Машино место

Прямая продажа имущества, находящегося в общей долевой собственности, процесс долгий и трудоемкий. Из-за этого их владельцы ищут другие способы совершения сделки с потенциальным покупателем, но большинство из них требует уплаты значительной суммы в качестве налога. Однако выходы из данной ситуации существуют.

Почему продажа паркинга является проблемой?

До вступления в силу последних изменений в законодательстве (о них мы расскажем ниже) граждане, владеющие местом в паркинге, закрепленном за жилым комплексом, при попытке продать такое место сталкивались с большим количеством препятствий. Основной проблемой было то, что владение паркингом могло осуществляться только в форме долевой собственности. Ввиду этого при продаже машино-места возникала необходимость предварительно оповещать всех сособственников и предлагать им воспользоваться правом преимущественной покупки (стандартная процедура при продаже общей долевой собственности).

Даже в теории подобный механизм выглядит не очень удобным, а на практике ситуация, как правило, складывалась еще более плачевно. Ведь паркинг (обычно подземный) зачастую является атрибутом больших многоквартирных домов, число парковочных мест (а значит и собственников) в которых может вполне достигать 200-300 единиц. И от каждого из них потребуется письменное согласие на продажу доли в совместной собственности.

Чтобы его получить, приходилось предпринимать следующие шаги:

  1. Узнавать личные данные всех собственников (ФИО и адрес). Если жилой комплекс не новый, то часть граждан могла разъехаться по другим городам или даже странам, и узнать их адрес в таком случае было большой проблемой.
  2. Осуществлять процедуру уведомления. Для этого требовалось подписывать с каждым собственником отдельную бумагу у нотариуса, что выливалось просто в гигантские расходы. Второй вариант – отправление заказных телеграмм с уведомлением. В них указывалась цена предлагаемого объекта и сроки, отведенные на ответ. Отсутствие ответа в течение месяца трактовалось как отказ от покупки, после чего сделку можно было зарегистрировать. Таким образом, даже если все проходило гладко, объем усилий и необходимых расходов был очень большим.

Кроме того, собственность можно было просто подарить потенциальному покупателю, однако в этом случае одариваемому приходилось платить налог в 13%. Причем не от рыночной, а от кадастровой стоимости паркинга, что делало сделку невыгодной.

Нововведения в законодательстве

С 1 января 2017 года вступил в силу закон №315-ФЗ от 03.07.2016, который позволяет избежать большей части вышеперечисленных проблем.

Согласно принятому документу машино-место в паркинге теперь можно зарегистрировать как самостоятельный объект недвижимости, а, следовательно, его купля-продажа больше не будет связана с какими-либо ограничениями. Помимо этого была снижена ставка налога на владение местом (раньше приходилось уплачивать 0.5% кадастровой стоимости как за нежилое помещение, а сейчас паркинг выделен в отдельную категорию со ставкой в 0,1%).

Порядок регистрации машино-места как объекта недвижимости следующий:

  1. Сбор документов, подтверждающих право собственности (обычно в качестве таковых предоставляются договор долевого участия, договор купли-продажи, дарственная и т.п.).
  2. Приглашение кадастрового оценщика для постановки объекта на учет и составления на него технического плана.
  3. Передача документов на регистрацию в Росреестр. Это можно сделать как посредством личного обращения в любой многофункциональный центр, так и с помощью обычной либо электронной почты. Стоимость регистрации – 2 тысячи рублей. Примерный срок 5-12 дней.

После того как паркинг зарегистрируют, его можно будет свободно продать, обменять, подарить и т.п. Отдельно стоит остановиться на порядке уплаты налога при продаже. Поскольку сегодня машино-место легко зарегистрировать в качестве объекта недвижимости, ситуация с налогом не стоит так остро как раньше. Если паркинг находится во владении более 3 лет (отсчет ведется со дня регистрации в Росреестре), налог не придется платить совсем. В ином случае можно воспользоваться налоговыми вычетами.

Тут можно выбрать один из вариантов:

  • Фиксированный вычет в 250 тысяч.
  • Вычет на сумму расходов, связанных с приобретением продаваемого имущества.

Например, у нас имеется паркинг, который был куплен за 500 тыс. рублей. Мы собираемся продать его за 700 тысяч рублей. Сумма налога на продажу в зависимости от выбранного вычета может составить:

  1. (700 – 250)х 13% = 58,500 рублей.
  2. (700 – 500)х 13% = 32,500 рублей.

Альтернативные варианты продажи

Если по каким-либо причинам паркинг не получается зарегистрировать по методу, указанному выше, и он находится в общей долевой собственности, то существуют следующие способы продажи его с минимальным налогообложением:

  • Передача посредством новации

Для примера возьмем все тоже машино-место, которое мы хотим продать по условной цене в 700 тысяч рублей. В первую очередь с будущим покупателем нужно заключить договор займа на вышеуказанную сумму и написать расписку от руки о том, что нами была получена данная сумма. Спустя некоторое время (1-2 месяца, точные даты возврата можно прописать в договоре) погасить задолженность мы,естественно,не сможем. И дабы возместить причиненный ущерб заключается соглашение о новации долгового обязательства в отступное, по которому в счет погашения займа отдаем наш паркинг, после чего новый владелец может спокойно регистрировать его как свою собственность. Вся суть в том, что описанное выше правило преимущественного права покупки (из-за которого при обычной продаже возникает обязанность известить других собственников) не распространяется при передаче имущества в результате новации.

  • Частичное дарение

Данный способ заключается в следующем:владелец машино-места дарит некоторую долю (например, 1/100) от своего права собственности будущему покупателю. Налоговая ставка при этом будет минимальной, поскольку размер доли очень мал. Затем покупатель регистрирует свое право собственности на сотую часть от паркинга, а остальные 99/100 покупает по обычному договору купли-продажи (порядок налогообложения по нему описан выше). При такой схеме правило преимущественной покупки также не действует, так как покупатель на момент заключения сделки является сособственником имущества.

Видео сюжет расскажет, как грамотно распорядится своей долей

Чем отличается машино-место от парковки Поделиться в соцсетях:

Термин «машино-место» был введен в нашей стране Гражданским Кодексом еще в 2017 году. С тех пор такой объект недвижимости стал считаться полноценным.

Ранее (до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ) машино-места, оформлялись как нежилые помещения, при этом собственник владел лишь долей в праве общей долевой собственности на паркинг. Долевая собственность влекла за собой проблемы. Например, при продаже такого объекта, продавец, был обязан направить предложение о покупке машино-места владельцам всех остальных машино-мест в паркинге. Владельцы других машино-мест имели преимущественное право покупки и могли оспорить сделку, в случае если такое предложение не направлялось.

Расшифровка понятия
Машино-место — это часть сооружения или здания, которое предназначено только для расположения транспортных средств.

Это место можно ограждать стенами, устанавливать всевозможные конструктивные элементы. Так же машино-место может быть без ограждений. Границы в таких случаях отмечаются с помощью наклеек или краски. В любом случае эти данные обязательно вносятся в ЕГРН. Собственник такого недвижимого имущества имеет право его продавать, сдавать в аренду, передать детям или внукам по наследству, дарить, закладывать.

Важно знать!
Приказ Минэкономразвития РФ регламентирует ограничения по величине размеров, что допустимы по закону. Минимальные показатели – 2,5 метров на 5,3 метра. Максимальные размеры – 3,6 метров на 6,2 метра.

Что касается пересечения термина «машино-место» с «парковкой», то его не существует. Местом для парковки является площадка специального предназначения. Она располагается чаще всего на обочине. Хотя в некоторых случаях она может находиться и на дороге. Ее предназначение — стоянка транспорта. К объектам недвижимости самостоятельного типа она не относится. Поэтому, на кадастровый учет ее поставить невозможно.

Росреестр сообщает, что оформление в собственность возможно только в случае рассмотрения машино-места, а не парковки. Процедура эта регламентирована законодательно.
Схема действий:

  • Сначала следует обратиться к кадастровому инженеру. Он составит технический план на данный объект, укажет его точные границы в паркинге. Это нужно для идентификации. Такая подготовка плана делается на базе тех данных, что содержаться в разрешительных документах на ввод здания в эксплуатацию, а также в проектных материалах.
  • С техническим планом и с договором купли-продажи или долевого участия, то есть правоустанавливающим документом, следует обратиться в МФЦ, чтобы подать заявку на оформление права собственности. Для этого нужно уплатить пошлину государству. Размер платежа – 2 000 рублей.

Через 7 дней Росреестр зарегистрирует право собственности, и гражданин станет полноценным владельцем машино-места.

Если вам нужна бесплатная консультация по оформлению вашей недвижимости, позвоните нам по номеру 8 (499) 350-80-89.
Мы с радостью вам поможем.

С уважением, Центральное Кадастровое Бюро.

Что может считаться машино-местом

С 1 января начинает действовать 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который наконец-то объявил машино-места недвижимостью.

Прежде всего законодатель объяснил, что он считает машино-местом и какими признаками, по его мнению, оно должно обладать, объясняет адвокат Олег Сухов, руководитель «Юридического центра адвоката Олега Сухова», глава «Гильдии юристов рынка недвижимости».

По норме Градостроительного кодекса РФ машино-место — это часть здания либо иного сооружения. Оно предназначается исключительно для размещения и хранения транспортного средства. При этом машинное место может быть ограждено стенами или иными конструктивными элементами, либо вообще не иметь ограждений и представлять собой обычную площадку. Но в любом случае данные о ее границах в обязательном порядке должны быть зафиксированы в Росреестре.

Если проанализировать эту новеллу, то можно понять, что площадка считается машино-местом, только когда она неразрывно связана с объектом — домом, зданием или постройкой. Таким образом, парковки во дворах, на обочинах дорог и даже на отдельных стоянках не считаются машино-местами.

Раньше суды часто поддерживали Росреестр и отказывали собственникам в регистрации машино-мест в качестве объектов недвижимости, так как последние не имели капитальных ограждений или стен. Фактически россиянин мог зарегистрировать только бокс или гараж.

С выходом нового закона проблема отпадает. Теперь владелец вправе будет оформить площадку и без стен. Он также может потребовать, чтобы границы его территории были отмечены с помощью специальной краски или даже наклеек.

Заложу, продам, подарю

С 2017 года любой участник гражданско-правовых отношений может продать, купить, арендовать, передать по наследству и заложить машинное место. Даже если оно является обычной площадкой без стен или ограждений. Такой участок в любом случае — объект недвижимости.

Данные о каждом новом машинном месте подлежат внесению в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости. — Прим. ред.). Более того, его учет станет проводиться параллельно с государственным кадастровым учетом здания, частью которого оно и является. Причем не имеет значение, есть ли у машино-места стены (либо другие ограждения) или их нет вовсе. Следовательно, акт обследования и технический план строения, необходимые для внесения сведений в ЕГРН, должны изначально содержать информацию обо всех его машинных местах без исключения. Кстати, на техплане они будут изображаться в виде простых геометрических фигур. Кроме того, каждое машино-место получит свой кадастровый номер.

Что касается владельцев уже существующих машино-мест, то им не стоит беспокоиться. Если их собственность подходит под определение, данное в Градостроительном кодексе РФ, то эта площадка признается машино-местом уже в силу закона и не требует сбора документов и регистрации их в Росреестре. Впрочем, если владелец такой собственности захочет, то он в любой момент сможет актуализировать данные о своем машинном месте в ЕГРН.

Новости для дольщиков

С нового года владельцы общей долевой собственности могут без препятствий выделить машино-места в натуре, установить их границы и внести сведения в ЕГРН. До последнего времени судьи отказывали в этом дольщикам. В решениях они указывали, что подобная процедура невозможна без нанесения ущерба всему объекту, а также его электроснабжению, водоснабжению, средствам пожаротушения и так далее. Теперь такие судебные акты исключены. Более того, если заявитель представит в Росреестр протокол общего собрания собственников или соглашение о правилах пользования общедолевой собственностью, то ему не нужно даже согласия остальных участников на выдел доли.

Важный нюанс: право общедолевой собственности на строение, где располагаются машино-места, прекратит свое существование с выходом последнего участника. С этого момента общедолевым имуществом будут считаться только шлагбаумы, проезды, проходы и так далее.

Подводя итоги

Если внимательно изучить все новеллы, то можно понять, что они просто узаконили сложившуюся практику и оборот машино-мест. Их и так раньше продавали, закладывали, арендовали. Впрочем, на легальной основе совершались сделки только с огороженными местами. Теперь же законодатель ввел в гражданский оборот и неогражденные участки. Новый закон предусмотрел обязательное внесение сведений о машино-местах и их границах в госреестр недвижимости. Ну и наконец, он позволил дольщикам парковок, являющихся частью здания, получить свои доли в натуре.

С другой стороны, государство так и не осмелилось признать недвижимостью машино-места на стоянках, которые никак не связаны со зданиями и сооружениями. Но рано или поздно законодателю придется вернуться к этому вопросу.

Детали

Место под солнцем

Если говорить упрощенно, нормативы по количеству машино-мест при строительстве зависят от класса возводимого дома. Например, наличие подземных паркингов для экономкласса вообще не является обязательным, но в таком случае должны быть отдельно стоящие паркинги, рассказывает генеральный директор «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина.

В комфорт-классе уже возможны как подземные, так и наземные паркинги, но при этом не менее одного машино-места на квартиру.

В элитном и премиум сегменте 1,8 машино-места на квартиру как минимум.

В сегменте делюкс уже не менее 2 машино-мест на квартиру.

Кроме обеспеченности машино-местами, существуют нормативы по размерам и габаритам машино-мест. В комфорт-классе строятся машино-места с расчетом на автомобили класса С, в бизнес-классе — на автомобили класса D, а в элитном сегменте — на автомобили класса E.

Цена вопроса

Стоимость машино-места зависит от локации и класса проекта.

По данным аналитического и консалтингового центра EstaTet, в массовом сегменте в Москве средняя цена машино-места составляет 1,6 миллиона рублей, минимальная — 300 тысяч рублей, максимальная — 4 миллиона рублей.

При одновременной покупке квартиры и машино-места есть шанс получить на него скидку от застройщика

В бизнес-классе средняя цена составляет 2,7 миллиона рублей за машино-место. Минимальная цена — 1,165 миллиона рублей, максимальная — 5,1 миллиона рублей.

В более дорогих сегментах средняя цена — 4,8 миллиона рублей за машино-место. Минимальная цена составляет 2,5 миллиона рублей, максимальная — 8,8 миллиона рублей.

При покупке доли паркинга одновременно с квартирой можно рассчитывать на внушительные скидки, — отмечает генеральный директор «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина. — Сейчас разные застройщики могут предлагать скидки от 30 до 50 процентов. Если же клиент покупает сначала квартиру, а потом уже место для машины, но все же до сдачи его в эксплуатацию, он может рассчитывать на скидку порядка 10 процентов».

Если говорить о Москве и области, то обычно такие акции практикуют в проектах Подмосковья, где проблема с местами для автомобилей стоит не так остро, как в столице, и аудитория менее платежеспособна, добавляет Юлия Сапор, руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet.

В начале 2017 года вступают в силу многочисленные изменения в различные законы. Среди прочего новый — и уже официальный законодательный — статус получит машино-место как объект недвижимости.

Соответствующие поправки, вступающие в силу 01.01.2017, внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 315-ФЗ).

В соответствии с ним машино-место становится объектом недвижимости. Ранее с определением его статуса возникало множество проблем. Для понимания смысла закрепления в законе нового объекта недвижимости рассмотрим «как было?» и «что стало?» с правовым регулированием машино-мест.

Также вы получите понимание того, как действовать в переходный период. С новыми зданиями и сооружениями, вводимыми в эксплуатацию в 2017 году, все предельно ясно. А как обстоит дело с машино-местами в зданиях, построенных и введенных в эксплуатацию ранее?

1. Правовое регулирование, уходящее в прошлое
2. Кадастровый учет машино-места
3. Судьба уже существующих машино-мест

Правовое регулирование, уходящее в прошлое

До сих пор законодательство не определяло понятие машино-места. Только в п. 21 ст. 1 ГрК РФ есть понятие парковки (парковочного места). Приведем его здесь.

Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Курсивом выделены словосочетания, которые с 1 января 2017 года исключаются из формулировки п. 21 ст. 1 ГрК РФ.

Обычно машино-место индивидуализируется путем нанесения краской разметки и номера парковочного места на поверхности пола паркинга. Именно с этим и возникала проблема, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ объект недвижимости должен иметь характеристики, позволяющие определить недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Границы и номер, нанесенные краской на пол, судебная практика к таковым характеристикам не относила (например, Постановление АС МО от 07.05.2015 № Ф05-3747/2015 по делу № А41-44784/14).

В связи с этим оформление машино-места в собственность на практике всегда было проблемой.

В Письме Минэкономразвития России от 26.05.2015 № ОГ-Д23-7475 было указано, что парковка (парковочное место), как ее определяет ГрК РФ, не отвечает критериям помещения, является частью зданий или сооружений, но никак не самостоятельным объектом недвижимости.

Оборот части объекта недвижимости в качестве самостоятельного объекта гражданских прав не предусмотрен. Точно также не предусмотрена государственная регистрация права собственности на часть объекта недвижимости.

В судебной практике до сих пор имелось два подхода к юридическому оформлению прав на машино-место, о чем сказано в Определении ВАС РФ от 27.10.2011 № ВАС-11450/11 по делу № А40-124539/09-54-801:

  1. это самостоятельный объект недвижимого имущества, представляющий собой помещение в составе другого объекта недвижимости — нежилого помещения (парковочного зала) или нежилого здания;
  2. это часть объекта недвижимости, в отношении которого действует режим общей долевой собственности, а пользователь машино-места является долевым сособственником данной недвижимой вещи, в отношении которой порядок пользования определяется соглашением участников долевой собственности или решением суда.

В последнее время преобладала вторая позиция, в отношении машино-мест действовали правила об общей долевой собственности, которые сами по себе далеко небезупречные.

Соответственно Минэкономразвития рекомендовало сперва поставить на кадастровый учет здание, в котором находится машино-место, а затем зарегистрировать долю в праве общей собственности на здание с определением долей в праве собственности на них пропорционально размерам расположенных там машино-мест.

Если рассматривать парковочные места, расположенные в многоквартирных домах (например, в подземном паркинге), то законодательное регулирование вопроса осуществляется как ГК РФ, так и ЖК РФ.

Много проблем возникало с определением порядка пользования и распоряжения машино-местом.

В частности, передача машино-места в аренду требует созыва общего собрания участников общей долевой собственности, со всеми вытекающими сложностями.

Продажа его третьему лицу предполагает соблюдение преимущественного права покупки остальных собственников.

Если в многоквартирном доме 500 собственников, то и в том, и в другом случае нетривиальной становится задача учесть права всех остальных собственников и не сойти с ума…

Поэтому следование этой позиции очень усложняет пользование и распоряжение машино-местами и к тому же влечет дополнительные расходы собственников.

Но с 1 января 2017 года эти проблемы уходят в прошлое.

Кадастровый учет машино-места

Согласно новой редакции п. 1 ст. 130 машино-места относятся к недвижимым вещам. Понятие машино-места закрепляется во введенном в ст. 1 ГрК РФ пункте 29. Итак, что это такое с учетом изменений законодательства?

Машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В соответствии с ч. 10 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (кстати, вступает в силу закон 2 января 2017 года) кадастровый учет машино-места осуществляется на основе технического плана. Составляется он на основании сведений, содержащихся:

  • в разрешении на ввод в эксплуатацию здания (сооружения), в котором расположено машино-место;
  • в проектной документации здания (сооружения), в котором расположено машино-место;
  • в проекте перепланировки и акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение перепланировки.

Согласно ч. 6.1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания (сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам этого машино-места.

Это в техплане, а в реальности границы фигуры машино-места в помещении устанавливаются путем определения расстояния как минимум от двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола, до точек границ машино-места или точек деления границ на части), а также расстояний между точками границ машино-места.

В результате границы машино-места обозначаются путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки, например, краской или наклейками.

При этом площадь машино-места должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места. Требования к размерам устанавливаются нормативно-правовым актом Минэкономразвития, принятие которого следует ожидать в ближайшем будущем.

Несоответствие площади образуемого машино-места этим требованиям является основанием для приостановления процесса постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности.

Все сказанное касается в первую очередь новых зданий и сооружений, вводимых в эксплуатацию с 2017 года. А как со старыми зданиями, в которых, например, площади машино-мест вполне могут «не вписаться» в требования, установленные Минэкономразвития? И что делать, если машино-место было оформлено как доля в праве общей собственности?

Про уже существующие машино-места законодатель тоже не забыл.

Судьба уже существующих машино-мест

В ч. 1 ст. 6 Закона № 315-ФЗ указано, что объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до дня вступления его в силу, признается машино-местом.

При этом требования к минимальному и максимальному размеру машино-мест, сведения о котором уже отражены в ЕГРП, применяться не будут.

Ранее выданные документы переоформлять не требуется, они сохраняют свою юридическую силу. Но собственники соответствующих машино-мест не лишены права подать заявление в регистрирующий орган для изменения сведений об объектах, которые указаны в качестве помещений, как машино-мест. Было бы желание!

Что делать людям, чьи машино-места были оформлены как доля в праве общей собственности? Тут тоже все не так сложно, ситуация разрешена в ч. 3 ст. 6 Закона № 315-ФЗ.

Собственник доли может осуществить выдел в натуре своей доли путем определения границ машино-места в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ и зарегистрировать право собственности на него.

Для постановки машино-места на кадастровый учет необходимо подтвердить свое право на него, предоставив в Росреестр соглашение всех сособственников или решение общего собрания, которым определен порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

Если ни соглашения, ни решения нет, в этом случае для выдела своей доли придется получить согласие иных участников долевой собственности.

Как только будут выделены в натуре и зарегистрированы все имеющиеся машино-места общая долевая собственность на помещение, в границах которого они расположены, прекращается. Общим будет являться только имущество, оставшееся после выдела долей, и необходимое для прохода или проезда к машино-местам.

Резюмируем все вышесказанное.

С 1 января 2017 года машино-места становятся самостоятельными объектами недвижимости.

Машино-место подлежит постановке на государственный кадастровый учет, на него может быть зарегистрировано право собственности.

Объект недвижимости, отвечающий требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу Закона № 315-ФЗ, признается машино-местом.

Собственник машино-места как доли в праве на общее имущество может требовать выдела доли в натуре и регистрации права собственности на него.

Таким образом, с января 2017 года машино-места официально признаются объектом недвижимости. От обычных помещений их отличает только отсутствие материальных, осязаемых границ в виде стен и перегородок.

Для более полного понимания предлагаю посмотреть один из выпусков канала Антона Иванова о правовом режиме машино-мест. В передаче помимо самого Антона Иванова принимает участие Александра Александровна Маковская.

Часть 1. Машино-места в системе объектов недвижимости.

Часть 2. Особенности правового режима машино-мест.

Надеюсь, что статья была полезной и вам стали более понятны изменения законодательства в отношении машино-мест.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В Законе был закреплен новый объект недвижимости — машино-место. Соответствующие изменения были внесены и в Гражданский кодекс РФ: в п. 1 ст. 130 ГК РФ был введен абзац 3, согласно которому машино-место отнесено к недвижимым вещам. В Градостроительный кодекс РФ соответствующая норма о машино-месте (п. 29 ст. 1 ГрК РФ) была введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ. Таким образом, и Закон о регистрации, и ГК РФ, и ГрК РФ признал машино-место объектом недвижимости.

Определение понятия «машино-место» В Гражданском и Градостроительном кодексах РФ

Машино-место – недвижимое имущество, представляющая собой часть здания или сооружения, предназначенная для размещения транспортных средств, если границы такой части здания или сооружения описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (абз. 3 п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 29 ст. 1 ГрК РФ).

Из вышеприведенного определения следует, что машино-место может быть объектом гражданских отношений, если оно существует и индивидуально определено.

Главный характерный признак данного объекта состоит в том, что это индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией.

Из определения машино-места вытекает, что машино-местом как недвижимым имуществом не являются парковочные места, расположенные на земельных участках вне зданий, сооружений, помещений. Такие объекты самостоятельными не являются, и зарегистрировать право в ЕГРН на такие парковочные места не удастся.

Таким образом, если границы машино-места описаны в соответствии с законодательством о государственном кадастровом учете (то есть объект поставлен на кадастровый учет), тогда оно может быть оформлено в установленном порядке в собственность как объект недвижимого имущества.

Приказ Минэкономразвития России от 07.12.2016 N 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места» определяет:

1) минимально допустимые размеры машино-места — 5,3 x 2,5 м;
2) максимально допустимые размеры машино-места — 6,2 x 3,6 м.

Границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами) (п. 6.2 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Регистрация права на машино-место, распоряжение машино-местом

Поскольку машино-место признается отдельным объектом гражданско-правового оборота, право собственности на него подлежит государственной регистрации, оно может быть предметом договора купли-продажи, может сдаваться в аренду, передаваться в наследство, быть объектом залога и т.д.

Так как машино-место является объектом недвижимого имущества, то распоряжение им осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренном для сделок с недвижимым имуществом. В частности, в соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *