Комиссия по 44 ФЗ

6. Членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

Функции

Для проведения госзакупок необходим орган, на который можно возложить обязанности по приему и рассмотрению заявок, а также для определения победителя. В Федеральном законе определены виды таких органов – это комиссии по осуществлению закупок по статье 39 44-ФЗ.

Их создают заказчики, они же имеют право решить, какую комиссию создавать. Различают две основные формы:

  • единые — их создают для проведения закупок любых форм;
  • специальные — их создают для проведения закупок под определенные методики, такие как: запрос котировок, конкурс, аукцион или другие.

Котировочная комиссия формируется заказчиком и нужна для проведения закупок путем проведения запроса котировок.

Ее основная задача заключается в проверке поступивших заявок, отклонять пакеты документов с ошибками, недопущении нарушений и в выборе самого выгодного предложения для заказчика.

Функционально это выглядит так:

  1. Председатель вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в то время и в том месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок.
  2. Вскрытие конвертов, открытие доступа к электронным заявкам, оценка заявок и их рассмотрение происходит в один день.
  3. Все участники запроса котировок извещаются заранее о проведении и открытии доступа к электронным формам, и сроках, в какие они могут подавать заявки.
  4. Победителем считается тот участник запроса котировок, который указал самую низкую цену на товар, услугу или работу.

По законодательству можно создавать одновременно обе формы.

Например, единую для всей покупки и котировочную для ее части. На заседании, где определяют результаты госзакупки, создается протокол, в котором:

  • отражен весь процесс проведения конкурса;
  • указаны сведения о претендентах;
  • определено имя победителя.

Комиссия не создается только в случае, когда заказчик заключает контракт с единственным поставщиком.

Число членов котировочной комиссии должно быть не менее трех человек.

В состав котировочной комиссии по 44-ФЗ должны включаться лица, обязанные иметь специальные познания об объекте заказа или о том, как проводятся закупки.

У последних приоритет имеют прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере проведения тендеров.

Членами комиссии нельзя назначать:

  • подавших заявки на участие;
  • из штата организаций, которые участвуют в конкурсе;
  • на которых могут оказать давление участники конкурса;
  • муж или жена заказчика, или участника конкурса, а также его ближайшие родственники, в том числе усыновители и усыновленные;
  • осуществляющие контроль в сфере закупок.

Что касается родственников членов комиссии, то их не запрещено назначать членами. Однако в качестве экспертов их привлекать нельзя.

Только заказчик может принять решение о замене или отзыве членов комиссии.

Порядок создания

Создается комиссия заказчиком в следующем порядке:

1. В первую очередь нужно издать приказ с указанием того, что создается котировочная комиссия. При этом следует соблюдать минимальный состав котировочной комиссии заказчика. В приказе перечисляются все члены с их должностями и данными, и назначается председатель.

2. Определяется порядок работы учреждаемого органа. Для этого следует издать «Положение о работе». В нем определяются:

  • сроки;
  • место заседаний, где будут рассматривать заявки;
  • порядок работы и рассмотрения заявок;
  • регламент уведомления и приглашения членов на заседания;
  • права, обязанности и мера ответственности членов.

Если при работе комиссии было выработано решение, которое нарушает требования Федерального закона, его может обжаловать любой участник закупки, и контрольный орган вправе признать это решение недействительным.

Рассмотрение и сопоставление заявок, поданных на участие в закупочных процедурах, может проводиться только специальной комиссией, которую обязан созвать заказчик. Только по результатам ее работы выносится решение о выборе победителя или допуске заявки до торгов.

Что такое комиссия по осуществлению закупок

Закупочная комиссия представляет собой группу людей, которые принимают участие в сопоставлении заявок на участие в закупочных процедурах. Ее деятельность регламентируется статьей 39 44-ФЗ. Решение о ее созыве должно быть принято заказчиком до начала самой процедуры. При этом оформляется решение о создании комиссии. В нем прописывается ее состав, а также особенности функционирования, выбирается председатель.

В назначенный день проводится заседание комиссии. Все ее члены должны быть заранее оповещены о дате и месте сбора. Требуется их личное присутствие. Проводить заседание посредством конференц-связи или в заочной форме не разрешается. Членам комиссии запрещено делегировать полномочия иному лицу.

Решения, которые принимаются в ходе заседания, оформляются в виде протокола. Участник закупки имеет право обжаловать деятельность комиссии в порядке, регламентированном статьей 105 44-ФЗ.

Виды комиссий

В зависимости от типа закупочных процедур могут организовываться различные виды комиссии:

  1. Конкурсная. В ее обязанности входит распечатывание конвертов с заявками, сопоставление и оценка предложений участников, выбор победителя.
  2. Аукционная. Членами такой комиссии проводится оценка поданных заявок и выбор участников, которые допускаются до участия в аукционе.
  3. Котировочная. Ее задачей становится сопоставление заявок на предмет их соответствия требованиям, определение лучшего предложения.
  4. Комиссия для оценки заявок на участие в запросе предложений.
  5. Единая. Объединяет в себе обязанности всех возможных комиссии. Создание такой комиссии считается целесообразным для закупок, не имеющих специфических особенностей.

В ходе работы все комиссии оформляют свои решения в виде протоколов. Когда закупка проводится у единственного поставщика, комиссию созывать не нужно.

Кто должен входить в состав комиссии?

Согласно статье 39 44-ФЗ в состав аукционной, конкурсной и единой комиссии должно входить не менее пяти человек. В состав комиссии других типов может входить три и более членов.

Особые требования предъявляются к членам комиссии. Преимущество отдается лицам, имеющим профессиональную подготовку в сфере госзакупок. Кроме того в состав должны входить люди, обладающие специальными знаниями в области предмета закупки. Когда объектом закупки становится создание литературного или художественного произведения, а также иной результат интеллектуальной деятельности, то в комиссии должны присутствовать люди творческих профессий, принадлежащих соответствующей сфере искусства. Их должно быть не менее половины от всего количества участников.

Законом определяется круг лиц, которые не допускаются до работы в комиссии:

  1. Физические лица, привлекаемые к закупке в качестве экспертов.
  2. Лица, заинтересованные в выборе конкретного поставщика.
  3. Лица, являющиеся сотрудниками организации, подавшей заявку на участие в процедуре.
  4. Те, на кого способны оказывать влияние потенциальные поставщики.
  5. Люди, являющиеся родственниками руководителей организаций потенциальных поставщиков.
  6. Представители контролирующего органа.

Если вышеперечисленные лица обнаруживаются в составе комиссии, заказчик обязан в кратчайшие сроки заменить их на людей, не заинтересованных в результатах закупки. Комиссия может приступить к работе только, если на заседании присутствует более 50% членов. Такой порядок устанавливается частью 8 статьи 39 44-ФЗ.

Как создается комиссия?

Перед началом закупочной процедуры заказчик обязан принять решение о формировании комиссии. Документально оно оформляется соответствующим приказом. Он издается в произвольной форме. Как правило, в документе прописываются сведения:

1.Разновидность формируемой комиссии.

2.Данные всех членов с указанием их должностей.

За оформление приказа чаще всего несет ответственность работник контрактной службы. Документ визируется руководителем организации. Приказ выпускается не позднее даты размещения извещения о проведении закупки.

Ответственность, возлагаемая на членов комиссии

Все члены комиссии несут ответственность за некачественное выполнение обязанностей, а также за нарушение регламентированных сроков. Участникам комиссии запрещено общаться с потенциальными поставщиками, повреждать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в законодательстве.

При ненадлежащем исполнении членами комиссии обязательств на них может быть наложено административное, дисциплинарное или уголовное взыскание

Комиссия по осуществлению закупок играет ключевую роль при проведении любых процедур. Все решения, принятые членами комиссии, являются обязательными для участников. В случае несогласия потенциальных поставщиков с решениями комиссии, они могут подать жалобу в УФАС в установленном законом порядке.

Понятие

Если заказчик планирует провести закупочную процедуру не с единственным поставщиком, а на конкурентной основе, то законом 44-ФЗ ему предписывается предварительно создать комиссию по осуществлению закупок. Её деятельность регламентируется ст. 39 44-ФЗ.

Перед ней ставится основная задача, заключающаяся в создании условий для соблюдения законодательных требований касательно определения поставщика, подрядчика, исполнителя в ходе закупочных процедур.

Этому коллегиальном органу вменяется в обязанность отказывать желающим участвовать в закупках, если их заявки не отвечают требованиям закона и заказчика или не имеют обеспечения.

Закон предусматривает создание заказчиком таких видов комиссий:

  • конкурсных;
  • аукционных;
  • котировочных;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • единых, которые объединяют функции всех вышеупомянутых комиссий.

При этом регламентируется минимальное число членов коллегиального органа:

  • в конкурсной, аукционной или единой комиссии — 5 человек;
  • в котировочной, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений — 3 человека.

Допускаются особенности формирования конкурсной комиссии в ходе закупочных процедур, ориентированных на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления за счёт средств пенсионных накоплений на базе ФЗ №111от 24.07.2002.

Также при проведении конкурсов, в ходе которых подписываются контракты на создание литературных, кинематографических или произведений из других сфер искусства в состав конкурсных коллегиальных органов предписывается включение минимум 50% представителей творческих профессий от общего числа их членов.

Ч. 5 ст. 39 44-ФЗ устанавливает, что у входящих в закупочную комиссию специалистов желательна профессиональная переподготовка, а также наличие специальных знаний по отношению к закупочным объектам.

При этом закон не регламентирует процентный состав таких специалистов в коллегиальном органе, а ограничивается термином «преимущественно».

Зато гораздо более категорично законодательство очерчивает круг лиц, которым противопоказано участие в закупочных комиссиях. Среди них значатся:

  • физлица, привлечённые в виде экспертов для осуществления экспертной оценки конкурсной документации и заявочных документов;
  • физлица, имеющие личную заинтересованность в итогах определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
  • подавшие заявки на участие в конкурсных процедурах или состоящие в штате направивших заявки компаний физлица;
  • физлица, находящиеся под влиянием участников закупок;
  • пребывающие в браке или близком родстве с руководителем закупочного участника физлица;
  • должностные лица, представляющие контрольный орган, действующий в закупочной сфере.

Если в составе коллегиального органа обнаружатся подобные лица, они подлежат немедленной замене.

Замену состава данного органа закон разрешает производить только заказчику, который принял решение о его создании.

Закон также регламентирует функционирование самой комиссии. Например, её решения будут правомочны лишь при участии в её работе не менее 50% от общего количества её членов. При этом они должны быть своевременно проинформированы председателем о месте и времени проведения очередного заседания.

Принимать решения заочно или делегировать свои полномочия сторонним лицам членам коллегиального органа запрещено.

Нарушение вышеозначенных требований влечёт за собой возможность обжалования со стороны любого участника торговой процедуры.

Создание комиссии по осуществлению закупок должно обязательно предварять собственно конкурентную процедуру.

При этом законом заказчику предоставлено право формирования данного органа исходя из собственных нужд.

Он может создать разные комиссии отдельно для каждой торговой процедуры, а может сформировать единый орган для всех своих процедур.

Алгоритм формирования комиссии по осуществлению закупок таков:

  1. Издание заказчиком приказа о создании коллегиального органа с указанием его состава, порядка работы, назначением председателя и его заместителя. Оформленный в произвольной форме документ визируется руководителем и становится доступным не позже даты, когда было опубликовано извещение о проведении закупочной процедуры.
  2. Утверждение положения о создаваемом органе, которое также выпускается не позднее даты публикации извещения. В положении перечисляются обязанности комиссии, в которые входят:
  • регистрация и анализ заявок участников закупок;
  • определение победителей;
  • принятие решений об отклонении заявок; оформление протоколов по каждому закупочному этапу.

Во время работы в составе комиссии её участникам запрещается:

  • общаться с потенциальными поставщиками;
  • нарушать целостность заявочных конвертов до установленного срока их открытия;
  • выдвигать в адрес поставщиков требования, не совместимые с нормами законодательства.

Статья 39 44-ФЗ и ст. 107 44-ФЗ возлагают на каждого члена закупочного коллегиального органа личную административную ответственность за допущенные нарушения контрактного законодательства.

Эта ответственность может быть:

  • дисциплинарной;
  • гражданско-правовой;
  • административной;
  • уголовной.

Дополнительные усилия, которые заказчику приходится прилагать при создании комиссии по осуществлению закупок, полностью оправдывают себя после завершения конкурентной закупочной процедуры, итоги которой благодаря этому органу признаются правомочными.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *