Кейнсианская модель экономического роста
Содержание
Что такое кейнсианство? Кратко
Кейнсианство — теория государственного регулирования рыночной экономики. Течение в экономической теории, названное по имени британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.
Кейнс, анализируя ход Великой депрессии 1929-33 годов, обосновал, что рыночная экономика не способна сама выйти из глубокого кризиса без государственного вмешательства.
Государство должно стимулировать спрос, чтобы тот стимулировал производство, указывал Кейнс. Тогда у людей будет работа и доходы, будет платежеспособный спрос, экономика будет развиваться.
Кейнс произвел переворот в экономической науке. В своей главной работе «Общая теория занятости, процента и денег» он впервые подверг последовательной критике идеи Адама Смита о том, что «невидимая рука рынка» справляется со всеми трудностями за счет баланса спроса и предложения.
Простыми словами, совет Кейнса на случай экономических кризисов звучит так: государство должно тратить как можно больше денег, вкладывая их в экономику, даже если это приведет к дефициту бюджета. Это позволит увеличить спрос, а значит вырастет и предложение — экономика вновь начнет расти.
Данный подход для борьбы с последствиями Великой депрессии применил президент США Франклин Рузвельт, и он сработал — Соединенным Штатам удалось преодолеть многолетний спад.
Джон Мейнард Кейнс. Фото: National Portrait Gallery / Walter Stoneman
Джона Кейнса называют отцом макроэкономики — до него макроэкономику не выделяли как отдельное направление в науке.
Идеи Кейнса о том, что государство должно влиять на макроэкономические процессы — защищать общество от негативных последствий инфляции, безработицы, экономического спада — получили широкое распространение. Кейнсианство являлось господствующей экономической школой с 1930-х до 1960-х годов. Затем ему на смену пришел монетаризм.
Джон Кейнс и его теория — в чем суть?
Джон Мейнард Кейнс опубликовал свою фундаментальную работу «Общая теория занятости, процента и денег» в 1936 году. В это время мир продолжал ощущать последствия Великой депрессии 1929-1933 годов — небывалого экономического кризиса в США, который затем перекинулся на весь мир.
Великая депрессия показала, что классический подход последователей Адама Смита не работает — экономика не способна сама выйти из кризиса. Спрос и доходы годами оставались низкими, безработица — высокой, и не было силы, которая бы заставила экономику вновь развиваться.
В этих условиях Кейнс предложил принципиально новый подход. Он выступил за активное вмешательство государства в экономику.
Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость на рынке труда, объяснял Кейнс. Проблему он видел в сбережениях: чем больше у человека доходы, тем больше денег он откладывает и не тратит.
Сберегать — разумное поведение потребителя, и бороться с ним нет смысла, отмечал Кейнс. Но эти деньги не инвестируются в экономику, а уходят из обращения. В результате совокупный спрос оказывается меньше совокупного предложения, доходы производителей оказываются недостаточными, и это ведет к спаду производства.
Падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг.
Сокращение производства означает разорение мелких производителей, увольнения наемных работников, рост безработицы.
Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это снова ведет к падению спроса.
Экономика попадает в замкнутый круг и оказывается в ловушке хронической депрессии.
Справиться с этой проблемой можно, если государство будет стимулировать спрос, указывал Джон Кейнс. Для этого властям нужно регулировать количество денег в обращении и процентные ставки, стимулируя инвестиции, производство и сбыт.
Кроме того, недостаток спроса следует компенсировать государственными расходами — осуществлять госзакупки и организовывать общественные работы, предлагал Кейнс.
Например, если государство разместит и оплатит предприятиям крупный госзаказ, те наймут больше рабочих, люди получат зарплату и будут ее тратить — это повысит спрос на другие товары и подстегнет производство. Экономика вновь будет работать.
И уже не так важно, полезным был ли государственный заказ или нет: рабочие могут строить дороги, делать военную технику или даже просто копать и закапывать ямы, занимаясь бессмысленным трудом.
Общественные работы в США. Около 1935 года. Фото: Getty Images / Bettmann
Основные положения кейнсианства
-
Рыночная экономика — неустойчивая система. Государство обязано вмешиваться в экономику, поскольку сама себя она регулировать не может
-
Проблемы экономики нужно решать с точки зрения спроса, а не с точки зрения предложения
-
Общий спрос ниже общего объема платежных средств — часть денег откладывается в виде сбережений
-
Объем производства определяется предпринимательскими ожиданиями уровня эффективного спроса в предстоящий период
-
Уровень занятости определяется объемом производства
-
Чтобы избежать кризисов перепроизводства, необходимо действовать с позиции «эффективного спроса», который дает равновесие между потребителем и производителем
-
Основной инструмент регулирования экономики — бюджетная политика
Основные представители кейнсианства и его дальнейшая судьба
Идеи Кейнса привели к «кейнсианской революции» — ученые и правительства по-новому взглянули на роль государств в экономике. С 1940-х до конца 1960-х концепция Кейса была доминирующей в правительственных и академических кругах на Западе.
Основная модель Кейнса была статической — он рассматривал экономику в краткосрочном периоде кризисных 1930-х годов. После Второй мировой войны кейнсианцы стали задумываться об устойчивом долгосрочном росте.
Большинство экономистов пришли к убеждению в полезности и необходимости проведения макроэкономической политики для долгосрочного роста, избежания инфляции и рецессий.
Кейнсианскую теорию экономического роста разрабатывали Рой Харрод, Евсей Домар и Николас Калдор, неокейнисианскую теорию цикла — Элвин Хансен. К «ортодоксальным» кейнсианцам также относятся лауреаты Нобелевской премии по экономике Джон Хикс и Пол Самуэльсон. К левым кейнсианцам — Джоан Робинсон и Пьеро Сраффа.
Однако в 1950-60-е годы кейнсианство стало подвергаться критике со стороны неоклассической школы экономики. А в начале 1970-х доверие к кейнсианству было подорвано новым кризисом: «нефтяной шок», высокая безработица и одновременная высокая инфляция привели к стагфляции, которую кейнсианская модель объяснить не могла.
В итоге кейнсианство уступило место другой концепции — монетаризму. Монетаризм предполагает, что количество денег в обращении определяет цены и экономическую конъюнктуру. Поэтому главный инструмент государственного влияния — денежно-кредитная политика. Следует отметить, что монетаризм базируется на концепции денежного регулирования, которую также в свое время предложил Джон Кейнс.
Кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Дж.М. Кейнс, и его последователи, следуя идее «чистой экономической теории», исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества прежде всего экономических факторов, определяя выражающие их количественные показатели и связи между ними, как правило, на базе методов предельного и функционального анализа, экономико-математического моделирования. Но в то время как Маршалл рассматривал спрос, предложение, цены преимущественно на уровне отдельных фирм, потребителей, т.е. на микроуровне, Кейнс пришел к выводу, что, прежде всего, следует выявить функциональные связи на уровне национального хозяйства. Анализ совокупных, агрегированных экономических параметров положил начало новым подходам в экономической науке. Кейнс показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что все рынки взаимосвязаны и их необходимо изучать как единую, цельную систему.
Прежде чем искать оптимум, надо было ответить на вопрос: как решить проблему занятости, преодолеть депрессию? Изменились условия равновесия. Требовался переход к анализу агрегированного спроса, совокупного предложения, потоков доходов, инвестиций, потребления и накопления в масштабе всего общества.
Дж.М. Кейнс также не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны и заключаются:
- * в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);
- *в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства);
- *в признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;
- *в понимании национального (государственного) характера экономической политики.
В работе Кейнса отмечаются методологические расхождения с классиками и неоклассиками. В «Общей теории» Дж.М. Кейнса отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором — могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко и аргументированно критикует тех экономистов, которые привержены догматическим постулатам «закона рынков» Ж.Б.Сэя.
Кейнс показал несостоятельность так называемого закона Сэя, согласно которому производство само формирует доходы, обеспечивая равновесие спроса и предложения. Конечно, когда осуществляется производство, то одновременно (тем самым) формируются доходы. Но где гарантия, что деньги, полученные в форме доходов, будут тотчас же израсходованы на покупку произведенных товаров? Почему продавец товаров должен немедленно использовать вырученные им средства на приобретение других товаров?
Нет, размер спроса не следует автоматически за предложением. В обществе происходят не бартерные сделки, товары реализуются и «обмениваются через посредство денег. Спрос, определяемый уровнем доходов, отстает от их динамики. Если же спрос меньше производимого продукта (и предложения), то часть продукции не находит сбыта. «Возникает общее перепроизводство.
Кейнс приходит к выводу: доходы не равнозначны спросу. В случае нарушений (спрос не поспевает за предложением) цены реагируют не сразу и не успевают уравновесить спрос и предложение.
Вопреки классикам Кейнс утверждал, что цены не являются достаточно гибкими регуляторами рыночного хозяйства. Они относительно консервативны. О ситуации, складывающейся на рынке, обычно судят не по динамике цен, а прежде всего, по наличию товарных запасов, по динамике потребительского спроса. Что касается рынка труда, то здесь цены (номинальная заработная плата) плохо выполняют роль регулятора спроса на рабочую силу. При падении указанного спроса они, как правило, не снижаются.
В отличие от классиков Кейнс показал, что рост сбережений не равнозначен росту инвестиций. Более того, при известных условиях рост сбережений может вести не к росту, а к уменьшению объема инвестиций.
В результате рыночный «автоматизм» не срабатывает, равновесие не восстанавливается.
Рассмотрим следующую экономическую модель. Пусть ВВП (валовой внутренний продукт) в следующем году y(t + 1) равен совокупному спросу предыдущего (текущего) года, а совокупный спрос, состоящий из спроса на потребительские (С) и инвестиционные (I) товары, зависит только от ВВП текущего года.
Предположим, что спроса на потребительские товары линейно зависит от ВВП, а спрос на инвестиционные товары существенно не меняется. Тогда
где
С — минимальный объем фонда потребления,
с{0 < с < 1) — склонность к потреблению.
Составим аналогичное уравнение, но с шагом по времени
где (1 — с) — склонность к накоплению.
При приходим к дифференциальному уравнению инерционного звена (роль постоянной времении выполняет, обратная склонности к накоплению):
Последнее уравнение имеет равновесное (стационарное) решение
Если в начальный момент спрос на инвестиционные товары изменился с величины I0 до I (I > 10), то в экономике будет происходить переходный процесс от значения ВВП до значения уЕ (при ). Действительно, решая линейное уравнение
получим
В результате предельная склонность к потреблению в обществе падает. А именно с ней связан потребительский спрос. Расширяющийся объем сбережений не успевает поглощаться спросом на инвестиционные товары. Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования Дж.М. Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.
Т.А.Фролова
Макроэкономика: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2006
Кейнсианские модели экономического роста
В модели Кейнса важное значение отводится сбережениям и инвестициям. Увеличение инвестиций вызывает мультипликационный эффект роста объема производства, чистого внутреннего продукта. Под инвестициями, которые вызывают этот эффект, подразумеваются автономные (независимые) инвестиции.
Mi = ∆Y/ ∆Ia,
где Mi – мультипликатор инвестиций; ∆Y — прирост реального дохода; ∆Ia — прирост автономных инвестиций.
Mi = 1/ (1 – MPC), Mi = 1/ MPS.
Таким образом, мультипликатор автономных инвестиций является обратной величиной предельной склонности к сбережению.
∆Y = Mi * ∆Ia = 1/ MPS * ∆Ia.
Доход, возросший в соответствии с величиной мультипликатора, вызовет рост спроса на потребительские товары и объема их производства.
Рост инвестиций, спровоцированный ростом доходов, называется эффектом акселерации.
Инвестиции, вызванные увеличением доходов, называются индуцированными инвестициями.
Эффект акселерации обусловлен в решающей степени 2 факторами:
§ длительностью периода изготовления оборудования, вследствие чего в этот период неудовлетворенный спрос вызывает расширение производства;
§ длительностью периода эксплуатации оборудования, в результате чего процентный прирост новых инвестиций к восстановительным инвестициям больше процентного прироста продукции, спрос на которую вызывает новые инвестиции.
Коэффициент акселерации – это отношение прироста инвестиций к вызвавшему их приросту дохода, потребительского спроса или объема готовой продукции в предшествующем периоде.
V = ∆I / ∆Y.
Прирост индуцированных инвестиций:
∆I = V * ∆Y = V * (Yt-1 – Yt-2).
В моделях экономического цикла акселератор используется во взаимодействии с мультипликатором. Наиболее известная модель представлена уравнением национального дохода:
Yt = At + (1 – s) * Yt-1 + V * (Yt-1 – Yt-2),
В рамках кейнсианской концепции известна модель экономического роста Харрода-Домара, разработанная в конце 40-х гг. XXв. Это однофакторная модель определения темпов роста, в которой в качестве источника роста учитывается только капитал. При этом капиталоемкость признается неизменной величиной. Делается ряд допущений: полная задействованность всех факторов, равенство спроса и предложения и их приростных величин.
Фактором увеличения спроса и предложения в экономике служит прирост инвестиций. Если в данном периоде инвестиции выросли на ∆I, то в соответствии с эффектом мультипликации совокупный спрос возрастет на:
∆Yad = ∆I * m = ∆I * 1/(1-b) = ∆I * 1/s.
где m – мультипликатор расходов; b — предельная склонность к потреблению; s — предельная склонность к сбережению.
Увеличение составит AS:
∆Yas = α * ∆K,
где α – предельная производительность капитала (постоянна); ∆K — прирост капитала.
Прирост капитала обеспечивается соответствующим объемом инвестиций: ∆Yas = α * I.
Равновесный экономический рост будет достигнут при AD-AS или:
Т.е. темп прироста инвестиций должен быть равен произведению предельной производительности капитала и предельной склонности к сбережению.
МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА — макроэкономические модели исследования роста экономики. К ним относятся:
1) модель Харрода-Домара — динамическая модель равновесия в условиях полной занятости. Согласно этой модели для поддержания полной занятости совокупный спрос должен увеличиваться пропорционально экономическому росту. В этой модели, таким образом, подчеркивается важное значение совокупного спроса как для экономического роста, так и, соответственно, для достижения полной занятости;
- постоянный экономический рост позволяет экономике достигать равновесного состояния при вовлечении производственный процесс всех факторов производства страны;
- в долгосрочном периоде средняя склонность к сбережению и средняя эффективность инвестиций являются постоянными величинами;
- достижение постоянною экономическою роста и динамическою равновесия автоматически невозможно, значит, государство должно активно регулировать экономическое развитие страны путем изменения величины инвестиций.
2) модели, направленные на взаимосвязь «инвестиции — совокупный доход». Доказывается, что чем выше уровень инвестиций, тем больше совокупный доход и выпуск продукции. В связи с этим вводится понятие мультипликатора. Показывается также с помощью понятия акселератора влияние дохода на уровень инвестиций: при изменении величины дохода происходит изменение уровня инвестиций значительно в большей степени, чем вызвавшее его изменение дохода. В конечном счете эффект мультипликатора и акселератора приводит к тому, что рост спроса обеспечивает дополнительные инвестиции и экономический рост в значительном большем объеме, чем объем спроса;
3) многофакторная модель экономического роста («производственная функция» Чарльза Кобба и Пола Дугласа). Производственная функция Кобба-Дугласа позволяет выяснить, за счет каких источников возможен экономический рост. При этом выделяются два важнейших фактора — капитал и трудовые ресурсы. Совершенствование производственных отношений позволило выделить также такие факторы, как природные ресурсы, совершенствование структуры производства, рост образования, научные достижения и т.д. Американский экономист Э.Денисон пришел к выводу, что главным фактором экономического роста в США с 1929 по 1982 гг. стал научно-технический прогресс.
РЕЗЮМЕ
1. Неокейнсианские модели экономического роста Харрода и Домара связывают экономический рост со сбережениями и потреблением; они являются однофакторными, так как основополагающим элементом моделей выступает один фактор производства -капитал.
2. Неоклассическая модель экономического роста Кобба-Дугласа связывает экономический рост с затратами труда и капитала, поэтому ее называют многофакторной.
3. Модель Тинбергена наравне с затратами труда и капитала включает фактор времени, позволяющий учитывать технический прогресс.
4. Модель Солоу связывает экономический роет с изменением уровня сбережений, ростом населения и в особенности НТП.
67. Цели и инструменты макроэкономической политики. Виды макроэкономической политики.
Микроэкономика — это наука о принятии решений рациональными субъектами, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Понятие «микроэкономика» трактуется неоднозначно. Одни экономисты считают, что микроэкономика имеет дело с отдельными фирмами, принятием решений, мотивами поведения предпринимателей. Другие авторы утверждают, что микроэкономика изучает не только проблемы отдельной фирмы, домохозяйства, но и отрасли, а также вопросы использования ресурсов, ценообразования на товары и услуги.
Макроэкономика — учение об общем уровне национального объема производства, безработицы и инфляции; она имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и результаты развития экономики страны в целом.
Макроэкономика — раздел общей экономической теории, в котором исследуются фундаментальные проблемы экономики на уровне национального хозяйства в целом.
Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х гг. XX в., в то время как формирование микроэкономики относится к последней трети XIX столетия (Л. Вальрас, К. Менгер, А. Маршалл). Основы макроэкономики были заложены Джоном Мейнардом Кейнсом.
Ключевыми макроэкономическими проблемамиявляются:
♦ анализ экономических (деловых) циклов;
♦ взаимодействие инфляции ибезработицы;
♦ достижение устойчивого экономического роста;
♦ взаимодействие реального и денежного секторов экономики;
♦ анализ торгового баланса страны;
♦ взаимосвязь национальных рынков внутри страны и с иностранным сектором экономики;
♦ достижение эффективной макроэкономической политики государства.
Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты.
Система целей включает в себя следующие элементы:
1. Высокий и растущий уровень национального производства, т.е. уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП) – состоит в том, что конечная задача экономической деятельности сводится к обеспечению населения товарами и услугами. Совокупным измерителем национального производства выступает валовой внутренний продукт (ВВП), который выражает рыночную стоимость конечных товаров и услуг.
·Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе депрессии спрос на рабочую силу сокращается, а уровень безработицы увеличивается. В фазе оживления спрос на рабочую силу растет, а безработица сокращается. Однако удовлетворить потребности всех в достойной работе — труднодостижимая задача.
3. Стабильный уровень цен в сочетании с определением цен и заработной платыпутем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках. Распространенным измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий затраты на приобретение фиксированного набора «корзины» товаров и услуг.
4. Достижение нулевого сальдо платежного баланса – означает достижение общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо платежного баланса.
Соотношение основных макроэкономических целей определяет главную макроэкономическую цель, отражающую основную задачу макроэкономической политики, реализация которой выступает в двух формах:
а) промежуточные макроэкономические цели;
б) тактические макроэкономические цели.
Первые регулируют значения ключевых макроэкономических переменных, вторые осуществляют преобразования национальной экономики.
Государство в своем распоряжении имеет соответствующие инструменты, которые оно может использовать для воздействия на экономику.
Под инструментом политики понимается экономическая переменная, находящаяся под контролем государства и способствующая достижению одной или нескольких макроэкономических целей.
Выделяются следующие инструменты макроэкономической политики.
Налогово-бюджетная политика,означающая манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику. Первый компонент налогово-бюджетной политики — налогообложение — оказывает влияние на общую экономическую ситуацию двумя способами:
а) сокращает располагаемый доход или расходуемый доход домашних хозяйств. Например, налоги уменьшают сумму денег, которую население расходует на приобретение товаров и услуг, в результате чего сокращается совокупный спрос на блага, что вызывает падение объема ВВП;
б) оказывает влияние на цены благ и факторов производства. Так, повышение налогов на прибыль вызывает снижение стимулов у фирм к инвестированию в новые капитальные блага.
Денежно-кредитная политика,осуществляемая государством путем денежной, кредитной и банковской систем страны. Регулирование денежной массы влияет на процентные ставки и тем самым на экономическую конъюнктуру. Например, политика дорогих денег повышает процентные ставки, снижая экономический рост иповышая уровень безработицы. И наоборот, политика дешевых денег вызывает экономический рост и сокращение уровня безработицы.
Политика доходов— это стремление государства сдержать инфляцию директивными мерами: либо прямым контролем над заработной платой и ценами, либо добровольным планированием повышения заработной платы и цен.
Политика доходов в западной экономической литературе является наиболее дискуссионной. Тридцать-сорок лет назад эта политика считалась эффективной в борьбе с инфляцией. В настоящее время многие экономисты считают ее не только неэффективной, но и вредной, ибо она не снижает инфляцию. Поэтому большинство развитых стран использует ее в чрезвычайных обстоятельствах.
Внешнеэкономическая политика.Международная торговля повышает эффективность иэкономический рост, повышает уровень жизни населения. Важным показателем внешней торговли является чистый экспорт, представляющий собой разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта. В случае превышения экспорта над импортом наблюдается избыток, если же импорт превышает экспорт, имеет место дефицит торгового баланса.
Торговая политикавключает в себя тарифы, квоты и другие инструменты регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт иимпорт. Регулирование иностранного сектора осуществляется координацией макроэкономической политики в различных экономических регионах, но главным образом посредством управления валютным рынком, ибо на внешнюю торговлю влияет валютный курс страны.
68 .Денежно-кредитная политика государства.
Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита.
Ее главная цель – регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика имеет 2 направления:
1. Кредитная экспансия – направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии.
2. Кредитная рестрикция – их сдерживание и ограничение.
В условиях падения производства и увеличения безработицы ЦБ пытается оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Если же наблюдается рост цен, «биржевая горячка», нарастание диспропорций в экономике, то применяется ограничение кредита, повышение %, сдерживание эмиссии.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется в нескольких направлениях:
А) государственный контроль над банковской системой (в целях укрепления ликвидности банков, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков);
Б) управление государственным долгом. В условиях бюджетного дефицита и роста госдолга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого ЦБ покупает и продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций, условия их продажи;
В) регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии с целью воздействия на хозяйственную активность.
Методы денежно-кредитной политики делятся на 2 вида:
1. Общие – влияют на рынок ссудных капиталов в целом.
2. Селективные – предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей).
Общие:
1) учетная (дисконтная) политика. Применяется с середины 19 века. Учетная ставка – это % по ссудам, которые ЦБ предоставляет КБ, или дисконт при учете векселей КБ.
Повышение ставки процента (политика «дорогих денег») ведет к сокращению заимствований коммерческих банков. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет к повышению % ставок, сокращению кредитных операций. Проводится в целях борьбы с инфляцией. Понижение ставки (политика «дешевых денег») ведет к увеличению кредита и денежной массы. Проводится в случае спада производства.
2) операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке ЦБ у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу.
Инициатором этих операций является государство. В целях предотвращения инфляции происходит продажа ценных бумаг. При этом их доходность должна быть выше, чем у других активов.
3) резервные нормы (требования) – это часть банковских депозитов и других пассивов, которые должны храниться на счете в ЦБ. Этот запас КБ не имеют права использовать для осуществления своих операций.
Через регулирование нормы обязательного резервирования государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране. Если нормы возрастут в 2 раза, то КБ вынуждены будут уменьшить кредитную эмиссию. Кроме того, это заставит КБ сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. Предложение денег в итоге сокращается, увеличиваются % по кредитам. Все это помогает в борьбе с инфляцией. Если же надо увеличить денежную массу, то нормы снижаются.
К селективным методам денежно-кредитной политики относятся:
— контроль по отдельным видам кредитов;
·регулирование риска и ликвидности банковских операций.
69. Финансовая система. Бюджетно-налоговое регулирование экономики.
Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образуетфинансовую систему государства. Ее структура показана на схеме 60.
Схема 60.
Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.
Бюджетно-налоговая политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы. Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.
Основным рычагом фискальной политики является изменение налогов в соответствии с целями правительства. Налоги – это обязательные срочные платежи государству физических и юридических лиц. Основные виды налогов можно сгруппировать по пяти признакам в схему 62.
Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.
Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.
Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.
По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).
Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема 63).
Схема 63.
Кривая Лаффера
Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.
Государственный бюджет – план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. таблицу 27) :
Таблица 27.
Структура государственного бюджета
Доходы | Расходы |
· Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др. · Доходы от государственной собственности, госпредприятий, госторговли и др. · Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов · Прочие доходы | · Финансирование экономики · Социально-культурные и целевые программы · Оборона · Управление · Трансферты · Кредиты и помощь другим государствам · Платежи по государственному долгу |
Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.
В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.
Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.
Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета.
Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.
Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способ не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета.
Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Структура государственного долга показана на схеме 64.
Схема 64.
Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:
существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.
В отличие от кейнсианской модели, ориентированной на управление экономическими рычагами, стимулирующими предпринимательство, модель командно-административного управления базируется на распорядительно-приказных механизмах, методах внеэкономического принуждения.
Характерными чертами системы выступают:
• прямое управление предприятиями из центра;
• полный контроль государства за производством и распределением;
• управление с помощью административно-приказных методов.
Элементами, связующими систему, являются структуры, осуществляющие руководство из единого народнохозяйственного центра.
Распорядительно-приказной механизм управления возможен в странах с разным социальным устройством. Он может сочетаться с общественной собственностью на основные средства производства — как это имело место в России, или частной — как это имело место в Германии (фашизм).
Приказное управление оправдано при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. В этих условиях оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках, успешно решать актуальные народнохозяйственные задачи. В экстремальных условиях данный тип может оказаться единственно возможным и по-своему эффективным.
Впервые командное управление экономикой было введено в Германии в 1916 г. Тяжелое военное и хозяйственное положение заставило государство взять на себя контроль за производством, распределением дефицитных сырьевых и энергетических ресурсов, а также непосредственно распределять продовольствие. Центральная власть стала регулировать и трудовые отношения на предприятиях. Был введен закон о трудовой повинности граждан с 16 до 60 лет, установлен военный режим на производстве, введен 12-часовой рабочий день.
В нашей стране административное управление хозяйством связано с началом Гражданской войны и иностранной военной интервенцией. Нужды обороны потребовали централизации управления национальной экономикой. Была введена продразверстка, всеобщая трудовая повинность. Предприятия были лишены всякой самостоятельности. Система чрезвычайных обстоятельств была дополнена характерной для постреволюционной экономики общественной собственностью, требующей специфических механизмов управления.
Централизованно управляемая система просуществовала в стране около 70 лет.
Экономической основой командно-административной системы управления (КАСУ) явилось централизованное планирование.
Централизованный план в условиях монополизма государственной собственности являлся обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных производств, включая сельское хозяйство.
Согласно плану производственным единицам выделялись ресурсы — производственные фонды, определяющие производственные возможности предприятий. Помимо того, административный центр определял фонд заработной платы, а также номенклатуру выпускаемой продукции, «диктовал» цены рынку и пр.
Таким образом, производственные и рыночные условия были объединены в единый «блок» механизмами безальтернативного плана.
В противовес, фактором эффективного предпринимательства считается конкурентная рыночная система, предполагающая ориентацию и поощряющая наиболее передовые, использующие научно-технические достижения, хозяйства.
Традиционно выделяется ряд факторов, представляющих «негативы» плановой и «позитивы» рыночной системы.
Прежде всего — это используемые факторы производства. В рыночной экономике факторы производства «шлифуются» и «отбираются» механизмом конкурентного рынка. Факторные доходы — способствуют эффективному распределению ресурсов.
Монополизированная экономика исключает альтернативность факторов производства: они распределяются, фондируются государственной монополией на безальтернативной основе. Факторные доходы также не допускают альтернативного выбора. В частности, заработная плата не является рычагом эффективного распределения труда. Единые механизмы и уровни заработной платы практически исключают возможность выбора, что подрывает свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда.
Единая процентная ставка не является средством эффективного распределения инвестиций. В условиях централизованной инвестиционной политики она выполняет вспомогательную роль.
Такой важнейший ресурс, как земля, практически используется бесплатно, что исключает стимулы рачительного хозяйствования.
Отсутствие рынков труда, капитала, земли, как и других рынков, не способствует эффективному производству.
Недопустимость конкуренции создает предпосылки для производства немодной, порой некачественной, не пользующейся спросом продукции, лишает потребителей возможности выбора, реализации потребительских предпочтений.
Неконкурентная система допускает существование как прибыльных, так и убыточных производств. При этом прибыльные значительную часть выручки перечисляют в государственный бюджет, а убыточные — дотируются, в том числе за счет средств, перечисляемых в централизованный фонд прибыльными структурами. Характеризуемый механизм не создает оснований для реального хозяйственного расчета, т. е. деятельности, ориентированной на рачительное хозяйствование, самоокупаемость, заинтересованность, прибыльность.
Финансово-кредитный механизм, финансовая и денежная политика в такой системе всецело определяются центром.
Заимствования, выдаваемые кредитными структурами, имеют выборочный и субъективный характер. Возможность последующего списания задолженности фактически исключает заинтересованность и ответственность за их использование.
Повсеместная ориентация на централизованные механизмы ставит предпринимательские структуры в рамки специфической системы бюджетных ограничений, препятствующей ответственному хозяйствованию.
Я. Корнаи выделяет следующие формы бюджетных ограничений:
1) директивные цены;
2) жесткую систему налогообложения;
3) отсутствие безвозмездной государственной помощи;
4)отсутствие возможности получения кредита;
5) невозможность внешних финансовых вложений1.
По мнению автора, в рыночной экономике существует представленная жесткая система бюджетных ограничений, стимулирующая эффективное хозяйствование, материальную заинтересованность и материальную ответственность за использование денежных средств. Вместе с тем командно-административная экономика ориентируется на мягкую систему бюджетных ограничений, для которых характерно:
• налоговые льготы; отсрочка от уплаты налогов; безвозмездная финансовая помощь в форме дотаций, субсидий и т. д.;
• выдача кредитов и при отсутствии гарантий;
• заимствования не всегда имеют обоснованное целевое назначение, могут использоваться для погашения задолженности и т. д.
Характерной чертой КАСУ является товарный дефицит, обусловленный «жесткостью системы», невозможностью в рамках централизованного плана мобильно реагировать на изменяющийся потребительский спрос, индивидуализированные предпочтения. Недостаток продукции при растущем спросе трансформируется в ажиотажный спрос на товары.
Вместе с тем огосударствленная на базе общественной собственности экономика, по сути своей ориентированная на общенациональные и общенародные интересы, в случае необходимости может «собрать» силы национальной экономики «в один кулак», имеет развитую и достаточно сильную социальную систему, что, безусловно, является ее позитивом.
1 См.: Корнай Я. Дефицит. М., 1990. С. 49.
Итак, возникает вопрос: командно-административная система управления — эффективная или неэффективная экономическая система? Представляется, что ответ на этот непростой вопрос не может быть однозначным.
Командно-административная система управления является позитивной формой хозяйства, пригодной для особых, чрезвычайных исторических условий, когда жизнь страны или ее граждан находится под серьезной угрозой. При этом с помощью директивных методов система может сконцентрировать значительные денежные и иные ресурсы для решения важнейших задач переживаемого периода. По мере «исчерпания» чрезвычайных обстоятельств командное управление экономикой становится ненужным и неэффективным.
Исходя из отмеченного, говорить об эффективности или неэффективности КАСУ можно лишь применительно к конкретным странам, конкретной экономике, нуждающейся в столь специфичных механизмах управления, а не вообще о системе, которая весьма специфична, не имеет расширительных характеристик и применима в конкретных, как правило, чрезвычайных условиях, в конкретных странах.
Вместе с тем, как и всякая экономическая система, командно-административная система управления в соответствующих условиях способна изменяться. При этом в соответствии с поставленной целью, задачами, особенностями экономического развития комплекс механизмов централизованного управления может оказаться достаточно эффективным, обеспечивающим возможность ее длительного поступательного развития.
Что касается нашей страны, представляется, что специфические условия Гражданской войны, иностранной интервенции и последующего развития обусловили целесообразность ее использования.
Внутренняя ориентация системы на народнохозяйственные интересы позволила решить ряд важных проблем развития национальной экономики: противостоять в войне и иностранной интервенции, осуществить индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства и т. д. К 40-м гг. страна начала концентрировать усилия на мирном фронте. Однако Вторая мировая война прервала созидательный процесс. Противостояние во Второй мировой войне и послевоенный восстановительный период также потребовали значительной концентрации денежных средств и усилий государства.
Таким образом, с учетом специфических особенностей развития страны в течение достаточно продолжительного времени командно-административная система управления в нашей стране являлась достаточно правомерной и эффективной.
В мирное время представленная безальтернативная конструкция КАСУ интегрировала со значительным числом научно-исследовательских структур, занимающихся исследованием актуальных проблем национальной экономики. Это и проблемы межотраслевого баланса, оптимального использования ресурсов, высокоэффективные разработки в области военных технологий, производства средств вооружения и средств производства и т. д. Достаточно эффективно решались социальные проблемы. Мощный рычаг КАСУ — контроль над мерой труда и мерой потребления базировался, с одной стороны, на определяемых на научной основе рациональных нормах трудозатрат и вознаграждения, с другой — на научно обоснованной системе ценообразования. При этом жесткий контроль над ценами не допускал «перекосов», произвольной трансформации уровней меры труда и меры потребления. Системы образования, медицинского обслуживания на достигнутом уровне были доступны для всего населения. Не было бродяг, люмпенов. Общественные фонды потребления выполняли важную социальную задачу — пополнения доходов низкооплачиваемых слоев населения. Получаемые доходы практически повсеместно обеспечивали возможность воспроизводства рабочей силы нормального качества.
На научную основу были поставлены проблемы уровня, а потом и качества жизни.
Можно назвать еще целый ряд важных позитивов социализированной советской экономики.
Развитая система экономических и социальных институтов весьма существенно корректировала основополагающие механизмы КАСУ, во многом трансформируя их в позитивы.
Важнейшая посылка оппонентов об отсутствии конкуренции в механизме экономической системы абстрактно теоретически справедлива. Действительно, скоординированная экономическая система нивелировала потребность в конкуренции, допуская лишь в известной мере ее трансформацию в механизмы соцсоревнования. Вместе с тем на бесконкурентной основе в плановом порядке исследовательские центры весьма успешно разрабатывали соответствующую уровню технического прогресса продукцию военной, космической и ряда других отраслей экономики.
Таким образом, в условиях трансформируемой экономики командно-административная система управления в Советском Союзе достаточно успешно решала сложные экономические и социальные проблемы.
. Вместе с тем к середине 60-х гг. восстановительно-созидательные задачи специфического механизма командно-административного управления экономикой в значительной мере оказались исчерпаны. Для динамично развивающейся экономики потребовались новые механизмы. Попытки реформирования экономики предпринимались Н. С. Хрущевым, А. Н. Косыгиным. Они отражали позитивную тенденцию «отхода» от командных методов управления, знаменовали, по сути дела, трансформацию КАСУ, все более ориентирующуюся на научно разработанные параметры и механизмы, в плановую экономическую систему (ПЭС), способную к интеграции с экономическими механизмами.
Такой ориентир был вполне правомерен, поскольку командно-административная, как и рыночная экономика, достаточно динамична. В условиях чрезвычайных обстоятельств, войн и т. д. она в большей мере «тяготеет» к командным механизмам, в условиях мирного времени, решения созидательных задач — к экономическим механизмам. При этом централизованно управляемая система может весьма успешно интегрировать с этими механизмами.
Однако реалии советской экономики — неизменность общественной собственности, недооценка важности и малоподвижность системы в отношении производства предметов потребления обусловили неуспех реформ.
Результатом последовательно проводимой социализированной политики, направленной на рост денежных и других доходов населения при неизменности и даже снижении цен, явилось накопление значительных денежных средств на руках и сберегательных книжках большинства населения, которые не на что было израсходовать. В условиях товарного дефицита указанное обстоятельство привело к повсеместной и стремительной трансформации потребительского спроса в ажиотажный спрос на товары потребительского назначения.
Продолжающаяся при этом ориентация экономики на производство средств производства, военной продукции и других отраслей производственной сферы со временем приходила все в большее противоречие с динамичными потребностями населения в товарах потребительского назначения. Централизованно управляемая экономика, по природе своей ориентированная на решение общих, социальных, национальных проблем, не создала механизмов и не смогла решить проблем, ориентированных на потребителя.
В 90-е гг. достаточно очевидной становится необходимость коренного реформирования экономики в направлении развития рыночных отношений, по опыту Запада прежде всего ориентированных на производство продукции потребительского назначения. В отличие от предшествующих преобразований, их развитие потребовало не только формирования новых механизмов хозяйствования, но и реформирования отношений собственности.
Таким образом, по мере решения проблем чрезвычайного периода, с учетом общественной динамики закономерной становится трансформация экономической системы на новые механизмы, соответствующие позитивному развитию экономики в новых экономических условиях.
Преобразовательные процессы в нашей стране, ориентированные на проблему потребительских предпочтений, официально были представлены как «переход к рынку»:
Вполне понятно, что значительность и фундаментальность преобразований, связанных с переходом к рынку, необходимостью формирования новых экономических структур и механизмов, требует продуманности и обоснованности, исключает их неоправданную стремительность.
Вместе с тем экономические преобразования в нашей стране пошли как раз по представленному сценарию — стремительности и непродуманности преобразований, приведших страну на край катастрофы, в результате возникла необходимость ориентации не только на прогресс, но и вообще выживаемость.
Отсутствие четкой концепции преобразований в условиях плюрализма мнений, лидера, способного осуществить перемены, привели к тому, что пришедшие к власти, поднявшиеся на перестроечной волне реформаторы, осуществили преобразования в основном в интересах бизнеса. Вместе с тем в большинстве своем преобразования привели к антисоциальным результатам.
В настоящее время в связи с трансформационными процессами в российской экономике вновь предпринимаются попытки прогнозирования «будущего» — тенденций и наиболее вероятных механизмов пострыночного развития.
Прогнозируемый вариант — пострыночная плановая, организованная экономика, нивелирующая недостатки рыночного развития.
Не пытаясь оценить правомерность концепции, важно отметить доминирующую сегодня ориентацию на возрастание роли государства и «организованности» экономики. При этом, с одной стороны, развитие высокотехнологичной экономики, информационных систем и пр. позволяет минимизировать или практически исключить производство на неизвестный рынок, что придает экономике организованность, с другой — организованная экономика ориентируется на систему институтов, определенным образом координирующих экономический процесс, обеспечивающих пропорциональность ее развития.
Такая ориентация довольно четко проявляется в западной экономике на протяжении практически всего XX в. С переходом к постиндустрианализму процесс «управляемости» усиливается.
Вместе с тем вопреки имеющемуся опыту и здравому смыслу в начале перехода к рынку в России государство самоустранилось от участия в преобразовательных процессах, считая, что рынок сам все отрегулирует. Практически полный отказ от государственного регулирования привел к развалу реального сектора экономики, социальной катастрофе.
В противовес полагаем, что при продуманности концепции ориентированная на научную основу плановая социалистическая экономика могла интегрировать с рынком достаточно мягко и эффективно. Не разрушая накопленного потенциала, следовало осуществлять переход не к свободной, а регулируемой рыночной экономике, как, например, сделали китайские реформаторы. Россия этот шанс упустила.
Рыночные преобразования оказались трудными и противоречивыми.