Отступление, шум от музыки после 23-00 не считается шумом, который замеряет Роспотребндзор, это должна пресекать полиция, а вот если музыка играет громко до 23-00, то тут можно подтянуть и роспотреб.

Итак если факт шума/гула/вибрации подтверждается пишем письмо сюда , в контактные данные пишем контактные телефоны, так как они будут созваниваться с Вами и договариваться о времени проверки.

Заодно пишем что по дому побежали тараканы, тянутся запахи и вообще от всего этого у соседей болит голова, они не могут ночью спать и здоровье страдает.

С 01 мая 2009 года вступил в силу Федеральный Закон от 26.12.2008 года № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определяющий порядок проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 2 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является информация о фактах причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Если в обращении отсутствует информация о конкретных фактах причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, оформить распоряжение на проведение внеплановой проверки в соответствии со ст. 14 ФЗ № 294-ФЗ специалистами территориального отдела не представляется возможным.

Все, теперь ждем звонка, либо ответа что Вы не указали факты ухудшения здоровья, так что лучше отправить по письму от каждого соседа с разным текстом, и от тех квартир где слышен шум, если он есть.

По итогам мы уже ранее подключили управу и муниципальных депутатов, их можно дергать и спрашивать что там они делают. Тыкайте их острой палкой и они начнут тоже искать косяки и всячески пытаться убедить ресторатора все узаконить и найти с вами контакт. Обычно они что то да нароют, например долг за комунальные услуги или капитальный ремонт, отсутствие договора на вывоз мусора, все это могут накопать только они, а привлечь за это очень легко и ощутимо для кошелька ресторатора.

А теперь артиллерия. Я сам не приверженец этих методов и не пользуюсь, но не упомянуть их не могу. Расписывать особо не буду, обычно мы все решаем еще на втором этапе, в крайнем случае Роспотреб их дожимает.

Мы вызываем СМИ, в столице дергайте Москву 24, её смотрят во всех кабинетах руководителей, действует на 146 %, в регионах местные СМИ и пробуйте подтянуть федеральные. Раскручивайте эту тему на встречах с жителями любых руководителей, которые имеют к этому хоть какое то отношение.

В целом это все что будет общее для большинства таких ресторанов и если Вам кажется что этого мало и надо везде писать и все случится, я напомню что согласно 59 Федерального закона, если Вы засыпаете бездумно жалобами и они не находят подтверждения, дальнейшие обращения по этому вопросу не рассматриваются.

Я не призываю Вас душить малый бизнес, но если он наглеет можно и пнуть. В следующий раз напишу как предпринимателю отбиться от жителей и как себя вести, что бы на шею не сели.

Организациям общественного питания, размещаемым в жилых домах, кроме общих санитарных правил и норм, предъявляемых в сфере оказания данной услуги, необходимо соблюдать специальные требования, нарушение которых грозит административной ответственностью. Рассмотрим подробнее особенности размещения организаций общественного питания в жилых домах.

СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 (в ред. от 31.03.2011). Пунктом 2.2 данного документа установлено, что организации общественного питания могут размещаться:

  • в отдельно стоящем здании;
  • в зданиях, пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям;
  • в нежилых этажах жилых зданий;
  • на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала.

При размещении организаций общественного питания в жилых зданиях:

  • не должны ухудшаться условия проживания и отдыха людей;
  • необходимо соблюдать гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест;
  • не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях производственные цеха;
  • входы должны быть изолированы от жилой части здания;
  • недопустимо принимать продовольственное сырье и пищевые продукты со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры. Загрузка должна производиться с торца жилого здания, не имеющего окон, из подземных туннелей со стороны дорог при наличии специальных загрузочных магистралей. Часто нарушение последнего требования является предметом судебного разбирательства.

Судебная практика Как следует из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.12.2013 по делу № А43-25570/2012, на основании обращения жителя многоквартирного дома по поводу того, что загрузка продуктов и иных товаров рестораном осуществляется со стороны двора дома, была назначена внеплановая проверка, в ходе которой данный факт подтвердился. Ресторану было выдано предписание: в установленный срок устранить данное нарушение. Организация общепита предприняла попытку оспорить предписание в суде, аргументируя свою позицию тем, что СП 2.3.6.1079-01 вступили в силу 01.02.2002, а ресторан был введен в эксплуатацию 05.05.1997, когда действовали другие санитарно-эпидемиологические правила, которые не содержали запретительной нормы относительно осуществления загрузки продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома. Судьи всех трех инстанций признали оспариваемое предписание Роспотребнадзора законным и обоснованным.

  • площадка мусоросборника должна располагаться на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, площадок для игр и отдыха (п. 2.6 СП 2.3.6.1079-01). Нарушение этой нормы также не останется без внимания контролирующего органа;

Судебная практика Так, в Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 04.02.2014 по делу № 33-1106/2014 указано, что организацию общественного питания обязали убрать с придомовой территории контейнерную площадку для сбора мусора и пищевых отходов, а также мусорные контейнеры, поскольку они располагались на расстоянии 16 м от жилого дома.

  • площадки для временной парковки транспорта персонала и посетителей должны размещаться только со стороны проезжей части автодорог, во дворах жилых домов их размещение запрещено (п. 2.7 СП 2.3.6.1079-01).

Сети бытовой и производственной канализации организации общественного питания не должны объединяться с хозяйственно-фекальной канализацией жилого дома, а стояки бытовой канализации из верхних этажей жилого дома допускается прокладывать только в технологических каналах (горизонтальных, вертикальных) (п. 3.10, 3.11 СП 2.3.6.1079-01).

Судебная практика Как следует из Апелляционного определения Нижегородского областного суда от 04.09.2012 по делу № 33-6567, в ходе проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения было установлено, что канализационные сети кафе-бара подключены во внутридомовые сети канализации. До устранения нарушений п. 3.11 СП 2.3.6.1079-01 деятельность кафе-бара была запрещена на том основании, что они создают угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений среди населения города. А в соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем является основанием для запрета деятельности, создающей такую опасность.

Работа систем местной вытяжной вентиляции не должна влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения (п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01). Вентиляция организаций общественного питания, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от вентиляции этих зданий, а шахта вентиляции должна выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м. Нарушение данного положения также часто является предметом спора.

Судебная практика Как указано в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2012 по делу № А78-6633/2011, основанием для выдачи организации предписания территориальным органом Роспотребнадзора послужило то, что шахты вентиляционных систем кафе и магазина были выведены на крышу пристройки к жилому дому и заканчивались на уровне окон квартир первого этажа. В результате все запахи, сопровождающие функционирование кафе и магазина, проникали в квартиры жителей дома.

Однако организация посчитала, что контролирующим органом не доказано существование возможности нанесения вреда жильцам дома из-за отсутствия требуемой системы вытяжной вентиляции (не было исследований проб воздуха и т. д.), и обратилась в суд с иском. Первая инстанция доводы организации поддержала, однако апелляционная инстанция, отменяя решение суда, пришла к выводу, что осуществление организацией деятельности по эксплуатации кафе с нарушением санитарных правил несет в себе общественную опасность, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Суд кассационной инстанции с такими выводами согласился.

Несоблюдение метража выступа (не менее 1 м) шахты вентиляции над коньком крыши или поверхностью плоской кровли послужило поводом для судебного разбирательства, описанного в Постановлении ФАС Уральского округа от 31.10.2013 № Ф09-11417/13 по делу № А50-1706/2013.

Судебная практика В ходе проверки было установлено, что шахты вытяжной вентиляции, через которые осуществляется выброс воздуха из помещений кафе (санузел для персонала, производственные помещения), выступают над поверхностью плоской кровли на высоту не более 0,6 м вместо требуемого 1 м. Контролирующий орган вынес предписание: в установленный срок устранить это нарушение. Судьи, которые рассматривали заявление организации, не согласившейся с предписанием, требования Роспотребнадзора поддержали, указав, что деятельность по эксплуатации кафе, осуществляемая с нарушением санитарных правил, несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан и ее продолжение в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства.

Не только запах, но и шум от вентиляции стали причиной для судебного разбирательства, рассмотренного в Постановлении ФАС Уральского округа от 26.04.2012 № Ф09-2591/12 по делу № А50-16221/2011.

Судебная практика Организация, не согласившись с предписанием контролирующего органа об устранении выявленных нарушений, обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным. При этом в суде пыталась доказать, что пристройка к жилому дому, в котором она оказывает услуги общественного питания, является отдельно стоящим зданием. Однако судьи с данной позицией не согласились, отметив, что отдельно стоящие здания предполагают промежуточный разрыв между ними, отсутствие соприкасающихся элементов, чего нельзя сказать о спорном объекте. Предписание контролирующего органа было признано законным и обоснованным.

Согласно п. 4.18 СП 2.3.6.1079-01 уровни шума и вибрации на рабочих местах в производственных помещениях, обеденных залах и площадках организаций общественного питания должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума и вибрации на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий, установленным:

Несколько слов о шашлыках

Приготовление блюд на мангале разрешается только в организациях общественного питания, размещенных в отдельно стоящих зданиях, при условии использования современного оборудования (п. 4.11 СП 2.3.6.1079-01). Кроме того, п. 8.26 данного документа установлено, что готовить блюда на мангалах, жаровнях, решетках, котлах разрешается в местах отдыха и на улицах при условии изготовления полуфабрикатов в стационарных организациях и при соблюдении перечня условий, среди которых:

  • наличие павильона, подключенного к сетям водопровода и канализации, а также холодильного оборудования для хранения полуфабрикатов;
  • размещение павильона на расстоянии не ближе 50 м от жилых зданий, лечебно-профилактических организаций, спортивно-оздоровительных и образовательных учреждений.

То есть, если услуги общественного питания оказываются в помещениях жилого дома, шашлыки на мангале рядом с ним жарить нельзя, что подтверждается и арбитражной практикой, например Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 10.04.2014 № 33-3390, Решением Ленинградского областного суда от 16.08.2011 № 7-611/2011.

К сведению Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 23.06.2014; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в т. ч. выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Возможно ли круглосуточное функционирование организации общепита, размещенной в жилом доме?

СП 2.3.6.1079-01 прямого запрета работать ночью не содержат, хотя можно сказать, что это приводит к ухудшению условий проживания и отдыха людей. Такой запрет имеется в п. 4.10 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», которым установлено, что в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. При этом не допускается размещать:

  • все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов (время ограничения функционирования может уточняться местными органами самоуправления);
  • предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в т. ч. дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино и т. д.

Судьи при рассмотрении споров руководствуются именно п. 4.10 СП 54.13330.2011 и при доказанности фактов работы заведения после 23 часов приходят к выводу о нарушении организацией указанных требований санитарного законодательства и, как следствие, о наличии в его действиях события административного правонарушения.

Ответственность

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в т. ч. при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, грозит ответственностью, установленной ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а именно наложением штрафа:

– на граждан — в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.;

– на должностных лиц и предпринимателей — от 2 до 3 тыс. руб.;

– на юридических лиц — от 20 до 30 тыс. руб.

Альтернативой штрафу для предпринимателей и юридических лиц может стать административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Судебная практика Так, из Решения Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2012 № 12-912/12, следует, что организация была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по оказанию услуг общественного питания на срок 15 суток в т. ч. за нарушение требований п. 2.2 СП 2.3.6.1079-01 (осуществление загрузки продуктов питания со стороны дворового фасада здания, где расположены окна и входы в квартиры).

Примеры привлечения организаций общественного питания к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ содержатся:

– в Решении Арбитражного суда Ярославской области от 02.10.2014 по делу № А82-5777/2014 (погрузочно-разгрузочные работы проводились с торца здания, под окнами жильцов, вблизи от входа в подъезд);

– в Решении Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2014 по делу № А29-2153/2014 (загрузка пищевых продуктов производилась через единственный вход, находящийся под окнами жилых помещений дома);

– в Решении Астраханского областного суда от 12.10.2012 по делу № 7-194/2012 (превышение допустимого уровня шума в квартирах граждан, источником которого было определено кафе);

– в Решении Московского городского суда от 30.08.2012 по делу № 7-1695 (нарушение рестораном санитарных норм, установленных в отношении вентиляции).

Существуют примеры, когда организации общественного питания привлекались к ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Данной статьей также установлена возможность административного приостановления деятельности предпринимателя и юридического лица на срок до 90 суток, но размеры штрафа немного ниже:

– для граждан — в размере от 0,5 до 1 тыс. руб.;

– для должностных лиц и предпринимателей — от 1 до 2 тыс. руб.;

– для юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.

Судебная практика Так, в Решении Свердловского областного суда от 20.03.2014 по делу № 71-96/2014 указано, что организацией общественного питания (кафе), размещенной в жилом здании, были превышены допустимые уровни шума. На основании ст. 6.4 КоАП РФ ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. Организация предприняла попытку в суде добиться замены штрафа на приостановление деятельности, однако суд в удовлетворении иска отказал.

Другие примеры привлечения к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ содержатся в Решении Московского городского суда от 26.03.2014 по делу № 7-1585/2014 (в т. ч. за нарушение требований к вентиляции), в Решении Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2014 по делу № А71-8516/2014 (за превышение предельно допустимых уровней звука).

Кроме того, встречаются случаи, когда организации общественного питания, расположенные в жилых домах, замеченные в несоблюдении санитарных норм, привлекаются к административной ответственности на основании ст. 6.3 КоАП РФ — нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В названной статье также предусмотрено административное приостановление деятельности предпринимателя и юридического лица на срок до 90 суток, а размер штрафов следующий:

  • для граждан — от 100 до 500 руб.;
  • для должностных лиц и предпринимателей — от 0,5 до 1 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.

Судебная практика В Решении Ленинградского областного суда от 04.04.2012 № 7-136/2012 рассматривается дело, в котором на основании ст. 6.3 КоАП РФ организацию общественного питания привлекли к ответственности за то, что в нарушение п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01 отток воздуха из банкетного зала осуществлялся через общедомовой вентиляционный канал.

Арбитражная практика свидетельствует, что случаи, когда организации общественного питания за одно административное правонарушение привлекаются по разным статьям, например ст. 6.3, 6.4 или 6.6 КоАП РФ, — распространенное явление. Такое положение вещей обусловлено тем, что КоАП РФ содержит в себе нормы и общего, и специального характера. Роспотребнадзор в Письме от 21.04.2009 № 01/5288-9-32 «О направлении Справки о практике применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» обратил внимание, что должностные лица к применению норм КоАП РФ иногда подходят субъективно и необоснованно квалифицируют административное правонарушение по общей ст. 6.3 КоАП РФ, вместо того чтобы применить специальные статьи, например ст. 6.6 КоАП РФ.

В свою очередь, судьи отмечают, что в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме. При этом в силу п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при неправильной квалификации правонарушения принимается решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Обратим внимание еще на один момент. Нарушение санитарных правил и норм организацией, оказывающей услуги общественного питания в помещениях жилого дома, грозит не только приостановлением деятельности на срок устранения нарушений и значительными штрафными санкциями (иначе говоря, финансовыми потерями), но и полным ее закрытием. Так, Роспотребнадзор, установив, что нарушения санитарного законодательства, допущенные организацией, создают реальную угрозу здоровью людей, могут привести к возникновению инфекционных заболеваний, вправе обратиться в суд с иском о запрещении осуществлять деятельность по оказанию услуг общественного питания, руководствуясь ст. 1065 ГК РФ. Пункт 2 указанной статьи гласит: если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. И судьи позицию контролирующего органа в подобных ситуациях поддерживают.

Одной из причин, по которой принимается решение обязать организацию общественного питания прекратить деятельность, может стать и тот факт, что она располагается на первом этаже дома, который является жилым (т. е. в незанятой заведением части этажа располагаются квартиры). Пунктом 2.2 СП 2.3.6.1079-01 установлено, что размещение организаций общественного питания возможно только в нежилых этажах жилых зданий. Судьи приходят к выводу, что данное нарушение носит неустранимый характер, поэтому принимают решение о необходимости прекратить деятельность организации.

Заключение

Оказание услуг общественного питания именно в помещениях жилого дома привлекает предпринимателей и юридических лиц возможностью расширить круг постоянных посетителей за счет жильцов дома. Однако чтобы исключить риск переквалификации «потенциальных посетителей» в «недругов заведения», необходимо неукоснительно выполнять требования СП 2.3.6.1079-01, установленные для организаций, размещенных в жилых домах.

Организации, «добровольно» не выполняющие санитарные нормы, контролирующие органы могут обязать их соблюдать. Роспотребнадзор вправе отреагировать на жалобы жильцов внеплановой проверкой заведения. При этом должностные лица данного ведомства при выявлении нарушения санитарного законодательства имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, а те, соответственно, обязаны их выполнять (п. 2 ст. 50, ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ). Кроме того, невыполнение установленных правил грозит предприятию общественного питания значительными финансовыми потерями, а также полным его закрытием. Надеемся, что представленная статья поможет организациям общественного питания избежать проблем и с жильцами дома, и с контролирующим органом.

Определением ВАС РФ от 03.08.2012 № ВАС-7453/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебных актов.

Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 31.10.1996 № 36.

Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 31.10.1996 № 40.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (в ред. от 27.12.2010).

Утвержден Приказом Минрегиона России от 24.12.2010 № 778.

См. решения Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2014 по делу № А50-11237/2014, по делу № А50-11236/2014.

См. Постановление ФАС Центрального округа от 23.06.2010 по делу № А14-13051/2009485/24.

См. Постановление ФАС Уральского округа от 23.11.2009 № Ф09-9139/09-С1 по делу № А60-19649/2009-С9.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2014 № А56-5964/2014

Любой современный ресторан или кафе представляют собой достаточно сложное инженерное сооружение, в котором обязательную и весьма существенную роль играют системы вентиляции. Если говорить проще, нормальный ресторан или кафе вообще не делается без искусственной вентиляции, систем вытяжек, воздуховодов и пр. Но как это все устроить правильно?

При устройстве системы вентиляции должны быть выполнены требования ряда нормативных документов. Знание и соблюдение этих требований является не только гарантом нужного, работоспособного результата, но и позволяет избежать проблем юридического толка (из-за которых ресторан могут если и не закрыть, то приостановить его деятельность для исправления недочетов наверняка).

Потому компании, которые специализируются на устройстве систем вентиляции — вентиляция ресторана и кафе, ветиляция производственных помещений, торговых, спортивных объектов и др. — должны не только быть партнерами производителей или дистрибьютеров нужного оборудования, уметь проектировать инженерные системы, но и обладать знаниями нормативной базы. Плюс иметь допуск к определенным видам работ от саморегулируемой организации (СРО) проектировщиков.

И все же, рассмотрим всего один вопрос, который особенно важен, если ресторан или кафе устраиваются в жилом доме:

Каким требованиям должна удовлетворять вентиляция ресторана, вентиляция кафе в жилом доме ?

Среди главного для проектировщиков и монтажников документа, регламентирующего проекты систем вентиляции, обычно приводятся Строительные нормы и правила СНиП 41-01-2003 (с 01.01.2004 пришел на смену СНиП 2.04.05-91) «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

Но вот для ответа на вопросы о том, как и где можно устраивать возуховод (вытяжку) системы вентиляции ресторана или кафе в жилом доме нужно обратиться к иным документам.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания…», к которым очевидно, относятся кафе и рестораны, но не только они.

Во-первых, согласно этим правилам ввод в эксплуатацию организаций общественного питания при их размещении в пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям помещениях требуется санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается при выполнении ряда требований (по шуму, вибрации, электромагнитным излучениям, концентрации вредных вещетв и т.п.).

Во-вторых, и это особенно важно для жильцов, в п.2.2 сказано — при размещении организаций в нежилых этажах жилых зданий, в пристроенных, встроенно-пристроенных помещениях не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.

А теперь посмотрим на пункт 4.6. этих же правил, здесь говорится, что:

— устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах;

— система вытяжной вентиляции должна оборудоваться автономно (т.е. никак не соединяться с вентиляцией жилого дома). Именно поэтому и делают воздуховоды по внешней стене зданий, если кафе открывается в нежилом этаже и оно не было предусмотрено ранее при строительстве уже с собственной вентиляционной шахтой ;

— шахты вытяжной вентиляции должны выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.

Любое из нарушение этих условий, равно как шум, вибрация и т.п. являются тем, что называется «ухудшение условий проживания». И это может стать основанием для вашей жалобы.

Если нарушены указанные правила, то нарушается еще и другой документ — «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.1.2.2645-10.

В нем, в частности, есть такие пункты:

4.8. Вентиляция объектов, размещенных в жилых зданиях, должна быть автономной. Допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию общественных помещений, не имеющих вредных выбросов.

4.9. Шахты вытяжной вентиляции должны выступать над коньком крыши или плоской кровли на высоту не менее 1 м.

Кстати, посмотрите сам документ ( в формате Word), там есть еще разные интересные требования, которые могут быть нарушены строителями или управляющей компанией.

Что же делать, если система вентиляции ресторана, кафе (даже не в вашем доме, а, скажем, по соседству) ухудшает условия проживания и пребывания людей в жилых домах? — писать жалобы в соответствующие инстанции.

Лучше всего, конечно, обратиться к юристам. В Интернете можно порекомендовать найти ответ юристов на вопрос «Труба вытяжки от кафе» на сайте Правовед.ру, где юрист предложил варианты обращений со ссылкой на нарушаемые пункты.

Если не обращаться к юристам, то можно написать собственную жалобу с такой примерной структурой:

— указать какой именно ресторан (кафе и т.п.) расположены по такому-то адресу (написать не только название на вывеске, но с указанием юридического лица);

— и далее прямо по пунктам нормативных документов — писать, что в каком пункте подразумевается, и что нарушается этой организацией общественного питания.

И еще один важный момент — он касается в данном случае вентиляции кафе в жилом доме, но может быть распространен на многие другие случаи.

А именно — согласно жилищному кодексу РФ (а это, кстати, Федеральный закон), часть 1, статья 36 , ограждающие несущие и не несущие конструкции дома, в том числе внешние стены, принадлежат на праве общедолевой собственности собственникам помещений данного дома. И, согласно ч. 4 ст. 36 жилищного кодекса общее имущество многоквартирного жилого дома может быть передано в пользование иным лицам исключительно по решению общего собрания собственников.

Так что расположение воздуховода на стене дома (равно как и иных конструкций) без положительного решения общего собрания владельцев, является прямым нарушением федерального закона. Если это так, то вы может требовать демонтажа всей этой трубы вентиляции.

Да, куда писать жалобы? — с требованием демонтажа можно сначала обращаться в управляющую компанию. А по поводу нарушения иных условий, указанных в СанПИНе и санитарных нормах можно обращаться в прокуратуру с просьбой провести проверку выполнения этих норм. Как правило, если проверка показывает имеющиеся нарушения, прокуратура выносит предписание владельцам об устранении и может приостановить деятельность кафе, ресторана до устранения замечаний. Еще один возможный адресат Роспотребнадзор.

Не каждая семья имеет собственное подворье или дачу, где можно отдыхать, любоваться природой и устраивать пикники. Однако во многих дворах многоэтажек в праздничные и выходные дни можно видеть, как жильцы сооружают переносные мангалы и дразнят волшебным запахом жареного мяса других жильцов. Насколько правомерны такие пикнички разберемся в этой статье.

Какая ответственность

Жарить мясо и приготавливать прочую пищу на огне во дворах многоквартирок по общему правилу нельзя. Но это не абсолютный запрет, многое зависит от конкретной жизненной ситуации.

Закон запрещает разводить костры на землях общего пользования в населенных пунктах, а значит в зоне жилых застроек. Более того не допускается делать шашлыки ближе 50 метров к высотным домам.

Если игнорировать указанные запреты, то налицо нарушение противопожарной безопасности. За это предусмотрен штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

А если халатность нарушителя приведет к печальным последствиям, соответственно ответственность более суровая:

Повреждение имущества стоимостью до 250 000 руб. Допустим, пламя перебросится на близстоящий автомобиль, который частично обгорит. Тогда штраф будет в диапазоне от 4 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ). Плюс гражданский иск от собственника транспорта о возмещении убытков (стоимость восстановительного ремонта машины).

Вред имуществу более 250 000 руб. Например, от искры воспламенится автомобиль стоимостью 500 тыс. руб. и сгорит дотла. В таком случае грозит уголовное наказание по ст. 168 УК РФ — лишение свободы до 1 года.

Вред здоровью или смерть человека. Когда из-за неумелого обращения с огнем наступят тяжкий вред или смерь, то виновника привлекут по статьям уголовного закона, соответственно или 118, или 109. Наказание по ним серьезные, в том числе арест до полугода (за тяжкий вред), либо лишение свободы до 2 лет (за летальный исход).

Сопутствующие нарушения

Кроме штрафа за жарку шашлыка во дворе многоквартирного дома в 2019 году, возможны санкции:

  • если после барбекю останется неубранный мусор, то это карается штрафом от 1000 до 2000 руб. (ст. 8.1 КоАП РФ);
  • когда участники застолья будут распивать спиртное или находиться в нетрезвом виде, допускается привлечение по ст. 20.20 КоАП РФ в виде денежной санкции от 500 до 1500 руб.

Кто накладывает штраф

Непосредственно оформляет дело о нарушении и накладывает денежное взыскание пожарный надзор (служба при МЧС).

Однако сотрудники полиции (участковый уполномоченный, ППС, оперативная группа при дежурных частях и пр.) также реагируют на указанные нарушения. Они могут на месте составить соответствующий акт, зафиксировать на фото/видео проступок. После указанные материалы перенаправляются в МЧС для дальнейшего разбирательства.

Если будут дополнительные нарушения, то полиция может своими полномочиями наказывать нарушителя.

Что разрешено

Так как в законе нет четких формулировок относительно пикников в жилых зонах, поэтому остается открытым вопрос можно ли жарить шашлык во дворе многоэтажного дома?

На самом деле такая возможность есть, но при условии соблюдения определенных правил:

  • для жара следует использовать торфяной/древесный уголь;
  • готовку осуществлять в четырех бортном металлическом мангале, ограничивающем языки пламени и просыпание углей;
  • иметь при себе огнетушитель или емкость (желательно от 5 и более литров) с водой;
  • постоянно находиться рядом с мангалом и следить за процессом жарки;
  • после окончания приготовления пищи тщательно затушить угли и закопать их;
  • не устраивать барбекю в ветреную погоду;
  • не находиться под окнами застроек, то есть обеспечить расстояние безопасное от воздействия огня, а также от задымления квартир;
  • не занимать детские и спортивные площадки;
  • не распивать спиртное.

Но есть случаи, когда никакие меры безопасности не могут позволить затеять жарку мясных изделий на открытом воздухе. Например, воспрещено использовать мангал по назначению:

  • на балконах;
  • во дворах, где имеется обильный травянистый сушняк;
  • поблизости имеются резервуары с легковоспламеняющимися жидкостями (даже если они размещены с нарушением закона);
  • другие случаи, которые определяются местными властями как особый (дополнительный) режим пожаробезопасности.

Кстати, в последнем случае неправомерное поведение может возбраняться региональными кодексами по административным правонарушениям.

Так статьей 3.20 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусмотрена ответственность от 3000 до 4000 руб., статьей 11-1 Закона Свердловской области «Об административных правонарушения на территории Свердловской области» штраф от 2000 до 5000 руб., статьей 6.2. Закона Астраханской области «Об административных нарушения» адм.штраф от 3000 до 5000 руб. и прочие примеры.

Как вести себя

Хоть разжигать мангал во дворе дома не является преступлением, а в определенных условиях вообще это допускается, все равно это не повод проявлять агрессию в отношении работников полиции или противопожарной службы (которые пытаются составить протокол).

Напротив, нужно максимально показать свою серьезную подготовку к барбекю на воздухе и неуклонное соблюдение пожарных норм.

А именно: продемонстрировать все приспособления для предотвращения чрезвычайных ситуаций (противопожарные средства), заявить, что открытого огоня не будет (жарка будет на тлеющих углях), в качестве розжига не используется сухая трава и ветки деревьев, место приготовления пищи находится на безопасном расстоянии от возможных очагов возгорания (то есть рядом отсутствует сухая трава, листья, ветки, нет легко воспламеняемых материалов и пр.), уверить проверяющих, что после завершения мероприятия все следы будут убраны как положено и пр.

Если сотрудники будут составлять акт (протокол), то указанные сведения обязательно внести в него в качестве замечаний к процессуальному документу.

Как бороться с нарушителями

Закон запрещающий жарить шашлык возле дома не срабатывает автоматически. Для упреждения неправомерного поведения нужно проявить инициативу и обратиться в компетентные структуры. Причем не нужно записываться на прием, куда-то обращаться с письменным заявлением, давать объяснения, представлять доказательства. Достаточно сделать своевременный звонок.

Куда обращаться

Куда звонить догадаться не трудно:

  • или в территориальный отдел полиции, в дежурную часть (телефон можно узнать в Интернете), либо набрать единый номер «102»;
  • или в МЧС по единому номеру «101».

Общаясь с должностным лицом, нужно описать суть происходящего, адрес, где собираются готовить (или уже готовят полным ходом) шашлык, сообщить в чем усматривается угроза плачевных последствий, как нарушены Ваши права (например, это ночное мероприятие и компания создает шум, нецензурно выражается и пр.), назвать свою фамилию.

Самостоятельно разрешить ситуацию не всегда удается. Вообще можно даже спровоцировать конфликт. Правда, бывают случаи, когда можно на правах соседа сделать замечание в ненавязчивой и даже уважительной форме. Но если это не вразумит компанию, то следует звонить компетентным людям.

Ещё в каких местах действуют ограничения

В городе, кроме жилого сектора, существуют множество территорий, где есть ограничения на шашлычные мероприятия.

Вообще это практически все места, где предполагается нахождение людей и где действует противопожарный контроль.

Чаще всего граждане нелегально устраивают пикники:

  • в парках отдыха;
  • на пляжах;
  • на дачных участках;
  • вблизи памятников и объектов культурного значения;
  • около гаражей;
  • и прочее.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *