Методы трудового права

Метод российского трудового права и его особенности

Под отраслью трудового права понимается вся система норм трудового законодательства, регулирующего специфичным ей методом трудовые и тесно с ними связанные отношения. Поскольку предметом науки и учебной дисциплины является изучение самих норм, их связей, правоотношений сферы трудового права, истории трудового законодательства, то в них применяются разные научные методы: исторический, сравнительный и другие. Метод же каждой отрасли права, в том числе и трудового, имеет свои особенности, т.е. присущий только ей комплекс способов правового регулирования. Специфика метода трудового права отличает эту отрасль от других отраслей права. Методом трудового права называется комплекс способов правового регулирования, т.е. воздействия законодателя через нормы права на волю людей, их поведение в труде на производстве в нужном для общества направлении. Различают следующие способы правового регулирования труда:

  • 1. Сочетание централизованного и локального (местного), нормативного (трудовым законодательством) и договорного регулирования. В настоящее время их соотношение меняется в сторону усиления договорного (коллективно-договорного, индивидуально-договорного) и локального (местного) способов. Централизованное нормативное регулирование устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав (продолжительность рабочего времени, минимальный размер оплаты труда, ставка первого разряда единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы), который не может снижаться. Централизованное регулирование преобладает в таких правовых институтах, как дисциплина труда, охрана труда. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению (ст. 8 ТК РФ) Трудовой Кодекс Российской Федерации. — М.: Омега — Л,2007. — 269с..
  • 2. Договорный характер труда и установление его условий. Статья 9 ТК РФ «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке» предусматривает, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Рыночные отношения существенно повысили значение договоров для регламентации трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты. В условиях перехода к рыночной экономике государство не может не вмешиваться в процесс договорного регулирования, и происходит такое вмешательство путем установления пределов регулирования. Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников с установленными трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. В названной статье Кодекса закреплен фундаментальный принцип трудового права — принцип недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с нормативным актом большей юридической силы.
  • 3. Равноправие сторон трудовых отношений при заключении и расторжении трудовых договоров и подчинение их в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка данной организации. Трудовые отношения возникают из договора — волевого акта, позволяющего сторонам самим определять характер отношений. Поэтому нормы трудового права в известной мере носят диспозитивный характер. Ограничения этого усмотрения субъектов в процессе осуществления трудовой деятельности направлены на определенную защиту интересов работника. В условиях рыночной экономики юридическая свобода сторон не означает экономического равенства, независимости работника от работодателя. Юридические гарантии для работника проявляются в установлении определенных ограничений, например, запрет для работодателя в одностороннем порядке изменять условия трудового договора или расторгнуть трудовой договор без законных оснований.
  • 4. Участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (в установлении и применении норм трудового права), контроле за соблюдением трудового законодательства. В соответствии с действующим трудовым законодательством работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Так, учитывая мнение профсоюза, работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев, увольнять работников, являющихся членами профсоюза, привлекать к сверхурочным работам, привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, устанавливать различные стимулирующие выплаты и другие. Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, признаются недействительными.
  • 5. Специфичный способ защиты трудовых прав, сочетающий действие органа трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой по индивидуальным правам и паритетного органа (примирительной комиссии) и третейского (трудовой арбитраж или посредник) по коллективным трудовым правам, вплоть до забастовки. Согласно ст. 352 Трудового кодекса основными способами защиты трудовых прав и свобод работников являются:
    • а) самозащита работниками трудовых прав;
    • б) защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
    • в) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • г) судебная защита.
  • 6. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда. Единство выражается в общих для всех производств на всей территории страны, закрепленных в ст. 2 ТК РФ, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства (общая норма означает распространение ее на всех работников). Дифференциация правового регулирования труда (т. е. различие) выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, и проводится законодателем, учитывающим в нормах права ее основания. Такими основаниями дифференциации, создающей специальные нормы (льготы, ограничения, приспособления), являются следующие:
    • — вредность и тяжесть условий труда;
    • — климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему мест;
    • — субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его материнская роль), а также социальную роль одинокой матери (одинокого отца), психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ограниченную трудоспособность инвалидов;
    • — специфика краткой трудовой связи временных и сезонных работников, особенность трудовой связи членов производственных кооперативов;
    • — особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация), сочетание труда с обучением;
    • — специфика содержания труда и ответственный характер труда государственных служащих, судей, прокуроров, специфика и ответственность труда работников транспортных отраслей, значение и роль труда в руководстве производством руководителей организаций.

Специальные нормы дифференциации трудового права — трудовые льготы (их большая часть), нормы приспособления (в отраслевой дифференциации) и нормы-изъятия (по специфике трудовой связи) — позволяют с учетом указанных ее оснований для всех работников равно с другими осуществлять основные трудовые их права и обязанности. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ. М.: «Омега-Л», 2007. — 269 с.

В части 4 ТК РФ дифференциации трудового права посвящен специальный раздел XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников». В гл. 40 «Общие положения» ст. 251 указывается, что «Особенности регулирования труда — это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие дополнительные правила для отдельных категорий работников». Следовательно, эти особенности создают специальные нормы-изъятия (у госслужащих, судей и др.) или нормы-льготы (для женщин, несовершеннолетних, инвалидов и др.). В то же время в статье не указаны специальные нормы-приспособления (учет специфики труда, например, в транспортных и других отраслях народного хозяйства (отраслевая дифференциация норм). Надо также учитывать, что в разделе XII Трудового кодекса указаны не все работники с особенностями правового регулирования их труда. Например, такие особенности предусматривают специальные федеральные законы о государственных служащих, статусе судей, Положение о прокуратуре. Дифференциация отражается также в различных видах трудовых договоров.

Метод трудового права меняется в соответствии с современными требованиями общества. Если предмет трудового права отвечает на вопрос, какой круг общественных отношений регулирует указанная отрасль права, то метод трудового права отвечает на вопрос каким образом, осуществляется это регулирование.

Особенностью системы отечественного права является ее многообразие, дифференциация на отдельные самостоятельные отрасли при известном сходстве некоторых из них, а также естественном наличии черт различия. Например, к регулированию общественных отношений, так или иначе связанных с трудом, причастны несколько отраслей права: гражданское, административное и право социального обеспечения. Они являются смежными с трудовым, ибо предмет и метод каждой из названных отраслей имеют определенное сходство с предметом и методом трудового права. И это сходство часто затрудняет выяснение истины правовой природы тех или иных фактических отношений и влечет за собой в ряде случаев нарушение закона в правоприменительной практике. Во избежание этого нужно ясно представлять себе, что входит в предмет каждой из названных отраслей и в чем состоит сходство и различие в объекте правового регулирования.

Гражданское право, как известно, регулирует две группы отношений: 1) имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому; 2) личные неимущественные отношения.

В число имущественных входят и те, что связаны с трудом, ибо труд возмезден. Они возникают на основе договора подряда, поручения, авторского договора. Реализация этих договоров предполагает уплату вознаграждения. Однако в отличие от трудового договора объектом всех указанных гражданско-правовых договоров является результат труда, тогда как содержание трудовых отношений всегда является процесс труда (живой труд). Отсюда вытекает необходимость согласования, координации трудовой деятельности между ее участниками и подчинение установленной дисциплине, внутреннему распорядку организации.

Для большинства трудовых договоров характерна обязанность работника выполнять любую работу, относящуюся к профессии, специальности или должности, по которой заключен договор.

Оплачивая лишь конечный результат работы, заказчик в гражданско-правовых договорах не несет никаких имущественных обязанностей в отношении исполнителя. На последнего ложится и риск невозможности представления окончательного результата по объективным причинам, тогда как в трудовых отношениях такой риск несет работодатель.

Различие по методу состоит в том, что в трудовом праве стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора, в то время как в гражданском праве субъекты независимы и самостоятельны в течение всего срока действия гражданско-правовых договоров Пашков А.С. Трудовое право России. СПб., 1996. С. 15..

Отношения, входящие в предмет трудового права, также как и те, что регулируются административным правом, связаны и с трудом, и с управлением его процессом. Однако первые всегда «внутренние», складывающиеся в рамках предприятия, учреждения, организации между работодателем и работником, осуществляющим трудовую деятельность, в том время как вторые либо «внешние», причем с использованием специфического метода государственно-властного характера (например, между министерствами, комитетами и подчиненными им учреждениями), либо связаны с государственным управлением, осуществлением исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности государства. Значительную роль здесь составляют отношения по государственной службе.

Для всех этих отношений характерно, что их субъекты находятся в соподчиненном положении, когда один наделен властью давать предписания, а другой обязан их выполнять. Но это уже признаки метода, с помощью которого в данном случае разграничение провести нельзя, ибо это черта свойственна и той и другой отрасли права. Различие, следовательно, надо искать только в предмете.

Нужно отметить, что Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятый 31 июля 1995г., весьма подробно регламентируя статус государственных служащих, правила прохождения ими государственной службы, фиксирует (ст. 4), что на государственных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Что касается права социального обеспечения, то эта отрасль права сформировалась как самостоятельная сравнительно недавно, причем большинство норм, регулирующих отношения по социальному обеспечению, ранее входило в трудовое право.

Связь с трудовым правом здесь очевидна. Так, в частности, объем правомочий граждан в пенсионных правоотношениях, составляющих основное ядро в предмете этой новой отрасли, зависит в большинстве случаев от размера оплаты труда и величины трудового стажа. Связаны с трудовым вкладом и другие социальные выплаты.

В то же время право социального обеспечения — это прежде всего система правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу предоставления гражданам благ и услуг из общественных централизованных фондов (пенсионного и государственного социального страхования). В создании первого принимают участие и сами работающие. Оплата же труда, как известно, производится за счет средств самих предприятий или бюджетных ассигнований, выделенных специально государством для некоторых категорий работников.

В условиях перехода к рыночной экономике все большее развитие получают договоры страхования, регулируемые гражданским правом. Значительная их часть носит добровольный характер.

Нотариальную основу такого страхования составляют страховые фонды, находящиеся в управлении специальных организаций (страховщиков), образованные из взносов заинтересованных организаций и граждан (страхователей) для возмещения имущественных потерь, возникающих у лиц, участвовавших в его образовании.

Поэтому же принципу создаются и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Правовой основой для этого явился Указ Президента РФ от 16 сентября 1992г. «О негосударственных пенсионных фондах».

Как видно, названные фонды существуют наряду с обязательным государственным страхованием.

Государственный характер социального страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей, во-вторых, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным государством.

Но если раньше фондами государственного социального страхования распоряжались только профсоюзы, то теперь ими ведает Фонд социального страхования — специализированное учреждение при Правительстве РФ, имеющее региональные и отраслевые отделения. Профсоюзы теперь имеют лишь равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов; им также предоставлено право контроля за использованием средств этих фондов (ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности»). Изменения в органах, управляющих социальным страхованием повлекут за собой соответственно и изменение содержания отношений по социальному страхованию, и если ранее они входили в трудовое право, то теперь, также как и отношения страхователей с пенсионным фондом, видимо, войдут в предмет права социального обеспечения. Таким образом, трудовое право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, складывающиеся в процессе труда на основании трудового договора (трудовые отношения), организации правовой и социальной защиты работника (отношения, тесно связанные с трудовыми) Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник. — М., 1996. С. 18-20.

Признаки метода трудового права. Нормы права, в которых применено дозволение как средство метода

Предмет трудового права отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами трудового права, а метод трудового права показывает, как и какими правовыми приемами, средствами осуществляется регулирование общественно-трудовых отношений.

Согласно общей теории права метод правового регулирования общественных отношений характеризуется следующими чертами (признаками):

  • 1) порядком возникновения, изменения и прекращения правоотношений;
  • 2) общим юридическим положением участников правоотношений;
  • 3) характером установления прав и обязанностей;
  • 4) средствами, обеспечивающими исполнение обязанностей (санкций).

Применительно к трудовому праву эти общие черты (признаки) метода правового регулирования трудовых отношений выражаются:

  • 1. В своеобразии оснований возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений;
  • 2. В общем юридическом положении участников трудовых отношений;
  • 3. В характере установления прав и обязанностей;
  • 4. В способах защиты прав и средствах обеспечения исполнения обязанностей сторонами трудовых правоотношений.

Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершению по своему усмотрению.

Юридическое дозволение как раз призвано обеспечить свободу действий и поведения человека. Это управомочивающие нормы, которые или прямо формулируются в тексте нормативного акта, либо конкретно не указано, но вытекает из комплекса юридических норм (хоть и не указано, но дозволено, поскольку не запрещено).

Норма права — установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства. Формой существования норм права являются нормативно-правовые акты и иные источники права.

Метод правового регулирования трудовых отношений складывается из элементов как способа, при котором сторонам предоставлена известная инициатива (диспозитивное регулирование), так и способа, при котором государство прямо и непосредственно регламентирует поведение участников отношений (императивное регулирование). При этом диспозитивные нормы трудового права (олицетворяющие диспозитивный метод правового регулирования) могут быть классифицированы на два вида: нормы, устанавливающие лишь границы усмотрения для субъектов нормативного соглашения. То есть правовые принципы, и нормы, устанавливающие один или несколько вариантов поведения.

Трудовые отношения возникают из договора волевого акта, позволяющего сторонам самим определить свои отношения, их характер по своему желанию. Именно поэтому нормы трудового права в известной мере носят диспозитивный характер.

Юридические гарантии для работника проявляются в установлении определенных ограничений: в запрете для администрации в одностороннем порядке не только изменить трудовую функцию или место работы, но и расторгнуть трудовой договор без законных оснований. Работник же может прекратить трудовые отношения в любое время; исключением из этого правила является срочный характер трудового договора.

Характер установления прав и обязанностей также свидетельствует о комплексности метода трудового права, о сочетании централизованного и локального, а также договорного и императивного порядка регулирования отношений. В договорном порядке решаются теперь весьма важные вопросы устанавливаются размеры оплаты труда (кроме случаев, когда речь идет о работниках учреждений, финансируемых из бюджета), надбавки, доплаты, премии. Государственное регулирование рассматривается в современных условиях как установление минимума гарантий для работников. Каждое предприятие при наличии финансовых средств и договоренности сторон может увеличить их объем.

Вопрос о соотношении сфер индивидуально-договорного, локального и централизованного регулирования является новым и пока еще недостаточно разработанным. Но, безусловно, государственное регулирование должно обязательно закрепить гарантии нормы об охране труда и техники безопасности (с возможными отсылками к локальным актам, ибо специфика работы, ее условий не может быть учтена в централизованном порядке); в таком же порядке должна быть закреплена и норма рабочего времени, одинаковая для всех работающих (кроме тех, кто имеет право на сокращенную его продолжительность), в качестве определенного норматива. Таким образом, метод трудового права отличает комплексность, предполагающая наличие элементов диспозитивности (метод договорного, автономного регулирования) и императивного воздействия в сочетании с участием работников (трудовых коллективов) в регулировании трудовых и тесно с ними связанных отношений.

2. Метод правового регулирования трудовых отношений.

Понятие и предмет трудового права, его отграничение от смежных отраслей права (гражданского, предпринимательского, административного, права социального обеспечения).

Трудовое право — это система норм права, регулирующая трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Иные непосредственно связанные подразделяются на 3 группы:

1, Предшествующие.

2.Сопутствующие.

3.Последущие.

Ст. 1: организации труда и управлению трудом;

  1. трудоустройству у данного работодателя;

  2. профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

  3. социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

  4. участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных закономслучаях;

  5. материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

  6. государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  7. разрешению трудовых споров;

  8. обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных ФЗ.

Ст. 15: Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным актом, трудовым договором.

Соотношение со смежными отраслями (ГП, АП, Право соц. обеспечения.).

  1. Предмет ТП — процесс труда, ГП – конечный результат труда.

  2. В ТП важно выполнение работ, в ГП – достижение рез-та.

  3. При трудовых отношениях работник включается в коллектив, работодатель берет на себя обязательства по обеспечению условий труда.

Субъекты административных от­ношений соподчинены, в тп – равноправны.

ПСО вышло из ТП во второй половине XX. Предмет — трудовые отношения между работником и работодателем, ПСО — отношения, скалывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, ко­гда они утрачивают (временно или постоянно) трудоспособность или достигают пенсионного возрас­та. В отличие от трудового права для метода права социального обеспечения не характерны договорный порядок возникновения правоотношений и сочетание централизо­ванного и локального регулирования отношений.

Метод ТП – это система способов регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

1. Сочетание централизованного и локального, законодатель­ного и договорного регулирования труда. Статья 9: коллективные договоры, согла­шения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, только повышающие.

2. Договорный характер труда и установления его условий. + Кол­лективный договор устанавливает локальные нормы, распростра­няющиеся только на работников данного производства.

4. Участие работников через своих представителей, проф­союзы, трудовые коллективы и работодателей в правовом регу­лировании труда,

5. Специфичный для трудового права способ защиты трудо­вых прав, сочетающий, как правило, действия юрисдикционных паритетных организаций (комиссии по трудовым спорам) с су­дебной защитой, закрепленной Конституцией РФ для всех.

6. Единство и дифференциация (различие) правового регу­лирования труда. Единство – общие принципы ТП. Дифференциация, напр.:

а) вредность и тяжесть условий труда. При этом установле­ны сокращенное рабочее время, дополнительные отпуска, повы­шенная оплата труда;

б) климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей;

в) физиологические особенности женского организма, его ма­теринская функция.

г) психофизиологические особенности неокрепшего организ­ма и характер подростков, необходимость продолжения ими об­разования без отрыва от производства. Учитываются также инва­лидность, пенсионный возраст работника. Основания, изложен­ные в п. «в» и «г»,— это субъектная дифференциация;

4. Система трудового права как отрасли права и как науки.

. Система отрасли трудового права — совокупность в определенном порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики об­щественных отношений, составляющих предмет данной отрас­ли. Последовательность расположения в системе отрасли этих группировок (институтов) строится по динамике развития трудо­вых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система науки, учебного курса своим предметом и целью имеет изучение норм трудового права, их развития, правовых связей, т. е. правоотношений сферы трудового права. Наука изу­чает не только российское, но и зарубежное трудовое право и международно-правовое регулирование труда. Следовательно, предмет науки выходит за рамки действующего российского тру­дового законодательства, а система науки шире системы отрасли российского трудового права, в нее включаются и учение о пра­воотношениях в сфере трудового права, и история развития тру­дового законодательства, и зарубежное, и международное трудо­вое право.

>​Основные методы трудового права в России

У него есть свой предмет и метод регулирования.

Понятие

Прежде чем сказать определение метода, надо знать, что такое предмет права.

Предметом права являются отношения людей, связанные с их работой на каком-либо производстве (трудовые) и основанные на подписанном договоре, а также отношения, связанные с ними.

Метод права подразумевает под собой способ, направленный на урегулирование отношений в обществе и носящий правовой характер, т.е. через правовые нормы право воздействует на волю людей, поведение субъектов права.

Метод – целый комплекс средств и приемов, юридического плана и регулирующих отношения, складывающиеся у людей по поводу работы.

Если правовой предмет говорит об урегулировании видов отношений в обществе, то метод дает ответ – как происходит само урегулирование с помощью норм. Т.е. какими именно приемами правового характера регулируются отношения людей в работе.

Каждый из способов обоснован с научной стороны, в них заключена суть норм, носящих правовой характер определенного значения.

А в методе отражается суть и порядок создания норм и дальнейшего использования при работе человека на производстве.

Признаки

Метод включает в себя такие признаки (способы):

1. Взаимодействие централизованного и локального способов. Здесь отражается суть правого управления трудом со стороны государства.

Централизованный способ управления заключается в разработке и издании со стороны государства норм права в сфере труда.

Цель норм – защита работника, осуществляющего работу по найму от притязаний со стороны своего хозяина, гарантия того, что ему предоставят хорошие условия, чтобы можно было работать.

Централизованный способ содержит небольшое количество прав, гарантий для людей, работающих по найму.

Здесь может применяться договорное урегулирование (участники и государственные органы заключают совместное соглашение).

Государство разрабатывает акты, касающиеся:

  • охраны трудовой деятельности;
  • длительности времени, отводящегося для работы;
  • системы тарифов для работников бюджетной сферы.

Непосредственное участие в процессе контроля и урегулирования отношений принимает правительство (органы центрального, отраслевого значения) и профсоюзы.

Акты локального значения могут только улучшать условия для работы в сравнении с централизованными.

Эти акты устанавливают:

  • режим времени, отведенного для работы на производстве;
  • представление разных льгот людям, работающим по найму из фондов, имеющихся на предприятиях;
  • графики предоставления заслуженных отпускных дней;
  • условия, прописанные в договоре.

Процесс урегулирования через акты локального характера осуществляется в пределах конкретного учреждения в виде договора, подписанного между лицом, дающим работу и профсоюзами. Акты разрабатывает работодатель.

2. Характер и условия человеческого труда договорные. Здесь сочетаются такие способы, как: договорной, носящий рекомендательный характер и властный.

Заключаются договора и добровольные соглашения, в них могут вноситься изменения и дополнения. Метод рекомендательного плана заключается в указании желаемого поведения сторон.

Властный способ применяется государством, чтобы установить порядок внутри рабочих отношений, укрепить дисциплину, привлечь к ответственности за нарушения правил в области труда.

Здесь работодатель может применять меры, несущие наказание за нарушение правил, накладывать ответственность, несущую материальный характер, производить увольнение по статье.

3. Участники отношений имеют равные права. Права сторон одинаковы при подписании и расторжении договора, при подчинении распорядку труда на производстве.

При взаимном согласии участников и имеющихся соглашений, осуществляется производство, сочетающее в себе рабочую силу работника и орудия труда работодателя на основании договора.

4. Работники участвуют в урегулировании трудовой деятельности через лиц, их представляющих и профсоюзов. Они определяют нормы труда и осуществляют контроль, чтобы они соблюдались.

5. Защита трудовых прав. Защита осуществляется органами суда и КТС, если спор носит индивидуальный характер и третейской и примирительной комиссиями, если спор коллективный. Может быть проведена забастовка.

6. Различие и единство урегулирования труда. Принципы регулирования, права в области труда и нормы применения закона — общие для всех в РФ, т.е. все работающие должны соблюдать Закон.

Различия, это разные правовые уровни в области работы человека на производстве, например, нельзя применять труд женщин в положении и детей, кому нет 18-ти лет на определенных работах.

Особенности

Метод реализуется, когда отношения по труду появляются, изменяются каким-либо образом или вовсе перестают существовать. При этом отношения можно прекратить, если один из участников сам захочет их расторгнуть на основании Закона.

Реализуется при разработке правовых норм. Они разрабатываются на разных уровнях, это довольно сложный процесс создания (уровни федерального, регионального, отраслевого, межотраслевого, территориального и локального значения).

Со стороны государства нормы закрепляют небольшой уровень гарантий, на других уровнях можно разрабатывать правовые нормы, чтобы конкретизировать и учесть особенности работы человека на каком-то определенном производстве, организации и т.д.

Метод регулирования также появляется при спорах в области труда. Стороны могут через КТС и комиссии по примирению сами участвовать, чтобы разрешить спор.

Участники отношений имеют одинаковые права, могут подписывать договоры, участвовать, когда происходит установление условий, подходящих для осуществления работы, в создании актов локального значения.

Метод правового регулирования

Метод объединяет в себе несколько элементов – способов, через которые власть воздействует на отношения людей на работе прямо и косвенно, чтобы они соответствовали идеологии правового государства. Это:

  1. Диспозитивный — основывается на равенстве сторон, т.е. имеется возможность выбора возможного правильного поведения, но только при этом не должен нарушаться Закон. Здесь можно регулировать формы: сотрудничества между участниками; создания актов локальных; систем, обеспечивающих реализацию прав участников с их обязанностями; защиты, рассмотрения споров.
  2. Императивный метод – властный метод подчинения. Здесь государство в лице своих органов устанавливает властные предписания и нормы, которые должны соблюдаться всеми сторонами отношений, а также занимается регулированием отдельных видов отношений через свои разработанные нормы. Это сроки обращения, рассмотрения, принятия решений по спорам в КТС и их обжалование в суде.

Таким образом, правовой метод основывается на способе договорного плана, равенстве работающих людей по найму, их подчинении воле лиц, предлагающих работу во время рабочего процесса.

Работники и рабочие профсоюзы могут свободно участвовать в урегулировании отношений и споров, имеющих отношение к человеческому труду.

Метод сочетает 2 основных способа, направленных на урегулирование — централизованный и локальный, единство и различие, имеет много способов, защищающих права людей, работающих по найму.

2. Метод трудового права

  • •1. Предмет трудового права
  • •2. Метод трудового права
  • •3. Система трудового права
  • •4. Принципы трудового права
  • •5. Понятийный аппарат трудового права
  • •6. Источники трудового права: понятие, общая характеристика
  • •7. Конституция рф и тк рф как источники тп
  • •8. Международные правовые акты как источники тп
  • •9. Региональное законодательство о труде
  • •10. Локальные нормативные акты, их виды
  • •11. Трудовые отношения и их отличие от других отношений, связанных с трудом
  • •12. Основания возникновения трудовых отношений.
  • •13. Стороны трудовых отношений.
  • •14. Социальное партнерство: понятие, формы, система
  • •15. Стороны соц.Партнерства и их представители
  • •16. Полномочия профсоюзов в сфере труда.
  • •17. Кд и соглашения: понятие, содержание
  • •18. Порядок заключения кд и соглашений
  • •19. Правила приёма на работу.
  • •20. Порядок ведения трудовых книжек
  • •21. Трудовой договор: понятие и содержание
  • •22. Срочный трудовой договор.
  • •23. Заключение тд и оформление приема на работу.
  • •24. Испытательный срок.
  • •25. Перевод на другую работу и перемещение. Виды переводов.
  • •26. Изменение существенных условий тд
  • •27. То при смене собственника им-ва орг-ции.
  • •28. Отстранение от работы
  • •29. Прекращение тд по соглашению сторон и в случае истечения срока
  • •30. Расторжение тд по инициативе работника
  • •31. Расторжение тд в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе.
  • •32. Расторжение тд в случае нарушения раб-ком труд.Обяз-тей.
  • •33. Расторжение тд в случае ликвидации орг-ции, а также сокращения численности или штата раб-ков (п.2 ст.81).
  • •34. Прекращение тд по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон и вследствии нарушения обязат.Правил при заключени тд.
  • •35. Порядок увольнения работников. Гарантии и компенсации.
  • •36. Защита персональных данных раб-ка (пдр).
  • •37. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты.
  • •38) Рабочее время(рв)
  • •39) Режим рабочего времени (ррв)
  • •40. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
  • •41. Понятие и виды времени отдыха.
  • •42) Ежегодный оплачиваемый отпуск(еоо).
  • •43) Ежегодные доп оплачиваемые отпуска (едоо)
  • •44) Порядок предоставления еоо
  • •45. Отпуска без сохранения заработной платы.
  • •46. Понятие оплаты труда. Госгарантии по оплате труда.
  • •47. Понятие и характеристика заработной платы. Структура заработной платы.
  • •Критерии деления зарплаты:
  • •48) Методы регулирования зп
  • •50. Стимулирующие выплаты.
  • •51. Доплаты и надбавки к зарплате.
  • •52. Оплата труда при отклонении от норм. Условий.
  • •53. Удержания из зарплаты.
  • •54. Порядок выплаты зарплаты. Отв-сть за нарушение сроков выплаты зарплаты.
  • •55. Нормирование труда. Виды норм труда.
  • •56. Понятие и виды гарантий и компенсаций в сфере труда.
  • •57. Правовое рег-ние служ. Командировок. Гарантии и компенсации при направлении в командировки.
  • •58. Правовое рег-ние внутреннего трудового распорядка.
  • •59. Меры поощрения за успехи в работе. Поощрения за особые трудовые заслуги (награждения).
  • •60. Дисциплинарная отв-сть. Виды.
  • •61. Порядок привлечения раб-ков к дисц. Отв-сти.
  • •62. Понятие, виды и содержание ученического договора.
  • •63. Труд. Гарантии и компенсации раб-кам, совмещающим работу с обучением.
  • •64. Понятие охраны труда. Нормы и правила по охране труда.
  • •65. Обеспечение права работников на охрану труда.
  • •66. Расследование и учёт несчастных случаев на про-ве.
  • •67. Пон-е материальной отв-сти сторон тд, отличие.
  • •68. Условия наступления материальной отв-сти.
  • •69. Мат. Отв-сть работодателя за материальный ущерб, причиненный работнику и его имуществу.
  • •70. Возмещение работодателем морального вреда, причинённого работнику.
  • •71. Материальная ответственность работника за ущерб, причинённый работодателю.
  • •72. Виды материальной отв-сти раб-ка.
  • •73. Договоры о полной материальной отв-сти.
  • •74. Определение размера причинённого работником ущерба, порядок взыскания.
  • •75. Гос. Надзор и контроль за соблюдением труд.Зак-ва и иных нпа. Органы надзора и контроля.
  • •76. Полномочия органов и должностых лиц Федеральной инспекцией труда.
  • •77. Общественный контроль за соблюдением зак-ва о труде. Защита труд.Прав раб-ков профсоюзами.
  • •78. Ответственность должностных лиц за нарушение труд.Зак-ва.
  • •79. Самозащита работниками труд. Прав.
  • •80. Понятие и виды инд. Трудовых споров.
  • •81. Система органов, рассм-щих итс. Подведомственность споров.
  • •82. Ктс: виды, порядок обр-ия, компетенция.
  • •83. Рассм-ие труд.Споров в суд. Порядке.
  • •84. Правовые последствия нез-нного увол-ния и перевода раб-ка.
  • •85. Понятие и виды коллективных трудовых споров.
  • •86. Порядок разрешения кол. Трудовых споров.
  • •87. Участие службы по урег-нию кол. Труд. Споров.
  • •88. Забастовки.
  • •89. Дифференциация прав.Рег-ния труда: предпосылки, критерии, способы осущ-ния.
  • •90) Особ-ти труда женщин/лиц с сем. Обяз-ми
  • •91. Особенности регулирования труда раб-ков в возрасте до 18 лет.
  • •92. Особенности регулирования труда рук-лей организации.
  • •93. Особенности регулирования труда совместителей.
  • •94. Особенности регулирования труда временных и сезонных раб-ков.
  • •95. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом.
  • •96. Особенности регулирования труда раболтающих у раб-лей – физ.Лиц
  • •97. Особенности регулирования труда надомников.
  • •98. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним районах.
  • •99 . Отраслевые особ-сти рег-ния труда раб-ков транспорта, здравоохранения.
  • •100. Особенности регулирования труда раб-ков религиозных организация.

3. МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА

Метод трудового права – совокупность специфичных для данной отрасли права способов (приемов) правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей в их поведении в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении для получения оптимального результата этого регулирования. Метод трудового права реализуется через нормы трудового законодательства и отражает их.

Метод трудового права отвечает на вопрос: как и какими способами, приемами осуществляется правовое регулирование труда?

Способы правового регулирования труда:

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного (законодательного) и договорного регулирования.

Централизованное, законодательное регулирование труда устанавливает лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться договорным и локальным способом, но может повышаться, увеличиваться. В локальном порядке на производстве за счет собственных средств установленный законодательством уровень гарантий может повышаться.

2. Договорный характер труда и установления его условий.

Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с организацией и устанавливает необходимые его условия.

Коллективный договор устанавливает локальные нормы, которые распространяются только на работников данного предприятия и так же, как и условия отраслевых и других социально-партнерских соглашений, повышают гарантии трудовых прав работников и обязательны для администрации (работодателя), если ее (его) представители были участниками переговоров.

3. Равноправие сторон трудовых договоров.

4. Участие трудящихся самостоятельно и через своих представителей (профсоюзы, трудовые коллективы) в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав.

В установлении и реализации условий труда участвуют и работодатели.

5. Специфичный для трудового права способ защиты трудовых прав, сочетающий, как правило, действия юрисдикционных органов трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой, уставновленной Конституцией РФ для всех.

6. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах, в единых основных трудовых правах и обязанностях работников и работодателей (администрации), в общих положениях ТК РФ и нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали.

Дифференциация основывается на единстве трудового права и выражается в установлении особых условий труда для отдельных категорий работников.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Метод трудового права

Под методом правового регулирования той или иной отрасли права принято понимать совокупность юридических способов правового регулирования соответствующих общественных отношений. В теории государства и права принято выделять два наиболее общих метода правого регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод иначе называют методом власти и подчинения, поскольку он опирается на использование властных предписаний. Как правило, использование такого метода характерно для административного, уголовного и некоторых других отраслей права. Трудовое право также использует императивный метод правового регулирования, например, при применении к работнику мер дисциплинарного взыскания и т.п.

Диспозитивный метод основан на юридическом закреплении равенства участников соответствующих отношений и автономии воли сторон. Другими словами, при использовании диспозитивного метода закон позволяет сторонам урегулировать свои отношения самостоятельно, на основе договора или иного соглашения. В наибольшей степени этот метод находит выражение в гражданском, семейном праве и т.п. В трудовом праве этот метод используется при регулировании социально-партнерских отношений, отношений по разрешению трудовых споров и т.п.

Таким образом, методтрудового права основан на сочетании императивного и диспозитивного методов правового регулирования, что и определяет его специфику. К особенностям метода трудового права можно отнести следующие.

Прежде всего, метод трудового права характеризуется сочетанием централизованного, локального и договорного способов регулирования соответствующих общественных отношений. Например, в централизованном порядке устанавливаются основания расторжения трудового договора, перечень мер дисциплинарного взыскания и т.п. Работодатель не может своим локальным актом предусмотреть дополнительные основания расторжения трудового договора или применить к работнику какие-либо меры дисциплинарного взыскания (например, перевод на нижеоплачиваемую работу за совершение дисциплинарного проступка).

С другой стороны, правила внутреннего трудового распорядка, обязательные для исполнения всеми работниками данной организации, устанавливаются локальным актом работодателя. Кроме того, закон позволяет сторонам трудовых отношений самостоятельно урегулировать свои отношения в договорном порядке. На практике это может осуществляться путем заключения коллективного договора или соглашения, а также трудового договора. Чаще всего предметом коллективных договоров являются вопросы оплаты труда, предоставления гарантий, льгот и компенсаций.

Например, трудовым законодательством предусмотрено, что сверхурочная работа (т.е. работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя) оплачивается за первые 2 ч., работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Однако коллективным договором может быть предусмотрен и более высокий размер оплаты сверхурочных работ. При этом ни локальный акт работодателя, ни положения коллективного или трудового договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным в централизованном порядке.

Другими словами, действующим законодательством в централизованном порядке закрепляется определенный минимум прав работника, который может быть расширен локальным актом, коллективным договором (соглашением) или трудовым договором. В нашем примере коллективным договором можно увеличить размер оплаты труда за выполнение сверхурочной работы, но нельзя уменьшить по сравнению с установленным законом.

Другой особенностью метода трудового права является сочетание равенства и подчинения сторон при регулировании трудовых и связанных с ними отношений. Отношения подчинения сторон трудовых отношений характерны для управления трудом и регулирования трудовой деятельности, когда работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, исполнять распоряжения своего руководителя и т.п.

Вместе с тем правовое положение участников социально-партнерских отношений или отношений по разрешению трудовых споров характеризуется началами равенства. Например, индивидуальные трудовые споры разрешаются специальным органом — комиссией по трудовым спорам (КТС). КТС создается на паритетных началах из равного количества представителей работников и работодателей. При рассмотрении трудового спора решения принимаются большинством голосов. На началах равенства осуществляется проведение коллективных пере­говоров при заключении коллективных договоров и соглашений, рассмотрение коллективных споров примирительной комиссией и т.п.

Специфика метода трудового права выражается в особых способах защиты трудовых прав. Защита трудовых прав может осуществляться как специально уполномоченными государственными органами, так и профессиональными союзами работников. Кроме того, ТК РФ предусматривает и возможность самозащиты работником своих трудовых прав, которая выражается в отказе от выполнения работы в предусмотренных законом случаях. Так, работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором а также работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью.

Наконец, особенностью метода трудового права является единство и дифференциация правового регулирование трудовых и связанных с ними отношений. Единство правового регулирования труда выражается в общности прежде всего основных начал или принципов трудового права и законодательства. В этой связи трудовое законодательство содержит общие нормы, регулирующие трудовые отношения работников и работодателей независимо от формы собственности организационно-правовой формы организаций.

Вместе с тем правовое регулирование труда отдельных категорий работников отличается определенными особенностями в силу специ­фики выполняемых работ (например, научно-педагогические.) медицинские работники), природно-климатических условий (работа в районах Крайнего Севера) либо физиологических особенностей организма некоторых категорий работников (женщин, несовершеннолетних и т.п.). Поэтому, помимо общи? норм, распространяющих свое действие на всех работников работодателей, ТК РФ содержит и специальные нормы, устанавливающие особые правила регулирования труда дельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, лиц, работающих в районах Крайнего Севера и т.п.) В частности, ТК РФ содержит отдельный раздел, посвященный регулированию труда отдельных категорий работнике.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *