Лицензия по перевозке пассажиров

Что необходимо для получения лицензии на осуществление международных перевозок

Все автомобильные грузоперевозки за пределами страны должны подлежать лицензированию. Для получения такого права лицензианту надо собрать внушительный портфель справок и документов. В него входят:

  • документы на право собственности либо аренды автомобилей;
  • копии уставных документов с реквизитами предприятия;
  • выписка банка о финансовой состоятельности организации;
  • подтвержденные документально выписки о профессиональной квалификации водительского состава и аттестованных представителей для контроля за безопасностью;
  • подтвержденное документально наличие автосервиса у предприятия или договор с организацией, производящей ремонт и обслуживание;
  • обязательно должна быть в наличии действующая страховка.

Госавтонадзором также выдается специальная лицензионная карта для каждого грузового автомобиля.

Получение документа

Собрав и подав необходимый пакет документов в лицензирующую организацию, надо дождаться принятия решения. По законодательству, такое решение принимается не позднее пятнадцати дней со дня подачи заявления.

При положительном исходе лицензиант получает специальный документ на бумажном носителе. Лицензия позволяет осуществлять грузоперевозки данному субъекту хозяйствования в пределах РФ, либо позволяет выезжать в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Ответственность

Согласно законодательству, отсутствие разрешительных документов на перевозки грузов ведет к административному наказанию в виде штрафа (от 2000 рублей – для граждан, до 50 000 рублей – для организаций).

Кроме того, неправомерная деятельность влечет за собой конфискацию транспортного средства.

Перечисленные в лицензионном документе требования не должны нарушаться, в противном случае виновные также несут административную ответственность в виде штрафа.

Когда могут лишить лицензии

Лишение лицензии предусмотрено только в крайних случаях, когда совершается преступление или правонарушение, рассматриваемое УК и КОАП. Суд решает, на какой срок лицензиант лишается возможности заниматься перевозками грузов.

Выводы

Лицензию на перевозку грузов необходимо получать только на некоторые виды транспортных средств. Лишь на перевозку особо опасных грузов лицензия обязательна. Выдача данного документа имеет свой порядок, установленный законодательством.

Здравствуйте, уважаемые читатели.

21 декабря 2018 года вступили в силу изменения в Статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Знаковым в этих изменениях является пункт 2 Статьи 20 в котором перевозку пассажиров и грузов для собственных нужд приравняли к перевозочной деятельности.

На этом законодатели не остановились и издали Федеральный закон РФ от 30 октября 2018 года № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Данный закон вносит изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Сначала рассмотрим Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Если кратко сформулировать суть изменений то теперь для перевозок пассажиров для собственных нужд в автобусе (в автомобильном транспорте оборудованном для перевозок более 8 человек) необходимо будет получать лицензию. Ранее лицензия требовалась для перевозок пассажиров автобусами, за исключением перевозок по заказам либо для собственных нужд юрлица или ИП. То есть если организация не занимается перевозочной деятельностью но есть автобус (автомобильный транспорт оборудованный для перевозок более 8 человек) для перевозки собственных сотрудников — необходимо получать лицензию на перевозку пассажиров.

Так, до вступления в силу изменений, выглядел пункт 24 Перечня видов деятельности, на которые требуются лицензии:

  • деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

А так, в новой редакции, выглядит пункт 24 Перечня видов деятельности, на которые требуются лицензии:

  • деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

То есть теперь нужно получать лицензию на любые перевозки пассажиров и иных лиц автобусами имеющими более 8 сидячих мест. Но это не касается автобусов пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, следственных органов и силовых структур. Так же лицензия не потребуется для перевозок автобусами вне автомобильных дорог общего пользования.

Для получения лицензии необходимо подать заявление и пакет документов лицензирующему органу, в Ространснадзор. Сделать это можно и в электронном виде. Лицензирующий орган в течение сорока пяти рабочих дней со дня получения заявления должен его рассмотреть и направить юридическому лицу или ИП выписку из положительного решения или уведомление об отказе. В этот период лицензирующий орган может назначить внеплановую проверку, предметом которой является проверки соответствующей документации, состояние транспорта, помещений, зданий, сооружений, оборудования и т.д..

Отсюда вытекают следующие изменения которые отражены в Федеральном законе РФ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Глава 1 закона дополнена пунктом 3.2. «Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», где подпункт 5 выглядит следующим образом:

  • Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.

В данном пункте говорится о том что запрещено заниматься перевозками с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий. То есть помимо получения самой лицензии на перевозки автобусами, еще необходимо внести в специальный реестр сведения об этих автобусах. Об этом сказано в пункте 2 Статье 3.2, которой дополнили Устав:

  • Включение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах, исключение сведений о транспортных средствах из реестра лицензий осуществляются на основании заявления лицензиата в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, с учетом положений настоящей статьи.

Автобусы включаются в реестр по отдельному заявлению к которому прилагаются документы подтверждающие право владения указанными транспортными средствами. Заявление рассматривается в течение трех рабочих дней. В этот же срок лицензирующий орган направляет лицензиату в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении транспортных средствах в реестр лицензий или уведомление об отказе во включении данных сведений в реестр лицензий.

Кроме того в Устав включена Статья 7.1. согласно которой:

  • Перевозчик, осуществляющий виды деятельности, о начале осуществления которых подаются уведомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан иметь на каждом транспортном средстве копию такого уведомления с отметкой органа государственного надзора, осуществляющего прием такого уведомления.

На ряду с этим отменены плановые проверки лицензируемой деятельности в рамках госнадзора в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Также в плановом режиме не будут проверять юрлиц и ИП, эксплуатирующих транспортные средства. Это следует из изменений внесенных в часть 3 Статьи 3.1.:

  • Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности требований (за исключением лицензионных требований в области автомобильного транспорта), установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — обязательные требования). При осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта плановые проверки в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию, не проводятся.

Проверки будут только внеплановыми которые, как правило, назначаются при обнаружении каких либо нарушений.

Федеральный закон опубликован 2 ноября 2018 года. Данные изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть 1 марта 2019 года. С этого дня законом предусмотрен переходный период до 29 июня 2019 года в течение которого необходимо получить лицензию. Об этом сказано в Статье 6 Федеральный закон № 386-ФЗ:

  • В целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.

Из этой статьи видим что отчёт отведенного на оформление лицензии время идет с момента вступления в силу пункта 2 статьи 4. А согласно статьи 7 данного закона пункт 2 статьи 4 вступает в силу по истечении ста двадцати дней с момента публикации закона:

  • Статьи 2, 3 и пункты 1, 2 статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Еще раз повторюсь о сроках:

  • закон опубликован 2.11.18;
  • пункт 2 статьи 4 закона вступает в силу через сто двадцать дней с момента опубликования закона, то есть с 1.03.19, именно с этого момента появляется обязанность оформлять лицензию;
  • запрет на эксплуатацию автобусов без лицензии наступает по истечении следующих ста двадцати дней с момента вступления в силу пункта 2 статьи 4, то есть с 29.06.19 эксплуатация автобусов без лицензии не допускается.

Переходный период в сто двадцать дней, с 1 марта по 29 июня, дан на оформление лицензии, так как это процедура может занять значительное время, сорок пять дней дается только на рассмотрение документов лицензирующими органами. А если по какой либо причине будет отказано то процедура может значительно затянутся. По этому необходимо уложиться в эти сроки.

Согласно Статьи 14.1.2 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан и должностных лиц — пятидесят тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — сто тысяч рублей;
  • на юридических лиц — четыреста тысяч рублей.

В одной из следующих статей подробно разберем процедуру получения лицензии на перевозку пассажиров автобусами (автотранспортом вместимостью более восьми человек).

Пишите свои комментарии.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Поправки приняты с целью урегулирования механизма проверок перевозчиков, устранения лазейки для недобросовестных представителей рынка и, в конечном итоге, для повышения безопасности дорожного движения.

На какие автобусы распространяется новое требование?

Закон этого не уточняет. Из буквального прочтения нормы теперь лицензия будет нужна для любого автобуса, в котором оборудовано более 8 мест.

Есть ли исключения?

Да, закреплён перечень перевозок, в отношении которых лицензирование не осуществляется. Это автобусы пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции и других специальных служб.

Кроме того, лицензия не потребуется для автобусных перевозок вне автодорог общего пользования (например, по закрытой территории предприятия).

📌 Реклама

Как получить лицензию?

Для этого нужно подать заявление и комплект документов лицензирующему органу (сейчас это Ространснадзор) о включении информации об автобусе в реестр лицензий. Сделать это можно и в электронном виде.

Лицензирующий орган в течение трёх рабочих дней со дня получения заявления должен его рассмотреть и направить юрлицу выписку из положительного решения или уведомление об отказе.

Действующие профессиональные перевозчики могут спать спокойно?

Не совсем, компаниям с действующей лицензией необходимо получить новую, но без прохождения внеплановой документарной проверки. Однако в следующих случаях проверка обязательна:

— реорганизация компании в форме преобразования;

— изменилось наименование юрлица, адрес места нахождения.

📌 Реклама

Компаниям с действующей лицензией не нужно будет указывать в заявлении реквизиты документов о соответствии лицензионным требованиям и прилагать их копии.

Лицензирование платное?

Да, в настоящее время госпошлина за выдачу лицензии составляет 7 500 рублей (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

На какой срок выдаётся лицензия?

Выданная лицензия действует бессрочно.

Какая ответственность предусмотрена?

В действующей редакции КоАП РФ есть ст. 14.1.2 «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии», предусматривающая для нарушителей штраф на граждан и должностных лиц в размере 50 тыс. рублей; на ИП — 100 тыс. рублей; на юрлиц — 400 тыс. рублей.

Какие ещё изменения принёс Закон?

Поправками в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» введено определение понятие «тахограф», и установлено, что в целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

    Ситуация, в которой применим Договор:

    По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения.

    Компании, индивидуальные предприниматели очень часто заключают с транспортными организациями Договоры оказания услуг по перевозке пассажиров. Целями сторон при заключении Договоров оказания услуг по перевозке пассажиров бывают разные, например, доставка работников к месту работы, туристические, экскурсионные выезды, обслуживание мероприятий и т.д.

    Договоры оказания услуг по перевозке пассажиров могут быть как разовыми, так и многоразовыми на основе предварительных заявок Заказчика на перевозку пассажиров до согласованного пункта назначения.

    Перед тем, как заключить Договор оказания услуг по перевозке пассажиров Заказчику и Перевозчику необходимо обратить внимание на следующие свои риски и предпринять все меры по защите себя от данных рисков.

    Риски Заказчика, намеривающего заказать услуги по перевозке пассажиров и их багажа:

    1. Причинение вреда жизни и здоровью пассажиров при перевозке с пункта отправления до пункта назначения,
    2. Не предоставление Перевозчиком транспортного средства для перевозки пассажиров в согласованный срок,
    3. Предоставление Перевозчиком транспортных средств, не пригодных для безопасной и комфортной перевозки пассажиров,
    4. Предоставленные Перевозчиком водители транспортных средств не соответствуют квалификационным требованиям для перевозки пассажиров,
    5. Несохранность и повреждение багажа пассажиров,
    6. Перевозчик изменяет дату и маршрут перевозки,
    7. Перевозчик требует изменения согласованных цен.

    Риски Перевозчика при заключении Договора оказания услуг по перевозке пассажиров:

    1. Заказчик не оплачивает стоимость за перевозку пассажиров и их багажа,
    2. Заказчик не принимает результат оказанных услуг и не подписывает Акт приемки-передачи оказанных услуг,
    3. Пассажиры не приехали в согласованный срок к пункту отправления транспортных средств,
    4. Пассажиры во время перевозки нарушают общеустановленные правила поведения или находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

    Таким образом, Перевозчикам и Заказчикам, для того, чтобы защитить себя от возможных рисков при перевозке пассажиров, необходимо в Договоре на оказание услуг по перевозке пассажиров, детально указать все обязательства каждой из сторон, а также ответственность за их нарушение.

    Договор на оказание услуг по перевозке пассажиров регулируют:

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *