Лицензирование перевозки

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В соответсвии с Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2019 г. № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» — Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:

а) использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, сведения о которых включены в реестр лицензий;

б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом лицензиата ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, ИЛИ в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей непосредственно индивидуальным предпринимателем;

в) для осуществления коммерческих перевозок использовать автобусы лицензиата, сведения о которых указаны в договорах обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (Федеральный закон РФ от 14.06.2012 № 67-ФЗ);

г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта РФ в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152);

д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы:

  • прошедшие в установленном порядке предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния (Приказ Минтранса РФ от 08.08.2018 № 296);
  • оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, тахографами (Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36);
  • оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 № 153);

е) осуществлять техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;

ж) обеспечивать в случае стоянки автобусов лицензиата по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на территории городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществление такой стоянки автобусов лицензиата на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта РФ (Приказ Минтранса РФ от 17.05.2018 № 199);

з) передавать сведения о пассажирах и персонале (экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) автобусов лицензиата (при перевозках в международном и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов РФ);

и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей:

  • состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом РФ;
  • соответствующих профессиональным и квалификационным требованиям, установленным Министерством транспорта РФ (Приказ Минтранса РФ № 287 от 28.09.2015);
  • имеющих национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» (для граждан РФ) или международное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» (для граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка);

к) соблюдать особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 15 от 20.08.2004; статья 329 Трудового кодекса РФ);

л) осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта РФ (Приказ Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014):

  • инструктаж водителя автобуса лицензиата;
  • планирование мероприятий по предупреждению ДТП;
  • анализ ДТП с участием автобусов лицензиата;
  • анализ, учет и хранение обращений граждан и организаций о нарушении водителями ПДД;

м) проводить стажировки водителей автобусов (Приказ Минтранса РФ № 59 от 11.03.2016, статья 328 ТК РФ);

н) обеспечивать проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения РФ (Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.2014).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУПП ДЕТЕЙ:

1) Использовать автобус:

  • не старше 10 лет (не применяются до 30.06.2021);
  • соответствующий по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров;
  • допущенный в установленном порядке к участию в дорожном движении;
  • оснащенный тахографом и аппаратурой ГЛОНАСС;
  • оборудованный маячком желтого или оранжевого цвета.

2) Соблюдать требования к запрету движения автобуса в ночное время (с 23 часов до 6 часов). За исключением:

  • движение к ЖД вокзалам, аэропортам и от них;
  • завершение перевозки (движение к конечному пункту или к месту ночлега) при незапланированной задержке;
  • перевозка осуществляется на основании правового акта высших исполнительных органов государственной власти.

При перечисленных обстоятельствах двигаться можно не более 100 км!

3) обеспечить сопровождение группы детей медицинским работником (при междугородней перевозке продолжительностью более 12 часов тремя и более автобусами);

4) Наличие у водителя автобуса:

  • документа, содержащего сведения о медицинском работнике (фамилия, имя, отчество, должность);
  • копии лицензии на осуществление медицинской деятельности ИЛИ копия договора с ЮЛ или ИП, имеющими соответствующую лицензию (при междугородней перевозке продолжительностью более 12 часов 3 и более автобусами);

5) Наличие у водителя копии решения о назначении сопровождения автобусов ГИБДД (при перевозке 3 и более автобусами) ИЛИ копии уведомления об организованной перевозке группы детей (при перевозке 1 – 2 автобусами);

6) Обеспечить нумерацию автобусов и назначение старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам (при перевозках 2 и более автобусами);

7) Обеспечить наличие в каждом автобусе наборов пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) из ассортимента, установленного Роспотребнадзором (нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов).

Грубые нарушения лицензионных требований

Нарушение лицензионных требований «а»; «д»; «з»; «и»; «к»; «н» признаётся грубым если это нарушение повлекло за собой:

  1. возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;
  2. человеческие жертвы;
  3. причинение тяжкого вреда здоровью граждан;
  4. причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан;
  5. причинение вреда животным, растениям, окружающей среде нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.

Административная ответственность лицензиатов

Статья 14.1.2. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии»

Часть 1. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии, — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан и должностных лиц – 50 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – 100 000 руб.;
  • на юридических лиц – 400 000 руб.

Часть 2. Повторное в течение года осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии, — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 50 000 руб. с конфискацией ТС;
  • на должностных лиц – 50 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – 100 000 руб. с конфискацией ТС;
  • на юридических лиц – 400 000 руб. с конфискацией ТС или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 3. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, — влечет предупреждение или наложение штрафа:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – 100 000 руб.

Часть 4. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, — влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – 75 000 руб.;
  • на юридических лиц – 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Статья 19.20. КоАП РФ «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)»

Часть 1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, — влечет предупреждение или наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, — влечет предупреждение или наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, — влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Лицензия на перевозки: когда и как ее получить

Действующим законодательством установлено, какие виды перевозок подлежат лицензированию. Это перевозки пассажиров и опасных грузов внутренним водным, морским, воздушным, автомобильным и ж/д транспортом. При этом уточняется, что, если перевозки осуществляются по собственным нуждам организаций или ИП, получать разрешение не нужно.

Лицензии выдаются Росавиацией (для воздушных перевозок) и Ространснадзором (для всех прочих видов) на каждый вид деятельности отдельно. Требования для их получения установлены постановлениями Правительства.

Например, согласно положению, утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457, для приобретения права на перевозку пассажиров самолетом или другим воздушным транспортом нужно:

  • иметь в собственности или на ином основании воздушное судно;
  • иметь сертификат эксплуатанта;
  • соблюдать правила перевозки;
  • подать заявление с документами в лицензирующий орган.

Лицензия действует бессрочно. В период ее действия проводятся плановые и внеплановые проверки соответствия лицензиата вышеуказанным требованиям.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Какие перевозки автомобильным транспортом подлежат лицензированию. Ответственность за перевозки без лицензии

Согласно п. 24 ст. 12 закона о лицензировании если деятельность связана с перевозками людей автотранспортом, оборудованным под пассажиров в количестве от 8 и более человек, то перевозчик должен иметь соответствующее разрешение (лицензию).

Это правило касается всех случаев — и внутригородских, и междугородних перевозок.

Лицензия не нужна, если:

  • автотранспорт вмещает меньше 8 человек;
  • перевозятся собственные работники («вахта»);
  • осуществляется перевозка по заказу, а не регулярная (п. 24 ч. 1 ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Необходимость получения лицензии подкрепляется ответственностью, которую будет нести лицо, занимающееся перевозками в ее отсутствие.

Административная ответственность (ст. 14.1.2 КоАП):

  • граждане и должностные лица (администраторы и распоряженцы) наказываются штрафом в 50 000 руб.;
  • ИП — 100 000 руб.;
  • организации — 400 000 руб.

При повторном нарушении кроме штрафа происходит конфискация использованного в ходе административного проступка транспорта либо приостановление деятельности виновной организации.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 171 УК РФ. За незаконное предпринимательство может назначаться наказание в виде штрафа, обязательных работ, ареста. От административного правонарушения уголовное отграничивается размером причиненного ущерба или полученного в результате нарушения дохода.

Какие перевозки автомобильным транспортом подлежат лицензированию, законодатель определил исходя из их предпринимательского характера, регулярности и количества перевозимых лиц. Занятие таким бизнесом без лицензии — административное (а иногда и уголовное) правонарушение.

В марте 2019 года вступили в силу поправки, которые касаются пассажироперевозок. Одним из нововведений федерального характера является необходимость лицензирования при использовании автобусов, которые имеют больше 8 мест. Сама процедура получения спецлицензии не занимает много времени, но при этом требует прохождения определенных этапов и сбора всех необходимых документов.

Получение разрешительной документации требуется для самостоятельных перевозок группы лиц или для коммерческой деятельности.

Когда обязательна лицензия на перевозку пассажиров

Под лицензированием подразумевают необходимость повышения квалифицированности сотрудников, а также выполнение всех требуемых работ и надзора, связанного с технической эксплуатацией транспорта. Все требования должны соблюдаться. Контроль осуществляется Ространснадзором.

К пассажироперевозкам предъявляется ряд требований:

  • профессиональная подготовка водителя;
  • необходимость наличия трудового стажа и квалификации;
  • переаттестации и медосмотр водителей на постоянной основе.

Лицензия должна быть получена при пассажироперевозках любого формата по маршрутам коммерческого, муниципального, междугородного или пригородного типа.

Получается, что перевозка туристов, пассажиров или своих сотрудников с численностью больше 8 лиц должна иметь разрешительные документы на такую процедуру.

Образец лицензии на перевозку пассажиров Важно! Лицензирование не требуется, если количество перевозимых граждан равно или меньше 8, а также при торжественных мероприятиях и чартерах.

В этом случае автотранспортная компания должна заключать договор фрахтования и ставить об этом в известность контролирующий орган.

Для такси также используется свой тип лицензирования. На международные перевозки могут назначаться только лица с трехлетним внутренним стажем.

Срок получения лицензии

В связи с поправками сроки оформления установлены в виде периода в 120 суток. Для любой организации, которая в марте еще не занималась деятельностью, потребуется провести процедуру до начала перевозки пассажиров. Стандартный срок рассмотрения документов не превышает 45 дней. При необходимости в течение месяца соискатель добирает необходимые справки и документы. Уменьшение сроков возможно при использовании услуг посредников, которые помогут ускорить все процессы.

Стоимость

В первую очередь требуется подготовить комплект бумаг. Стоимость подготовки будет зависеть от наличия необходимых документов. Кроме этого, оплачивается госпошлина в 7500 рублей. Если соискатель переоформляет разрешение, то оплата равна 3500 рублей при дополнениях в документе, а также 750 рублей при иных ситуациях.

В ряде случаев используют услуги посредника, который помогает значительно ускорить процесс. В таком случае кроме основных расходов потребуется оплатить набор услуг. Сумма может варьироваться от 20000 до 40000 рублей.

Куда обращаться за лицензией на перевозку пассажиров

Разрешительный документ выдают на 5 лет. Этот процесс осуществляет Федеральная служба по надзору, то есть Ространснадзор. Региональным ведомством такого типа является отдел Госавтодорнадзора. В организации заявление рассматривают за 30-45 дней.

При истекающем сроке действия заявление должно быть подано минимум за 10 суток до окончания действия разрешения. Для выдачи используется стандартный порядок с тем же сроком, который был установлен до этого.

Важно! Утеря документа означает необходимость получения дубликата, выдаваемого в том же отделе, в котором производилось оформление.

Всю необходимую информацию можно получать на сайте Госуслуг.

Список документов для получения лицензии

Весь пакет бумаг, который включает в себя полностью оформленное заявление, можно передать с помощью нескольких вариантов. Среди них:

  • личное посещение;
  • электронная почта;
  • заказное письмо;
  • портал госуслуги.

При использовании государственного портала или электронной почты потребуется наличие заверения при помощи подписи цифрового электронного типа. Также для портала необходима регистрация, при которой указываются все основные сведения.

Образец заявления на предоставление лицензии на пассажирские перевозки

При несоответствии бумаг всем нормам соискатель получает уведомление в течение 3 суток. Устранение нарушений производится в течение 1 месяца. Пакет бумаг должен включать следующие документы:

  • заявление с прописыванием типа перевозок, который может быть внутренним или международным;
  • реквизиты юрлица или ИП;
  • налоговый учет;
  • квитанция с оплаченной госпошлиной;
  • вся документация с данными о государственной регистрации, например, ЕГРЮЛ;
  • опись документации;
  • копии всех бумаг о собственности и транспорте;
  • копии документов водителя, включая аттестат и удостоверение;
  • все справки медицинского типа;
  • данные о водительском стаже и навыках.

ИП вместо учредительных бумаг предоставляют лист с записью ЕГРИП. Если любой документ отсутствует или имеет неточности, то потребуют предоставления дополнительных бумаг.

Требования при использовании лицензии

Первоочередным требованием является полноценное наличие всех документов и справок от организации и соискателя. Также имеется ряд дополнительных требований, которые установлены 7 пунктом Положения:

  • автобус можно использовать только при наличии его в специальном реестре;
  • осуществление деятельности по обеспечению БДД;
  • коммерческая перевозка сопровождается использованием договоров с обязательным вариантом страхования;
  • заполнение путевого листа;
  • проведение контроля техсостояния перед сменой или выездом;
  • использование тахографа;
  • использование навигационных средств спутникового характера, в частности ГЛОНАСС/GPS;
  • проведение технического обслуживания транспорта в отведенный срок;
  • наличие парковочного места для стоянки;
  • передача сведений о пассажирах и сотрудниках;
  • допуск лиц с наличием трудоустройства, необходимого стажа и водительского удостоверения;
  • соблюдение режима работы и отдыха для водителя;
  • проведения инструктажа с работником;
  • проведение стажировок;
  • медосмотр при начале или окончании рейса.

Важно! Любая медицинская проверка должна быть зафиксирована специальным актом с подписью ответственного лица.

Еще одним моментом является возможность работы водителем автобуса только при соответствующем получении прав и лицензии. Также гражданин должен быть из страны, где русский язык является официальным.

Как добавить дополнительный автобус в лицензию?

При приобретении или поступлении нового автобуса в автопарк его потребуется включить в реестр. Для этого подготавливаются и передаются в Ространснадзор следующие бумаги:

  • заявление;
  • копия, которая заверена, о свидетельстве регистрации ТС;
  • документ, который подтверждает право собственности или аренды ТС.

В заявление включают все данные, в том числе ИНН и информацию по лицензии. Также потребуется вписать регистрационный знак автобуса и способ получения ответа. Ответ может быть получен лично или на указанный адрес почты, в частности электронной.

Вписывают дополнительное ТС в течение трех рабочий дней с момента обращения с подготовленными бумагами и справками.

Такая же процедура необходима при изменении номера ТС. В этом случае документами будут уведомление и справка, которая подтвердит изменение в регистрационном номере.

Как исключить автобус из реестра?

При продаже или отправке ТС на длительный ремонт автобус исключают из реестра. При этом новый владелец не может внести ТС в свой реестр, если он не удален из него старым владельцем. Для устранения ТС из списка потребуется правильно оформить заявление с указанием в нем всей информации по лицензии и автобусу. Процесс исключения занимает не больше 3 рабочих дней.

Штрафы за отсутствие лицензии на автобусе

По статье14.1.2КоАП РФ коммерческая деятельность без пройденного лицензирования будет наказана с помощью штрафных санкций, которые различны в зависимости от формы организации. Штраф:

  • частное лицо — 50000 рублей;
  • должностное лицо — 50000 рублей;
  • ИП — 100000 рублей;
  • юрлицо — 400000 рублей.

Повторное нарушение может быть наказано дополнительным взысканием и прекращением деятельности на срок до 3 месяцев. ТС может быть конфисковано.

Важно! При ведении деятельности без регистрации в качестве ООО или ИП ответственность устанавливается как для юридического лица.

Если не был проведен обязательный медосмотр водителя, то штрафная система для таких случаев устанавливается ст. 12.31.1 КоАП РФ:

  • гражданин — 3000 рублей;
  • должностное лицо — 5000 рублей;
  • юрлицо — 30000 рублей.

При наличии разрешения, но невозможности его предоставить, накладывается штраф в 5000 рублей.

Дополнительно в ряде случаев может быть применен уголовный тип ответственности. Например, при крупном варианте ущерба или обогащения накладывают штраф в 300000 рублей, а также подвергают аресту длительностью до полугода. Если имеется особо крупный размер, то штраф вырастает до 500000 рублей, а сроки лишения свободы увеличивают до 5 лет.

С марта 2019 года стало обязательным получение специального разрешения, которое позволяет осуществлять перевозки пассажиров численностью более 8 человек. Для процедуры необходимо собрать все документы и обратиться в государственный орган контроля по транспорту. После получения лицензии необходимо соблюдать все дополнительные требования, которые прописаны в Положении. Для нарушителей применяются различные меры воздействия, в том числе уголовная ответственность.

Статья 14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии»

Статья 12.31.1 Кодекса РФ б административных правонарушениях «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

В правительство внесен законопроект, возвращающий лицензирование заказных пассажирских перевозок более восьми человек, включая автобусные. Госдума может утвердить соответствующие изменения уже в осеннюю сессию

Виктория Загоровская

Поводом послужило трагическое ДТП в Забайкалье, когда в автокатастрофе с участием пассажирского автобуса погибли 14 человек. Авария произошла в ночь на 12 июня — автобус на трассе «Байкал» упал с 30-метровой насыпи. В нем находился 51 православный паломник.

Помимо того, что у перевозчика не было лицензии, правила дорожного движения также не были соблюдены. В качестве одной из вероятных причин аварии называют превышение водителем скоростного режима, в результате чего он не справился с управлением. Однако из-за неисправности тахографа невозможно точно установить, с какой скоростью ехал автобус.

После того как в 2011 году было отменено лицензирование некоторых видов автомобильных перевозок, в том числе автобусных, количество ДТП на нерегулярных маршрутах увеличилось на 63%.

Особую обеспокоенность у Минтранса вызывает то, что 40% таких ДТП совершены лицами, не имеющими статус хозяйствующего субъекта, то есть перевозками занимаются физические лица, а не организация, профессионально обслуживающая пассажиров.

Отметим, что, согласно статистике ГИБДД, за 5 месяцев этого года по вине водителей автобусов произошло 2081 ДТП, погибло 72 человека, было ранено 3074. Число жертв сократилось на 2,7%, и произошло это в основном благодаря лицензированному транспорту.

Во время совещания 19 июля глава Минтранса РФ Максим Соколов доложил президенту, что многие ДТП с участием автобусов совершаются из-за того, что водители засыпают либо отвлекаются за рулем. По его словам, уже сейчас во всех регионах РФ создана инфраструктура по установке и техобслуживанию тахографов, что позволит снизить количество аварий с участием автобусов как минимум на 15%.

Напомним, что деятельность автоперевозчиков пассажиров регулируется Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозки пассажиров, ФЗ-220, а международные перевозки — ФЗ-127. В настоящее время лицензию имеют только регулярные перевозчики пассажиров.

«Сегодня на рынке межрегиональных автобусных перевозок доля компаний, которые выполняют так называемые одноразовые рейсы, составляет примерно 60–70 %. Люди сами способствуют их деятельности, пользуясь услугой, а организации — заключая с ними договора, — считает генеральный директор компании «Славянский Экспресс» Николай Зверев. — Между тем, нерегулярные перевозчики ни перед кем не отчитываются и в первую очередь преследуют коммерческую цель — заработать денег, не неся ответственности».

При этом, продолжает он, частные автоперевозчики избегают уплаты налогов и не соблюдают обязательные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Такие перевозчики зачастую нерегулярно проводят технические осмотры транспортных средств и подвергают пассажиров опасности.

Пассажирские автобусные перевозки, осуществляемые по заказам, также должны попадать под требование закона о лицензировании отдельных видов деятельности, уверены участники рынка.

«На рынке должны существовать единые правила для всех перевозчиков, касающиеся как самого транспортного средства, так и режима труда и отдыха водителя, — подтверждает Николай Зверев. — Ведь не отдохнувший водитель — это потенциальный преступник на дороге. Значительная часть ДТП происходит именно из-за человеческого фактора».

Законопроект Минтранса установит для всех пассажирских перевозчиков равные обязанности. При обязательном лицензировании заказных перевозок водители должны будут ежедневно проходить медобследование, соблюдать установленный график движения, иметь при себе все необходимые документы на транспортное средство и следить за своевременным прохождением техосмотра. Кроме того, если в отрасль вернется необходимость получать лицензию, у государства появится информация о состоянии транспорта и его владельцах.

В результате, как полагает генеральный директор компании «Славянский Экспресс», после принятия закона о лицензировании всех видов автобусных перевозок около 30 % компаний будут вынуждены уйти с рынка.

Однако инициативу Минтранса РФ по введению лицензирования заказных перевозок полностью поддерживает большинство участников рынка, в том числе СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

По словам пресс-секретаря СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяны Клепиковой, осуществление этих перевозок должно контролироваться, а к безответственным организациям, нарушающим требования по безопасности дорожного движения, технической подготовки автобусов, персонала, оснащения ремонтной базы, должны применяться жесткие меры.

«При введении лицензирования контролирующий орган проверит соблюдение всех необходимых условий, как на этапе выдачи лицензии, так и при дальнейшем осуществлении деятельности, как сегодня это происходит на регулярных перевозках, — отмечает Татьяна Клепикова. — Пока заказные перевозки выпадают из правого регулирования, недобросовестные компании могут не только демпинговать рынок, но и выполнять заведомо некачественную и небезопасную услугу». Положительно восприняли новость о возврате лицензирования и в Союзе ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы».

«Лицензия — это документ, подтверждающий, что перевозчик выполнил все требования закона и готов к перевозке той или иной категории пассажиров. Лицензирование имеет прямое отношение к дорожной безопасности, даже не потому, что будут чаще проверяться лицензиаты со стороны автодорожного надзора, а в силу опасения перевозчика потерять лицензию и, следовательно, бизнес», — говорит председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы» Олег Куксов.

По его словам, сообщества перевозчиков пассажиров изначально были против отмены лицензирования, это решение было принято без обсуждения с транспортниками и стоило человеческих жизней. «Власть должна найти и наказать инициаторов этого «эксперимента», — уверен Олег Куксов.

Он выражает обеспокоенность тем, что в настоящее время транспортники опять не знают подробно о планах правительства и могут получить в очередной раз «сырой» вариант решения проблемы.

«Перевозчики опять столкнутся с бюрократической волокитой, необходимостью готовить кучу документов. А ведь лицензии до отмены были у всех перевозчиков пассажиров, кроме некоммерческих перевозок сотрудников! Теперь все заново.

Также неясно в связи с введением разных видов лицензий на разные категории пассажиров, что будет с уже действующими лицензиями, они будут действовать и дальше, или их придется получать заново?» — задается вопросом Олег Куксов.

Он отмечает, что в очередной раз все проблемы будут возложены на плечи перевозчиков, заказным перевозчикам придется соответствовать тем требованиям, от которых они уже отвыкли. «Жаль, но созданных трудностей можно было бы избежать при наличии стратегического плана развития отрасли, — уверен Олег Куксов. — Мы считаем, что законодательство РФ в сфере транспорта ущербно, громоздко, не систематизировано, нет общего взгляда на проблему рынков регулярных и заказных перевозок, их взаимодействия».

По его мнению, для формирования профессионального законодательства в сфере транспорта в РФ необходимо, помимо наличия стратегического плана развития отрасли, наметить план формирования законодательной базы с привлечением профессиональных сообществ перевозчиков».

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом вместимостью более восьми человек регулируется:

— Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании);

— Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280);

— Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144).

Получение лицензии требуется при осуществлении перевозок пассажиров по регулярным маршрутам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 1 и 3 Положения).

Деятельность по перевозке пассажиров включает в себя следующие виды работ (п. 3 Положения):

— регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

— регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Исходя из формулировки п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании и п. 1 Положения, получение лицензии не требуется при осуществлении пассажирских перевозок:

1) автотранспортом меньшей вместимости: восемь человек и менее (например, такси);

2) для обеспечения собственных нужд организации или индивидуального предпринимателя (например, перевозка собственных работников);

3) не по регулярным маршрутам, а по заказам. Осуществление перевозок пассажиров и багажа автотранспортом по заказам требует предварительной подачи уведомления в уполномоченный государственный орган (п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . Таким уполномоченным органом является Ространснадзор (п. 5 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

В соответствии с п. п. 1 и 4 Положения, получить лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом могут организации и индивидуальные предприниматели, которые:

— намереваются осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек;

— соответствуют при этом установленным лицензионным требованиям.

Лицензирование перевозок пассажиров осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные органы (п. 2 Положения, п. 10 Регламента). Непосредственно данную функцию выполняют территориальные органы Ространснадзора — управления Госавтодорнадзора по субъекту РФ.

Согласно п. 20 Регламента за получением лицензии соискателю следует обращаться в управление Госавтодорнадзора по субъекту РФ по месту государственной регистрации. Для юридических лиц это место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — место жительства (ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Выданная лицензия на осуществление пассажирских автоперевозок действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании).

За осуществление деятельности без лицензии на перевозки пассажиров автотранспортом вместимостью более восьми человек предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта (в том числе перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек) без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

— для граждан — 50 000 руб.;

— для должностных лиц — 50 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для индивидуальных предпринимателей — 100 000 руб.;

— для юридических лиц — 400 000 руб.

Если данное правонарушение совершено повторно, за него наступает ответственность по ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Санкции в таком случае составляют:

— для граждан — штраф 50 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для должностных лиц — штраф 50 000 руб.;

— для индивидуальных предпринимателей — штраф 100 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для юридических лиц — штраф 400 000 руб. с конфискацией транспортного средства (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Уголовная ответственность

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

— штрафа до 300 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до двух лет;

— обязательных работ на срок до 480 часов;

— ареста на срок до шести месяцев.

Лицо, впервые совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ):

— возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба, либо

— перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

За деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 171 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

— штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— принудительные работы на срок до пяти лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *