Кто проверяет пожарную безопасность?

Нарушение пожарной безопасности (ПБ) приводит к самым серьезным последствиям. Именно по этой причине компании часто проверяются на предмет ПБ. Проверками занимается государственный пожарный надзор. В ходе контрольных мероприятий устанавливается соответствие деятельности фирмы всем нормативным актам. Ответственность за пожарную безопасность в нежилом помещении несет как его собственник, так и арендатор. Если будут обнаружены правонарушения, на лицо накладывается немалый штраф. По этой причине рекомендуется тщательно готовиться к проверкам.

Основания для контрольных мероприятий

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:

  • Ввод в эксплуатацию новой постройки.
  • Изменение класса пожарной безопасности.
  • Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.

Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.

Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:

  • Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
  • Введение специального противопожарного режима.
  • Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
  • Завершение капитального ремонта.
  • Поступление жалоб.
  • Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.

Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.

Разновидности пожарных проверок

Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:

  • Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
  • Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.

Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:

  • Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
  • Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.

И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.

Какие компании освобождены от проверок

Существует Постановление Правительства №294, действующее до завершения 2018 года. Согласно ему, субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от плановых контрольных мероприятий. То есть проверки осуществляются только при поступлении жалоб на компанию. Однако данные льготы не относятся к помещениям, где предполагается массовое скопление людей. В частности, это:

  • Образовательные учреждения.
  • Субъекты здравоохранения.
  • Цеха, промышленные предприятия.
  • Места организации культурно-массовых мероприятий.

Данные исключения связаны с повышенной опасностью для большого количества людей.

Что проверяется при проверке пожарной безопасности

Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:

  • Наличие приказа управленца о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности, и исполнение положений этого документа.
  • Приказ управленца о назначении инструктажа специалистов касательно вопросов пожарной безопасности.
  • Приказы о периодичности инструкций и тренировок.
  • Порядок отключения электроэнергии в ситуации возгорания.
  • Помещения, которые предназначены для курения, отдыха, хранения материалов.
  • Финансовый план на организацию пожарной безопасности.

Надзорные органы проверяют наличие табличек с указанием аварийных выходов, доступность последних, наличие огнетушителей.

Перечень проверяемых документов

Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:

  • Приказы о назначении ответственных лиц, утверждении плана обучения пожарной безопасности.
  • Инструкции по действиям при возгорании, по проверке рабочего места по окончании дня, по эксплуатации техники.
  • Журналы по вводному инструктажу, пожарной безопасности на рабочем месте, контролю над состоянием помещения.
  • Учет инструментов, нужных для тушения возгорания.
  • Разрешение на осуществление деятельности, аренду.
  • Сертификаты на технику, инструменты для тушения возгораний.

Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.

Противопожарные требования к помещениям

К нежилым помещениям предъявляются следующие требования:

  • Наличие инструментов для тушения возгораний.
  • Наличие схем эвакуации, расположенных на видных местах.
  • Наличие табличек, обозначающих пути эвакуации при пожаре, расположение огнетушителей, кранов.

Все обозначения предназначены для обеспечения успешной эвакуации при возгорании.

Требования к прилегающим участкам

Противопожарные требования предъявляются не только к самим помещениям, но и к прилегающим к ним территориям. Рассмотрим эти требования:

  • Отсутствие мусора и прочего сора, который может легко воспламениться.
  • Незагороженные эвакуационные выходы.
  • Качественное освещение.

На прилегающих территориях нельзя разжигать костры ближе 50 метров от зданий.

Длительность контрольных мероприятий

Общая длительность проверки должна составлять не более 20 дней. Продолжительность мероприятий для субъектов малого бизнеса (число сотрудников не больше 100) составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий (число сотрудников не больше 15) – 15 часов.

Результаты контрольных мероприятий

По завершении мероприятия составляется акт. Один из его экземпляров передается руководителю компании. Также проставляются отметки в журнале пожарных проверок. Если журнал отсутствует, оформляется акт. В нем прописывается следующая информация:

  • ФИО инспектора.
  • Информация о компании, которая проверяется.
  • Дата мероприятия.
  • ФИО участников проверки.
  • Список обнаруженных недочетов.

Если выявляются нарушения пожарной безопасности, оформляется предписание. В документе прописываются перечень недочетов, а также сроки, отпущенные на их исправление. Если руководитель не исполнит предписание, он будет привлечен к административной ответственности. Решение надзорного органа можно обжаловать. На протяжении 15 дней разрешается подать свои возражения в орган ЕПН. Обжаловать решение в суде можно в течение 3 месяцев.

Нарушения, которые часто выявляются в ходе проверки

Рассмотрим нарушения, которые часто обнаруживают во время контрольных мероприятий:

  • Наличие в помещениях взрывоопасных и огнеопасных веществ.
  • Хранение бумаг около потенциальных очагов возгорания.
  • Курение в неположенных местах.
  • Загораживание эвакуационных выходов.

Нарушения могут быть легкими и тяжкими, рецидивными (то есть повторяющимися несколько раз). Руководителя также могут наказать за правонарушения, которые стали причиной причинения вреда людям. Штраф для ЮЛ за недочеты в области пожарной безопасности составляет от 90 000 до 500 000 рублей.

Расскажем о том, каковы требования противопожарной безопасности, какие существуют требования пожарной безопасности к зданиям и помещениям, к организации рабочих мест сотрудников, а также о том, какая установлена ответственность за их нарушение.

Что требует закон

Общие требования по пожарной безопасности, которые применяются в России, направлены на создание качественно нового уровня защиты сотрудников и объектов от пожара. Установлена система мероприятий различных видов (от организационных до социально-экономических), которые направлены на профилактику экстремальных ситуаций, аварийно-спасательные действия и тушение пожаров.

Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным и для граждан, и для юридических лиц, ведь их исполнение позволяет сохранить жизнь, здоровье и имущество в чрезвычайной ситуации.

Любой пожароопасный объект оборудуется специальными системами, позволяющими предотвратить или уменьшить степень опасного воздействия на человека.

Гадаева Татьяна Александровна, эксперт Учебного центра «ТехноПрогресс»: Рассмотрим пожар, произошедший в Юсуповском дворце в Санкт-Петербурге. Причинами стали огневые работы (газовая резка и электрогазосварка) аварийно-диспетчерской службы, устранявшей последствия прорыва трубы. Работы имели повышенную опасность, но выполнялись в соответствии с нормами и правилами, необходимый наряд-допуск у службы имелся. После отъезда службы владелец здания должен был назначить наблюдающего, который в течение трех часов обязан был следить за местом проведения ремонта. Однако наблюдающий назначен не был. На месте проведения сварочных работ из-за высокой температуры нагревания поверхностей (температура нагрева на грелке — +3500 градусов по Цельсию) произошло возгорание с последующим пожаром. Тогда во дворце пострадали десять человек, двое из которых скончались. Пример показывает, насколько важно компании знать и соблюдать требования пожарной безопасности при проведении работ любого вида и сложности.

Какими нормами регулируется пожарная безопасность

Ищете, какой документ устанавливает общие требования пожарной безопасности? В действующем законодательстве сформирована целая отрасль, которая занимается регулированием вопросов в части пожарной безопасности. Нормативные акты концентрируются вокруг ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ.

Скачать

Этот закон устанавливает основы деятельности в рассматриваемой сфере, а также ее систему. Любые иные документы разрабатываются в соответствии с положениями данного закона. Это значит, что ответ на вопрос, какой документ содержит требования пожарной безопасности, следующий: нормы в рассматриваемой сфере распределены по трем уровням — федеральному, региональному, муниципальному.

Федеральный закон от 22.07.2008 ФЗ-123 (техрегламент о требованиях пожарной безопасности) содержит положения с общими требованиями к зданиям, различным объектам производства, продукции пожарно-технического и общего характера.

Скачать

Принципы определяются для:

  • расстояний между зданиями и сооружениями;
  • муниципальных образований к размещению сил охраны;
  • проектирования, строительства и эксплуатации;
  • систем предотвращения;
  • размещения депо, дорог, источников снабжения водой на территории производственного объекта;
  • техники и средств индивидуальной защиты сотрудников специальных служб и людей на пожаре;
  • продукции, имеющей общее назначение.

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 установлены правила противопожарного режима в РФ. Они определяют поведение при пожаре, условия организации производства, содержания прилегающих территорий, зданий, сооружений, помещений учреждений и иных объектов, подлежащих защите.

На уровне регионов приняты нормативные акты, определяющие полномочия органов власти в этой сфере, правила обеспечения, права и ответственность физических и юридических лиц в этой сфере. Во многих областях приняты законы о добровольной пожарной охране.

Кто отвечает за пожбезопасность

Действующее законодательство (ст. 38 69-ФЗ) возлагает ответственность:

  • на собственников объектов;
  • руководителей федеральных органов исполнительной власти;
  • руководителей органов местного самоуправления;
  • лиц, которые уполномочены владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, включая руководителей учреждений;
  • лиц, назначенных в установленном порядке ответственными;
  • должностных лиц в пределах компетенции.

Фамилия, имя и телефон ответственного должны быть известны всем сотрудникам организации.

Как готовиться к проверкам: советы экспертов

Денис Констин, директор ООО «Универсальная юридическая контора»:
При плановой проверке пожарной безопасности компанию должны уведомить не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала, о внеплановой проверке — не менее чем за 1 рабочий день. Особое внимание при подготовке к проверке следует уделить наличию документации по пожарной безопасности, исправности пожарной сигнализации и систем оповещения, наличию средств пожаротушения и соответствие их техническим характеристикам, прописанным в производственной документации, состоянию запасных выходов и пожарных лестниц, проверке знаний сотрудников предприятия по пожарно-техническому минимуму. В целях соблюдения требований необходимо выполнить проверку эвакуационных путей и выходов на соответствие правилам пожарной безопасности, убедиться в наличии специальных знаков, обозначающих выходы и пути к ним, планов эвакуации, которые должны быть размещены на каждом этаже зданий и их не должны скрывать посторонние предметы, указатели мест сбора при пожаре, удостовериться в том, что проходы, выходы и эвакуационные пути свободны от посторонних предметов, не загромождены, пройти к ним можно беспрепятственно. Также нужно проверить работоспособность системы пожаротушения и оповещения. Они должны быть исправны и соответствовать проектной документации. В числе прочего необходимо проверить сроки годности огнетушителей. Важным является наличие инструкции по пожарной безопасности и декларации пожарной безопасности. При проверке будут истребованы приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность. Такое лицо должно пройти обучение и получить соответствующий документ, а также документы, подтверждающие проведение обучения сотрудников. Поэтому журналы проведения инструктажей по пожарной безопасности должны быть в наличии, а сотрудники должны проходить инструктажи. Обратите внимание на наличие знаков о запрете курения на территории объекта, они также должны быть. Конечно, это общие рекомендации, которые подойдут большинству компаний, а если есть сомнения, то можно обратиться к чек-листам, используемым при проверке пожарной безопасности, утвержденным в отношении каждого вида проверяемого объекта.

Харламов Григорий Борисович, эксперт по пожарной безопасности Учебного центра «ТехноПрогресс»:

Для успешной подготовки к проверке надзорными органами МЧС России стоит обратить внимание на вопросы безопасной эвакуации людей при пожаре, в идеале — произвести расчет фактического времени эвакуации. Немаловажно провести проверку работоспособности систем автоматической противопожарной защиты зданий и помещений. К примеру, в источниках бесперебойного питания автоматических пожарных сигнализаций используются аккумуляторы, которые с течением времени не выдерживают требований, предъявляемых нормами и правилами в области пожарной безопасности, и их необходимо своевременно менять. В целом, чтобы не нарушать требования пожбезопасности, в первую очередь необходимо исключить формальный подход к разработке документации по пожарной безопасности, своевременно обновлять все документы, а при проведении перепланировки обязательно учитывать изменения в планах эвакуации.

Ответственность за нарушение норм

Лица, ответственные за соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, привлекаются за их нарушение к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

КоАП РФ, например, предусматривает наказания по таким статьям:

  • ст. 11.16 (нарушение требований на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте);
  • ст. 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор);
  • ст. 19.13 (заведомо ложный вызов специализированных служб);
  • ст. 20.4 (нарушение условий пожарной безопасности).

Наказания по ним варьируются и могут составлять штраф в сумме до 1 млн рублей либо приостановку деятельности нарушившего учреждения на срок до 90 суток.

Ответственность может быть и уголовной (ст. 219 УК РФ). Она предусматривает возможность наступления наказания при причинении вреда здоровью (тяжкого и особо тяжкого) и может составить до трех лет лишения свободы, в случае смерти — до 7 лет. Дополнительно предусмотрен запрет на занятия определенными видами деятельности.

Общие требования к пожарной безопасности

Разделы 123-ФЗ (технический регламент о требованиях пожарной безопасности) представляют совокупность положений для разных объектов защиты — от зданий до продукции общего назначения.

Требования к безопасности зданий, сооружений, площадок

Для обеспечения надежности зданий на этапе их проектирования следует предусматривать такие конструкции, инженерное оборудование и стройматериалы, которые соответствуют предусмотренным законом специальным характеристикам. Это значит, что при пожаре обеспечивается возможность:

  • эвакуировать людей до причинения вреда жизни и здоровью;
  • осуществить мероприятия по спасению;
  • доступа подразделениям спасателей и доставки средств тушения в помещения;
  • подать вещества для тушения в очаг пожара;
  • предотвратить распространение пожара на иные здания и сооружения, расположенные рядом с адресом горящего здания.

Устанавливаемые в зданиях системы защиты должны давать возможность эвакуировать людей.

Системы снабжения зданий и сооружений электричеством должны быть оборудованы устройствами защитного отключения.

Пути эвакуации должны иметь аварийное освещение (требования пожарной безопасности ФЗ-123) с автономными источниками питания, дающими возможность бесперебойной работы во время процесса эвакуации.

В зданиях монтируются автоматические установки тушения с тем расчетом, чтобы:

  • оповестить людей о пожаре, объявление должно быть слышно всем;
  • тушащего вещества было достаточно для прекращения огня в конкретном помещении.

Системы оповещения о чрезвычайной ситуации действуют с помощью подачи световых, звуковых и(или) речевых сигналов во все помещения, где пребывают люди.

К обустройству производственных площадок также установлен определенный перечень:

  • наличие средств тушения пожара;
  • наличие двух и более въездов с разных сторон;
  • у въездов размещаются планы защиты от пожара;
  • наличие свободного подъезда к местам концентрации стройматериалов;
  • наличие щитов с оборудованием для тушения огня;
  • исправность водопроводных сетей.

Требования к безопасности рабочих мест

Защищенность рабочих мест является залогом сохранения жизни сотрудников. Чтобы тема пожароопасности не поднималась, при реализации мер нужно выполнять следующие установки:

  • обеспечить в учреждении специальный режим, утвердив положение о нем;
  • назначить ответственного за обеспечение безопасной работы (в цехах это, как правило, их руководители);
  • обучить работников правилам, проведя инструктаж;
  • обеспечить для курения специальные места;
  • предусмотреть наличие и работоспособность средств тушения;
  • обеспечить свободные пути эвакуации.

1. Сведения об организации:

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

— документ, подтверждающий право пользоваться и распоряжаться объектом (договор аренды, свидетельство о праве собственности и т.п.);

— документ, подтверждающий полномочия законного представителя (приказ о назначении ген.директором, доверенность);

— Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

— Устав (положение) предприятия;

— Банковские реквизиты;

— Юридический и фактический адреса, телефоны;

— Перечень структурных подразделений, представительств, с указанием адресов;

— Технические паспорта БТИ на строения;

— Перечень арендаторов с указанием занимаемых помещений, зданий;

2. Документы, отражающие состояние пожарной безопасности на объекте:

— Договор на техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, установок пожаротушения;

— Акты огнезащитной обработки сгораемых конструкций кровли (при наличии чердаков, срок действия определяется огнезащитным составом);

— Протокол испытаний наружных пожарных лестниц (срок действия — пять лет) и Акт обследования целостности конструкции (составляется ежегодно);

— Протокол испытаний ограждений кровли здания (срок действия — пять лет) и Акт обследования целостности конструкции (составляется ежегодно);

— Протокол испытаний противопожарного водопровода (делается 2 раза в год);

— Приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность на объекте;

— Приказ об организации и проведении обучения сотрудников по программе пожарно-технического минимума, удостоверения о прохождении обучения;

— Приказ об установлении противопожарного режима на объекте;

— Приказ о создании добровольной пожарной дружины;

— Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности;

— Журнал учета огнетушителей, паспорта на огнетушители;

— Инструкция о мерах пожарной безопасности на объекте и другие организационно-распорядительные документы по пожарной безопасности (полный перечень);

— Акт практической отработки планов эвакуации (1 раз в полгода для зданий с массовым пребыванием людей — 50 и более человек);

— График очистки воздуховодов систем вентиляции (для столовых, кафе, производственных и т.п.);

— Акт испытания пожарных гидрантов наружной водопроводной сети на водоотдачу (если есть на балансе гидранты, проводится весной и осенью);

— Акты проверок молниезащиты и защиты от статического электричества (высотные здания);

— Сертификаты пожарной безопасности на продукцию (материалы), подлежащую обязательной сертификации в области пожарной безопасности (пожарные шкафы, рукава, огнетушители, противопожарные двери, огнезащитные составы и т.д.);

— Лицензия на осуществление деятельности в области пожарной безопасности (если такая имеется);

— Декларация пожарной безопасности.

Полный перечень документации по пожарной безопасности, которую необходимо вести на объекте — .

Заказать разработку документации всего за 1000 рублей!

Порядок исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности определяет Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 (далее – Административный регламент).

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры (п. 25 Административного регламента):

ведение учета объектов защиты, органов власти и планирование проверок в органах ГПН;

проведение проверок;

оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам;

регистрация и учет проверок;

рассмотрение письменных заявлений организаций и граждан, являющихся соискателями лицензий либо лицензиатами в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, о выдаче заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

рассмотрение межведомственных запросов из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляющих государственные услуги;

проведение консультаций по исполнению государственной функции и вопросам, входящим в компетенцию органов ГПН.

Организация и проведение проверок, а также принятие мер по результатам проведения проверок в отношении лиц, указанных в п. 6 Административного регламента (руководители органов власти; собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции; граждане), осуществляется в соответствии с принципами законности и презумпции их добросовестности.

Согласно Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки подразделяются на:

плановые (ст. 9), внеплановые (ст. 10), документарные (ст. 11) и выездные (ст. 12).

Проверки выполнения требований пожарной безопасности подразделяются наплановые и внеплановые,проводимые только вформе выездной проверки.

В соответствии с законом срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Под субъектами малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 3) понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства (ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Вопрос № 2. Проведение плановых проверок выполнения требований пожарной безопасности

Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года, в течение которого соответствующему органу ГПН надлежит провести запланированную в установленном порядке проверку объекта защиты, органа власти (п. 40 Административного регламента).

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года(ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Согласно перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944, органы ГПН осуществляют плановые проверки со следующей периодичностью:

не чаще 1 раза в 2 года – для организаций, осуществляющих оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи;

не чаще 1 раза в 1 год – для организаций, осуществляющих дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее (полное) общее образование, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания;

1 раз перед началом каникул– деятельность детских лагерей на время каникул.

О проведении плановой проверки уполномоченные должностные лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка уведомляются органом ГПН о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Плановая проверка проводится по месту нахождения объекта защиты, органа власти.

При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе(п. 43 Административного регламента):

1) выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.

В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, осуществляется проверка в соответствии со следующими пунктами.

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции.

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара.

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами.

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности.

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Плановая проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, обязательного ознакомления уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка с (п. 44 Административного регламента):

распоряжением о проведении проверки;

полномочиями проводящего (проводящих) проверку должностного лица (должностных лиц) органа ГПН;

целями, задачами, основаниями проведения проверки;

видами и объемом мероприятий по надзору;

составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке. В случаях необходимости проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда, органы ГПН привлекают к проведению проверки органа власти или объекта защиты аккредитованных в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с уполномоченным должностным лицом органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, осуществляющими свою деятельность на объекте защиты, на котором проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами указанных лиц;

сроками и условиями ее проведения.

Во время проведения плановой проверки(п. 45 Административного регламента):

1) осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов ГПН. К указанным документам относятся:

правоустанавливающие документы на объект защиты, учредительные документы;

документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции);

декларация пожарной безопасности;

имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;

материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;

техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;

технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;

договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;

лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности, с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):

обследования объекта защиты (визуального осмотра);

отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;

проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.

Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии уполномоченных должностных лиц органа власти (органа местного самоуправления) или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.

В отношении органов власти (органа местного самоуправления) плановые проверки проводятся в соответствии с п. 42 — 44, абзаца пятого п.п. 2 п. 45 Административного регламента, а также с осуществлением анализа реализуемых органами власти полномочий в области пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством Российской Федерации.

Вопрос № 3. Проведение внеплановых проверок выполнения требований пожарной безопасности

Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является(п. 47 Административного регламента):

1) истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия;

2) наличие решения органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган ГПН:

сведений от граждан, организаций о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти (должностных лиц органов ГПН), из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Основания для проведения внеплановой проверки так же изложены в ст. 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Внеплановая проверка в отношении объекта защиты может быть проведена по основанию, указанному в абзаце втором п.п. 3 п. 47 Административного регламента, после согласования с органом прокуратуры посредством направления в органы прокуратуры заявления типовой формы, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, о согласовании органом ГПН с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки объекта защиты (далее – заявление типовой формы) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (при наличии таковой). В случае поступления в органы ГПН заключения НОР с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, копия данного заключения прилагается к заявлению типовой формы.

Внеплановая проверка в отношении объекта защиты по основанию, указанному в абзаце третьем п.п. 3 п. 47 Административного регламента, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры о проведении мероприятий по надзору посредством направления документов, предусмотренных абзацем вторым настоящего подпункта в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

Внеплановая проверка в отношении объекта защиты физического лица-правообладателя по основанию, указанному в абзаце втором и третьем п.п. 3 п. 47 Административного регламента, может быть проведена незамедлительно.

При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности(п. 48 Административного регламента):

исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или по устранению несоответствия;

информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки;

на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной опасности;

устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности в случае установления особого противопожарного режима на соответствующей территории;

во исполнение поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

О проведении внеплановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации, гражданина о проведении внеплановой проверки по основанию, указанному в абзаце третьем п.п. 3 п. 47 Административного регламента, не требуется.

Срок проведения внеплановой проверки устанавливается в соответствии с п. 24 Административного регламента и не может превышать двадцати рабочих дней.

В случае получения органом ГПН распорядительного документа органа прокуратуры о проведении в рамках прокурорского надзора проверки в отношении объектов защиты, осуществляемой непосредственно органами прокуратуры, должностное лицо органа ГПН участвует в проводимой органом прокуратуры проверке в качестве специалиста, дает пояснения и представляет информацию в рамках своей компетенции.

По требованию участвующих в проверке лиц должностное лицо (должностные лица) органа ГПН обязано (обязаны) представить информацию об органе ГПН, должностными лицами которого проводится проверка, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

При проведении проверки должностное лицо (должностные лица) органа ГПН не вправе(п. 39 Административного регламента):

1) проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа ГПН;

2) осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, за исключением случая проведения такой проверки по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Как проводится пожарная проверка ИП? Этот вопрос интересует предпринимателей. Есть на свете единые правила для всех – это касается и пожаров. Если халатно относиться к мерам предосторожности, обязательно случится пожар. К сожалению, не все взрослые помнят о том, что меры безопасности нужно соблюдать, но об этом им напоминают пожарные инспекторы, которые не дают расслабляться директорам предприятий, устраивая как плановые, так и внеплановые проверки. Не минула эта участь и индивидуальных предпринимателей.

Как осуществляют проверку пожарной безопасности?

Как происходит проверка пожарной безопасности ИП? Основная задача плановой проверки – это убедиться, что бизнесмен соблюдает во время производственной деятельности меры пожарной безопасности. Обычно такой вид проверок совершается раз в 3 года. Но если юридические лица, а также ИП заняты в социальной сфере, здравоохранения или образования, то пожарный инспектор может посещать заведения чаще. И обычно проверки длятся до 20 дней – не больше, если, конечно, нет каких-нибудь серьезных нарушений.
Когда прошло три года со дня основания предприятия, оно включается во всеобщий план проверок.

Приходит уведомление, которое направляет Роспотребнадзор, и пожарная проверка ИП скоро может начаться.

Может посетить организацию инспектор тогда, когда на предприятии был введен в эксплуатацию объект, требующий особой пожарной безопасности. Про это предприниматель должен обязательно уведомить.

Прокуратура вправе проверить, законно ли включение какого-либо объекта в ежегодный план проверки. Если же эта процедура необоснованна, есть все основания отправить предписание в Госпожнадзор, и тогда индивидуальный предприниматель будет исключен из списка.

Если должна состояться проверка пожарной безопасности для ИП, документы обязаны быть всегда в порядке. А для этого необходимо содержание следующего пакета ценных бумаг. Пожарные документы для ИП:

  1. Технические документы от систем противопожарной защиты.
  2. Правоустанавливающие документы. Значит, должны быть свидетельства о регистрации прав собственности на недвижимое имущество или договоры аренды. Может, это будут бумаги, подтверждающие право распоряжаться помещениями, участком, транспортом, сооружением.
  3. Свидетельства о госрегистрации ИП и банковские реквизиты предприятия.
  4. Устав организации.
  5. Приказы и распоряжения с указанием лиц, которые несут ответственность за противопожарное состояние.
  6. Журналы учета с подписями работников, которые ознакомлены с перечнем правил пожарной безопасности. Отдельный журнал должен быть с учетом огнетушителей.
  7. План участка и объектов недвижимости.
  8. Договор с той компанией, которая обслуживает данную систему противопожарной защиты. Необходимы также ее лицензия и годовой план работ.
  9. Акты, составленные после обследования противопожарного водопровода, обычно с внутренней и внешней стороны.
  10. Акты, фиксирующие прием выполнения работ, касающихся пожарной безопасности, чтобы была лицензия МЧС РФ.
  11. Особые расчеты, которые определяют вид взрывопожарной опасности.

Неучастие в проверке

Когда организация входит в утвержденный план, то кажется, что запланированной проверки не избежать. Но существует аудит пожарной безопасности, который осуществляется с задачей найти нарушения требований пожарной безопасности на предприятии, еще разработать необходимые мероприятия, чтобы их устранить. Для этого есть аккредитованные предприятия, работающие на договорной основе.

Итоги фиксируются в заключении о независимой оценке пожарного риска. Сюда обязательно прилагается план необходимых мероприятий, чтобы устранить нарушения. Под документом ставятся подписи должностных лиц, входящих в экспертную организацию. Копия документа направляется в подразделение МЧС, а затем, по истечении срока, заключение, которое прошло регистрацию, отдается предпринимателю.

Когда же объект успешно прошел испытание и соответствует нормам противопожарной безопасности, то в плановые проверки его могут не включить на протяжении трех лет.

Проверки не по плану

Есть такие проверки, которые не входят в план инспекции. Они проводятся в том случае:

  • если в прокуратуру и органы Госпожнадзора поступила жалоба, что выявлена угроза жизни и/или здоровью людей, окружающей среде, растениям, животным, безопасности государства либо существует опасность природного или же искусственного характера;
  • если вышел срок исполнения предписания об устранении нарушения.

О том, что начнется проверка инспекции не по плану, уведомляется бизнесмен за сутки до ее проведения.

Если проследить за работой пожарных инспекторов, то можно заметить общую закономерность. Их, прежде всего, интересует:

  • безопасность эвакуационных и аварийных выходов;
  • наличие систем, реагирующих на малейшее возгорание, автоматического пожаротушения, противодымной защиты и оповещения людей о пожаре;
  • исключительное соблюдение требований пожарной безопасности, которые в первую очередь касаются электропроводки, внутреннего противопожарного водоснабжения и простых средств пожаротушения;
  • пожарные документы, порядок в ведении которых необходим.

Бывает, что инспектор вынуждает сотрудников к какому-либо признанию вины. В этом случае без совета юриста или руководителя предприятия не обойтись. Инспектор во время проверки может проводить ее, если рядом будут юрист и лицо, отвечающее за пожарную безопасность. Они при себе обязаны иметь доверенности.

Фиксация проверки на камеру очень важна. Запись, которую получили с камеры, будет в последующем доказательством по делу. Если есть подозрения о нечестности должностного лица, можно снимать проверку на камеру, чтобы запись использовать в качестве доказательной базы. Таким же аргументом станет и журнал, в котором будет зафиксирован каждый пункт проверки, начиная от перечня инспекторов, даты и заканчивая правовыми предписаниями и ее целями. Вести журнал необходимо, чтобы можно было в случае нарушений, совершаемых инспектором, пожаловаться в Госпожнадзор.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *