Медицинская лицензия

Согласно пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В соответствии с Законом № 99-ФЗ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, которым утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее — Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Содержание

Лицензирующие органы

Лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие органы (п. 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности):

  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор);
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Конкретный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий лицензирование медицинской деятельности, определяется в нормативно-правовых актах субъектов РФ, и в каждом субъекте он различен. Например, такими органами являются:

  • в г. Москве — Департамент здравоохранения г. Москвы (п. 4.3.1 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 № 425-ПП);
  • в Московской области — Министерство здравоохранения Московской области (п. 12.5 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 № 790/28);
  • в г. Санкт-Петербурге — Комитет по здравоохранению (п. 3.54 Положения о Комитете по здравоохранению, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 № 1673).

Лицензионные требования

Лицензионные требования — это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Лицензионные требования к соискателям медицинской лицензии перечислены в пункте 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности.

Наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений

Медицинские организации должны иметь в наличии здания, строения, сооружения и (или) помещения на праве собственности или на ином законном основании. Под иным законным основанием следует понимать, в частности, право аренды. В таком случае подтверждением права будут являться соответствующий договор аренды. Также медицинские организации могут иметь вышеназванные объекты недвижимости на праве оперативного управления, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации такого права.

Помещения должны соответствовать определённым требованиям

Во-первых, это санитарные требования, установленные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Во-вторых, требования порядков оказания медицинской помощи, которые, в частности, устанавливают стандарты оснащения помещений для оказания определенных видов медицинских услуг.

Наличие медицинских изделий

Соискатель подтверждает, что у него имеются на том или ином законном основании необходимые для осуществления заявленных работ (услуг) медицинские изделия (оборудование, аппараты, приборы, инструменты).

Право собственности на медицинские изделия подтверждается соответствующими документами договорами (договор поставки, товарная накладная, балансовая справка, иное). Медицинские изделия также могут находиться на праве аренды.

Медицинскими изделиями в соответствии с п.1 ст. 38 Закона № 323-ФЗ являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, а также специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Государственная регистрация медицинских изделий

Также соискатель лицензии должен представить сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг).

На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий». Государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.

Медицинские изделия, изготовленные по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом, государственной регистрации не подлежат.

Требования к квалификации руководящего персонала

Положением о лицензировании медицинской деятельности установлены требования к уровню образования руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности.

Следует иметь ввиду, что роль руководителя медицинской организации может выполнять на только главный врач, но и иные лица, занимающие руководящие должности согласно Приказу Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Должность Требования
  • руководитель медицинской организации,
  • заместитель руководителя медицинской организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности,
  • руководитель структурного подразделения иной организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности
  • высшее медицинское образование,
  • послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образования, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения,
  • сертификат специалиста,
  • диплом и сертификат по дополнительному профессиональному образованию по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»
руководитель структурного подразделения медицинской организации, осуществляющей медицинскую деятельность
  • высшее профессиональное образование,
  • послевузовское (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения,
  • сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
индивидуальный предприниматель
  • высшее медицинское образование,
  • послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения,
  • сертификат специалиста,
  • среднее медицинское образование и сертификата специалиста по соответствующей специальности — при намерении осуществлять доврачебную помощь

Согласно ст. 100 Закона № 323-ФЗ до 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Однако с 1 января 2016 года вступила в силу ст. 69 указанного ФЗ, в соответствии с которой сертификат специалиста заменяется на свидетельство об аккредитации медицинского работника.

Важно отметить, что законом предусмотрен переходный период, а именно, в соответствии с частью 1.1 Закона № 323-ФЗ переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, были утверждены Приказом Минздрава России от 25.02.2016 № 127н. Согласно данному акту в 2016 году этот процесс коснулся выпускников по специальностям «Стоматология» и «Фармация». С 2017 года к ним присоединились также «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Медико — профилактическое дело». К 2026 году должны быть аккредитованы все медицинские и фармацевтические работники. Отметим, что 02 февраля 2018 года Приказ № 127н утратил силу. С указанной даты действуют новые сроки и этапы аккредитации специалистов, утвержденные Приказом Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н, суть которого практически не отличается от Приказа № 127н, за исключением того, что сроки были немного сдвинуты.

При этом, сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

Требования к стажу работы по специальности для руководящих работников

Руководителям медицинских организаций, их заместителям, руководителям структурных подразделений, индивидуальным предпринимателям необходимо подтвердить для целей лицензирования стаж работы по специальности: не менее 5 лет, при наличии высшего медицинского образования. Для индивидуальных предпринимателей при наличии среднего медицинского образования требования к стажу снижены: не менее 3 лет.

Требования к наличию штатных единиц и их квалификации

Соискатель обязан подтвердить наличие заключивших с ним трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Квалификационные требования для медицинского персонала

Квалификационные требования и характеристики медицинского персонала для занятия определенных должностей установлены:

  • Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»;
  • Разделом «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н, установлены квалификационные характеристики для определенных должностей специалистов с высшим медицинским образованием.
  • Приказом Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов».

Российское законодательство предоставляет право лицам с незаконченным высшим медицинским образованием работать на должностях среднего медицинского персонала. Условия и порядок такого допуска установлены Приказом Минздрава России от 27.06.2016 № 419н.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Требования к наименованию должностей и штатному расписанию

Из-за строгости лицензионных требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, наименование должностей не может быть произвольным. На этот счет Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н утверждена «Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Наименования должностей врачей-специалистов и иных медицинских работников устанавливаются в соответствии с наименованием специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке (Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 № 176н).

Штатные нормативы медицинского и иного персонала установлены в порядках оказания медицинской помощи. Обязательными они являются только для организаций государственной сферы здравоохранения, в остальных случаях они носят рекомендательный характер.

Требование о наличии системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований для соискателей лицензии на медицинскую деятельность. К сожалению, на сегодняшний день нет точного нормативного ответа на вопрос, как должна быть организована такая система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В части 2 статьи 87 Закона № 323-ФЗ раскрыты способы реализации контроля качества и безопасности медицинской деятельности, перечислены различные способы учета и контроля деятельности медицинских учреждений, в том числе и посредством создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.

В настоящее время основным документом в здравоохранении по надзору в области контроля качества и безопасности медицинской деятельности является Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности». В данном Постановление также заявлено требование к медицинским организациям — наличие системы внутреннего контроля качества медицинской деятельности, но опять-таки точного понимания, как это сделать постановление не дает.

Особые требования к соискателям лицензии

Положение о лицензировании медицинской деятельности устанавливает также и особые лицензионные требования для соискателей лицензии, планирующих осуществлять свою деятельность в особых отраслях здравоохранения:

  • намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, — требования, установленные статьями 15 и 16 Федерального закона «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, — требования, установленные статьей 4 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, — требования, установленные статьей 60 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», касающиеся организационно-правовой формы юридического лица

Согласно статье 54 уже устаревшего Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ), Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имели лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Те редкие врачи, которые читали этот закон, просто пожимали плечами. Официальных разъяснений не было, никто не требовал предъявить врачебную лицензию, было тихо. Однако, в 2010 году глава Минздравсоцразвития Татьяна Алексеевна Голикова обозначила временной рубеж — лицензирование врачей планируется ввести к 2014-2015 годам.

Лицензирование организаций

Что такое лицензия? Лицензия — это специальное разрешение, выдаваемое уполномоченным органом, на право осуществление конкретного вида деятельности (работ, услуг и пр.)

Кто обязан иметь лицензию? Как гласит Федеральный закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. Поскольку в ходе неё возможно причинение ущерба жизни или здоровью граждан.

Согласно вышеупомянутому закону, в нашей стране лицензия оформляется только на медицинскую организацию. А медицинская организация — это либо юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель. Оформляется такая лицензия теперь, кстати, один раз и действует бессрочно.

Аккредитация врачей

С 21 ноября 2011 г. в нашей стране начал действовать новый Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Читаем статью 69:

«Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста».

Как видим, про врачебные лицензии уже никто не вспоминает. А вместо сертификата, чтобы получить допуск к работе, врач должен иметь свидетельство об аккредитации. Данное положение вступает в силу с 1 января 2016 года, после этого срока сертификаты будут упразднены.

Срок действия свидетельства об аккредитации также, как и сертификата, ограничен пятью годами. Затем процедуру аккредитации нужно будет проходить заново.

Что такое аккредитация? Аккредитация специалиста — это процедура определения соответствия готовности конкретного человека к осуществлению медицинской деятельности по определённой медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи.

Между прочим, термин «аккредитация» больше известен в дипломатии и журналистике, но не в медицине. В первом случае — это процедура назначения и принятия представителя какой-либо страны при иностранном государстве или при международной организации. Во втором случае — это процедура признания каким-либо официальным органом или какой-либо организацией права журналиста на получение определённой информации.

Зачем потребовалось заменять более удачный термин «сертификат» (документ, удостоверяющий тот или иной факт) на «аккредитацию» — не понятно. Ну да ладно.

Итак. Практикующий врач (если только он не индивидуальный предприниматель) на сегодняшний день не может и не должен иметь лицензии. Но, по сути дела, наша аккредитация есть не что иное, как лицензия на врачебную деятельность. Иными словами, свидетельство об аккредитации — это своеобразный «пропускной билет» в профессиональный круг, один из методов выбраковки дилетантов от квалифицированных специалистов. Свидетельство об аккредитации подтверждает, что её обладатель соответствует определённым образовательным стандартам, а медицинские услуги будут оказаны с должным уровнем качества.

Разве диплома не хватает?

Зачем вводить лицензированию (в нашем случае, аккредитацию) врачей? Потому что, все так делают. Шутка, конечно, но с долей правды. Многие, наверное, слышали про так называемый Болонский процесс? Это процесс по созданию единого образовательного пространства в Европе, который стартовал в 1999 году после подписания в городе Болонье (Италия) Болонской декларации.

Среди задач, которые будут способствовать гармонизации образовательных систем разных стран, значатся:

  • Взаимное признание квалификаций между странами со сравнимыми стандартами образования, что придаст высококвалифицированным кадрам мобильности (или, как считают пессимисты, будет способствовать «утечке мозгов»).
  • Обеспечение необходимого качества высшего образования, введение зачётных единиц (кредитов) для учёта учебных часов после положительной аттестации по данному учебному курсу; отражение учебной программы в приложении к диплому.
  • Развитие системы послевузовского дополнительного образования (так называемое «образование в течение всей жизни»).

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, а с 1 сентября 2009 года все российские государственные вузы перешли на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура). Хотелось бы обратить внимание, что для высшего медицинского образования в России (как и в большинстве европейских стран) оставлена традиционная одноуровневая система подготовки — специалитет.

Таким образом, в идеале когда-нибудь Болонский процесс приведёт к сопоставимости образовательных систем разных стран, возможности лёгкого пересчёта одной системы на другую. Поэтому врач, получивший образование и лицензию на практику в одной стране, сможет работать в другой, поскольку его документы будут достаточно ясно говорить об уровне его квалификации. Пока же каждый раз в чужой стране требуется заново сдавать экзамены, чтобы получить допуск к практике.

Все развитые страны имеют приблизительно одинаковую схему лицензирования (коллеги, желающие эмигрировать в США, могут узнать подробности в файле «Надо ли ехать в Америку?»).

В большинстве стран Евросоюза врачебную лицензию выдаёт министерство здравоохранения, хотя в некоторых странах существуют независимые органы лицензирования (бюро, палаты, коллегии, ассоциации врачей). Как правило, законодательно оговорены условия, при которых лицензия врача может быть временно приостановлена или окончательно аннулирована.

Предварительная подготовка

Необходима модернизация всей системы медицинского образования (среднего, высшего, последипломного). Учебный процесс в любом учебном заведении страны должен (и уже начинает) строиться на единых государственных образовательных стандартах, которые связаны с профессиональными стандартами оказания медицинской помощи.

Представители Минздрава утверждают, что новое поколение стандартов экономически обоснованно и соответствует современному уровню знаний.

  • Порядок оказания медицинской помощи представляет собой определённые требования. Например, как должны быть оснащены медицинское учреждение, кабинет или машина Скорой помощи; сколько человек должны работать в том или ином подразделении, как норма нагрузки и т.д.
  • Стандарт включает в себя необходимые медицинские манипуляции, применение конкретных лекарств, возможность оперативного вмешательства и другие методы лечения.

Если раньше стандарты лечения больных носили рекомендательный характер, то с 1 января 2013 года порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи становятся обязательными для исполнения и едиными на всей территории страны. Тем самым населению гарантируется равнодоступная качественная медицинская помощь «от Москвы до самых до окраин».

Причём, с 1 января 2015 года вводится обязательная экспертиза качества медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования. Критерии оценки формируются на основании соответствующих порядков и стандартов. Эксперты оценят своевременность оказания медицинской помощи, правильности выбора методов диагностики и лечения, степень достижения запланированного результата.

Интернатура (как 7-й год обучения) ликвидируется с 1 сентября 2017 года. На шестом курсе студенты будут работать под присмотром своих преподавателей и старших врачей, а после окончания вуза выпускники будут допущены к практической деятельности в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, как правило амбулаторно-поликлинического типа, в качестве терапевта, педиатра, хирурга, стоматолога и др.

Напротив, клиническая ординатура получает дальнейшее развитие. Она будет ранжироваться по срокам в зависимости от сложности приобретения навыков по конкретной медицинской специальности (1-2 года по терапевтическим и до 3-5 лет по хирургическим).

Министерство планирует создать единую базу данных (регистр специалистов), в которую будут включены все специалисты с высшим и средним медицинским образованием, независимо от статуса медицинского учреждения, в котором они работают. Часть информации (например, полученное образование, пройденные курсы усовершенствования и пр.) будет находиться в свободном доступе, что важно для реализации права пациентов на выбор лечащего врача.

Таким образом, внедрение аккредитации медицинских специалистов станет финальным этапом реформирования медицинского образования.

Про аттестацию

Сама работа по обязательным стандартам не предполагает наличия у врачей разной квалификации. Для страховой компании не важно, кто выполнил предписания стандарта — врач высшей категории или вообще без категории. Главное, что у него есть аккредитация на оказание данного вида медицинской помощи. А выплата денег будет зависеть от того, насколько полно и правильно выполнен утверждённый стандарт оказания медицинской помощи (иными словами от качества работы).

Однако, возможно, что квалификационная категория послужит основой для рейтинговой оценки персонального вклада каждого медицинского работника в результат работы медицинского учреждения. Не исключено, что в будущем аттестаций станут заниматься профессиональные медицинские организации, в то время как процесс аккредитации будет прерогативой только государства.

Но в любом случае, уверен, что аттестация на ту или иную квалификационную категорию будет существовать до тех пор, пока сохраняется её связь с зарплатой. Как только эта ниточка порвётся, желающих, доказывать, что они умеют преодолевать барьеры, не окажется.

Актом, удостоверяющим право организации или предпринимателя оказывать медицинские услуги на бесплатной или платной основе, является медицинская лицензия. Обязательное ее получение государственными учреждениями здравоохранения и платной клиникой — это требование законодательства, регулирующего бесплатные и платные медицинские услуги.

Потенциальный пациент для того, чтобы быть уверенным в квалифицированной медицинской помощи, должен обращаться в клинику, имеющую этот документ. Но до этого ему следует проверить медицинскую лицензию. Для того чтобы ее проверить, надо знать, какие органы выдают такие лицензии.

Лицензирующие органы входят в состав федеральных, республиканских, муниципальных органов власти. К ним относятся:

  • федеральные, региональные, муниципальные контрольные службы, осуществляющие надзор в области здравоохранения;
  • органы, уполномоченные исполнительной властью республик, краев, областей России, в подчинении которых медицинские и другие организации, находящиеся в муниципальной собственности.
  • Федеральная служба по надзору в области здравоохранения и ее территориальные отделения являются лицензирующими органами. Получать лицензию следует в том территориальном органе, где находится клиника. Никакие иные организации и учреждения (кроме перечисленные выше) не должны выдавать такой документ.

    Для того чтобы проверить медицинскую лицензию на достоверность, прежде всего следует проверить какой орган ее выдал.

    Законодательное регламентирование лицензирования медицинской деятельности

    Правила выдачи лицензий, виды разрешенной деятельности, сроки действия установлены федеральными законами, постановлениями федерального правительства и правительств субъектов РФ, приказами Минздрава России.

    Тому, кто хочет более углубленно проверить действие медицинской лицензии, можно ознакомиться предварительно с законодательными актами, регулирующими эту деятельность.

    Вышеперечисленными законодательными и нормативными актами определен порядок работы частных клиник и медицинских организаций, который исключает нанесения вреда жизни и здоровью пациентов.

    Виды деятельности медучреждений, для которых получение лицензии обязательно

    Государственные и частные клиники, оказывающие:

  • неотложную (первую), высокотехнологичную (специализированную), паллиативную медпомощь;
  • осуществляющие медицинские освидетельствования, осмотры, экспертизы, профилактику;
  • санаторно-курортное оздоровление;
  • трансплантацию органов и тканей, заготовку, сохранение крови (и ее компонентов) ;
  • массаж, мануальные процедуры, прокалывание мочки ушей, осуществляющие пирсинг и нанесение перманентного макияжа, тату.
  • Все они обязаны лицензировать свою деятельность. Проверить медицинскую лицензию нельзя без того, чтобы не проверить виды разрешенной деятельности, перечисленные в ней.

    Необходимо обратить внимание на то, что многие организации, оказывающие услуги по прокалыванию ушей, нанесению татуировок, пирсинга, массажа не имеют медицинских лицензий. Руководители в свое оправдание заявляют о том, что это косметические услуги. Это прямое нарушение лицензионной деятельности. При получении подобных процедур в целях исключения возможного вреда здоровью (а иногда и жизни) следует заранее узнать, где проверить медицинскую лицензию.

    Организации и граждане, которые имеют право получить медицинскую лицензию

    Лицензию могут получить медицинские организации и предприниматели, которые в соответствии с Уставом осуществляют медицинскую деятельность (в качестве основной). Руководители, их заместители и сотрудники частных и государственных клиник должны иметь соответствующее медицинское образование (высшее, среднее, дополнительное), регулярно повышать свою квалификацию как минимум 1 раз в 5 лет. В частных клиниках необходимый медицинский стаж по специальности для врачей 5 лет, для среднего медицинского персонала 3 года. Обязательно наличие сертификата медика, специализация которого «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Такое же требование распространяется на индивидуальных предпринимателей. В медицинской организации должен быть налажен внутренний контроль безопасности оказываемых услуг. Чтобы убедиться в наличии соответствующей квалификации частнопрактикующего доктора достаточно проверить медицинскую лицензию.

    Место оказания медицинских услуг

    Организация (предприниматель) должны иметь помещение, в котором он осуществляет медицинскую деятельность. Это помещение должно быть оснащено соответствующим оборудованием, приборами, инструментами, аппаратами, другими медицинскими средствами, необходимы для осуществления медицинской деятельности (в соответствии с табелем оснащения).

    Обратившись в платную клинику, пациенту обязательно следует проверить лицензию медицинской организации на предмет того, соответствует ли адрес клиники, адресу в лицензии. Если адрес не соответствует тому, что указан в лицензии, то в этом помещении оказывать медицинскую помощь нельзя.

    Срок действия медицинской лицензии

    В том случае, когда заявитель предоставил в лицензионный орган все необходимые документы и при этом соответствует всем предъявляемым требованиям, лицензионный орган выдает медицинскую лицензию. Действие ее бессрочно. Но она в определенных случаях может быть и отозвана. В данном случае деятельность по оказанию медицинских услуг приостанавливается до решения вопроса о выдаче новой лицензии или возобновлении старой.

    Основания для лишения медицинской лицензии

    Отзыв лицензии может быть из-за выявленных нарушений при плановой проверке или проверке по жалобе пациента. Последствия этих нарушений должны нанести существенный вред больному. Например, значительное ухудшение здоровья пациента (или нескольких пациентов), угроза жизни больного.

    Сведения, содержащиеся в лицензии на медицинские услуги

    Это серия и номер лицензии, лицензионный орган, выдавший ее, дата выдачи, лицензируемый вид деятельности, разрешенные виды услуг, наименование организации, которой выдана, основной государственный регистрационный и идентификационный номер. В приложении подробный перечень услуг, адрес, срок действия лицензии, лицензирующий орган, подпись должностного лица.

    Реестр

    В соответствии с Положением о лицензировании, лицензирующая организация ведет реестр выданных лицензий. В него заносятся данные организаций:

  • получивших лицензию;
  • получивших отказ;
  • переоформивших лицензию;
  • у которых действие лицензии прекращено или приостановлено;
  • у которых действие лицензии возобновлено;
  • получивших копию или дубликат.
  • В реестре содержатся данные о названии организации, ее адресе, номере и серии, дате выдачи. В реестре всегда есть возможность проверить медицинскую лицензию по номеру.

    Информация о выданных лицензиях в интернете

    Реестр медицинских лицензий имеется на сайте федерального лицензирующего органа — Федеральной службы по надзору в области здравоохранения, на сайтах территориальных отделений в регионах России, на портале Госуслуг.

    Одно из требований к лицензированным медучреждениям и организациям размещение на стенде полной информации о полученной лицензии. Она должна быть размещена в помещении клиники в общедоступном месте, чтобы любой человек мог с этой информацией ознакомиться.

    Чтобы проверить номер лицензии медицинского учреждения, надо зайти на сайт лицензирующего органа, перейти по ссылке «Единый реестр лицензий». В появившейся строке для поиска ввести серию и номер или любые данные учреждения (например, ИНН или ОГРН). После этих действий появится результат поиска. Аналогичный алгоритм действий и на портале Госуслуг.

    Add a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *