Место реализации услуг по НДС

При реализации товаров (работ, услуг) НДС нужно платить, только если реализация произошла на территории России. При реализации товаров (работ, услуг) за пределами России (на территории иностранного государства) налог не платите. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Правила определения места реализации приведены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ. В законодательстве установлен различный порядок определения места реализации товаров и места реализации работ (услуг).

Содержание

Реализация товаров

По общему правилу товары считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из условий:

  • товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) и при реализации не перемещается (подп. 1 п. 1 ст. 147 НК РФ);
  • в момент отгрузки и транспортировки товар находится в России (на территориях под ее юрисдикцией) (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ).

Исключением из этого правила является определение места реализации углеводородного сырья, добытого на морских месторождениях. Углеводородное сырье, а также продукты его передела (например, стабильный конденсат, сжиженный природный газ) считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

  • товар находится либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря и при этом не отгружается и не транспортируется (подп. 1 п. 2 ст. 147 НК РФ);
  • товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря (подп. 2 п. 2 ст. 147 НК РФ).

Ситуация: как установить момент отгрузки товаров при определении места их реализации для расчета НДС?

Момент отгрузки товаров устанавливайте по дате, указанной в первом отгрузочном документе (в документе, подтверждающем выполнение продавцом обязанности по передаче товара). Например, по дате составления:

  • товарной накладной по форме № ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132;
  • товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, и т. д.

Такой вывод следует из статьи 458 Гражданского кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-07-13/1/26980, от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/473, от 30 августа 2012 г. № 03-07-15/1/20.

Если не выполняется ни одно из указанных условий, то НДС с реализации товаров не платите. В частности, не платите налог:

  • при продаже здания или транспортного средства, находящегося на территории иностранного государства (письмо Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-07-08/278);
  • при продаже товаров, приобретенных в одном иностранном государстве и перемещаемых транзитом через Россию на территорию другого иностранного государства (письма Минфина России от 12 октября 2012 г. № 03-07-13/01-49, от 25 сентября 2012 г. № 03-07-15/125).

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Организация продает здание

АО «Альфа» заключило с ООО «Торговая фирма «Гермес»» договор на продажу принадлежащего ей здания, которое находится на территории Украины.

И «Альфа», и «Гермес» являются российскими организациями. Местом заключения договора на продажу здания является г. Москва.

Поскольку здание находится на территории Украины, то местом его реализации независимо от прочих условий Россия не считается. Поэтому бухгалтер «Альфы» по этой операции НДС не начислил.

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Организация продает товар, приобретенный в одном иностранном государстве и перемещаемый транзитом через Россию на территорию другого иностранного государства

ООО «Торговая фирма «Гермес»» приобрело в Китае товары для последующей их перепродажи в Польше. Перевозка указанного товара осуществляется транзитом через территорию России.

Так как товары в момент отгрузки находятся на территории Китая, то местом их реализации Россия не является. Поэтому бухгалтер «Гермеса» НДС по этой операции не начислил.

Установленный порядок определения места реализации товаров должны применять как российские, так и иностранные организации, реализующие товары в России.

Иностранные организации, вставшие на учет в налоговой инспекции, налог платят самостоятельно. Это следует из положений пункта 1 статьи 143, статьи 83, пункта 7 статьи 174 Налогового кодекса РФ и пункта 4 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н. Если же они не состоят в России на налоговом учете, НДС за них перечисляют организации, выступающие налоговыми агентами:

  • при покупке у них товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации в России их товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании агентских договоров, договоров поручения или комиссии (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Пример определения места реализации товара для расчета НДС. Иностранная организация реализует товары в России

АО «Альфа» приобрело деревообрабатывающий станок у польской организации, которая не имеет постоянных представительств в России. Станок отгружается со склада г. Москвы, на который ранее он был ввезен польской организацией для хранения. Поскольку в начале отгрузки станок находится на территории России, данная операция облагается НДС.

Так как польская организация не состоит на учете в налоговой инспекции, то при сотрудничестве с ней «Альфа» выступает в качестве налогового агента по НДС.

В июне «Альфа» перечислила польской организации денежные средства за приобретение станка. Сумму налога бухгалтер «Альфы» перечислил в бюджет.

Ситуация: нужно ли начислять НДС при реализации товаров, которые отгружаются транзитом со склада иностранного поставщика? Российская организация приобретает товары за границей, растаможивает их и продает на внутреннем рынке. Право собственности на товары переходит к российскому покупателю на дату таможенного оформления.

Да, нужно.

В рассматриваемой ситуации российская организация совершает две операции, каждая из которых является самостоятельным объектом налогообложения.

Первая – это ввоз в Россию импортных товаров, собственником которых российская организация стала за границей (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). В ходе этой операции:

  • товары проходят таможенное оформление в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления (ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза);

Вторая операция – это реализация товаров российскому покупателю. Такая операция облагается НДС, если товары в момент начала отгрузки и транспортировки находились на территории России (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). Применяя эту норму, учитывайте, что в данном случае началом отгрузки (транспортировки) товаров российскому покупателю является не дата их вывоза со склада иностранного поставщика, а дата передачи, предусмотренная договором. Ведь с момента отгрузки товаров с иностранного склада и до момента таможенного оформления их собственником остается импортер. Передать эти товары покупателю импортер может только после растаможивания. То есть после того, как товары были фактически ввезены в Россию. А раз передача товаров российскому покупателю происходит на территории России, то нужно начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом неважно, что товары отгружаются покупателю транзитом из-за границы, минуя склад импортера, – способ доставки в данном случае значения не имеет.

Такой же порядок действует, если российская организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза. Единственное отличие: поскольку таможенных границ между странами – участницами Таможенного союза нет, при ввозе товаров российский импортер платит НДС не на таможне, а через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 договора о Евразийском экономическом союзе, п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Реализация работ или услуг

В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):

  • по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
  • по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
  • по месту деятельности покупателя работ (услуг);
  • по месту фактического оказания услуг.

При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.

По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):

  • российской организацией;
  • предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
  • представительством иностранной организации, находящимся в России.

Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).

Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России. Здесь отметим, что работы, непосредственно связанные со зданиями российских посольств, контролеры считают реализованными за пределами России. Хоть и формально земля российского посольства это территория России (письмо Минфина России от 9 октября 2015 г. № 03-07-08/58001).

Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. При этом местонахождением считается тот адрес, по которому организация зарегистрирована в России.

Когда же организация в России не зарегистрирована, местом реализации будет считаться адрес:

  • прописанный в учредительных документах;
  • по которому находится управление организации или ее исполнительный орган;
  • по которому находится постоянное представительство, если работы (услуги) были приобретены через него.

То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России. Например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России.

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России.

Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице.

Пример определения места реализации услуг для расчета НДС. Организация оказывает посреднические услуги по реализации товара за рубежом

ООО «Торговая фирма «Гермес»» (комиссионер) по поручению и за счет АО «Альфа» от своего имени покупает товар за рубежом и за рубежом же его продает без ввоза в Россию.

Место реализации посреднических услуг по продаже товаров определяется местонахождением продавца (комиссионера). Поскольку «Гермес» является российской организацией, то местом реализации указанных услуг признается Россия. Поэтому бухгалтер «Гермеса» начислил НДС с суммы комиссионного вознаграждения.

Пример определения места реализации работ для расчета НДС. Организация выполняет монтаж оборудования за рубежом

АО «Альфа» заключило с иностранной организацией договор на монтаж оборудования, находящегося за рубежом.

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом, определяется его местонахождением. Так как оборудование находится за рубежом, то место оказания монтажных работ не является территорией России. Поэтому бухгалтер «Альфы» с вознаграждения за проведение монтажных работ НДС в бюджет не заплатил.

Ситуация: нужно ли начислять НДС на стоимость услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов по территории Казахстана? Российская организация передает вагоны другой российской организации на основании договора о возмездном оказании услуг.

Да, нужно. НДС начислите по ставке 18 процентов.

В рассматриваемой ситуации объект обложения НДС возникает, поскольку реализация работ (услуг) происходит на территории России. То есть выполняется условие пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Почему местом реализации считается Россия? Объясним. Поскольку сторонами сделки являются российские организации, руководствоваться нужно нормами статьи 148 Налогового кодекса РФ. Там написано общее правило: местом реализации услуг считается место деятельности исполнителя. В рассматриваемом случае это именно Россия.

Да, есть ряд исключений, поименованных в подпунктах 1–4.1, 4.3 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ. Но услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава (локомотивов, вагонов и др.) для перевозки грузов по территории Казахстана там не названы. Поэтому действует общее правило.

Ставку налога применяйте тоже общую – 18 процентов. Никакие другие – ни нулевая, ни 10-процентная, ни расчетные (10/110 и 18/118) – для услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава не предусмотрены.

Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 29 января 2015 г. № 03-07-08/3285.

Совет: если вы готовы спорить с налоговыми инспекторами, то можете не начислять НДС на стоимость услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава другой российской организации для перевозки грузов по территории Казахстана. В споре помогут следующие аргументы.

В рассматриваемой ситуации реализация услуг происходит все же за пределами России, а не на ее территории. И вот чем это объясняется.

Услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов можно считать услугами, непосредственно связанными с самой перевозкой. Такой вывод следует из положений законодательства о железнодорожном транспорте в России.

А именно: организации, которые оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов (собственных, арендованных, полученных в лизинг и т. д.) для перевозки грузов, являются операторами железнодорожного подвижного состава. Они принимают непосредственное участие в перевозочном процессе. Это прямо следует из норм пункта 1 статьи 2 Закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. № 626.

В Минфине России не спорят с тем, что можно руководствоваться этими отраслевыми правилами, поскольку в Налоговом кодексе РФ четких критериев нет (письмо Минфина России от 15 августа 2014 г. № 03-07-08/40910).

Раз речь идет об услугах, связанных с перевозкой и транспортировкой, то для российского исполнителя местом их реализации будет считаться Россия, только если пункт отправления груза (погрузки) и (или) пункт разгрузки находятся на ее территории (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). В рассматриваемой же ситуации это условие не выполняется – вагоны подают и разгружают на территории Казахстана.

Значит, услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава считаются оказанными за пределами России (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). Поэтому и начислять НДС на их стоимость не нужно (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Правомерность такого подхода подтверждают некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Московского округа от 17 июня 2011 г. № КА-А40/5570-11). А раньше аналогичную точку зрения высказывали и представители Минфина России (письмо от 3 ноября 2011 г. № 03-07-08/305).

В защиту своей позиции можно привести и еще один аргумент. Услуги по предоставлению вагонов – это составная часть деятельности по организации перевозок, которой занимаются операторы подвижного состава. Такая же, как, например, транспортно-экспедиционные услуги, которые тоже могут оказывать операторы. Об этом сказано в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. № 626.

Вспомогательные работы, услуги

В законодательстве установлен особый порядок определения места реализации вспомогательных работ (услуг). Место реализации вспомогательных работ (услуг) определяйте по месту реализации основных работ (услуг). То есть если место реализации основных работ (услуг) – Россия, то и местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также Россия. Если же основные работы (услуги) были реализованы за рубежом, то местом реализации вспомогательных работ (услуг) является также иностранное государство.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: когда работы (услуги) считаются вспомогательными в целях расчета НДС?

Этот вопрос в каждом случае будет решаться в зависимости от ситуации. В законодательстве не установлены критерии отнесения работ (услуг) к основным или вспомогательным.

Вместе с тем, в своих разъяснениях Минфин России обобщил основные признаки вспомогательных работ (услуг). Работы (услуги) можно считать вспомогательными, если:

  • и основные, и вспомогательные работы (услуги) осуществляются одной и той же организацией;
  • заказчик (покупатель) и основных, и вспомогательных работ (услуг) один и тот же;
  • вспомогательные работы (услуги) выполняются по тому же договору, что и основные, и неотделимы от основных.

При сотрудничестве с иностранной организацией лучше в тексте договора обозначить, какие работы (услуги) имеют самостоятельный характер, а какие работы (услуги) являются вспомогательными по отношению к ним. Так вы внесете ясность по этому вопросу, что поможет избежать споров с проверяющими.

Продолжение >>

Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС

Правильное определение места реализации товаров и оказания услуг важно как для иностранной, так и для российской организации. По сути, определение места реализации сводится к ответу на вопрос: признается ли местом реализации Российская Федерация, т. е. облагаются ли полученная выручка налогом на добавленную стоимость по законодательству России, и если да, то возникают ли у одной из сторон функции налогового агента.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров, (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Таким образом, если реализация осуществлена на территории иностранного государства, объекта обложения НДС по законодательству России не возникает. Однако это не означает, что налога на добавленную стоимость можно избежать. Если Российская организация реализовала товар, работу или услугу на территории государства, в котором есть такой налог, как налог на добавленную стоимость, ей придется заплатить этот налог по закону этой страны и по ставке этой страны.

Если по контракту поставщиком товаров, работ или услуг является иностранный контрагент, то он же будет являться и налогоплательщиком. Но данная ситуация также не может быть безразлична российской организации. Если иностранец является налогоплательщиком по законодательству России и не состоит на учете в российских налоговых органах, то российская организация является налоговым агентом, т. е. именно российская организация должна будете рассчитать, удержать и уплатить НДС за иностранную компанию в российский бюджет. Причем предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и на уплате единого налога на вмененный доход, а также организации, освобожденные от обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, не освобождаются от обязанностей налогового агента.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статья 11 НК РФ устанавливает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Налоговый кодекс РФ не определяет значение термина «территория Российской Федерации», поэтому, следует обратиться к иным отраслям права. Так, статья 67 Конституции РФ указывает, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. При этом территориальным морем признается примыкающий к. сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Место реализации товаров

Согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Другими словами, не имеет значения, кто покупатель и кто продавец товара, какая из сторон осуществляет доставку товара, важна принадлежность территории, с которой отгружается товар. Поэтому, если иностранная компания со склада, расположенного вне территории Российской Федерации, отгружает для российской компании товар, местом реализации товара для целей уплаты НДС признается иностранное государство.

В то же время, если одна иностранная компания через свое постоянное представительство со склада в Москве реализует товар представительству другой иностранной компании, расположенной в Екатеринбурге, местом такой реализации признается Российская Федерация (несмотря на то, что покупатель и продавец иностранные компании).

Место реализации работ, услуг

При определении места реализации работ, услуг необходимо руководствоваться ст. 148 НК РФ, в которой критерии определения места реализации работ, услуг условно можно разделить на четыре группы:

  • по месту нахождения имущества, с которым связаны работы, услуги;
  • по месту фактического оказания услуг;
  • по месту деятельности покупателя услуг;
  • по месту деятельности исполнителя работ, услуг.

Местом деятельности организации (покупателя или исполнителя) считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены, услуги оказаны через это постоянное представительство) (п. 2 ст. 148 НК РФ).

Согласно НК РФ при определении места реализации работ, услуг, главным является место деятельности организации, выполняющей работы, оказывающей услуги. Кроме того, если работы или услуги носят вспомогательный характер, то место их реализации определяется по месту реализации основных работ и услуг (п. 3 ст. 148 НК РФ).

Из этих общих правил есть исключения, которые приведены в подп. 1 -4 п. 1 ст. 148 НК РФ и отражены в таблице.

Следует учитывать, что Гражданский кодекс РФ относит к недвижимым вещам земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Основными вопросами, которые необходимо решить на практике при определении места реализации работ или услуг, являются следующие:

• необходимо убедиться, что оказываемый вид деятельности не относится к перечисленным в подп. 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ;

• в случае если оказываемая услуга или выполняемая работа поименована в одном из специальных правил, перечисленных в п. 1-4 ст. 148 НК, определить место ее реализации в соответствии с данным специальным правилом; в противном случае правильно определить место деятельности налогоплательщика, который выполняет работы (оказывает услуги).

Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) являются:

• контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

• документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг):

— акт о выполнении работ, оказании услуг;

— акт передачи в аренду (лизинг) имущества;

— сертификат, диплом и т.п. при оказании образовательных услуг;

— экземпляры печатных изданий с образцами размещенной рекламы и др.

Исполнение обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны самостоятельно определить налоговую базу, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно при совершении каждой такой операции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Помимо общих мер ответственности, которые распространяются не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов, например, за непредставление документов (ст. 126 НК РФ), в НК РФ есть специальная статья, посвященная ответственности налогового агента (ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов»). Согласно этой статье неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Если в контракте указана только сумма контракта и нет никакого упоминания об НДС, то в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ исчисление налога производится по формуле

НДС = Сумма контракта х 18/118.

Однако на практике встречается и другой вариант. В контракте указывается сумма контракта с формулировкой «без учета НДС». Если операции по такому контракту не подлежат в Российской Федерации обложению НДС, то проблем не возникает. Если же операции по данному контракту подлежат обложению НДС в Российской Федерации, то в контракте отражается сумма реализации без учета НДС, т. е. отсутствует налоговая база для исчисления НДС. Формула для определения суммы налога следующая:

НДС = Сумма контракта х 18%.

Налоговый агент должен перечислить удержанную у иностранной организации сумму НДС по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).

Особые сроки для перечисления удержанного НДС в бюджет установлены НК РФ только для случаев приобретения у нерезидента РФ работ или услуг. Тогда перечисление налога в бюджет производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу. Кроме того, банки обязаны не принимать к исполнению платежные поручения по перечислению дохода нерезиденту без платежного поручения на перечисление НДС с этих доходов в бюджет.

При покупке налоговым агентом товара, местом реализации которого признается РФ, удержанный НДС у иностранного контрагента нужно перечислить в бюджет в сроки, установленные для уплаты НДС налогоплательщиками, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором осуществлена сделка (п. 1 ст. 174 НК РФ, Письмо УФНЕ по г. Москве от 12 апреля 2007 г. № 19-11 /033709).

Условия для принятия у налогового агента уплаченных сумм НДС к вычету

Принятие налоговым агентом к вычету сумм НДС, удержанных им у иностранного поставщика, может считаться правомерным при обязательном соблюдении трех условий:

  • вышеуказанные суммы НДС фактически перечислены в бюджет;
  • стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • данные товары (работы, услуги) приняты организацией к учету (товары получены, работы и услуги приняты по акту или другим надлежащим образом).

Особенности заполнения декларации по НДС налоговым агентом.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ, налоговые агенты представляют в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом, указывается им в разделе 2 Налоговой декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Данный раздел заполняется налоговым агентом отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Сумма НДС, подлежащая вычету покупателем — налоговым агентом, отражается по строке 310 раздела 3 Налоговой декларации по НДС.

Если налоговый агент в налоговом периоде осуществляет исключительно операции, предусмотренные ст. 161 НК РФ, или он освобожден от обязанностей плательщика НДС, им заполняются только титульный лист и разделы 1 и 2 декларации. При этом в случае отсутствия показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки.

Работы (услуги) облагаются НДС, если их реализация происходит на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В этой статье мы продемонстрируем подход, которым нужно руководствоваться при установлении места реализации работ (услуг), и проиллюстрируем его конкретными примерами.

Вопрос о месте реализации работ (услуг) возникает, когда они приобретаются у иностранной компании или когда российская организация выполняет работы (оказывает услуги) иностранному лицу.

Место реализации работ (услуг) определяется в порядке, установленном ст. 148 НК РФ. Этой нормой предусмотрены отдельные правила для:

  • работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым и движимым имуществом;

  • услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

  • услуг (работ), указанных в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации которых зависит от места осуществления деятельности покупателем;

  • услуг по перевозке и транспортировке, а также непосредственно связанных с ними работ (услуг);

  • прочих услуг.

Таким образом, для того чтобы понять, является ли местом реализации работы (услуги) территория Российской Федерации, нужно определить, к какому виду работ (услуг) из числа перечисленных в ст. 148 НК РФ она относится. Рассмотрим, на основании каких критериев это нужно делать.

Работы (услуги), связанные с движимым или недвижимым имуществом

В статье 148 НК РФ сказано, что к работам (услугам), непосредственно связанным с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), относятся, в частности, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде. А к работам, непосредственно связанным с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, — монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.

По вышеперечисленным работам (услугам) важно расположение имущества, с которым они связаны. Если оно находится за пределами РФ, местом выполнения работ (оказания услуг) территория РФ не признается (подп. 1 и 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). В этом случае работы (услуги) НДС не облагаются.

Обратите внимание: имущество, находящееся на земельном участке иностранного государства, переданном РФ во временное пользование, считается находящимся за пределами РФ. Дело в том, что передача земельного участка, расположенного на территории иностранного государства, во временное пользование РФ не изменяет территориальной принадлежности такого участка (письмо Минфина России от 30.10.2014 № 03-07-08/54944).

Если имущество расположено в России, местом реализации работ (услуг) считается территория РФ (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ) и работы (услуги) подлежат обложению НДС.

Принадлежность имущества российской компании или иностранной организации для решения вопроса с местом реализации работ (услуг) не имеет никакого значения. В письме от 01.02.2019 № СД-4-3/1723@ ФНС России разъяснила, что местом реализации строительных работ (работ по реконструкции, капитальному ремонту), выполняемых российской организацией — исполнителем по государственному контракту на территории иностранного государства, Россия не признается независимо от того, кому принадлежит право собственности на объекты недвижимого имущества.

Приведем конкретные примеры определения места реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом. Так, местом реализации будет территория РФ при оказании (выполнении):

услуг по техническому надзору и монтажу оборудования на морских судах на территории РФ. Основание — подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ (письмо Минфина России от 12.07.2017 № 03-07-08/44239);

услуг по сдаче в субаренду недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Крым, оказываемых иностранной компанией российской организации. Основание — подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ и п. 2 ст. 615 ГК РФ, согласно которому к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды (письмо Минфина России от 18.11.2016 № 03-07-08/67984);

работ по ремонту и техническому обслуживанию на территории РФ судов смешанного (река-море) плавания, принадлежащих иностранным судовладельцам. Основание — подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ (письмо Минфина России от 19.09.2012 № 03-07-08/272).

Местом реализации не является территория РФ при оказании (выполнении):

  • услуг по предпродажной подготовке товаров, находящихся на территории иностранного государства. Основание — подп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ (письмо Минфина России от 20.03.2015 № 03-07-08/15498);

  • строительных работ, выполняемых российскими организациями, на объектах недвижимости, находящихся в иностранном государстве на земельном участке, переданном во временное пользование РФ. Основание — подп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ (письмо Минфина России от 30.10.2014 № 03-07-08/54944).

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физкультуры, туризма, отдыха и спорта

Место реализации таких услуг зависит от места их фактического оказания. Если они оказываются в России, местом реализации является территория РФ (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ) и услуги подлежат обложению НДС. Если же услуги оказываются за границей, местом их реализации территория РФ не признается (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Соответственно, такие услуги НДС не облагаются.

Так, при выездном туризме услуги по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию, включенные в стоимость туристского продукта, оказываются за пределами РФ. Поэтому местом реализации этих услуг территория РФ не является (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). А местом реализации остальных услуг, включенных в туристский продукт (например, страховка, авиабилеты, визовая поддержка), считается Россия, так как они оказываются на ее территории. Основание — подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ (письма Минфина России от 24.10.2017 № 03-07-08/69685, от 30.05.2017 № 03-07-08/33100).

Место реализации услуг по проведению выставок в сфере культуры и искусства определяется по месту фактического проведения выставок (письма Минфина России от 04.07.2016 № 03-07-08/38984, от 24.06.2013 № 03-07-08/23692). Если выставка проходит в России, местом реализации услуг по проведению выставки будет территория РФ (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Местом реализации услуг по показу на территории России спектаклей, оказываемых иностранными театральными коллективами, на основании подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория РФ (письмо Минфина России от 17.08.2015 № 03-07-08/47399).

Услуги (работы), указанные в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ

В подпункте 4 п. 1 ст. 148 НК РФ названы:

  • услуги по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

  • услуги (работы) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации;

  • консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги;

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

  • услуги по предоставлению труда работников (персонала) в случае, если работники работают в месте деятельности покупателя услуг;

  • сдача в аренду движимого имущества (за исключением сдачи в аренду авиационных двигателей и прочего авиационно-технического имущества, если в соответствии с законодательством иностранного государства местом реализации таких услуг признается территория такого иностранного государства) и сдача в аренду наземных автотранспортных средств;

  • услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;

  • передача единиц сокращения выбросов (прав на единицы сокращения выбросов), полученных в рамках реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в соответствии со ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Место реализации этих услуг (работ) определяется по месту осуществления деятельности покупателя.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ, когда он фактически присутствует в России. Факт присутствия устанавливается на основании государственной регистрации. А если государственная регистрация в России отсутствует — по месту, указанному в учредительных документах, месту управления организации, месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, месту нахождения постоянного представительства, месту жительства физического лица. При оказании физическому лицу услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом осуществления деятельности покупателя признается территория РФ в случае, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • местом жительства покупателя является Россия;

  • банк, через который происходит оплата услуг, находится в России;

  • сетевой адрес покупателя зарегистрирован в России;

  • код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен России.

Обратите внимание: если иностранная компания — покупатель услуг, перечисленных в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, состоит на налоговом учете в России в связи с оказанием услуг в электронной форме, это не означает, что местом осуществления ее деятельности является территория РФ. Так, в письме от 17.05.2019 № 03-07-08/35644 Минфин России рассмотрел ситуацию, когда российская организация оказывает иностранной компании консультационные и юридические услуги. Иностранная компания — покупатель состоит на налоговом учете в России в связи с оказанием услуг в электронной форме. Специалисты финансового ведомства указали, что поскольку покупателем является иностранная компания, местом реализации консультационных и юридических услуг территория РФ не признается независимо от постановки на налоговый учет этой иностранной компании в связи с оказанием услуг в электронной форме. К аналогичному выводу пришли финансисты и в письме от 26.04.2019 № 03-07-08/31287 при рассмотрении ситуации, когда российская организация разрабатывает программы для иностранной компании, состоящей на налоговом учете в России в связи с оказанием услуг в электронной форме.

Приведем несколько примеров, когда местом реализации услуг в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ является территория РФ:

российская организация приобретает у иностранной компании право использования информации (о рыночных котировках на иностранной бирже, о ценных бумагах иностранных эмитентов) посредством доступа к ней через информационно-телекоммуникационную сеть (письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@);

  • иностранная компания предоставляет российской организации через посредника на основании сублицензионного договора права на использование программ для ЭВМ (письмо Минфина России от 23.05.2019 № 03-07-14/37324);

  • иностранная компания по лицензионному договору передает российской организации исключительные права на использование фонограмм, произведений и аудиовизуальных произведений (письмо Минфина России от 08.04.2019 № 03-07-08/24658);

  • иностранная компания оказывает российской организации услуги по организации выставки на территории иностранного государства с целью рекламирования продукции (письмо Минфина России от 04.02.2019 № 03-07-08/6184).

Территория РФ не является местом реализации услуг:

  • при оказании российской организацией иностранной компании маркетинговых услуг (письмо Минфина России от 14.03.2019 № 03-07-08/16762);

  • при сдаче в аренду иностранной организации пассажирских вагонов, используемых в перевозках, в том числе по территории РФ (письмо Минфина России от 24.12.2018 № 03-07-08/93828);

  • при оказании иностранной организации услуг по разработке программного обеспечения (видеоигр) для портативных компьютеров (письмо Минфина России от 27.02.2017 № 03-07-11/10856).

Перевозка (транспортировка) и связанные с ними работы (услуги)

Согласно подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) по перевозке (транспортировке) является территория РФ, если они выполняются (оказываются):

  • российскими организациями или индивидуальными предпринимателями при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ;

  • иностранными лицами, если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ.

По работам (услугам), непосредственно связанным с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, местом реализации будет территория РФ, если эти работы (услуги) выполняются (оказываются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Местом реализации услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по России признается территория РФ, если такие услуги оказываются российскими организациями (подп. 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Когда российский авиаперевозчик оказывает услуги по перевозке товаров и пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории РФ, местом реализации таких услуг будет Россия, если авиаперевозчик в ходе такой перевозки совершил посадку на территории РФ. При этом необходимо, чтобы место прибытия товаров на территорию РФ совпадало с местом их убытия с территории РФ (подп. 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В иных случаях местом реализации услуг по перевозке (транспортировке) и связанных с ней работ (услуг) территория РФ не признается (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Например, территория РФ не является местом реализации:

  • услуг, оказываемых российской организацией по перевозке груза от пункта отправления, находящегося на территории Финляндии, до международного автомобильного пункта пропуска на российско-финляндской границе и в обратном направлении (письмо Минфина России от 26.07.2017 № 03-07-08/47512);

  • услуг, оказываемых иностранной организацией российской организации, по организации перевозки товаров из РФ в иностранное государство (письмо Минфина России от 06.04.2015 № 03-07-08/19183).

Прочие услуги

Если оказываемые (приобретаемые) работы (услуги) не относятся к перечисленным в подп. 1—4.4 ст. 148 НК РФ, место их реализации определяется по месту осуществления деятельности исполнителя (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Приведем примеры работ (услуг), которые не подпадают под действие подп. 1—4.4 ст. 148 НК РФ и место реализации которых определяется по правилам подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. Так, местом реализации будет территория РФ, если российская организация:

  • оказывает иностранной компании услуги по оценке объектов (письмо Минфина России от 11.07.2019 № 03-07-08/51599);

  • оказывает другой российской организации услуги по инспектированию строительства судна на территории иностранного государства (письмо Минфина России от 23.11.2018 № 03-07-08/84735);

  • оказывает иностранной компании на основании агентского договора услуги по размещению рекламы в СМИ (письмо Минфина России от 22.02.2018 № 03-07-08/11179);

  • оказывает услуги по сертификации продукции, в том числе пилотируемых гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов (письмо Минфина России от 28.11.2017 № 03-07-08/78586);

  • оказывает услуги по проведению видеоконференций иностранным компаниям (письмо Минфина России от 22.08.2017 № 03-07-08/53786);

  • выдает поручительство перед иностранной компанией в пользу другой иностранной компании (письмо Минфина России от 19.01.2017 № 03-07-08/2120).

  • Местом реализации не является территория РФ, если иностранная компания оказывает российской организации услуги по:

  • поиску за рубежом для российской организации потенциальных клиентов (письмо Минфина России от 26.04.2019 № 03-07-08/31287);

  • организации проведения конференций, форумов и других аналогичных мероприятий (письмо Минфина России от 09.02.2018 № 03-07-08/7923);

  • поиску артистов и заключению с ними договоров для выступления в РФ (письмо Минфина России от 15.05.2017 № 03-07-08/28967);

  • сертификации продукции (письмо Минфина России от 07.04.2017 № 03-07-08/20810);

  • поиску и подбору персонала (письмо Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76364).

Вспомогательные работы (услуги)

В ситуации, когда организация выполняет несколько видов работ (услуг) и при этом реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг). Это установлено п. 3 ст. 148 НК РФ.

В письме от 08.11.2011 № 03-07-08/308 Минфин России разъяснил, что положения этой нормы применяются в случае, если налогоплательщик осуществляет несколько видов работ (услуг), которые в соответствии с договорными обязательствами могут квалифицироваться в качестве основных и вспомогательных работ (услуг).

Например:

  • российская организация оказывает иностранной компании как услуги по предоставлению на основании лицензионного договора права на использование комплекса программного обеспечения, так и услуги по обучению сотрудников иностранной компании техническому сопровождению такого программного обеспечения. В этом случае услуги по обучению носят вспомогательный характер и место их реализации определяется по месту реализации услуг по предоставлению права на использование программного обеспечения (письмо Минфина России от 01.02.2019 № 03-07-08/5954);

  • российская организация на основании госконтракта выполняет строительные работы на объектах, находящихся за границей, а также выполняет проектные работы и оказывает услуги по авторскому надзору. Проектные работы и услуги по авторскому надзору носят вспомогательный характер к строительным работам, и место их реализации определяется по месту реализации строительных работ (письмо ФНС России от 01.02.2019 № СД-4-3/1723@);

  • российская организация по договору осуществляет обслуживание и ремонт оборудования, расположенного в Болгарии, а также оказывает услуги дистанционной технической поддержки. Услуги дистанционной технической поддержки носят вспомогательный характер по отношению к услугам по обслуживанию и ремонту оборудования. Поэтому место их реализации определяется по месту реализации услуг по обслуживанию и ремонту оборудования (письмо Минфина России от 07.05.2018 № 03-07-08/30460).



При реализации товаров, а также их приобретении необходимо определить, возникает ли объект налогообложения, обязан ли продавец платить НДС в бюджет. Один из вопросов, на который нужно дать ответ, — признается ли местом реализации территория РФ. В большинстве случаев ответ на него ясен, но в некоторых ситуациях, например когда товар перемещается через границу, находится все время за территорией РФ, одной из сторон договора является иностранная организация, возникают трудности. В статье рассмотрены некоторые из таких случаев.

Введение

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ одним из объектов обложения НДС является реализация товаров на территории РФ. В соответствии с данной статьей и ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача (в том числе путем обмена) права собственности на товары одним лицом другому на возмездной основе, а также на безвозмездной. Под товаром в ст. 38 НК РФ понимается имущество, то есть виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу согласно ГК РФ.

От того, признается ли местом реализации товаров территория РФ, зависит возникновение объекта налогообложения, правомерность применения налоговых вычетов. Также от этого зависит возникновение у покупателя — российской организации обязанностей налогового агента при покупке товаров у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Если местом их реализации является территория РФ, то согласно п. 2 ст. 161 НК РФ российская организация признается налоговым агентом, на которого возложены обязанности исчисления, удержания налога из доходов налогоплательщика — иностранной организации, а также его перечисления в бюджет. При этом налоговыми агентами признаются не только плательщики НДС, но и лица, применяющие специальные режимы налогообложения.

Для вышерассмотренных случаев нужно применять ст. 147 НК РФ, указывающую, что местом реализации товаров признается территория РФ, если выполняется одно либо оба следующих условия:

— товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;

— товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Таким образом, для возникновения объекта налогообложения необходимо присутствие на территории РФ товара, который при реализации может вообще не перемещаться за ее пределы либо перемещаться, но в момент начала отгрузки или транспортировки должен находиться на ее территории. Исходя из этого, финансисты пишут, например, что:

— местом реализации телекоммуникационного оборудования, стоимость которого определяется с учетом стоимости технической документации, программного обеспечения и пользовательской лицензии на программное обеспечение, вывозимых с территории РФ на территорию Кыргызской Республики, признается территория РФ (Письмо от 04.10.2006 N 03-04-08/203);

— местом реализации журналов, вывозимых организацией с территории РФ и предназначенных для распространения на территории Европы немецкой фирмой, признается территория РФ (Письмо от 15.03.2006 N 03-04-08/62);

— когда услуги по обслуживанию иностранных судов оказываются непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве РФ, местом реализации топлива и ГСМ признается территория РФ, если данные товары в момент их транспортировки находятся на территории РФ или вывозятся за ее пределы в таможенном режиме перемещения припасов (Письмо УМНС по г. Москве от 12.08.2003 N 24-14/44186).

Федеральный арбитражный суд ПО рассмотрел ситуацию, когда организация экспортировала пиломатериалы хвойных пород фирме «Хайям Тарабар Ко.» (Иран). Так как отгрузка производилась из порта Астрахани, товар в момент начала отгрузки и транспортировки находился на территории РФ, которая и является местом его реализации (Постановление от 20.10.2005 N А06-2084У-4/05).

Рассмотрим некоторые ситуации, которые вызывают у налогоплательщиков вопросы.

Реализация отдельных видов товара

Недвижимость

Из ст. 147 НК РФ следует, что местом реализации признается территория РФ, если недвижимость находится на этой территории. Данная позиция изложена и в Письмах:

— Минфина России от 26.06.2006 N 03-04-08/130 — местом реализации иностранной организацией доли в праве собственности на нежилое административное здание, находящееся на территории РФ, российской организации признается территория РФ;

— УМНС по г. Москве от 16.08.2006 N 19-11/72466 — поскольку нежилое административное здание иностранной компании находится на территории РФ, то местом реализации доли в праве собственности на него признается территория РФ.

Морское судно

С определением места реализации морских судов возникают споры, когда налоговые органы выдвигают новые критерии признания места реализации товара — принадлежность судна к тому или иному государству, не обращая внимания на фактическое местонахождение судна при его реализации, условия договора купли-продажи.

Федеральный арбитражный суд СЗО рассмотрел спор, связанный с реализацией морского судна в Норвегии, когда сторонами договора являлись российские организации. По мнению налоговой инспекции, местом реализации судна М-0232 «Топаз-А», а также имущества, находящегося на его борту, является территория РФ, поскольку независимо от места его нахождения оно имеет флаг РФ и зарегистрировано в государственном реестре Мурманского морского рыбного порта. Суд руководствовался п. 1 ст. 458 ГК РФ, согласно которому, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

— вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

— предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

В силу договора судно должно быть передано продавцом в порту Норвегии и принято покупателем. Поскольку условиями договора предусмотрена доставка товара продавцом в порт этой страны, обязанность по передаче товара покупателю считается исполненной в момент его вручения покупателю. Таможенное оформление ввоза и вывоза данного судна не осуществлялось. Таким образом, по мнению суда, товар в момент начала отгрузки (транспортировки) не находился на территории РФ, поэтому местом его реализации территория РФ не признается (Постановление от 28.04.2006 N А42-2850/2005).

Этот суд принял такое же решение в аналогичном случае, когда по договору реализации судна была предусмотрена его передача в порту Аргентины (Постановление от 10.10.2006 N А42-1069/2005).

Товары минуют территорию РФ

Если российская организация приобретает товар за границей и реализует его там же, то есть товар не попадает на территорию РФ, то местом реализации территория РФ не признается, так как не выполняется условие, предусмотренное ст. 147 НК РФ, о том, что товар должен находиться на территории РФ как минимум в момент начала отгрузки (транспортировки). Аналогичный вывод сделало УМНС по Москве в Письме от 20.11.2002 N 24-11/56463.

Федеральный арбитражный суд СЗО рассмотрел ситуацию, когда российская организация приобрела по контракту от 19.01.2004 N SUS 1853, заключенному с «Каргил Интернешнл С.А.» (Швейцария), белый свекловичный сахар на условиях поставки CIF — порт Клайпеда. Далее на основании контракта от 19.01.2004 N 094/19-01К о переработке давальческого сырья сахар был поставлен ООО «Кирнасовский сахарный завод» (Украина). Изготовленный сахарный сироп был реализован организации по договору от 23.02.2004 N 23/02 ОАО «Скидельский сахарный комбинат» (Беларусь) на условиях поставки CPE — станция Скидель Белорусской железной дороги. Сахар перевозился железнодорожным транспортом через территорию Литвы и Беларуси.

По контракту от 26.03.2004 N SUS 1853 B с «Каргил Интернешнл С.А.» (Швейцария) общество приобрело белый свекловичный сахар на условиях поставки CIF — порт Клайпеда. По договору от 11.06.2004 N 11 сахар поставлен ИП «Брестский завод виноградных вин «Шардо» (Беларусь) на условиях поставки CPT — станция Брест Белорусской железной дороги.

Таможенное оформление ввоза и вывоза сахара на таможенную территорию РФ обществом не осуществлялось. Суд сделал вывод, что местом реализации товара территория РФ не является (Постановление от 20.02.2007 N А13-3091/2006-19).

Транзит товаров через территорию РФ

При транзите товаров через территорию РФ российская организация закупает их в одном иностранном государстве, а продает в другом. При этом товары из места покупки перемещаются в место продажи, находящееся за территорией РФ, транзитом через территорию РФ. В этой ситуации не выполняются условия признания местом реализации территории РФ.

В пользу этого свидетельствует пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, согласно которому при помещении товаров под таможенный режим транзита НДС не уплачивается. В ст. 167 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ) указано, что международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию РФ и убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов. Аналогичную позицию занимает Минфин в Письме от 25.11.2004 N 03-04-08/134: в отношении товаров, приобретаемых организацией в Литве и перемещаемых в Индию через территорию РФ в таможенном режиме транзита, НДС не уплачивается.

Реализация товара с территории иностранного государства через свой филиал или с места его хранения

Реализация товара через филиал, находящийся за границей

Если российская организация реализует фирме товар, находящийся в другом государстве, через свой филиал, расположенный в этой стране, то при определении места реализации необходимо исходить из того, где товар находился в момент начала отгрузки, транспортировки. Это зависит от того, находился ли он в момент заключения договора в головном подразделении организации, был отгружен в филиал или находился в филиале.

Финансисты в Письме от 14.03.2006 N 03-04-08/61 указали, что если продукция, вывозимая с территории РФ в Республику Казахстан, где расположен филиал российского продавца, предназначена для реализации, то местом реализации признается территория РФ.

В Письме ФНС России от 15.05.2006 N 03-4-03/940 рассмотрена ситуация: российская организация состоит на учете в налоговом органе Республики Беларусь в качестве налогоплательщика по месту нахождения своего представительства в Республике Беларусь, и товар, принадлежащий этой организации, ввозится из РФ на территорию Республики Беларусь по месту нахождения представительства. Впоследствии реализация товара осуществляется указанным представительством на территории Республики Беларусь. Налоговики указали, что местом реализации товаров, находящихся на территории Республики Беларусь, не признается территория РФ.

В Письме ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/843@ приведена обратная ситуация: белорусская организация состоит на учете в налоговом органе РФ в качестве налогоплательщика по месту нахождения своего филиала в РФ. Произведенный ею товар ввозится из Республики Беларусь на территорию РФ по месту нахождения филиала. Затем реализация товара на территории РФ осуществляется от имени организации в лице филиала по договорам купли-продажи с российскими покупателями. Местом реализации в этом случае признана территория РФ.

Из этих Писем следует, что местом реализации товара признается государство, в котором находится филиал компании, если до заключения договора о его покупке иностранным партнером товар находился в филиале либо был отгружен ему головной организацией.

Отгрузка после хранения на территории иностранного государства

Иногда товар российской организации хранится на территории иностранного государства, а позднее реализуется. В этом случае местом реализации территория РФ не признается, так как товар реализуется с территории иностранного государства, на которой он хранится.

Аналогичное мнение высказала ФНС России в Письме от 05.05.2005 N 03-2-03/741/15@: если товар российской организации был сначала ввезен для хранения на территорию Республики Беларусь, а потом реализован ею белорусским покупателям, то местом реализации товаров территория РФ не является. Разъяснениями этого Письма руководствовался ФАС МО, сделав в похожей ситуации аналогичный вывод (Постановление от 11.05.2007 N КГ-А40/3636-07).

В Письме ФНС России от 03.10.2006 N 03-2-03/1868@ рассмотрена ситуация, когда налоговый резидент Республики Беларусь, заключивший договор хранения с российским налогоплательщиком, ввез товар для ответственного хранения на складе, расположенном на территории РФ. В дальнейшем ввезенный товар был реализован со склада по договору купли-продажи, заключенному белорусским продавцом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, с российским покупателем. Местом реализации признается территория РФ.

Таким образом, если в момент заключения договора купли-продажи товар находится на хранении на территории иностранного государства, то местом реализации территория РФ не признается.

Территориальное море

Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ территориальное море РФ — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, внешняя граница которого является Государственной границей РФ. Следовательно, при реализации за пределами территориального моря местом реализации территория РФ не признается. Официальную позицию по этому поводу фискальные ведомства не высказывают. Но аналогичное заключение делают суды, например ФАС СЗО в Постановлении от 27.04.2006 N А26-10134/2005-25: пространство за пределами двенадцатимильной зоны не является территорией РФ в силу ст. 146 НК РФ (см. также Постановление ФАС ДВО от 10.05.2007 N Ф03-А51/07-2/983). Налоговые инспекции в судебных спорах данное мнение не оспаривают.

Налоговики пишут, что продукция морского промысла, добытая за пределами территории РФ и реализованная непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы РФ, считается реализованной не на территории РФ (Письмо УМНС по г. Москве от 02.10.2003 N 24-11/54753).

Демонстрация товара за границей

В целях продвижения и реализации товары отправляют на выставки, где они могут быть реализованы. В случае реализации, если выставка проходила на территории РФ, однозначно возникает объект налогообложения. Сложности появляются, когда выставка проводится за границей. Согласно п. 1 ст. 252 ТК РФ товары, служащие экспонатами на выставке, помещаются под специальный таможенный режим — временный вывоз, заключающийся в том, что товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за ее пределами с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. Если такой товар был реализован за границей, то организация меняет режим на таможенный режим экспорта. При этом изменение таможенного режима временного вывоза на таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, допускается без фактического предъявления товаров таможенному органу. Таким образом, местом реализации будет признаваться территория РФ. В пользу возникновения объекта налогообложения свидетельствует пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которому товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, облагаются по ставке 0%.

Так как данная операция по реализации товаров облагается НДС, налогоплательщик вправе возместить НДС по операциям, связанным с их реализацией. Такая ситуация не устраивает налоговиков, которые, например, в Письме от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ считают, что местом реализации товара в ходе выставки, проводимой за границей, не признается территория РФ. При таком подходе налогоплательщик не вправе применить налоговые вычеты. Поэтому нередки споры между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями по поводу того, признается ли в данной ситуации местом реализации территория РФ, от исхода которых зависит правомерность применения налогоплательщиком налоговых вычетов.

Суды не разделяют позицию фискалов. Например, ФАС СКО рассмотрел ситуацию, когда товар вывезен налогоплательщиком в таможенном режиме временного вывоза для участия в выставке в Республике Казахстан, где и реализован с выставки с последующим изменением таможенного режима на таможенный режим экспорта. По мнению налоговой инспекции, реализация состоялась за пределами таможенной территории РФ, поэтому нет объекта налогообложения и нельзя применять налоговые вычеты. Суд был другого мнения, отметив, что под моментом начала отгрузки или транспортировки налоговая инспекция ошибочно подразумевает период, когда товар уже находился за пределами территории РФ, а покупатель испытал сельхозтехнику на своем поле и принял окончательное решение о ее приобретении. Но этим моментом в данном случае следует считать момент оформления грузовой таможенной декларации товара в режиме экспорта, поскольку до этого времени являлся обязательным возврат товара на ту таможенную территорию, откуда он был изначально отгружен или оттранспортирован. Доказательства того, что сельхозтехника изготовлена за пределами таможенной территории РФ, вывезена не с данной территории или после вывоза за ее пределы ввезена обратно, налоговая инспекция суду не представила (Постановление от 28.05.2007 N Ф08-2971/2007-1232А). Аналогичную позицию высказал ФАС УО в Постановлении от 05.09.2006 N Ф09-7745/06-С2.

Федеральный арбитражный суд СКО рассмотрел ситуацию, когда в силу специфики экспортируемых в Литву, Латвию, Казахстан, Молдову, Болгарию, Украину, Сербию и Черногорию комбайнов организация для продвижения товара на международном рынке приняла условия потенциальных покупателей, заявивших о намерении проверить функциональные и технические возможности сельхозтехники на своих полях, имеющих природные, климатические, ландшафтные особенности, а также особенности полученного урожая (плотность, высота, размер выращенных сельхозкультур), и поставила для испытания комбайны в режиме временного вывоза в страны потенциальных покупателей. После заключения контрактов на продажу комбайнов организация своевременно оформила грузовые таможенные декларации, изменив режим временного вывоза на режим экспорта. Суд привел вышеизложенные мотивы, признав местом реализации территорию РФ (Постановление от 18.10.2006 N Ф08-4836/2006-2059А).

Таким образом, если в аналогичных случаях налогоплательщик признает местом реализации территорию РФ и возместит НДС по операциям, связанным с реализацией товара, ему надо быть готовым к спорам с налоговой инспекцией, которые можно будет выиграть, если дело дойдет до суда.

Документальное подтверждение

Глава 21 НК РФ не содержит перечня документов, позволяющих определить место реализации товара. В п. 4 ст. 148 НК РФ перечислены документы, которые нужно представить в случае, если объектом реализации являются услуги и работы:

— контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

— документы, подтверждающие факт поставки товара.

Согласно позиции финансистов, изложенной в Письме от 16.05.2005 N 03-04-08/119, эти документы служат и для подтверждения того, что местом реализации товаров не признается территория РФ. Аналогичное мнение высказал ФАС ЦО в Постановлении от 30.05.2007 N А48-3215/06-15, основываясь на сходном характере правоотношений, регулируемых ст. ст. 147, 148 НК РФ. Он указал, что подтверждать место реализации товара могут, например, транспортные и товаросопроводительные документы.

Не всегда организация успевает вовремя представить по запросу налоговиков документы, подтверждающие место реализации товара. В этом случае налоговики могут признать отсутствие либо наличие объекта налогообложения. Если действия организации обоснованны, то она сможет доказать свою правоту, представив документы в суд.

Федеральный арбитражный суд СЗО рассмотрел жалобу налоговиков, поскольку организация не предъявила выписку из судового журнала и коносамент, поэтому не подтвердила факт реализации продукции за пределами территории РФ. Но суд указал, что организация не представила коносамент, поскольку судно на момент получения требования инспекции о подаче документов находилось в плавании, поэтому документы, подтверждающие реализацию товаров за пределами территории РФ, были представлены в суд и оценены судьями вместе с другими доказательствами по делу (Постановление от 27.04.2006 N А26-10134/2005-25).

Налоговый кодекс не рассматривает отдельные случаи признания местом реализации территории РФ для целей обложения НДС, и организации необходимо обратиться к официальным разъяснениям фискальных ведомств, а также арбитражной практике и учесть, что позиция судов по некоторым вопросам отличается от данных разъяснений. Поэтому надо соблюдать осторожность при принятии решения и иметь в виду возможные налоговые риски.

Показатели производства и реализации продукции (работ, услуг)

Производство и реализация продукции являются важнейшими функциями организации. Два этих аспекта рыночной активности можно рассматривать как две стороны одной медали под названием «производственная деятельность». Однако, показатели, описывающие эти два аспекта, существенно различаются. При этом под результатом производства следует понимать продукцию, произведенную и выпущенную в обращение, то есть подготовленную к реализации, а под результатом реализации — продукцию, которая уже нашла своего потребителя, то есть отгружена или передана ему в соответствии с условиями договора, или оплачена.

Производство — это центральное звено организации, в которой создается конечный продукт, обладающий заданными потребительскими свойствами. Производственный процесс — совокупность взаимосвязанных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовую продукцию, предназначенную для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

При осуществлении производственно-экономической деятельности в организации всегда происходит преобразование некоторых видов экономических ресурсов в определенный экономический продукт. В процессе движения ресурсы постоянно меняют свою форму, движение ресурсов начинается с денежных средств (капитала), текущих и долгосрочных инвестиций.

Чтобы начать производство, предпринимателю необходимо на имеющиеся денежные средства приобрести средства производства: построить или взять в аренду помещение, закупить оборудование и сырье, осуществить наем работников и так далее. Без этих затрат не может осуществляться процесс производства материальных благ. Производственный цикл в упрощенном виде выглядит следующим образом (рисунок 1.1):

Рисунок 1.1 — Производственный цикл

Эта схема показывает, что процесс движения производственных ресурсов непрерывен, постоянно повторяется, проходя определенные стадии и одновременно меняя свои функциональные формы.

Завершающей стадией процесса кругооборота средств организации является реализация продукции (работ, услуг), в результате чего готовые изделия превращаются в деньги. В соответствии со ст.31 «Реализация товаров (работ, услуг)» общей части Налогового кодекса РБ, «реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе, если иное не установлено настоящей статьей, вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок».

Реализация — основной объемный показатель деятельности организации. Процессом реализации является совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции.

При анализе объема продаж продукции используются следующие измерители: абсолютные (натуральные, стоимостные, трудовые), относительные (проценты, коэффициенты) и другие показатели, по выбору исследователя. Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Каждый из них, имеет свое назначение и применение:

  • — натуральные измерители — это количественное выражение продукции: штуки, комплекты, тонны, киловатт-часы, метры и другие. Они позволяют определить объем однородной продукции, его динамику, установить рациональные связи между организациями и отраслями. В комплексе с другими показателями они отражают технико-эксплуатационные и потребительские свойства продукции. Их применение ограничивается лишь количественным измерением однородной продукции.
  • — условно-натуральные — это количественное выражение разнообразной по типоразмерам продукции, приведенной к одному виду, принятому за базу. Например, разные по грузоподъемности автомашины в переводе на четырехтонные; консервы — в условных банках. Они применяются, когда одинаковые по своему назначению виды продукции имеют разную потребительную стоимость, различаются по мощности, производительности, объемному содержанию, калорийности. Условно-натуральные показатели, как и натуральные, используются для определения общего объема производства продукции или потребности в ней. Их применение ограничивается количественным измерением разнообразной продукции. Они формируют номенклатуру и ассортимент продукции.

Номенклатура — это укрупненный перечень наименований изделий. Номенклатура на уровне государства используется для оценки обеспеченности страны определенными видами продукции. Она является обязательным статистическим отчетным показателем.

Ассортимент — это набор разновидностей продукции внутри номенклатуры, ее состав по типоразмерам, сортам, маркам, фасонам. Ассортимент используется организацией при заключении договоров с заказчиками, внутризаводском планировании.

Стоимостный показатель используется для расчета таких показателей, как товарная, реализованная, условно-чистая, нормативно-чистая продукция, валовой оборот. Для характеристики объема продукции выделяют продукцию: валовую; товарную; отгруженную; реализованную. Среди них товарная и реализованная отражают конечные результаты производственной деятельности.

Товарная продукция включает:

  • — объем выпуска готовых изделий, принятых отделом технического контроля и сданных на склад готовой продукции;
  • — продукцию вспомогательных и подсобных производств, пред-назначенную к отпуску на сторону;
  • — полуфабрикаты для поставок по кооперации; услуги населению;
  • — специальное оборудование, изготовленное организацией для собствен-ных нужд и зачисленное в свои основные средства;
  • — сдача металлолома;
  • — прочая продукция.

Товарная продукция характеризует объем производства продукции. Объем товарной продукции исчисляется в действующих отпускных ценах, исключая из них налог на добавленную стоимость, единый республиканский платеж. Специальное оборудование, изготовленное организацией для собственных нужд, включается в объем товарной продукции по себестоимости его изготовления.

Объем товарной продукции исчисляется в сопоставимых ценах для расчета динамики изменения объема производства продукции. Для этого одинаковая продукция двух сравниваемых периодов рассчитывается в ценах, действующих на 1 января планового года. По товарам народного потребления, сельхозпродукции расчет объема товарной продукции в сопоставимых ценах производится ежемесячно и при расчете темпов роста по году используется сумма пересчитанных объемов по месяцам.

По категории «прочей» продукции (сторонние заказы, изготовление запчастей) сопоставимые цены применяются, если в плановом периоде происходило изменение тарифных ставок. Тогда объем сторонних заказов либо запчастей предыдущего периода умножается на коэффициент увеличения тарифной ставки в плановом периоде.

Плановый показатель товарной продукции используется организацией для расчета плановой себестоимости, прибыли и экономической эффективности принимаемых решений. Показатели объема товарной продукции в действующих и сопоставимых ценах являются обязательными статическими отчетными показателями для организаций всех форм собственности и используются на уровне государства при расчете совокупного общественного продукта, национального дохода.

Реализованная продукция — это отгруженная организацией продукция заказчику, торговым и сбытовым организациям и оплаченная ими. В состав реализованной продукции включаются оплаченная продукция, входящая в состав товарной продукции по полной действующей отпускной цене, и выручка от продажи материально-технических ценностей, неиспользуемых организацией. Фактом реализации являются: выписки банка о поступлении на расчетный счет денежных средств за отгруженную продукцию; утвержденный акт об изготовлении специального оборудования для собственных нужд. Показатель объема реализованной продукции составляет основу при расчете фактической прибыли или убытка, по нему определяется конечный финансовый результат работы организации. Он является обязательным в статистической отчетности организаций.

Поставка продукции осуществляется по договорам. В показатель плана поставок включается вся продукция, на которую организация имеет договора. Объем поставок рассчитывается по полной отпускной цене организации.

Валовая продукция — вся продукция, произведенная предприятием за определенный период независимо от степени ее готовности. Характеризует объем работ. Объем валовой продукции определяется как сумма объема товарной продукции и изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода (формула 1.1):

ДQнзп : Qbп = Qтп ± Qнзп, (1.1)

где QBП — объем валовой продукции;

QTП — объем товарной продукции;

ДQНЗП — изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода.

Если организация планирует в следующем плановом периоде увеличить объем производства, то для равномерной отгрузки продукции потребителю в данном периоде планируется увеличение остатков незавершенного производства. Показатель валовой продукции не является статистически отчетным и используется в организации для внутризаводского планирования и анализа производственной деятельности: расчета производственной мощности, численности работающих, потребности в оборудовании и др.

Отгруженная продукция — это продукция, оформленная и отгруженная покупателю независимо от оплаты.

Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость и представляет собой часть цены изделия, включающую заработную плату, отчисления на социальные нужды и прибыль, согласно следующей формуле:

ЧП = 3 + Ос + П, (1.2)

где ЧП — чистая продукция;

З — заработная плата;

Ос — отчисления на социальные нужды;

П — прибыль.

Условно-чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость, но, в отличие от предыдущего показателя, при ее расчете учитываются

амортизационные отчисления (формула 1.3). Показатели чистой и условно-чистой продукции отражают собственный вклад организации в производство продукции, исключают повторный счет материальных затрат, но отличаются сложностью расчетов.

УЧП = 3 + Ос + А + П, (1.3)

где УЧП — условно-чистая продукция;

А — амортизация.

Для характеристики объема производства в организациях могут применяться дополнительные показатели: валовой и внутризаводской обороты.

Валовой оборот представляет собой суммарную стоимость всех видов продукции организации независимо от того, отпущена ли она на сторону или использована для дальнейшей обработки в организации и определяются по формуле 1.4:

ВО = ВПосн + ВПВСП + Су ± ДОнп, (1.4)

где ВО — валовой оборот;

ВПосн, ВПВСП — стоимость валовой продукции, вырабатываемая основными и вспомогательными цехами соответственно;

Су — стоимость услуг обслуживающих цехов;

ДОнп — изменение остатков незавершенного производства.

Внутризаводской оборот — это сумма продукции и услуг цехов, используемых внутри организации. Он определяется как разность между валовым оборотом и валовой продукцией.

С помощью расчетов валового и внутризаводского оборотов представляется возможным установить соответствие производственных возможностей заготовительных и вспомогательных цехов по обеспечению производства необходимыми полуфабрикатами и разного вида работами и услугами. В случаях выявления несоответствия во внутризаводском обслуживании разрабатываются мероприятия для достижения полного удовлетворения производственно хозяйственных нужд организации.

Объем производства в трудовых показателях — это объем валовой продукции, рассчитанный по трудоемкости, в нормо-часах. Трудоемкость продукции определяется технологическими особенностями ее производства в конкретной организации.

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *