Косгу 530

с изменениями от 27.04.2020

Организации бюджетной сферы отражают в 15-17 разрядах номеров счетов коды видов расходов (КВР) с учетом исключений, предусмотренных инструкциями по применению планов счетов учреждений. Кроме того, по КВР проходит оплата расходов. Поэтому ошибка в применении КВР может привести к квалификации расхода в качестве нецелевого, а также — к искажению показателей отчетных форм.

В очередной статье остановимся на том, как применять без ошибок элементы КВР подгруппы 850 «Уплата налогов, сборов и иных платежей»: КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и 853 «Уплата иных платежей».

Как определять КВР?

C 1 января 2020 года для определения КВР применяется порядок, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее — Порядок № 85н). Перечень КВР приведен в Приложении 4 к Порядку № 85н. Правила применения КВР закреплены в п. 48 Порядка № 85н, а в п. 46 Порядка № 85н перечислены существенные требования утвержденной структуры видов расходов. Например, расходы по уплате задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником, отражаются по соответствующим КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (п. 46.8 Порядка № 85н).

КВР применяются во взаимной увязке с расходными кодами КОСГУ. Такая увязка доводится Минфином России в виде таблиц, которые размещаются на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru), Бюджет — Бюджетная классификация — Методический кабинет). Например, на момент написания статьи актуальна «Таблица соответствия КВР и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2020 года», размещенная Минфином России на его официальном сайте 09.04.2020.

Применение КВР 851 и 852

КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов», 853 «Уплата иных платежей» относятся к подгруппе 850 «Уплата налогов, сборов и иных платежей», по которой отражается уплата:

  • налогов (включаемых в состав расходов);
  • государственной пошлины, сборов и обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • иных платежей и взносов.

При этом в Порядке № 85н прямо указано, что по КВР 851 отражаются расходы по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе, в период строительства объектов капитального строительства).

Расходы в отношении транспортного налога и иных налогов, включаемых в состав расходов (за исключением расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, отражаемых по КВР 851), отражаются по КВР 852. Также по КВР 852 отражаются расходы по оплате сборов, государственной пошлины (в том числе, уплата государственной пошлины учреждением-ответчиком на основании вступившего в силу решения суда).

Применение КВР 853

В описании КВР 853 приведен перечень иных платежей, относимых на данный элемент видов расходов, который закрытым не является и предусматривает отнесение расходов, аналогичных перечисленным.

Порядок № 85н в части КВР 853 практически идентичен порядку, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, который применялся до 01.01.2020. В то же время по сравнению с Указаниями № 65н перечень расходов, относимых на КВР 853, расширен. Так, на данный КВР относятся (были дополнены по сравнению с Указаниями № 65н):

— пени за несвоевременную уплату обязательных платежей и (или) взносов собственниками помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества;

— плата оператору в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

— перечисления профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;

— выплаты собственникам животных и (или) продуктов животноводства, изъятых по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при ликвидации очагов особо опасных болезней животных;

— обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за пределами территории Российской Федерации, в иностранной валюте (налоги и сборы, уплачиваемые в бюджетную систему страны пребывания (иностранного государства) (смотрите также письмо Минфина России от 28.06.2019 № 02-08-10/47956);

— платежи в целях возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества (смотрите также письмо Минфина России от 28.02.2020 № 02-05-11/15732).

Отметим, что ранее, во время действия Указаний № 65н, расходы по плате оператору в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и перечисления профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу в перечне относимых на КВР 853 не значились, однако разъяснения по их отнесению на КВР 853 доводились Минфином России в форме писем (письмо Минфина России от 24 12.15 № 02-05-10/76081, письмо Федерального казначейства от 23.03.17 № 02-02-03/201).

Письмами Минфина России в целях выбора КВР можно пользоваться и сейчас. Некоторые ситуации, не урегулированные Порядком № 85н, находят отражение в письмах.

Так, порядок применения КВР при перечислении денежных средств в доход бюджета может быть аналогичным описанному в письме Минфина России от 15.08.16 № 02-05-10/47664, несмотря на то, что письмо строится на Указаниях № 65н. Иными словами, перечислить денежные средства в доход бюджета учреждение может по КВР 853. При этом отметим, что в данном случае КВР 853 будет увязываться с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ, если речь идет именно о расходной операции, а не об уменьшении доходов.

Выплата возмещений физическим лицам — собственникам жилых помещений, изымаемых в целях сноса аварийного жилого фонда, осуществляемых на основании заключенных с ними соглашений (ст. 32 ЖК РФ), отражается по КВР 853 в увязке с кодом 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам» КОСГУ (письмо Минфина России от 26.07.2019 № 02-05-11/56465).

А возмещение собственнику транспортного средства расходов по уплате штрафов за нарушение правил дорожного движения водителем учреждения, управляющим этим транспортным средством, отражается по КВР 853 в увязке с кодом 295 «Иные экономические санкции» КОСГУ (письмо Минфина России от 27.09.2019 № 02-05-10/74927).

Итак, мы рассмотрели порядок применения КВР подгруппы 850 «Уплата налогов, сборов и иных платежей»: 851, 852, 853. При выборе конкретного кода необходимо опираться на положения Порядка № 85н, а также можно пользоваться рекомендациями, приведенными в письмах финансового ведомства России.

Опубликовано 29.11.2019

Учреждения бюджетной сферы начинают планирование расходов на 2021 год. Важно учесть изменения, которые вступают в силу с 01.01.2021 в части применения КОСГУ. В частности, при покупке программных продуктов теперь не будет применяться КОСГУ 226. Кроме того, традиционно с нового года меняется порядок применения КБК. К примеру, появляются новые КВР для закупки энергетических ресурсов и осуществления мероприятий по информатизации.

Ну и, конечно, много других новшеств, которые важно учесть. Со всем по порядку разберемся в новой статье.

Новшества в КБК с 2021 года

С 2021 года учреждения ожидает ряд новшеств в части применения КБК.

Новый порядок применения КБК

В настоящее время при выборе составных частей КБК (КВР, КВД, целевых статей и т. д.) учреждения руководствуются общим порядком, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее — Порядок N 85н).

Дополнительно для федеральных учреждений утверждены таблицы составных частей бюджетной классификации приказом Минфина России от 29.11.2019 N 207н (далее — Порядок N 207н).

С 2021 года этот расклад несколько меняется.

Во-первых, на смену Порядку N 207н приходит новый порядок. Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н , которым утверждается этот порядок, сейчас находится на регистрации в Минюсте России. Его можно найти на официальном сайте Минфина России в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации» (см. также письмо Минфина России от 26.06.2020 N 02-05-10/55398).

Однако новый порядок будут применять не только федеральные учреждения. Ряд приложений к новому порядку будут применять учреждения всех уровней бюджетов:

  • коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов согласно (приложение N 1);
  • коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (приложение N 5).

Ранее данные таблицы содержались в Порядке N 85н. В порядок N 85н также вносятся изменения. Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н, вносящий изменения, также находится на регистрации в Минюсте и размещен на сайте Минфина России. В частности, будут исключены приложения, перенесенные в новый Порядок N 99н.

Новые КВР

С 2021 года планируется применение новых кодов бюджетной классификации. Это следует из Сопоставительной таблицы изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2020 году, к применяемым в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов (Информация Минфина России от 27.07.2020, размещена на официальном сайте Минфина России в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации»).

Порядок применения новых КВР пока не описан. Однако предварительно о порядке применения КВР можно сделать вывод из Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по кодам классификации расходов бюджетов (подготовлен Минфином России 20.07.2020).

Приведем новые КВР в таблице:

Новые КВР 2021 года
246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» Выделяется из КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Для получателей бюджетных средств федерального уровня отнесение расходов на КВР 246 будет осуществляться на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих в сфере информационных технологий, и правовых актов Минкомсвязи
247 «Закупка энергетических ресурсов» Выделяется из КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Будет применяться в целях обособления информации о планировании и исполнении расходных обязательств на оплату потребления энергетических ресурсов ( закупку энергетических ресурсов, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии, природного газа, включая сопутствующие услуги по передаче таких энергетических ресурсов)
614 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» По данным КВР отражаются бюджетные ассигнования на предоставление субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере в соответствии со статьей 78.4 БК РФ и Федеральным законом «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»:
КВР 614 — для субсидий бюджетным учреждениям;
КВР 624 — для субсидий автономным учреждениям;
КВР 635 — для субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений);
КВР 816 — для субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг
624 «Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
635 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»
816 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

Коды КОСГУ: что изменится с 2021 года

Давно запланированные изменения

Действующий порядок применения КОСГУ утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н). Он действует с 01.01.2019. В 2021 году продолжит свое действие этот же порядок с учетом ряда изменений.

Но о части КОСГУ, которые будут применяться с 2021 года, мы знали еще в 2019 году. Приведем эти коды и случаи применения в виде таблицы:

Новые КОСГУ с 2021 года Какой КОСГУ применяется до 2021 года
352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» 226 «Прочие работы, услуги» Расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» 226 «Прочие работы, услуги» Расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности» Аналога не было Доходы от выбытия неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Новые КОСГУ с 2021 года

В настоящее время на сайте https://regulation.gov.ru/ размещены планируемые изменения в Порядок N 209н. Согласно этим изменениям вводится новый КОСГУ:

Новый КОСГУ с 2021 года
139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации» На данный код будут относиться доходы, поступающие в порядке возмещения расходов от ФСС на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

Измененные КОСГУ с 2021 года

Также согласно планируемым изменениям вносятся правки в действующие коды КОСГУ. Представим основные из них:

Код КОСГУ Какие изменения вносятся
129 «Иные доходы от собственности» Дополнительно на данный код будут относиться доходы от предоставления права на заключение договора (контракта)
136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» Дополнительно на данный код будут относиться поступления средств от возврата бюджетными и автономными учреждениями остатка субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным
141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» Дополнено, что на данный код относятся помимо штрафов еще пени и иные санкции
161 «Поступления капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Дополнительно на данный код будут относиться доходы от возврата остатков межбюджетных трансфертов капитального характера, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в том числе неиспользованных
163 «Поступления капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений» Дополнительно на данный код будут относиться доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, имеющих целевое назначение
185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора» Добавлено, что сюда также относятся доходы по соглашению с Центральным банком
195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» КОСГУ Добавлено, что сюда также относятся доходы по договорам безвозмездного пользования, заключенным с Центральным банком
196 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» Добавлено, что сюда также относятся доходы по договорам безвозмездного пользования, заключенным с индивидуальными предпринимателями, физическими лицами — производителями товаров, работ и услуг
224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» Дополнено, что на данную подстатью относится возмещение арендодателю (собственнику (балансодержателю) имущества) в части выполнения обязательств, предусмотренных договором аренды, безвозмездного пользования объектом недвижимого имущества, расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога
228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» Перечень расходов дополнен следующими:
— разработка генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории;
— межевание границ земельных участков;
— разработка правил землепользования и застройки (документации градостроительного зонирования);
— проведение архитектурно-археологических обмеров;
— разработка технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности;
— инженерно-геодезические изыскания;
— выполнение кадастровых работ
231 «Обслуживание внутреннего долга» Дополнено, что на данную подстатью относится оплата процентных платежей за рассрочку реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту
241 «Безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям» По данной подстатье КОСГУ также отражаются расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по предоставлению на безвозмездной основе добровольных пожертвований Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию

Опубликовано 03.09.2020

Часть этих мер была предложена президентом Владимиром Путиным минувшими весной и летом — НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб., повышенный подоходный налог в 15% для зарабатывающих более 5 млн руб. в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга. Ряд мер стал неожиданностью незадолго до рассмотрения проекта бюджета в правительстве — в частности, повышение на 20% акцизов на табак и увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов. Самой дорогой мерой станет модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот.

Низкие доходы и докризисные расходы

В 2020 году общие доходы бюджета, как ожидает Минфин, составят 17,8 трлн руб., или 16,7% ВВП. Для сравнения: в благополучном 2019 году доходы находились на уровне 18,3% ВВП. Без учета «схемных» 1,1 трлн руб., поступивших в бюджет этого года в результате покупки правительством контрольного пакета Сбербанка у ЦБ (Минфин заплатил за акции накоплениями в ФНБ, а часть денег почти сразу вернулась из Центробанка в бюджет), доходы в 2020 году составят всего лишь 16,8 трлн руб., или 15,7% ВВП.

По сравнению с очень низким показателем 2020 года в следующем году бюджет получит больше доходов. Но ненамного — 18,8 трлн руб. Ожидаемые доходы 2021 года все равно будут меньше, чем бюджет зарабатывал в 2018–2019 годах, и на 3 трлн руб. с лишним меньше по сравнению с докризисным планом на 2021 год.

Ситуация с доходами должна улучшиться в 2022–2023 годах, но это улучшение будет в основном достигнуто за счет роста нефтегазовых доходов в результате ожидаемого повышения нефтяных цен и восстановления нефтедобычи. В отношении к ВВП (что близко к понятию «в реальном выражении») ненефтегазовые доходы останутся на одном и том же уровне все три года (11–11,1% ВВП).

Общие расходы бюджета в 2021–2022 годах планируется сохранить примерно на уровне докризисного плана на эти годы: в 2021 году — на 300 млрд руб. больше, в 2022 году — на 550 млрд руб. меньше. В следующем году расходы предусмотрены на уровне 21,5 трлн руб., и Минфину пришлось пойти на отклонение от бюджетного правила, чтобы заложить эту сумму. Если бы Минфин не скорректировал расчет базовых нефтегазовых доходов и предельных расходов на 2021 год, расходы бюджета оказались бы как минимум на 900 млрд руб. ниже.

В 2022 году, когда Минфин планирует вернуться к докризисному бюджетному правилу, расходы должны увеличиться лишь на 400 млрд руб. относительно 2021-го. Это связано с прогнозной траекторией экономического роста: Минэкономразвития ожидает, что 2022 год окажется самым позитивным для экономики за десять лет (рост ВВП +3,4%).

Экономика обгонит оборону

В разрезе тематических направлений бюджетных расходов лидером остается раздел «Социальная политика»: социальные расходы увеличиваются на 8% (по сравнению с докризисным планом) в 2021 году и на 10% в 2022 году. В следующем году 27% всех бюджетных расходов (5,8 трлн руб.) будет проходить по социальному разделу, а внутри него больше половины — это трансферты Пенсионному фонду.

Впервые в недавней истории раздел «Национальная экономика» (включающий в себя расходы на поддержку отраслей и космонавтики) в 2021 году обойдет по объему ассигнований «Национальную оборону» — 3,37 трлн руб. против 3,11 трлн руб. Это связано главным образом с резким ростом ассигнований на поддержку экономики (на 19%) и небольшим сокращением расходов на оборону. Впрочем, с 2022 года национальная оборона вернется на второе место среди бюджетных разделов.

Рост госдолга из-за дефицита

Бюджетный дефицит в предстоящие три года будет покрываться преимущественно внутренними заимствованиями. В результате общий госдолг вырастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,3% ВВП по итогам 2023 года. Рост значительный, но в основном он придется на 2020 год.

Процентные расходы по долгу вырастут к 2023 году до 1,6 трлн руб. — по сравнению с 0,9 трлн руб. в текущем году. Однако бюджетное правило сформулировано таким образом, что защищает непроцентные расходы от сокращения даже при росте расходов на обслуживание госдолга.

Министр финансов Антон Силуанов недавно заявлял, что 20–21% ВВП — все еще безопасный уровень госдолга, хотя выше идти нежелательно. «Увеличение госдолга в ходе трехлетки до 21% ВВП не является критическим для нашей экономики. Это нормальный уровень госдолга», — согласен Кудрин.

Риски для бюджета

Значительная доля ожидаемых бюджетных доходов рассчитывается исходя из базового варианта прогноза Минэкономразвития. Ведомство довольно оптимистично оценивает перспективы российской экономики — рост ВВП более чем на 3% в среднем в 2021–2023 годах (после умеренного падения на 3,9% в текущем году). В Счетной палате пока не видят оснований для такого оптимизма на 2022 и 2023 годы, отметил Кудрин. Если темпы роста экономики окажутся меньше прогнозируемых, бюджет в предстоящие три года может недосчитаться доходов — например, от НДС, налога на прибыль, дивидендов госкомпаний. Чтобы избежать роста дефицита, придется либо резать расходы (чего власти постараются не допустить), либо снова «мобилизовывать» доходы через дополнительные изъятия у бизнеса. В базовый прогноз заложено отсутствие второй волны коронавирусной инфекции, но такой риск есть. Например, Банк России его закладывает в альтернативные сценарии развития экономики. Новый рост заболеваемости приведет к необходимости увеличивать расходы на фоне угрозы повторных карантинных ограничений. В прогноз Минэкономразвития заложена довольно консервативная цена на нефть — $45,3–47,5 за баррель (с возобновлением пополнения Фонда национального благосостояния (ФНБ) с 2022 года). Если вдруг нефть будет стоить дешевле, из ФНБ придется забирать больше денег, также могут пострадать ненефтегазовые доходы, косвенно зависящие от цены нефти (налог на прибыль нефтегазовых компаний, их дивиденды).

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *