Кик — что это?

Контролируемая иностранная компания — иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны.

В Российской Федерации для целей налогообложения прибыли контролируемой считается иностранная организация, которая не признается налоговым резидентом РФ и контролирующим лицом которой являются юридическое и (или) физическое лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Осуществлением контроля над организацией считается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами

Контролируемой иностранной компанией также считается иностранная структура без образования юридического лица (фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма коллективных инвестиций или доверительного управления), контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Контроль над иностранной структурой без образования юридического лица означает оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

При этом личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

Контролирующее лицо иностранной компании

Критерии, при которых лицо признается контролирующим лицом иностранной компании:

Условия, при которых лицо признается контролирующим

Условия, при которых лицо не признается контролирующим

над иностранной организацией

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 25%.

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации превышает 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, составляет более 50%.

Лицо осуществляет контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей

Участие лица в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

над иностранной структурой без образования юридического лица

Лицо выступает учредителем (основателем).

Лицо, не являющееся учредителем (основателем), осуществляет контроль над структурой, и при этом в отношении его выполняется хотя бы одно из условий:

  • оно имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый структурой;
  • оно вправе распоряжаться имуществом структуры;
  • оно вправе получить имущество структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора)

Лицо выступает учредителем (основателем), и при этом в отношении его одновременно выполняются следующие условия:

  • оно не вправе прямо или косвенно получать (требовать получения) прибыль (доход) структуры полностью или частично;
  • оно не вправе распоряжаться прибылью (доходом) структуры или ее частью;
  • оно не сохранило за собой права на имущество, переданное структуре (имущество передано на условиях безотзывности);
  • оно не осуществляет над структурой контроль в отношении распределения прибыли

Уведомление о КИК

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о КИК.

Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

  • являются контролирующими лицами КИК;

  • обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

При этом налогоплательщика могут оштрафовать на 100 тыс. руб. (в отношении каждой КИК):

  • за непредставление уведомления;

  • представление с опозданием;

  • указание неверных сведений в уведомлении.

Когда нужно платить налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

  • за 2015 г. — 50 млн руб. и более;

  • за 2016 г. — 30 млн руб. и более;

  • за 2017 г. и последующие — более 10 млн руб.

Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности с особенностями, специально установленными НК РФ.

При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

Для контролирующего лица действуют следующие штрафы:

  • если недоплачен налог с прибыли КИК — 20% от его суммы, но не менее 100 тыс. руб.;

  • если не приложены документы КИК к декларации (либо приложены недостоверные) — 100 тыс. руб.

При этом, штрафовать за недоплату не будут в отношении налоговых периодов 2015 — 2017 гг.).

Но это не значит, что можно не платить налог. От штрафа освободят только при условии полного возмещения ущерба бюджету. То есть недоимку и пени все равно взыщут.

Уведомление налоговых органов

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях данного подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 НК РФ;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами (п.3.1 ст.23 НК РФ).

Уведомление о КИК представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК в соответствии с главой 23 или 25 НК РФ. Требования о сведениях и информации содержащихся в уведомлении о КИК приведены в п.6 ст.25.14 НК РФ.

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено п.3 ст.25.14 НК РФ.

В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).

Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения.

При наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление, предусмотренное п. 6 ст.25.14 НК РФ, в случаях, указанных в статье 25.13 НК РФ, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление, предусмотренное п. 6 ст.25.14 НК РФ, в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.

Форма и формат представления уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) утверждены приказом ФНС России от 24.04.2015 № ММВ 7-14/177@.

Формы и порядок заполнения формы уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также формата и порядка представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме, утверждены приказом ФНС России от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@.

Учет прибыли КИК в целях налогообложения

В соответствии с Законом № 376-ФЗ в число внереализационных доходов, учитываемых при исчислении российской организацией, налоговой базы по налогу на прибыль организаций включаются доходы в виде прибыли контролируемой иностранной компании (далее –КИК), определяемой в соответствии с НК РФ, — для организаций, признаваемых в соответствии НК РФ контролирующими лицами этой иностранной компании (пп.25 ст.250 НК РФ).

Для плательщиков налога на прибыль датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) местонахождения (регистрации) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), а в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности — 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания финансового периода (пп.12 п.4 ст.271 НК РФ).

Закон № 376 –ФЗ, в т. ч. в целях налогообложения налогом на прибыль прибыли КИК, вступил в силу с 1 января 2015 года (ст.4 Закона № 376 – ФЗ).

В связи с вышеизложенным первым годом, когда плательщики налога на прибыль в составе налоговой базы будут учитывать прибыль КИК, будет 2016 год, в котором в состав налоговой базы будет включаться прибыль КИК, полученная в 2015 году, если личным законом такой компании, или иностранной структуры без образования юридического лица предусмотрено составление финансового отчета за 2015 год, в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) местонахождения (регистрации) иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

В декларации по налогу на прибыль организаций за 2016 год (утверждена приказом ФНС России от 19.10. 2016 № ММВ-7-3/572@) расчет налога на прибыль с доходов КИК приводится в Листе 09 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании» и приложениях к нему, включаемого в составе декларации за налоговый период, если налогоплательщик является контролирующим лицом КИК.

К налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — контролирующими лицами по доходам в виде прибыли КИК, налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, налог с прибыли КИК подлежит зачислению в федеральный бюджет. (п.1.6,п.6 ст.284 НК РФ).

В соответствии с пунктом 21 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Налоговая база, определяемая контролирующими лицами по прибыли КИК, определяется с учетом особенностей, установленных ст. 309.1 НК РФ, и не подлежит уменьшению на величину расходов по прочей деятельности, а также убытков, полученных от прочей деятельности контролирующих лиц (п.21 ст.274 НК РФ).

Таким образом, положения НК РФ не позволяют налоговую базу, определяемую контролирующими лицами по прибыли КИК, уменьшать на величину расходов от обычной деятельности контролирующих лиц (письмо Минфина РФ от 08.12.2015 № 03-03-06/2/71581).

Налогоплательщик — контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:

1) финансовая отчетность КИК за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу, в отношении которого представлена налоговая декларация, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;

2) аудиторское заключение по финансовой отчетности вышеназванной КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно (п.5 ст.25.15 НК РФ).

В случае невозможности представления аудиторского заключения по финансовой отчетности одновременно с представлением налоговой декларации в соответствии с п.5 ст.25.15 НК РФ указанное аудиторское заключение представляется в срок не позднее одного месяца со дня, отраженного в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях в качестве даты составления аудиторского заключения по финансовой отчетности

Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в случае, если ее величина, рассчитанная в соответствии со ст. 309.1 НК РФ, составила более 10 млн. рублей (за 2015 год — 50 млн. руб.; за 2016 год — 30 млн. руб.) (п.7 ст.25.15 НК РФ, п.2 ст. 3 Закона № 376-ФЗ).

Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

Согласно п.1 ст.25.15 НК РФ прибыль КИК уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 309.1 НК РФ. В случае, если финансовая отчетность компании в соответствии с ее личным законом не составляется, применяется календарный год.

При определении прибыли КИК не учитываются доходы в виде дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо этой контролируемой иностранной компании имеет фактическое право на такие доходы с учетом положений ст. 312 НК РФ.

Прибыль контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица или иностранным юридическим лицом, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, уменьшается на величину распределенной прибыли.

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица в доле, соответствующей доле его участия этого лица в КИК на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК (п.3 ст.25.15 НК РФ).

При невозможности определения вышеназванной доли прибыли КИК прибыль такой КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица исходя из суммы прибыли, на которую имеет (будет иметь) право налогоплательщик в случае ее распределения между лицами, которые обладают фактическим правом на такую прибыль. При этом такая сумма прибыли определяется на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК (п.3 ст.25.15 НК РФ).

Прибылью (убытком) КИК признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная одним из двух способов в соответствии с порядком, установленным ст.309.1 НК РФ:

Формирование прибыли по данным финансовой отчетности

При формировании прибыли по данным финансовой отчетности КИК, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год прибылью (убытком) КИК признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения.

Определение прибыли (убытка) КИК по данным ее финансовой отчетности осуществляется при выполнении одного из следующих условий:

1) постоянным местонахождением этой КИК является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией;

2) в отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения (п.1.1 ст.309.1 НК РФ).

При этом должны выполняться следующие требования:

а) в целях определения прибыли (убытка) КИК используется неконсолидированная финансовая отчетность такой компании, составленная в соответствии со стандартом, установленным личным законом такой компании.

В случае если личным законом КИК не установлен стандарт составления финансовой отчетности, прибыль (убыток) такой КИК определяется по данным финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми иностранными фондовыми биржами и иностранными депозитарно-клиринговыми организациями, включенными в перечень иностранных финансовых посредников, для принятия решения о допуске ценных бумаг к торгам;

б) в случае, если в соответствии с личным законом КИК ее финансовая отчетность не подлежит обязательному аудиту, определение прибыли (убытка) такой КИК в целях НК РФ осуществляется на основании финансовой отчетности, аудит которой проведен в соответствии с международными стандартами аудита. Соблюдение условий, установленных настоящим подпунктом, не требуется для целей применения вышеприведенного подпункта «а» (п.1.2 ст.309.1 НК РФ).

В случае невыполнения вышеназванных условий (пункты «а» и «б»), а также по выбору налогоплательщика — контролирующего лица (с учетом положений п.1.4 ст. 309.1 НК РФ ) прибыль (убыток) контролируемой иностранной компании определяется в соответствии с правилам, установленным гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, за исключением положений, установленных абзацами первым и вторым пункта 2 и пунктами 3 — 5, 7 ст.309.1 НК РФ (п.1.3 ст.309.1 НК РФ).

Прибыль (убыток) КИК, определенная по данным финансовой отчетности этой компании и выраженная в иностранной валюте, уменьшенная на величину дивидендов (распределенной прибыли), учитываемых в соответствии с порядком, предусмотренным п.1 ст. 25.15 НК РФ, подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центробанком РФ, определяемого за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год (п.2 ст.309.1 НК РФ).

Сумма прибыли (убытка) каждой КИК должна быть документально подтверждена ее финансовой отчетностью, составленной за соответствующий период (периоды), с приложением ее финансовой и налоговой отчетности.

Формирование прибыли по правилам, установленным гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

В случае если порядок определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании в соответствии с правилами гл.25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ применяется по выбору налогоплательщика, такой порядок подлежит применению в отношении соответствующей контролируемой иностранной компании в течение не менее пяти налоговых периодов с даты начала его применения, что должно быть закреплено в учетной политике налогоплательщика — контролирующего лица.

При этом в соответствии со ст. ст. 271, 272 НК РФ требования (обязательства) налогоплательщика, применяющего для целей налогового учета метод начисления, которые выражены в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли по официальному курсу Банка России. Данный пересчет осуществляется в порядке, определенном п.2 ст.309.1 НК РФ, согласно которому сумма прибыли (убытка) КИК определяется в официальной валюте государства (территории) постоянного местонахождения иностранной организации и подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного Центробанком РФ, определяемого за календарный год, за который определяется сумма прибыли (убытка) КИК. Сумма прибыли (убытка) КИК должна быть подтверждена документами, позволяющими определить сумму прибыли. Такими документами, в частности, могут быть выписки с расчетных счетов иностранной контролируемой организации, первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании (п.2 ст.309.1 НК РФ).

В не зависимости от способов определения прибыли КИК ст.309.1 НК РФ установлен особый порядок учета отдельных видов доходов и расходов.

При определении прибыли (убытка) КИК не учитываются следующие доходы (расходы) этой компании за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год:

1) в виде сумм от переоценки долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости в соответствии с применимыми стандартами составления финансовой отчетности;

2) в виде сумм прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) организаций (за исключением дивидендов), признанных в финансовой отчетности КИК в соответствии с ее личным законом (учетной политикой этой компании для целей составления ее финансовой отчетности);

3) в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов. При этом прибыль КИК уменьшается на суммы расходов, уменьшающих величину ранее сформированного резерва. В случае если по данным финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, составленной в соответствии с ее личным законом за финансовый год, определен убыток, то расходы, которые уменьшают величину ранее сформированного резерва, увеличивают сумму такого убытка. Данный порядок учета при определении прибыли (убытка) КИК сумм расходов, уменьшающих величину ранее сформированного резерва, применяется при условии раскрытия в финансовой отчетности КИК сумм расходов, уменьшающих ранее сформированные резервы, или при условии документального подтверждения таких расходов (п.3 ст.309.1 НК РФ).

В случае реализации или иного выбытия долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов прибыль (убыток) КИК, определенная по данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании, корректируется на суммы от их переоценки (в случае, если такая переоценка производилась), в том числе убытка от их обесценения, за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, начавшийся в 2015 году, и за все последующие периоды (п.3.1 ст.309.1 НК РФ).

Налоговая база КИК определяется отдельно в отношении каждой КИК (п.6 ст.309.1 НК РФ).

В случае если по данным финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, составленной в соответствии с ее личным законом за финансовый год, определен убыток, указанный убыток может быть перенесен на будущие периоды без ограничений и учтен при определении налоговой базы этой компании, если иное не установлено п. 7.1 ст.309.1 НК РФ (п.7 ст.309.1 НК РФ).

Убыток КИК, не может быть перенесен на будущие периоды, если налогоплательщиком — контролирующим лицом не представлено уведомление о КИК за период, за который получен указанный убыток (п.7.1 ст.309.1 НК РФ).

Убыток, полученный КИК до 1 января 2015 года, по данным финансовой отчетности, составляемой в соответствии с ее личным законом, может быть перенесен на будущие периоды в сумме, не превышающей сумму убытка за три финансовых года, предшествующие 1 января 2015 года, и учтен при определении налоговой базы этой компании (п.8 ст.309.1 НК РФ).

В случае если доходы КИК, учитываемые при определении налоговой базы, получены в результате совершения контролируемой сделки с налогоплательщиком, в отношении которой была проведена проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и в соответствии со вступившим в силу решением, принятым по результатам указанной проверки, цена сделки была скорректирована с целью доначисления налога, в целях определения налоговой базы соответствующие доходы КИК определяются с учетом указанной корректировки (п.9 ст.309.1 НК РФ).

Доходы, полученные КИК от реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) в пользу юридического лица, признаваемого контролирующим лицом этой КИК в соответствии с гл. 3.4 НК РФ, либо его российского взаимозависимого лица, а также расходы КИК в виде цены приобретения ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) исключаются из прибыли (убытка) КИК при условии, что цена реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) определена исходя из их документально подтвержденной стоимости по данным учета КИК на дату перехода права собственности на указанные ценные бумаги и (или) имущественные права (в том числе доли, паи), но не выше рыночной стоимости указанных ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) на дату перехода права собственности, определяемой в соответствии со ст. 280 НК РФ для налогоплательщиков-организаций с учетом положений статьи 105.3 НК РФ (п.10 ст.309.1 НК РФ).

Данное положение применяется при условии, что процедура ликвидации контролируемой иностранной компании завершена до 1 января 2018 года, при условии соблюдения ниже приведенных требований.

Предельный срок завершения процедуры ликвидации КИК – до 1 января 2018 года, продлевается в следующих случаях:

если решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации КИК принято до 1 января 2017 года, но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными личным законом контролируемой иностранной компании, либо участием КИК в судебном разбирательстве, процедура ликвидации КИК должна быть завершена не позднее окончания 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания таких ограничений и (или) судебных разбирательств;

если личным законом КИК установлен минимальный период владения акциями (долями, паями) в КИК и (или) в ее дочерних организациях и (или) иностранных структурах без образования юридического лица, при несоблюдении которого возникает обязанность уплатить налог, установленный законодательством иностранного государства, и при этом начало такого периода приходится на дату до 1 января 2015 года, а окончание такого периода приходится на дату после 1 января 2018 года, процедура ликвидации КИК должна быть завершена не позднее окончания 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания минимального периода, указанного в настоящем абзаце;

если решение о ликвидации иностранной компании не может быть принято до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными условиями выпуска обращающихся облигаций, отвечающих требованиям, установленным пп. 1 п. 2.1 ст. 310 НК РФ, процедура ликвидации КИК должна быть завершена не позднее окончания 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания действия таких ограничений для указанной компании (п.10 ст.309.1 НК РФ).

При этом стоимость ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев), приобретенных непосредственно у КИК налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом, либо его взаимозависимым лицом, принимается к учету у такого налогоплательщика (его взаимозависимого лица) исходя из документально подтвержденной стоимости по данным учета КИК на дату перехода права собственности на указанные ценные бумаги и (или) имущественные права (в том числе доли, паи), но не выше рыночной стоимости указанных ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) на дату перехода права собственности, определяемой в соответствии со ст. 280 НК РФ для налогоплательщиков-организаций с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли КИК за соответствующий период, уменьшается пропорционально доле участия контролирующего лица на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой КИК в Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов (п.11 ст.309.1 НК РФ).

МОСКВА, 15 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий ряд норм Налогового кодекса о порядке уплаты в России налогов с прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Законопроект был инициирован группой депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым.

Проектом документа предлагается исключить доход в виде дивидендов и соответствующую сумму налога у источника из расчета эффективной ставки налогообложения прибыли КИК для случаев, когда фактическим получателем дивидендов является контролирующее лицо — российский налоговый резидент, поскольку в данном случае КИК не имеет права распоряжаться такими дивидендами при осуществлении своей хозяйственной деятельности и не несет налогового бремени в связи с их получением. Также предлагается уточнить понятия иностранной холдинговой (субхолдинговой) компании и упорядочить критерии для освобождения прибыли КИК от налогообложения в случае, если иностранная холдинговая (субхолдинговая) компания признается активной холдинговой (субхолдинговой) компанией.

Документ предусматривает переход от особого к общему порядку корректировки прибыли КИК применительно к операциям с производными финансовыми инструментами — предлагается учитывать финансовые результаты от операций с производными финансовыми инструментами в общем порядке на основе финансовой отчетности КИК. Также предлагается унифицировать порядок определения расходов КИК при реализации (ином выбытии) долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, предусмотрев, что соответствующие расходы определяются в соответствии с порядком (методом списания), предусмотренным соответствующей финансовой отчетностью КИК.

Для стимулирования инвестиционной активности законопроектом предлагается предусмотреть возможность уменьшения доходов от реализации имущественных прав (долей, паев) на величину вклада, внесенного в имущество дочерних организаций. Также предлагается не лишать налогоплательщика права на амортизацию основного средства в части расходов на его создание (приобретение), которые не были учтены при определении инвестиционного налогового вычета, а также дать право налогоплательщику переносить неиспользованный налоговый вычет в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на следующие периоды — аналогично порядку, предусмотренному для части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ.

«Целью предлагаемого законопроекта является урегулирование вопросов, в отношении которых отсутствует единообразная правоприменительная практика либо существует неопределенность, требующая устранения посредством совершенствования налогового законодательства, а также поддержание и стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов и создание конкурентных условий для развития бизнеса», — говорится в пояснительной записке.

В своем письме от 30 апреля 2020 г. N 03-12-12/2/35790 Министерство указало, что в случае определения убытка у контролируемой иностранной компании (далее – КИК) по итогам ее отчетного периода, физическим лицам, являющимся контролирующими лицами КИК, не требуется представлять в налоговые органы налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и прилагать к ней финансовую отчетность КИК.

Тем не менее, Минфин отмечает, что убыток КИК не является обстоятельством, освобождающим налогоплательщика от обязанности по представлению уведомления о КИК. Форма уведомления содержит раздел «Сведения о финансовой отчетности», а ранее Минфин давал разъяснения относительно возможности подачи финансовой отчетности КИК вместе с уведомлением о КИК (письмо 03-12-11/2/7395 от 10 февраля 2017 г.), а не с налоговой декларацией, для целей реализации права налогоплательщика освободить прибыль КИК от налогообложения либо доказывания факта возникновения убытка у КИК и отсутствия объекта налогообложения как такового.

Строго говоря, именно законодательная обязанность по подаче в налоговые органы финансовой отчетности КИК в формулировке пункта 5 статьи 25.15 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) действительно возникает у контролирующего лица КИК только в случае получения КИК прибыли, а не возникновения убытка. Однако, необходимость составления и представления финансовой отчетности КИК вместе с уведомлением о КИК для целей заявления налоговым органам об убытке КИК, либо о наличии оснований для освобождения от налогообложения полученной КИК прибыли, не отпадает, т.к. такая отчетность является, по сути, единственным возможным документальным подтверждением финансовых показателей КИК за отдельно взятый период.

Вероятно, что представители Минфина, отвечая на вопрос заявителя, пытались донести мысль о том, что финансовая отчетность КИК не подается в налоговые органы именно в качестве приложения к декларации 3-НДФЛ (которая не подается ввиду убытка КИК), но не вовсе. Обязанность контролирующих лиц подавать уведомление о КИК и реальная практическая необходимость прикладывать к нему финансовую отчетность КИК сохраняется во всех случаях вне зависимости от финансовых результатов КИК.

Напомним, что пунктом 1.1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность контролирующих КИК за невыполнение обязанности по представлению в налоговые органы финансовой отчетности КИК и, в отдельных случаях, аудиторского заключения к ней. Ответственность заключается во взыскании с контролирующих лиц штрафа в размере 100 000 рублей (как для физических, так и для юридических лиц) и применяется в случае отказа контролирующего лица представить документы.

Если же подать уведомление о КИК за соответствующий период с заполненным разделом «Сведения о финансовой отчетности» (заполняется во всех случаях) и не приложить к нему саму финансовую отчетность, а при необходимости и аудиторское заключение к ней, то налоговый орган в любом случае направит запрос с требованием о представлении недостающих документов. Соответственно, отказ от выполнения данного требования налогового органа приведет ко взысканию предусмотренного пунктом 1.1 статьи 126 НК РФ штрафа с контролирующего лица.

Теги: КИК, законодательство РФ, деофшоризация

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *