Камеральная и выездная проверка

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. У всех видов проверок налоговой одна цель — проконтролировать соблюдение компаниями и ИП соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе проверить, правильно ли были рассчитаны и уплачены налоги, сборы и страховые взносы.

Камеральная налоговая проверка — это проверка, которую инспекция проводит регулярно на основе вашей декларации (или расчета) и документов, которые вы самостоятельно предоставили, а также документов, которые у нее есть. Камеральную проверку проводят на территории инспекции без какого-либо специального решения (п.п.1, 2,10 ст. 88 НК РФ). Камеральная проверка — это своего рода текущий контроль, который нужен для внесения корректировок (при необходимости).

Выездная налоговая проверка — это проверка, которую инспекция проводит на основе специального решения ее руководителя (его зама), как правило, на территории того, кого проверяют. Выездную проверку могут проводить по одному, несколькими или сразу всем налогам, сборам, страховым взносам. При этом инспекция может проверить три года, которые предшествуют году проверки. Обычно ее проводят, когда проверяемое лицо своими действиями вызвало интерес инспекторов и попало в план выездных проверок (п.п.1, 3, 4, 17 ст. 89 НК РФ). Выездная проверка — это глубокое изучение деятельности проверяемого лица для выявления серьезных недочетов схем ухода от налогов, а также признаков налоговых преступлений.

ОТЛИЧИЕ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ОТ ВЫЕЗДНОЙ

Основные отличия камеральной и выездной проверки следующие:

1. Основание проверки — камеральную проверку проводят без специального решения, основание — декларация и документы, которые вы самостоятельно сдали в инспекцию. Выездную проверку проводят только на основании решения руководителя инспекции или его заместителя.

2. Предмет проверки — в рамках камеральной проверки проверяют ошибки в декларации (расчете), своевременность ее сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому вы отчитывались. В рамках выездной проверки проверяют правильность расчета и уплаты одного или сразу нескольких налогов (сборов, страховых взносов).

3. Период проверки — камеральную проверку проводят за тот период, который охватывает поданная вами декларация (расчет). Например, за месяц, квартал, полугодие, год. Выездная проверка может охватить три года, которые предшествуют году проверки.

4. Место проверки — камеральную проверку проводят на территории инспекции без выезда к вам. Выездную проверку обычно проводят на вашей территории. Но если вы не можете предоставить помещение, то ее проведут в инспекции.

5. Срок проверки — камеральную проверку проводят в течение трех месяцев со дня подачи декларации (расчета). Этот срок нельзя продлить. Исключение — декларация по НДС, по ней, как правило, проверка идет два месяца, и этот срок могут продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений. Срок выездной проверки — два месяца с даты вынесения решения. Его могут продлить до четырех — шести месяцев. Если отдельно проверяют филиал или представительство, срок проверки — не больше одного месяца. В отличие от камеральной проверки выездную могут приостановить.

6. Периодичность проверки — камеральную проверку проводят по каждой поданной декларации (расчету), в том числе и по уточненной. Выездную проверку по общему правилу не должны проводить больше двух раз за календарный год.

7. Мероприятия налогового контроля — в рамках камеральной проверки они используются не так широко. Так, проверяющие могут запрашивать у Вас дополнительные документы только в строго определенном случае. Например, если Вы заявляете НДС к возмещению или применяете налоговые льготы (для их подтверждения). Они также могут проводить и другие мероприятия, но делают это редко. При выездной проверке гораздо чаще используют мероприятия налогового контроля и прибегают к более разнообразным их видам. Так, проверяющие могут:

— истребовать документы, которые относятся к предмету проверки;

— допросить свидетелей;

— провести инвентаризацию имущества;

— привлечь эксперта (специалиста), переводчика для участия в проверке;

— провести осмотр помещений и территорий;

— сделать выемку документов и предметов.

8. Оформление результатов проверки — по итогам камеральной проверки оформляют акт, только если есть нарушения. По итогам выездной проверки составляют справку, а затем акт. Не имеет значения, есть нарушения или нет.

Библиографическое описание:



По определению Конституционного суда РФ от 06.07.2010 г. № 933-О-О, в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковой признаётся деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом (далее — НК РФ). Исходя из положений ст.6 федерального закона от 21.03.1991 г. № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации», такой контроль является одной из главных задач налоговых органов.

Налоговые органы проводят два вида проверок — камеральные и выездные (ч.1 ст.87 НК РФ). Цель у них одна (она закреплена в ч.2 ст.87 НК РФ) — проверить, насколько добросовестно и качественно выполняются обязательства по уплате налогов. А вот основания, условия, порядок проведения и результаты проверок различаются.

Основание проведения выездной проверки — установленный план выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения таких мероприятий закреплены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3–06/333. Принципы Концепции прозрачны и понятны: 1) режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; 2) своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений; 3) неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах; 4) обоснованность выбора объектов проверки.

Выездная проверка осуществляется с указания руководителя (его заместителя) налогового органа (ч.1 ст.89 НК РФ).

Основание проведение камеральной проверки — подача в налоговый орган налоговой декларации (расчёта) и иных документов. Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства налоговой инспекции (ч.2 ст.88 НК РФ).

Следует учесть, что выездной налоговой проверкой могут быть охвачены 3 календарных года деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (хотя в исключительных обстоятельствах этот срок может быть увеличен). Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за это время.

Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация (расчёт). Проверяется своевременность сдачи, правильность расчёта и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Различается и место проведения проверок. Выездная проверка проводится с выездом налогового инспектора на территорию проверяемого налогоплательщика. Но если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проведения проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (ч.1 ст.89 НК РФ).

Камеральная проверка, наоборот, в большинстве случаев проводится в налоговом органе. Однако с 1 января 2015 года налоговым органам в рамках камеральной проверки законодательно разрешено проводить осмотры территории и помещений налогоплательщика в случаях: 1) представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению; 2) выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС (ч.8.1 ст.88 НК РФ), которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Срок выездной налоговой проверки — 2 месяца со дня вынесения решения о проведении проверки (ч.ч.6,8 ст.89 НК РФ), камеральной — 3 месяца со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации, расчёта (ч.2 ст.88 НК РФ).

В отдельных случаях предусмотрены дополнительные сроки. Выездная проверка может проводиться вплоть до 4 или 6 месяцев при наличии следующих факторов: а) проведение проверки налогоплательщика, отнесённого к категории крупнейших; б) полученная информация от правоохранительных, контролирующих, иных органов о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах, требующих дополнительной проверки; в) форс-мажор (затопления, пожары, наводнения) в месте проведения проверки; г) проверки организаций, имеющих в своём составе несколько обособленных подразделений (менее 4 обособленных подразделений — до 4 месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 % от общей суммы налогов, подлежащих уплате организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 % от общей стоимости имущества организации; 4 и более обособленных подразделений — до 4 месяцев; 10 и более обособленных подразделений — до 6 месяцев); д) непредставление проверяемым лицом всех необходимых для проверки документов; е) иные обстоятельства. Эти положения закреплены в приказе ФНС России от 08.05.2015 г. № ММВ-7–2/189@. Стоит обратить внимание на то, что перечень является открытым.

Камеральная проверка может проводиться в течение 6 месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с ч. 4.6 ст. 83 НК РФ, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Следующее отличие можно провести по мероприятиям налогового контроля. В рамках выездной проверки допускаются: запрос документов, осмотр, выемка, экспертиза документов, допрос, проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т. д.). Срок представления документов — 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней — при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учёт в налоговом органе в соответствии с ч. 4.6 ст. 83 НК РФ) со дня получения требования (ч.3 ст.93 НК РФ).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации. Запрашивать дополнительные документы в рамках камеральной проверки можно только в строго оговорённых НК РФ случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточнённой декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот — для их подтверждения). Все необходимые пояснения налогоплательщик должен предоставить в течение 5 дней (ч.ч.3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ).

Руководитель налогового органа вправе приостановить выездную проверку по основаниям, указанным в ч.9 ст.89 НК РФ. Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние и майские праздники, потому что на территории организации в эти дни находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идёт. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда приходится запрашивать документы у контрагентов проверяемой компании. Выносится решение о приостановлении проверки, потом — о её возобновлении. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько. Однако общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев .

Приостановка камеральной проверки законом не предусмотрена.

По результатам выездной проверки итоговый акт составляется в любом случае, то есть независимо от того, были выявлены нарушения или нет. Акт составляется в течение 2 месяцев со дня вынесения справки о проведённой выездной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение 3 месяцев (ч.8 ст.89 НК РФ).

Акт по результатам камеральной проверки не составляется, если не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах. В случае, если имеют место нарушения, то акт составляется в течение 10 дней по окончанию проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась проверка (или его уполномоченным представителем).

В течение 1 календарного года может проводиться не более 2 выездных проверок. Исключение — повторные проверки. Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Чаще всего повторные проверки назначают, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией — налогоплательщиком .

Что касается камеральной проверки. Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточнённая.

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС. Существуют определённые нюансы. Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может включаться любой инспектор ФНС России. К камеральной проверке могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ, если в ходе предпроверочного анализа возникли подозрения, что налогоплательщик прибегает к схемам уклонения от уплаты налогов, а сумма неуплаченных налогов достаточна для возбуждения уголовного дела. Камеральные проверки проводят сотрудники профильного камерального отдела ИФНС .

Сотрудники полиции также могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки — допросов, осмотров, проведения выемки и других, вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников налогового органа.

По итогам выездной налоговой проверки налогоплательщику могут доначислить налоги, обязать заплатить пени и штрафы. Кроме того, есть риск возбуждения уголовного дела, налоговый орган может инициировать банкротство проверяемой организации, директора и учредителей компании — привлечь к субсидиарной ответственности.

Итогом камеральной налоговой проверки компании может стать требование подать уточнённую декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Налоговые проверки — достаточно гибкий инструмент контроля, изменяемый и постоянно совершенствующийся. Конституционный суд РФ неоднократно касался вопроса разграничения камеральной и выездной налоговой проверки и пришёл к выводу: камеральная налоговая проверка — форма текущего документального контроля, который проводится на основании налоговых деклараций (расчётов) и иных документов, выездная налоговая проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчётности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия неправильного применения налогового закона .

Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, проведение ряда специальных мероприятий контроля — осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение Конституционного суда РФ от 08.04.2010 г. № 441-О-О).

С 2015 года грань между выездными и камеральными проверками сдвинулась. Теперь, если камеральная проверка может проводиться с выездом к налогоплательщику, пусть и в исключительных случаях, не становится ли она условно — выездной, или квазизвыездной? Законодатель по общему правилу запрещает повторную выездную проверку, так как, в противном случае, это будет чрезмерным ущемлением предпринимательской деятельности. Но камеральная проверка по факту противоречит этому запрету. Тогда надо исходить из баланса публичного и частного интереса. Конституционное основание допустимости такой проверки связано с возвратом сумм из бюджета. Если налоговые органы не будут иметь достаточных полномочий для проверки оснований возврата сумм, это может привести к необоснованным потерям бюджета. Истребование первичной документации тоже обусловлено необходимостью подтверждения сделок налогоплательщика с поставщиками и покупателями .

Как показывает практика, для эффективного налогового контроля, с учётом всех особенностей, необходимы оба вида проверок. Они вполне органично дополняют друг друга. При этом существует мнение, что основной выступает камеральная проверка, так как возрастающее число налогоплательщиков не позволяет обеспечить их 100 %-й охват выездными проверками. В то же время именно по результатам камеральной проверки многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговых органов для проведения выездных проверок, и объектом проверок в таких случаях становятся выявленные в рамках камеральной проверки «слабые места» и несоответствие данных в отчётности налогоплательщика .

Литература:

  1. Лермонтов Ю. М. Камеральная проверка как форма налогового контроля/ Налоговый контроль № 17 (185) — 2007.
  2. Маркова М. Г. Проверки: выездные, камеральные, встречные/ Бизнес-адвокат № 23, 2003.
  3. Сорокин В. А. Некоторые проблемы проведения камеральных налоговых проверок/ Таврический научный обозреватель № 6 (23) — июнь 2017.
  4. Чимидов В. Г. Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий/ http://1c-wiseadvice.ru
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая (федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ).
  6. Федеральный закон от 21.03.1991 г. № 943–1 «О налоговых органах Российской Федерации».
  7. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3–06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
  8. Приказ ФНС России от 08.09.2015 г. № ММВ-7–2/189@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях»…
  9. Определение Конституционного суда РФ от 08.04.2010 г. № 441-О-О.
  10. Определение Конституционного суда РФ от 06.07.2010 г. № 933-О-О.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, камеральная проверка, выездная налоговая проверка, выездная проверка, налоговый орган, проверка, налоговая декларация, камеральная налоговая проверка, Конституционный суд РФ, налоговая проверка.

Камеральную налоговую проверку проводит налоговый инспектор (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Никакого решения о проведении камеральной налоговой проверки не выносится. Основанием для ее проведения является факт представления налогоплательщиком в налоговый орган декларации или расчета. Соответственно, никто не уведомляет налогоплательщика о проведении камеральной проверки. Она проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации или расчета. При этом не имеет значения, когда представлена налоговая декларация — вовремя или с нарушением установленного налоговым законодательством срока (Письмо ФНС России от 07.05.2010 N ШС-37-3/1269@).

Первый этап проверки проводится в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений. На этом этапе сверяют данные представленной отчетности с показателями отчетности за предыдущий период, а также с данными отчетности за этот же период, но по другим налогам.

Если не выявлено ошибок и нет оснований для проведения углубленной проверки, то на этом камеральная проверка декларации может завершиться. В этом случае налоговые органы не составляют акт проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). Также они не обязаны каким-либо образом уведомить налогоплательщика о ее завершении. Исключение — камеральная проверка по НДС, которая проводится в порядке ст. ст. 176, 176.1 НК РФ.

Второй этап возможен, когда проводится углубленная проверка, т.к. именно тогда, налоговый орган запросит у налогоплательщика пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку контрагентов. При этом законодательство не обязывает налоговые органы ставить налогоплательщика в известность о том, что они будут проводить углубленную проверку отчетности.

Как правило, углубленные камеральные проверки включают не только автоматизированную сверку контрольных соотношений, но и проведение различных мероприятий налогового контроля.

Основания для углубленной камеральной проверки.

1. Выявление налоговым органом каких-либо противоречий, несоответствия между представленной налоговой отчетностью и иными сведениями, документами. Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, по выявленным расхождениям налоговики вправе затребовать от налогоплательщика пояснения.

2. Представление отчетности, в которой сумма налога заявлена к уменьшению или возмещению. Например, подача декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению. В этом случае, прежде чем вернуть деньги из бюджета, налоговики истребуют документы, подтверждающие право на вычеты по НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ).

3. Представление отчетности, в которой заявлены льготы, т.к. за счет применения льгот уменьшается сумма налога к уплате. Поэтому в налоговые органы необходимо будет предоставить документы, подтверждающие право на льготы, согласно п. 6 ст. 88 НК РФ.

4. Предоставление декларации по налогу, связанному с использованием природных ресурсов. Согласно п. 9 ст. 88 НК РФ, налоговый орган вправе истребовать документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

5. Предоставление налоговой декларации с опозданием. Проверка опоздавшей отчетности прежде всего может быть углубленной.

Также будут применены штрафные санкции согласно ст. 119 НК РФ.

6. Изменение суммы налога к уплате и предоставление уточненной декларации.

7. Камеральная проверка может быть проведена в полном объеме по любой декларации.

Традиционно под методом понимается «способ теоретического исчисления или практического осуществления чего-либо», «способ достижения некоторой цели и состоит из совокупности приемов теоретического или практического познания деятельности». В нашем случае метод можно определить как совокупность методов и приемов, применяемые уполномоченными органами, для проведения камеральных налоговых проверок.

На начальном этапе камеральной проверки в обязательном порядке проводится визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с требованиями к порядку ее заполнения.

На практике случается, что в представленной налоговой отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который представлена декларация), нечетко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение, или они заполнены карандашом. Могут встречаться исправления, не подтвержденные подписью налогоплательщика или его представителя. В этих случаях налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о необходимости представить документ, входящий в налоговую отчетность, по утвержденной форме в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти дней.

Указанное требование не распространяется на следующие случаи:

— выявлены обстоятельства, свидетельствующие о налоговых правонарушениях;

— установлены факты, что сумма налога к возмещению (уменьшению) или доплате (уплате) исчислена налогоплательщиком в завышенном размере.

Если налогоплательщик не внес соответствующие исправления в установленный срок, налоговый орган истребует у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и (или) истребует у иных лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, либо рекомендует данного налогоплательщика для включения в план проведения выездных налоговых проверок».

Базируясь на достижение различных наук, можно говорить о многоуровневой системе методов выявления нарушения в налоговой сфере при проведения камеральных налоговых проверок, которая включает в себя две группы:

— общенаучный метод — анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, логический метод, моделирование, статистические методы;

— специальные методы, применение которых характерно для данного вида деятельности — экономико-правовой и экономический анализ, исследования документов, построение аналитических таблиц, детализация».

Не основываясь на всем многообразии методов, выделим три основных метода – это негласный метод, метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта, логически-дедуктивный метод, сущность которых состоит в следующем:

1.Негласный метод.

В этом случае информация о подготавливаемом или совершенном нарушение поступает в результате оперативно-розыскной деятельности компетентных органов. В случае достоверности она может и должна быть причиной проведения различных мероприятий, прежде всего выездной налоговой проверки. При надлежащем процессуальном оформлении она может являться основанием расследования.

2. Метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта.

Данный метод основывается на сравнении информации о деятельности хозяйствующего субъекта, полученной из различных источников, в том числе и от него самого. Очевидно, что если налогоплательщик показывает снижение объемов производства, а налоговый орган располагает данными о росте потребления электроэнергии, воды и других ресурсов, то это должно быть причиной повышенного к нему внимания.

Другим аспектом данного метода является поиск несоответствия в налоговой и бухгалтерской отчетности на основе контрольных соотношений. Сущность заключается в том, что для расчетов разных налогов используют одни и те же показатели или их составные части, которые в явном или скрытом виде содержатся в разных формах бухгалтерской или налоговой отчетности. Например, для НДС и налога на прибыль основой является выручка, для единого социального налога и налога на доходы физических лиц — размер фонда оплаты труда и т.п. Несоответствие одноименных величин или их производных в различных налоговых декларациях, бухгалтерской и другой отчетности должны дать повод для проверки этих отклонений.

Данный метод в настоящее время все шире находит применение в практике налоговых органов при камеральной проверке отчетности налогоплательщиков, налоговых агентов и других лиц.

3. Логически-дедуктивный метод.

Наиболее общий метод выявления нарушений в налоговой сфере, суть которого заключается в следующем. Если организации находятся в одинаковых экономических и информационных условиях, а бухгалтера применяют одни и те же методы и приемы начисления, то целесообразно сформировать модель налогоплательщика. Резкие отклонения параметров анализируемого предприятия от «усредненного варианта» (эталонной структуры и размеров налоговых платежей) могут и должны давать повод для проведения этих отклонений.

Данный метод позволяет выявить отрицательное поведения отдельных налогоплательщиков без указания на конкретику подобного поведения. Для уточнения результатов необходимо пользоваться методами первой и третьей группы».

К группе основных методов также относят финансово-аналитический метод, сущность которого заключается в выявлении нарушений в налоговой сфере через исследование динамики определенных финансовых потоков, дополненных изучением информации от других органов, прежде всего осуществляющих регистрацию сделок с недвижимым имуществом и автотранспортом, долей участия учредителей и акционеров и участия в других организациях, движения денежных средств по счетам.

Сигналом для повышения внимания к конкретному хозяйственному субъекту может быть:

— значительные отличия ожидаемых и фактических объектов налоговых платежей налогоплательщика, существенные несоответствия в накопленной информации;

— тенденция в поведении показателей предприятия, указанных на определенные «махинации» при осуществлении хозяйственной деятельности;

— резкие изменения показателей, приводящие к существенному отличию показателей налогоплательщика от средних по сегменту, или выход их значений за границы нормального диапазона, указывающие на ухудшение финансового состояния налогоплательщика.

Формально логический дедуктивный и финансово-аналитический методы можно описать следующим образом:

-обнаружение аномального поведения с помощью аппарата математической статистики — типичные действия, описанные в шаблоне, отклонения от которого и признаются аномалией требующей вмешательства соответствующих органов (субъектов);

— обнаружение нарушения, основное на сигнатурах, последовательных действиях, характеризующих нарушения».

Подобные подходы широко используются в сфере информационных технологий при построении систем информационной базы, что делает занимательным использование достижений в этой области для повышения эффективности камерального налогового контроля.

Для достижения максимальной эффективности и результативности камерального контроля Федеральная налоговая служба России издает обязательные для внутреннего применения документы (приказы, инструкции, методические рекомендации, регламенты и др.), а также заключаются межведомственные соглашения о порядке взаимодействия и обмене информации.

При проведении камеральных налоговых проверок ФНС России рекомендует уделять повышенное внимание двум категориям хозяйствующих субъектов:

1. Крупнейшим налогоплательщикам, которые обеспечивают основную часть налоговых поступлений. Их целесообразно проверять таким образом, чтобы с учетом ограничений статей 87 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации не допустить периодов, не подлежащих проверке. Внимание к данной категории в большей степени обусловлено их фискальной значимостью, а не целенаправленным поиском нарушения.

2. Налогоплательщика, прошлые проверки, которых обеспечили наибольшие доначисления.

Основными этапами камеральной проверки являются:

— проверка правильности исчисления налоговой базы и суммы налогов, исчисленных и уплаченных в бюджет;

— проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, путем сопоставления показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

— проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

— проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;

— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников;

— анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации товаров (работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических (электро-теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов.

Конкретные формы и методы камеральной налоговой проверки определяются налоговыми органами самостоятельно, исходя из:

— наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства;

— возможности обеспечения автоматизированной обработки информации;

— опыта сотрудника осуществляющего камеральную налоговую проверку».

Таким образом, при проведении камерального контроля можно выделить четыре основных метода – это

1) негласный метод;

2)метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта;

3) логически-дедуктивный метод;

4) финансово-аналитический метод.

Конкретные методы камеральной налоговой проверки определяются налоговыми органами самостоятельно.

Камеральная проверка

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ 1. Проведение камеральной проверки │

└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

│ проводится в течение 3 месяцев │

│ со дня, следующего за днем подачи │

│ декларации (расчета) │

V V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Автоматизированный контроль и сверка контрольных соотношений │

│ по представленной отчетности │

└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

V V

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Нет оснований для углубленной │ │Есть основания для углубленной │

│ камеральной проверки, │ │камеральной проверки, например: │

│ ошибки не найдены │ │- выявлены ошибки, противоречия, │

└─┬────────────────────────────────┘ │несоответствие декларации │

│ │(расчета) иным документам; │

│ ┌──────────────────┤- заявлена сумма НДС к возмещению;│

│ │ │- заявлены льготы; │

│ │ │- подана отчетность по налогам, │

│ │ │связанным с использованием │

│ │ │природных ресурсов; │

│ │ │- прочие │

│ │ └─────────────────┬────────────────┘

│ │ │

│ │ и (или) │

│ V V

│ ┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ │Мероприятия налогового │ │ Сообщение о выявленных ошибках │

│ │контроля: │ │ (противоречиях, несоответствии) │

│ │1) истребование документов у │ │ с требованием представить │

│ │налогоплательщика; │ │ пояснения или внести │

│ │2) истребование документов и │ │ соответствующие исправления │

│ │сведений у третьих лиц │ │ в отчетность │

│ │(встречная проверка); │ └─────────────────┬────────────────┘

│ │3) допрос свидетелей; │ │ не позднее

│ │4) назначение экспертизы; │ │ 5 рабочих дней

│ │5) участие специалиста, │ V

│ │переводчика; │ ┌──────────────────────────────────┐

│ │6) выемка документов; │ │Налогоплательщик │

│ │7) осмотр помещений │ │- представляет пояснения │

│ │и другие │ │и (или) │

│ │ │ │- подает уточненную декларацию │

│ └───────────────┬──────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ V V

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ 2. Оформление результатов камеральной проверки │

│ └───────────────┬────────────────────────────────────┬────────────────┘

│ V V

│ ┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ │ Нарушения налогового │ │ Обнаружены нарушения налогового │

│ │законодательства не обнаружены│ │ законодательства │

│ └───────────────┬──────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ │ │ не позднее

│ │ │ 10 рабочих дней

│ │ │ после окончания

│ │ │ проверки

V V V

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Акт не составляется. │ │ Акт камеральной проверки │

│ Решение по проверке не выносится │ │ │

└──────────────────────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ не позднее

│ 5 рабочих дней с

│ даты составления

│ акта

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Вручение акта камеральной проверки налогоплательщику │

└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

V V

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Налогоплательщик согласен │ │ Налогоплательщик не согласен │

│ с содержанием акта │ │ с содержанием акта │

│ камеральной проверки │ │ камеральной проверки │

└─────────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ │ в течение

│ │ 15 рабочих дней

│ │ со дня получения

│ │ акта

│ V

│ ┌──────────────────────────────────┐

│ │ Возражения на акт │

│ │ камеральной проверки │

│ └─────────────────┬────────────────┘

V V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ 3. Рассмотрение материалов камеральной проверки │

└─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘

│ материалы должны быть рассмотрены и решение по проверке

│ принято в течение 25 рабочих дней с даты получения акта

│ камеральной проверки + 1 месяц при продлении срока

│ рассмотрения материалов проверки

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Извещение о рассмотрении материалов камеральной проверки │

└─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Подготовительные мероприятия │ │ Неявка ненадлежаще извещенного │

│ │>>>│ налогоплательщика или лица, │

│Руководитель инспекции: │ │ участие которого необходимо │

│- представляется и оглашает, │ └─────────────────┬────────────────┘

│материалы какой налоговой проверки│ V

│будут рассматриваться; │ ┌──────────────────────────────────┐

│- проверяет явку лиц, приглашенных│ │ Решение об отложении │

│на рассмотрение; │ │ рассмотрения материалов проверки │

│- удостоверяется в полномочиях │ │ │

│представителя налогоплательщика; │ │ │

│- разъясняет участвующим │ │ │

│лицам их права и обязанности │ │ │

└─────────────────┬────────────────┘ └────────────────────────────────┬─┘

V │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Исследование материалов камеральной проверки │ │

└─────────────────┬────────────────────────────────────┬──────────────┘ │

V V │

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │

│ В материалах камеральной проверки│ │ В материалах камеральной │ │

│недостаточно сведений для принятия│ │ проверки достаточно сведений │ │

│ решения │ │для принятия итогового решения│ │

└───────┬──────────────────┬───────┘ └───────────────┬──────────────┘ │

│ │ │ │

│ и (или) │ │ │

V V │ │

┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │

│ Решение │ │ Решение │ │ │

│ о привлечении│ │ о проведении │ │ │

│ эксперта, │ │ дополнительных│ │ │

│ свидетеля, │ │ мероприятий │ │ │

│ специалиста │ │ налогового │ │ │

│ │ │ контроля │ │ │

└───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │

V V │ │

┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │

│ Решение │ │ Решение │ │ │

│ об отложении │ │ о продлении │ │ │

│ рассмотрения │>>>│ срока │ │ │

│ материалов │ │ рассмотрения │ │ │

│ проверки │ │ материалов │ │ │

│ │ │ проверки │ │ │

└───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │

V V │ │

┌──────────────────────────────────┐ │ │

│ Повторное рассмотрение │<──────────────────┼────────────────┘

│ материалов камеральной проверки │ │

└─────────────────┬────────────────┘ │

V V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Итоговое решение по камеральной проверке: │

│ │

│- решение о привлечении к ответственности │

│или │

│- решение об отказе в привлечении к ответственности │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

│ не позднее 5 рабочих дней после

│ вынесения решения

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Вручение решения по камеральной проверке │

└─────────────────┬──────────────────┬───────────────────┬────────────────┘

V │ V

┌──────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐

│ Налогоплательщик согласен │ │ │ Налогоплательщик не согласен │

│ с решением по проверке │ │ │ с решением по проверке │

└─────────────────┬────────────────┘ │ └─────────────────┬────────────────┘

┌────────────┘ по истечении │ V

│ 10 рабочих дней │ ┌──────────────────────────────────┐

│ после вручения │ │ Обжалование решения по проверке │

│ решения │ └────┬────────────────────┬────────┘

│ V V V

│ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐

│ ┌─────────────────────────┤ Решение │ │ Решение │

│ │ ┌────────────────┐ │ по проверке │ │ по проверке │

│ │ │ Взыскание │ или │ вступило в силу│ │ не вступило │

│ │ │ налогов, пеней,│ │ │ │ в силу │

│ │ │ штрафов │<────┤ │ │ │

│ │ │(ст. ст. 45 — 48│ │ │ │ │

│ │ │ НК РФ) │ │ │ │ │

│ │ └────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘

V V V V

┌──────────────────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐

│ Налогоплательщик │ │ Обжалование │ │ Обжалование │

│ исполняет решение по проверке│ │ решения │ │ решения │

│ │ │ по проверке │ │ по проверке │

│ │ │ в вышестоящий │ │ в вышестоящий │

│ │ │ налоговый орган│ │ налоговый орган │

│ │ │ │ │ в апелляционном │

│ │ │ │ │ порядке │

└──────────────────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘

/│\ └──────────┬─────────┘

│ ┌──────────┴─────────┐

Одним из видов налоговых проверок является камеральная проверка, которая имеет свои особенности проведения. Камеральной проверке посвящена статья 88 Налогового кодекса РФ.

ВНИМАНИЕ: участие адвоката при проведении налоговой проверки приведет к максимальной защите прав и интересов проверяемой стороны.

Основания проведения камеральной налоговой проверки

Основанием для проведения камеральной проверки является поданная налогоплательщиком декларация (расчеты), представленные документы, например, об отчетности.

Другими словами камеральная проверка это проверка документов, которые имеются в распоряжении налоговой и начинается она, когда документы окажутся в налоговом органе. Например, камеральные проверки налоговыми проводятся, когда физические лица возвращают НДФЛ, или когда организации обращаются за возвратом НДС.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Порядок назначения налоговой проверки

Налоговая проверка назначается на основании решения руководителя ИФНС или его зама по месту, где находится налогоплательщик. Если организация относится к крупнейшим налогоплательщикам, то вышеуказанное решение принимает налоговая, которая поставила такую организацию на учет.

Камеральная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. При проведении проверки будет проверяться, правильно ли исчислены и во время ли уплачены налоги.

При назначении проверки налоговая должна соблюдать установленные ограничения, например, нельзя проводить камеральные проверки 2 и более раза по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок камеральной проверки заключается в следующем:

  1. проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
  2. срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
  3. начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
  4. при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
  5. если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться

Полномочия ИФНС при проведении камеральной налоговой проверки:

Объем правомочий проверяющего находится в непосредственной зависимости от способа проверки. Они бывают следующие:

  • Требовать пояснения от налогоплательщика
  • Истребовать у претендента на налоговые льготы документы, подтверждающие право на заявленные льготы

Камеральная налоговая проверка заключается исключительно в изучении налоговым органом представленных на проверку документов. Следовательно, недопустимо получение инспектором дополнительной информации, в том числе, путем производства запросов, визуального осмотра. Отступление от этого правила незамедлительно влечет признание полученных в ходе осуществления проверки результатов недействительными. Следствием последнего является отсутствие ответственности за совершенные правонарушения.

Обязанности налогоплательщиков при проведении налоговых проверок

Если налогоплательщик не хочет каких-то негативных последствий по результатам налоговой проверки, то он обязан при проведении соответствующей проверки:

  • по требованиям налоговиков в установленный срок представлять пояснения, устранять ошибки в поданных декларациях, путем внесения исправлений
  • представлять документы, которые требуют проверяющие, если истребование таких документов соответствует закону
  • знакомиться с актом проверки и представлять на него возражения

Указанные обязанности налогоплательщик может расценить как право. В принципе никто не может запретить лицу, которое проверяет налоговая, не выполнять указанные обязанности, но тогда и ссылаться на нарушение своих прав налогоплательщику в этом случае как-то не совсем будет правильно, ведь он сам принял для себя решение: выполнять требования налоговой или нет.

Кроме того, за не выполнение требований налоговой о представлении документов, действия лица будут расценены как правонарушение, за которое предусмотрен штраф.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налоговой в течение 3-х месяцев со дня представления декларации. При этом не требуется какое-либо специальное решение руководителя налоговой для проведения соответствующей проверки.

Срок проверки в отношении иностранных организаций, подлежащих постановке на учет в соответствии с налоговым кодексом, составляет 6 месяцев.

Проверка по декларации по НДС проводится в течение 2-х месяцев.

В определенных случаях срок проверки может быть продлен до 3-х месяцев.

Документы в ходе камеральной налоговой проверки

В ходе камеральной проверки налоговики могут истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в связи с несоответствием сведений в декларации и в представленных документах. Документы могут быть представлены в налоговую лично налогоплательщиком или его представителем, направлены по почте или через личный кабинет налогоплательщика.

Если лицо получило требование от налоговой о предоставлении документов, то оно должно его исполнить в течение 5 дней.

По результатам проверки налоговая может оформить акт, если будут выявлены нарушения.

Последствия камеральной проверки

По результатам камеральной проверки, если все будет в порядке с декларацией, с документами, налогоплательщику будет произведен возврат денежных средств, если лицо просит вернуть уплаченный налог по тем или иным основаниям.

Если в ходе проверки налоговиками будут выявлены нарушения и составлен акт, то налогоплательщик вправе будет представить возражения на такой акт проверки в течение месяца со дня его получения.

После того, как истечет время на представление возражений, налоговый орган в течение 10 рабочих дней должен будет рассмотреть материалы проверки и принять решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговое нарушение.

При не согласии с решением налоговой, лицо может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган, в далее в суд.

Если лицо, которое проверяет налоговая, плохо ориентируется в налоговом законодательстве, то стоит обратиться как можно быстрее за консультацией и помощью к налоговым юристам или адвокатам. Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» имеют большой опыт в отстаивании интересов налогоплательщиков в спорах с налоговой и готовы оказать услуги: по сопровождению налоговых проверок, по подготовке возражений на акты налоговых, по обжалованию решений налоговых.

Сопровождение камеральных налоговых проверок в Екатеринбурге

Следует не забывать, что защита от действий государственных органов является специальной сферой деятельности и требует наличие специальных познаний и навыков, в том числе, психологических. Экономия на эксперте в данном случае может иметь необратимые (зачастую и непредсказуемые) последствия для Вашего бизнеса.

  1. Для построения линии защиты, избрания формы поведения и общения с инспектором необходимо знать права и обязанности последнего. Правильная подготовка к налоговой проверке даст положительный результат.
  2. Определение перечня представляемых документов
  3. Организация места проведения проверки
  4. Представление объяснений
  5. Обжалование действий органов
  6. Профессиональное оспаривание решения налогового органа в арбитражном суде в срок
  7. Организация деятельности предприятия во время проверки

Приведенные способы охватывают весь спектр правомерных рычагов воздействия, но имеют общий характер. Это обусловлено индивидуальностью каждого коммерческого лица, его организационно-правовой формой, наличием структурных подразделений, штатом сотрудником и много другое. Необходимо подумать и о процедуре досудебное урегулирование налоговых споров, которая также может дать положительный исход для дела.

При принятии решения об обращении за помощью, следует учитывать, что сотрудники нашего Адвокатского бюро, имея статус адвоката, являются опытными профессионалами своего дела. Индивидуальность подхода к каждому клиенту в не зависимости от вида спора позволяет решать задачи любой сложности, при этом, затраты клиента максимально минимизированы.

Отзыв о работе нашего адвоката в сфере бизнеса

Читайте еще о работе нашего налогового адвоката:

Все о процедуре получение налогового вычета по ссылке

Закажите представительство в налоговых органах прямо сейчас

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *