Методу фифо

Метод ФИФО (англ. FIFO, First In First Out, модель конвейера) – метод бухгалтерского учета материально производственных запасов предприятия в хронологическом порядке их поступления и списания. Базовый принцип данного метода является «первый пришел – первый ушел», то есть материалы, пришедшие на склад первыми, будут использованы тоже первыми. К материально производственным запасам (МПЗ) относят оборотные активы, используемые в производственном цикле компании: сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция. Запасы занимают значительную часть оборотных активов предприятия и требуют грамотного учета. В бухгалтерском учете существуют и другие методы учета материальных запасов:

  • по стоимости каждой единицы;
  • по средневзвешенной себестоимости;
  • по стоимости последних закупок (ЛИФО).

Метод ФИФО и ЛИФО. Преимущества и недостатки

Противоположным методом учета ФИФО является метод ЛИФО (LIFO, Last In First Out). Метод ЛИФО называют еще модель бочки, так как первым делом списываются материалы, которые поступили последними. Следует заметить, что метод ЛИФО используется только для целей налогового учета.

Методы используются также и в складской логистике, так метод ФИФО применяется для складского учета скоропортящихся материальных запасов. (нажмите для раскрытия)

Методы учета Преимущества Недостатки
Метод ФИФО Высокая скорость расчета и простота использования в бухгалтерском учете. Применяется в компаниях, в которых производственный процесс имеет последовательное использование, что характерно для скоропортящихся материалов. Увеличение кредитоспособности предприятия и возможность привлечь большее финансирование от инвесторов и кредиторов при учете финансовых результатов методом ФИФО. Не учет инфляции при неравномерном использовании материальных запасов. Себестоимость поступивших материалов увеличивается на процент инфляции, что приводит к завышению финансового результата и увеличению налоговых затрат в дальнейшем.Завышенные финансовые результаты при учете методом ФИФО могут привести к выбору неправильной стратегии развития предприятия.
Метод ЛИФО Возможность снизить налоговые обязательства при малом объеме материальных запасов, и когда объем приобретаемых запасов больше, нежели списанных. Уменьшение затрат на налоги приводит к росту денежных потоков предприятия, что повышает ее финансовую устойчивость и высвобождает дополнительные ресурсы для роста ее стоимости. Лучше оценивает размер экономической прибыли при расчете восстановительной стоимости запасов. Увеличение налоговых затрат при учете запасов, которые часто ликвидируются.Отсутствие возможности отражения реального движения запасов на производстве.

Более подробно о учете материально производственных запасов читайте в статье: «Учет поступления материалов в бухгалтерии. Проводки. Примеры».

Пример оценки методом ФИФО

Рассмотрим пример использования метода ФИФО на практике. На рисунке ниже показаны исходные данные по приходу и использованию материально производственных запасов ткани. За месяц март было израсходовано 270 метров ткани, необходимо определить запасы ткани на апрель.

Метод ФИФО. Пример расчета

При расчете методом ФИФО необходимо использовать данные последовательно, начиная с остатков за предыдущий месяц. Общая сумма поступившей ткани за март составила 13400 руб. В 270 входит остаток за предыдущий месяц – 100 м., 120 м за первое поступление и 50 метров за второе поступление. Стоимость списанного материала рассчитывается следующим образом:

100 х 35 руб. + 120 х 40 руб. + 50 х 45 руб. = 10 550 руб.

Оценка себестоимости одного метра ткани методом ФИФО составляет:

10 550 / 270 = 39,07 руб.

Расчет стоимости остатка на конец месяца: (3500+ 13400) – 10550 = 6350 руб.

Оценка остатков методом ФИФО

Следует помнить, что первым делом в следующем месяце будут списываться материалы из второй партии ткани. На конец марта в остаток будут входить материалы из второй и третьей партии ткани, в количестве 30 и 100 метров соответственно.

Жмите и читайте подробно про себестоимость продукции и способы ее учета в организации:

Что такое себестоимость? Классификация затрат на производстве.
Учет материально-производственных запасов.
Учет кредиторской задолженности за запасы. Счет 66, 67.

Способ оценки выбытия материально- производственных запасов (МПЗ) организации – один из элементов ее Учетной политики. О расчете себестоимости МПЗ методом ФИФО мы рассказывали в нашей консультации. Однако наиболее распространенным способом оценки выбытия МПЗ является оценка по средней себестоимости. Такой способ может использоваться как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (п. 4 ПБУ 1/2008, п. 16 ПБУ 5/01, п. 8 ст. 254, пп. 3 п. 1 ст. 268, пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Приведем для метода средней себестоимости пример расчета в нашем материале.

Формула расчета средней себестоимости материалов и товаров

Расчет средней себестоимости товаров или материалов за месяц предполагает деление общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, которое складывается соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца (п. 18 ПБУ 5/01).

При этом расчет средней себестоимости может производиться в двух вариантах (п. 78 Приказа Минфина от 28.12.2001 № 119н):

  • средневзвешенная оценка;
  • скользящая оценка.

Взвешенная оценка предполагает нахождение средней стоимости за месяц исходя из количества и стоимости материалов на начало месяца и всех поступлений за месяц.

А при скользящей средней расчет производится на каждый момент выбытия МПЗ. Соответственно, средняя скользящая величина считается исходя из количества и стоимости МПЗ на начало месяца и поступления МПЗ до момента отпуска.

Приведем пример расчета средней взвешенной оценки выбытия МПЗ на условных цифровых данных.

ВЫБОР МЕТОДА ОЦЕНКИ ПРОДАННЫХ ТОВАРОВ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. ЧАСТЬ 1

Доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»
Курганского филиала АТ и СО
Н.Н. Шишкоедова

Одной из важнейших проблем современного бухгалтера является выбор оптимального варианта бухгалтерского учета тех или иных операций. Ведь нередко законодательство разрешает использовать несколько методов, и сделанный выбор влияет не только на формирование финансового результата в бухгалтерском учете, но и на налогообложение.
На стр. 42-49 журнала «Советник бухгалтера» № 3 за 2006 год, мы рассмотрели особенности учета операций по приобретению товаров. В этой же статье мы рассмотрим основные преимущества и недостатки существующих методов оценки товаров при их продаже, ведь все торговые предприятия сталкиваются с проблемой выбора рационального подхода к данному вопросу.

Общие принципы оценки проданных товаров в бухгалтерском и налоговом учете

Для того чтобы списать проданные товары и исчислить финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж, необходимо правильно определить их стоимость, то есть осуществить оценку списываемых товаров. На практике сделать это непросто. Ведь зачастую один и тот же товар приобретается по разным ценам (например, у разных поставщиков или из-за повышения цен на товар или расходов на его доставку и т.д.). И точно сказать, к какой партии принадлежал проданный товар, бывает просто невозможно.
Поэтому и в бухгалтерском (согласно разделу III ПБУ 5/01), и в налоговом учете (в соответствии с п. 8 ст. 254 НК РФ для организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль, и в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов») предусмотрены четыре способа оценки реализованных товаров:

1) по себестоимости каждой единицы;
2) по средней себестоимости;
3) по себестоимости первых по времени приобретения товаров (способ ФИФО);
4) по себестоимости последних по времени приобретения товаров (способ ЛИФО).

При этом в бухгалтерском учете, согласно п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», для разных видов товаров могут использоваться разные способы их оценки, но «внутри» конкретного вида должен применяться одинаковый способ. А вот в налоговом учете можно выбрать только один метод оценки для всех видов товаров. Причем организация имеет полное право установить разные методы оценки товаров в бухгалтерском и налоговом учете, ведь учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения устанавливается раздельно:

для бухгалтерского учета — в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету и иными нормативными документами, регламентирующими особенности бухгалтерского учета;
для налогового учета — в соответствии с требованиями главы 25 (или 26.2) НК РФ.

Однако на практике значительно удобнее — особенно в виду сложности применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» при использовании различных методов оценки объектов в бухгалтерском и налоговом учете — максимально сближать методику бухгалтерского и налогового учета, тем более что в отношении методов списания расходов это вполне возможно. Правда, для этого в бухгалтерском учете нужно будет установить единый метод оценки для всех видов товаров.
При выборе метода оценки товаров в бухгалтерском учете следует учитывать, что от этого выбора зависит не только сумма расходов организации, но и стоимость остатков товаров, отражаемых в бухгалтерском балансе.
Также нужно иметь в виду, что выбираемый метод оценки проданных товаров никак не связывается с физическим движением товаров, он необходим только для исчисления суммы проданных товаров в денежном выражении.
Рассмотрим существующие методы оценки товаров на практическом примере.

ПРИМЕР 1

Торговая фирма «Коринна» занимается продажей продовольственных товаров, в том числе сахара. Предположим, что по состоянию на 1 июня 2006 года остаток сахара составил 5 000 кг по цене 20 рублей за килограмм. В течение июня 2006 года производились закупки сахара в следующих количествах:

5 июня — 10 000 кг по цене 20,50 рубля за килограмм;
15 июня — 45 000 кг по цене 21,10 рубля за килограмм;
23 июня — 32 000 кг по цене 21,65 рубля за килограмм.

За тот же месяц были осуществлены следующие операции по продаже сахара:

В процессе изучения предмета исследования и для оценки полученных результатов педагогического исследования могут использоваться методы оценивания. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-либо. Оценивание играет значительную роль в процессе исследования. Оно задает ориентиры для деятельности и выполняет диагностическую (определение качества), образовательную (приведение теоретических и прикладных результатов исследования в систему), развивающую (внесение корректив в процесс исследования, определение его дальнейшего хода), мотивационную (поощряет, стимулирует исследователя) и информационную (сообщает о ходе и результатах исследования) функции.

Чаще всего в исследованиях используются методы экспертных оценок. Кроме того, могут использоваться самооценка и взаимооценка. Самооценка и взаимооценка могут использоваться и на разных этапах исследования: при планировании — для оценки полноты плана, его непротиворечивости и логичности; в процессе анализа литературы — для оценки подбора анализируемых источников, качества теоретического обзора; как метод, используемый в опытно-экспериментальной работы, и др. Взаимооценка может проводиться в процессе обсуждения исследования на методологических семинарах, конференциях.

Поскольку требования к лицам, проводящим оценку, этапам оценивания и обработки его результатов являются общими для всех методов оценивания, разберем их на примере метода экспертных оценок.

Метод экспертных оценок. Метод относится к социологическим. По существу, это разновидность опроса, связанная с привлечением к оценке изучаемых явлений, процессов наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют достаточно объективно оценить исследуемое.

Экспертная оценка — это метод прогнозирования социального явления или процесса, позволяющий получить необходимую информацию от компетентных лиц (экспертов). Эксперты (лат. expertus — опытный) — это люди, обладающие знаниями и способные высказать аргументированное мнение по изучаемому явлению.

Метод экспертных оценок включает:

  • — интуитивно-логический анализ задачи, который осуществляют эксперты. Вся оценка строится на их знании и интуиции, что предъявляет высокие требования к экспертам;
  • — решение и выдачу количественных и качественных оценок. Эксперт формирует решение и (или) дает оценку ожидаемых результатов;
  • — обработку результатов решения, которую проводит исследователь, обобщая результаты экспертиз, проведенных несколькими специалистами.

В педагогических исследованиях этот метод используется при оценке методических и дидактических материалов, качеств личности, прогнозирования развития эксперимента, оценке и решении проблем.

Использование этого метода требует соблюдения ряда условий.

1. Тщательный подбор экспертов — людей, хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной, непредвзятой оценке. Для подбора экспертов, например, можно использовать метод шара, когда один эксперт, уважаемый в своей области рекомендует следующего эксперта и так далее, пока не будет сформирован необходимый коллектив. Кроме авторитетности в своей области, эксперты не должны быть лично заинтересованы в результатах экспертизы.

К субъективным ошибкам экспертов относятся:

  • — привычка принимать решения по шаблону («Мы всегда так делали»);
  • — настрой на субъективно желаемое;
  • — излишняя надежда на собственный опыт;
  • — недооценка рисков, установка на самый исполнимый вариант;
  • — стремление доказать свою правоту;
  • — подгонка информации под свой замысел или свою точку зрения;
  • — абстрактная выработка решения.
  • 2. Выбор точной и удобной системы оценок (критериев и показателей) и соответствующих шкал измерения, что упорядочивает суждения и дает возможность выразить их в определенных величинах. Зачастую бывает необходимо обучить экспертов пользоваться предложенными шкалами для однозначной оценки, чтобы свести к минимуму ошибки, сделать оценки сопоставимыми. Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки или высказывают близкие мнения, есть основания полагать, что они приближаются к объективным. Если же оценки сильно расходятся, то это говорит либо о неудачном выборе системы оценок и шкал измерения, либо о некомпетентности экспертов.

Метод распространен там, где нельзя применить точные методы измерения: в гуманитарных науках, объектом изучения которых является человек и человеческие отношения, а также в экономике и менеджменте в процессе стратегического планирования.

Качество получаемых экспертных оценок во многом зависит от подготовки экспертизы, которая обычно включает следующие этапы:

  • 1. Формулировка цели и задач анализа.
  • 2. Разработка процедуры проведения экспертизы или выбор ее метода: определение сроков и этапов проведения экспертизы, выбор руководителя группы экспертов, разработка процедуры.
  • 3. Выявление исходной информации для экспертов, по возможности точное и «широкое» представление исследуемого вопроса.
  • 4. Формирование группы экспертов. Оценка их компетентности.
  • 5. Получение экспертных оценок. Заполнение протоколов экспертов, таблиц и т.д.
  • 6. Обработка результатов экспертизы, анализ полученных данных с использованием методов математической статистики, решение о том, насколько экспертиза достигла цели. Обсуждение полученных результатов на собрании экспертной группы. Коллективная аргументация принятого решения.

Как правило, при проведении экспертизы используются непосредственная оценка, балльный метод, ранжирование, парное сравнение. В этом процессе важно избежать давления мнения одного эксперта на других и соблюсти регламент экспертизы.

При обработке серьезных экспертиз используются методы математической статистики — среднее квадратическое отклонение и вычисление ранговой или линейной корреляции.

Существуют две группы экспертных оценок — индивидуальные и коллективные. Первые основаны на использовании мнений отдельных экспертов, не зависимых друг от друга. Вторые — на использовании коллективного мнения экспертов (рожденного в процессе дискуссии или мозгового штурма). Примером коллективной экспертной оценки может выступать педагогический консилиум, в ходе которого проводится изучение и обсуждение поставленной проблемы по определенному сценарию.

Разновидностями метода экспертных оценок являются: дискуссия, анкетирование, деловая игра, метод комиссий, метод мозгового штурма, метод Дельфы, метод эвристического прогнозирования и др.

Мозговой штурм проводится в два этапа. На первом этапе участники группы, разбившись на микрогруппы, выдвигают идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе.

Метод комиссии заключается в том, что в процессе заседания комиссии (дискуссии) каждый из экспертов аргументированно отстаивает свою позицию. Обоснованное мнение формируется в процессе обсуждения экспертами поставленной проблемы.

Метод дневников используют в том случае, когда объект проводимой экспертизы очень сложен. Экспертам выдаются блокноты, в которые они должны записывать свои мнения и оценки в течение нескольких дней. Они могут работать коллективно или индивидуально. Главное условие — работать каждый день над проблемой не менее одного часа. Результаты работы обсуждаются на совместной дискуссии.

Метод Дельфы носит название греческого города, где впервые был применен. Проводится он в несколько этапов. На первом этапе выдвигаются альтернативы, идеи, варианты оценки и т.д. Они все записываются на листе бумаги, который получает каждый эксперт. Он оценивает каждый вариант по пятибалльной шкале и передает свои оценки организатору, который подсчитывает среднюю оценку для каждого варианта. На втором этапе каждый эксперт получает лист со средними оценками и сравнивает их с теми, которые выставил сам. Цель этапа — приблизить оценки каждого эксперта к средним или получить обоснование того, почему эксперт остается при своем мнении. Листы с измененными оценками снова передаются организатору, который снова подсчитывает средние оценки каждого варианта. Работа продолжается до тех пор, пока все индивидуальные оценки не будут приближены к средним.

Метод «за» — «против» является разновидностью дискуссии. Для его проведения создается группа экспертов и вырабатываются возможные оценки объекта экспертизы. Далее каждый эксперт выступает с обоснованием того, почему он принимает или отвергает ту или иную оценку. В процессе выступлений формируются группы «за» и «против» вариантов решений. На следующем этапе представители точек зрения меняются местами (те, кто выступает «за», должны приводить аргументы «против» и наоборот), приводят дополнительные аргументы и вырабатывают согласованные оценки. В том случае, когда в процессе дискуссии не удается выработать согласованное решение, формируются рабочие группы для дальнейшего совершенствования предложенных вариантов.

Метод обобщения независимых характеристик заключается в одновременной оценке наблюдаемого явления различными по своему статусу людьми (учитель, представитель администрации, ученик, родитель и др.).

Метод сценариев — совокупность правил и критериев, которые оформляются в виде сценария индивидуальной оценки и раздаются экспертам. В ходе работы они должны четко следовать предложенному сценарию. Метод используется, например, при оценке деятельности педагогов в процессе аттестации.

75. Оценка материальных ресурсов

Материальные ресурсы оцениваются в учете и отчетности по их фактической себестоимости, которая определяется исходя из затрат на их приобретение и изготовление, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиками этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций, порядок исчисления которых различен и зависит от хозяйственных операций, связанных с приобретением запасов, их отпуском в производство, иных фактов выбытия активов.

На практике могут быть использованы и другие виды оценок материальных ресурсов: цена замещения, по нормативным затратам и трансфертная цена.

Цена замещения. Каждая выдача материальных ресурсов со склада приводит к необходимости их замещения, т. е. использования не прошлых цен, а предполагаемых в будущем. Поэтому расходы на материальные ресурсы, предстоящие в будущем, принято называть замещением, а цену их отпуска в производство – ценой замещения, которая рассчитывается исходя из информации поставщика или прессы, места расположения поставщика и других факторов, влияющих на величину этих затрат.

Нормативные затраты. По каждому наименованию заранее устанавливается стандарт его нормативной стоимости (нормативные затраты), который включает целевые затраты, планируемые в начале отчетного периода и показывает стоимость будущих закупок материальных ресурсов при их эффективном использовании.

Трансфертная цена – цена, используемая для определения стоимости полуфабрикатов (продукции производственных подразделений) или услуг, передаваемых (одним центром ответственности другому центру ответственности) внутри организации.

Как правило, эти цены используются при расчетах за поставки материальных ресурсов между основной и дочерними компаниями, между заграничными филиалами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *