Концессионному соглашению

Вносить изменения в концессионные соглашения станет проще

10 июня 2019

Одной распространенных претензий к действующему концессионному регулированию является жесткий порядок внесения изменений в заключенное концессионное соглашение. Постановлением правительства от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения» (далее – Постановление) установлен закрытый перечень оснований, наступление которых позволяет участникам концессии вносить в нее изменения. На практике из-за закрытого перечня часто возникают ситуации, когда существует объективная необходимость корректировки условий концессии, но основания, предусмотренные Постановлением, не позволяют это сделать.

3 июня 2019 года принято Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 № 708 «О внесении изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения», которое призвано частично упростить ситуацию в отношении объектов водо-и теплоснабжения. В отношении остальных объектов концессии порядок внесения изменений не поменялся.

Вот перечень ключевых новелл, вносимых в Постановление:

  1. Исключено императивное правило о невозможности изменения концессионного соглашения, заключенного менее года назад.
  2. Появились новые основания для внесения изменений в соглашение:
  • выявление бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения — отсутствие такого основания напрямую противоречило положениям ч.ч. 5, 6 ст. 51 Закона о концессиях;
  • вывод объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения или входящих в состав объекта концессионного соглашения, из эксплуатации в случае, если такой вывод ранее не был предусмотрен условиями концессионного соглашения;
  • осуществление возмещения фактически понесенных расходов концессионера в соответствии с порядком, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о концессиях – отсутствие данного основания не позволяло сторонам решить вопрос возмещения расходов путем продления срока действия соглашения, несмотря на то, что это прямо предусмотрено Законом о концессиях;
  1. В перечне документов, направляемых в антимонопольный орган для целей получения согласия, учтено, что условия концессионного соглашения могут быть зафиксированы не только в конкурсном предложении, но и в предложении в рамках «частной инициативы».
  2. Увеличение объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения теперь является основанием для отказа во внесении изменений если такие изменения не вызваны вступлением в силу нормативных правовых актов, в связи с которыми стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства или ухудшается положение концессионера.

В целом смягчение порядка, предусмотренного Постановлением, безусловно, является позитивным трендом и поможет многим участникам концессий. Но нельзя не отметить, что сохранение закрытого и довольно жесткого перечня оснований, существенно ограничивает стороны, в том числе в применении классических механизмов распределения рисков. Так, например, традиционным последствием наступления особого обстоятельства является право сторон на внесение изменений в концессионное соглашение, в том числе в части продления его срока. Но очевидно, что перечни особых обстоятельств, обычно используемые участниками рынка, существенно шире, чем перечень оснований для изменений концессионного соглашения, предусмотренный Постановлением.

21 июля 2005 года N 115-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ

Принят Государственной Думой 6 июля 2005 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях

Статья 3. Концессионное соглашение

Статья 4. Объекты концессионного соглашения

Статья 5. Стороны концессионного соглашения

Статья 6. Срок действия концессионного соглашения

Статья 7. Плата по концессионному соглашению

Статья 8. Права и обязанности концессионера и концедента

Статья 9. Права концедента на осуществление контроля за исполнением концессионного соглашения

Статья 10. Условия концессионного соглашения

Статья 11. Предоставление концессионеру и использование им земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр

Статья 12. Ответственность концессионера за качество объекта концессионного соглашения

Статья 13. Заключение, изменение и прекращение концессионного соглашения

Статья 14. Последствия прекращения концессионного соглашения

Статья 15. Расторжение концессионного соглашения на основании решения суда

Статья 16. Ответственность сторон концессионного соглашения

Статья 17. Порядок разрешения споров

Глава 2. Гарантии прав и законных интересов концессионеров

Статья 18. Гарантии осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением

Статья 19. Гарантии равноправия концессионеров

Статья 20. Гарантии прав концессионера

Глава 3. Порядок заключения концессионного соглашения

Статья 21. Конкурс на право заключения концессионного соглашения

Статья 22. Решение о заключении концессионного соглашения

Статья 23. Конкурсная документация

Статья 24. Критерии конкурса

Статья 25. Конкурсная комиссия

Статья 26. Сообщение о проведении конкурса

Статья 27. Представление заявок на участие в конкурсе

Статья 28. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе

Статья 29. Проведение предварительного отбора участников конкурса

Статья 30. Представление конкурсных предложений

Статья 31. Вскрытие конвертов с конкурсными предложениями

Статья 32. Порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений

Статья 33. Порядок определения победителя конкурса

Статья 34. Содержание протокола о результатах проведения конкурса и срок его подписания

Статья 35. Опубликование и размещение сообщения о результатах проведения конкурса, уведомление участников конкурса о результатах проведения конкурса

Статья 36. Порядок заключения концессионного соглашения

Статья 37. Заключение концессионного соглашения без проведения конкурса

Статья 38. Утратила силу

Статья 39. Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем

Статья 40. Стороны концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

Статья 41. Плата по концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем

Статья 42. Условия концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

Статья 43. Особенности изменения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

Статья 44. Гарантии прав концессионера по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

Статья 45. Решение о заключении концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

Статья 46. Особенности конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

Статья 47. Критерии конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

Статья 48. Особенности представления заявок на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

Статья 49. Особенности представления, рассмотрения и оценки конкурсных предложений по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

Статья 50. Особенности проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

Статья 51. Особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, без проведения конкурса

Статья 52. Заключение концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, по инициативе потенциального инвестора

Статья 52.1. Особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, в ценовых зонах теплоснабжения

Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимого имущества и на объекты незавершенного строительства, предусмотренные концессионным соглашением, регулируемым настоящей главой

Статья 53.1. Концессионное соглашение, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий

Статья 53.2. Особенности подготовки, заключения, исполнения и прекращения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий

Глава 5. Заключительные положения

Статья 54. Заключительные положения

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 525-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 275-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г., за исключением изменений в статью 4 и статью 37 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 мая 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 апреля 2012 г. N 38-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2008 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Суть концессионного соглашения. Статья о концессионном соглашении. Закон о концессионных соглашениях. Условия концессионного соглашения.

Концессионные соглашения – особый вид договоров, при заключении и исполнении которых происходит передача государственного либо муниципального имущества частному инвестору с целью его реконструкции и дальнейшей эксплуатации.

К концессионным соглашениям относятся и договоры, условия которых предусматривают создание объекта частным инвестором в будущем, но при этом условия о передаче объекта инвестору для дальнейшей эксплуатации им объекта аналогичны.

Заключение таких соглашений – это способ инвестировать в экономику государства с целью поддержания его жизненно важных функций: дороги, здравоохранение, образование и т.д.

Заключение концессионных соглашений – общемировая практика. В российском законодательстве такая практика применяется с 1991 года, то есть с начала перехода на рыночную экономику. Однако в то время регулирование было фрагментарным и не имело специального закона. Законодательно урегулированы вопросы коммерческой концессии были лишь в 2005 году.

Аналогичны концессионным по своей сути соглашение о разделе продукции и энергосервисный договор. В первом случае осуществляется разделение добытой продукции в основном в счет оплаты налогов инвестором, во втором – происходит частное инвестирование в энергосистему (две цели – обновление оборудования и экономия электроэнергии, выплаты осуществляются за счет достигнутой экономии).

Однако соглашение о разделе продукции и энергосервисные договоры используются только в узких сферах: недропользование и энергетика. Концессионное же соглашение применимо во многих сферах: дороги, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, метрополитен, аэродромы и иное.

Следует отличать концессионное соглашение и от соглашения о государственно-частном партнерстве: при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве право собственности на объект может перейти инвестору, в то время как обязанность его дальнейшей эксплуатации может быть возложена на государство. Это новый вид инвестирования в государственную экономику: закон вступил в силу в 2015 году.

Таким образом, концессионное соглашение – это особый вид договора, при котором инвестор обязуется возвести либо реконструировать объект инфраструктуры, находящийся в государственной собственности, и в дальнейшем эксплуатировать его за плату в соответствии с его предназначением.

Кто может заключать соглашение

Со стороны инвестора может выступать любая коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, как российские, так и иностранные. Допустимо заключение соглашения и с несколькими инвесторами.

Со стороны государства выступают государственные органы, органы субъектов Российской Федерации, муниципальные органы (в зависимости от того, на чьем балансе находится имущество, требующее вложения инвестиций).

В отношении чего можно заключать концессионное соглашение

Соглашение заключается в отношении недвижимости, которую необходимо построить либо реконструировать. В отношении объектов движимого имущества соглашения не могут быть заключены, равно как и в отношении объектов интеллектуальной собственности. При этом недвижимость должна либо принадлежать государству до заключения соглашения (реконструкция) либо после возведения (строительство).

Природа концессионного соглашения

Как строительство, так и реконструкция недвижимости требует длительного времени, ввиду чего соглашения заключаются на долгий срок: средний срок действия соглашения – 20-30 лет.

После строительства либо реконструкции объект передается инвестору для использования и иной эксплуатации его по его целевому назначению, при этом право собственности на объект остается у государства, а пользование объектом оплачивается со стороны инвестора.

В некоторых случаях (к примеру, объект является социальным, и его эксплуатация не принесет прибыли инвестору) предусматривается оплата со стороны государства.

Инвестор обязан эксплуатировать объект в соответствии с его целевым назначением и условиями соглашения на протяжении всего срока, установленного соглашением.

Каждое из соглашений индивидуально, зависит от объекта, сроков, объемов привлекаемых инвестиций. Кроме того, соглашение – это несколько видов договоров в одном (как минимум, договор подряда и договор аренды), следовательно, и правовое регулирование применяется в зависимости от вида договора.

Обязательные условия соглашения

— Возведение либо реконструкция объектов соглашения в установленные сроки совместно с порядком предоставления земельных участков для выполнения работ;

— Осуществлять деятельность, определенную соглашением в течение установленного срока после возведения либо реконструкции соответствующего объекта недвижимости;

— Срок соглашения;

— Конкретизация, в том числе технико-экономические показатели, объекта соглашения.

Цель соглашения

Соглашение – это вид частных инвестиций в широкий спектр объектов инфраструктуры, принадлежащих государству совместно с передачей прав на некоторые виды деятельности частным инвесторам. Цель для государства в таких соглашениях – работоспособная инфраструктура, цель инвестора – получение прибыли.

Елена Миронова, юрист-аналитик. Блондинка. Люблю розовое. Нравится поп-музыка. Отдаю предпочтение судебным спорам по банкротству, займам.

Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

а) защита и охрана интеллектуальной собственности (от регистрации товарного знака до споров по любым результатам интеллектуальной деятельности, в т.ч. сами товарные знаки, программы для эвм);

б) корпоративные вопросы и споры (от организации и проведения ГОСУ, ВОСУ до оспаривания сделок, взыскания убытков с директора, признания решений органов управления недействительными);

в) ведение судебных споров (споры в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах);

г) налоговые вопросы (от аудита бизнес-процессов на предмет налоговых рисков, сопровождения налоговых проверок до оспаривания результатов проверок, иных актов налоговых органов);

д) коммерческая практика (правовое сопровождение бизнеса по различным вопросам);

е) юридическая помощь по уголовным делам (как правило, связанным с предпринимательской деятельностью);

ж) защита активов компаний и собственников бизнеса.

Рекомендуем почитать наш блог, посвященный юридическим и судебным кейсам (арбитражной практике), и ознакомиться с материалам в Разделе «Статьи».

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

Звоните или пишите прямо сейчас!

Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com

Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше, чем просто юридические услуги

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *