Мандата

Правовой статус депутата Государственной Думы Российской Федерации представляет собой специальный вид статуса, которым наделяют определенную категорию граждан ввиду их особого положения и рода деятельности. Данный вид статуса подразумевает особую специфику в отношении индивида: дополнительные права и обязанности, а также привилегии, которые предусмотрены действующим законодательством страны – это и отделяет депутатов ГД РФ от граждан России и иных государственных служащих.

Какие законодательные акты регулируют правовое положение депутата ГД РФ

Согласно закону, правовое положение депутата ГД РФ урегулировано Конституцией РФ и законами, которые являются отправными документами для анализа статуса депутата ГП РФ, к ним относятся:

  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»;
  • Федеральный закон № 20-ФЗ от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
  • Регламент Государственной Думы ФС РФ;
  • иные законодательные акты.

Основные элементы правового статуса депутата ГД РФ

В соответствии с мнениями экспертов-правоведов, важным составляющим элементом, входящим в состав правового статуса должностного лица, является его компетенция, то есть его права и обязанности, которые могут быть определены его служебным положением. Кроме того, в число элементов правового статуса входят: цели и задачи, поставленные перед депутатом ГД РФ, функции и ответственность.

Права депутата Государственной Думы РФ:

  • внесение законопроектов в ГД РФ, а также парламентского и депутатского запроса;
  • участие депутата в заседаниях, в парламентских, специальных и иных комиссиях, а также парламентских слушаниях;
  • обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты ФС РФ;
  • обращение к должностным лицам с требованием принять меры по пресечению нарушений прав гражданина, при их обнаружении.
  • обращение в средства массовой информации.

Обязанности депутата Государственной Думы:

  • соблюдение правил депутатской этики, правил, установленных Госдумой РФ;
  • отчитываться перед избирателями;
  • выполнять поручения Государственной думы и комиссий, членами которых они являются, а также посещать заседания фракции, с целью совместной деятельности, выражения единой позиции и создания единой программы по вопросам, рассматриваемым ГД РФ;
  • представлять декларацию о доходах на имущество.

Еще одним немаловажным элементом правового статуса являются гарантии деятельности депутата ГД РФ, используя которые должностное лицо может беспрепятственно и эффективно осуществлять деятельность. Среди основных гарантий деятельности можно выделить:

  1. Депутатский иммунитет – особый вид привилегий, как совокупность особых правовых преимуществ.
  2. Депутатский индемнитет – совокупность социальных гарантий, которые обеспечивают независимость депутата, способствуют утверждению депутата, как личности, и одновременно являются вознаграждением за его труд.

Правовой статус депутата ГД РФ в широком смысле – это положение депутата, обусловленное социально-политической сущностью общества и регламентируемое правовыми и иными нормами, а также дополненное соответствующими гарантиями.

Мандат депутата Государственной думы РФ

Депутатский мандат — это официальный документ, который удостоверяет законные полномочия депутата. Однако также, этот термин имеет еще два традиционных значения, признанных в отечественной науке:

  • это совокупность прав и обязанностей, а также привилегий и иных элементов правового статуса депутата;
  • это форма взаимоотношений между депутатом и избирателем, в основе которой определение политико-правовой природы деятельности депутата.

Виды мандатов:

  1. Для депутатов Государственной Думы Российской Федерации в большей степени характерно наличие свободного мандата, который подразумевает, что его обладатель является представителем всего народа, не может быть связан наказами свих избирателей и не может быть отозван ими, если не оправдал их доверия.
  2. Для депутатов-представителей органов муниципальных образований также характерен императивный мандат, который подразумевает представительство избирателей своего избирательного округа и ответственность перед избирателями.

Приобретение и прекращение статуса депутата Государственной Думы РФ

В соответствии со ст. 1 ФЗ №20 от 22.02.2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты ГД РФ избираются на основе равного, всеобщего и прямого избирательного права при использовании норм тайного голосования. Право на участие в избрании имеет каждый гражданин РФ, достигший 18 лет и имеющий право принимать участие в выборах согласно действующему законодательству. Прекращение полномочий депутата может быть связано с началом работы Госдумы РФ нового созыва либо досрочно по следующим основаниям:

  • добровольное сложение своих полномочий – оформляется письменным заявлением;
  • утрата гражданства РФ/приобретение гражданства иного государства;
  • ограничение дееспособности;
  • избрание должностным лицом иного законодательного органа;
  • наличие обвинительного приговора суда в отношении депутата, вступившего в законную силу;
  • признание депутата безвестно отсутствующим либо умершим по решению суда, вступившего в законную силу.

Депутатский мандат определение, широко используемое как в юридической науке, так и в законодательстве. Неоднозначное понимание данного феномена политико-правой жизни обусловлено определенной ролью депутата как представителя интересов народа, и как должностного лица. Депутатский мандат в юридической науке употребляется в четырех смыслах:

  1. документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица;
  2. вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания;
  3. правовой статус депутата в целом;
  4. один из элементов правового статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномочивания депутата избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном органе.

Существует мандат императивный и свободный. Первый тип получил свое развитие в Средние века, второй в Новое время, после буржуазных революций. Императивный мандат — это мандат с ограничениями и форма ответственности, которая предусматривает безусловное выполнение приказов избирателей под угрозой отзыва. В свободном мандате депутат признается представителем всего народа, он не обязан отсчитываться перед избирателями, отсутствует возможность отзыва. Во времена первой Государственной Думы в России мандат был свободным, после прихода к власти большевиков в 1917 году были установлены и в дальнейшем закреплены в Конституциях СССР и РСФСР элементы императивного мандата. В современной России в Конституции РФ нет прямого указания на характер депутатского мандата, но Конституционный суд РФ в 2002 году устранил этот пробел и позволил депутатам быть связанными лишь Конституцией и своей совестью.

Также необходимо отметить, что эффективность депутатского мандата зависит от множества факторов, таких как политическая и экономическая обстановка, культурные особенности и традиции, поэтому государство самостоятельно должно выработать наиболее подходящую концепцию взаимодействия народного избранника с избирателями. На сегодняшний момент в РФ аспект типа депутатского мандата является неопределенным.

В Конституции РФ нет прямого указания на императивный или свободный мандат, но существует Постановление Конституционного суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9 – П, которое позволило депутатам быть связанными лишь Конституцией и своей совестью, оно установило так называемый принцип свободного мандата. Несмотря на это, депутаты Государственной Думы уже пытались, и пытаются внести императивный мандат, и некие его элементы, в современную парламентскую практику.

Нельзя не сказать о том, что с приобретением депутатского мандата посредством тайного и всеобщего равного голосования граждан достигших совершеннолетия и обладающих активным избирательным правом, народный избранник приобретает специальный конституционно-правовой статус депутата. Элементы статуса депутата выступают способом конкретизации депутатского мандата, вид которого влияет на права, обязанности и ответственность депутатов, а также гарантии их деятельности.

Депутат – это представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия.

Приобретение и утрачивание депутатского мандата регулируется такими законодательными актами как Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Некоторые поправки были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации».

После проведения процедуры выборов в Государственную Думу, где граждане, обладающие пассивным правом, могли выдвигаться в качестве кандидатов непосредственно или в составе федеральных списков, народный избранник приобретает специальный конституционно-правовой статус депутата. Срок его полномочий начинается со дня его избрания и прекращается со дня работы Государственной Думы нового созыва, кроме определенных исключающих обстоятельств, описанных в статье 4 Федерального закона о «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

При досрочном прекращении полномочий депутата государственной Думы происходит в соответствии со ст. 96 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» замещение вакантных депутатских мандатов.

Необходимо отметить тот факт, что гарантии депутатской деятельности, призванные обеспечить эффективность парламентской работы, дают возможность народному избраннику быть активным участником осуществления государственной власти в стране.

Исследователи выделяют организационные, трудовые, материально-финансовые гарантии, а также депутатский иммунитет. К первому типу относятся гарантии, назначение которых организовать полноценную и эффективную деятельность депутата Государственной Думы. Например, это ограничение на занятие коммерческой деятельностью или беспрепятственное посещение органов власти, воинских частей и организаций. Право на прием в первоочередном порядке у руководителей органов власти, а также различных организаций и. т. д. Основной задачей трудовых гарантий является охрана трудовых прав и интересов депутатов Государственной Думы.

Депутатский индемнитет или материально-финансовые гарантии призваны обеспечить материальную независимость народного избранника. Это вознаграждение за его труд и специальные социальные гарантии. Иммунитет же в свою очередь важнейшая правовая гарантия деятельности депутата, представляющая собой повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций. Таким образом, это невозможность ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции Государственной Думы.

Права и обязанности депутата Государственной Думы РФ, установленные в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и в Постановлении «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» , призваны организовать эффективную депутатскую деятельность, главной целью которой является удовлетворение интересов и нужд граждан. Права и обязанности народного представителя можно разделить на связанные с его деятельностью в представительном органе власти, и в отношении с избирателями.

К первому типу относятся права на участие в законодательной деятельности, участие в деятельности комитетов и комиссий, а также право на парламентский и депутатский запрос, на первоочередной прием в органах власти и организациях, право на распространение и получении информации.

К обязанностям мы можем отнести: обязательное посещение заседаний Государственной Думы, соблюдение парламентской этики, а также предоставление ведений о доходах. Ко второму типу прав и обязанностей депутата Государственной думы относится взаимодействие народного избранника с гражданами. Это происходит через прием граждан, получение обращений, встреч с избирателями и постоянное поддержание связи с населением. Основной целью этой деятельности выступает как раз таки удовлетворение потребностей и нужд граждан. Так как на сегодняшний день мандат в РФ является свободным, депутат не может быть отозван, не связан наказами с избирателями, а является представителем всех граждан России в целом.

Статья на тему анализ депутатского мандата

В 2016 году Свердловскую область ждет масштабная избирательная кампания: среднеуральцам предстоит выбирать депутатов и в городские думы, и в Законодательное собрание региона, и в Госдуму. Политики вздыхают и готовятся выворачивать карманы для финансирования своего пиара, политтехнологи потирают руки в предвкушении освоения средств, а мирные жители ждут очередной порции невыполнимых предвыборных обещаний. О том, как перебраться из последней категории в первую, читайте в нашем ликбезе.

Ближе к земле – ближе к победе

Самое простое – попасть в муниципальную думу. Зарегистрироваться в качестве кандидата на выборах этого уровня может любой совершеннолетний россиянин, не отягощенный непогашенной судимостью по тяжким и особо тяжким статьям. Если же темное прошлое имело место, то нужно дождаться, чтобы с момента погашения судимости прошло 10 или 15 лет (в зависимости от тяжести преступления, – прим.ЕАН) – и можно идти во власть. Если готовы.
«Человеку, который не подконтролен градообразующему предприятию, администрации, не лоббирует интересы какого-то бизнеса, избраться в муниципальную думу возможно. Но нужно понимать, что путь в политику начинается не с выборов. Он начинается с решения проблем в собственном доме, в своем дворе. Если ты не можешь решить простейшие вопросы, связанные с работой управляющей компании, то в думе тебе делать нечего. До того, как избраться в екатеринбургский парламент, я был депутатом в Березовском, а до этого занимался общественной деятельностью. Это был длинный путь», — рассказал депутат думы столицы Урала Евгений Боровик.

Человеку, который не подконтролен градообразующему предприятию, администрации, не лоббирует интересы какого-то бизнеса, избраться в муниципальную думу возможно.

В Единый день голосования 18 сентября местные представительные органы изберут в 27 муниципалитетах. В списке Каменск-Уральский, Арамиль, Артемовский, Ачит, Березовский, Камышлов, Красноуфимск, Заречный. Выборы во всех этих городах проходят исключительно по избирательным округам. Это значит, что избирателям предложат голосовать за конкретных людей – какую партию они представляют, в данном случае неважно. Округа бывают одномандатные и многомандатные – это зависит от количества депутатов, которые будут представлять в думе ту или иную территорию.
Отметим, в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге система немного другая: там часть депутатов избирается по одномандатным округам, еще часть – по партийным спискам. Но в следующем году выборов в крупнейших свердловских муниципалитетах не предвидится, поэтому подробно на них мы останавливаться не будем.
Несмотря на то, что партийных списков на муниципальных выборах не будет, большинство кандидатов, скорее всего, будет выдвигаться от политических партий. И вот почему: поддержка известных политических структур избавляет от необходимости собирать подписи избирателей. Однако речь идет далеко не обо всех партиях, а лишь о тех, чьи ставленники прошли в думы действующих созывов. Так, абсолютно во всех городах от необходимости собирать подписи избавлены те, кого поддержат «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, «Яблоко», ЛДПР и «Правое дело». В некоторых муниципалитетах к этому списку прибавляются «Гражданская платформа», «Российская экологическая партия «Зеленые», партия «За женщин России», «Патриоты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость» и «Партия пенсионеров России».
Если же заручиться поддержкой какой-либо партии не удалось, придется собрать не менее 0,5 процента «автографов» жителей своего округа.

Если же заручиться поддержкой какой-либо партии не удалось, придется собрать не менее 0,5 процента «автографов» жителей своего округа.

Жуликов – вон из гонки

Подписные листы должен утвердить избирком. В случае, если у его членов возникают вопросы к подлинности, листы отправляют в спецорганизацию на проверку. В Екатеринбурге, например, этим занимается Уральский региональный центр судебной экспертизы минюста.
Помимо подписей кандидат приносит в комиссию иные документы, в том числе отражающие его доходы и наличие имущества. Будьте внимательны: недостоверная информация, равно как и фальшивые подписи, закроют вашей фамилии путь в бюллетени.
Если все пройдет благополучно, то вы получите корочки кандидата, откроете свой избирательный счет, на котором будут аккумулироваться средства на ведение кампании, и начнете агитацию. Ведите ее аккуратно: если конкуренты смогут доказать в суде, что вы использовали запрещенные методы – например, подкуп – то вылетите из гонки. Впрочем, таких случаев сейчас почти не встречается. «Кандидаты стали умные – ни они, ни их официальные доверенные лица уже давно не раздают людям водку. Если какой-то человек ходит и раздает подарки со словами «голосуйте за такого-то», то к ним это отношения иметь не будет», — комментирует председатель екатеринбургского избиркома, доцент кафедры конституционного права УрГЮУ Илья Захаров. И не забудьте, что за сутки до дня голосования объявляется день тишины, когда агитация запрещена.

Думы на вырост

Избраться в региональное Заксобрание на порядок сложнее. Чаще всего туда попадают лоббисты, или руководители финансово-промышленных групп, либо харизматики, на которых делают ставку партии. 25 депутатов избираются по одномандатным округам, еще столько же – по партийным спискам. Порядок выдвижения областных окружников мало отличается от муниципального. Что касается партийного списка, то он утверждается на партконференции. У некоторых партий – например, у «Единой России» — конференцию предваряет праймериз. Фактически это внутренние выборы для единороссов и сторонников партии, на которых они определяют самых достойных кандидатов.
Список не резиновый – в нем может быть от 61 до 78 позиций. Считается, что чем выше находится кандидат, тем больше у него шансов попасть в парламент. Списки, как правило, возглавляют так называемые «паровозы» — народные любимцы. Например, на выборах в думу Екатеринбурга «Единую России» тянул экс-губернатор, «дедушка» Эдуард Россель. Мандаты между партиями распределяются пропорционально полученной поддержке – у кого больше голосов, за тем остается больше мест в парламенте.

Списки, как правило, возглавляют так называемые «паровозы» — народные любимцы. Например, на выборах в думу Екатеринбурга «Единую России» тянул экс-губернатор, «дедушка» Эдуард Россель.

Эксперты считают, что состав Заксо в 2016 году обновится незначительно – свежей крови в парламенте не ждут. В пользу этой версии свидетельствует и недавно оброненная губернатором фраза. Глава региона выразил надежду, что большинство действующих депутатов останется в следующем созыве.
Попасть в Госдуму – задачка для политических тяжеловесов. В 2016 году выборы в нижнюю палату российского парламента впервые пройдут по смешанной системе – с внедрением одномандатных округов наряду с партийными списками: половина из 450 депутатов изберется одним способом, половина – другим. В Свердловской области сформировано семь одномандатных округов: Свердловский, Каменск-Уральский, Березовский, Нижнетагильский, Асбестовский, Первоуральский и Серовский. Среди претендентов на мандаты называют действующего парламентария Александра Петрова, лидера регионального отделения «Единой России», и областного депутата Виктора Шептия, его коллегу по фракции в Заксо Максима Иванова, глав Екатеринбурга и Нижнего Тагила Евгения Ройзмана и Сергея Носова. Европейско-Азиатские Новости.

  1. I. ПРИРОДА СНОВ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
  2. V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
  3. Англо-американская правовая семья, или семья «общего права»
  4. Англосаксонская правовая система
  5. Англосаксонская правовая система
  6. АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВО — ПРИРОДА
  7. Безопасность труда. Вредные и опасные производственные факторы. Понятие риска. Понятие безопасности. Нормативно-правовая база охраны труда.
  8. Билет № 33 Человек и его место в мире. Природа человека.
  9. Биосоциальная природа компенсаторного приспособления
  10. Богочеловеческая природа Церкви
  11. Види грошей в сучасній економіці. Природа сучасних кредитно — паперових грошей
  12. Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения.

В основе юридической природы депутатского мандата лежит конституционное положение о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следует отметить, что современная демократия имеет ярко выраженную тенденцию, свидетельствующую о том, что осуществление власти народом проводится на основе не непосредственной, а представительной демократии. В этой связи французский социолог П. Бурдье совершенно справедливо отмечал, что народ не может существовать иначе, как делегируя свои полномочия какому?￐ᄏибо лицу или органу, способному действовать в качестве юридического лица или группы1.

Представительными органами власти являются парламенты и представительные органы местного самоуправления, которые состоят из депутатов, избираемых на ос? новевсеобщего, равного, и прямого избирательного права при тайном голосовании. Следовательно, депутатом является лицо, представляющее общество и выражающее его волю. В этом и состоит сущность депутатского мандата как представителя народа, его избравшего. Именно население наделяет депутата своими полномочиями на осуществление государственной власти и местного самоуправления. Депутат является полномочным представителем народа. Однако это представительство не означает, что население в полном объеме передает депутату принадлежащую ему власть. Представительство представляет со? бой лишь официальное выражение доверия осуществлять волю народа. Население определенного избирательного округа наделяет депутата полномочиями на осуществление принадлежавшей ему власти.

Концепция народного представительства в науке конституционного права (Б.А. Страшун) излагается как совокупность следующих принципов: национальное представительство учреждается конституцией; народ как носиТель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть; с этой целью народ избирает в парламент своих представителей; член парламента — представитель всего народа, а не тех, кто его избрал, поэтому он не зависит от избирателей, не мо? жет быть ими отозван2. Последнее, на наш взгляд, не оз? начает, что депутат не может быть отозван. Отзыв депута? та как раз и является гарантией того, что депутат есть представитель населения, выражающий его волю. В дан? ном случае нельзя быть столь категоричным, тем более, что в юридической практике существуют как императив? ные (возможность отзыва депутата), так и свободные (не? возможность отзыва депутата) депутатские мандаты. В те? ории же существуют обе точки зрения.

Так, например, по мнению Л. Дюги депутат является не представителем населения, а его уполномоченным. Отсюда он приходит к выводу о свободном депутатском мандате3. Противоположной точки зрения придерживался Д. Локк, который считал, что власть законодателя, демократически избранного народом, не может выходить за пределы мандата, полученного им от наро? да, поэтому представительная демократия не является полной, завершенной, всегда нуждается в подтверждении властного мандата. Отсюда — депутатский мандат должен быть императивным4.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *