Кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность?

Кто вправе сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность

В части 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную бухотчетность вправе:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • участники проекта «Сколково».

Подробностям упрощенного бухучета посвящена Информация Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». Из пункта 17 этого документа следует, что обязательными формами упрощенной бухотчетности являются баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств. А отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств нужно сдавать только в том случае, если без них невозможно оценить финансовое положение компании.

Бесплатно заполнить и распечатать бухгалтерский баланс по актуальной форме

В комментируемом письме № БА-4-1/15052@ приведены все без исключения формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2019 год. Кроме того, в письме содержатся контрольные соотношения, которые рекомендуется использовать при проверке упрощенных форм. Рассмотрим наиболее важные соотношения.

Соотношение «бухгалтерской» выручки и облагаемых доходов

Чтобы выяснить, достоверна ли бухотчетность, инспекторы проанализируют два показателя.

  1. Выручку за отчетный год по данным бухучета. Эта цифра отражена в графе 4 строки 2110 отчета о финансовых результатах.
  2. Доходы, облагаемые налогом в рамках той или иной налоговой системы. Этот показатель указан в соответствующей строке декларации (см. табл.).

Далее первый показатель разделят на второй. Полученное число должно быть меньше 100. Проще говоря, выручка по данным бухучета не может превышать облагаемый доход более, чем в 100 раз. В противном случае налоговики признают отчетность недостоверной.

Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет Сдать бесплатно

Важная деталь: использовать приведенную в письме формулу допустимо лишь в случае, когда второй показатель (то есть облагаемый доход) не равен нулю, ведь на ноль делить нельзя.
Таблица

Где отражен показатель облагаемых доходов для разных налоговых систем

Налоговая система

Соответствующая строка декларации

ОСНО

стр. 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/572@).

Если годовая отчетность не сдана, следует использовать данные из отчетности за 9 месяцев

УСН с объектом налогообложения «доходы»

стр. 113 раздела 2.1.1 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.16 № ММВ-7-3/99@)

УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы»

стр. 213 раздела 2.2 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.16 № ММВ-7-3/99@)

ЕСХН

стр. 010 раздела 2 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением ЕСХН (утв. приказом ФНС России от 28.07.14 № ММВ-7-3/384@)

Код вида экономической деятельности

В «шапке» каждой формы упрощенной бухотчетности есть поле, предназначенное для кода вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 2. Авторы комментируемого письма подчеркнули: показатель в этом поле должен совпадать с аналогичным кодом, который указан в сведениях об основном виде экономической деятельности в Едином государственном реестре юрлиц. В случае, когда код в бухгалтерской отчетности отличается от кода в ЕГРЮЛ, инспекторы сделают вывод о недостоверности представленных сведений.

Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов

Показатель выручки для «упрощенщиков»

Среди организаций, которые используют упрощенные способы ведения бухучета, значительное число применяет УСН. Проверяя их бухгалтерскую отчетность, налоговики обратят особое внимание на показатель выручки за отчетный год, который указан в графе 4 строки 2110 отчета о финансовых результатах.
Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ, доходы «упрощенщика» за отчетный (налоговый) период не должны превышать 150 млн. рублей, иначе право на спецрежим теряется. На этом основании авторы комментируемого письма утверждают, будто годовая выручка по данным бухучета, превышающая 150 млн. рублей, — это признак недостоверной отчетности.

На наш взгляд, подобный подход не вполне корректен. Дело в том, что «бухгалтерская» выручка и облагаемый доход — это два разных показателя. И, как говорилось выше, в письме № БА-4-1/15052@ отмечено, что выручка по данным бухучета может отличаться от облагаемого дохода, а именно превышать его. Следовательно, не исключена ситуация, когда выручка в отчете о финансовых результатах будет более 150 млн. рублей, а облагаемый доход менее или равен этой цифре. Остается лишь надеяться, что на практике организациям, которые оказались в таком положении, удастся убедить проверяющих в своей добросовестности.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 14 ноября 2016 г.

Об особенностях ведения бухгалтерского учета ИП мы рассказывали в нашей отдельной консультации. О ведении бухгалтерского учета в организации расскажем в этом материале.

Бухгалтерский учет в коммерческих организациях

Организует ведение бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов руководитель организации (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Он же определяет, на кого возложить обязанности по ведению бухгалтерского учета. Возможны несколько вариантов. Бухгалтерский учет в организации может вести (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • главный бухгалтер;
  • иное должностное лицо организации;
  • специализированная организация или лицо, не являющееся работником организации, на основании заключенного договора об оказании услуг.

Если коммерческая организация является субъектом малого, среднего предпринимательства или «сколковцем» (за исключением организаций, указанных в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), вести бухучет может и сам руководитель. Хотя и здесь возможно исключение. К примеру, если руководитель такой организации – иностранец, временно пребывающий в РФ, вести бухучет лично ему не удастся (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

При этом требования к лицу, ведущему бухучет, устанавливаются Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ и иными федеральными законами.

Как вести бухучет в ООО

Ведение бухучета в ООО производится с учетом основных требований и правил бухгалтерского учета. Форма ведения бухгалтерского учета в ООО определяется руководителем. Главный бухгалтер же начинает свою работу с того, что формирует принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, т. е. разрабатывает учетную политику. Именно учетная политика определяет практические аспекты постановки бухгалтерского учета в организации и утверждается руководителем (п. 4 ПБУ 1/2008).

При этом между руководителем и главным бухгалтером (основными лицами предприятия, ответственными за организацию и ведение бухгалтерского учета) по тем или иным учетным вопросам могут возникать разногласия. В таких случаях данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются или не принимаются главным бухгалтером к учету, а также учетный объект отражается или не отражается в бухгалтерском учете по письменному распоряжению руководителя. И именно руководитель в таком случае будет единолично нести ответственность за созданную в результате этого информацию и достоверность сформированной на ее основе отчетности (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Упрощенная бухгалтерская отчетность – форма, с которой бухгалтеру часто приходится иметь дело. При ее составлении нужно придерживаться ряда правил.

Что представляет собой упрощенная бухгалтерская отчетность?

Упрощенная отчетность отличается от обычной тем, что в ней содержатся только обобщенные статьи. Отсутствует детализация. Данная система отличается рядом особенностей:

  • Можно вести обобщенный план расчетов.
  • Можно применять упрощенный регистр. Под него потребуется создать свой формат.
  • Кассовый метод позволяет учитывать и фиксировать все доходы и траты компании.
  • Не нужно применять двойную запись.

Дебет и кредит в рассматриваемой отчетности не применяется. По этой причине получить развернутую информацию из документа практически невозможно.

Законодательная база

Упрощенная бухотчетность ведется на основании ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года. Новая редакция этого закона была утверждена 4 ноября 2014 года. Рассмотрим основные его положения:

  • Статья 5 регулирует объекты бухгалтерского учета.
  • Статья 6 – данные о специалистах, ответственных за бухотчетность.
  • Статья 7 – информация об особенностях ведения отчетности.
  • Статья 8 – особенности подбора учетной политики.
  • Статья 9 – сведения о первичной документации, в том числе базовая информация.
  • Статья 10 – полный перечень регистров.
  • Статья 11 – нюансы инвентаризации активов и обязательств.
  • Статья 12 – исполнение финансовых намерений.

ВАЖНО! Бухгалтер обязан изучить все нюансы закона №402. Руководитель должен проследить за правильностью ведения отчетности, так как за предоставление неправильных сведений будет отвечать именно он.

Также ведение упрощенной отчетности регулируется некоторыми нормативными актами:

  • Положением о бухучете ПБУ 4/99.
  • Положением по ведению бухучета, установленным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н.
  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 №66н.
  • Прочие нормативные акты по бухучету.

Данные законы регулируют форму рассматриваемой отчетности, содержание, особенности подачи и прочие нюансы. Именно на их основании составляется документ.

Состав упрощенной отчетности

Содержание упрощенной отчетности изложено в пункте 1 статьи 14 ФЗ №402. Это:

  • Баланс.
  • Данные о финансовых значениях.
  • Приложение к отчету о результатах деятельности компании.

Перечень приложений изложен в пунктах 2,4 приказа Минфина №66н:

  • Отчет об изменении размеров капитала.
  • Отчет о движении денег.
  • Отчет о целевом применении средств.
  • Комментарии к отчетности.

НКО не требуется составлять отчет о целевом применении средств. Этот документ заменяется формой годовой отчетности. По отношению к рассматриваемой форме отчетности применяются некоторые послабления, которые изложены в приказе №66н. В частности, в документе фиксируются укрупненные показатели:

  • Баланс.
  • Финансовые показатели.
  • Целевое применение средств.

Компании, которые используют упрощенную отчетность, вправе или применять уже существующие формы, или разрабатывать их самостоятельно. В пункте 6 приказа №66н указано, что в документе следует фиксировать только данные, дающие представление о результатах деятельности структуры. В приказе №66н перечислены шаблоны форм отчетности.

Нюансы работы над упрощенной отчетности

В сообщении Минфина от 2015 года указан перечень льгот, которые применяются к упрощенной отчетности:

  • Решение об указании данных принимается на основании их существенности.
  • Можно не раскрывать сведения о сегментах предприятия, прекращенной деятельности.
  • События после завершения отчетного периода фиксируются только в том случае, если это действительно нужно.
  • Если были внесены коррективы в учетную политику, изменения фиксируются в отчетности.
  • Если были допущены существенные ошибки прошлых лет, нужно их исправить. При этом затрагивается информация о текущих доходах и расходах, но не изменяются данные о нераспределенной прибыли/убытках.

Те нюансы, которые не были указаны в законе, компания может определить самостоятельно.

Заполнение упрощенной бухотчетности

В отчетности не указываются сведения, которые не считаются существенными для ряда компаний. К таким сведениям относятся расходы по базовой деятельности, нынешний налог на прибыль и прочие показатели. В отчетности указываются следующие данные:

  • Выручка. Предварительно из нее нужно вычесть НДС и акцизы.
  • Траты по базовой деятельности предприятия, включающие в себя коммерческие расходы, траты по управлению.
  • Проценты к оплате по имеющимся кредитам и займам.
  • Прочие доходы. То есть доходы, которые не связанны с базовой деятельностью компании.
  • Прочие расходы, из которых вычтены проценты к оплате.
  • Налог на доходы.
  • Чистая прибыль.

Это базовые сведения, которые требуется указать. При необходимости данный перечень может быть расширен.

Как сдать упрощенную отчетность?

Отчетность необходимо сдавать в ИФНС. Годовой отчет, согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ, нужно подавать или в электронной, или в бумажной форме. Форма подачи выбирается на усмотрение компании. Большинство организаций подают документ в электронной форме, так как в налоговом законодательстве содержатся требования к использованию электронных форм для компаний штатом больше 100 лиц и фирм, которые отчитываются по НДС. ФНС был разработан формат упрощенной отчетности КНД 0710096 для ее сдачи через интернет.

Кто сдает упрощенную бухотчетность?

Закон №402 о «О бухучете» от 6 декабря 2011 года установил право ведения бухотчетности упрощенного формата для следующих субъектов:

  • Компании, которые принадлежат к малому бизнесу.
  • НКО (на основании ФЗ №7 «О некоммерческих компаниях»).
  • Лица, участвующие в проекте «Сколково».

В большинстве случаев упрощенная отчетность сдается субъектами малого предпринимательства. Как понять, относится ли компания к малому бизнесу? Перечень признаков таких субъектов перечислен в ФЗ №209 от 24 июля 2007 года. Компания должна соответствовать ряду признаков:

  • Годовая выручка не превышает 800 млн рублей.
  • Не более 49% ценных бумаг принадлежат иностранным лицам.
  • Число сотрудников в компании не превышает ста человек.

Следует учесть ограничения, изложенные в пункте 5 статьи 6 ФЗ №402. В частности, упрощенная отчетность не может использоваться такими субъектами, как:

  • Государственные организации.
  • Организации, попадающие под обязательный аудит.
  • Жилищные, а также жилищно-строительные кооперативы.
  • Микрофинансовые структуры.
  • Конторы адвокатов.
  • Кредитные потребительские структуры.
  • Нотариальные бюро.
  • Конторы по юридическим консультациям.
  • Адвокатские бюро.
  • Политические партии.
  • НКО, которые входят в реестр, указанный в пункте 10 статьи 13.1 ФЗ №7.

Данные субъекты должны сдавать отчетность в полном формате.

ВАЖНО! Даже в том случае, если перечисленные организации соответствуют всем признакам субъектов малого бизнеса, им все равно придется заполнять полную отчетность.

Упрощенная отчетность отличается рядом преимуществ: простотой, отсутствием необходимости указывать все сведения. Однако не все организации могут использовать ее. При ведении и подаче документации нужно основываться на существующих нормативных актах.

Любовь Печерская, эксперт, к.э.н.
RosCo — Consulting & audit

Все экономические субъекты Российской Федерации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 04.11.2014 г.) (далее – Закон N 402-ФЗ). Исключение составляют: индивидуальные предприниматели (далее – ИП); лица, занимающиеся частной практикой; находящиеся на территории РФ филиалы, представительства иностранных организаций — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения, либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности согласно п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.

Экономические субъекты, имеющие право на ведение упрощенного бухгалтерского учета и представление упрощенной финансовой отчетности

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять следующие экономические субъекты:1) субъекты малого предпринимательства (далее – МП); 2) некоммерческие организации; 3) организации, получившие статус участников исследований и разработок в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (в ред. от 23.05.2015 г.).

К субъектам МП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013 г.) относятся внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), соответствующие следующим условиям:

1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 %; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) предельное значение средней численности работников за предшествующий календарный год — до 100 человек включительно (для микропредприятий – до 15 человек);

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств (далее — ОС) и нематериальных активов (далее — НМА)) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн. руб. (для микропредприятий — 60 млн. руб.) (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 г. N 101).

Следует отметить, что вновь созданные организации или ИП в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам МП, если их показатели за период, прошедший со дня государственной регистрации, не превышают вышеуказанные предельные значения.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты: организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту; жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; организации государственного сектора; политические партии; коллегии адвокатов; адвокатские бюро и палаты; юридические консультации; нотариальные палаты; некоммерческие организации, выполняющих функции иностранного агента.

Упрощенная система бухгалтерского учета

Экономические субъекты, которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее — организации), самостоятельно выбирают эти способы. Выбор осуществляется исходя из условий хозяйствования, величины организаций и других соответствующих факторов, учитывая требования рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. N 106н (в ред. от 06.04.2015 г.)). Руководители таких организаций могут принять ведение бухгалтерского учета лично на себя (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, могут предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Для ведения бухгалтерского учета организации могут сократить количество синтетических счетов в своем рабочем плане счетов по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н (в ред. от 08.11.2010 г.). В частности, могут применять: для учета производственных запасов сч. 10 «Материалы» (вместо сч. 07, 11); для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) сч. 20 «Основное производство» (вместо сч. 23, 25, 26, 28, 29), 44 «Расходы на продажу»; для учета готовой продукции и товаров сч. 41 «Товары» (вместо сч. 43); для учета денежных средств в банках сч. 51 «Расчетные счета» (вместо сч. 52, 55, 57); для учета дебиторской и кредиторской задолженности сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо сч. 62, 71, 73, 75, 79); для учета капитала сч. 80 «Уставный капитал» (вместо сч. 82, 83); для учета финансовых результатов сч. 99 «Прибыли и убытки» (вместо сч. 90, 91) (п. 6 ПБУ 1/2008, р. 2 и 3 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. N 64н (далее – Типовые рекомендации)).

Для систематизации и накопления информации организации могут принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета (п. 6 ПБУ 1/2008).

Субъекты МП в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров. Форма бухгалтерского учета без использования регистров предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта МП на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам МП, совершающим не более 30 хозяйственных операций в месяц, не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов. Для субъектов МП, осуществляющих производство продукции (работ, услуг) рекомендована форма бухгалтерского учета с использованием регистров, которая предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов (р. 4.1 и 4.2 Типовых рекомендаций).

Организации могут признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности, а также признавать все расходы по займам прочими расходами (п. 9 ПБУ 10/99; п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. N 107н (в ред. от 06.04.2015 г.)).

Упрощенная система бухгалтерской отчетности

Организации формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе: в Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). В Приложениях к вышеуказанным формам приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (при этом может быть решен вопрос о необходимости составления Отчета об изменениях капитала и Отчета о движении денежных средств).

Организации могут самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать формы, приведенные в Приложениях 1 — 3 или в Приложении 5 (упрощенные формы), к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 06.04.2015 г.).

Организации могут исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли (убытка), возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов (расходов) текущего отчетного периода (п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. приказом Минфина РФ от 28.06.2010 г. N 63н (в ред. от 06.04.2015 г.)).

Изложенная позиция подтверждается Информацией Минфина РФ N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Статья актуальна на 23.06.15

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *