Кто контролирует охрану труда

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

  • проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
  • контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
  • участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
  • своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
  • организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
  • участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
  • информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

«Утверждено»

Решением Коллегии СРО РНП

«Содружество строителей РТ»

Протокол № 136

от «15» октября 2014г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об общественном инспекторе по охране труда в организациях —

членах СРО РНП «Содружество строителей РТ».

1. Положение об общественном инспекторе по охране труда разработано для организации совместных действий работодателя, работников и профессиональных союзов организации по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также сохранению здоровья работников.

2. Положение предусматривает основные полномочия и права общественного инспектора по охране труда.

3. Общественный инспектор является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда.

4. Выдвижение общественного инспектора осуществляется из числа наиболее опытных и авторитетных работников предприятия (бригадиры, звеньевые, рабочие, инженерно-технические работники) на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации или на собрании работников организации.

5. Общественный инспектор в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, коллективным договором организации (соглашением по охране труда), локальными нормативными правовыми актами организации.

6. Обучение общественного инспектора проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией не реже одного раза в три года. По результатам проверки знаний ему выдается нагрудный знак и удостоверение общественного инспектора.

7. Полномочиями общественного инспектора являются:

7.1.Участие, в пределах своей организации, при разработке совместных действий с работодателем, профессиональным союзом по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний.

7.2. Проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений руководству организации по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

7.3. Участие, совместно с линейными ИТР, в обследованиях состояний охраны труда и техники безопасности на объекте и информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах.

8. Для осуществления своих полномочий общественному инспектору предоставляются следующие права:

8.1. Получать от руководства организации информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья.

8.2. Участвовать в комиссиях при проведении расследований несчастных случаев, обследований состояния условий и охраны труда на объектах организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений.

8.3. Вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

8.4. Информировать работодателя, выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание работников организации о всех нарушениях в области охраны труда.

9. Общественные инспекторы информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание работников о проделанной ими работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание работников вправе отзывать общественного инспектора и выдвигать на его место нового представителя.

10.Обеспечение деятельности общественного инспектора устанавливается коллективным договором, локальным нормативным правовым актом организации.

На фирменном бланке организации

Президенту СРО РНП

«Содружество строителей РТ»

Халитову Р.Ш.

Заявка

на обучение общественного инспектора, выдачи жилетов и удостоверений.

факс 221-70-87, email: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Наименование организации:_______________________________

Общественный контроль за охраной труда

  • Осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
  • Принимать участие в расследовании несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимате­лей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
  • Защищать права и законные интересы членов профессионально­го союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.
  • Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязатель­ные для рассмотрения.
  • Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллектив­ными договорами и соглашениями.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
  • Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
  • Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  • Обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотре­ния должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом ис­полнительной власти, уполномоченным на проведение государствен­ного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *